Как регулируется правовая защита на государственном уровне

Обновлено: 23.04.2024

1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ часть 4 статьи 16 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 сентября 2015 г.

7) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

Статья 16. Защита информации

1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;

7) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 242-ФЗ)

5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

В России действуют законы, где описано, как правильно работать с информацией: кто отвечает за ее сохранность, как ее собирать, обрабатывать, хранить и распространять. Стоит знать их, чтобы случайно что-нибудь не нарушить.

Мы собрали для вас пять основных ФЗ о защите информации и информационной безопасности и кратко рассказали их ключевые моменты.

149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

В 149-ФЗ сказано, какая информация считается конфиденциальной, а какая — общедоступной, когда и как можно ограничивать доступ к информации, как происходит обмен данными. Также именно здесь прописаны основные требования к защите информации и ответственность за нарушения при работе с ней.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности:

  1. Нельзя собирать и распространять информацию о жизни человека без его согласия.
  2. Все информационные технологии равнозначны — нельзя обязать компанию использовать какие-то конкретные технологии для создания информационной системы.
  3. Есть информация, к которой нельзя ограничивать доступ, например сведения о состоянии окружающей среды.
  4. Некоторую информацию распространять запрещено, например ту, которая пропагандирует насилие или нетерпимость.
  5. Тот, кто хранит информацию, обязан ее защищать, например, предотвращать доступ к ней третьих лиц.
  6. У государства есть реестр запрещенных сайтов. Роскомнадзор может вносить туда сайты, на которых хранится информация, запрещенная к распространению на территории РФ.
  7. Владелец заблокированного сайта может удалить незаконную информацию и сообщить об этом в Роскомнадзор — тогда его сайт разблокируют.

152-ФЗ «О персональных данных»

Этот закон регулирует работу с персональными данными — личными данными конкретных людей. Его обязаны соблюдать те, кто собирает и хранит эти данные. Например, компании, которые ведут базу клиентов или сотрудников. Мы подробно рассматривали этот закон в отдельной статье «Как выполнить 152-ФЗ о защите персональных данных и что с вами будет, если его не соблюдать»

Ключевые моменты закона:

  1. Перед сбором и обработкой персональных данных нужно спрашивать согласие их владельца.
  2. Для защиты информации закон обязывает собирать персональные данные только с конкретной целью.
  3. Если вы собираете персональные данные, то обязаны держать их в секрете и защищать от посторонних.
  4. Если владелец персональных данных потребует их удалить, вы обязаны сразу же это сделать.
  5. Если вы работаете с персональными данными, то обязаны хранить и обрабатывать их в базах на территории Российской Федерации. При этом данные можно передавать за границу при соблюдении определенных условий, прописанных в законе — жесткого запрета на трансграничную передачу данных нет.

Серверы облачной платформы VK Cloud Solutions (бывш. MCS) находятся на территории РФ и соответствуют всем требованиям 152-ФЗ. В публичном облаке VKможно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе VK.

При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Этот закон определяет, что такое коммерческая тайна, как ее охранять и что будет, если передать ее посторонним. В нем сказано, что коммерческой тайной считается информация, которая помогает компании увеличить доходы, избежать расходов или получить любую коммерческую выгоду.

Ключевые моменты закона о защите информации компании:

  1. Обладатель информации сам решает, является она коммерческой тайной или нет. Для этого он составляет документ — перечень информации, составляющей коммерческую тайну.
  2. Некоторые сведения нельзя причислять к коммерческой тайне, например, информацию об учредителе фирмы или численности работников.
  3. Государство может затребовать у компании коммерческую тайну по веской причине, например, если есть подозрение, что компания нарушает закон. Компания обязана предоставить эту информацию.
  4. Компания обязана защищать свою коммерческую тайну и вести учет лиц, которым доступна эта информация.
  5. Если кто-то разглашает коммерческую тайну, его можно уволить, назначить штраф или привлечь к уголовной ответственности.

63-ФЗ «Об электронной подписи»

Этот закон касается электронной подписи — цифрового аналога физической подписи, который помогает подтвердить подлинность информации и избежать ее искажения и подделки. Закон определяет, что такое электронная подпись, какую юридическую силу она имеет и в каких сферах ее можно использовать.

Ключевые моменты закона:

  1. Для создания электронной подписи можно использовать любые программы и технические средства, которые обеспечивают надежность подписи. Вы не обязаны использовать для этого какое-то конкретное государственное ПО.
  2. Подписи бывают простые, усиленные неквалифицированные и усиленные квалифицированные. У них разные технические особенности, разные сферы применения и разный юридический вес. Самые надежные — усиленные квалифицированные подписи, они полностью аналогичны физической подписи на документе.
  3. Те, кто работает с квалифицированной подписью, обязаны держать в тайне ключ подписи.
  4. Выдавать электронные подписи и сертификаты, подтверждающие их действительность, может только специальный удостоверяющий центр.

187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Этот закон касается компаний, которые работают в сферах, критически важных для жизни государства — таких, что сбой в их работе отразится на здоровье, безопасности и комфорте граждан России.

К таким сферам относится здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, банки, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонная промышленность, ракетно-космическая промышленность, горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность и химическая промышленность. Также сюда относят компании, которые обеспечивают работу предприятий из этих сфер, например, предоставляют оборудование в аренду или разрабатывают для них ПО.

Если на предприятии из этой сферы будет простой, это негативно отразится на жизни всего государства. Поэтому к IT-инфраструктуре и безопасности информационных систем на этих предприятиях предъявляют особые требования.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности критически важных структур:

Информация была и есть частью жизни общества, как и информационная безопасность. Вопрос защиты информации всегда был актуален, будь то шифрование писем в прошлых столетиях или криптографические средства защиты сейчас – цель всегда будет преследоваться одна. В условиях информационного общества этот вопрос стоит особенно остро, так как современные реалии развития информационных отношений подразумевают широкое использование и высокую ценность информации, а значит огромный поток передаваемой информации всегда будет подвергаться недобросовестной деятельности. В современной России уже сформированы частично методы защиты информации на государственном уровне, а также продолжается гонка за далеко убегающими технологиями и новыми способами защиты права. В сфере права ситуация так же не стоит на месте. Для детального рассмотрения того, как менялась информационная безопасность на законодательном уровне стоит определиться, что затрагивает данное понятие именно в праве и именно в России.

1) Так, если мы откроем Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" то увидим, что информационная безопасность – это состояние защищенности общества и государства, отдельного гражданина от информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру. То есть это состояние защищенности общества от недобросовестной информации либо от ее разглашения.

2) Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон № 149-ФЗ) владелец информации обязан принимать меры по ее защите, из чего следует, что защита информации (как информационная безопасность) – совокупность обязательных действий владельца информации не только по ее защите (защита от уничтожения, распространения, копирования и т.д. (ч. 1 ст. 16 Закон № 149-ФЗ)), но и реализации права на доступ к ней.

3) Также под защитой информации понимается защита интеллектуальной собственности, ограничение доступа к ней и ее законное распространении (касается, например, ноу-хау).
Для рассмотрения основных изменений в российском законодательстве за последнее время стоит понимать, что "информационная безопасность" имеет, скажем так, различную направленность, что мы и видим согласно представленным выше определениям. Соответственно, мы разделим на 3 этапа основные изменения в сфере информационной безопасности.


Этап 1. Основные права и обязанности

1) Данный этап можно назвать формированием правовой защиты информации. А значит, стоит начать с Конституции РФ, которая является основным источником права в области обеспечения информационной безопасности в России:

2) К этому же этапу можно отнести первые редакции Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", который, как острог и каркас имел лишь основные понятия: устанавливал обязанности государства в сфере защиты информации, создал пока еще только понятие об информационных ресурсах государства, отнес информационные ресурсы к общероссийскому национальному достоянию (2003 год).

3) Правовой режим государственной тайны установлен первым в истории российского государства Законом "О государственной тайне", который вступил в действие 21 сентября 1993 года (новая редакция Закона Российской Федерации "О государственной тайне" была принята в 1997 году).

4) Указом от 6 марта 1997 года № 188 был закреплен перечень сведений конфиденциального характера, таких как персональные данные, тайна судопроизводства, коммерческая тайна и т.д.
Данный этап подразумевал под собой формирование основных сводов и правил для дальнейшего формирования защищенности интересов в информационной сфере. Основной уровень прав – гарант правового общества, соответственно эти меры были просто необходимы и отражали основные принципы государства. Практическая ценность данных прав – нормальное функционирование судебной системы в России.


Этап 2. Формирование основных направлений и их реализация

Данный этап и перечень всех изменений проще всего будет рассмотреть на примере двух Доктрин информационной безопасности Российской Федерации 2000 и 2015 года. Хоть они и не отражают всех изменений, внесенных за этот период с 2000 по 2016 год, но вполне отражают общую тенденцию выходящих тогда паровых актах и изменениях в праве. Данный анализ основан на статье: Информационная политика России в обеспечении информационной безопасности личности: история и современность (Чеботарева А.А.) ("История государства и права", 2015, № 24)

1) Доктрина информационной безопасности личности Российской Федерации 2000 года (утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) ставит перед собой основную задачу – это защита личности в информационной сфере. При этом интересы личности в информационной сфере заключаются как в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, так и в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

2) В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212) один из принципов, на которых базируется развитие информационного общества в России, – это обеспечение национальной безопасности в информационной сфере. В качестве одного из направлений реализации Стратегией названо обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований к обеспечению безопасности информации ограниченного доступа, что и подтвердила Доктрина 2016 года. Разработка новой Доктрины продиктована изменившимися реалиями, связанными с угрозами информационной безопасности, изменением в стратегическом планировании в сфере обеспечения национальной безопасности.

Из чего можно сделать вывод, что данный этап формирует две основные направленности: внутреннюю (2000 год) и внешнюю (2016 год). Право в сфере информационной безопасности формируется именно по этим двум направления, составляя тандем из состояния защищенности каждой отдельной личности, общества и государства. На деле – направление развития права в сфере информационной безопасности дало точек к конкретизации различных паровых случаев и возможность следовать тенденциям глобальной информатизации. Вопрос же в реализации данных направлений отразился в Этапе 3.


Этап 3. Гонка с технологиями

С формированием информационного общества поток информации в мире непрерывно растет. Это в первую очередь обеспечено технологиями, которые постоянно совершенствуются и дорабатываются, а также внедрением новых возможностей в систему взаимодействия общества. Право во всем мире постоянно старается залатать дыры, образованные новыми возможностями. Защита прав личности, корпоративной тайны, государственной тайны сейчас скорее вопрос не только права, но и физики, математики. А значит, недостаточно выпустить НПА и тем самым закрыть брешь, но и необходимо создать технологическую почву для его реализации. Этим и обусловлены все новые НПА, выходящие приблизительно с 2016 года. Будь то еще не уступивший в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который направлен на регулирование криптовалют, а значит защиту пользователей криптовалют. Или новая редакция Закона. № 149-ФЗ, о нововведениях которой хотелось бы упомянуть, что бы картинка развития права в сфере информационной безопасности в России была целостной. Итак, на что направлены новые изменения в Закон № 149-ФЗ? На борьбу с "пиратством". Предыдущий опыт показал неэффективность борьбы с пиратством в России. Поэтому, это закономерное изменение. Так, правообладатель теперь сможет блокировать через Роскомнадзор не только ресурс, на котором опубликован материал, но и ограничить доступ также к программам, которые обеспечивают работу "пиратских" сайтов в Интернете. А у провайдеров появятся новые обязательства. В соответствии с новой ч. 3.1 ст. 15.2 Закона № 149-ФЗ владелец информационного ресурса, на котором находится программное приложение, обеспечивающее использование "пиратского" сайта, обязан проинформировать об этом владельца программного приложения и уведомить его о необходимости незамедлительно ограничить доступ к произведениям или иной интеллектуальной собственности, которые распространяются без разрешения правообладателя. То же самое касается и разработчиков программ, на которых публикуются незаконно произведения интеллектуальной собственности.

Рассмотрев поэтапно историю развития информационной безопасности в России, напрашивается ряд вопросов, которые могут задать себе предприниматели. Однако, данная хронография законодательных актов – не более чем направление деятельности государства в сфере защиты информации. Ее непосредственное применение в судах или досудебном порядке неприменимо. Но! Знания и понимание процессов – сила, которая не даст растеряться на практике. Так, понимая, что деятельность законодателей направлена сейчас на ужесточение мер по защите авторских прав, а так же появление новых возможностей кредитования – можно взять кредит под залог интеллектуальной собственности, как это было сделано впервые в России в октябре 2020 года. Так же, например, понимая, что хоть и основные меры по защите предпринимательства и бизнеса идут с 2016 года – многие моменты, связанные с техническим обеспечением являются незащищенными. Поэтому стоит трижды рассмотреть новые капиталовложения, связанные с передачей данных по интернету, но и бояться нового – стагнация для бизнеса. Описать каждый новый элемент технологических достижений невозможно как в нормативно-правовых актах, так и в этой статье. Тем не менее, можно дать простое понимание общей картины. Поэтому ниже будут приведены вопросы. Которые задает каждый предприниматель века информационных технологий.

1) Как предприниматель может защитить свои данные на просторах Интернета?

С развитием технологий способы утечки корпоративной, личной информации, имеющие материальную ценность, являются важным ресурсом для любого бизнеса по всему миру. Минимизация возможности утечки таких данных путем ужесточения мер идентификации и аутентификации – единственный надежный вариант на сегодняшнее время. Если Ваши персональные данные уже находятся в Интернете – изъять их будет куда сложнее, чем постоянно проводить профилактику и соблюдать меры предосторожности. Для этого есть два основных направления: ужесточение мер безопасности на внутреннем уровне или передача на аутсорсинг. Внутреннее ужесточение имеет потолок в виде вашего IT-отдела. Аутсорсинг же пестрит выбором и необходимо тщательно выбирать партнера для передачи ценной информации. Если же ситуация уже вышла из-под контроля, стоит учитывать, что судебная практика имеет смешанные решения по вопросам утечки персональных данных, но шансы получить компенсацию и пресечь утечку данных куда проще при передаче оператору персональных данных на аутсорсинг. Так, после внесения изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" появились компании на аутсорсинге, которые предлагают услугу облачного хранилища, то есть хранение всего объема данных от первичных документов до счетов в защищенном облаке данных на серверах компании, предоставившей услугу. Но все равно по итогу никто не застрахован от утечки данных, вопрос лишь в процентном шансе заиметь проблемы с данными, так как находятся все новые и новые способы украсть персональные данные. Из чего следует вывод, что каждый предприниматель должен быть готов столкнуться с чем-то новым. Как в положительном, так и в отрицательном ключе.

2) И вытекающий вопрос из предыдущего – а что делается для предотвращения таких случаев на законодательном уровне? Как в России решают проблему технологического отставная в защите персональных данных?

Хоть и отставание от технологий чрезмерно велико, процесс все же есть. Помимо упомянутой выше новой редакции Закона № 149-ФЗ, направленной на защиту в Госдуму было внесено порядка 10 проектов, касающихся непосредственно мер по защите персональных данных. Ввели уточнения обязанностей организатора распространения информации в сети, уточнения порядка обработки персональных данных по поручению оператора, а также уточнения требований по обеспечению безопасности обрабатываемых персональных данных, уточнения сведений, передаваемых оператором связи и других данных. В техническом плане постоянно совершенствуются способы шифрования криптографии (например, разрабатываются новые системы токенов для обеспечения информационной безопасности пользователя). Тем не менее, конкретизация в праве и новые методы шифрования в техническом плане рождают новые методы обхода всех средств защиты и эта гонка будет продолжаться бесконечно.


Все специалисты по информационной безопасности рано или поздно сталкиваются с вопросами законодательного регулирования своей деятельности. Первой проблемой при этом обычно является поиск документов, где прописаны те или иные требования. Данный справочник призван помочь в этой беде и содержит подборку ссылок на основные законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие применение информационных технологий и обеспечение информационной безопасности в Российской Федерации.

Предисловие

Для облегчения восприятия весь массив документов разделен на смысловые блоки, которые применяются для регулирования тех или иных областей информационной безопасности.
К сожалению большая часть приведенных документов применяется для регулирования сразу нескольких областей права, поэтому предложенная классификация весьма условна. Документы в справочнике упоминаются только один раз. Это немного затрудняет поиск, но существенно сокращает объем справочника.

Предлагаемый справочник не является исчерпывающим, но содержит, пожалуй, основные направления обеспечения информационной безопасности в России.

В справочнике, за редким исключением, отсутствуют ссылки на документы ограниченного распространения, национальные стандарты и проекты документов.

Большая часть документов представлена в виде ссылок на справочно-правовую систему «Консультант+», при этом некоторые документы будут недоступны для бесплатного просмотра в рабочее время. Для таких документов рядом с названием в квадратных скобках будет даваться альтернативная ссылка, доступная в рабочее время.

Представленные документы актуальны на момент публикации данного справочника.
Приятного просмотра и успешной работы!

Основы законодательства

Комментарий. Данный закон и изданные на его основе документы определяют случаи, при которых нормативно-правовые акты государственных регуляторов считаются обязательными к применению.

Стратегические документы

Системообразующие документы

Комментарий. Данные документы тем или иным образом регулируют практически любую ситуацию, связанную с обеспечением ИБ.

Государственные регуляторы

Комментарий. Полномочия ЦБ в области ИБ «размазаны» по законодательству, в частности, в законах «О национальной платежной системе», «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» и др.

Комментарий.Приведенные документы наделяют МО РФ и Генштаб ВС РФ полномочиями в области обеспечения международной информационной безопасности.

Комментарий.В приведенном документе происходит наделение полномочиями в области обеспечения международной информационной безопасности.

Комментарий.В приведенном документе происходит наделение полномочиями в области обеспечения международной информационной безопасности.

Техническое регулирование

Комментарий. Здесь под техническим регулированием подразумевается: стандартизация (определение необходимости использования национальных или международных стандартов), определение процедур оценки соответствия средств защиты информации (например, обязательная сертификация), определение мероприятий по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации, особенности проведения измерений.

Техническое регулирование. Сертификация средств защиты информации

Комментарий. Закон устанавливает обязанность использования бюро кредитных историй сертифицированных средств защиты информации.

Техническое регулирование. Аттестация объектов информатизации

Комментарий. Необходимость обязательной аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации содержится также и в других документах, например, в Приказе ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 и др.

Лицензирование деятельности в области информационной безопасности

Комментарий. Лицензирование деятельности, связанной с защитой или обработкой государственной тайны, осуществляется в соответствии с законом «О государственной тайне» и выпущенными на его основе документами.

Комментарий. В документе содержится исчерпывающий перечень основных руководящих документов ФСТЭК России.

Информационная безопасность и персонал

Комментарий. Документы определяют: обязанности персонала по обеспечению ИБ, меры дисциплинарной ответственности, особенности обработки ПДн персонала, типовые требования к персоналу, особенности повышения квалификации.

Судебные тяжбы, компьютерная криминалистика

Ответственность за нарушения в области информационной безопасности

Комментарий. Меры дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности, а также требования по компенсации морального вреда описаны в «Трудовом кодексе РФ», «Гражданском кодексе РФ» и других документах.

Руководящие документы ФСТЭК России

Комментарий. С полным перечнем руководящих документов ФСТЭК России можно ознакомиться в «Перечне технической документации, национальных стандартов и методических документов, необходимых для выполнения работ и оказания услуг, установленных Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. № 79 (новая редакция)».

Криптография

Комментарий. Данный документ определяет порядок оформления лицензий (в случае необходимости) на ввоз/вывоз криптографических средств через границу Таможенного союза ЕАЭС.

Электронная подпись

Комментарий. Электронная подпись является одним из видов аналога собственноручной подписи, применение которого регламентируется ГК РФ.

Государственная тайна

Служебная тайна

Коммерческая тайна

Банковская тайна

Инсайдерская информация

Защита связи

Государственные и муниципальные информационные системы (ГИС и МИС)

Комментарий. Основным федеральным законом про государственные (ГИС) и муниципальные информационные системы (МИС) является Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

Комментарий. Требования данного закона должны учитываться при разработке ГИС, используемых для взаимодействия с гражданами.

Комментарий. Описывает особенности использования информационных систем в государственных органах, в том числе обязанность публиковать перечни используемых информационных систем.

Государственные и муниципальные информационные системы. СМЭВ

Государственные и муниципальные информационные системы. Обеспечение безопасности

Государственные и муниципальные информационные системы. Открытые данные

Государственные и муниципальные информационные системы. Московская область

Государственные и муниципальные информационные системы. Здравоохранения и медицина

Подключение к Интернет государственных систем

Критическая информационная инфраструктура (КИИ)

Критическая информационная инфраструктура. Связь

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Транспорт

Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА)

Комментарий. Основным федеральным законом по ГосСОПКА является Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ. Применение ГосСОПКА тесно связанно с защитой критической информационной инфраструктуры, но в общем случае шире этой задачи.

Персональные данные (ПДн)

Комментарий. Постановление поясняет понятие «общественный интерес» при обработке информации, а также дает разъяснения по использованию ГК РФ Статья 152.1. «Охрана изображения гражданина».

Комментарий. Данный документ, пожалуй, является единственным документов в Российском законодательстве, устанавливающим перечень данных, необходимых для идентификации физических лиц.

Персональные данные. Обеспечение безопасности

Комментарий.Защита персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах осуществляется в соответствии с Приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17.

Персональные данные. Блокировка нарушителей

Комментарий. Законодательная основа блокировки нарушителей установлена в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

Персональные данные. Банковская специфика

Персональные данные. Единая биометрическая система (ЕБС)

Комментарий. Законодательная основа единой биометрической системы установлена в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

Персональные данные. Особые случаи обработки ПДн

Персональные данные. Сроки хранения

Комментарий. Сроки хранения документов по личному составу определяются Федеральным законом от 22 октября 2004 N 125-ФЗ.

Персональные данные. Международные требования

Комментарий. Закон Китайской Народной Республики о защите личной информации (Принято на 30-м заседании Постоянного комитета 13-го Всекитайского собрания народных представителей 20 августа 2021 г.). Англоязычная аббревиатура PIPL от Personal Information Protection Law. Данный закон, как и GDPR, экстротерриториален.

Персональные данные. Примеры внутренних документов

Национальная платежная система

Банковская безопасность. Нормативно-правовые акты Банка России

Комментарий. Главы 7 и 8 документа вводят понятия риска информационной безопасности (киберриска) и риска информационных систем

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: