Как раньше называли построение парусных судов четырехугольником

Обновлено: 25.04.2024

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности») соответствующими иллюстрациями.

УСТРОЙСТВО КОРПУСА ПАРУСНОГО СУДНА

Парусник состоит из корпуса судна и его оснастки – мачт, такелажа и парусов. Корпус – основа парусника; вся остальная оснастка устанавливается на нем. Корпуса парусников длительное время изготавливали из дерева, лишь со второй половины 19-го века для строительства парусных судов стали применять сталь и другие современные материалы.

Передняя часть корпуса (нос корабля или судна) чаще всего заострена, чтобы сопротивление воды как можно меньше тормозило ход судна. Передний брус, представляющий собой носовой «нож», взрезающий волну, называется форштевень . По всему днищу парусного судна проходит киль – продольная балка, являющаяся главной частью набора корпуса. Фактически это «хребет», «позвоночник» корабля. К нему крепятся «рёбра» судна – шпангоуты , несущие на себе наружную обшивку корпуса (обшивку корпуса старинного парусника составляют доски, скрепленные гвоздями). В задней части судна на киль опирается ахтерштевень – широкий вертикальный выступ, гасящий стремление судна рыскать на волне. К ахтерштевню подвешивается перо руля , поворот которого заставляет судно менять курс. Задняя часть корпуса (корма) бывает плоской или закругленной; но на старых парусниках она была только плоской, вертикально срезанной (закругленная корма появилась лишь в середине 19 века).

В носу судна установлен бушприт – наклонная мачта (о назначении бушприта – позже). Сверху весь корпус судна покрыт дощатым палубным настилом, который служит полом для моряков, работающих наверху, и крышей – для моряков, находящихся внутри судна. Палубный настил в определенной мере способствует повышению продольной прочности корпуса, и к тому же обеспечивает удобство обитания команды; поэтому обычно парусные суда имеют не менее двух палуб – верхнюю и нижнюю, внутреннюю (на больших парусниках иногда даже две внутренних).

Верхняя палуба носовой части судна называется бак . Бак старинного парусника обычно ограждает по сторонам решетчатый гальюн , который в старину использовался, как общественный туалет команды (встречная волна исполняла роль «уборщицы»); позже гальюн стал просто традиционным украшением судна (на современных парусниках носовой гальюн встречается редко). Надстройка над баком, защищающая дальнейшую палубу судна от встречных волн, называется полубак . В районе полубака обычно установлена передняя мачта – фок-мачта . К бортам полубака с обеих сторон прикреплены крамболы – толстые короткие брусья для подтягивания к бортам якорей в убранном положении ( клюзы – круглые отверстия, в которые уходят якорные канаты - располагаются под гальюнами). Средняя часть палубы называется шкафут ; здесь же устанавливается грот-мачта . Участок палубы между грот-мачтой и задней бизань-мачтой называется шканцы . И полубак, и шкафут, и шканцы имеют широкие решетчатые люки для пропуска воздуха и света на нижнюю палубу. Кормовой участок палубы – ют ; надстройка над ним – полуют . Внутри этой надстройки традиционно располагались каюты начальствующего состава.

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

ОСНАСТКА ПАРУСНИКОВ

Оснастка бывает фиксированной (стоячей) и мобильной (бегучей). Фиксированная оснастка включает мачты и ванты. Оснастка мобильная - это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали.

МАЧТЫ ПАРУСНИКОВ

Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут рангоутные реи, к которым и крепятся паруса. В древности суда имели только одну мачту с одним парусом; с развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт начало увеличиваться. Обычным, наиболее часто используемым стало количество в две – три мачты; однако с конца 19-го века стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. С тех пор, как количество мачт начало увеличиваться, каждая мачта стала нести не по одному, а по два – три, а то и по четыре паруса. Деление парусов на более мелкие и расположение их ярусами явилось результатом умного расчета: несмотря на общее увеличение площади парусности, работу со ставшими менее громоздкими парусами могла осуществлять сравнительно малочисленная команда.

Передняя вертикальная мачта, считающаяся первой, называется фок-мачта . Она устанавливается сразу за баком; на старинных судах, на которых обычно бывали высокие полубаки, фок-мачта выходила прямо из полубака. Средняя мачта – грот-мачта ; она самая высокая, устанавливается в середине судна, на шкафуте. На двухмачтовых судах грот-мачта является второй и последней. Но иногда она бывает и первой: на некоторых типах двухмачтовых судов, на которых передняя мачта расположена почти в середине корпуса, она считается не «фок», а «грот-мачтой». Задняя, кормовая мачта трехмачтовых судов называется бизань-мачтой ; она самая маленькая. На поздних многомачтовых парусниках (с четырьмя – семью мачтами) бизань-мачтой считается последняя. Все мачты перед ней именуются номерными «гротами» (1-я грот-мачта, 2-я грот-мачта, и т.д.). Хотя для старинных парусников двух- трехмачтовая система считается классикой, в 15-16 веках, когда эта система еще не полностью завоевала господствующее положение, некоторые особо крупные суда имели еще и четвертую мачту, стоявшую позади бизань-мачты, фактически на самом срезе кормы. Эта четвертая мачта, исчезнувшая к началу 17-го века, называлась бонавентур-мачтой . Сегодня ни мачта у среза кормы, ни ее название даже на многомачтовых парусниках не используется.

Английское крупное военное судно начала 16 века несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте

Английское крупное военное судно начала 16 века несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте

Все вертикальные мачты ставятся с небольшим наклоном назад (в особенности это касается бизань-мачты). Это при наполнении парусов ветром «выгибает» мачты в строго вертикальное положение и улучшает равновесие судна в направлении вперед. Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. До 10-го века мачты были однодревками, и несли по одному большому парусу (лишь иногда на больших судах одна мачта могла иметь два паруса). Трехмачтовые суда стали распространяться с середины 15-го века; тогда же их мачты начали изготавливать из двух частей, а с начала 16-го века – уже из трех (эта конструкция не изменилась и до настоящего времени).

Нижняя часть мачты называется собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань мачта). Над ними закрепляются средние части – стеньги : фор-стеньга и грот-стеньга; на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга. Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фор-марс, грот-марс и крюйс-марс). Эти марсы так же используются как наблюдательные пункты впередсмотрящих матросов, а в бою на них размещаются стрелки, осыпающие пулями сверху экипажи вражеских судов. Выше стеньг ставятся брам-стеньги : фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга (но крюйс-брам-стеньга ставится только на больших парусниках; на бизань-мачтах средних и малых судов обходятся без нее). В месте соединения стеньг и брам-стеньг находятся салинги – крестообразные двойные короткие балки, к которым крепятся верхние концы вант; так же на салинги опираются ногами работающие с парусами матросы.

Для удержания мачт на их местах используется так называемый стоячий такелаж : жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. Фордуны и бакштаги удерживают стеньги и брам-стеньги; ванты , представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.

Для подвески парусов к мачтам служат горизонтальные балки - реи . Реи крепят к мачте серединой; средняя точка реи проецируется на ось судна. К рее по всей ее длине привязана верхняя кромка прямоугольного паруса; к парусине пришиты горизонтальные ряды рифов – веревок, с помощью которых парус при ненадобности убирается путем скатывания полотнища и подтягивания его к рее. Через свободные нижние края паруса пропускаются шкоты – тросы, при помощи которых надутые ветром паруса крепится к палубе: чтобы они оставались надутыми, а не поднялись и не начали полоскаться на ветру. Реи подвешиваются так, чтобы сохранять их подвижность: чтобы они могли подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы тросами, закрепленными на мачте так, чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность.

Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: нижние – просто реи (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); выше , над марсами стеньг, крепятся марса-реи (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к верхним брам-стеньгам прикрепляют брам-реи (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея). На крупных парусниках, несущих на каждой мачте не по три паруса, а больше, реи с этим названием перемещаются вниз, на стеньги, а реи на брам-стеньгах получают прибавку бом- (фока-бом-брам-рея и т.д.). В 15-17 веках, когда бушприты еще не несли удлиняющих утлегарей, а имели на конце вертикальную блинда-стеньгу, к ней крепилась небольшая блинда-стеньг-рея; а под самим бушпритом закрепляли блинда-рею.

Для управления рангоутом и парусами служит бегучий такелаж – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а так же их поворот по направлению ветра, брасопление и т.д. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно и вряд ли уместно (и без того усложнил рассказ всякими реями).

ВИДЫ ПАРУСОВ

Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. В парусном флоте в ходу два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

Прямыми парусами вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 67 градусов.

Косые паруса , устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 20 градусов! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.

Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. Латинские паруса имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. Гафельные паруса – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. Бермудские паруса – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

НАЗВАНИЯ ПАРУСОВ ПО МЕСТУ ИХ УСТАНОВКИ

Названия парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся. Так, нижние, самые большие паруса, закрепленные на фока-рее и грота-рее, называются соответственно фоком и гротом ; выше – на фока-марса-рее и грота-марса-рее – находятся фор-марсель и грот-марсель . Еще выше, на фока-брам-рее и грота-брам-рее, вывешиваются фор-брамсель и грот-брамсель . Так как реи задней мачты несут особые названия, паруса на бизань-мачте снизу вверх именуются: бизань , крюйсель и бом-крюйсель . Если на паруснике есть четвертый ярус парусов (иногда это бывало на особо крупных старинных судах, но обычно такое количество парусов практикуется на больших парусниках 20-го века), то эти паруса называются фор-трюмсель и грота-трюмсель . На старинных парусниках парус, крепившийся под бушпритом на блинда-рее, назывался блинд ; а в тех случаях, когда на закрепленной на конце бушприта вертикальной блинда-стеньге имелась блинда-стеньг-рея, к ней подвешивался небольшой парус бом-блинд .

Парусный корабль классификация парусников с названиями, фото и описанием

Парусный корабль появился в глубокой древности. Считается, что первенство принадлежит цивилизации Египта, возникшей более 6 тысяч лет назад.

Установка паруса на лодке была обусловлена необходимостью преодолевать большие пространства с минимальными физическими затратами.

Минули века и тысячелетия. На смену примитивным судам пришли разные виды кораблей с одной или несколькими мачтами и системой отличных по форме парусов.

Современный лайнер не зависит от направления и скорости ветра, потому что работает от силы двигателей, однако парусник по-прежнему считается самым грациозным судном.

Строение парусного корабля

Парусный корабль представляет собой конструкцию, состоящую из корпуса (или нескольких корпусов), где размещают снаряжение, запасы, команду.

Парусный корабль классификация парусников с названиями, фото и описанием

Горизонтальная площадка называется палубой. Передняя часть корпуса – нос, задняя – корма, боковые ограничения – левый и правый борт, нижняя подводная часть – киль.

Также основными элементами являются:

  • рангоут (мачты с реями, гафелями, стеньгами, гиком, бушпритом),
  • такелаж – стоячий, бегучий (различные веревочные, стальные канаты, цепи),
  • паруса (косые, прямые).

Парусный корабль классификация парусников с названиями, фото и описанием

Гафель – это наклонная под углом к мачте рея, к нему крепится косой парус в виде трапеции, а гик – горизонтальная нижняя рея. Стеньга крепится на мачту, являясь ее продолжением.

Бушпритом моряки называют деревянный брус, который является продолжением носа и располагается под небольшим углом к морской поверхности, на него крепят косые паруса.

Стоячий такелаж, как можно сделать вывод из его названия, неподвижен. Такие такелажные снасти прочно крепят мачты и стеньги, их делят на:

  • ванты и фордуны, расположенные по бокам (похожи на веревочные лестницы),
  • штаги, которые крепят мачты спереди,
  • бакштаги, закрепляющие бушприт.

Бегущий такелаж в закрепленном состоянии неподвижен, но когда надо выполнить работу по управлению судном, он может перемещать снасти в пространстве.

Выделяют такие виды такелажа:

  • галс (крепит угол паруса к палубе, бушприту, гику),
  • шкот (управляет парусным снаряжением),
  • фал (поднимает парус),
  • брас (предназначен для того, чтобы повернуть рею в плоскости, параллельной палубе).

Классификация парусов основывается на нескольких критериях. По форме существуют прямоугольные, треугольные, трапециевидные.

По расположению – поперек корпуса или вдоль – прямые (грот, марсель, брамсель) и косые (стаксель, кливер – тот и другой добавочный), нижний парус и верхний (нижний фор-марсель, верхний фор-марсель).

Основные виды парусного вооружения изображены на фото.

Парусный корабль классификация парусников с названиями, фото и описанием

Еще выделяют латинские паруса – треугольной формы, которые крепятся длинной стороной к рею, наклоненному относительно мачты под углом примерно 45-55 градусов.

Каждая снасть кроме общего, группового названия имеет еще дополнительное, которое указывает, к какому элементу рангоута или паруса она относится. Так, стеньга первой мачты – это фок-стеньга, шкот на парусе стаксель – это стаксель-шкот.

Виды парусных кораблей

Парусники очень разнообразны. Их выделяют по количеству мачт, особенностям парусов, назначению. Определить тип корабля поможет таблица.

Рулевая ось находится перед задней мачтой.

Таблица с видами парусников показала, как менялся облик кораблей, отношение к длине и количеству мачт, парусному сооружению.

Парусники России

Россия продолжительное время не имела выхода к южным морям и Балтике. По рекам ходили первые древнерусские суда. Это были парусно-гребные одномачтовые ладьи.

Парусный корабль классификация парусников с названиями, фото и описанием

На севере поморы выходили в холодные моря на кочах с одним парусом.

Вплоть до 18 в. в нашей стране не было военного флота, и лишь по приказу Петра I, который плавал сначала на ботике, а потом на яхте, заложили судостроительную верфь.

Парусный корабль классификация парусников с названиями, фото и описанием

Оттуда вышел в море первый парусный линейный корабль (линкор). Позже многие парусники строились на зарубежных верфях.

Существуют корабли, которые вошли в историю нашей страны.

Парусный корабль классификация парусников с названиями, фото и описанием

Шлюпы Восток и Мирный у берегов Антарктиды

На шлюпе «Восток» русские исследователи открыли Антарктиду.

Парусный корабль классификация парусников с названиями, фото и описанием

Легендарный фрегат «Паллада», признанный образцом совершенства, широко известен благодаря плававшему на нем писателю И. А. Гончарову.

Парусный корабль классификация парусников с названиями, фото и описанием

Корвет «Витязь» доставил Н. Н. Миклухо-Маклая – первого европейца – на берег Новой Гвинеи, населенной первобытными папуасами.

Современные парусные суда

Современные парусные суда широко известны:

    Это прежде всего четырехмачтовые барки «Крузенштерн» и «Седов» учебные суда, на которых проходят практику будущие моряки.

Парусный корабль классификация парусников с названиями, фото и описанием

Заключение

Век железных кораблей на атомных реакторов не смог убрать с морских трасс величественные парусные суда. Последние не только помогают курсантам на практике овладеть морским делом.

Своим обликом они будят в детях, подростках интерес к путешествиям, помогают прикоснуться к истории географических открытий, а также боевой славе нашей страны.

Парусные корабли строились еще с глубокой древности. Как считают ученые, первенство принадлежит египетской цивилизации, появившейся больше 7 тыс. лет назад.

Парусные корабли

Установка паруса объяснялась необходимостью проплывать большие расстояния с минимальными физическими нагрузками. Прошли века, и на смену простейшим лодкам пришли различные виды современных многопалубных судов.

Основные элементы

Любой тип парусных судов собой представляет устройство, которое состоит из корпуса, где размещается команда, провизия, необходимое снаряжение.

Горизонтальная площадка сверху судна называется палуба. Задние и передние элементы корпуса, соответственно — корма и нос, подводная часть снизу — киль, ограничения двум сторонам — правый и левый борт.

Также в устройство парусного корабля входит:

  • паруса (прямые и косые);
  • такелаж — бегущий и стоячий (всевозможные цепи, металлические, веревочные канаты);
  • рангоут (мачты с гафелями, реями, бушпритом, гиком, стеньгами).

Парусные корабли эволюция

Бушпритом матросы называют брус, являющийся продолжением носовой части и располагающийся под углом к поверхности морской глади, куда закрепляются косые паруса.

Гафель — это рея, которая наклонена под углом к мачте, сюда закрепляется трапецеидальный косой парус. Гик — горизонтальная рея снизу. Стеньга фиксируется с мачтой и является ее продолжением.

Стоячий такелаж, как ясно из названия, неподвижен. Эти снасти надежно крепят стеньги и мачты, при этом они имеют следующие разновидности:

  • бакштаги, которые крепят бушприт;
  • штаги, закрепляющие мачты впереди;
  • фордуны и ванты, находящиеся по бокам (напоминают канатную лестницу).

Бегущий такелаж в зафиксированном состоянии является неподвижным, но если необходимо управлять парусником, он может в пространстве передвигать снасти.

Существуют следующие разновидности такелажа:

  • шкот (требуется для управления парусным снаряжением);
  • галс (фиксирует наклон паруса относительно гика, бушприта, палубы);
  • брас (необходим, чтоб развернуть рею горизонтальной к палубе в плоскости);
  • фал (требуется для поднятия паруса).

Построение парусных судов четырехугольником

Классификация парусов основана на ряде критериев. По своей форме бывают в виде прямоугольника, треугольника, трапеции.

По месторасположению — вдоль корпуса либо поперек — верхний парус и нижний (верхний фор-марсель, нижний фор-марсель), косые (кливер, стаксель — оба являются добавочными) и прямые (брамсель, марсель, грот).

Также существуют латинские паруса — имеют вид треугольника, крепящегося к рее длинной частью, наклонены к мачте под углом около 44−57 град.

Все оснастки помимо общего группового названия имеют и дополнительные, обозначающие, к какой части паруса либо рангоута эти элементы относятся. К примеру, шкот на стаксель парусе — стаксель-шкот, стеньга первой мачты — фок-стеньга.

Разновидности и описание

Нужно заметить, что все старинные виды парусных кораблей строили без предварительного проекта — по наитию, примитивными орудиями труда, под предводительством судостроителей — самородков (талантливых людей различных социальных слоев). Формирование типов парусников производилось во время накопления опыта их строительства — это сопровождалось усложнением конструкции и увеличением габаритов, что явилось причиной усовершенствования инженерных способов проектирования крупных парусных кораблей.

Тип парусника — комплексная характеристика, которая собой представляет основные размеры, степень технического оборудования, особенности конструкции корпуса и обводов, количество корпусов, вид и наличие дополнительной двигательной установки, тип парусного оснащения, условное обозначение проекта в серии, главное функциональное предназначение корабля.

Галеон (военный и грузовой)

Галеон — это крупногабаритный деревянный многопалубный парусник 16−18 столетия с довольно большим артиллерийским вооружением, который использовался в торговых и военных целях. Свою популярность галеоны получили как судна, перевозившие сокровища Испании и в битве Великой Армады, которая произошла в 1589 г.

 виды парусных кораблей

Галеон является самым совершенным видом парусного судна, созданного в 16 столетии.Он появился в процессе эволюции небольших каракк и каравелл, использовался для продолжительных плаваний по океану. Увеличение корпуса в длину и снижение баковой подстройки привело к высокой стойкости и уменьшению волнового сопротивления. Так смогли получить более маневренное, мореходное и быстроходное судно.

Этот тип парусников отличался от созданных ранее тем, что был прямее, ниже и длиннее, с установленным на носу гальюном и кормой прямоугольной формы, а не округлой. Водоизмещение около 650 тонн (хоть у манильских судов оно доходило до 1500 тонн).

Первое упоминание датируется 1536 годом. В последующем галеон составляет основой процент морского флота Англии и Испании.

Эти суда эксплуатировались вплоть до 18 столетия, после этого они уступили место более новым кораблям с улучшенным парусным вооружением.

Бриги и бригантина

Первые бригантины были описаны в истории создания генуэзских кораблестроителей. Происхождение названия этих судов имеет две версии. Просто в те времена также назывались доспехи у воинов. Вероятно, бригантина получила название от них. Вторая гипотеза связывает название парусника с бригом. На самом деле эти судна имеют похожие черты.

Первые бригантины являлись как парусными, так и гребными. Это указывает в пользу первой теории происхождения названия. Это были военные корабли с количеством весел, которое доходило до 15 на одном борту. Через некоторое время хроники описывают бригантину как двухмачтовый парусник.

 типы парусных судов

Паруса имели признаки шхуны и брига. И были косыми на задней мачте и прямыми на передней. Это давало возможность бригантине успешно выполнять как разведывательные, так и военные операции. Со спущенными передними парусами ею мог управлять лишь один опытный моряк.

Бригантина являлась любимым судном пиратов. Боевой силы вполне хватало для захвата торговых кораблей, а хорошая маневренность и быстроходность помогала уйти от погони. Если кто и мог преодолеть сложные места между рифами, то это только бригантина.

Сегодня бригантины являются двухмачтовыми парусными кораблями с фок-мачтой, которые имеют вооружение, как у брига, а также грот-мачту с трапециевидными парусами, как у шхуны — топсели и грота-триселем. Современных бригантин с бермудским гротом, скорей всего, нет, хоть источники относительно их факта существования встречаются.

Военные фрегаты

Фрегат — боевое трехмачтовое судно с полным парусным оснащением и одной палубой для орудий. Это один из самых разнообразных по своим характеристикам типов парусников. Происхождение фрегаты начали от быстроходных и легких судов, применявшихся для плавания в проливе Ла-Манш примерно в конце 17 столетия.

С увеличением морских флотов и их дальности плавания характеристики дюнкеркских кораблей больше не удовлетворяли адмиралтейство, и название стало трактоваться значительно шире, обозначая, по большому счету, все быстроходные легкие суда, которые способны проводить самостоятельное действие.

 устройство парусного корабля

Классические парусные фрегаты были построены во Франции в конце 18 века. Это были суда средние по размеру, водоизмещением примерно 850 тонн, вооруженные 20−30 орудиями на одной палубе. В последующем водоизмещение и мощность вооружения этих кораблей выросли, и к началу войны 1812 года они имели водоизмещение приблизительно 1200 тонн и до 60 пушек.

Самые большие из их числа могли включаться в боевой клин и назывались линейными фрегатами, наподобие линейных крейсеров 20 столетия. Как и современные крейсеры, фрегаты были самым загруженным видом парусных судов. В мирное время эти корабли чаще всего не ставились на якорь, а, как и линейные парусники, использовались для несения крейсерской и патрульной службы, тренировки кадетов, борьбы с пиратством.

Быстроходность и надежность судов сделали их самими популярными кораблями для путешественников и исследователей. К примеру, исследователь из Франции Луи де Бугенвиль смог совершить кругосветное путешествие на судне «Будез» в 1765—1768 гг., а знаменитый корабль «Паллада», на котором в 1856 г. адмирал Путятин приплыл в Японию для установления торговых и дипломатических связей, был сооружен в 1831 г. как личная яхта царя Николая Первого.

Линейный корабль

Линейный корабль (сокращенно «линкор») — это класс парусных военных судов. Линкоры имели следующие особенности: полное водоизмещение 600−5000 тонн, вооружение, которое включало 40−130 пушек, количество экипажа 350−850 матросов при полной комплектации. Линкоры строились и использовались с 17 столетия и до 1870-х гг. для боев на море с тактикой построения парусных судов четырехугольником.

 корабли парусные история

Предшественниками линкоров являлись грузовые и тяжеловооруженные каракки и галеоны, которые использовались для торговли в крупных портах (Либав, Феликстоу, Гамбург, Гонконг, китайский порт Хуанпу). Первым артиллерийским кораблем считается «Мэри Роуз» (Англия, 1511 г.) — хоть в действительности он сохранял основные черты, указывающие о назначении в первую очередь для абордажного боя, и собой представлял больше переходный вид хорошо оснащенного артиллерийского судна. Португальцы приписали честь создания своему императору Жуану Второму (1454−1494 гг.), который приказал оборудовать тяжелыми пушками несколько каравелл.

До 16−17 столетия четко установленного строя в бою не было, после сближения враждующих сторон битва превращалась в хаотичную свалку отдельных судов.

Страшнейшим оружием в этих условиях являлись брандеры — корабли старого типа, начиненные горючими веществами, поджигали и отправляли на врага.

Парусники Российского флота

Линкоры являлись самыми мощными и большими парусными кораблями Императорского флота в России. Оборудовались прямым парусным оснащением и тремя мачтами, последние представители этих судов также имели гребные винты и паровые машины. В качестве вооружения несли 60−140 пушек, находившихся на верхней палубе и двух деках. С учетом числа орудий корабли классифицировались по рангам.

Деление на четыре ранга (54-, 66-, 80- и 100-пушечных) произошло в 1721—1723 гг. До этого деление производилось по английским стандартам 1705 г.

Парусные корабли россии

За весь период существования парусного ВМФ России линкоры были самыми мощными представителями этого типа кораблей, а также составляли самую многочисленную группу парусников. Находились на службе в составе Черноморского, Балтийского и Азовского флотов.

Как исключение к линкорам в составе флота относили барбарские корабли и сделанные кумпанствами корабли-баркалоны, малые корабли, первые судна-галеасы, сторожевые корветы, а также «новоизобретенные» парусники, которые строились для возрождения Азовского флота. Фактически ни габаритами, ни военным и парусным оснащением эти корабли не соответствовали линкорам, но эксплуатировались именно в этих целях.

Список парусных кораблей, вошедших в историю России:

  1. На паруснике «Витязь» Миклухо-Маклай — первый европейский человек — доплыл до Новой Гвинеи. , который был признан образцом совершенства, широко популярен за счет плававшего на нем поэта Гончарова.
  2. На судне «Восток» русские мореплаватели открыли Антарктиду.

Век металлических суден на атомных двигателях не смог подвинуть с морских просторов величественные парусные корабли, которые не только позволяют кадетам на практике познать морское дело. Своим внешним видом они пробуждают в детях и юношах интерес к путешествию, дают возможность прикоснуться к истории географических открытий и боевой славе России.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: