Как работает верховный суд рф

Обновлено: 24.04.2024

Граждане получили возможность обжаловать в суде режим работы светофоров, слишком быстро выключающих зеленый свет. Или требовать в суде сноса дорожных знаков, если, допустим, "кирпич", появился не там, где нужно. Соответствующие разъяснения сделал пленум Верховного суда России. Постановление публикует "РГ".

Тема довольно острая, поскольку зачастую местные власти считают себя умнее и грамотнее местных жителей. Например, местные жители привыкли переходить дорогу по кратчайшей траектории. Но местным властям показалось, что это создает проблемы для безопасности дорожного движения, а поэтому нарисовали пешеходный переход в 200 метрах от привычного.

Все. Возник конфликт. Пешеходы не хотят ходить по новой разметке. Бывает, что местные власти установят светофор, который устраивает пробки на перекрестке. Например, слишком долго держит автомобили в одном направлении, в то время как в другом направлении дорога пустая. Или переключается так быстро, что пешеходы даже до середины проезжей части не успевают добежать.

Поэтому Верховный суд разъяснил важные правила рассмотрения споров граждан с чиновниками. Как подчеркнул председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, в целом данное постановление расширяет возможности граждан по защите своих прав в споре с государственными инстанциями.

"Еще в ходе обсуждения многие положения вызвали большой резонанс. Фактически документ разрешает обжаловать непродуманные решения чиновников", - сказал он.

Председатель правления АЮР также отметил, что, согласно постановлению, могут быть оспорены действия органа местного самоуправления, связанного с организацией дорожной деятельности, скажем, перенос пешеходного перехода, если не были учтены все обстоятельства, влияющие на безопасность дорожного движения.

Постановление содержит указание, что жаловаться в суд можно также на действия чиновников, не облеченные в форму конкретных решений. Особо указывается, что предметом судебного контроля могут быть действия, связанные с организацией дорожного движения: установка технических средств организации дорожного движения, включая дорожные знаки, согласование работы светофоров и т.п. "Таким образом, подать жалобу в суд можно будет, если, по мнению гражданина, зеленый свет на каком-то пешеходном переходе гаснет слишком быстро, а автомобилям, наоборот, дается много времени. Суд должен будет изучить ситуацию", - пояснил Груздев.

На самом деле организация дорожного движения - то есть установка знаков, светофоров, их режим работы - дело владельцев дороги. Это может быть региональная власть, муниципальная, в крайнем случае Росавтодор, если речь идет о федеральной дороге. И именно они устанавливают те или иные требования для движения на том или ином участке дороги.

К сожалению, сейчас те или иные требования устанавливают эмпирическим методом. То есть никто не знает, в связи с чем поставили знак ограничения скорости либо выбрали режим работы светофора таким, что он пропускает по главной дороге сотни машин, а со второстепенной дает выехать только двум.

Но в Москве, а также в Подмосковье есть способ воздействовать на такие решения. Есть специальные телефоны, а также сайты и даже боты в соцсетях, в которых можно обжаловать как лишний знак, так и режим работы светофоров. К сожалению, не во всех регионах России такой способ взаимодействия с населением работает.

Подать жалобу в суд можно будет, если, по мнению гражданина, зеленый свет на каком-то пешеходном переходе гаснет слишком быстро

Надо отметить еще один момент. Дело в том, что сейчас организацией дорожного движения на том или ином участке дороги занимается собственник дороги. При этом он не обязан эту организацию ни с кем согласовывать.

Уже несколько лет в Госдуме лежат поправки в закон об организации дорожного движения, согласно которым все проекты схем, а также схемы комплексной организации должны согласовывать с ГИБДД. Но пока эти поправки не приняты, знаки, светофоры, отбойники и пешеходные переходы остаются на совести владельцев дорог. Как правило, местных властей.

Кстати, режим работы светофоров также указывается в проекте схемы организации дорожного движения. Но вот беда. Нет критериев, по которым можно установить, правильно работает светофор или нет. Дело в том, что контроллеры, которые используются в этих устройствах, позволяют устанавливать несколько режимов работы. Например, режим для утреннего или вечернего часа пик либо режим выходного дня. Кроме того, любой светофорный объект можно заставить работать в ручном режиме. То есть для контролирующего органа нет каких-либо жестких требований по работе этого устройства. А соответственно, нет возможности проверки его работы по закону.

Зато с лишними знаками все гораздо проще. Например, установили где-то временные знаки в связи с проведением ремонтных работ. Работы закончились, а знаки стоят. Вот тут и должны в первую очередь сотрудники ГИБДД проявить бдительность. А если они не проявляют, то граждане могут подать претензию. О чем и говорит Верховный суд. Правда, ремонтируемый участок дороги может быть пока еще не сдан в эксплуатацию. То есть считается по-прежнему ремонтируемым. Несмотря на то, что на нем новый асфальт, разметка и все остальные атрибуты готовой дороги. А пока его не ввели в эксплуатацию, то и знаки на нем предупреждающие, а то и ограничивающие должны стоять.

Что же касается в целом постановления пленума, то оно разъясняет массу важных вопросов, касающихся, конечно, не только дорог. Например, в документе указывается, что обжаловать можно не только действия, нарушающие права граждан, но и бездействие чиновников.

Пожаловаться можно не только на необдуманные решения, но и на бездействие чиновников: не ответили на письмо, не сообщили о принятом решении и т.п.

Практика показывает, что сегодня граждане активно защищают свои права. По данным Верховного суда России, за год в порядке административного судопроизводства судами общей юрисдикции рассмотрено 4 миллиона 526 тысяч дел. Удовлетворено 72 процента требований об оспаривании нормативных правовых актов и 32 процента требований об оспаривании решений, действий и бездействия органов власти и должностных лиц.

Статистика ВС: как работает главный суд России

Верховный суд опубликовал статистику рассмотрения административных, гражданских дел, экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел в первой половине 2019 года. Как и в прежние годы, больше всего дел и жалоб поступило в уголовную коллегию ВС и гражданскую, но нагрузка на них за прошедший год снизилась. Зато в экономколлегию стали жаловаться чаще.

Президиум ВС: один экономический спор

В первом полугодии 2019 года Президиум Верховного суда рассмотрел 2514 надзорных жалобы и представления по уголовным делам. Этот показатель продолжает снижаться: в 2017 году он составлял 3106, а в 2018 – 2923. В порядке надзора на судебном заседании Президиума рассмотрено 103 уголовных дела (против 119 годом ранее) в отношении 138 лиц. Удовлетворены жалобы и представления в отношении 135 лиц. При этом 42 дела Президиум ВС рассмотрел с использованием видео-конференц-связи.

Уголовные дела – самая частая категория, рассматриваемая Президиумом ВС. Остальные попадают туда значительно реже. Например, экономический спор был рассмотрен лишь один (см. «Президиум ВС поддержал НМТП в споре с ФАС на 9,7 млрд рублей»), а дела других категорий вообще не доходили до заседаний Президиума.


Большая часть дел, которые рассматривает Президиум ВС, вернулась в Россию из Страсбурга, то есть из Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Апелляционная коллегия: 5 из 288

Апелляционная коллегия ВС в первом полугодии 2019 года окончила производство по 288 делам – это столько же, сколько за аналогичный период 2016 и 2017 годов, но меньше, чем в 2018 (370). При этом в 2019 году коллегия рассмотрела 15 дел по жалобам на постановления об изменении территориальной подсудности по уголовным делам (и отменила решение лишь по одному из них), а также 263 административных дела (оставила 261 решение без изменений) и два гражданских дела. Еще восемь дел, рассмотренных в апелляции, попали из дисциплинарной коллегии ВС. И решения по всем остались без изменений.

Таким образом, из 288 обжалованных судебных актов апелляционная коллегия изменила лишь пять.

«Гражданская» коллегия: нагрузка снизилась

В первом полугодии 2019 года коллегия ВС по гражданским делам рассмотрела:

  • в апелляционной инстанции: 63 гражданских дела (в прошлом году их было чуть больше – 71). Отменены 15 решений;
  • в кассационной инстанции: 35 440 кассационных жалоб и представлений. Этот показатель снизился почти на 10% – против 37 832 в прошлом, 2018 году, но он все равно значительно больше, чем в 2017 году, когда было рассмотрено 26 281 дело;
  • в судебном заседании по кассации рассмотрено 398 гражданских дел против 509 годом ранее. Из этого количества лишь 15 жалоб остались без удовлетворения.

В большинстве случаев гражданская коллегия, как и экономическая, предпочитает не принимать новое решение, а отправляет дело на пересмотр. Это произошло 328 раз.

Из 398 гражданских дел, рассмотренных в кассационном порядке, решение первой инстанции было отменено по 126, при этом 121 дело отправили на пересмотр. Были отменены 223 апелляционных определения, 200 дел направили на новое апелляционное рассмотрение. Кроме того, судьи отменили 12 апелляционных определений с оставлением в силе промежуточных решений первой инстанции. По семи делам «гражданская» коллегия ВС отменила кассационные постановления и вернула дело на новое рассмотрение в «первую» кассацию.


Еще 17 007 жалоб по гражданским делам, включая жалобы, не подлежащие рассмотрению в порядке, установленном процессуальным законодательством, а также жалобы, разрешение которых не относится к компетенции ВС, были рассмотрены в управлении по организационному обеспечению рассмотрения обращений ВС.

Коллегия по экономическим спорам: жаловаться стали чаще

Экономколлегия Верховного суда за отчетный период рассмотрела в кассационной инстанции 18 280 жалоб и представлений против 15 120 годом ранее. Это значит, что в экономколлегию стали жаловаться на 20% чаще. Количество рассмотренных дел, напротив, снизилось – с 240 до 219. При этом в 2017 году их было еще больше – 280.


За отчетный период судьи экономколлегии вынесли 202 определения о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании. Рассмотрено было 204 дела (против 240 годом ранее), из которых лишь по итогам семи судьи отказались удовлетворить жалобу. В остальных 197 случаях судьи удовлетворили жалобу.

Чаще всего судьи ВС предпочитают отправлять экономические споры на новое рассмотрение – более чем по половине дел.

Так, по 80 делам судьи отменили решения судов первой инстанции:

  • 67 решений – с направлением дела на новое рассмотрение;
  • 12 – с принятием нового судебного акта;
  • 1 – с прекращением производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения.

Еще по 51 делу отменены определения судов первой инстанции:

  • 41 определение – с направлением дела на новое рассмотрение;
  • 12 – с принятием нового судебного акта;
  • 1 – с оставлением заявления без рассмотрения.

Девять раз за полгода судьи рассматривали экономические споры с использованием видео-конференц-связи.

Также за полгода судьи экономколлегии рассмотрели 899 жалоб на решения по делам об административных правонарушениях, принятые арбитражными судами. До заседания дошли лишь 13 из них, каждая такая жалоба была удовлетворена.

Судебная коллегия по административным делам

За первые шесть месяцев 2019 года коллегия Верховного суда по административным делам рассмотрела в первой инстанции 534 административных иска (против 699 годом ранее), из них 123 – в судебном заседании. В апелляционной инстанции в судебном заседании рассмотрено 611 административных дел (против 478 в 2017 году), а в кассационной – 151 (140). По делам об административных правонарушениях судьи рассмотрели 7256 жалоб и 465 дел. В порядке надзора рассмотрено 330 жалоб и представлений.

За отчетный период ВС зарегистрировал 549 административных исковых заявлений, заявлений и жалоб, поступивших в ВС по первой инстанции. Для сравнения, в аналогичный период 2018 года их было значительно больше – 705. Судьи вынесли 275 (годом ранее – 404) определений об отказе в принятии административного искового заявления и 136 (151 – в 2018 году) определений о его возвращении.

Окончено производство по 123 делам – это практически показатель 2017 года (тогда – 122). По 118 делам вынесены решения, в том числе по 23 делам требования удовлетворены, а по четырём – производство было прекращено.

Кроме того, за шесть месяцев 2019 года судколлегия по административным делам рассмотрела 383 дела об административных правонарушениях, лишь немного перекрыв показатель 2018 года (382 дела). Чаще всего обжаловали:

  • постановления несудебных органов и должностных лиц – 103 дела;
  • постановления мировых судей – 169 дел;
  • постановления районных судов – 110 дел.

Успешное обжалование случилось по 139 делам. Самый частый исход (75 случаев) – отмена постановления о привлечении к административной ответственности с прекращением производства. Без изменения решение оставили лишь по 32 делам.

«Уголовная» коллегия

За январь – июнь текущего года коллегия ВС по уголовным делам рассмотрела по апелляционной инстанции 473 уголовных дела (на 20 меньше, чем за первое полугодие 2018), а по кассационной – 24 736 жалоб и представлений (годом раньше – 27 801). Лишь по 382 делам вынесены постановления о передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Годом ранее представлений и жалоб было 27 147, передано на рассмотрение – 374. Нагрузка на уголовную коллегию уменьшилась в части общего количества жалоб, но число рассмотренных в заседании дел осталось примерно на уровне 2018 года.

Из 410 жалоб на приговоры, постановления о прекращении дела и о применении принудительных мер медицинского характера, то есть на итоговые решения по уголовным делам, суд отменил решения в отношении 31 человека. Было отменено 20 обвинительных приговоров и 10 оправдательных, еще в одном случае коллегия отменила постановления о прекращении дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования. В отношении 77 осужденных приговор был изменен, при этом в большинстве случае Верховный суд выбирает смягчение приговора. Тем не менее девять осужденных получили от «уголовной коллегии» более строгое наказание, чем в нижестоящих судах. Приговоры в отношении 572 человек оставлены без изменения.


При рассмотрении 300 апелляционных дел в 319 судебных заседаниях использование видео-конференц-связи было больше, чем в любой другой коллегии ВС. Больше, чем во всех остальных коллегиях ВС вместе взятых.

В кассационном порядке коллегия рассмотрела 69 уголовных дел в отношении 77 человек и удовлетворила жалобы и представления по 65 делам в отношении 72 лиц. Четыре приговора были отменены полностью, еще 32 – изменены (все – смягчены).

Дисциплинарная коллегия: одно успешное обжалование

Раздел статистики, посвященный дисциплинарной коллегии ВС, наименее информативен и состоит из одного абзаца. В ВС отмечают, что за первые шесть месяцев 2019 года коллегия зарегистрировала 43 заявления (46 – в 2018 году), из которых заявителям возвратили 36, а к производству приняли всего семь. Рассмотрено было лишь шесть дел, и только по одному из них требования были удовлетворены. Этот показатель за год снизился в три раза – тогда ДК ВС удовлетворила требования по трем делам.

Верховный суд РФ

Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), — что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, — что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:

- в составе постоянного народного судьи;

- в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

2) губернский суд;

3) Верховный Суд РСФСР.

4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, — Верховный Суд РСФСР».

К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора — дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе:

б) пленарного заседания;

в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

г) судебной коллегии;

д) военной коллегии;

е) военно-транспортной коллегии;

ж) дисциплинарной коллегии.

Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии — по уголовным и гражданским делам.

В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

К компетенции Пленума относилось: истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции "содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей — «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

17 октября 1991 года в Москве открылся Первый Всероссийский съезд судей.

В мае-июле 1992 года были приняты Законы "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

Место в судебной системе

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия — государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.

Как рассматриваются дела в Верховном суде РФ

Рассмотрение дела в Верховном суде РФ регламентируется сводом федеральных актов. Деятельность высшей инстанции строится на основе закона № 3-ФКЗ от 05.02.2014 года. Документ утверждает структуру органа, его полномочия и порядок обеспечения. При разрешении споров служители Фемиды руководствуются процессуальными кодексами. Правовая база зависит от типа разбирательства.

Компетенция ВС РФ

Верховный суд России является высшей инстанцией по делам административного, уголовного, экономического и гражданского характера. Здесь осуществляется контроль деятельности нижестоящих органов. Жалобы рассматриваются в апелляционном, кассационном или надзорном порядке. Это основная, но далеко не единственная функция.

Согласно ст. 2 закона № 3-ФКЗ Верховный суд РФ признается первой инстанцией по следующим видам споров:

  1. оспаривание подзаконных актов исполнительных властных структур, главы государства, Центробанка России, надзорных, оборонных и правоохранительных органов;
  2. проверка обоснованности и пересмотр решений Высшей квалифколлегии судей РФ;
  3. прекращение работы межрегиональных СМИ, религиозных объединений и политических партий;
  4. оценка законности актов Центризбиркома РФ, в том числе отмена регистрации кандидатов;
  5. расформирование инициативных групп по проведению референдумов;
  6. споры между регионами, а также субъектами РФ и федеральной властью;
  7. прекращение деятельности Центризбиркома России;
  8. иски о возмещении убытков, причиненных нарушением принципа судопроизводства в разумный срок (исключение волокита в районных инстанциях);
  9. экономические конфликты между высшими органами власти регионов, федеральными структурами.

И, наконец, третьей функцией ВС РФ является законодательная инициатива. Судьи анализируют практику, выявляют пробелы и правовые коллизии, а затем вносят в парламент предложения по их устранению.

Структура органа обусловлена компетенцией:

Организационное звено

Задачи

В составе ВС РФ сформировано 6 самостоятельных подразделений. Каждое из образований рассматривает дела определенного типа. Отдельно изучаются споры экономического характера, уголовные и гражданские дела, административные иски, конфликты с участием военнослужащих. Специальная коллегия создана для изучения дисциплинарных жалоб.

Если решения, определения и постановления принимаются ВС РФ в первой инстанции, их можно оспорить. Апелляционная жалоба рассматривается особой коллегией. В компетенцию этого структурного образования входит также изучение дел в связи с новыми обстоятельствами ( п. 2 ст.8 закон 3-ФКЗ ).

Этот орган выступает в роли надзорной инстанции. Кроме того, в его компетенцию входит координация деятельности коллегий, разрешение вопросов об имущественном положении судей ( ст.7 закона 3-ФКЗ ).

Основной функцией структурного звена является выработка единой правовой позиции. Здесь анализируется практика, утверждаются обзоры, формируются предложения по совершенствованию законодательства ( ст.5 закона 3-ФКЗ ). Документы, утвержденные Пленумом ВС РФ, публикуются в ведомственном печатном издании ( ст. 20 ).

Структура Верховного суда РФ включает аппарат управления, руководство, научно-консультативный совет. Схематично организация отображена на официальном сайте.

Структура Верховного суда РФ

Всего в составе Верховного суда России 170 служителей Фемиды. Коллегии формируются с учетом отраслевой специализации юристов и возглавляются председателями. Решения принимаются по итогам совместного обсуждения открытым голосованием. При этом каждый из членов вправе составить особое мнение. Решения, вынесенные высшей инстанцией, признаются окончательными. Если участники не согласны с позицией ВС РФ, за ними сохраняется право передачи дела в международные органы, например ЕСПЧ.

Требования к обращениям

Апелляция

Жалоба на решения, принятые Верховным судом России в первой инстанции, подается не позднее 1 месяца со дня публикации ( ст. 321 ГПК РФ ). Особых требований к содержанию и форме документа не предъявляют. Здесь применяются базовые принципы. Указать необходимо:

  1. наименование суда (Апелляционная коллегия ВС РФ);
  2. точные сведения о заявителе;
  3. контактные данные других участников;
  4. номер дела;
  5. требования и их правовое обоснование;
  6. ходатайства;
  7. перечень приложений.

Кассация

Если жалоба в Верховный суд подается на действующие решения нижестоящих инстанций, применению подлежит параграф 2 главы 41 ГПК РФ . Заинтересованное лицо сохраняет право на оспаривание в течение 3 месяцев с момента приобретения актом юридической силы. Восстановление пропущенного срока допускается лишь при наличии документального подтверждения уважительной причины.

Кассация в ВС РФ

Аналогичный принцип действует и при принятии жалоб на решения и определения военных судов.

Требования к форме и содержанию документа изложены в ст. 390.5 ГПК РФ . Норма разрешает составлять обращение с использованием онлайн-сервиса на официальном сайте. Указать необходимо:

  • полное название суда;
  • информацию об участниках процесса, включая контактные данные и правовой статус;
  • перечень инстанций, рассматривавших дело ранее;
  • номер спора;
  • реквизиты обжалуемых актов;
  • список существенных нарушений, допущенных служителями Фемиды;
  • требования заявителя;
  • приложения.

Вместе с кассацией подаются удостоверенные судами решения, постановления и определения. Число копий должно соответствовать количеству участников процесса. Один экземпляр остается в ВС РФ. Все документы разрешается направлять в электронном виде.

Надзор

К этому виду жалоб предъявляют особые требования. Такие обращения составляются с опорой на положения главы 41.1 ГПК РФ . Их рассмотрение относится к компетенции Президиума Верховного суда России. В этом порядке изучаются дела трех категорий:

Надзор ВС РФ

Заинтересованная сторона разбирательства должна обратиться непосредственно в Верховный суд России. На реализацию права ст. 391.2 ГПК РФ отводит 3 месяца. Срок отсчитывается с момента вступления в силу спорного документа.

Составлять жалобу необходимо с учетом требований ст. 391.3 Кодекса . Помимо наименования суда, сведений об участниках процесса и рассматривавших ранее дело инстанций указать следует основания обжалования. Аргументы должны быть подкреплены ссылками на нормативные акты и практику. Обязательными приложениями являются удостоверенные судами решения, постановления и определения, которые по мнению заявителя противоречат законодательству. Кроме того, представить потребуется квитанцию о перечислении пошлины. Электронные формы здесь также приветствуются. Порядок цифрового документооборота утвержден распоряжением Председателя ВС РФ № 46-П.

Рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб

А вот процедура кассации заслуживает особого внимания. После регистрации документы попадают к судье. Его задачей является проверка соблюдения требований к форме и содержанию. На этом этапе устанавливается возможность передачи дела в судебную коллегию ВС РФ. По итогам анализа выносится определение о направлении материалов на рассмотрение или возврате их заявителю. Отказ разрешено оспаривать. Просьбы о пересмотре определения подаются на имя Председателя Верховного суда России или его заместителя. Правила закреплены ст.390.7 ГПК РФ . Такой механизм существенно сокращает нагрузку на служителей Фемиды.

Кассация предполагает коллегиальное рассмотрение. Доводы оценивают председатель и два судьи. К участию в процессе допускаются податель жалобы, а также прочие участники. Новые лица вступить в разбирательство на этой стадии не могут. Проблему территориальной удаленности решают посредством видеоконференц-связи. Высшая инстанция располагает залами, оснащенными современным оборудованием.

Если все стороны спора извещены о заседании, их неявка не препятствует рассмотрению жалобы. Суть дела излагает судья-докладчик. Участники могут давать пояснения, задавать вопросы, реализовывать иные процессуальные права. Итогом разбирательства становится определение ( ст. 390.13 ГПК РФ ). Оно вступает в силу в день вынесения.

Принять окончательное решение по спору кассационная коллегия обязана в течение 2 месяцев. Этот срок увеличивается, если материалы дела истребуют в нижестоящем органе. В этом случае на разрешение вопроса отводится 3 месяца ( ст. 390.8 ГПК РФ ). Дополнительно продлить период разбирательства может Председатель ВС РФ или его заместитель. Максимальный срок пролонгации – 2 месяца.

В кассации проводится анализ верности применения правовых норм нижестоящими инстанциями. Новые обстоятельства, доказательства или доводы не принимаются во внимание ( ст. 390.13 ГПК РФ ).

Правила рассмотрения дел в надзоре

Порядок разбирательства на этой стадии регламентируется положениями главы 41.1 ГПК РФ . Процесс передачи жалоб в Президиум ВС РФ не отличается от кассации. Здесь применяются те же сроки и правила. Однако процедура имеет специфические черты.

Так, определение о передаче дела в надзор может принять Председатель Верховного суда или его заместитель. Этот человек не должен участвовать в рассмотрении жалобы по существу ( ст. 391.10 Кодекса ). Если в итоге голоса членов коллегии разделятся поровну, требования отклоняют.

По итогам разбирательства в надзоре принимается одно из 6 решений.

Решение надзора

На правах заключения

Обжалование судебных актов в ВС РФ мы рассмотрели с акцентом на гражданский процесс. Полномочия высшей инстанции настолько велики, что осветить все детали в рамках одной публикации невозможно. Оспаривание в административном, уголовном и арбитражном производстве имеет свою специфику. Требования к документам здесь закреплены отдельными кодексами. Заявителям приходится принимать во внимание десятки нюансов, детально изучать компетенцию Верховного суда России. В 2022 году ознакомиться с правилами КАС, УПК и АПК РФ можно в соответствующих вкладках официального сайта.

Судебная система Российской Федерации регламентируется федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

На основании 4 статьи вышеуказанного нормативного акта правосудие в нашей стране может осуществляться федеральными, конституционными или уставными судами и мировыми судьями.

Самый большой пласт всех судебных разбирательств, несомненно, приходится на систему федеральных судов, к которым относятся Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды субъектов, суды автономных областей и автономных округов, районные, военные и специализированные суды, а также арбитражные суды всех инстанций.

Рассмотрим один из элементов судебной системы Российской Федерации - Верховный суд.

Понятие Верховного Суда Российской Федерации

Данный термин раскрывается в статье 126 Конституции Российской Федерации и статье 19 Федерального Конституционного закона № 1-ФКЗ. Согласно им, данный суд является высшим судебным органом для судов общей юрисдикции.

Верховный суд осуществляет следующие функции:

  1. Рассматривает дела судов общей юрисдикции в качестве надзорной инстанции.
  2. Рассматривает дела в качестве апелляционной и кассационной инстанции.
  3. Рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по новым, и по вновь открывшимся обстоятельствам.
  4. Дает судам разъяснения по вопросам применения судебной практики.
  5. Реализует законодательную инициативу.

В качестве первой инстанции Верховный суд Российской Федерации рассматривает следующие административные дела:

  • об оспаривании нормативных правовых актов исполнительных, законодательных, судебных и надзорных органов Российской Федерации;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов различных государственных органов;
  • об оспаривании решений высших органов судебной власти;
  • о регулировании деятельности политических партий, массовых общественных объединений, религиозных организаций, СМИ;
  • о регулировании выборов любого уровня и проведения референдума;
  • о разрешении споров между органами государственной власти, в том числе экономические споры.

Таким образом, в Верховный суд Российской Федерации можно подавать следующие виды жалоб:

    ;
  • кассационную;
  • надзорную;
  • жалобу в порядке пересмотра дел в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами;

Деятельности Верховного суда Российской Федерации посвящен Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года №3-ФКЗ "О верховном суде Российской Федерации".

Порядок подачи заявления

Заявление в Верховный суд подается на основании положений гражданского процессуального, административного процессуального или уголовного процессуального кодексов РФ в электронном или бумажном виде.

В подаваемом заявлении должна быть указана следующая информация:

  • наименование верховного суда;
  • сведения о заявителе;
  • информация о сторонах дел;
  • сведения о рассмотрении дела другими судебными инстанциями; ;
  • причины обжалования;
  • содержание обращения.

Также к заявлению должна быть приложена квитанция об уплате госпошлины, рассчитанной на основании статьи 25.3 Налогового кодекса.

Сроки рассмотрения дел в Верховном суде зависят от того, в качестве какой инстанции он выступает.

решение суда о лишении родительских прав

Гражданские дела в первой инстанции рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления.

В качестве апелляционной инстанции дело не может рассматриваться Верховным судом более 3 месяцев.

В качестве кассационной инстанции Верховный суд обязан рассмотреть дело в следующие сроки:

  • не более двух месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более трех месяцев, если дело было истребовано.

Надзорные жалобы в Верховном суде рассматриваются в течение 2 месяцев с момента ее поступления, при этом принимается решение об отказе в рассмотрении дела или в истребовании дела для определения законности вынесенного решения.

Истребованное дело рассматривается судьей Верховного суда Российской Федерации не более 4 месяцев, данный срок может продляться до шести месяцев. По истечении указанного срока выносится определение: о передаче или отказе в передаче дела в суд надзорной инстанции.

Переданное дело рассматривается в Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации не более трех месяцев; в Президиуме Верховного Суда не более четырех месяцев.

Верховный суд Российской Федерации имеет специальный интернет-портал, на котором можно в электронном виде подавать заявления, отслеживать информацию по рассматриваемым делам, а также проводить мониторинг обобщений судебной практики и законодательной инициативы Верховного суда.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: