Как проводится конкурс на госслужбу в суд

Обновлено: 17.04.2024

В соответствии с пунктом 17 Положения о кадровом резерве федерального государственного органа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2017 г. N 96 "Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа", Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую единую методику проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2018 г. N 397

ЕДИНАЯ МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ВКЛЮЧЕНИЕ В КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2020 N 1546)

I. Общие положения

1. Настоящая методика направлена на повышение объективности и прозрачности конкурсной процедуры и формирование профессионального кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) при проведении государственными органами конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв государственных органов (далее соответственно - конкурсы, кадровый резерв).

2. Конкурсы проводятся в целях оценки профессионального уровня граждан Российской Федерации (государственных гражданских служащих Российской Федерации), допущенных к участию в конкурсах (далее - кандидаты), а также их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения соответствующих должностей гражданской службы (далее соответственно - квалификационные требования, оценка кандидатов).

II. Подготовка к проведению конкурсов

3. Подготовка к проведению конкурсов предусматривает выбор методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов (далее - методы оценки) и формирование соответствующих им конкурсных заданий, при необходимости актуализацию положений должностных регламентов государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие) в отношении вакантных должностей гражданской службы, на замещение которых планируется объявление конкурсов (далее - вакантные должности гражданской службы).

4. Актуализация положений должностных регламентов гражданских служащих осуществляется заинтересованным подразделением государственного органа по согласованию с подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

По решению представителя нанимателя в должностных регламентах гражданских служащих в отношении вакантных должностей гражданской службы могут быть установлены квалификационные требования к конкретной специальности (направлению подготовки).

5. Для оценки профессионального уровня кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям в ходе конкурсных процедур могут использоваться не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методы оценки, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, подготовку проекта документа, написание реферата и иных письменных работ, решение практических задач или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы (группе должностей гражданской службы, по которой формируется кадровый резерв).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2020 N 1546)

6. Оценка соответствия кандидатов квалификационным требованиям осуществляется исходя из категорий и групп вакантных должностей гражданской службы (группы должностей гражданской службы, по которой формируется кадровый резерв) в соответствии с методами оценки согласно приложению N 1 и описанием методов оценки согласно приложению N 2.

7. Методы оценки должны позволить оценить профессиональный уровень кандидатов в зависимости от областей и видов профессиональной служебной деятельности, такие профессиональные и личностные качества, как стратегическое мышление, командное взаимодействие, персональная эффективность, гибкость и готовность к изменениям, - для всех кандидатов, а также лидерство и принятие управленческих решений - дополнительно для кандидатов, претендующих на замещение должностей гражданской службы категории "руководители" всех групп должностей и категории "специалисты" высшей, главной и ведущей групп должностей.

8. Члены конкурсной комиссии, образованной в государственном органе в соответствии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (далее соответственно - конкурсная комиссия, Положение), вправе вносить предложения о применении методов оценки и формировании конкурсных заданий в соответствии с методикой проведения конкурса, утверждаемой правовым актом государственного органа в соответствии с пунктом 16 Положения. В целях эффективной организации конкурсов по решению представителя нанимателя в соответствии с пунктом 18 Положения в государственном органе может быть образовано несколько конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2020 N 1546)

9. В методике проведения конкурса, указанной в пункте 8 настоящей методики, рекомендуется определить максимальное и минимальное количество баллов, выставляемых за выполнение каждого конкурсного задания, и критерии для формирования рейтинга кандидатов по итогам конкурсных процедур.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2020 N 1546)

Конкурсные задания могут быть составлены по степени сложности.

10. В целях повышения объективности и независимости работы конкурсной комиссии по решению руководителя государственного органа проводится периодическое (как правило, ежегодно) обновление ее состава.

11. Для эффективного применения методов оценки необходимо обеспечить участие в работе конкурсной комиссии специалистов в области оценки персонала, а также специалистов в определенных областях и видах профессиональной служебной деятельности, соответствующих задачам и функциям государственного органа и его подразделений.

12. При подготовке к проведению конкурсов подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров уточняется участие в составе конкурсной комиссии представителей научных, образовательных и других организаций, привлекаемых в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой (далее - независимые эксперты).

13. В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в состав конкурсной комиссии в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с независимыми экспертами включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти общего числа членов конкурсной комиссии.

III. Объявление конкурсов и предварительное
тестирование претендентов

14. На официальных сайтах государственного органа и федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе (далее - объявление о конкурсе).

15. Объявление о конкурсе должно включать в себя помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 Положения, сведения о методах оценки, а также положения должностного регламента гражданского служащего, включающие должностные обязанности, права и ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей, показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

16. В целях повышения доступности для претендентов информации о применяемых в ходе конкурсов методах оценки, а также мотивации к самоподготовке и повышению профессионального уровня претендента он может пройти предварительный квалификационный тест вне рамок конкурса для самостоятельной оценки им своего профессионального уровня (далее - предварительный тест), о чем указывается в объявлении о конкурсе.

17. Предварительный тест включает в себя задания для оценки уровня владения претендентами государственным языком Российской Федерации (русским языком), знаниями основ Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о государственной службе и о противодействии коррупции, знаниями и умениями в сфере информационно-коммуникационных технологий.

18. Предварительный тест размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации", доступ претендентам для его прохождения предоставляется безвозмездно.

19. Результаты прохождения претендентом предварительного теста не могут быть приняты во внимание конкурсной комиссией и не могут являться основанием для отказа ему в приеме документов для участия в конкурсе.

IV. Проведение конкурсов

20. Конкурсная комиссия оценивает профессиональный уровень кандидатов на основании представленных ими документов об образовании и о квалификации, прохождении гражданской или иного вида государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе результатов конкурсных процедур.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2020 N 1546)

21. При обработке персональных данных в государственном органе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных принимаются правовые, организационные и технические меры или обеспечивается их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

22. В ходе конкурсных процедур проводится тестирование:

для оценки уровня владения государственным языком Российской Федерации (русским языком), знаниями основ Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о государственной службе и о противодействии коррупции, знаниями и умениями в сфере информационно-коммуникационных технологий;

для оценки знаний и умений по вопросам профессиональной служебной деятельности исходя из области и вида профессиональной служебной деятельности по вакантной должности гражданской службы (группе должностей гражданской службы, по которой формируется кадровый резерв).

23. С целью обеспечения контроля при выполнении кандидатами конкурсных заданий в ходе конкурсных процедур присутствуют представители конкурсной комиссии. Члены конкурсной комиссии не позднее 3 рабочих дней до начала ее заседания должны быть ознакомлены с материалами выполнения кандидатами конкурсных заданий. Перечень указанных материалов определяется председателем конкурсной комиссии.

24. При выполнении кандидатами конкурсных заданий и проведении заседания конкурсной комиссии по решению представителя нанимателя ведется видео- и (или) аудиозапись либо стенограмма проведения соответствующих конкурсных процедур.

Государственным органом создаются надлежащие организационные и материально-технические условия для деятельности конкурсной комиссии, а также для прохождения кандидатами конкурсных процедур.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.09.2020 N 1546)

25. В ходе индивидуального собеседования конкурсной комиссией проводится обсуждение с кандидатом результатов выполнения им других конкурсных заданий, задаются вопросы с целью определения его профессионального уровня.

26. По окончании индивидуального собеседования с кандидатом каждый член конкурсной комиссии заносит в конкурсный бюллетень, составляемый по форме согласно приложению N 3, результат оценки кандидата при необходимости с краткой мотивировкой, обосновывающей принятое членом конкурсной комиссии решение.

27. Принятие решения конкурсной комиссией об определении победителя конкурса без проведения очного индивидуального собеседования конкурсной комиссии с кандидатом не допускается.

Конкурсной комиссией может быть принято решение о проведении заседания в формате видеоконференции (при наличии технической возможности) по предложению ее члена или кандидата с указанием причины (обоснования) такого решения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.09.2020 N 1546)

28. Итоговый балл кандидата определяется как сумма среднего арифметического баллов, выставленных кандидату членами конкурсной комиссии по результатам индивидуального собеседования, других конкурсных заданий, оцениваемых членами конкурсной комиссии, и баллов, набранных кандидатом по итогам тестирования и выполнения иных аналогичных конкурсных заданий, предусматривающих формализованный подсчет результатов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2020 N 1546)

29. По результатам сопоставления итоговых баллов кандидатов секретарь конкурсной комиссии формирует рейтинг кандидатов в порядке убывания их итоговых баллов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2020 N 1546)

30. Решение конкурсной комиссии об определении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы (кандидата (кандидатов) для включения в кадровый резерв) принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

31. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы по форме согласно приложению N 4 и протоколом заседания конкурсной комиссии по результатам конкурса на включение в кадровый резерв по форме согласно приложению N 5.

Указанное решение (протокол) содержит рейтинг кандидатов с указанием набранных баллов и занятых ими мест по результатам оценки конкурсной комиссией.

32. В кадровый резерв конкурсной комиссией могут рекомендоваться кандидаты из числа тех кандидатов, общая сумма набранных баллов которых составляет не менее 50 процентов максимального балла.

33. Согласие кандидата на его включение в кадровый резерв по результатам конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы оформляется в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Приложение N 1
к единой методике проведения
конкурсов на замещение вакантных
должностей государственной
гражданской службы Российской
Федерации и включение в кадровый
резерв государственных органов

МЕТОДЫ
ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
КОНКУРСОВ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВКЛЮЧЕНИЕ
В КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2020 N 1546)

Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 395-ФЗ, от 05.04.2013 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

(в ред. Федерального закона от 14.02.2010 N 9-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с положениями части 8.2 настоящей статьи независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 8 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 295-ФЗ)

8.2. Включаемые в состав конкурсных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав конкурсных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов.

(часть 8.2 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

Независимый эксперт, пребывающий в конкурсной комиссии более 3 лет, сохраняет свои полномочия до 01.07.2021, а менее - до истечения 3 лет, с момента его первого включения в состав комиссии (ст. 2 ФЗ от 27.10.2020 N 346-ФЗ).

8.3. Общий срок пребывания независимого эксперта в конкурсной комиссии государственного органа не может превышать три года. Исчисление данного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав конкурсной комиссии. Повторное включение данного независимого эксперта в состав конкурсной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в конкурсной комиссии.

(часть 8.3 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

8.4. Срок пребывания независимого эксперта в конкурсной и аттестационной комиссиях одного государственного органа не может превышать в совокупности три года.

(часть 8.4 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

12. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

Онлайн-интервью с начальником отдела по вопросам государственной службы Департамента государственной службы и кадров Минюста РФ Николаем Владимировичем Бородаевым

Как молодому специалисту получить работу в Министерстве юстиции России? Какие требования предъявляются к претендентам? Как пройти конкурсный отбор и поступить на госслужбу в Минюст РФ? Рассказывает начальник отдела по вопросам государственной службы Департамента государственной службы и кадров Минюста России Николай Владимирович Бородаев.

КонсультантПлюс: Проводятся ли в вашем министерстве стажировки для старшекурсников или выпускников вуза? Какие карьерные перспективы они открывают для молодых специалистов?

Н.В. Бородаев: В настоящее время Минюст России довольно активно взаимодействует с вузами Москвы в части организации и проведения практики студентов. В этих целях между министерством и вузами заключаются предусмотренные законодательством об образовании договоры, и студентам, обучающимся по юридическим специальностям и направлениям подготовки, предоставляется возможность приобрести практические профессиональные навыки под руководством специалистов высокого уровня.

На данный момент такие договоры заключены с шестью высшими учебными заведениями, из которых ежегодного на практику приходят порядка двухсот студентов.

Также хочу отдельно остановиться еще на одном направлении работы, реализуемом Минюстом России, - проведении конкурсов среди студентов ведущих юридических вузов Москвы на заключение договоров о целевом обучении с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы.

Такие конкурсы ежегодно проводятся Минюстом России начиная с 2012 года. Порядок и условия их проведения определены Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2009 № 1456 "О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении".

Условия конкурса таковы, что принимать участие в нем могут студенты, являющиеся гражданами Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и впервые получающие высшее образование по очной форме обучения в образовательных организациях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Также есть еще одно важное условие конкурса, которое зачастую упускают претенденты. Договор о целевом обучении со студентами, осваивающими программы бакалавриата и программы специалитета, может быть заключен не ранее чем через два года после начала обучения и не позднее чем за один год до окончания обучения в образовательной организации. Со студентами, осваивающими программы магистратуры, - не ранее чем через шесть месяцев после начала обучения и не позднее чем за один год до окончания обучения.

Таким образом, круг участников конкурса достаточно жестко ограничен законодателем. В него входят студенты 3 курса бакалавриата, 3 и 4 курса специалитета и студенты-магистранты 1 года обучения.

В соответствии с утвержденной Минюстом России методикой в ходе конкурса специально создаваемой комиссией оцениваются как теоретические знания претендента, так и его личностные качества. Для этого используются предусмотренные законодательством конкурсные процедуры - тестирование и индивидуальное собеседование.

Оценка теоретических знаний и личностных качеств претендентов осуществляется по следующим критериям: уровень теоретических знаний, умение использовать теоретические знания при выполнении практических заданий, логическое построение ответа, грамотность и культура речи.

Тестирование проводится по перечню вопросов, отражающих теоретические знания в области образовательных предметов: русский язык и культура речи, теория государства и права, конституционное (государственное) право России.

Информация о проведении конкурса заблаговременно размещается на официальном сайте Минюста России в сети Интернет.

Что же дает студенту победа в конкурсе?

Самое главное - Минюст России обязуется в случае успешного завершения обучения принять победителя конкурса на федеральную государственную гражданскую службу.

Также победителям конкурса в период обучения в вузе Минюст России ежемесячно осуществляет дополнительные выплаты в размере 50 процентов государственной академической стипендии.

Кроме того, в период обучения победители конкурса проходят практику в министерстве с учетом их специализации и осваиваемых дисциплин. Учебная и научная деятельность этих студентов (в том числе подготовка дипломных, курсовых работ) также может быть скорректирована в расчете на дальнейшую работу в Минюсте России.

Со своей стороны студенты принимают на себя обязательство о регулярном представлении сведений об успеваемости, а также о заключении после получения документа государственного образца о высшем образовании срочного служебного контракта.

Практика проведения конкурсов свидетельствует о том, что по его результатам на федеральную государственную гражданскую службу в Минюст России приходят достаточно подготовленные специалисты, способные в короткие сроки адаптироваться к условиям и требованиям гражданской службы.

КонсультантПлюс: Может ли устроиться на работу в ваше министерство вчерашний выпускник вуза? Какие требования предъявляются к начинающим специалистам - претендентам на должность госслужащих?

Н.В. Бородаев: Поступление на службу в Министерство юстиции Российской Федерации выпускников вузов возможно.

Процедура поступления на государственную гражданскую службу достаточно подробно урегулирована целым рядом нормативных правовых актов Российской Федерации, и их неукоснительное соблюдение является одним из важнейших показателей качества работы кадрового блока государственного органа. Министерство юстиции Российской Федерации не является исключением.

По общему правилу, установленному Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поступление гражданина на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.

Порядок проведения такого конкурса определен Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" и заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы. Этим же указом определен подробный перечень документов, которые претенденту на замещение должности необходимо представить в государственный орган для участия в конкурсе.

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимому для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16.

Как и любой другой конкурс, конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы является серьезным испытанием для претендента на должность. В Минюсте России такие конкурсы проводятся и традиционно привлекают значительное количество участников. Последний из таких конкурсов состоялся в апреле текущего года. Участники конкурса прошли серьезнейший отбор, о чем свидетельствует и тот факт, что по его результатам конкурсной комиссией выявлены победители лишь по половине заявленных вакантных должностей.

КонсультантПлюс: Где обычно размещаются объявления о ваших вакансиях?

Н.В. Бородаев: Всю необходимую информацию о проведении конкурсов, в том числе о приеме документов для участия в конкурсе, наименование вакантных должностей гражданской службы, квалификационные требования для замещения этих должностей, условия прохождения гражданской службы и другие предусмотренные законодательством сведения размещаются на сайте Министерства юстиции Российской Федерации www. minjust.ru в разделе "Государственная служба".

КонсультантПлюс: При рассмотрении резюме молодого специалиста на что вы обращаете внимание прежде всего: на успеваемость в вузе или на специализацию, по которой выпускник обучался, тему дипломной работы или дополнительное образование, удостоверенное сертификатами и дипломами?

Н.В. Бородаев: Представляемые претендентами материалы оцениваются в комплексе, и сведения о профессиональных компетенциях, несомненно, представляют для нас интерес. Вместе с тем необходимо понимать, что назначение на должность возможно только в том случае, если кандидат соответствует квалификационным требованиям по уровню образования, наличию стажа гражданской службы либо опыта работы по специальности и т.д., а дополнительные профессиональные навыки и достижения являются существенным дополнением, положительно характеризующим соискателя должности.

КонсультантПлюс: Какие этапы в конкурсе на замещение вакансий обычно проходит молодой специалист?

Н.В. Бородаев: Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации утверждена приказом Минюста России от 02.11.2009 № 375.

Для оценки профессиональных и личностных качеств граждан Российской Федерации, допущенных к участию в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, применяются методы тестирования и индивидуального собеседования (тестирование предшествует индивидуальному собеседованию).

Победителем конкурса признается кандидат, прошедший тестирование и индивидуальное собеседование.

По результатам конкурса издается приказ о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и с ним заключается служебный контракт.

Граждане, которые не стали победителями конкурса, но проявили при прохождении испытаний свой высокий профессиональный уровень, решением конкурсной комиссии могут быть рекомендованы к включению в кадровый резерв Минюста России. Напомню, что лица, состоящие в кадровом резерве, могут быть назначены на вакантные должности гражданской службы без прохождения конкурсных процедур.

КонсультантПлюс: Какие этапы включает в себя собеседование?

Н.В. Бородаев: Индивидуальное собеседование с кандидатами, успешно прошедшими тестирование, проводится членами конкурсной комиссии. Целью собеседования является выявление профессиональных и личностных качеств кандидата.

Индивидуальное собеседование проводится в форме свободной беседы с кандидатом по теме его будущей профессиональной служебной деятельности, в ходе которой члены конкурсной комиссии задают кандидату вопросы.

КонсультантПлюс: При приеме на работу юриста требуете ли вы от него умения работать с системой КонсультантПлюс? Пользуются ли ваши сотрудники системой?

Н.В. Бородаев: Умение пользоваться компьютерной техникой в настоящее время - неотъемлемая часть профессиональных навыков государственного служащего. Эти требования закреплены в должностных регламентах всех федеральных государственных гражданских служащих Минюста России.

Учитывая специфику Минюста России, получение доступа к актуальной правовой информации, текстам правовых документов является жизненно необходимым. Поэтому владение навыками работы со справочными правовыми системами, в том числе, конечно, и с системой КонсультантПлюс, может положительно отразиться при оценке претендента на замещение должности.

КонсультантПлюс: Какой совет вы могли бы дать будущим выпускникам, решившим построить карьеру госслужащего?

Н.В. Бородаев: Государстве нная служба, как и другие профессиональные виды деятельности, имеет свои особенности. Поэтому нужно быть готовым преодолевать трудности, прилагать усилия для поддержания своего профессионального уровня.

Могу сказать, что сейчас в Минюсте России очень много специалистов высочайшего уровня по различным отраслям права. Поэтому у выпускников, решивших связать свою судьбу с госслужбой в Минюсте России, есть замечательный шанс перенять их опыт и знания, тем самым создать серьезную базу для построения дальнейшей карьеры в сфере юриспруденции.

Согласно статье 21 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[1]
на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным названным федеральным законом.

Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу в случае:

– признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

– осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы,
по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

– отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

– наличия заболевания, препятствующего поступлению
на государственную гражданскую службу или ее прохождению
и подтвержденного заключением медицинской организации.

– близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей)
с государственным гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

– выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

– наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

– представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу;

– непредставления установленных Федеральным законом
от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу;

– признания его не прошедшим военную службу по призыву, если не имеет на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);

– непредставления сведений, предусмотренных статьей 20 2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Лица, замещающие должности государственной гражданской службы, обязаны соблюдать запреты, связанные с государственной гражданской службой, предусмотренные статьей 17 Федерального закона
от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Поступление гражданина на государственную гражданскую службу
в аппарат Верховного Суда Российской Федерации для замещения должности государственной гражданской службы или переход государственного гражданского служащего на другую должность государственной гражданской службы осуществляется по конкурсу
в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
и Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112
«О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»[2].

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности государственной гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности государственной гражданской службы.

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

2) при заключении срочного служебного контракта;

3) при назначении на должность государственной гражданской службы государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего
в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе;

4) при назначении на должности государственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню, утвержденному нормативным актом государственного органа.

[1] Гиперссылка на Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

[2] Гиперссылка на Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Информация для граждан, желающих поступить на государственную гражданскую службу в аппарат Верховного Суда Российской Федерации

Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной гражданской службе, а также право государственных гражданских служащих
на должностной рост на конкурсной основе и осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Конкурс в Верховном Суде Российской Федерации объявляется
по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации, при наличии вакантной (не замещенной государственным гражданским служащим) должности государственной гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» может быть произведено на конкурсной основе.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в аппарате Верховного Суда Российской Федерации образована Конкурсная комиссия Верховного Суда Российской Федерации.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком
Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям к кандидатам на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в аппарате Верховного Суда Российской Федерации.

Гражданин (государственный гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям для замещения вакантной должности государственной гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, должен представить в Верховный Суд Российской Федерации:

1) личное заявление с указанием почтового адреса фактического проживания, почтового индекса по утвержденной форме (приложение № 1);

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету (по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р) с приложением двух фотографий, соответствующих возрасту заявителя на момент представления анкеты, в цветном исполнении, размером 30x40 мм (приложение № 2);

3) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

4) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

– копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

– копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

5) справку об отсутствии у гражданина заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службу или ее прохождению (форма 001-ГС/у, выдается медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям «психиатрия», «психиатрия-наркология»);

6) автобиографию (приложение № 3);

7) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

8) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства;

9) документы воинского учета (для военнообязанных);

10) документ о профессиональной переподготовке, стажировке, повышении квалификации;

11) документ о награждении государственными наградами, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий;

12) медицинский страховой полис обязательного медицинского страхования;

13) сведения о доходах, расходах, об имуществе, принадлежащем гражданину на праве собственности, и обязательствах имущественного характера (сведения представляются в отношении кандидата на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей);

14) свидетельство о заключении (расторжении) брака, сведения о составе семьи;

15) сведения о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за последние три года по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 2867-р (приложение № 4);

16) личное заявление о согласии на обработку персональных данных по утвержденной форме (приложение № 5).

Информация об объявлении конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в аппарате Верховного Суда Российской Федерации и о его результатах размещается на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: