Как проверить отсутствие судимости участника закупки по 44 фз

Обновлено: 18.04.2024

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено час назад

Какие судимости препятствуют участию в закупках по 44-ФЗ.

В закупках по 44-ФЗ не могут участвовать организации, чьи руководители имеют судимости за преступления в сфере экономики и по ст. 290,291,291.1 УК РФ. Погашенные и снятые судимости не препятствуют участию в госзакупке. Преступления, связанные с незаконным вознаграждением от имени юридического лица, как правило, сопряжены с административной ответственностью для такого юридического лица и наказанием в виде штрафа. Поэтому п.7.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ запрещает участвовать в госзакупках юридическим лицам, которые за два года до участия понесли ответственность по ст. 19.28 КоАП РФ.

Декларация об отсутствии судимости.

Для участия в закупке потенциальный поставщик должен подтвердить отсутствие судимости у руководителей. Единой формы документа нет, поэтому декларировать можно в свободной форме.

У организации есть несколько вариантов.

Недостоверная информация о судимости участника закупки.

Если для участия в закупке организация приукрасит ситуацию и сообщит недостоверные данные о судимости – скорее всего заявку отклонят. Заказчик должен сам позаботиться о проверке достоверности данных, которые ему предоставляют потенциальные участники закупки. Проверить информацию о судимости заказчик может через Главный информационно-аналитический центр МВД РФ. И если выяснится, что участник предоставил недостоверные данные, то его не допустят к закупке. В реестр недобросовестных поставщиков не включат. А если недостоверные данные определят уже после заключения контракта, заказчик может обратиться в суд, расторгнуть договор и обратиться в ФАС для включения такой организации в реестр недобросовестных поставщиков. В реестр включают на два года. Поэтому возможность для участия в большинстве закупок для такой организации будет закрыта. Для участия в электронном аукционе, декларацию об отсутствии судимости надо прикладывать ко второй части заявки (п.2 ч.5 ст.66 Закона № 44-ФЗ).

Когда не нужно подавать декларацию об отсутствии судимости.

Многие организации пользуются услугами бухгалтерского сопровождения. Это значит, что в штатном расписании организации вообще нет должности бухгалтера. Если штатного бухгалтера нет – на него не надо подавать справку об отсутствии судимости. Заказчик не может отклонить вашу заявку на основании того, что вы не подали сведения о бухгалтере, если такой должности нет в штате. Заказчик не может требовать у участника дополнительное подтверждение в виде справки об отсутствии судимости из МВД РФ. Для участия в закупках по 44-ФЗ достаточно просто декларации. Если декларацию не приложить вовсе – заявку отклонят на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ – за непредставление информации. Декларирование отсутствия судимости у руководителей организации - участника не освобождает от декларирования отсутствия административной ответственности за 2 года до закупки у самой организации.

Заведующий сектором муниципальных

закупок администрации района

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Наличие судимости по экономическим преступлениям — это фактор, который препятствует участию в госзакупках. Разберемся, как применяется на практике это правило, как проверить наличие судимости и можно ли установить это онлайн.

Закон о контрактной системе устанавливает ряд требований к участникам закупочного процесса, одним из которых является отсутствие у поставщика судимости в определенных сферах. Так, в силу ч. 8 ст. 31 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок вправе проверять участников на наличие судимости. Однако, с другой стороны, частью 9 ст. 31 этого же закона предусмотрена обязанность заказчика отстранить поставщика на любом этапе торгов или отказать в заключении контракта, если будет обнаружен данный факт.

Участники же закупки обязаны только продекларировать соответствие единым требованиям, не предоставляя никаких дополнительных документов (ч. 8 ст. 31). Но не всегда действия поставщика являются добросовестными, и указав в заявке, что в его отношении отсутствуют меры уголовно-правового характера, на самом деле участник может быть подвержен им. Поэтому заказчику будет полезно знать, как проверить человека на судимость.

Когда устанавливается требование об отсутствии судимости

П. 7 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ указывает, что заказчик при осуществлении заказов в обязательном порядке устанавливает требование об отсутствии судимости у участников закупки в следующих сферах:

  • сфера экономики (гл. 22 Уголовного кодекса РФ: уклонение от уплаты налогов, незаконное создание юридического лица, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, ограничение конкуренции и др);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
  • получение, дача взятки и посредничество при взяточничестве (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ).

Последние 2 пункта были внесены в закон 44-ФЗ изменениями от 28.12.2016 № 489-ФЗ.

Данные условия применительны как к участникам торгов — физическим лицам, так и руководителям, членам совета директоров, правления, а также главному бухгалтеру организации, за исключением лиц, у которых последствия сняты или погашены.

Как проверить наличие судимости

Законодательно установленный механизм реализации права проверить поставщиков отсутствует. Предусмотрено только субъективное право, а не обязанность комиссии запрашивать такие сведения.

Информацией о наличии судимости обладает ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел РФ».


В соответствии с п. 2.1 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок, такие данные выдаются по заявлению государственных или муниципальных органов, имеющих право на обработку персональных данных в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, комиссия конкретного заказчика не является лицом, которое вправе получить такую справку.

Можно ли проверить онлайн

Для тех, кто ищет ответ на вопрос, как узнать о судимости человека через Интернет, как проверить на судимость человека онлайн по фамилии, отметим, что это просто невозможно. Более того, существуют мошеннические сервисы, которые работают онлайн и предлагают обнаружить судимость, проверить базу данных МВД онлайн за определенную плату.

Проверка на судимость онлайн доступна только правоохранительным органам. Любые попытки несанкционированного доступа к ней являются нарушением закона.

Что делать, если обнаружена судимость

В случае наличия судимости заказчик должен отстранить поставщика от процедуры определения в любой момент до заключения контракта либо расторгнуть договор в связи с несоответствием поставщика единым требованиям. Комиссия заказчика обязана составить протокол об отстранении с указанием причины и с ссылкой на нормы закона 44-ФЗ (ч. 9 ст. 31), а также пункт документации и(или) извещения, либо оформить решение об одностороннем отказе от исполнения условий договора (ч. 15 ст. 95 закона 44-ФЗ).

Стоит учитывать, что необоснованный отказ или допуск к участию в процедуре торгов влечет привлечение к административной ответственности в размере 1 % начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 и не более 30 000 рублей (п. 2 ст. 7.30 КоАП РФ), а определение победителя торгов с нарушением может быть признано по иску заинтересованного лица недействительным.

Комиссия по закупкам проверяет соответствие участников требованиям ч.1 ст.31 44-ФЗ. Среди них – отсутствие судимости у следующих категорий:
- физического лица
- руководителя
- членов коллегиального исполнительного органа,
- главного бухгалтера юридического лица

Имеются в виду преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные, УК РФ:
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ)
- получение взятки (ст. 290 УК РФ)
- дача взятки (ст. 291 УК РФ)
- посредничество при взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ)

Также эти физические лица не должны быть лишены права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Заказчики в РФ не имеют четких механизмов проверки участника закупки на соответствие такому требованию. Это связано с тем, что сроки проведения закупки ограничены, а на поиск и получение информации требуется длительное время.

В сфере закупок нет специального реестра сведений об осужденных лицах, где находилась бы информация, позволяющая проверять декларируемые участниками сведения об отсутствии судимости его должностных лиц.

Но на основании ч.8 ст.31 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в п.7 ч.1 ст.31 44-ФЗ.
Комиссия может сделать это, направив запрос о наличии/отсутствии судимости конкретного лица в соответствующее подразделение МВД РФ. В соответствии со ст. 17 3-ФЗ «О полиции» полиция наделена правом на обработку данных о лицах, осужденных за совершение преступления. Подобная практика существует среди заказчиков.

Наличие судимости при участии в закупках: как это проверить

Официальный портал о строительстве в России

Заключили строительный контракт с казначейским сопровождением? Утвердите перечень стройматериалов и оборудования!

В связи с изменениями режима использования лицевого счета участника казначейского сопровождения (УКС) Правительством РФ определена форма Реестра документов, который необходимо предоставить.

Предприятие «Домнаремонт» отметило 60-летний юбилей

Накануне состоялось награждение работников центра «Домнаремонт» в честь юбилейного праздника. Директор Ассоциации "Строительный Комплекс Вологодчины" Анна Леонова поздравила.

Правительство расширит поддержку среднего профессионального образования

Правительство России намерено дополнительно стимулировать компании, которые помогают организациям среднего профессионального образования, сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на.

© 2009-2022
Ассоциация – региональное отраслевое объединение работодателей «Саморегулируемая организация «Строительный Комплекс Вологодчины».

Проверка прокуратурой бюджетного учреждения — это способ прокурорского надзора, к которому прибегают в случае необходимости уточнения фактов нарушения законодательства о закупках. По окончании расследования заказчика могут привлечь к административной ответственности или возбудить уголовное дело.

Основания для проверки прокуратурой

Прокуратура следит за исполнением законов, включая закон о контрактной системе, всеми видами физических и юридических лиц, государственными и муниципальными заказчиками. Основная задача органов прокуратуры в сфере закупок — выявление фактов нарушения заказчиками требований нормативных актов о контрактной системе и применение к ним мер прокурорского реагирования.

Проверки прокуратурой проводятся в двух случаях:

  • на плановой основе с учетом данных о законности действий заказчика;
  • на внеплановой основе по жалобе, обращению или иной информации о нарушении законодательства.

Такие проверки бывают:

  • документарными — когда прокурор вызывает для дачи объяснений нужных ему лиц и изучает необходимую документацию, находясь на своем рабочем месте;
  • выездными — когда после изучения полученных документов, прокурор выезжает в учреждение заказчика.

Прокуратура является одним из субъектов профилактики правонарушений. В п. 10 ч. 2 ст. 8 федерального закона №182-ФЗ от 23.06.2016 указывается, может ли прокуратура проводить мониторинг соблюдения закона о контрактной системе. Мониторинг информации о закупках — важнейший элемент прокурорского надзора. Прокурорские органы анализируют информацию из следующих источников:

  • данные органов госвласти и местного самоуправления, надзорных и правоохранительных органов;
  • сведения с официальных сайтов и данные СМИ;
  • обращения граждан и юрлиц, материалы уголовных, арбитражных и административных дел.

Сведения, которые публикует заказчик в ЕИС, — один из главных источников информации при прокурорском мониторинге.

Подготовка к проверке

Чтобы заказчику понимать, как подготовиться к проверке по 44-ФЗ, необходимо знать, на что прокуратура и другие проверяющие органы обращают внимание:

  • содержание и сроки размещения плана-графика;
  • обоснование необходимости закупки;
  • проведение обязательного общественного обсуждения закупок;
  • правильность расчета и обоснования начальной цены контракта

ст. 20 и постановление правительства №1635 от 11.12.2019

  • наличие контрактной службы или контрактного управляющего, наличие у работников соответствующего образования;
  • соответствие состава закупочной комиссии требованиям закона;
  • правильность способа выбора определения поставщика;
  • проведение процедуры совместных закупок;
  • законность ограничения участия в определении поставщика, применение национального режима;
  • законность предоставления преимуществ;
  • законность установления заказчиком требований к участникам закупки;
  • правомерность установления критериев оценки заявок;
  • соблюдение правил описания объекта закупки и применения КТРУ;
  • соответствие проекта контракта в документации тексту заключенного сторонами контракта;
  • включение условий об ответственности, приемке, сроках возврата обеспечения
  • приемка ТРУ и проведение экспертизы;
  • своевременность и полнота оплаты ТРУ;
  • процедура изменения, расторжения контракта

В любом учреждении, которое работает по 44-ФЗ, обязательно наличие положения о комиссии по осуществлению закупок. Этот документ отражает, что проверяют при прокурорской проверке комиссии по закупкам надзорные органы. Прокуратура проверяет:

  • правильно ли проверяется соответствие участников закупки требованиям, установленным заказчиком;
  • правильно ли принимаются решения о допуске либо отклонении заявок участников закупки;
  • как проходит рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в определении поставщика;
  • как ведутся протоколы в ходе осуществления процедуры определения поставщика.

Ежегодно органы прокуратуры анализируют и систематизируют основные нарушения заказчиков при проведении закупок. Знание основных нарушений, которые выявляет надзорный орган, позволит заказчику не допускать ошибок при проведении закупок. К таким нарушениям относятся:

  • принятие незаконных нормативных актов, которые регулируют порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок, вопросы деятельности осуществления закупок внутри учреждений;
  • связанные со ст. 19 закона №44-ФЗ нарушения при нормировании в сфере закупок, прокуратура выдает по факту нарушений представления об отмене закупок, которые размещались с требованиями, отличными от нормативных;
  • нарушения в сроках публикации, содержании и утверждении планов-графиков закупок, отчета о закупках у СМП;
  • заключение контрактов с единственным поставщиком, когда необходимо провести конкурентную процедуру, дробление контрактов;
  • отсутствие расчета и обоснования начальной цены, ее неверное определение или завышение;
  • заключение контрактов на условиях, которые противоречат или отсутствуют в документации;
  • необоснованный отказ в допуске (либо допуск) участников к торгам и запросам котировок;
  • ограничение конкуренции при формировании излишних технических требований в документации;
  • нарушение сроков размещения сведений о заключении, изменении и об исполнении контрактов;
  • незаконное изменение существенных условий контрактов;
  • нарушение сроков оплаты.

Как проходит проверка

Методика проверки заключается в сверке требований закона с фактическими обстоятельствами его применения. В отличие от аудиторской проверки программы проведения проверки по 44-ФЗ у прокуратуры нет. Надзорный орган имеет сведения о нарушении закона и проверяет достоверность этой информации. Для этого он запрашивает у заказчика необходимую информацию, документы и материалы. Все требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 закона о прокуратуре).

Алгоритм проведения проверки закреплен в ст. 21 закона о прокуратуре:

  1. Прокурор или его заместитель принимает решение о проверке и направляет его в учреждение заказчика. В нем указывается основание, срок, предмет и цель проверки.
  2. Заказчик готовит требуемые документы и направляет их в прокуратуру в установленный решением срок. Заказчику необходимо понимать, почему прокурор требует вести документацию по определенным правилам и нормам оформления. Проверяющий орган руководствуется инструкцией по делопроизводству согласно приказу генпрокуратуры №450 от 29.12.2011. Прокурор требует готовить документы на основании этой инструкции.
  3. Прокурор анализирует полученную информацию, при необходимости требует дополнительные материалы, вызывает представителя заказчика для разъяснений или выезжает к нему сам. Прокурор прибегает к помощи контрольных и финансовых органов, когда сталкивается с большими объемами бухгалтерской, финансовой и технической информации.
  4. Если обнаружат, что имеются другие нарушения в законах, прокурор или его заместитель расширяют предмет проверки или назначают новую.
  5. Если по результатам проверки нарушений не нашли, заказчику в течение 10 дней со дня окончания проверки выдается акт по форме, утвержденной генпрокуратурой. В ст. 22-25.1 закона о прокуратуре указано, может ли прокуратура наказать за нарушение 44-ФЗ в случае обнаружения нарушений. В качестве наказания прокурор прибегает к мерам прокурорского реагирования (протест, представление, постановление, предостережение).
  6. Заказчик устраняет нарушения, которые после проверки находятся на контроле у прокуратуры.

Неисполнение или игнорирование требований прокуратуры, которые содержались в запросе, несвоевременное, неполное или искаженное предоставление сведений послужит поводом для наложения штрафа по ст. 19.7 КОАП до 5 000 рублей.

Сроки проведения проверки:

  1. Решение о проверке доводится до заказчика не позднее дня ее начала.
  2. Решение о расширении предмета проверки или проведения новой отсылается заказчику не позднее дня принятия такого решения.
  3. По общему правилу проверка длится не более 30 дней. Срок увеличивают не более чем на 30 дней по решению прокурора и еще на 30 по решению генеральной прокуратуры.
  4. В срок не включают приостановления, которые возникают, например, в случае проведения испытаний или сложных экспертиз. Такие приостановления удлиняют проверку на срок до одного года.

Приказом генпрокуратуры №45 от 30.01.2013 установлено, как прокуратура проводит проверку по жалобе гражданина, которая содержит сведения о нарушении закона. Она осуществляется в три основных этапа:

  1. Подготовка. Прокурор определяет поле задач: изучает сведения по жалобе, основания, оценивает круг вопросов и лиц, участвующих в проверке.
  2. Проверка. Прокурор проверяет документы, при необходимости назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.
  3. Заключение. Прокурор составляет акт, в котором указываются результаты проверки. При обнаружении нарушений принимаются меры по привлечению нарушителей к ответственности, результаты передаются контролирующим органам. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов.

Как оформляются результаты проверки

Если при проверке прокуратура выявила нарушения в сфере закупок, заказчика ждет одна из мер прокурорского реагирования:

  1. Постановление о возбуждении административного производства согласно КОАП (ст. 25 закона о прокуратуре) . В зависимости от вида правонарушения дело передается в суды или ФАС. По результатам рассмотрения дел назначается наказание в виде предупреждения или штрафа.
  2. Вынос протеста на противоречащий закону правовой акт (ст. 23 закона). В течение десяти дней заказчик или уполномоченный орган принимает меры, например, отменяет или вносит изменения в документ, который опротестован. В случае несогласия в этот же срок заказчиком готовится возражение с обоснованием причин несогласия.
  3. Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 закона о прокуратуре);
  4. Представление об устранении нарушений законодательства о закупках. В соответствии со ст. 24 закона о прокуратуре заказчик устраняет нарушения и подает ответ в прокуратуру на представление об устранении нарушений по 44-ФЗ в письменном виде в течение месяца. В случае безосновательного отказа от устранения нарушений заказчика привлекают к административной ответственности.

В случае признания вины заказчика по итогам прокурорского расследования возможна одна из мер наказаний:

  • привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица;
  • административная ответственность виновных лиц согласно КОАП;
  • возбуждение уголовных дел в суде.

Невыполнение требований прокурора грозит заказчику штрафом до 100 000 рублей или приостановлением деятельности до 90 суток в соответствии со ст. 17.7 КОАП.

Как обжаловать результат проверки

Заказчик вправе обжаловать в установленном законом порядке любое действие или бездействие, решение прокурора.

Результаты проверки обжалуются:

  • в досудебном или административном порядке (т.е. вышестоящему прокурору);
  • в судебном порядке.

При досудебном обжаловании заказчику следует обратиться в городскую или областную прокуратуру, где обжалуются действия и решения сотрудников районной прокуратуры. Жалоба подается в письменном виде в двух экземплярах. В ней указывается:

  • сведения о лице, которому она направляется на рассмотрение;
  • сведения о заявителе;
  • суть претензии с указанием времени обращения и сведений о сотруднике прокуратуры, который вынес неправомерное решение или нарушил права заявителя своими действиями или бездействием;
  • желаемые требования. К примеру, отмена неправомерного решения или восстановление заявителя в его законных правах.

Сроки досудебного обжалования законодательно не регламентированы.

Обжалование в судебном порядке касается постановлений, протестов и представлений:

  1. Постановление выносится прокурором, возбуждается дело об административном правонарушении и передается в суд. Судом выносится судебный акт, который заказчик вправе обжаловать в рамках Кодекса об административном правонарушении. Суд рассматривает обращение об обжаловании в течение 2 месяцев.
  2. В ситуациях, когда в рамках расследования надзорным органом выявлены нарушения и сорван контракт на поставку, представление прокуратура выдает для рассмотрения в течение 30 суток. Если заказчик отказывается принимать меры, дело передается в суд, где оно рассматривается в рамках Кодекса об административном судопроизводстве. На рассмотрение претензии в отношении представления суду дается три месяца.
  3. Обжалование протеста прокуратуры проходит по аналогии с представлением в рамках Кодекса об административном судопроизводстве.

Об авторе этой статьи

Александр Паршиков Практик, эксперт в закупках по 44-ФЗ, имеет большой опыт работы со стороны заказчика.

Проверка сведений, содержащихся в документах, на их соответствие установленным требованиям — это работа заказчиков, нацеленная на отсев от участия в закупке компаний, которые, в силу закона, не могут получить контракт. Критерии такого отсева перечислены в Федеральном законе № 44-ФЗ, с 2021 года они будут ужесточены.

Основные положения

Федеральный закон № 44-ФЗ в ст. 31 перечисляет требования, общие для всех участников всех закупок, проводимых в порядке 44-ФЗ. Это означает, что независимо от вида проводимой процедуры, предмета закупки и организационно-правового статуса заказчика, он обязан предъявлять к потенциальным контрагентам эти требования. Несоответствие компании даже одному из них исключает получение ею контракта.

Та же норма 44-ФЗ отвечает на вопрос, кто проверяет соответствие участников закупки требованиям закона — это делает сам заказчик, исследуя заявку каждого потенциального контрагента и проверяя его с помощью сторонних источников, сервисов и ресурсов. Если заказчик выявил несоответствие лица требованиям, он обязан отстранить его от участия в закупке или отказаться от заключения с ним контракта — комиссия обязана проверить участников закупки на предмет соответствия требованиям на всем протяжении процедуры, вплоть до заключения соглашения. Допуск компании, которая заведомо требованиям не соответствует, грозит для заказчика административной ответственностью по ст. 7.30 Кодекса об административной ответственности РФ.

Заказчик обязан проводить проверку самостоятельно и не вправе перекладывать ее на третьих лиц, в том числе на оператора электронной площадки, — оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию на запрет участия в закупках по формальным основаниям, перечисленным в постановлении правительства от 14.09.2019 № 1202.

С 2021 года правила проверки обновятся: на площадки от органов Прокуратуры поступит информация о том, не привлекался ли претендент к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в последние два года. Если привлекался, он отсеивается.

Рассмотрим подробнее действующие требования, указанные в ст. 31 44-ФЗ.

Соответствие требованиям к поставщикам закупаемых ТРУ (п. 1 ч. 1)

Не всеми видами экономической деятельности хозяйствующие субъекты вправе заниматься, руководствуясь исключительно собственным желанием — в ряде случаев необходимы специальные разрешения, например, лицензия или членство в СРО: проверить участника на наличие такого разрешения — обязанность заказчика. Подробнее: «Инструкция по вступлению в СРО и оплате компенсационного взноса».

В качестве подтверждения членства в саморегулируемой организации претендент предоставляет соответствующее свидетельство, но заказчику следует проверить его действительность с помощью:

  • запроса оригинала этого документа;
  • официального запроса в саму СРО;
  • с помощью онлайн-реестров.

Каждая СРО ведет реестр своих членов и публикует его на своих ресурсах, имеются и общие реестры, такие как НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Инструкция, как проверить участника закупки в СРО с помощью сервиса НОСТРОЙ:

Шаг 1. На главной странице НОСТРОЙ перейти в Единый реестр членов СРО.

Единый реестр членов СРО

Шаг 2. На появившейся странице выбрать вкладку «Реестр членов СРО», а затем в строке поиска ввести известную о компании информацию — заполнить достаточно только одно поле, но чем больше информации поисковик получит, тем точнее найдет нужную компанию.

Проверка компании в реестре членов СРО

Шаг 3. Нажать «Ввод» и получить перечень найденных организаций, подходящих по предоставленным параметрам.

Шаг 4. Найти искомую компанию, кликнуть по ее названию и ознакомиться с информационной карточкой.

Непроведение ликвидации (п. 3 ч. 1)

Требование распространяется на участников — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Заказчики проверяют, чтобы на момент тендера в отношении претендента отсутствовало решение арбитражного суда о признании банкротом и открытии конкурсного производства. Для проверки этого обстоятельства удобно использовать интернет-издание «Вестник государственной регистрации».

Неприостановление деятельности (п. 4 ч. 1)

Санкция за ряд административных правонарушений, перечисленных в КОАП РФ, предполагает приостановление деятельности хозяйствующего субъекта на несколько месяцев. В течение этого времени компания не вправе вести деятельность и, соответственно, участвовать в госзакупках. Факт вынесения решения суда о приостановлении работы устанавливается с помощью сайта Службы судебных приставов, где по наименованию компании доступна вся информация о возбужденных в ее отношении исполнительных производствах.

Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч. 1)

Для участника тендера, претендующего на исполнение госзаказа, недопустимо иметь задолженности перед бюджетом. Отсеиваются компании, у которых такая задолженность за последний календарный год возникла и составляет более четверти балансовой стоимости активов.

Участник аукциона требованию на запрет участия в закупках соответствует, если:

  • по задолженности ему предоставлена рассрочка или иное подобное послабление;
  • компания инициировала официальное обжалование документа, установившего его задолженность, но решение по этому обжалованию еще не вынесено.

Проверка наличия или отсутствия у компании долгов доступна на сайте ФССП или ФНС.

Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1)

Заказчики проверяют отсутствие неснятой и непогашенной судимости по некоторым статьям УК РФ, наложенного запрета на занятие определенной деятельностью или административной дисквалификации у следующих лиц:

  • претендента — физического лица;
  • членов коллегиального исполнительного органа участника — юридического лица;
  • руководителя участника — юридического лица;
  • главного бухгалтера.

Подтверждается отсутствие судимости с помощью справки, полученной в МВД РФ и через реестр ФНС РФ.


Привлечение компании к административной ответственности (п. 7.1 ч. 1)

Требование состоит в том, чтобы в течение двух лет, предшествовавших тендеру, участник не привлекался к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. Проверка этого факта возможна с помощью реестра Генеральной прокуратуры РФ.


Наличие интеллектуальных прав (п. 8 ч. 1)

Требование актуально для закупок объектов интеллектуальной собственности: произведений литературы и искусства и иные, перечисленные в Гражданском кодексе РФ. Заказчик проверяет патенты и иные документы, предоставленные в качестве подтверждения этих прав.

Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1)

Конфликт интересов — это ситуация, когда должностное лицо заказчика, уполномоченное принимать решения в ходе тендеров, например руководитель организации, член комиссии или руководитель контрактной службы, состоит в родстве с лицом, заинтересованным в победе одного из участников. Такое положение вещей негативно сказывается на прозрачности тендера, его честности и интересах конкуренции.

Остались вопросы? В КонсультантПлюс найдете комментарии экспертов, разъяснения и подробные разборы отдельных требований к участникам закупок. Вот один из примеров.


Участник не является офшорной компанией (п. 10 ч. 1)

Тот факт, что участник закупки не является офшорной компанией, подтверждается уже тем, что он прошел регистрацию на электронной площадке — площадка не зарегистрирует офшорную компанию.

Отсутствие ограничений для участия в тендере (п. 11 ч. 1)

Закон не уточняет, о каких ограничениях идет речь, подразумеваются любые ограничения, которые возможны на территории РФ, например санкции или национальный режим.

Отсутствие в РНП (ч. 1.1)

РНП — реестр недобросовестных поставщиков — это информационный ресурс, куда включаются сведения о лицах, ранее допустивших серьезные нарушения в сфере госзакупок. Подробнее: «Реестр недобросовестных поставщиков: все, что нужно знать».

Устанавливать требование о ненахождении участника в РНП заказчик не обязан — соответствие требованию отсутствия сведений в РНП по 44 ФЗ проверяется одним тем фактом, что заказчик получил заявку участника. Если бы участник состоял в РНП, площадка завернула бы его заявку, и до заказчика она бы не дошла вовсе. То, кто проверяет участника закупки на РНП 44 ФЗ, указано в п. 6 ч. 11 ст. 54.4 и п. 5 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ — электронная площадка. Она же возвращает заявку участнику, не прошедшему проверку по этому критерию.


Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: