Как производится проектирование и постройка судов

Обновлено: 28.03.2024

Процесс разработки проекта судна начинается с составления заявки заказчиком, в которой содержатся основные технико-эксплуатационные требования к судну. Большинство технико-эксплуатационных требований связано с эксплуатационными качествами судна – грузоподъёмностью, грузовместимостью, скоростью и т.п.

На основе заявки проектная организация ведет поэтапную разработку проекта.

Основные этапы разработки проекта, называемые стадиями разработки проектной документации:

- разработка рабочей конструкторской документации.

Техническое задание на проектирование судна –документ, в котором по согласованию с заказчиком указываются тип и назначение судна, его грузоподъёмность и характер перевозимого груза, скорость и тип механической установки, район и дальность плавания, класс классификационного общества, требования к общему расположению, обитаемости и др. Техническое задание становится исходным документом на разработку проекта.

Техническое предложение –сокращенный проект судна в одном или нескольких вариантах. Последнее обусловлено тем, что заказчику иногда предъявляются несколько вариантов реализации технического задания, одинаковых с точки зрения выполнения основных положений заявки, но различающихся в деталях. После выбора варианта заказчиком проект переходит в следующую стадию.

Эскизный проект –более подробная проработка вопросов, дополняющих сведения, разработанные в техническом предложении. В том числе – выбор и обоснование основных элементов судна, разработка теоретического чертежа, конструктивного мидель-шпангоута, принципиальных положений по технологии постройки судна.Заканчивается эскизный проект проверкой выполнения всех требований к эксплуатационным и мореходным качествам судна, в том числе и нормативных документов – правил Регистра и международных правил и конвенций.

Технический проект– окончательное уточнение основных элементов судна (главных размерений, коэффициентов полноты, мощности судовой энергетической установки, грузовместимости). Выполняются более точные расчеты по всем частям проекта судна. На этом этапе основные технические решения, принятые ранее, не подлежат значительному изменению, могут лишь уточняться. Технический проект завершается проверкой выполнения всех нормативных требований к судну.

Однако, материалов технического проекта еще не достаточно для постройки судна. Поэтому переходят к следующей стадии разработки проекта.

Разработка рабочей конструкторской документации –степень подробности разработки проекта – наивысшая в том, что касается отдельных конструкций судна и его механизмов и оборудования. Никаких изменений в технических решениях, принятых на предыдущих стадиях, обычно не происходит. Конструкторская документация передается на судостроительное предприятие для последующей технологической подготовки производства.

Однако, проектная организация продолжает работать по данному проекту, наблюдая за постройкой. Так как любое построенное судно может в чём-то незначительно отличаться от проектных показателей, проектная организация составляет отчетную документацию по построенному судну, которая передается заказчику и полностью соответствует данному судну.

Процесс разработки проекта судна начинается с заявки будущего владельца. В заявке содержатся исходные технико-эксплуатационные требования к судну: назначение, желаемые характеристики и условия эксплуатации.

Заявка поступает в проектную организацию, которая приступает к поэтапной разработке проекта.

Стадии разработки проектной конструкторской документации:

1.Техническое задание .

Первый этап проектирования — составление технического задания. Оно является приложением к договору между заказчиком и исполнителем: верфью или конструкторским бюро. Это — самый важный этап рождения судна, ведь за ошибки, совершенные в это время, приходится дорого расплачиваться, поскольку может оказаться, что готовое судно не отвечает вашим мечтам, и тогда придется выполнять дорогостоящие работы по его переделке и переоборудованию.

Техническое задание составляется заказчиком и исполнителем совместно. В техническом задании на основе изучения предполагаемого характера эксплуатации судна, обобщения и анализа опыта и тенденций отечественного и зарубежного судоходства и судостроения развиваются и уточняются технико-эксплуатационные требования к судну.

В техническом задании обычно указывают:

  • Тип и назначение судна
  • Грузоподъемность и пассажировместимость.
  • Скорость хода
  • Тип энергетической установки
  • Район и дальность плавания
  • Автономность по запасам
  • Эксплуатационные ограничения
  • Класс классификационного обществ
  • Специальные требования: ходовые качества, судовые устройства и системы, навигационное оборудование, экологическая безопасность
  • Численность и состав экипажа
  • Требования к общему расположению, обитаемости и технике безопасности

Вышеуказанный перечень разделов технического задания может видоизменяться (сокращаться или дополняться) в зависимости от конкретных условий и типа проектируемого судна. При разработке содержания раздела необходимо особое внимание уделять специфическим особенностям, обусловленным типом и назначением данного судна. Также следует иметь в виду, что неоправданно жесткое фиксирование задаваемых требованиями технического задания судовых параметров ограничивает возможности проектанта в поиске и выборе оптимальных технических и конструктивных решений.

Техническое задание согласовывается с заказчиком судна и после утверждения становится исходным документом на разработку проекта.

2. Техническое предложение.

Техническое предложение (предэскизный проект) – сокращенный вариант проекта судна в одном или нескольких вариантах. Основные задачи этой стадии:

  • Проверка выполнимости и совместимости требований технического задания
  • Предварительное определение основных элементов компановки судна.
  • Проверка возможности комплектации планируемым оборудованием.

В состав материалов этой стадии включается пояснительная записка, предварительные необходимые расчеты, внешний вид, схема общего расположения судна.

3. Эскизный проект.

На основе технического предложения, прошедшего согласование и утверждение, разрабатывают эскизный проект, в котором прорабатываются вопросы, дополняющие и уточняющие сведения о судне, содержащиеся в техническом предложении и требующие более подробных чертежей и расчетов.

Эскизный проект должен содержат принципиальные проектные и конструктивные решения по всем элементам судна и их обоснование. Необходимо удовлетворить требования по каждой подсистеме, не отняв преимуществ у другой: не увеличить вес, объем, стоимость. Возможно, рассматривая отдельно какую-то из подсистем, такое решение не будет лучшим, но оно преследует цель: создание единого оптимального комплекса систем будущего судна.

Чем больше инноваций заложено в проект яхты, тем сложнее задача и длительнее время поиска удовлетворительного компромисса.

4.Технический проект.

На следующей стадии разрабатывают технический проект судна. В нем окончательно определяют все элементы судна и его характеристики. Решают основные конструктивные и технологические вопросы по корпусу, оборудованию, энергетической установке, расположению и оборудованию помещений.

Технический проект проходит согласование и одобрение надзорными органами.

5.Рабочий проект.

Одобренный технический проект – основание для разработки рабочей конструкторской документации.

В зависимости от конкретных обстоятельств могут быть опущены или объединены отдельные стадии проектирования. Например, разработка технического задания может быть объединена с разработкой технического предложения, а технического проекта с рабочим (технорабочий проект).

Важно помнить: такое серьезное дело, как постройка судна требует профессионализма на всех этапах: от начальной стадии проектирования до спуска будущего судна.

Последствия даже минимального дилетантства могут стоить очень дорого.

Не стоит экономить на проекте: в таком случае результат не предсказуем. Может быть повезет. А быть может.

Изменить решение на этапе строительства либо уже невозможно, либо очень дорого!

Грамотный проект - реальная возможность оптимизировать сроки и стоимость строительства.

Теория проектирования судов. Две составляющие части работы по созданию судна: разработка проекта судна и его постройка. Требования к будущему судну. Определение эксплуатационно-экономических показателей, оформление рабочей документации на изготовление.

Рубрика Транспорт
Вид учебное пособие
Язык русский
Дата добавления 21.11.2009
Размер файла 701,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Теория проектирования судов

Длительная работа по созданию судна состоит из двух основных частей: разработки проекта судна и его постройки.

Разработка проекта начинается с определения желаемых эксплуатационно-экономических показателей судна (назначение, грузоподъемность, скорость, район плавания и т.п.). Установленные таким образом требования к будущему судну, называемые характеристиками оформляются в виде задания на разработку проекта. В процессе проектирования по условиям задания определяются его элементы (размеры и обводы корпуса, состав и расположение помещений, тип и мощность главных двигателей и т.п.). Все фазы проектирования судна, начиная от выявления потребности в нем и до оформления рабочей документации на его изготовление, базируются на научно-методическом аппарате теории проектирования судов (ТПС) - дисциплины, изучающей круг вопросов, связанных с разработкой заданий на проектирование судов и определением их элементов, в первую очередь размеров и формы корпуса.

В современном состоянии ТПС состоит из двух частей и рассматривает задачи двух иерархических уровней (табл. 1).

Основные задачи теории проектирования судов

Содержательная часть

Формально-математическая часть

Разработка способов оптимизации состава и пополнения флота (определение оптимальных характеристик судов, указываемых в задании на проектирование).

Установление общих требований к судам.

Разработка математических методов решения задач В-С.

Автоматизация процессов решения задач В-С.

Нижний уровень

Исследование взаимосвязи между элементами и характеристиками судов.

Разработка методов проектирования (определения оптимальных элементов проектируемого судна).

Разработка методов построения теоретического чертежа и схемы общего расположения судна.

Разработка математических методов решения задач Н-С.

Автоматизация решения задач Н-С.

К первой, содержательной части ТПС, занимающейся исследованием физической стороны проектных задач, относятся следующие вопросы:

выявление взаимосвязи элементов и характеристик с техническими, эксплуатационными и экономическими требованиями, предъявляемыми к судну;

разработка методик проектирования;

разработка методов построения теоретического чертежа и схемы общего расположения судна.

Вторая, формально-математическая часть ТПС, занимается поиском математических способов решения проектных задач, в частности автоматизацией проектных расчетов.

Задачи верхнего уровня или внешняя задача ТПС заключается в разработке вопросов, связанных с определением характеристик проектируемых судов, которые указываются в задании на проектирование, а также установлении общих требований, предъявляемых к проектируемым судам.

Задачи нижнего уровня или внутренняя задача ТПС заключается в определении элементов проектируемого судна.

Внутреннюю задачу содержательной части подразделяют еще на два уровня: верхний, связанный с определением основных элементов (главных размерений и коэффициентов полноты) и нижний, на котором решаются вопросы архитектурно-конструктивного оформления проекта, оборудования и общего расположения.

Поскольку результаты проектирования должны не просто удовлетворять требованиям задания, но удовлетворять наилучшим образом, под характеристиками и элементами следует понимать их оптимальные значения. Таким образом, можно сказать, что целью решения внешней задачи ТПС является оптимизация состава флота и разработка общих требований к судам, а внутренней задачи - оптимизация элементов судна.

ТПС тесно связана с другими судостроительными дисциплинами, в основном с теорией и строительной механикой корабля. Меньше - с технологией и экономикой судостроения и другими дисциплинами. В ТПС используется научный аппарат этих дисциплин, при рассмотрении вопросов, связанных с остойчивостью, качкой, ходкостью, прочностью проектируемого судна. Но в отличие от названных дисциплин этот аппарат используется исходя из других позиций. Это обусловлено двумя важнейшими особенностями ТПС:

Во-первых, в ТПС решаются не прямые задачи, а обратные. Например, если в теории корабля при известных размерениях судна следует определить параметры остойчивости, то в ТПС задача ставится следующим образом - найти такие размерения судна, которые бы обеспечили заданные параметры остойчивости.

Во-вторых, в отличие от остальных дисциплин, рассматривающих свойства судна по отдельности, вне связи друг с другом, для ТПС характерен комплексный подход к показателям проектируемого судна. Следует учитывать, как изменение того или иного показателя скажется на прочих характеристиках судна. Так увеличение длины L благоприятно сказывается на ходкости, но отрицательно отражается на прочности судна. По этой причине не все рекомендации ТПС, совпадают с аналогичными рекомендациями других дисциплин.

Стадии проектирования судна

Процесс проектирования судна, согласно ГОСТ 2.103, разделяется на несколько стадий. Как уже указывалось, непосредственному проектированию судна, т.е. решению внутренней задачи ТПС, должно предшествовать решение задачи внешней, которая начинается с определения оптимального состава.

Сам процесс разработки проекта судна начинается с заявки заказчика - владельца будущего судна, содержащей исходные основные технико-эксплуатационные требования к судну (ОТЭТ). В числе этих требований обычно указывается: назначение, условия эксплуатации, а также количество судов, необходимых заказчику. Эта заявка поступает в проектную организацию, которая на ее основе разрабатывает техническое задание на проектирование судна.

В техническом задании на основе изучения предполагаемого характера эксплуатации судна, обобщения и анализа опыта и тенденций мирового судостроения развиваются и уточняются данные ОТЭТ. Применительно к транспортным судам в техническом задании обычно указывают: тип и назначение судна; грузоподъемность (пассажировместимость) и характер перевозимого груза; скорость хода; тип энергетической установки; район и дальность плавания; автономность; ограничения главных размерений; класс Регистра; международные конвенции, требованиям которых должно удовлетворять судно; требования к общему расположению и обитаемости; численность и состав экипажа; специальные требования, относящиеся к мореходным качествам, устройствам, системам, средствам связи и навигации, степени автоматизации и т.п.

Одно из важных условий к содержанию технического задания является отсутствие противоречий между отдельными требованиями.

Техническое задание согласовывается с заказчиком, и после его утверждения передается проектно-конструкторским организациям для разработки на его основе технического предложения, которое, по сути, является сокращенным проектом судна. К основным задачам, решаемым на данной стадии, относятся следующие: проверка выполнимости и совместимости требований задания, предварительное определение основных элементов и общего расположения судна, проверка возможности комплектации судна необходимым оборудованием, определение проектной стоимости и экономической эффективности его эксплуатации, сопоставление проектируемого судна с существующими судами. В состав материалов данной стадии включаются, кроме пояснительной записки и расчетов, эскизы теоретического чертежа и общего расположения судна.

Как правило, техническое предложение разрабатывается в нескольких вариантах несколькими проектными организациями. В результате конкурса выбираются лучшие из них, которые являются основой для дальнейшей разработки проекта.

На основе этих вариантов, прошедших экспертизу, согласование и утверждение, разрабатывается эскизный проект, в котором уточняются характеристики полученные на предыдущей стадии путем более детальных расчетов и чертежей. На этом этапе разрабатывается конструктивный мидель-шпангоут, выполняются расчеты по прочности судна и определению элементов корпусных конструкций, разрабатываются положения по технологии и организации постройки судна, определяется стоимость головного и серийного судов.

Эскизный проект должен содержать принципиальные проектные и конструктивные решения по всем элементам судна и обоснование выбора оптимального варианта, для последующей разработки. Так же как и техническое предложение, эскизный проект проходит экспертизу, согласование и утверждение. На следующей стадии проектирования разрабатывается технический проект, в котором окончательно определяются все элементы суда и его технические и эксплуатационно-экономические характеристики. Как правило, элементы судна и его технические характеристики, принятые в эскизном проекте существенно не меняются. На данной стадии решаются в основном конструктивные и технологические вопросы по корпусу, энергетической установке, оборудованию и расположению помещений. Технический проект проходит через экспертизу, согласование, одобрение органами надзора (Регистр, техническая инспекция, комитет по экологи и пр.) и утверждение. На основе материалов технического проекта комплектуется документация для заключения договора на постройку судна.

На основе технического проекта разрабатывается рабочая конструкторско-технологическая документация, позволяющая организовать технологический процесс обработки и сборки конструктивных составляющих судна, монтаж его оборудования и всю последовательность постройки судна.

Каждое судно строится в соответствии с проектом. Проект судна включает огромный объем технической документации в виде расчетов, чертежей и т.п. Разработкой проектов судов занимаются центральные конструкторские бюро – ЦКБ. При разработке особо сложных проектов к решению отдельных вопросов привлекаются научно-исследовательские организации, занимающиеся проблемами создания новых судостроительных материалов, отработки форм корпусов судов с позиций теории корабля, прочности судов на волнении, создания различных механизмов, оборудования, приборов и т.п. Заказчиком проекта обычно выступает судовладелец. Имеется некоторая специфика в процедуре проектирования гражданских судов различного назначения и военных кораблей, которая здесь не рассматривается. Все работы чаще всего выполняет одно определенное ЦКБ, хотя за рубежом, а иногда и в нашей стране проектирование бывает конкурсным, когда по одному заданию работают несколько ЦКБ.

Проектирование судна – сложная задача, требующая высокой квалификации исполнителей. Оно в настоящее время осуществляется на основе системного подхода. Суть системного подхода заключается в том, что технический объект (судно) рассматривается как сложная система, состоящая из взаимосвязанных подсистем, причем свойства такой системы не сводятся к сумме свойств ее подсистем. Системы (подсистемы) имеют несколько уровней, т.е. иерархическую структуру (взаимной подчиненности). Например, судно как система включает в качестве подсистем корпус, энергетическую установку, судовые устройства, средства связи и многое другое. В свою очередь, корпус включает в себя наружную обшивку, настилы палуб, поперечные и продольные переборки и др. Судно само является элементом системы более высокого уровня – транспортной системы, обеспечивающей перевозки грузов определенного рода; она же является частью морского транспортного флота страны. Транспортные перевозки обеспечиваются не только судами - имеется портовое хозяйство, железные дороги, также участвующие в перевозках данных грузов, автомобили и т.д. В ходе проектирования нельзя упускать из вида эти разнообразные взаимосвязи.

Проектирование судна проходит ряд последовательных этапов (причем в зависимости от сложности проекта отдельные этапы могут исключаться или добавляться) и начинается с разработки технического задания (ТЗ). Задание разрабатывается с учетом потребности в судах соответствующего назначения. Оно включает тип судна по назначению, линию или район плавания, дальность плавания, грузоподъемность (для транспортного судна), скорость хода, тип главного двигателя и некоторые другие характеристики, позволяющие определить основные элементы будущего судна. Эти характеристики получаются путем предварительного технико-экономического анализа (количество и партионность грузов, стоимость топлива, судостроительных материалов, оплата труда экипажа и др.) и, по сути дела, представляют собой пожелания заказчика, не всегда полностью выполнимые.

На базе ТЗ проектант разрабатывает эскизный проект (в некоторых случаях ему предшествует предэскизный проект). В нем проверяется совместимость требований ТЗ, рассчитываются главные размерения и основные характеристики судна, нередко для нескольких вариантов с целью поиска оптимального. При проектировании учитываются требования многочисленных нормативных документов, опыт эксплуатации уже построенных судов подобного типа, наличие необходимого оборудования или его разработку и др. Естественно, стремятся к тому, чтобы проектируемое судно находилось на уровне лучших мировых образцов с учетом производственных возможностей страны. Часть оборудования может заказываться и в других странах, особенно если суда предназначены на экспорт, что часто бывает. Требованиям задания могут удовлетворять различные варианты судна, отличающиеся по своим характеристикам, поэтому в ходе проектирования выполняется экономический анализ и используются методы оптимизации.

Эскизный проект содержит теоретический чертеж, чертежи общего расположения и конструктивные, основные судостроительные расчеты, которые позволяют получить достаточно полное представление о качествах проектируемого судна. Он представляется заказчику, после чего принимается решение о целесообразности продолжения проектирования.

Следующим этапом работы является технический проект. По объему выпускаемой документации он примерно на порядок больше эскизного. В техническом проекте подробно прорабатывается оптимальный вариант судна, полученный в ходе эскизного проектирования. Кроме указанных выше документов, составляются ведомости заказа материалов и оборудования, рассчитываются различные мореходные качества, уточняются массы и размеры элементов нагрузки и отдельных конструкций, чертежи общего расположения, разрабатывается принципиальная технология постройки судна и определяется стоимость постройки. Иногда для решения конкретных вопросов приходится выполнять макеты отдельных узлов или помещений в крупном масштабе или в натуральную величину, проводить испытания и т.п. Ряд документов и расчетов согласовывается с инспекцией Регистра.

Последний этап проектирования – составление рабочих чертежей, которое нередко поручается КБ судостроительного завода. Эти чертежи непосредственно предназначены для постройки судна. Часть документации берется из состава технического проекта и больше не перерабатывается, например, теоретический чертеж. Рабочие чертежи гораздо более детальные, так что объем рабочего проекта вновь оказывается примерно на порядок больше объема технического проекта. Эти чертежи могут быть как индивидуальными, предназначенными для конкретного судна, так и обезличенными – для унифицированных изделий, например, кнехтов, фланцев, скоб, гаков, что позволяет сократить сроки проектирования.

Для уменьшения продолжительности постройки судна к ней приступают раньше, чем закончится рабочее проектирование. Это особенно важно для военных кораблей, которые быстро устаревают. С этой целью устанавливают сроки разработки тех или иных документов с учетом технологической последовательности постройки судна. В последнюю очередь могут быть подготовлены, например, инструкции по обслуживанию механизмов, программы испытаний и т.п., которые потребуются уже после завершения постройки судна.

В ходе строительства головного судна серии, как правило, выявляются различные недостатки; другие же обнаруживаются в процессе испытаний или опытной эксплуатации. Для устранения обнаруженных недостатков рабочая документация соответствующим образом корректируется, чтобы не повторять эти ошибки на серийных судах. Откорректированные чертежи называются отчетными, они входят в состав судовой документации.

Весь процесс проектирования судна, в зависимости от его размеров и сложности, может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Примерно такое же время уходит на постройку и испытания судна. Уникальные военные корабли, атомные подводные лодки проектируются и строятся примерно в течение 5 лет, а иногда и больше. Для сокращения сроков и повышения качества проектирования в настоящее время широко используют компьютерную технику, которая позволяет не только выполнять вариантные расчеты, готовить текстовую и графическую документацию, но также разрабатывать и корректировать чертежи общего расположения с учетом всей номенклатуры требуемых помещений, их площадей и объемов, оборудования, устанавливаемого на палубах, бортах, переборках, трубопроводов, кабельных трасс и т.п. Компьютеры позволяют проанализировать большее количество вариантов судна и выбрать лучший из них, который может оказаться лучше, чем разработанный проектантом «вручную». Имеется возможность управления работой, например, газорезательных автоматов, станков. В памяти компьютера хранится, пополняется и корректируется информация различного рода, необходимая для проектирования. Это упрощает, ускоряет процесс проектирования, позволяет избежать многих ошибок и учесть научно-технический прогресс. Использование компьютерной техники ведет к некоторому изменению требований к подготовке специалистов-кораблестроителей: нет необходимости удерживать в памяти многочисленные детали, связанные, например, с нормативными требованиями, можно не уметь выполнять какие-то кораблестроительные расчеты или хорошо чертить. Но зато требуется умение работать с компьютерной техникой, в том числе с графическими пакетами, электронными таблицами и др. Не следует думать, что компьютер может решить все вопросы за инженера. И дело не только в том, что компьютер работает по программе, разработанной для него специалистами – эту работу уже сделали другие. Надо уметь осмыслить полученные результаты, выявлять возможные ошибки и причины их возникновения (неправильный ввод данных или принципиальные ошибки, заложенные в программу из-за неучета каких-то особенностей судна или условий его эксплуатации). Это требует от специалиста – проектировщика разносторонних знаний и высокой квалификации.

плуатирующийся много лет. Поэтому необходимо избегать крупных ошибок при его создании. Кроме того, сложность корабля приводит к большой длительности разработки проекта, составляющей иногда несколько лет.

С целью ускорить проектирование и избежать больших ошибок проектанты часто используют технические решения, примененные на ранее построенных судах и хорошо себя зарекомендовавшие при их эксплуатации. Такие технические решения называются прототипами.

Прототипом может быть ранее построенное судно в целом, в проект которого вносятся незначительные изменения.

Но чаще всего при проектировании судна используют не один, а несколько прототипов, так как не всегда удается найти судно-прототип, полностью удовлетворяющее всем требованиям, предъявляемым к новому судну. В этом случае для отдельных технических решений могут использоваться другие прототипы.

Например, теоретический чертеж судна-прототипа используется для проектирования формы корпуса нового судна, так как мореходные качества судна-прототипа близки к требуемым мореходным качествам проектируемого судна.

В то же время, общее расположение этого судна-прототипа не удовлетворяет современным требованиям к условиям обитаемости экипажа. Поэтому проектант может использовать другое судно-прототип при разработке общего расположения помещений экипажа проектируемого судна.

В практике проектирования судов понятие прототипа широко используется также на ранних стадиях проектирования, в том числе - при выборе основных элементов судна. В этих случаях, основываясь на положениях теории проектирования судов, проектант использует данные подходящего судна-прототипа для получения численных характеристик, необходимых для решения стоящих перед ним задач.

1. При выборе главных размерений судна можно задать отношение длины судна к ширине таким же, как у судна-прототипа, если скоростные качества обоих судов сопоставимы

(Индексом «0» в теории проектирования судов обозначают данные судна-прототипа).

2. Для расчета массы корпуса проектируемого судна, выраженной в функции водоизмещения,

коэффициент пропорциональности рк может быть рассчитан по данным судна-прототипа, имеющего такую же конструкцию корпуса, как у проектируемого судна

Одним из вариантов использования понятия «прототип» служат статистические данные по построенным судам. Имея в своем распоряжении такие данные, проектант может на начальных стадиях проектирования выбрать подходящие для проектируемого судна величины, не опасаясь совершить значительную ошибку.

Например, на рис. 1 приведена статистическая зависимость удельной длины машинного отделения танкера от мощности главного двигателя, которая может быть использована при проектировании общего расположения судна для определения длины машинного отделения по известной мощности главного двигателя.

Рис. 1. Удельная длина машинного отделения наливных судов

Статистические данные используются также при выводе эмпирических зависимостей теории проектирования судов, характеризующих те или иные качества судна.

Например, в эмпирической формуле для первоначального выбора коэффициента общей полноты судна δ

δ = a – b Fr

численные значения коэффициентов а и b могут быть получены либо расчетом по близкому прототипу, либо по статистическим данным для однотипных судов.

Нагрузка судна

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: