Как происходит суд божий на 40 день

Обновлено: 28.03.2024

Куда уходит душа после смерти? Какой путь она совершает? Где находятся души усопших? Почему важны дни поминовения усопших? Эти вопросы очень часто заставляют человека обращаться к учению Церкви. Так что же мы знаем о загробной жизни? «Фома» постарался сформулировать ответы согласно вероучению Православной Церкви на наиболее частые вопросы о жизни после смерти.

Что происходит с душой после смерти?

То, как именно мы относимся к своей будущей смерти, ждем ли ее приближения или наоборот — cтарательно вычеркиваем ее из сознания, стараясь не думать о ней вообще, напрямую влияет на то, как мы живем свою нынешнюю жизнь, на наше восприятие ее смысла. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека не существует. Согласно христианскому вероучению, все мы будем жить вечно, и именно бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно является днем его рождения для новой жизни. После смерти тела душа отправляется в путь навстречу к своему Отцу. Как именно будет пройден этот путь с земли на небо, какой будет эта встреча, и что последует за ней, напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь. В православной аскетике есть понятие «памяти смертной» как постоянного удержания в уме предела собственной земной жизни и ожидания перехода в иной мир. Для многих людей, посвятивших свою жизнь Служению Богу и ближнему, приближение смерти было не надвигающейся катастрофой и трагедией, а наоборот — долгожданной радостной встречей с Господом. Старец Иосиф Ватопедский говорил о своей смерти: «Я заждался своего поезда, а он все не приходит».

Что происходит с душой после смерти по дням

Строгих догматов о каких-то особых этапах на пути души к Богу в Православии не существует. Однако традиционно в качестве особых дней поминовения выделяются третий, девятый и сороковой дни. Часть церковных авторов указывает на то, что с этими днями могут быть связаны особые этапы на пути человека в иной мир — такое представление не оспаривается Церковью, хотя и не признается в качестве строгой вероучительной нормы. Если же придерживаться учения об особых днях после смерти, то наиболее важные этапы посмертного существования человека выглядят следующим образом:

3 дня после смерти

Третий день, в который обычно совершаются похороны имеет и непосредственное духовное отношение к Воскресению Христа на третий день после Его крестной смерти и празднику победы Жизни над смертью.

О третьем дне поминовения после смерти говорит, например, св. Исидор Пелусиот (370–437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба — и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших».

Часть церковных авторов, например свт. Симеон Солунский, пишет о том, что третий день таинственно символизирует веру усопшего и его близких в Святую Троицу и стремление к трем евангельским добродетелям: вере, надежде и любви. И еще потому, что человек действует и проявляет себя в делах, словах и помышлениях (в силу трех внутренних способностей: разума, чувства и воли). Ведь в панихиде третьего дня мы просим Триединого Бога отпустить усопшему грехи, которые тот совершил делом, словом и помышлением.

Полагают также, что поминовение в третий день совершается для того, чтобы собрать и соединить в молитве тех, кто признает таинство тридневного Воскресения Христова.

Shaun Yow Ken Jie

Shaun Yow Ken Jie

9 дней после смерти

Еще один день поминовения усопших в церковной традиции — девятый. «Девятый день, — говорит свт. Симеон Солунский, — напоминает нам о девяти чинах ангельских, к которым — как нематериальный дух — мог бы быть сопричислен и наш усопший близкий».

Дни поминовения существуют в первую очередь для усердной молитвы об умерших близких. Святой Паисий Святогорец сравнивает смерть грешника с протрезвлением пьяного человека: «Эти люди подобны пьяным. Они не понимают, что делают, не чувствуют своей вины. Однако когда они умирают, из их головы выветривается [земной] хмель и они приходят в себя. У них открываются душевные очи, и они осознают свою вину, потому что душа, выйдя из тела, движется, видит, ощущает всё с непостижимой скоростью». Молитва — это то единственное, как мы можем надеяться, что может помочь ушедшим в мир иной.

40 дней после смерти

В сороковой день также совершается особое поминовение усопшего. Этот день, согласно свт. Симеону Солунскому, возник в церковной традиции «ради Вознесения Спасителя», которое произошло на сороковой день после Его тридневного Воскресения. Также упоминание сорокового дня есть, например в памятнике IV века «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42), в которых рекомендуется совершать поминовения усопших не только на третий день и девятый дни, но и на «сороковой день после смерти, по древнему обычаю». Ибо так оплакивал и израильский народ великого Моисея.

Смерть не может разлучить любящих и мостом между двумя мирами становится молитва. Сороковой день является днем сугубой молитвы об ушедшем — именно в этот день мы с особыми любовью, вниманием, благоговением просим Бога простить нашему близкому все согрешения и даровать ему рай. С пониманием особого значения первых сорока дней в посмертной судьбе связана традиция сорокоуста — то есть ежедневного поминовения умершего за Божественной Литургией. В не меньшей мере, этот период важен для близких, которые молятся и скорбят об усопшем. Это время, в которое близкие должны примириться с разлукой и вручить судьбу усопшего в руки Божии.

Куда уходит душа после смерти?

Вопрос о том, где именно находится душа, которая не перестает жить после смерти, но переходит в другое состояние, не может получить точного ответа в земных категориях: на это место нельзя указать пальцем, ведь бестелесный мир находится за гранью воспринимаемого нами мира материального. Проще ответить на вопрос— к кому уйдет наша душа? И здесь, согласно учению Церкви, мы можем уповать на то, что после нашей земной кончины наша душа направится к Господу, Его святым и, конечно, к нашим ушедшим родным и близким, которых мы любили при жизни.

Фото **Mary**

Фото **Mary**

Где находится душа после смерти?

После смерти человека Господь принимает решение о том, где будет находиться его душа до Страшного суда — в Раю или в Аду. Как учит Церковь, решение Господа является только и лишь Его ответом на состояние и расположение самой души, и то, что она чаще выбирала при жизни — свет или тьму, грех или добродетель. Рай и ад являются не местом, а скорее состоянием посмертного существования человеческой души, которое характеризуется либо пребыванием с Богом либо в противлении Ему.

При этом христиане верят, что перед Страшным судом все мертвые будут вновь воскрешены Господом и соединятся со своими телами.

Мытарства души после смерти

Путь души к престолу Божьему сопровождается мытарствами или испытанием души. По преданию Церкви суть мытарств в том, что злые духи обличают душу в тех или иных согрешениях. Само слово «мытарства» отсылает нас к слову «мытня». Так называлось место для сбора штрафов и налогов. Своеобразной платой на этой «духовной таможне» являются добродетели умершего, в также церковная и домашняя молитва, которую совершают за него его ближние. Конечно, невозможно понимать мытарства в прямом смысле, как некую дань, приносимую Богу за грехи. Это, скорее, полное и ясное осознание всего того, что отягощало душу человека при жизни и что он не мог до конца почувствовать. Помимо этого, в Евангелии есть слова, которые дают нам надежду на возможность избежать этих испытаний: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит» (Ин 5:24).

Жизнь души после смерти

«У Бога нет мертвых», и те, кто живут земной и загробной жизнью для Бога одинаково живы. Однако то, как именно будет жить человеческая душа после смерти напрямую зависит от того, как мы живем и строим свои отношения с Богом и другими людьми при жизни. Посмертная судьба души — это, по сути, продолжение этих отношений или их отсутствия.

Kat.

Kat.

Суд после смерти

Церковь учит, что после смерти человека ждет частный суд, на котором определяется, где будет находиться душа до Страшного суда, после которого все мертвые должны воскреснуть. В период после частного и до Страшного суда участь души может быть изменена и действенным средством к этому являются молитва ближних, добрые дела, совершаемые в его воспоминание, и поминовение на Божественной литургии.

Дни поминок после смерти

Слово «поминки» означает поминовение, и, в первую очередь, речь идет о молитве — то есть о том, чтобы просить Бога простить умершему человеку все грехи и даровать ему Царствие небесное и жизнь в Божьем присутствии. Особым образом эта молитва возносится в третий, девятый и сороковой день после смерти человека. В эти дни христианин призван прийти в храм, молиться от всего сердца за близкого человека и заказать заупокойное богослужение, прося Церковь молиться вместе с ним. Девятый и сороковой день также стараются сопровождаеть посещением кладбища и поминальной трапезой. Днем особого молитвенного поминовения усопших считается первая и последующие годовщины его смерти. Однако, святые отцы учат нас, что лучшим способом помочь нашим усопшим ближним является наша собственная христианская жизнь и добрые дела, как продолжение нашей любви к усопшему близкому человеку. Как говорит святой Паисий Святогорец «Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу».

Путь души после смерти

Безусловно, описание пути, который проходит душа после смерти, двигаясь из места своего земного обитания к Господнему Престолу и затем — в рай или ад, не стоит понимать буквально как некий картографически выверенный маршрут. Загробная жизнь непостижима нашим земным умом. Как пишет современный греческий автор архимандрит Василий Баккоянис: «Даже если бы ум наш был всесильным и всеведущим, он все равно не мог бы постичь вечности. Потому что он, будучи по своей природе ограниченным, всегда инстинктивно в вечности устанавливает некоторый временной предел, конец. Однако вечность не имеет конца, иначе она перестала бы быть вечностью!» В церковном учении о пути души после смерти, символически проявляется трудно постижимая духовная правда, которую в полной мере мы узнаем и увидим уже после окончания нашей земной жизни.

То, как мы относимся к своей будущей смерти, думаем ли мы о ней, ждем ли её или, наоборот, старательно пытаемся вычеркнуть её из сознания зависит то, как мы живём и какую цель преследуем. Для православного христианина, который всей своей жизнью пытается служить Богу и людям, смерть - есть неизменная составляющая, итог, радостная и даже долгожданная встреча со Своим Отцом Небесным. И то, какой он путь пройдёт, с земли на небе и будет эта встреча. Ведь день смерти - не конец, не катастрофа, не трагедия, а рождение в новую жизнь, почему именно помнят ни день рождения святых, а именно день их смерти.

Но в Церкви нет строгих этапов прохождения души к Богу. Церковью не признаются учения обо особых днях после смерти, но и не оспариваются.

Скорее всего дни особого его поминовения нужны, прежде всего, для усердной молитвы за новопреставленного усопшего. 3-й день -в качестве памяти Воскресшего Христа и победой на смертью, 9 -й день - в в напоминание нам о 7 ангельских чинах, к которым могли быть причислен и наш усопший, а 40-й день - «ради Вознесения Спасителя», которое произошло на сороковой день после Его трёхдневного Воскресения.

И как раз 40-й день мы должны вверить человека в руки Божии. Как Господь вознесся именно в этот день, так и близкие должна примириться с разлукой и вручить его в руки Божьи.

И рай, и ад - не место именно для души, а состояние, в котором будет пребывать душа умершего. И пока не придет Суд Божий, душа как бы получит временный ответ на то, к чему при жизни стремилась душа, к свету или ко тьме.

А пока до Второго Пришествия есть время, самое важное - это исправлять свою жизнь ради усопшего делать хорошие дела, исправляться ради того, кто уже не с нами. Такое важное значение имеет и милостыня, молитва, особенно в эти 40 дней (лучше чтения Псалтыря, 17-кафизмы, Акафиста за единоумершего, только почему-то уже не разрешаемого, потому что "неканонический"), а особенно поминовение за Литургией. Именно в тот момент, вынимая частички Батюшка просит: "Да омоются дела, да простятся грехи. " Так что участь того, кто уже не с нами может быть еще изменена в лучшую сторону. Только от нас зависит то, насколько много мы потрудимся, насколько горячо мы о них помолимся, насколько по нашим силам, насколько это возможно, совершим добрые дела в его имя близкого, но такого уже неблизкого рядом человека.

Что происходит с душой человека после смерти? Это вопрос является одним из основных, он заставляет человека обратиться к учениям православной Церкви за ответами. Несмотря на то, что не существует строгих догматов о посмертном пути к Богу, среди верующих существует традиция особого поминовения усопших в третий, девятый и сороковой день. Эта ситуация не считается Церковью доктринальной нормой, но в то же время не ставится под сомнение. В чем же заключается эта традиция?

Что происходит с душой после ухода в мир иной? Страшный суд и полет в небо. А также почему так важны 3, 9 и 40 день?

На пороге вечности

Понимание смысла жизни через каждое индивидуальное лицо, и того, что наполняет его, зависит от отношения каждого из нас к своей будущей смерти. Чрезвычайно важным является следующий аспект: человек ждет свой уход, полагая, что новая фаза жизни ждет душу после смерти, или боится, видя, что конец земного существования имеете порог вечной тьмы, в которую он должен погрузиться?

В соответствии с учением Иисуса Христа, смерть плотская не приводит к полному исчезновению человека, как личности. После прохождения этапа своего временного земного существования он обретает вечную жизнь, подготовка к которой является истинной целью его пребывания в погибшим мире. Таким образом, земная смерть становится для человека его рождением в Вечности и началом вступления на престол Всевышнего. Как именно эта дорога для него будет развиваться и что принесет встреча с Небесным Отцом полностью зависит от того, как он провел свои земные дни.

В связи с этим следует отметить, что православное учение содержит в себе что-то вроде „смертной памяти”, что означает постоянную осведомленность человека о краткости его земной жизни и ожидания перехода в иной мир. У настоящего христианина именно это состояние ума определяет все действия и мысли. Не накопление богатств, легко портящегося мира, которые он неизбежно потеряет после смерти, но исполнение заповедей Божиих, открывающих врата царства небесного, является смыслом его жизни.

Третий день после смерти

Что происходит с душой после ухода в мир иной? Страшный суд и полет в небо. А также почему так важны 3, 9 и 40 день?

Начать свой разговор я хочу с того, что же происходит с душой после смерти, а также проанализировать основные этапы, которые следуют после смерти человека на третий день, в который обычно проходят похороны и особое поминовение усопших. Такой отсчет имеет глубокое значение, потому что он духовно связан с трехдневным воскресением нашего Спасителя Иисуса Христа и символизирует победу жизни над смертью.

Кроме того, третий день воплощает в себе олицетворение веры умершего и его семьи в Троицу, а также признание трех евангельских добродетелей: веры, надежды и любви. И, наконец, три дня установлены, как первый этап пребывания человека за пределами его земной жизни, потому что все его поступки, слова и мысли во время его жизни находились во власти трех внутренних способностей: разума, чувства и воли. Не без причины во время Реквиема в этот день жертвенная молитва об отпущении грехов содержит слова о людях, которые отошли от своих грехов, совершенных „словом, делом и разумом”.

Есть еще одно объяснение, почему третий день был избран особым поминовением усопшего. Согласно откровению св. Макария из Александрии, ангел небес, говоря ему о том, что происходит с душой после смерти, показал, что в течение первых трех дней, он невидим и находится в местах, связанных с его земной жизнью. Часто душа находится возле дома, или там, где пребывает тело. Бродя, как птица, которая потеряла свое гнездо, испытывая невыносимые страдания, он в память о церкви сопровождает свое перемещение чтением молитвы, которая приносит облегчение.

Девятый день после смерти

Что происходит с душой после ухода в мир иной? Страшный суд и полет в небо. А также почему так важны 3, 9 и 40 день?

Не менее важным этапом для души человека после смерти является девятый день. В соответствии с тем же ангельским откровением, содержащимся в трудах Макария из Александрии, после трехдневного пребывания в местах, связанных с земной жизнью, душа переходит к ангелам на небеса, чтобы поклоняться Господу, а затем через шесть дней созерцать священный рай.

Видя благодать, которая стала главной для праведников в царстве Божием, душа прославляет Творца и забывает о страданиях, которые выпадают на ее долю в земной долине. Но в то же время то, что она увидела побуждает душу к глубокому и искреннему покаянию за грехи, совершенные ею в полной соблазнов жизни. В этот момент он начинает горько оплакивать: „Увы, я грешный, и я прошу о спасении моей души!”

Оставаясь в царстве Божьем в течение шести дней, созерцая райское блаженство душа поднимается снова, чтобы поклониться у ног Вседержителя престола. Она хвалит творца мира и готовится к следующему этапу посмертных странствий. В этот день, который является девятым после смерти, семья и друзья умершего направляются в церковь на панихиду, после которой все собираются на памятный обед. Характерная особенность молитв, подаренных в этот день, заключается в просьбах о том, чтобы душа усопшего перешла под покровительство девяти ангелов.

40 дней

Что происходит с душой после ухода в мир иной? Страшный суд и полет в небо. А также почему так важны 3, 9 и 40 день?

С незапамятных времен траур после умерших и молитва за упокой его души, длится сорок дней. Почему установлен такой интервал времени? Ответ на этот вопрос можно найти в священном Писании, где число сорок часто упоминается на ее страницах и содержит сакральный смысл.

Например, в Ветхом Завете можно прочитать, что после спасения своего народа из египетского рабства и приехав на Землю Обетованную пророк Моисей водил его по пустыне сорок лет. В течение сорока дней и ночей их лидер постился до принятия закона, установленного Богом на Горе Синай, а пророк Илия провел тот же срок в пути на Гору Хорив.

В Новом Завете на страницах Святого Евангелия сказано, что Иисус Христос крестился в водах Иордана, он отправился в пустыню, где провел сорок дней и ночей в посте и молитве, а после воскресения сорок дней оставался среди своих учеников, после чего вознесся к своему небесному отцу. Таким образом, вера в то, что душа до 40 дней после смерти, проходит через специальную дорожку, преднамеренную творцом, основывается на библейских традициях, полученных из времен Ветхого Завета.

Сорок дней, проведенных в аду

Древний еврейский обычай оплакивания усопшего в течение сорока дней после их смерти был проведен среди ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, святых апостолов, после чего он стал одной из традиции Церкви. С тех пор каждый день в этот период проводится специальная молитва, называемая „сорокоустом”, которая в последний день „сорочины” получает определенную силу.

Что происходит с душой после ухода в мир иной? Страшный суд и полет в небо. А также почему так важны 3, 9 и 40 день?

Так как Иисус Христос после сорока дней, наполненных постом и молитвой, победил дьявола, так и Церковь, основанная им, должна служить умершим, получая милостыню и делая бескровные пожертвования, а также просить о милости Господа Бога. Именно это позволяет душе после смерти противостоять нападению князя тьмы и получить царствие небесное.

Очень интересно, как Макарий Александрийский описывает состояние души умершего после вторичного поклонению Творцу. В соответствии с откровением, которое он получил из губ ангела, Господь заповедует своим неистощимым слугам, чтобы они внесли душу в бездну ада, где ей явятся все бесчисленные мучения, которым подвергаются грешники, которые не принесли должного покаяния в дни земной жизни. В этих мрачных глубинах, наполненных грохотом и плачем, он странник, который потерял свое тело, там он живет в течение тридцати дней, и постоянно дрожит и боится, потому что сам может быть среди этих несчастных, осужденных на вечные муки.

На троне великого судьи

Но оставим царство вечной тьмы и давайте рассмотрим далее, что происходит с душой на 40 день после смерти, а он заканчивается самым важным событием, которое решает вопрос о природе посмертной сущности умершего. Наступает время, когда душа, каясь в течение трех дней на земле, а затем в течение девяти дней в райских боксах и сорок дней в глубинах ада, в третий раз встречает ангелов Господних. Так что душа после смерти и до 40 дня находится в пути, а потом ее ждет "частный суд”. Этот термин используется для обозначения самого важного этапа загробной жизни, в котором в соответствии с земными делами его судьба решается на остаток периода, вплоть до второго пришествия Христа на землю.

Что происходит с душой после ухода в мир иной? Страшный суд и полет в небо. А также почему так важны 3, 9 и 40 день?

Господь принимает решение о том, где душа должна остаться после смерти в ожидании страшного приговора, основанного на условиях жизни. Решающую роль здесь играют предпочтения, данные ей во время пребывания в смертном теле. Другими словами, решение судьи зависит от того, что выбрал человек, к которому она принадлежала: свет или тьму, добродетель или грех. В соответствии с учением святых отцов православной Церкви, ад и небо не являются конкретными местами, но выражают только состояние души. Таким образом человек сам определяет, куда его душа направится после смерти.

Страшный Суд

При воспоминании об окончательном приговоре необходимо объяснить самый главный христианский догмат. В соответствии с учением православной Церкви, наступит момент, когда Господь призовет живых и мертвых на суд. В этот день все умершие со дня сотворения мира восстанут из могил и воскреснут.

Что происходит с душой после ухода в мир иной? Страшный суд и полет в небо. А также почему так важны 3, 9 и 40 день?

В Новом Завете говорится, что Сын Божий, Иисус Христос проведет суд в день своего второго пришествия в этот мир. Воссев на троне он пошлет своих ангелов, чтобы они собрали „с четырех ветров”, т. е. со всех сторон мира, праведников и грешников, тех, которые поступали в соответствии с Его заповедями, и тех, кто творил беззаконие. Каждый из тех, кто окажется перед судом Божиим, получит заслуженную награду за свои дела. Те, кто чист сердцем, пойдут в царство небесное, а грешники отправятся в „вечный огонь”. И ни одна душа после смерти не сможет избежать суда Божьего.

Его близкие ученики, святые апостолы, которых упоминает Новый Завет, сядут за престол и начнут судить 12 колен Израилевых. В „Послании Апостола Павла” говорится даже, что не только апостолы, но и все святые получат власть выдачи суда над миром.

Что такое „летные испытания”?

Итак, вопрос, куда душа уходит после смерти, можно решить задолго до окончательного суда. В соответствии с учением православной Церкви, в дороге на престол Божий предстоит пройти летные испытания, или другими словами препятствия, подстроенные посланниками князя тьмы. Рассмотрим их более подробно.

В священном Предании есть история о Святой Теодоре, жившей в Х веке и прославившейся в самоотверженном служении Богу. После ее смерти ее душа появилась в ночном видении одному из праведных и рассказала о том, куда душа уходит после смерти и что проходит по дороге.

Что происходит с душой после ухода в мир иной? Страшный суд и полет в небо. А также почему так важны 3, 9 и 40 день?

По ее словам, на пути к престолу душа сопровождается двумя ангелами, один из которых является ее опекуном, данным в крещении. Для того чтобы успешно добраться до царства Божия, необходимо преодолеть 20 препятствий, построенных демонами, где душа после смерти подвергается строгим испытаниям. В каждом из них составляется список грехов, относящихся к одной определенной категории: чревоугодие, пьянство, блуд и так далее. В ответ ангелы открывают свиток, в котором написаны добрые дела, совершенные душой при жизни. Получается особенный баланс, и в зависимости от того, преобладает добро или зло, определяется, куда душа должна идти после смерти: к Престолу Божьему или прямо в ад.

Божья трость для падших грешников

В откровении св. Феодоры говорят, что всемилостивый Господь не остается равнодушным к судьбе даже самых страшных грешников. В тех случаях когда ангел-хранитель не находит достаточно добрых дел в своем свитке, он заполняет пробел своей волей и позволяет душе продолжать восхождение. Кроме того, в некоторых случаях, Вы, возможно, даже спасете свою душу перед таким трудным испытанием.

Что происходит с душой после ухода в мир иной? Страшный суд и полет в небо. А также почему так важны 3, 9 и 40 день?

Запрос на эту благодать содержится во многих православных молитвах, направленных непосредственно к Господу или его святым, которые просят за нас перед его престолом. В этой связи необходимо вспоминать молитву святого Николая чудотворца. Обращаться к святому о заступничестве у Всевышнего об освобождении души после смерти. Примеры такой молитвы можно найти в православной молитвенной книге.

Дни Мертвых

В заключение к статье давайте рассмотрим более подробно, когда и как, в соответствии с православной традицией, необходимо поминать покойного, потому что это чрезвычайно важный вопрос, который непосредственно связан с темой, которой мы прикоснулись. Поминание, прежде всего, включает в себя молитву к Господу Богу с просьбой об отпущении грехов всем умершим, совершенных в дни смертной жизни. Это необходимо сделать, так как после прохождения порога вечности человек теряет возможность искупления, а при жизни далеко не всегда мог просить прощения.

Что происходит с душой после ухода в мир иной? Страшный суд и полет в небо. А также почему так важны 3, 9 и 40 день?

В 3, 9 и 40 дни после смерти душа человека особенно нуждается в нашей молитвенной поддержке, потому что на этих этапах своей жизни загробной появляется перед престолом Всевышнего. Кроме того, каждый раз, в пути она должна будет преодолеть испытания, упомянутые выше, а в дни тяжелых испытаний потребуется больше, чем когда-либо поддержки тех, кто остался в земном мире.

Для этого читаются специальные молитвы на богослужениях, хождения, объединенные общим названием „сорокоуст”. Кроме того в эти дни друзья и родственники покойного посещают его могилу, а затем делают совместный ужин дома или в специально арендованном зале ресторана или кафе. Не менее важно повторение всей рекомендованной последовательности в ознаменование первой, а затем и на всех последующих годовщинах смерти. Однако, как учат нас Святые Отцы Церкви, лучший способ помочь душе умершего - это вести истинно христианскую жизнь. Его семья и друзья должны соблюдать заповеди Христа и помогать нуждающимся.

Правда ли, что Страшный суд — выдумка средневековых богословов?

Нет, Церковь с первых веков своего существования верила в то, что наступит кончина времен, что каждый человек даст ответ за свои мысли, слова и поступки. Это отражено и в Ветхом Завете, и в Новом, где Бог именуется в том числе Судьей. Сам Иисус Христос в притчах и проповедях неоднократно говорит о неотвратимости и всеобщности Страшного Суда. В 381 году III Вселенский собор закрепил учение о воздаянии, о воскресении мертвых и о вечной жизни в Символе веры — задолго до наступления эпохи Средневековья.

После смерти праведники попадают в Рай, а грешники — в ад?

Это довольно распространенная формулировка, но с богословской точки зрения не совсем точная. Конечно, то, куда попадают души после расставания с телом, вполне можно назвать адом и раем. Однако в полном смысле адом и Раем они станут только после Страшного суда. Дело в том, что Рай — как место, где человек находился в абсолютной гармонии с Богом — был разрушен грехопадением Адама и Евы, и в рамках нынешнего мира, зараженного злом, его существование невозможно. Ад же, наоборот, был разрушен Христом, когда Спаситель перед собственным Воскресением вывел оттуда всех ожидавших Его. Поэтому Рай в полном смысле настанет только после окончательного обновления вселенной, а ад станет неотвратимой реальностью после Страшного суда, когда участь грешников решится окончательно.

Страшный Суд — событие, которое произойдет в будущем. Но люди ведь умирали раньше, умирают сейчас, будут умирать и дальше, пока существует мир. Что происходит с ними до всеобщего суда?

После того, как в теле прекращаются все биологические процессы, духовная составляющая человеческой природы — бессмертная душа — отделяется от него и покидает земной мир. Над ней совершается частный суд — она предстает перед Богом и держит перед Ним ответ. В результате души переходят в состояние «ожидания» — либо вечного блаженства, либо вечных мук.

Почему не все души попадают в рай, если Бог любит нас одинаково?

В православном понимании суд Божий — это констатация того, в каком состоянии предстала душа перед Создателем. Бог действительно любит в полной мере всех и каждого. Но человек, полюбивший беззаконие, сам отходит от Бога и отталкивает от себя Его благодать, то есть отвергает себя от рая. Проблема грешника не в том, что его куда-то не пустят или куда-то отправят — а в том, что где бы он не появился, он несет ад с собой.

Может ли душа не хотеть попасть в рай?

Да. Главная радость Рая — и до, и после Страшного суда — это Сам Бог. Если человек всю жизнь, пусть даже через лабиринты греха и страсти, шел к Нему, Его жаждал, то его душа будет в раю ликовать — оттого, что наконец обрела Того, Кого искала. Если же при жизни земной личность была равнодушна к Творцу, или вовсе относилась к Нему враждебно, то даже одно Его имя будет раздражать, причинять боль. Такая душа в Рай не захочет, хотя и может иметь много «формальных заслуг».

Почему последний суд называют Страшным?

Во-первых, дела и мысли каждого человека будут явлены другим, а у любого человека есть то, в чем страшно признаться даже самому себе. Во-вторых, после нашей кончины время, как мы его ощущаем сейчас, перестанет существовать, наступит вечность. А у нее есть одна особенность — тот, кто попадает в нее, должен окончательно определиться! Он может лишь совершенствоваться, но радикальных перемен с ним уже не происходит. И если человек окончательно утвердится во зле, то после наступления вечности он обречен на страдания, которым не будет конца — его собственные страсти вечно будут палить его, истончая душу, но не уничтожая ее полностью. Ну а в-третьих, и это самое важное, Страшный суд страшен тем, что на нем человек сам зачитает себе приговор, а Господь лишь утвердит его. Последний суд — это последний шанс посмотреть на Бога преданными любящими глазами. И многие этот шанс так и не используют.

Когда будет конец света и Страшный суд?

Различные спекуляции на эту тему пресек еще Христос, сказав, что о времени кончины мира знает только Бог Отец.

Что будет с телом после суда?

Перед Страшным судом люди воскреснут в собственных телах. Дело в том, что человек не может полноценно жить без тела, и в вечность должен войти целиком — как единство духовного и материального, души и тела. При этом новые тела будут абсолютно здоровыми, совершенными, ни в чем не нуждающимися. После суда тело постигнет та же участь, что и душу — праведники будут и внешне проявлять то состояние, в котором находятся, а вид грешников будет омерзителен. То есть даже самая красивая внешность будет каждой своей чертой выдавать тот бушующий ад и клубок противоречий, который находится внутри человека.

Правда ли, что будет два Страшных суда — для христиан, и для всех остальных?

Временами среди верующих возникают подобные взгляды, но для них нет оснований. Страшный суд будет один для всех. Есть и другое заблуждение, называемое ересью хилиазма. Ее сторонники утверждают, что сначала после апокалипсиса воскреснут праведники, будут царствовать на земле тысячу лет, и лишь после этого воскреснут все остальные и свершится последний суд. Православная традиция подобные воззрения полностью отрицает и настаивает на всеобщности Страшного суда. Однако надо понимать, что такие воззрения вытекают из вполне понятного стремления предупредить христиан, что их ответственность больше. С них больше спросится, потому что им было больше дано, и спросится не только за самих себя, но и за весь мир.

Что Священное Писание говорит о Страшном суде?

Всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор 5:10);

О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк 13:32);

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. . Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. . И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:31-34, 41, 46).

Добрый день. Я не знаю, что такое хилиазм, однако, неужели прямо не написано? что:
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. (Иоан.5:24)
17 ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. (Иоан.3:17-18).
И если причитать Откровение Иоанна Богослова всю 20 главу, неужели прямо не написано? что:
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. 5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. 6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откровение 20:4-6)
Вот например, здесь написано:
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Матф.27:52-53)
Но это не могло быть первым воскресением, потому что, так или иначе, прямо написано
4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. (Откровение 20:4)
То есть, здесь прямо написано, что в первом воскресении попали святые, которые претерпели гонения за Иисуса Христа, а во время распятия Иисуса Христа гонимых за Него не могло быть, вдобавок, Иисус еще не был воскрешен из мертвых.
Вот еще:
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, 16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фесс.4:15-17)
И еще:
1Кор.15:21-23 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
То есть, можно сказать, что Христос уже воскрес, а Христовы воскреснут по Его пришествии.
И потом:
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. (Откровение 20:12-13)
Вот хорошо было бы, если священник даст комментарии к этим отрывку из священного писания.

А почему "но"? Есть изводы хилиастической ереси, а есть Писание. То, что Вы цитируете, к хилиазму отношения не имеет.

Мне не понятно. Если Христос уничтожил ад, то где будут вечные муки для грешников и кто их будет мучить? Причём написано, что они вместе с падшими ангелами будут вместе мучиться. Очень странно и непонятно. И за что вечно? Не перебор жестокости наказывать вечно? Вечные пытки только жестокие маньяки могут заслужить, а не простые грешники. И как могут радоваться в раю остальные, если будут знать, что кого-то в это время истязают? А если ещё и знакомых или родных?

Виктория, последний из заданных Вами вопросов: "И как могут радоваться в раю остальные, если будут знать, что кого-то в это время истязают? А если ещё и знакомых или родных?" — особенно важен, и при этом он совершенно естественен для каждого нормального человека: и, как видите, здесь этот важнейший и совершенно естественный и очевидный вопрос до сих пор остаётся без ответа — и это, пожалуй, не удивительно, потому что в Церкви этот вопрос стараются, насколько возможно, замалчивать и обходить стороной. Так что я полагаю, что здесь Вам на этот вопрос вряд ли ответят сколько-нибудь внятно и вразумительно.

Удивительно, что Вас не интересует, где будут после смерти праведные люди, если Адам разрушил Рай. Что касается вечных мук, то обращаю Ваше внимание на то, что "вечность" и "бесконечное время" - не синонимы.

страшные. страшные сказки для детей. и воскреснут 500 миллиардов умерших за всё время человечества и истлевшие их кости предстанут пред Судом Божьим.

Хотите - не верьте, ваше право. Но не лучше ли, скажем так, "подстраховаться"?

Хотите - не верьте, ваше право. Но не лучше ли, скажем так, "подстраховаться"?17

«Фома» работает только благодаря пожертвованиям читателей и попечителей. Сегодня нам особенно нужна ваша помощь. Даже небольшое, но ежемесячное пожертвование поможет планировать нашу работу и дальше рассказывать людям о Христе, Евангелии и православии.

Страшный суд

Мысли о смерти для обычного человека неприемлемы. Неизвестность, ужас перед физической болью, страх вытесняет тягостные думы на задворки сознания. Да и некогда подумать о последнем часе в суете повседневности.

Православному человеку намного сложнее. Он знает, что впереди его ждёт Страшный суд, на котором он ответит за все проступки, совершенные в жизни. Пугает не только страх наказания, но и чувство вины перед Тем, кто есть любовь.

Как проходит Божий суд после смерти?

Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по грехам: лжи, лености, гнева и прочих.

Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

немного о страшном суде

События, предшествующие Страшному суду

О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников ( козлищ ).

В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

Появление седьмого ангела возвестит о том, что Царство Христа наступило. Видение Иоанном «жены, облеченной в солнце», многие богословы трактуют, как появление церкви, которая поможет спастись. Сражение Архангела Михаила со змеем и его торжество над ним символизирует победу над дьяволом.

Как пройдет Страшный Суд?

Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.


Как спастись человеку до Страшного суда?

В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение. Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.

Помогли мы ближнему, даже самому ничтожному – помогли Ему. Пусть память о Страшном суде будет не ужасом, отягчающим душу, а доказательством Высшего милосердия, любви и терпения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: