Как получить субсидию на ип от государства

Обновлено: 22.04.2024

Если вы хотите открыть собственное дело или расширить то, что уже отлично работает, разузнайте, какая есть помощь государства при открытии малого бизнеса, каким условиям надо соответствовать, в каких направлениях работать. Вы удивитесь, как много вариантов безвозмездно получать бюджетные деньги — от налоговых послаблений и льготных программ кредитования до субсидий, грантов и преимуществ в госзакупках.

Какие меры поддержки государства есть для организаций и ИП

Свободный и честный бизнес — это основа государственной экономики: бизнес организует денежные потоки, производит блага, дает рабочие места — роль его сложно переоценить. Все государства, и Россия в том числе, стараются разрабатывать системы стимулирования бизнеса и поддержки предпринимателей.

Выделяются следующие виды помощи индивидуальным предпринимателям от государства в 2022 году и мер поддержки юрлицам:

  • финансовые — выплата различных денежных сумм на развитие бизнеса или, наоборот, предоставление льгот по обязательным платежам, например по налогам;
  • имущественные — предоставление льготных возможностей получения недвижимости или земли, например в аренду;
  • информационные и образовательные — по всей стране создаются центры поддержки предпринимательства, которые консультируют по вопросам ведения бизнеса, обучают или позволяют обменяться опытом с другими предпринимателями, работающими в том же субъекте.

Особенное значение система поддержки предпринимательства приобрела в условиях санкций и возможного экономического кризиса.

Поддержка предпринимателей работает одновременно на несколько целей:

  • стимулирование граждан к созданию собственных бизнесов и, соответственно, повышение экономической активности;
  • поощрение малого и среднего бизнеса как экономической основы государственной экономики;
  • направление средств и сил в наиболее приоритетные сферы — существуют отдельные программы поддержки, например, инновационных направлений бизнеса.

Немалая часть мер госпомощи ориентирована на малый и средний бизнес. Субъектами малого и среднего предпринимательства являются организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, описанным в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007. В числе таких критериев, например:

  • среднесписочная численность работников: до ста человек для малого бизнеса и от 101 до 200 — для среднего;
  • уровень дохода за календарный год: до 120 млн рублей — микропредприятие, до 800 млн рублей — малое, до 2 млрд — среднее.

В п. 2.1 и 2.2 ст. 4 закона № 209-ФЗ указаны исключения из правил отнесения некоторых экономических агентов к субъектам МСП.

В соответствии со ст. 4.1 № 209-ФЗ ведется единый реестр субъектов МСП. Реестр находится в ведении налоговой службы и содержит информацию обо всех организациях, подходящих под критерии МСП.

Субсидии от центра занятости

Центры занятости — это структуры, основная задача которых — помощь гражданам в поиске работы и законных источников заработка. Кроме подбора подходящих обратившемуся гражданину вакансий, центры занятости предлагают широкий спектр образовательных программ, с помощью которых гражданин вправе повысить квалификацию, получить дополнительную специальность и тем самым повысить шансы на рынке труда.

Поскольку бизнес — это один из видов законной занятости, центры занятости в том числе поощряют граждан, намеренных уйти в предпринимательство. Один из вариантов, как получить 300 тысяч от государства на открытие бизнеса, — заключить социальный контракт. Обратите внимание, что такой договор гражданин подписывает с региональными властями и по локальному законодательству. Потому некоторые условия, пакет документов, правила получения денежных средств и отчетность по ним иногда отличаются. Помимо этого, отличается и размер выплаты: в Москве и Санкт-Петербурге она достигает 250 тысяч рублей, а в Татарстане — только 150.

Но даже если начинающему предпринимателю одобрена небольшая сумма субсидии от центра занятости на открытие бизнеса в 2022 году и ее недостаточно для стартового капитала, то этих средств хватит на оплату расходов, связанных с организацией бизнеса, среди которых:

  • нотариальные действия;
  • услуги юриста, нанятого для составления необходимых документов и консультирования будущего предпринимателя;
  • государственные пошлины;
  • первоначальная закупка бланков, необходимого оборудования, аренда помещений — в зависимости от того, на что выданы средства в рамках социального контракта.

Получить единовременную субсидию от центра занятости сможет гражданин, который состоит на учете в качестве безработного и подал заявление о намерении открыть бизнес. Еще один важный критерий — его текущий доход ниже прожиточного минимума в регионе проживания.

Гранты

Законодательством предусмотрена поддержка и в форме грантов, например в Фонде содействия инновациям. Организация поддерживает современные, инновационные направления деятельности, стартапы, молодых ученых. Объем финансирования зависит от конкретной программы и достигает 25 млн рублей.

Для получения гранта необходимо подать заявку, которая включает в себя в том числе подробный бизнес-план. Грант предполагает определенную цель — деньги предоставляются на какой-то срок, от нескольких месяцев до нескольких лет, в течение которых получатель средств достигает заявленного результата и отчитывается в этом.

В числе возможных целевых показателей, например, такие, как:

  • разработка объекта интеллектуальной собственности и официальная регистрация прав на него;
  • организация деятельности предприятия и трудоустройство определенного количества сотрудников;
  • выпуск в производство и продажа собственного продукта;
  • достижение определенного уровня выручки.

При недостижении заявленного результата фонд вправе потребовать возврата предоставленных денег.

Как учитывать грант на развитие бизнеса

Вопрос: Мы получили из регионального бюджета финансовую поддержку в виде гранта на развитие бизнеса как малое предприятие. На УСН не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ гранты являются средствами целевого финансирования. Мы применяем УСН с объектом налогообложения «доходы». Можно ли не включать полученный грант в доходы?

Ответ: Сумму гранта вы должны включить в состав внереализационных доходов. А вот порядок такого включения будет зависеть от того, предоставлен грант в рамках Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ) или нет. Поясним подробнее.

Федеральные и региональные программы поддержки бизнеса

Постановлением Правительства РФ № 316 от 15.04.2014 утверждена федеральная программа, нацеленная на повсеместное развитие бизнеса и улучшение предпринимательского климата в стране. В частности, программа имеет подпрограмму, ориентированную на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Подпрограмма предполагает выделение средств из бюджета на финансирование льготного кредитования организаций, ведущих свою деятельность в приоритетных областях, например:

  • в сельском хозяйстве;
  • туризме;
  • здравоохранении;
  • общественном питании;
  • науке и разработке новых технологий.

Программа предполагает софинансирование финансовой помощи бизнесу региональными бюджетами, и как получить деньги на развитие малого бизнеса от государства в 2022 году в рамках программы в конкретном регионе, объясняют на ресурсе администрации субъекта или сайте регионального органа власти, специализирующегося на проблемах предпринимательства.

Отдельные субъекты РФ организуют собственные региональные меры поддержки малого предпринимательства, суть и требования которых содержатся на региональных информационных ресурсах и у местных центров поддержки предпринимательства.

Налоговые и кредитные каникулы

Федеральный закон № 477-ФЗ от 29.12.2014 ввел еще одну форму финансовой поддержки — налоговые каникулы для предпринимателей в первые два года их деятельности.

Налоговые каникулы — это период, в течение которого налог имеет нулевую ставку. Рассчитывать на нее вправе индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную или патентную систему налогообложения и ведущие деятельность в таких сферах, как научная, производственная или социальная.

Предоставление налоговых каникул урегулировано и на региональном уровне: каждый субъект РФ самостоятельно определяет, какие виды экономической деятельности вправе рассчитывать на фискальное послабление и устанавливать ограничения, например, по численности сотрудников организации.

Помимо этого, Федеральным законом от 03.04.2020 № 106-ФЗ введены кредитные каникулы, в рамках которых предприниматели, занятые в отдельных отраслях экономики (перечень см. в постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 № 337), смогут получить отсрочку платежей по кредитным договорам на срок до 6 месяцев.

Поддержка субъектов МСП, участвующих в госзакупках

Заказчики обязаны не менее 25 % своих годовых закупок проводить исключительно среди СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций. Так, законодатель гарантирует, что не менее 25 % бюджетных денег, переданных заказчикам в распоряжение, уйдет малому предпринимательству.

Помимо этого, тех исполнителей контрактов по 44-ФЗ, которые не сумели выполнить свои обязательства в результате введённых санкций, не включат в реестр недобросовестных поставщиков (см. постановление Правительства РФ от 21.03.2022 № 417).

Дополнительные меры поддержки из-за санкций

Особо важной стала помощь начинающим предпринимателям от государства в 2022 году и компаниям с многолетним стажем в период действия евро-американских санкций. Многие предприятия в одночасье остались без возможности работать, зарабатывать на оплату труда сотрудников, текущих расходов, налогов, платежей, не говоря уже о формировании активов и резервов.

В такой ситуации адекватной мерой стали прямые деньги на бизнес от государства в 2022 году по программе стимулирования найма сотрудников. На каждого нового работника, в трудоустройстве которого заинтересованы власти (перечень см. в постановлении Правительства РФ от 13.03.2021 № 362), работодатель получит субсидию в размере трехкратного МРОТ на начало года (13 890 рублей). Для получения выплаты необходимо соблюсти ряд условий, в том числе подать заявление и список вакантных мест в органы службы занятости через личный кабинет на портале «Работа в России».

Еще одна форма, в которой оказывают помощь ИП от государства в 2022 году, — льготное кредитование. До конца 2022 г. власти предлагают оборотные кредиты сроком до одного года для рефинансирования ранее полученных займов по ставке до 15 % годовых — для малых предприятий и до 13,5 % годовых — для средних. Список банков, которые участвуют в такой программе, представлен на сайте Банка России.

Компании вправе рассчитывать еще на:

  • приостановление плановых проверок до 31 декабря 2022 г.;
  • мораторий до 1 октября 2022 г. на возбуждение дел о банкротстве;
  • льготные кредиты до 300 млн руб. по программе ФОТ 3.0 для предпринимателей из определенных отраслей (см. постановление Правительства РФ от 28.10.2021 № 1850). Размер субсидии рассчитывают: МРОТ х 12 х численность сотрудников по сведениям ФНС. Обязательное требование — сохранение штата на уровне 90 %;
  • продление сроков сдачи отчетности и документов по требованию;
  • отсрочку по уплате страховых взносов (см. подробности в постановлении Правительства РФ от 29.04.2022 № 776);
  • компенсацию 50 % стоимости программного обеспечения российских производителей за счет средств бюджета.

На некоторую помощь вправе рассчитывать и самозанятые — плательщики налога на профессиональный доход. Для них тоже есть кредитные каникулы, льготные займы, микрокредиты до 500 тысяч рублей на пополнение оборотных средств и финансирование текущей деятельности. Подробности — в Программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. решением Совета директоров АО «Корпорация «МСП» от 15.03.2022, протокол № 131).

Как узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать ваша компания

Чтобы узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать конкретная фирма и как безвозмездно получить субсидию на бизнес от государства в 2022 году, необходимо обращаться за разъяснениями в профильные органы организации, работающие в регионе, где работает бизнес:

  • в каждом регионе имеется центр развития и содействия предпринимательству. Такие центры ведут образовательную и консультационную деятельность, помогают в спорных вопросах и информируют о государственных программах и других возможностях получить финансирование деятельности;
  • налоговые органы проконсультируют по проблемам налогообложения и налоговым каникулам;
  • центр занятости — по вопросу субсидии на оформление бизнеса.

Дополнительно на сайте Правительства РФ появился специальный раздел, где перечислены все предусмотренные федеральным законодательством меры поддержки в связи с введенными санкциями и экономическими трудностями.

Скриншот главной страницы правительственного сервиса

На главной странице сайта необходимо выбрать, кому предназначена помощь. Для бизнеса сегодня предложено порядка 80 мер поддержки, а сам раздел регулярно дополняется и обновляется.

Скриншот страницы правительственного сервиса с информацией о мерах поддержки для бизнеса

Нажмите на любую интересующую вас информацию и получите полное описание предлагаемой помощи, сроки действия, условия получения, список НПА, которые ее регулируют.

Гольцова Полина

В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.

Интересно, что в большинстве случаев полученные деньги на бизнес от государства в 2022 году не потребуют вернуть, если дело прогорит. Кредиты, конечно, возвращать придется, но гранты, субсидии, финансирование в рамках социального контракта - все это предприниматели получают безвозмездно. А вы уже пользовались государственной помощью на развитие своего дела?

Малый и средний бизнес, а также социально ориентированные НКО могут получить господдержку. Это новый вид субсидий, который введен с 15 сентября 2021 года. На него может рассчитывать только тот бизнес, что работает в населенных пунктах, наиболее пострадавших от коронавируса. Сумма будет зависеть от количества работников и длительности антиковидных ограничений. Всего в 2021 году на эти цели планируется выделить до 8 млрд рублей.

Вот как работает эта программа и где узнать, кому положены деньги.

Курс о больших делах

Кто может получить субсидию

Вот каким условиям должен соответствовать малый и средний бизнес:

  1. Включен в реестр субъектов МСП на 10 июля 2021 года.
  2. Основной ОКВЭД на 10 июля входит в перечень пострадавших отраслей.
  3. Функционирует в муниципалитете, где с 1 августа вводились ограничения из-за коронавируса.
  4. Не ликвидируется и не реорганизуется.
  5. На 1 июля нет долгов по налогам и взносам более чем на 3000 Р .
  6. Направлено заявление на субсидию.

В списке ОКВЭД есть стоматология, организация выставок, розничная торговля, химчистка, салоны красоты, фитнес, турагентства и другие виды деятельности. Полный перечень — в приложении № 3 к правилам.

Субсидия будет положена только тем, кто вынужден приостановить деятельность.

Требования для НКО немного отличаются:

  1. На 1 июля нужно быть в реестре НКО, пострадавших от коронавируса, или в реестре социально ориентированных НКО.
  2. ОКВЭД и масштаб бизнеса не имеют значения.

Предпринимателям и организациям необязательно разбираться в критериях для этой господдержки. У ФНС есть сервис, где можно проверить, положена ли такая господдержка конкретному бизнесу. Нужен только ИНН.

Общественная организация ветеранов из Саратова может подать заявление на субсидию, но пока этого не сделала

А этот детский сад не сможет получить субсидию из-за долга по налогам на 1 июля, хотя другим критериям соответствует

В Москве нет подходящих ограничений, поэтому, хоть другие требования и соблюдаются, субсидия организации розничной торговли не положена

Проверьте свой бизнес по ИНН. И делайте это раз в неделю: ограничения в регионах появляются постепенно.

Сколько денег можно получить

Субсидия зависит от количества работников. Сумма рассчитывается так:

МРОТ в 2021 году × Количество работников в июне 2021 года × Коэффициент длительности ограничений

Коэффициент может иметь два значения:

  • 1, если ограничения действуют 4 недели;
  • 0,5, если ограничения действуют 2 недели.

Максимальная субсидия — по 12 792 Р на каждого работника с учетом численности из раздела 3 отчета по страховым взносам за полугодие. ИП без работников получат субсидию только на себя, с работниками — на себя и за них.

Например, в регионе запрещена работа частных детских садов. В такой организации в июне работало 14 сотрудников, ограничения введены на 2 недели. Размер субсидии составит 89 544 Р : 12 792 Р × 14 человек × 0,5.

Как подать заявление на субсидию

Заявление нужно подать в налоговую инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства ИП любым из способов:

  1. через личный кабинет налогоплательщика;
  2. по каналам связи, как обычно сдаете отчетность;
  3. почтой на бумаге по форме из приложения № 2 к правилам.

Срок подачи — в течение 2 месяцев со дня введения ограничений.

За ходом рассмотрения заявления можно следить через сервис ФНС, по своему ИНН. Деньги должны прийти в течение 10 дней: 5 рабочих дней на проверку, потом включение в реестр и еще 3 рабочих дня на перечисление.

Если при проверке выяснится, что сведения недостоверные, в субсидии откажут. А если ошибки обнаружат позже, придется вернуть деньги.

Как предпринимателю получить субсидию

Еще сравнительно недавно, каких-то двадцать лет назад, частных предпринимателей было совсем немного – редко кто решался идти в открытое плавание, большинство граждан предпочитало «работать на дядю». С тех пор многое изменилось – частные предприниматели стали называться индивидуальными и их появилось достаточно для того, чтобы можно было с уверенностью говорить, что малый бизнес в России сформировался и держится он в основном именно на небольших предприятиях и ИП.

Такой рост количества индивидуальных предпринимателей вполне закономерен: собственный бизнес позволяет самостоятельно, без указок сверху, распоряжаться личными ресурсами и временем, при этом ни перед кем не отчитываясь.

Именно поэтому людей, которые хотели бы начать свой бизнес меньше не становиться. Однако многих останавливает отсутствие начального капитала и стратегии самостоятельного развития. В этой статье мы расскажем о том, какая поддержка оказывается государством начинающим бизнесменам и как получить субсидию на открытие своего дела.

Кто имеет право на субсидию от центра занятости

Помощь от государства начинающим индивидуальным предпринимателям идет через территориальные центры занятости. Государство имеет прямой интерес в росте числе ИП по нескольким причинам:

  • Снижается количество безработных;
  • Казна получает новые налоги и отчисления;
  • Малый бизнес – опора для страны. Чем он крепче и многочисленнее, тем сильнее государство.

Однако, несмотря на активную пропаганду развития ИП, количество обращающихся граждан за поддержкой к государству не так уж и велико: всего 2%. Связано это с низким информированием населения о такой программе и страхе людей в случае непредвиденных ситуаций оказаться один на один со своими проблемами.

Но начнем по порядку. Кто имеет право на субсидии от государства?

  • Граждане РФ по достижении ими 18 лет;
  • граждане, находящиеся на учете в центре занятости в качестве безработных более одного месяца.

Исключения:

Кроме всех вышеперечисленных, сотрудники Центра занятости населения вынесут отказ на субсидию тем, кто встал на учет в качестве безработного, но в течение 10 дней с момента регистрации два раза отказался от предложенных вариантов работы.

Безработные, неоднократно нарушавшие правила службы занятости, тоже не получат субсидию.

Размер субсидии для ИП

Законом четко установлено, что сумма субсидии должна быть равна размеру денежных выплат по безработице за двенадцать месяцев.

Суть помощи начинающим ИП от центра занятости

Как уже было сказано выше, первая и основная часть поддержки начинающих предпринимателей заключается в выплате им соответствующей субсидии. Сумма материальной помощи в каждом конкретном случае индивидуальна и зависит она от размера пособия по безработице, назначенного на основании заработной платы и стажа по последнему месту работы. Как правило, по статистике, средний размер субсидии составляет около 60 тысяч рублей.

Второй вариант помощи: компенсация затрат на регистрацию ИП. В частности, государство возвращает госпошлину за постановку на учет, возмещает деньги потраченные на консультации юристов и услуги нотариуса, компенсирует затраты на закупку бланков, изготовление печатей и пр.

Третий путь для поддержки начинающих бизнесменов заключается в предоставлении им бесплатных консультаций со стороны юристов, организации бизнес-тренингов, а также возможности аренды помещения по цене, существенно ниже рыночной.

И наконец, четвертый пункт – помощь в разработке бизнес-плана, без которого получить субсидию в принципе невозможно.

Документы и порядок получения субсидии ИП

Для того, чтобы материальная помощь на открытие собственного дела была выплачена, разработан определенный алгоритм действий, которому надо строго следовать:

    Нужно встать на учет в территориальный отдел Центра занятости. Для этого необходимо иметь при себе паспорт, СНИЛС, ИНН, трудовую книжку, аттестат или диплом, справку с последнего места работы о з/п за последние три месяца подряд, а также заявление на получение пособия по безработице.

Внимание! Если претендент на субсидию в течение пяти лет нигде официально не работал, специалисты Центра занятости на законных основаниях могут отказать в получении материальной помощи на открытие ИП. Логика проста: если человек в предыдущий пятилетний период имел откуда-то деньги на проживание, значит и в будущем он сможет себя ими обеспечить.

  • Размер прибыли. Это самый важный момент в каждом бизнес-плане, поскольку любая коммерческая деятельность подразумевает какой-то доход;
  • Наличие денежных средств, которые можно будет вложить в дело в качестве первоначального капитала. Те деньги, которые выделяются как субсидия явно будут недостаточными для открытия бизнеса с нуля, поэтому начинающий предприниматель должен иметь и какие-то собственные финансовые запасы. Кроме того, они будут являться дополнительным подтверждением серьезности намерений будущего ИП. Соотношение личных средств к размеру материальной помощи должно быть не меньше 1:2;
  • Инновационность. Чем необычнее и оригинальнее идея, тем выше шансы на то, что проект будет одобрен;
  • Количество персонала в будущей компании. Основная цель Центра занятости – трудоустроить как можно больше людей. Именно поэтому бизнес-планам с высокой численностью работников специалисты Центра занятости отдают наибольшее предпочтение;
  • Обоснованность расходов. В бизнес-плане в обязательном порядке нужно прописать, на какие цели пойдет полученная субсидия. И чем подробнее будет расписан этот пункт, тем лучшее. Хорошо, если в качестве таких целей будет заявлена покупка оборудования, сырья или материалов. Самый худший вариант: трата субсидии на аренду площадей и рекламные услуги.

Как видно из того, что написано выше, получить субсидию от государства на открытие своего дела не так уж и проблематично. Для этого нужно составить хороший бизнес-план и пройти весь путь от идеи до ее реализации в установленном законом порядке. Если все сделано как надо, то государственная субсидия может стать отличной поддержкой в начале самостоятельного предпринимательского пути.

Малый бизнес относится к видам деятельности, ведение которых не только предоставляет множество возможностей, но и сопровождается серьезными рисками. Тем более – в сегодняшних условиях, когда продолжают действие ограничительные меры, связанные с противодействием пандемии коронавирусной инфекции.

  1. Особенности кредитов для поддержки малого бизнеса от государства
  2. Виды кредитов для малого бизнеса от государства
    1. Льготный или беспроцентный кредит
    2. Грантовая поддержка
    3. Субсидии
    4. Поддержка от Службы занятости
    5. Поддержка имущественного характера
    6. Микрозаймы от государства
    7. Федеральные программы поддержки бизнеса
    8. Региональные программы поддержки бизнеса
    1. Требования к заемщикам
    2. Куда обращаться
    3. Необходимые документы
    1. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса
    2. Банковские организации
    1. Кому адресованы льготные кредиты государства?
    2. На какую сумму поддержки может рассчитывать малый бизнес?
    3. Какие органы власти и финансовые организации помогают бизнесу?
    4. Что требуется от заемщика для получения льготного кредита?

    Поэтому нет ничего удивительного в активизации государственной политики в части поддержки предпринимательства. Основным направлением работы в этой сфере стало льготное кредитование малого бизнеса в 2021 году. Такой вариант финансирования по-прежнему остается одной из самых действенных мер поддержки. Выдача государственных кредитов на развитие малого бизнеса ведется разными структурами, а процедура получения заслуживает более внимательного и детального рассмотрения.

    Особенности кредитов для поддержки малого бизнеса от государства

    Чтобы претендовать на кредит для бизнеса с господдержкой, хозяйствующий субъект – ООО или ИП – должен соответствовать нескольким требованиям. По состоянию на середину 2021 года государственная помощь выделяется так называемым субъектам МСП – малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся три категории ООО или ИП:

    • микропредприятия, имеющие численность персонала в пределах 15 человек и годовой доход, не превышающий 120 млн. руб.;
    • малые предприятия, аналогичные ограничения для которых установлены на уровне 100 сотрудников и 800 млн. руб.;
    • средние предприятия с численностью трудового коллектива до 250 работников и годовым доходом не выше 2 млрд. руб.

    Еще одним критерием для получения государственной поддержки становится структура учредительного капитала юридических лиц. К ней предъявляются три требования:

    • как минимум, 51% принадлежит физическим лицам или субъектам МСП;
    • не более 49% уставного капитала находится в собственности юридических лиц, не отнесенных к малому и среднему предпринимательству;
    • муниципалитетам, региональным и федеральным органам власти, а также НКО принадлежит не более четверти учредительного капитала.

    Но и на этом требования к потенциальным адресатам кредитования для поддержки малого бизнеса от государства не заканчиваются. Дополнительными условиями финансирования выступают:

    • срок деятельности субъекта МСП в пределах 2 лет;
    • обязательная регистрация в налоговом органе;
    • отсутствие долгов по налоговым платежам, другим фискальным выплатам и банковским кредитам;
    • включение организации или ИП в ЕРСМСП (аббревиатура означает Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства).

    В рамках реализации отдельных государственных программ могут устанавливаться условия финансирования сверх перечисленных выше. Обычно речь идет о ведении определенных видов деятельности, поддержка которых носит приоритетный характер. К числу таких относятся: здравоохранение, образования, сельское хозяйство, внутренний туризм, культура, торговля (оптовая и розничная) и т.д.

    Приведенный перечень далеко не полон, он может корректироваться и дополняться в зависимости от ситуации в конкретном регионе или в экономике страны в целом.

    Виды кредитов для малого бизнеса от государства

    Государственная политика поддержки малого бизнеса носит широкомасштабный характер. Она включает работу по нескольким направлениям, каждое из которых требуется описать более подробно.

    Льготный или беспроцентный кредит

    Первым и наиболее действенным мероприятием в сфере поддержки малых и средних ООО/ИП стало льготное кредитование. Программа запущена в 2019 году и будет действовать до 2024 года. С высокой вероятностью ее реализация будет продолжена и после указанного срока.

    Выдачей льготных кредитов для малого бизнеса от государства занимается 101 аккредитованный банк (по состоянию на сентябрь 2021 года). В указанное число входят практически все ведущие финансовые организации страны, включая СберБанк, ВТБ, Открытие, Зенит и многих других. Помимо крупных федеральных банков к реализации программы привлекаются и ведущие региональные кредитные структуры, особенно активные в том случае, если помощь бизнесу финансируется за счет бюджетов субъектов РФ.

    Кредит для бизнеса с господдержкой относится к целевым. Полученные средства направляются на решение одной из четырех задач:

    1. Пополнение оборотных активов предприятия. В этом случае деньги расходуются на закупку сырья или выплату зарплаты. Конкретные условия финансирования определяются на уровне регионов. Стандартный срок кредитования не превышает 1 года, лимиты составляют от полумиллиона до 500 млн. руб.
    2. Реализация инвестиционного проекта. Полученные финансовые ресурсы расходуются на развитие бизнеса, например, приобретение оборудования или капитальный ремонт производственных помещений. Сумма кредитования – от полумиллиона до 2 млрд. руб., длительность – в пределах 10 лет.
    3. Развитие бизнес деятельности. Программа поддержки рассчитана исключительно на самозанятых и микропредприятия. Кредитный лимит равняется 10 млн. руб., срок финансирования – не более 5 лет.
    4. Рефинансирование. Деньги направляются на перекредитование на более выгодных, чем существующие условия. Результатом становится снижение финансовой нагрузки на заемщика, так как новые кредит оформляется по льготной ставке, в некоторых случаях – и вовсе под ноль процентов годовых. Срок финансирования не должен быть дольше исходных финансовых обязательств, максимальная продолжительность – 10 лет.

    Важной особенностью льготного кредита для малого бизнеса от государства становится льготная процентная ставка. В общем случае она рассчитывается по предельно простой схеме: ключевая ставка Центробанка плюс 2,75% годовых. Разницу с фактическим процентом банку компенсирует бюджет - федеральный или региональный, в зависимости от того, о какой программе поддержки идет речь.

    Грантовая поддержка

    Отдельное направление государственной поддержки субъектов МСП. Реализуется за счет бюджетов регионального уровня с привлечением территориальных подразделений федеральных структур – Фонда поддержки предпринимательства и Фонда содействия инвестициям. Условия предоставления грантов определяются каждым субъектом РФ.

    Стандартной считается распределение выделенных финансовых ресурсов в рамках проведения специальных конкурсов. Приоритет отдается тем ООО и ИП, которые работают в наиболее важных сферах деятельности, перечисленных выше.

    Субсидии

    Мера поддержки адресована начинающим предпринимателям. Денежные средства направляются на развитие бизнеса в рамках разработанного и утвержденного плана. Сумма финансирования варьируется от 300 тыс. до полумиллиона рублей, что составляет до 50-70% от запланированных затрат. После отчета о целевом расходовании средств они списываются, то есть не подлежат возврату, что становится важным достоинством получения субсидий.

    Отличие от грантовой поддержки

    Субсидии заслуженно считаются более распространенной и широко применяемой мерой государственной поддержки бизнеса. Все, что требуется для их получения – согласование бизнес-плана. Гранты выделяются на конкурсной основе и для представителей определенных сфер деятельности. А потому их получить заметно сложнее.

    Классификация субсидий

    Стандартной целью выделения субсидий становится развитие бизнеса в соответствии с утвержденным планом. Но это не единственное направление возможного расходования средств. В рамках реализации различных государственных программ деньги выдаются на другие цели, включая:

    • лизинг машин и оборудования;
    • компенсация кредитных процентов;
    • участие в выставочных и презентационных мероприятиях;
    • реклама;
    • сертификация продукции, организация экспорта, оформление свидетельств и патентов.

    Поддержка от Службы занятости

    Суть программы – стимулирование неработающих граждан открыть собственный бизнес посредством регистрации ИП. Для получения поддержки необходимо:

    • встать на учет в статусе безработного;
    • подать заявление в центр занятости;
    • пройти обучение с последующей сдачей итогового экзамена;
    • выбрать сферу деятельности;
    • разработать и согласовать бизнес-план;
    • зарегистрировать ИП в налоговых органах;
    • сформировать комплект документов на выделение субсидии.

    Величина субсидии составляет до 60 тыс. руб. Сумма может быть увеличена при найме на работу еще одного человека, состоящего на учете в центре занятости. Выделенных средств обычно хватает как на компенсацию расходов по открытию бизнеса, так и на его запуск.

    Поддержка имущественного характера

    Предполагает предоставление недвижимости в аренду на льготных условиях. Условием получения становится заключение долгосрочного арендного договора длительностью от 5 лет. Льгота заключается в сниженной ставке аренды на первые три года. Ее значение составляет, соответственно, 40%, 60% и 80% от базовой величины платежа. Бонусом становится преимущественное право выкупа арендуемой недвижимости, которое предоставляется субъектам МСП на помещения в пределах одной тысячи кв. м.

    Микрозаймы от государства

    Предусматривают выделение от 100 тыс. до 5 млн. руб. по льготной процентной ставке. Финансирование носит целевой характер. Для суммы в пределах 300 тыс. руб. предоставляется один из двух видов обеспечения – поручительство или залог. Для финансирования свыше указанной цифры необходима гарантия обоих видов. За ее получением можно обратиться в специализированный МСП Банк.

    Федеральные программы поддержки бизнеса

    Основная федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса запущена в 2019 году. Ее дополняют вспомогательные меры, которые были приняты после введения «ковидных» ограничений. Их перечень постоянно меняется и корректируется в зависимости от текущего состояния экономики страны.

    Региональные программы поддержки бизнеса

    Перечень других мер поддержки предпринимателей

    Поддержка бизнеса со стороны государства не ограничивается исключительно финансовыми или имущественными мерами. Другими видами помощи выступают:

    • консультационная. Включает бесплатные консультации грамотных специалистов, доступные всем желающим в центрах «Мой бизнес» или МФЦ;
    • информационная. Выражается в активной разработке и продвижении различных онлайн-сервисов бизнес-тематики. На них размещается актуальная дли предпринимателей информация, в том числе – о мерах государственной поддержки или изменениях в законодательстве;
    • образовательная. Предусматривает повышение квалификации - как самого бизнесмена, так и его персонала – на льготных условиях. Последние заключаются в компенсации до половины расходов на обучение.

    Как получить государственный кредит для бизнеса

    Важной частью поддержки малого бизнеса государством выступает сравнительно простая процедура оформления кредита. Она предусматривает три основных составляющих.

    Требования к заемщикам

    Первое и главное требование к потенциальному получателю льготного кредита – подтверждение принадлежности к субъектам МСП. Основные критерии и дополнительные условия для этого детально описаны выше.

    Куда обращаться

    Перечень банков, аккредитованных на участие в государственной программе поддержки малого и среднего бизнеса, размещен на сайте «Мой бизнес», которые разработан и ведется в рамках реализации Национального проекта. Список финансовых организаций периодически корректируется. На сегодня в него включены практически все ведущие отечественные банки – как федерального, так и регионального уровня. Для получения льготного кредита можно обращаться в любой из них, работающий по месту регистрации бизнеса.

    Необходимые документы

    Одобрение банком выдачи кредита для бизнеса с господдержкой предусматривает предоставление заемщиком такого набора документов:

    • заявка на кредитование;
    • анкета клиента банковской организации;
    • учредительные документы (для ООО) или паспорт (для ИП);
    • регистрационная документация хозяйствующего субъекта;
    • обязательная отчетность;
    • справка ИФНС об отсутствии долгов;
    • перечень имущества для оформления залога.

    Причины для отказа в выдаче кредита для бизнеса от государства

    Самой частой причиной отказа в льготном кредитовании становится некомплектный набор документов. Еще одним основанием для такого решения выступает предоставление неверной информации о потенциальном заемщике. Другими причинами отказать заявителю выступают: долги перед бюджетом, невыполнение критериев для подтверждения статуса субъекта МСП, отсутствие залога.

    Негосударственная поддержка

    Поддержкой малого бизнеса занимается не только государство. Некоторые участники отечественного финансового рынка разрабатывают и реализуют собственные программы помощи. Особого внимания заслуживает деятельность РАПМСБ и ряда российских банков.

    Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса

    Банковские организации

    Значительная часть крупных отечественных банков – СберБанк, РоссельхозБанк, ВТБ, Альфа-Банк и многие другие – активно участвуют в реализации государственных программ помощи бизнесу. Важным бонусом становятся льготы, которые предоставляются самими финансовыми организациями – или в рамках собственных мер поддержки, или как дополнение к государственным.

    Конкретные условия помощи постоянно обновляются и корректируются, а потому перечислять их не имеет смысла. Для получения актуальной информации намного проще и правильнее посетить официальный сайт любого из перечисленных банков.

    Часто задаваемые вопросы

    Кому адресованы льготные кредиты государства?

    Государственная программа помощи рассчитана на так называемых субъектов МСП – малого и среднего предпринимательства. Для отнесения ИП или ООО к таковым, требуется выполнить условия по годовому доходу и численности персонала.

    На какую сумму поддержки может рассчитывать малый бизнес?

    Лимиты определяются в зависимости от целей кредитования и вида программы поддержки. В общем случае речь идет о сумме в пределах 2 млрд. руб. на срок до 10 лет.

    Какие органы власти и финансовые организации помогают бизнесу?

    Реализацией различных программ помощи занимаются федеральные и региональные органы исполнительной власти, ряд федеральных ведомств (фонд занятости, Центробанк), некоторые НКО (Фонд содействия инвестициям, РАПМСР), финансовые организации (банки).

    Что требуется от заемщика для получения льготного кредита?

    Кредитование происходит на стандартных условиях. Заемщик формирует и предоставляет в банк пакет документов, подтверждающий выполнение всех необходимых требований.


    Несколько лет назад государство выделяло предпринимателям субсидии на начало своего дела в размере пособия по безработице за год. Выходила сумма около 60 000 рублей, и на первых порах это было хоть каким-то подспорьем. Сейчас такая программа работает только в отдельных регионах. Однако можно добиться возврата средств, потраченных на регистрацию бизнеса. Расскажем, как открыть ИП через Центр занятости и получить компенсацию организационных затрат. А также о том, какие иные виды поддержки доступны предпринимателям.

    Чем поможет ЦЗН

    Через Центр занятости населения (ЦЗН) государство реализует программу поддержки начинающих предпринимателей. К сожалению, в последние годы она сократилась до минимума. Хотя ещё 5 лет назад можно было получить небольшую субсидию на развитие, если государственной комиссии понравится бизнес-план.

    Сейчас в большинстве случаев ЦЗН может лишь компенсировать расходы за регистрацию ИП или ООО. Но в отдельных регионах субсидии по-прежнему выделяются. Например, в Тюменской области максимальная сумма выплаты составляет 192 000 рублей (постановление Правительства Тюменской области от 10 апреля 2012 года № 126-п). Рекомендуем проконсультироваться в районном отделении ЦЗН — возможно, программа действует и в вашем регионе.

    Помимо субсидии и компенсации затрат на регистрацию, Центр занятости оказывает информационную помощь, консультирует по организации бизнеса, проводит тестирование для определения предпочтительной сферы деятельности и может помочь в составлении бизнес-плана. Всё это делается в рамках содействия самостоятельной занятости безработных граждан.

    Алгоритм получения компенсации или субсидии

    Как же получить субсидию и/или компенсацию на открытие ИП через Центр занятости? Алгоритм примерно одинаков для всех регионов, но возможно, что в вашем есть какие-то особенности.

    Шаг 1. Получаем информацию

    Перед тем как начинать процесс, разумно узнать из первых уст, на что же можно рассчитывать. Получить информацию лучше непосредственно в офисе или на сайте ЦЗН своего региона. Как мы уже отметили, в большинстве случаев это лишь компенсация затрат на открытие бизнеса. Например, в Москве максимальная выплата, которая может быть получена при открытии ИП, составляет 10 200 рублей.

    Однако это не значит, что все деньги выдадут на руки. Государство только компенсирует подтверждённые документами расходы, а именно:

    • на оплату госпошлины (800 рублей за регистрацию ИП или 4 000 рублей — за открытие ООО);
    • на оплату услуг нотариуса (например, на заверение заявления на регистрацию, на оформление доверенности);
    • на изготовление печати;
    • на закупку необходимых бланков.

    Но если всё делать самому, затраты на организацию ИП состоят из уплаты пошлины и составляют только 800 рублей. Стоит ли из-за такой компенсации вставать на учёт в ЦЗН или нет, решать будущему предпринимателю.

    Шаг 2. Проверяем себя по критериям

    Помощь в открытии ИП от Центра занятости оказывается лишь тем, кто в ней нуждается. Поэтому перед обращением в ЦЗН нужно проверить, можете ли вы рассчитывать на деньги из бюджета. Условия такие:

    • заявитель старше 16 лет;
    • он является трудоспособным;
    • у него нет заработной платы или иного дохода;
    • он не является пенсионером;
    • он не является учащимся по очной форме, в том числе по направлению ЦЗН.

    Шаг 3. Становимся безработным

    Перед тем как получить субсидию или компенсацию для ИП, нужно встать на учёт в Центр занятости в качестве безработного. Для этого в местное отделение следует принести такие документы:

    • паспорт;
    • трудовую книжку (для тех, кто уже начал трудовую деятельность);
    • диплом или иной документ, подтверждающий образование;
    • справку о среднем заработке за последние 3 месяца;
    • если заявитель относится к маломобильной категории граждан - программу реабилитации инвалида.

    ЦЗН будет рассматривать заявку не более 10 дней. После этого будущий предприниматель получит статус безработного.

    Шаг 4. Учимся основам бизнеса

    Центр занятости может предложить будущему ИП пройти обучение на кратких курсах предпринимательства. На них будет дана базовая информация, которая должна помочь составить бизнес-план. За курсы может взиматься небольшая плата. Однако обязательны они только для тех, кто рассчитывает на субсидию (если она выделяется в вашем регионе).

    Шаг 5. Составляем и защищаем бизнес-план

    Для получения субсидии на развитие своего дела нужно подготовить и защитить бизнес-план. Он должен подробно описывать бизнес-модель, содержать расчёт показателей прибыли, окупаемости и других. Хорошо, если дело будет приносить пользу обществу, а не только доход предпринимателю — так чиновники охотнее выделят деньги. Важно обдумать предстоящие затраты и выделить те, на которые планируется пустить средства, полученные из бюджета.

    Бизнес-план сдаётся в ЦЗН, после чего чиновники будут изучать его в течение 10 дней. В итоге бизнесмена пригласят на комиссию, где он должен будет защитить свой проект и показать, что достоин государственных денег. При хорошем исходе комиссия примет решение о выделении субсидии.

    Отказы также бывают, и на это есть свои причины. Многое зависит от конкуренции между соискателями бюджетных средств, общественной полезности проекта, качества бизнес-плана.Если в вашем регионе субсидия на развитие бизнеса больше не выделяется, скорее всего, бизнес-план не понадобится. Однако точно это можно узнать в своем Центре занятости.

    Быстро и бесплатно

    Шаг 6. Заключаем договор с ЦЗН

    До этого момента всё взаимодействие с Центром занятости вёл гражданин без статуса ИП. Это принципиально важно, поскольку если сначала встать на учёт, как предприниматель, а потом обратиться за помощью с ЦЗН, компенсации расходов не будет.

    Теперь же пришла пора зарегистрироваться в качестве предпринимателя. Для этого сначала нужно заключить договор с Центром занятости. Далее следует обычный процесс постановки на учёт ИП. В регистрирующую ИФНС гражданин приносит:

    • паспорт;
    • заполненное, но не подписанное заявление по форме Р21001;
    • квитанцию на уплату пошлины 800 рублей.

    Всего через 3 рабочих дня с даты приёма документов будет получен статус ИП. Затем можно заказывать печать, если она нужна, и открывать расчётный счёт.

    Шаг 7. Получаем деньги

    В ходе постановки ИП на учёт нужно собирать все документы, которые бы подтвердили расходы. Это, как минимум, квитанция на уплату пошлины. Если заказывалась печать, должен быть чек и акт об оказании услуги. Эти документы нужны для того, чтобы ЦЗН компенсировал ИП затраты.

    Для получения денег у предпринимателя должна быть открыта карта платёжной системы «Мир» - бюджетные средства можно переводить только на неё. Сумма субсидии и/или компенсации затрат поступит на карту в течение 10 дней.

    Шаг 8. Используем средства и отчитываемся

    Субсидию, полученную при открытии ИП, нужно потратить в течение 90 дней и в тот же срок отчитаться об этом. Менять направление финансирования недопустимо! То есть, если деньги были получены на закупку оборудования, приобрести на них материалы нельзя. Нужно сохранять все документы (договоры, акты, чеки, платёжки), подтверждающие целевое расходование средств. В указанный срок они предоставляются в ЦЗН.

    Специалисты центра будут проверять, на что потрачены средства. Если документального подтверждения затрат нет, либо деньги пошли не на выделенные цели, расходы могут не признать. Тогда деньги придётся вернуть в бюджет.

    Другие источники финансирования

    Органы региональной власти реализуют на своих территориях и другие программы субсидирования бизнеса. Они созданы для тех, кто уже успешно работает и хотел бы получить средства для развития. Набор таких мер поддержки в каждом субъекте РФ свой. Но во многих регионах выделяются субсидии для возмещения части затрат, связанных:

    • с заключением договоров лизинга;
    • с уплатой процентов по кредитным договорам;
    • с приобретением оборудования в целях создания, развития и модернизации производства;
    • с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
    • с экспортными сделками;
    • с социальным предпринимательством.

    Средства на субсидии выделяются в конце текущего года на следующий. Но узнавать про существующие программы и условия участия в них нужно заранее. К концу осени заявки на следующий год могут уже не принимать. Все зависит от количества выделенных средств и желающих их получить.

    Помимо субсидий, существуют гранты. Выдает их как государство через специальные фонды, так и отдельные компании и корпорации. В России действует несколько таких проектов, в том числе:

    • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
    • Фонд «Сколково»;
    • Корпорация МСП;
    • Российский фонд прямых инвестиций.

    Гранты обычно выделяются в определённых сферах. Популярные направления - сельское хозяйство и высокие технологии. Их суммы могут составлять от нескольких сотен до нескольких миллионов рублей.

    Подведём итоги

    Надо признать, что ощутимой помощи при открытии ИП от государства сейчас немного. Существующие программы в основном ориентированы на действующий бизнес, а не на тех, кто делает первые шаги. Реально предприниматель может рассчитывать лишь на то, что вернёт деньги, потраченные на оформление ИП.

    Но в отдельных регионах власти всё же продолжают программу субсидирования через Центры занятости. Чтобы рассчитывать на государственные деньги, необходимо представить хороший бизнес-план. Мы привели общие правила, по которым реализуется такая поддержка. Подробности программ нужно узнавать в региональных отделениях ЦЗН.

    Бесплатная консультация по онлайн-регистрации ИП

    Спасибо!

    С июня 2022 годы мы интегрировали наш Сервис с инфраструктурой нашего технологического партнёра Альфа-Банка, чтобы вы могли бесплатно зарегистрировать ООО и ИП, не выходя из дома и не платя госпошлину.

    Дополнительно мы проработали с нашим партнёром полностью весь процесс регистрации, чтобы он был максимально простой, удобный и профессиональный. В ближайшее время банковский специалист по регистрации ООО и ИП с вами свяжется, завершит подготовку документов и направит вам выездного менеджера для выпуска ЭЦП и онлайн-регистрации. Всё это абсолютно бесплатно и очень удобно!


    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: