Как поэт гражданин некрасов посвятил свое творчество судьбе русского народа

Обновлено: 24.04.2024

Российская империя. 1855 год. Некрасов работает над новым произведением, в котором собирается раскрыть специфику социально-политической ситуации своего времени. Речь идет о стихе «Поэт и гражданин». Сто лет спустя (может быть, немножко больше) в СССР примут так называемый «закон о тунеядстве». Под действие этого закона подпадет и поэт, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский. В стенограмме, которая осталась после допроса автора «Набережной неисцелимых», Бродский называет себя поэтом и переводчиком. Писателю, в свою очередь, задают вопрос: учился ли он на поэта, заканчивал ли он университет, чтобы быть поэтом? Бродский ответил, что поэтическое дарование дается Богом. Так вот, Некрасов предлагает свою версию взаимоотношений поэта и общества. Какую? Давайте разберемся.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт и Гражданин.
История создания – Работа над произведением началась в 1855 году, а закончил ее поэт в 1856. Впервые опубликовано в качестве предисловия к сборнику стихов Некрасова.

Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в обществе.

Композиция – Анализируемое стихотворение построено в виде диалога между гражданином и поэтом. В ходе их разговора автор высказывает свои мысли по поводу ключевой проблемы. Стих делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, некоторые строки не рифмуются.

Метафоры – «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила».

Эпитеты – «звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса».

Сравнения – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

Анализ стихотворения Н. Некрасов «Поэт и гражданин»

Вариант 1

Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию.

Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

К тому моменту, когда Некрасов стал достаточно известным литератором, социальная значимость поэзии утратила свою прежнюю остроту и актуальность. Стихи вновь, как и во времена Жуковского, стали светской забавой, призванной услаждать слух образованных людей. Пытаясь изменить это представление о поэзии, Некрасов в 1855 году создал одно из самых значимых своих произведений под названием «Поэт и гражданин».

Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова, а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке.

Между тем, поэт пребывает не в самом лучшем душевном состоянии, он «хандрит и еле дышит». Причина столь явной деградации очевидна: литератор не только разуверился в своем творчестве, но и считает, что от него обществу нет абсолютно никакой пользы.

Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что любовная лирика, так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом?

Ответ на этот вопрос дает полемика между гражданином и поэтом, в ходе которой автор признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и Лермонтов. На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, о. Эту фразу можно расценивать двояко. Однако по отношению к Некрасову она означает лишь то, что на фоне романтических и умильных литературных опусов других авторов его произведения, имеющие социальную подоплеку и вскрывающие язвы современного общества, подобны разорвавшейся бомбе.

Апофеозом этого произведения по праву считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды. И если бы каждому из людей удалось это осознать, то мир стал бы намного чище и лучше. И, возможно, тогда бы поэзия имела совершенно другое предназначение, которое было ей свойственно во времена Пушкина, и смогла бы «глаголом жечь сердца людей».

Вариант 2

В стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки («входит», «берет книгу», «чита­ет», «с восторгом»). Стихотворение написано в целях полеми­ки поборника гражданственной поэзии со сторонниками так называемого чистого искусства.

Пришедший к поэту гражда­нин призывает его проснуться и громить пороки смело. Поэт же воспевает сладкозвучие: «Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв».

Гражданин же не разделяет восторги поэта и заявляет: «С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать…». Гра­жданин рисует поэту образную картину плывущего по воде корабля. Пока «гроза молчит» и «вечер ласковый и сонный», эта картина радует глаз. А когда начинается буря, не время предаваться праздным утехам.

В ходе спора выясняется, что если поэт болтает о ерунде, то в итоге безгласным остается гражданин, ибо голос поэта — это как раз и есть голос обще­ства. Поэт в стихотворении называется «избранником неба», «глашатаем истин вековых». В финале стихотворения возни­кает образ Музы, угрюмой красоте которой идет терновый венок.

Интересна история создания стихотворения. Первоначаль­но Н. А. Некрасов опубликовал несколько строф в № 6 «Со­временника» за 1855 год с названием «Русскому писателю». Затем в № 3 «Современника» за 1856 год было напечатано еще несколько строф. Окончательный вариант был опубликован в качестве предисловия к сборнику «Стихотворения» (1856). Во всех последующих изданиях текст его печатался с цензурны­ми искажениями.

История создания

Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость. Н. Некрасов отдалился от либералов, ведь его взгляды приближались к демократическим. Он считал, что поэт должен бороться за права граждан, но в то же время ему очень важно чувствовать поддержку простых людей. Эта позиция реализовалась в стихотворении «Поэт и гражданин».

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

Темы и проблемы

Основная тематика – роль поэта и поэзии в обществе, а также гражданское назначение его творчества. По мнению Некрасова, автор в непростые для страны времена должен быть слугой народа, а не эгоистом, воспевающим прелести своей жизни. Он доказывает свою точку зрения, призывая эстетов, оторванных от реалий царской России, обратить свой взор на народное горе. Поэт показывает читателям, как важно использовать талант на благо Родины. Ведь абсолютно не важно, насколько искусно поэт пишет о пейзажах, странствиях и пирах, если это не несёт никакой пользы его стране. Некрасов всеми силами отстаивает важность гражданского назначения искусства. Его он доказывает, прежде всего, себе самому, ведь каждый человек переживает минуты неверия в собственные убеждения, когда судьба сталкивает его с трудностями.

Проблемы, описанные автором, касаются нестабильной и враждебной обстановки с стране. Простые люди сталкиваются с социальным неравенством, несут непосильное бремя труда, живут в нищете и рабстве, поэтому ненавидят своих господ, но боятся их могущества. Сами же господа не думают о своем долге по отношению к народу, не улучшают уровень его жизни, не заботятся об удовлетворении его нужд. Таким образом, поэт затрагивает проблемы:

  1. Равнодушия власть имущих к простым людям и судьбе страны;
  2. Социальной несправедливости в обществе;
  3. Горькой участи простых людей, которые лишены прав и возможностей изменить свою судьбу;
  4. Безответственности творческой элиты, которая безразлична к проблемам народа;
  5. Истинного предназначения творца, которого многие творческие люди считают своим долгом избегать.

В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народ, его права.

В начале стихотворения читатель знакомится с персонажами, за разговором которых будет наблюдать далее. Перед нами поэт, который предался хандре и не хочет ничего писать. Гражданин пытается «расшевелить» его, но все напрасно. Гражданин убеждает мастера пера, что его слово очень нужно людям, на что поэт отвечает с иронией. Он считает, что народ сам отказался от острого слова. Люди предпочитают пейзажную лирику, которая в условиях строгого политического режима является безопасной. К тому же, бунтарское слово не такое утонченное.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

В последней реплике поэт расставляет точки в своем рассказе, обосновывая свою пассивную позицию. Когда-то в юные годы он «шел в тюрьму и к месту казни, в суды, в больницы», чтобы рассказать правду, но слова его считали «черной клеветой». Поэт увидел, что народ бороться не хочет, и его руки опустились. Он решил отказаться от борьбы во благо общества и позаботиться о своей жизни. Какое-то время, мастер слова бичевал «маленьких воришек для удовольствия больших». Теперь он жалеет об этом и считает, что из-за его решения от него отвернулась Муза.

Основная идея

Главная мысль стихотворения выражена в афоризме, упомянутом в монологе Гражданина: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Имея данный талант, личность обязана служить своему народу и отечеству, применяя свой дар во благо.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Преобладают в тексте метафоры: «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила». Дополняется картина эпитетами – ««звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» и сравнениями – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».

Так как автор воспроизводит эмоциональный разговор, значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, «с», «ж», «з»: «Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный!».

Некрасов и особенности его творчества

Некрасов – фигура неоднозначная. О своеобразии личности писателя литературоведы спорят до сих пор. Некрасов представлял на страницах своих произведений проблему страданий крестьян, описывал идиллический характер сельской жизни, а также трагедии, сопровождавшей крестьянское существование в российской империи. Возможно, наиболее ярко подобная тематика предстала в «Русских женщинах», также принадлежащих перу Некрасова. В данном случае, писатель вдохновился судьбой и самоотверженностью жен офицеров, поднявших бунт, вошедшее в историю под названием «восстание декабристов».

Язык некрасовских текстов

По причине интереса крестьянской жизнью, увлеченности живым языком большей части русского народа (а те тем сочетанием русского и французского, которое отличало говор аристократов), Некрасов вводит в литературу этническое своеобразие русской культуры. Прежде всего, это отражается на языке произведений Некрасова. Элементы фольклора и народного говора, простонародные обороты речи и т. д. писатель использовал довольно часто, причем делая это как в публицистике, так и в лирике или прозе. Поэтому можно говорить о расширении Некрасовым диапазона поэтического аспекта русской литературы, ведь писатель дополнил ее элементами народной лексики, пародии и сатиры, а также ввел в произведения специфическую, окрашенную фольклорной уникальностью, риторику. Порой в рамках одного и того же текста Некрасов использует элегические, лирические и сатирические мотивы. Эту черту считают специфической характеристикой творчества Некрасова, потому что до Николая Алексеевича такой литературный маневр никто не применял.

Ремарка: об истории написания «Поэта и гражданина»

Итак, Некрасов начал работу над стихотворением в 1855-м. Публикация же «Поэта и гражданина» пришлась на 1856 год. Более того, произведению отвели почетную роль предисловия к поэтическому сборнику Николая Алексеевича. Некрасов всегда старался выразить свою гражданскую позицию и мнение касательно общественного уклада Российской империи. Например, существуют даже исследования, посвященные образу революционной демократии, приверженцев которой Некрасов неоднократно выводил на страницах своих текстов.

Литературное направление и жанр

Некрасов – поэт-реалист. Стихотворение «Поэт и Гражданин» относится к жанру гражданской лирики. Оно ставит проблему: должна ли лирика всегда проявлять гражданскую позицию автора?

Стихотворение написано в форме диалога. Это отсылает читателя к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа» , с которым полемизирует Некрасов. Кроме того, диалог между Поэтом и Гражданином проявляет конфликт, являющийся одновременно конфликтом между двумя жизненными позициями, активной и пассивной (внешний), и конфликтом в сознании 35-летнего Некрасова, избирающего свой путь поэта (внутренний). Это стихотворение — манифест, которым Некрасов заявляет о своей жизненной позиции.

Народ в лирике Некрасова является центральным образом, который постепенно эволюционирует. Как происходит его эволюция и в чем сокрыт ее смысл?

Некрасова называют «народным поэтом». Это действительно тот писатель, который пережил с русским народом все его горести и печали, редкие минуты счастья. Некрасов вдохнул жизнь в литературный образ русского народа. До него писатели также обращались к этой теме, но никто из них так и не смог выстроить целостный образ и стать ярким светилом на горьком небе народной неправды и бессилия. А Некрасов смог.

Интересно, что народ у него – это не далекий и сборный образ, а близкий и понятный. Этим словом он называет конкретных людей, именно они и являются тем «народом», который вопиет, смиряется, страдает, но продолжает жить хотя бы в его поэтических строчках. Таким образом, он показывает полную картину жизни народа, через судьбы множества конкретных крестьян.

Некрасов еще с детства понял жестокую систему существования в имперской России, где есть рабы-крестьяне и властители-барины. Он понял, что все настолько привыкли к такому расположению вещей, что никто даже не обращает внимания на плачевное состояние простого русского народа. Дойдя до осознания глобальной проблемы народа, Некрасов в своих стихах начинает вести с ними поэтический диалог. В таких поэзиях перед нами возникают два полноценных образа: человека с народа и лирического героя, который анализирует его положение.

Все эти страшные, обездоленные истории случайных крестьян вызывают в поэта сочувствие и сострадание. Так в стихотворении «Тройка» он с грустью размышляет над судьбой красавицы-крестьянки, которая, как и все люди, имеет выбор: быть счастливой или же несчастной. Но это только в теории, ведь практически, по утверждению Некрасова, выбора у нее нет, она обречена на горькое замужество и последующее страдание.

Тема крестьянской женщины – одна из самых ярких и глубоких на поэтическом поле Некрасова. Не обладая физической силой, она вынуждена работать не меньше, чем ее муж. Это хрупкое, нежное, красивое, молодое существо в девичестве своем достается в основном грубому и недалекому крестьянину, с которым вынуждена стать рядом и работать на равных.

Одним из самых ярких произведений на эту тему является первое из цикла о народе «В дороге». Там лирический герой разговаривает со случайным ямщиком о его судьбе. Тот рассказывает печальную историю о несчастливом браке с женщиной, которую воспитали дворяне. Она родилась обычной крестьянкой, но рано попала в барский дом и обучалась вместе с дворянами. В итоге ее вернули в деревню и насильно выдали замуж за этого ямщика. Но девушка абсолютно не приспособлена к строгой рабочей жизни.

Она совсем не ленивая, но не умеет делать ничего такого, что делают все остальные крестьянки. Ведь девушка не росла вместе с ними и не училась этому с детства. Теперь ее муж, этот ямщик, считает девушку плохой женой, наказанием. Лирический герой с грустью слушает эту историю ямщика и сочувствует ему, но совсем немного. Основная порция состраданий достается девушке. Она стала заложницей сложившихся обстоятельств. Некрасов подчеркивает, что это одна из многих женщин, которые рождены для незаслуженных страданий.

Отдельной темой также является материнство. Образ Некрасовской матери отличается от остальных особым трагизмом. У него мать – это глубоко несчастный образ. Она познала горечь потери своего ребенка, а теперь вынуждена идти под руку со старостью, пребывая в страхе. А что если она упадет, ведь теперь некому поднять ее или принести кружку воды. Образ матери Некрасов ярко вырисовывает в стихотворении «Орина, мать солдатская». Как же она тоскует по своему сыну, которого забирают в солдаты.

Одним из лучших качеств народа Некрасов считает трудолюбие. Крестьяне много работают, но их не страшит эта работа. Поэт воистину восхищен их любовью к труду. И все же крестьянский труд ему видится природным и искусственным. Природный – это работа на земле. Народ любит свою землю и готов работать на ней бесконечно. Он слышит ее весенний зов. Искусственный – это труд, который навязывают крестьянам «властители». Все-таки народ также любит и свободу, хотя и не обладает ей.

С одной стороны, Некрасов восхищается продолжительностью их терпения. С другой стороны, ему совсем не понятно, во имя чего эти люди терпят глумление и издевательства «сильных мира этого». Поэт настолько переживает за свой народ, что ругает их за долготерпение и рабскую покорность, как истинный отец. Он воспринимает русский простой народ не как машину для работы, а как носителей настоящей культуры и традиций страны.

Некрасов смотрит в корень и видит глубину и мудрость их мышления. В то же время ему больно, что остальные этого не замечают. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» поэт показывает безразличность высших слоев к проблемам простого народа. Их никто даже не захотел слушать. Некрасов также зол и на народ, за то, что те не отстаивали свой вопрос до конца, а развернулись и покорно ушли, так ничего и не добившись.

Описывая все беды русского народа, Некрасов все же верит, что совсем скоро придет то светлое будущее, о котором все мечтают. Придет долгожданная свобода и русский народ расцветет, как поздние цветы, получит в награду за все мучения и страдания свои счастливые дни.

В лирике Некрасова народ изображается с особой любовью. Поэт созерцает картины народного бедствия с горечью и тягучей болью. Некрасов – истинный народолюбец, который взбудоражил своей лирикой весь русский народ и открыл им глаза на истинное положение вещей.

Тема Родины и народа в лирике Н.А.Некрасова

Тема Родины своеобразно представлена в творчестве Н.А.Некрасова. Понятие «Родина» приравнивается к понятию «народ», то есть крестьянство. Некрасов не переставал говорить о трагическом положении народа, его страданиях, его горе. Слово «Родина» вызывает у поэта не гордость, не воспоминания о величии и славе, а горечь и стыд.

Волга как символ Родины в стихах Некрасова

В стихотворении «Родина» лирический герой, повествуя о местах своего детства, не может вспомнить ничего светлого, они ассоциируются у него лишь с бесцельной жизнью поколений дворян, крепостным правом и сознанием, что

Родные места поэта связаны с великой русской рекой Волгой.

Во многих стихотворениях Волга становится символом Родины и народного горя.

Волга! Волга. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнена наша земля…

Поэт обращается к русскому народу с вопросом:

«Ты проснешься ль, исполненный сил? Иль, судеб повинуясь закону, все, что мог, ты уже совершил, — создал песню, подобную стону, и духовно навеки почил?»

Любовь к русскому народу

Говоря о народных страданиях, Некрасов не устает говорить о талантливости русского народа, его долготерпении. В стихотворении «Железная дорога» поэт рисует картину народного труда, положенного на строительстве этой дороги, о казнокрадстве и притеснении. Но в то же время он утверждает, что русский народ

«вынесет все — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».

Любовь к народу сочетается у Некрасова с ненавистью к его угнетателям. В стихотворении » Размышления у парадного подъезда» с отвращением описывается жизнь важного чиновника, причем сам хозяин дома не появляется в стихотворении, олицетворением его бездушия становится парадный подъезд, к которому приходят простые русские люди, но их даже не пускают на порог.

О долготерпении своей Родины пишет поэт в стихотворении «Забытая деревня». В какой-то степени понятие «забытая деревня» можно считать символом всей России. Удивительное качество русского народа — долготерпение — выражается и в надежде на доброго барина, который приедет и рассудит. Но старого барина привозят только мертвым, а за ним идет уже новый барин, которому так же, как и старому, нет дела до судеб народа.

Русская женщина в поэзии Некрасова

Особое место в творчестве поэта, и в частности в теме Родины и народа, занимает образ русской женщины, в основном русской крестьянки. Тяжела жизнь русского крестьянина, но еще тяжелее жизнь русской женщины-крестьянки. В стихотворении «Русской женщине» Некрасов создает образ неподражаемой силы и красоты, которая может преодолеть все трудности:

«коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

Трагическим судьбам русских крестьянок посвящены поэмы «Мороз, Красный нос» (образ Дарьи, вдовы крестьянина Прокла), » Орина, мать солдатская» ( образ старухи-матери, потерявшей сына-кормильца). Не менее трагичен образ родной матери Некрасова, униженной и замученной мужем-тираном.

Любовь к Родине поэт сравнивает не с любовью к матери, что традиционно, а с любовью к женщине.

— пишет он в стихотворении «Памяти Добролюбова». Высшей нравственной целью поэт считает служение Родине, народу. Создавая образ Добролюбова, Некрасов говорит об идеале человека-гражданина, который

«труды, надежды, помышленья — все отдал»

Родине. Если бы таких людей не было в России,

Гражданские мотивы в лирике

Служения Родине и народу Некрасов требует и от поэта, который обязан быть гражданином:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной.

Не может гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Родина не только ненавистна, но и мила поэту. В 1857 году, возвращаясь из-за границы, он восторженно говорит:

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Родина для поэта и главный судия. В стихах, созданных после оды в честь Муравьева-вешателя, которую Некрасов написал, пытаясь спасти от закрытия свое детище — журнал «Современник», поэт не устает повторять:

«За каплю крови, общую с народом, прости меня, о родина, прости. »

Наша презентация (видео для урока)

Многое, что сказал о Родине и народе Некрасов, нашло живой отклик в сердцах русской интеллигенции. Многие стихи поэта в семьях читали, заучивали наизусть. Многое сохранилось и сейчас. И сейчас мы задаемся вопросом:

» вот приедет барин, барин нас рассудит».

Не изменилось во многом и положение русской женщины. Недаром поэт ХХ века Наум Коржавин, перефразируя Некрасова, писал:

«А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят».

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Мы сочувствуем недоверию ямщика к господам, действительно погубившим его несчастную жену Грушу. Но сочувствие это сталкивается с глубоким невежеством ямщика он с недоверием относится к просвещению и в нем видит, пустую господскую причуду

На какой-то патрет все глядит

Да читает какую-то книжку…

Иногда страх меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она и сынишку

Учит грамоте, моет, стрижет…

И вот в заключение раздела снова тянется дорога — «небо, ельник и песок. Внешне она так же невесела и неприветлива, как и в первом стихотворении. Но в народном сознании совершается между тем благотворный переворот

Вижу я в котомке книжку. Знаю батька на сынишку.

Так, учиться ты идешь… Издержал последний грош.

Тянется дорога, и на наших глазах изменяется, светлеет крестьянская Русь, устремляясь к знанию, к университету. Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у Некрасова не только бытовой, но и условный, метафорический смысл он усиливает ощущение перемены в духовном мире крестьянина.

Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям, которые совершаются в народной среде. В его стихах крестьянская жизнь изображается по-новому, не как у предшественников и современников. На избранный Некрасовым сюжет существовало много стихов, в которых мчались удалые тройки, звенели колокольчики под дугой, звучали песни ямщиков. В начале своего стихотворения «В дороге Некрасов именно об этом и напоминает читателю Скучно! Скучно. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку Песню, что ли, приятель, запой ‘• Про рекрутский набор и разлуку…

Но сразу же, круто, решительно, он обрывает обычный и привычный в русской поэзии ход. Что поражает нас в этом стихотворении Конечно же, речь ямщика, начисто лишенная привычных народно-песенных интонаций. Кажется, будто голая проза бесцеремонно ворвалась в стихи говор ямщика коряв и груб, насыщен диалектизмами.

В первом разделе поэтического сборника 1856 года определились не только пути движения и роста народного самосознания, но и формы изображения народной жизни. Стихотворение «В дороге — это начальный этап здесь лирическое «я Некрасова еще в значительной степени отстранено от сознания ямщика. Голос ямщика предоставлен самому себе, голос автора — тоже. Но по мере того как в народной жизни открывается поэту высокое нравственное содержание, преодолевается лирическая разобщенность, торжествует поэтическое «многоголосье. Прислушаемся, как звучат те же голоса в стихотворении «Школьник

— Ну, пошел же, ради Бога!

Небо, ельник и песок —

Эй! садись ко мне, дружок!

Чьи мы слышим слова Русского интеллигента, дворянина, едущего по невеселому нашему проселку, или ямщика-крестьянина, понукающего усталых лошадей По-видимому, и того и другого, два эти голоса слились в один.

О ком идет речь в стихотворении «Несжатая полоса Как будто о больном крестьянине. Даже приметы осеннего пейзажа — «поля опустели — схвачены здесь глазами пахаря. И беда осмыслена с крестьянской точки зрения жаль неубранной полосы, несобранного урожая. По-крестьянски одушевляется и земля-кормилица «Кажётся, шепчут колосья друг другу… «Помирать собрался, а рожь сей,— говорили в народе. И с наступлением смертного часа крестьянин думал не о себе, а о земле, которая останется без него сиротою. Но читаешь стихотворение и все более и более ощущаешь, что это очень личные, очень лирические стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя. Так оно и было. «Несжатую полосу Некрасов писал тяжело больным, перед отъездом за границу на лечение в 1855 году. Поэта одолевали грустные мысли казалось, что дни уже сочтены, что в Россию он может не вернуться. И тут мужественное отношение народа к бедам и несчастьям помогало Некрасову выстоять перед ударом судьбы, сохранить духовные силы. Образ «несжатой полосы, как и образ «дороги в предыдущих стихах, обретает у Некрасова переносный, метафорический смысл это и крестьянская нива, но и «нива поэтического труда, тяга к котором; у больного поэта сильнее смерти, как сильнее смерти любовь хлебороба к труду на земле, к трудовой ниве.

В свое время Достоевский в речи о Пушкине говорил, о «всемирной отзывчивости русского национального поэта, умевшего чувствовать чужое как свое, проникаться духом иных национальных культур. Некрасов многое от Пушкина унаследовал. Муза его удивительно прислушлива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далеким от поэта характерам людей. Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни, а в науке получило название поэтического «многоголосья.

Он сам приклеил к себе этикетку «Поэт и гражданин». В советские годы этот ярлык обеспечил Николаю Некрасову прочное место среди классиков русской литературы. Впрочем, и без этого ему было что предъявить потомкам.


Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова. Худ. И.Н. Крамской. 1877 (Фото предоставлено М. Золотаревым)

Действительно, в советской литературной иерархии «революционный демократ» Николай Некрасов (1821–1877) занимал одно из первых мест – его ценили прежде всего за гневные гражданственные филиппики, за любовь к обездоленным. То есть – за политические доблести. Каждый школьник знал в лицо автора «Дедушки Мазая» и «Мороза-воеводы», помнил, что он сеял «разумное, доброе, вечное» и «лиру посвятил народу своему», а в старших классах ученики мучились над «Кому на Руси жить хорошо» – поэмой, которую трудно понять и полюбить в юности.

Некрасов и впрямь заслужил такую честь, но «хрестоматийный глянец» часто мешает принять поэта душой. Кажется, что он – из далекого пожухлого прошлого. А ведь в стихах Некрасова – нерв не только минувшего, но и нашего времени. Жаль, что мы не всегда это замечаем…

Бродяга и миллионщик

Несколько поколений дворян Некрасовых прилежно проигрывали в карты несметное состояние, доставшееся им с незапамятных времен. А наш поэт и гражданин принялся отыгрывать – да с каким напором!

Когда Некрасов отказался от военной службы и, провалив экзамены, поступил вольнослушателем на филологический факультет, отец оставил его без содержания. Пришлось ему пожить в ночлежках. Он столовался с бродягами, перебивался грошовыми заработками, но быстро научился зарабатывать пером: писал лубочные истории и водевили, газетные заметки и песни. В итоге к концу 1840-х превратился в состоятельного барина, которого помимо литературы увлекали охота и карты.

Карточная игра была его страстью, как и у всех Некрасовых. В 1854 году поэт стал членом петербургского Английского клуба – вот где играли! Впрочем, самая крупная игра начиналась, когда компании за полночь из клуба приезжали к Некрасову на квартиру – чтобы играть без посторонних глаз. Уж тут можно было бросаться миллионами! Однажды лакей Некрасова (легендарный Василий) нашел на полу пачку ассигнаций, но никто из игроков не признал эти деньги… Хозяин так и не нашелся, и находку – тысячу рублей, целое состояние! – вручили Василию. Карточными и охотничьими партнерами поэта стали министры, генералы. В стихах он аттестовал их язвительно:

Генерал Федор Карлыч фон Штубе,

Скушал четверть телятины в клубе,

Крикнул «пас!» и со стула не встал!

Играл Некрасов весьма результативно, причем любил сложные коммерческие игры, в которых успех достигается натренированной логикой и выдержкой, такие как преферанс и вист, а не «три карты», подобно пушкинскому Германну. Постепенно поэт вошел в узкий круг самых известных картежников Петербурга: их было шесть-семь человек, почти ежедневно игравших на десятки тысяч рублей… Самый крупный проигрыш Некрасова – 63 тыс. рублей, самый солидный выигрыш – около 600 тыс.! На картах он сколотил состояние, вызывавшее зависть коллег. «Та могучая сила воли, которой одарен был Некрасов от природы и которую он еще более развил борьбой с внешними обстоятельствами жизни, ни на минуту не покидала его. При таком непреклонном самообладании Некрасов никогда не позволял себе в игре то, что называется зарываться», – ревниво отмечал вечно нуждавшийся литератор Александр Скабичевский. Не меньше предприимчивости поэт проявлял и в литературных делах: умело сводил концы с концами на издательской ниве, всегда оставался с барышом.

Конечно, Некрасов совершенствовался не только в финансовых премудростях, но и в поэзии. Начинал с литературной поденщины в безденежные дни, слагал вирши для приработка. Первый поэтический сборник – «Мечты и звуки» (1840) – постарался уничтожить, сочтя свои ранние стихи подражательными и выспренними. В них звучали бенедиктовские, лермонтовские и пушкинские мотивы, а собственно некрасовских не было. Строгим оказался и приговор Виссариона Белинского, который стал литературным воспитателем поэта. Несколько лет Некрасов уничтожал в себе эпигона, искал собственную тему и тональность. И нашел – на стыке поэзии и прозы, эпоса и лирики, фольклора и урбанизма. Никто из поэтов так изобретательно не работал с народным стихом, с лубком, с причитаниями и припевками. В этой стихии он обрел себя.

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Поднимет пыль цветочную,

Как облако: все зелено,

И воздух и вода!

Я лугами иду ветер свищет в лугах:

Холодно, странничек, холодно,

Холодно, родименькой, холодно!

Я лесами иду звери воют в лесах:

Голодно, странничек, голодно,

Голодно, родименькой, голодно!

Некрасову не удалось быстро сверкнуть, зато его поэтическое мастерство росло десятилетиями – и он сумел сдвинуть глыбы. Пробудил талант усердием. Настоящий Некрасов начался не с припудренных мечтаний, а с неприглядной зарисовки:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Так пробуждалось не только сочувствие, но и новая поэзия. Конечно, публицистично. Эдакая хроника дня, заметка в газету. И в то же время лирика – крик души. С этих четырех строк начался настоящий Некрасов.

«НАРОД БЫЛ ГЛАВНЫМ МИФОМ ЕГО ЛИРИКИ, ВЕЛИЧАЙШЕЮ ЕГО ГАЛЛЮЦИНАЦИЕЙ»


Иллюстрация к поэме «Кому на Руси жить хорошо». Худ. М.П. Клодт. 1880 (Фото предоставлено М. Золотаревым)

«Кипит словесная война…»

Пушкинская гармония породила множество эпигонов. Некрасову удалось «взорвать ситуацию». Его «суровый, неуклюжий стих» только на первый взгляд казался небрежным, кривобоким, косноязычным. Силы и обаяния ему не занимать. Когда-то за «подьяческие» выражения корили Александра Сумарокова. Да и Пушкин не всегда считался образцом высокой поэзии. В «Руслане и Людмиле» видели «мужицкий дух», а «Евгения Онегина» и «Графа Нулина» считали прозообразными безделушками.

Некрасов тоже набросал «энциклопедию русской жизни», но через четверть века после Пушкина – с новыми рифмами и конфликтами. «Это был гений уныния… Некрасов не хандрящий – не поэт», – молодой Корней Чуковский формулировал задиристо и, возможно, рубил сплеча. Между тем в стихах Некрасова немало жизнелюбия:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит…

Тут проступает деятельный, сильный характер автора. «Он принадлежал к двум эпохам, и главное в нем – его двойственность», – примечал Чуковский. Действительно: барин и плебей, гуляка и труженик.

Некрасов работал размашисто, бывал многословным, поставил поэзию «на поток». В худших проявлениях он риторичен, утилитарен. Это – журналистская работа. Нередко он сгущает краски в описании «свинцовых мерзостей дикой русской жизни». Чувство меры так и не стало украшением его поэтической манеры. И в этом Некрасов сродни таким поэтам, как Гаврила Державин, Владимир Маяковский, Марина Цветаева. В них жила потребность к постоянному самовыражению. Да, они не взвешивали каждое слово на аптечных весах – уж такова природа их дарования. Зато каждый из них создал в поэзии целое направление. Если бы Некрасов взрастил в себе внутреннего редактора – эдакого строгого эстета, мы, верно, недосчитались бы многих драгоценных поэтических открытий.

Некрасов устарел? Это он-то – знавший толк в коррупции и агитации, в провокациях и сенсациях, в погоне за деньгами и судорожных утехах, в депрессии и агрессии? Да он «живее всех живых» в русской литературе. «Дело прочно, когда под ним струится кровь» – эту горькую некрасовскую истину, к сожалению, история не опровергла. Некрасова легко представить себе блогером или рок-звездой. Его энергичный талант вырывается из эпохи тарантасов и чинных парадных подъездов.

И всех этих чиновников, купцов, разночинцев, бродяг, мыслителей, игроков с их повадками очень легко вообразить в нашем времени – в лимузине, на телешоу или в криминальной хронике:

Грош у новейших господ

Выше стыда и закона;

Нынче тоскует лишь тот,

Кто не украл миллиона.

Бредит Америкой Русь,

К ней тяготея сердечно…

Правда! но разница в том:

А не украденный доллар!

До сих пор многое в нашей неразберихе можно объяснить, глубоко вздохнув: «Вот приедет барин – барин нас рассудит…»


В 1919 году, «внимая ужасам войны», Корней ЧУКОВСКИЙ предлагал знакомым литераторам ответить на вопросы анкеты о поэте Николае Некрасове. Вот что ответил Александр БЛОК.

1. Любите ли вы стихотворения Некрасова? Да.2. Какие стихотворения Некрасова вы считаете лучшими?«Еду ли ночью по улице темной…», «Умолкни, муза», «Рыцарь на час» и многие другие. «Внимая ужасам…».3. Как вы относитесь к стихотворной технике Некрасова? Не занимался ею. Люблю.4. Не было ли в вашей жизни периода, когда его поэзия была для вас дороже поэзии Пушкина и Лермонтова?Нет.5. Как вы относились к Некрасову в детстве?Очень большую роль он играл.6. Как вы относились к Некрасову в юности?Безразличнее, чем в детстве и «старости».7. Не оказал ли Некрасов влияния на ваше творчество?Оказал большое.8. Как вы относитесь к известному утверждению Тургенева, будто в стихах Некрасова «поэзия и не ночевала»?Тургенев относился к стихам, как иногда относились старые тетушки. А сам, однако, сочинил «Утро туманное».9. Как вы относитесь к народолюбию Некрасова?Оно было неподдельное и настоящее, то есть двойственное (любовь – вражда). Эпоха заставляла иногда быть сентиментальнее, чем был Некрасов на самом деле.10. Как вы относитесь к распространенному мнению, будто Некрасов был безнравственный человек?Он был страстный человек и «барин», этим все и сказано.

«Ты и убогая, ты и обильная…»

Свою крестьянскую эпопею со странным названием «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов писал долго. Первые наброски появились в 1863-м, а последние исправления он вносил незадолго до смерти, в 1877-м. С тех пор ни одна статья о «великих реформах» не обходится без цитаты:

Порвалась цепь великая,

Одним концом по барину,

Другим по мужику.

Получилась симфония, музыкально-поэтическая панорама. Не хуже, чем у Глинки или Мусоргского.

К тому времени романтические поэмы считались позавчерашним днем, а монотонные «повести в стихах» поднадоели. Угнаться за Пушкиным никто не мог. И Некрасов принялся изобретать собственный жанр. Безрифменные ямбы, которыми написана основная часть поэмы, напоминают народный лубочный лад. Но при этом немало и новых мотивов – голова кругом от разнообразия. Особенно удались сцены яростного разгула:

Ты и бессильная,

Написать такую поэму – неподъемный труд, опубликовать – тоже не шутка. Бороться приходилось за каждую главу. У немцев есть родственное произведение – «Германия» Генриха Гейне (1844). Схожая фабула – путешествие по родной стране. Язвительное отношение к сложившимся устоям, к солдатчине, к церкви. Сны, видения, трактиры, легенды, споры… И ощущение бесприютности в стране, в которой никому не живется весело и вольготно. Однако Некрасов не только бичует, но и воспевает русский люд…


Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова «Генерал Топтыгин». Худ. М.П. Клодт. 1890 (Фото предоставлено М. Золотаревым)

«Народ был главным мифом его лирики, величайшею его галлюцинацией» – это снова Чуковский. Для Некрасова, как и для многих его единомышленников, народ стал святыней и смыслом служения. Но розовых очков он не носил и вывел скептическую формулу:

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Некрасов – мастер панорамных полотен, длинных сюжетных поэм, баллад и пространных рассуждений. Однако и «тонкая работа» ему удавалась. «Распрямись ты, рожь высокая, // Тайну свято сохрани!» – можно ли рассказать о самом интимном более тонко и тактично? А вот вдова оплакивает мужа:

Сшивая проворной иголкой

На саван куски полотна,

Как дождь, зарядивший надолго,

Негромко рыдает она.

Поэзия высвечивает то, чего не видно на первый взгляд, открывает новые подробности в природе и психологии человека.Классик и «Современник»Некрасову удалось дать жизнь и оснастку двум кораблям – литературным журналам «Современник» и «Отечественные записки». Тут пригодились его коммерческое чутье и преданность литературе. Возвращаясь домой к утру, после картежных ночей, он вникал в рукописи…

Некрасов не уставал открывать новых авторов – и, между прочим, находил источники для выплаты им весьма существенных гонораров. Лев Толстой, Иван Гончаров, Федор Достоевский – все это некрасовские открытия!

Повезло Некрасову еще и в том, что он стал одним из главных героев едва ли не лучшей книги в русской мемуаристике. Написала ее «фатальная женщина» нашей литературы Авдотья Панаева. Недавно ее воспоминания переиздали под броским рыночным названием «Мой любовник – Николай Некрасов». История и впрямь сенсационная: Некрасов влюбился в жену Ивана Панаева, друга и собрата по «Современнику», добился взаимности, но… «Мы с тобой бестолковые люди: // Что минута, то вспышка готова!» – «панаевская» лирика Некрасова горька. Гармонии не получилось.


Авдотья Яковлевна Панаева (1820–1893, во втором браке Головачева). Портрет работы неизвестного художника. 1850-е (Фото предоставлено М. Золотаревым)

А некрасовскому наследию повезло, когда за него взялся Корней Чуковский. О лучшем исследователе и комментаторе и помечтать нельзя. Чуковский стал рыцарем некрасовского образа, и не на час, а на полвека, подготовил канонические собрания сочинений поэта, получил Ленинскую премию и оксфордскую мантию за книгу о нем…

В наши дни принято скептически относиться к тем, кого в прежние времена называли «заступниками народными». Нашлось немало прокуроров, указывающих Некрасову на его «антиобщественный» и лицемерный образ жизни. Ворочал, дескать, миллионами, кутил, не считался с семейными узами, жил барин барином, а в стихах пробрасывал революционные идеи…

Между тем Некрасов никогда не жил праздно, трудился по-бурлацки, до изнеможения. Не позволял себе продыха даже во время тяжелой болезни. Здесь сгодится определение из его же стихов: «И червонцы твои не украдены». Упреки в барственности ему приходилось выслушивать нередко – и от ортодоксальных монархистов, и от «монашествующих» революционеров, от молодых догматиков и моралистов. Таких в 1870-е расплодилось с избытком.

У Тургенева есть стихотворение в прозе о последней встрече с Некрасовым после многолетней размолвки. «Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе… Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов – привет ли то был, упрек ли, кто знает? Изможденная грудь заколыхалась – и на съеженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки. Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Эта женщина соединила наши руки… Она навсегда примирила нас. Да… Смерть нас примирила». Так уходил Некрасов. И до последнего часа в его голове носились новые строки.

Несомненно, он был самым читаемым поэтом своего времени. Никто не мог сравниться с ним по тиражам. Студенты 1860–1870-х ставили его выше Пушкина. На похоронах Некрасова Федор Достоевский назвал его продолжателем Пушкина и Лермонтова. И тут раздались молодые голоса: «Выше! Выше Пушкина!» Конечно, это было преувеличение, простительное в трагическую минуту. Но никто не добавил к пушкинской оркестровке русской поэтической речи больше, чем Некрасов.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?

СКАТОВ Н.Н. Некрасов. М., 1994 (серия «ЖЗЛ»)

ЧУКОВСКИЙ К.И. Мастерство Некрасова // Собр. соч.: в 15 т. М., 2001–2009. Т. 10

Великий русский поэт Н.А. Некрасов родился 10-го декабря 1821-го года. Первые его стихотворения были напечатаны в разных журналах, ещё в 1839-м году. В 1840-м году Некрасов с помощью друзей напечатал сборник своих юношеских стихов, под заголовком «Мечты и звуки». Книжка не имела успеха, стихотворения носили подражательный характер. Неуспех книги не обескуражил Некрасова. В результате упорного труда, сформировался своеобразный некрасовский стих и особое направление в поэзии. Поэзии Некрасова свойственна высокая гражданственность.

В 1874-м году из-под пера зрелого поэта вышло стихотворение «Элегия». В нём Некрасов излагает своё поэтическое и политическое кредо. Главная тема это творчества – «страдания народа», которые поэт изобразил в своих многочисленных стихотворениях и поэмах. Эта тема не подвержена влияниям изменчивой моды, она продиктована самой жизнью, и она не утратит свою злободневность,

«. пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза. »

Поэт обязан своим творчеством напоминать всему миру, в том числе сильным мира сего, о бедствиях народа.

Нет никакого преувеличения в словах Некрасова, характеризующих своё поэтическое творчество:

«Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.
Я видел красный день: в России нет раба!»

В 1861-м году Россия пережила отмену Крепостного права. Некрасову было тридцать девять лет, он был уже автором многочисленных стихотворений, и он не мог пройти мимо этого важнейшего события в жизни страны. В результате появилось стихотворение «Свобода», в котором Некрасов выразил своё отношение к Крестьянской реформе 1861-го года. Некрасов указал, что само по себе от крепостного рабства не обеспечит крестьянам зажиточную свободную жизнь:

«в этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумают много иных. »

И всё же Поэт не теряет надежды на то, что народу легче будет разорвать эти новые сети.

В 1861-м году было опубликовано стихотворение «Плач детей», в котором внимание поэта привлекло изображение фабрики, где работают малолетние дети. Жестокая эксплуатация малолетних детей на заводах и фабриках, была в ту пору обычным явлением. И после Крестьянской реформы мало что изменилось. Лишь спустя десятилетия был положен конец этой бесчеловечной эксплуатации детей. Образно и красочно поэт обрисовал картину нравов, царящих на фабрике, где работают лишённые радостей детства под присмотром красноносой безжалостной старухи крестьянские дети. Их труд утомителен и монотонен. Огромное чугунное колесо, которое дети вынуждены с утра до вечера вертеть, приобретает в глазах детей, образ безжалостного чудовища, дети, впадая в исступление, начинают громко кричать: «Погоди, ужасное круженье! Дай нам память слабую собрать. » Но чудовище не обращает никакого внимания на плач и молитвы:

«Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри – проклятое вертится,
Хоть умри – гудит-гудит-гудит. »

Дети мечтают только об одном: «Если б нас теперь пустили в поле, мы в траву попадали бы – спать». Но и дома, куда они спешат воротиться, их встретят забота и нужда. Эти дети с малых лет обречены на тяжкий монотонный труд, они забав и радости ликующего детства, что особенно сильно прозвучало в строках стихотворения:

«Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабрике колёса
Мы вертим-вертим-вертим!»

Прошло около четырёх лет, в 1864-м году было опубликовано стихотворение «Железная дорога». В основу этого стихотворения положено реальное историческое событие – постройка железнодорожного пути из Петербурга в Москву в царствование Николая I. Строили его, не щадя ни здоровья, ни жизней рабочих, которые гибли тысячами в сырых и холодных землянках. За каторжный труд им платили три рубля в месяц; у них не было ни одежды, ни обуви, приспособленных к тяжёлой, грязной работе. Десятники обсчитывали их на каждом шагу, а недовольных наказывали плетьми. Но Некрасов не был бы поэтом, если бы просто изобразил процессы строительства дороги. Некрасов не может пройти мимо своей старой темы – «страданий народа». Поэтому в стихотворении слово «дорога» приобретает обобщающее значение. Железная дорога – не только «насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты». А дорога – это исторический путь для России, ведущий её в будущее, который тяжким трудом, с огромными жертвами сооружает простой народ:

«А по бокам-то всё косточки русские.
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?»

Мороз пробегает по коже, когда читаешь строки стихотворения, где упоминаются толпы мертвецов, их топот и скрежет их зубов. И эти мертвецы начинают говорить: они рассказывают нам правду о своих жизнях, которыми оплачено строительство дороги. И всё же железная дорога – памятник народному труду, поэт восхищён трудолюбием народа:

«Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять.
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать».

Исторический оптимизм поэта, его уверенность в лучшем будущем для России, для русского народа основан на его уверенности в неисчерпаемости силы народа, его жизнестойкости, его способности преодолевать трудности:

«Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господь ни пошлёт!»

В отношении себя и своего поколения поэт гораздо менее оптимистичен: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне ни тебе».

«Пробудись! Есть ещё наслажденье:
Вороти их! В тебе их спасенье!
Но счастливые глухи к добру.
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах».

Некрасов отмечает привычку мужика к угнетению и унижению, которая выражается стонанием:

«. Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал».

Но любому долготерпению приходит конец, и чем дольше терпение, тем кровавей развязка. Увы, власть имущие остались глухи к предостережениям поэта, а призывы Некрасова к их благоразумию остались гласом вопиющего в пустыне.

П.С. В первоначальном замысле это эссе – школьное сочинение по литературе по мотивам творчества великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником 11-го класса средней школы. В нём заменено только два слова и внесены минимальные орфографические изменения!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: