Как подать в суд на воинскую часть

Обновлено: 24.04.2024

ТЕМА: «Порядок обращения военнослужащих в суд при нарушении их прав и свобод» (Закон РФ 1993 г. № 4866 – 1).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы также в суд.

Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.

Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные

действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;

знакомиться с материалами проверки по жалобе;

представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;

требовать возмещения ущерба в установленном порядке.

Предложение (заявление, жалоба) может быть изложено устно или подано в письменном виде.

Письменное обращение военнослужащего, другого гражданина должно быть подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства, работы (службы) или учебы. Письменное обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и своих служебных обязанностей.

Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.

На опросе военнослужащих жалоба может быть заявлена устно или подана письменно непосредственному лицу, производящему опрос.

Запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и другими гражданами, подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник) так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

Командир (начальник) несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Командир (начальник) обязан рассмотреть полученное предложение (заявление, жалобу) в трехдневный срок и, если предложение (заявление, жалоба) будет признана правильным, немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу).

Командир (начальник), получивший предложение (заявление, жалобу), не имеющий достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего предложение (заявление, жалобу), не позднее чем в пятидневный срок направляет предложение (заявление, жалобу) по команде в установленном порядке.

Запрещается пересылать заявления и жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются. О направлении предложения (жалобы, заявления) в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется заявитель.

Предложения, заявления и жалобы военнослужащих, а также заявления и жалобы членов их семей разрешаются:

в воинских частях – безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

в управлениях военных округов, флотов, Министерстве обороны Российской Федерации – в срок до 15 дней со дня поступления.

Заявления и жалобы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не более 15 дней со дня их поступления в воинскую часть, обязанную разрешать вопросы по существу. При необходимости проведения специальной проверки

Предложения, заявления, жалобы считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству.

Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в предложении (заявлении, жалобе), доводится до сведения военнослужащего, подавшего его, со ссылкой на закон или воинские уставы и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Командир воинской части обязан проводить не реже двух раз в месяц личный прием военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других граждан по служебным и личным вопросам. В исключительных случаях проведение приема указанных лиц может поручаться другому должностному лицу, правомочному решать затрагиваемые вопросы.

Прием должен проводиться в установленные приказом командира (начальника) и доведенные до военнослужащих, гражданского персонала дни и часы.

Подразделения юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации оказывают необходимую юридическую помощь командирам и начальникам при разрешении предложений, заявлений, жалоб, прием посетителей.

Военнослужащие также имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Суд приступает к рассмотрению гражданского дела по заявлению лица, обратившегося за защитой своего права или охраняемого законом интереса.

По делам искового производства подаются исковые заявления, по делам вытекающим, из административно – правовых отношений, и по делам особого производства – жалобы и заявления.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы.

В военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих.

Граждане, уволенные с военной службы, вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы во время прохождения ими военной службы, по своему усмотрению в суд общей юрисдикции или в военный суд.

Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих являются как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых:

нарушены права и свободы военнослужащих;

созданы препятствия к осуществлению военнослужащего прав и свобод;

на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой- либо ответственности (статья 2 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Военнослужащий вправе обратиться с жалобой непосредственно в военный суд либо в вышестоящий орган военного управления, к воинскому должностному лицу.

Жалоба подается военнослужащим в военный суд по месту жительства и службы либо по месту нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, действия которых обжалуются.

В том случае, если при принятии жалобы военным судом будет установлено, что имеется спор о праве, подведомственный общим судам, то военнослужащему подавшему жалобу, разъясняется, что этот спор может быть разрешен путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.

Жалоба подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права, или в месячный срок со дня получения военнослужащим письменного уведомления об отказе вышестоящего органа военного управления или воинского должностного лица в удовлетворении жалобы либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если военнослужащим не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба, с которой военнослужащий обращается в суд, оформляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 126, 127 ГПК РФ.

Жалоба оплачивается государственной пошлиной в установленном Законом Российской Федерации от 9 декабря 19991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» размере.

Жалоба должна быть рассмотрена судом в десятидневный срок с момента ее подачи и по правилам гражданского судопроизводства. По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Муж уволился по окончанию контракта,при увольнении не выплатили денежное довольствие в полном объеме, а именно за классную квалификацию за 2 года и за боевое дежурство(копии выписок из приказа имеются на руках), обращались в военную прокуратуру,но ответа так и не получили. Хотим подать в суд, чтобы восстановили в часть и выплатили все что полагается. В общем, возможно ли восстановиться и Какие нужны документы для этого и на кого, куда писать заявление. на воинскую часть или на мин.обороны.

Если прошло более 3-х месяцев с момента исключения из списков части, то в удовлетворении иска откажут если будет заявлено о пропуске срока на обращение в суд.

«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Если срок Вами не пропущен, то суд может ограничиться взысканием невыплаченных сумм и отказать в восстановлении в списках части.

Для обращения в суд нужен приказ об исключении из списков части.

С уважением! Г.А. Кураев

В дополнение, разъяснения Верховного Суда

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
(ред. от 28.06.2016)
«О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

49. В силу пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
В случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

В дополнение, требования к административному исковому заявлению прилагаются ниже.

Но лучше доверить его составление юристу.

«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

Статья 220. Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

1. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.

2. В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;
9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
3. К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

К заявлению прилагается выписка из приказа об исключении из списков части, квитанция об уплате госпошлины. Можно приложить выписку из банка о полученных Вами суммах денежного довольствия.

Командование будет обязано доказать полноту и своевременность выплаты Вам денежного довольствия.

С уважением! Г.А. Кураев

Добрый день. Невыплата денежных средств, которые Вы указали, к сожалению, не станет основанием для восстанволения в списках части.

Формально можно ссылаться на

Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237«Вопросы прохождения военной службы»

.

16. Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

, однако суды в таких случаях восстанавливают только если не было выплачено именно денежной довольствие и не восстанавливают, если роечь идет о допвыплатах.

Такова, к сожалению практика, хотя на то что я указал можете ссылаться в суде.

Решение суда будет скорее — обязать выплатить эти средства, без восстанволения.

Кроме того, если с момента исключения из списков части прошло более 3 месяцев, тол суд откажет и по срокам.

Уточните этот момент

а именно за классную квалификацию за 2 года и за боевое дежурство(копии выписок из приказа имеются на руках)

Зоригма

А они направлялись в финансовый орган?

От этого просто зависит формулировка требований

а воинскую часть или на мин.обороны.

Зоригма

Подавать надо на то должностное лицо, приказом которого произошло исключение из списков части. Если это приказ командира части, то он и будет ответчиком

В суд можно подавать и по месту своего жительства (суд гарнизонный). Такой иск подлежит оплате госпошлиной 300 рублей.

Если живете в Улан Удэ, то адрес суда:

670042, г. Улан - Удэ - 42, ул. Жердева, д. 9

В общем, возможно ли восстановиться

Зоригма

Восстановиться на службе не получится, поскольку увольнение было законно.

Муж уволился по окончанию контракта

Зоригма

Более того, решение вопроса о выплате денежного довольствия допустимо и без восстановления на службе.

На это обращал внимание еще Верховный Суд РФ в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

49. В силу пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.В случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

Какие нужны документы для этого и на кого, куда писать заявление??

Зоригма

К исковому заявлению Вы прилагаете имеющиеся в Вашем распоряжении выписку из приказа об увольнении и исключении из списков части, данные о выплаченном денежном довольствии при увольнении и расчет той суммы, которая подлежит к взысканию.

Исковое заявление подается в районный суд, в качестве ответчика указываете воинскую часть, в которой он проходил службу.

И тут главное учесть сроки обращения в суд.

С иском Вы можете обратиться в течение трех месяцев с момента издания приказа об исключении из списков части.

Если указанный срок пропущен, то необходимо подать ходатайство о его восстановлении, в котором указать причины пропуска, которые по Вашему мнению суд может признать уважительными.

в фин.орган они не направлялись, отдел кадров каждый раз обещал решить этот вопрос

Зоригма

В таком случае у Вас ответчик — субъект, который не произвел расчет при Вашем увольнении.

Весьма спорный момент. Гарнизонный суд может сослаться на то, что лицо уже утратило статус военнослужащего, а спор возник после увольнения с военной службы и соответственно дело подсудно районному суда.

Как пример из практики.

Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.03.2017 по делу N 33-939/2017

в 1998 году при прохождении службы по призыву сломал ногу, находился на лечении в госпитале в июне был выписан. При выписке сказали что направят на ввк по месту службы, но ничего не направляли. Могу ли я подать в настоящее время иск на министерство обороны о восстановлении вреда здоровью и что для этого необходимо?

Срок исковой давности уже пропущен

ГК РФ Статья 196. Общий срок исковой давности

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Позиции высших судов по ст. 196 ГК РФ >>>

1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200настоящего Кодекса.
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) десятилетний срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 196, начинает течь не ранее 1 сентября 2013 года. Лица, которым до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2016 N 499-ФЗ судом было отказано в удовлетворении исковых требований в связи с истечением указанного срока, вправе обжаловать судебные акты в порядке и сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 302-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Здравствуйте! Я, Гурьянов Дмитрий Вячеславович, 07.12.1994 года рождения, являюсь гражданином Российской Федерации. Так в 2017 году я был призван на военную службу по призыву в вооруженные силы РФ. По состоянию здоровья в 2018 году я был уволен в запас в связи с обнаружившимся заболеванием: «С93.4 Последствия перенесенной нейроинфекции в виде очаговых изменений левой теменной доли головного мозга, отдельных органических знаков, вегетативно-сосудистой неустойчивости, стойких астеноневротических проявлений с незначительным нарушением функции центральной нервной системы. Постгерпетическая невропатия правой ветви правого тройничного нерва с не резко выраженным стойким болевым синдромом при незначительном нарушении функции периферической нервной системы. Дальнозоркость степени 1. ОД обоих глаз », поставленный мне военным госпиталем г.Подольск ФГКУ №1586 ВГК в неврологическом отделении. Тем самым на момент строчной службы мне присвоили категорию годности "В" - ограниченно годен. После я проходил лечение по месту жительства в "Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Московской области Дзержинская городская больница г. Дзержинский". Между тем, в настоящее время состояние моего здоровья заметно улучшилось, восстановилось до прежнего уровня(до момента прохождения призыва в армию), ранее имеющееся заболевание отсутствует (имеются медицинские документы с подтверждением). Я подавал заявление в военкомат с просьбой служить по контракту и назначении мне военно-врачебной экспертизы. Мою просьбу рассмотрели халатно отнеслись к моим медицинским результатам, которые я предоставил. В результате мне отказали в Люберецком военкомате, военно-врачебную экспертизу не назначили и мне не сказали каких врачей нужно пройти, чтобы подтвердить моё улучшение здоровья. Я обращался к юристу (за деньги) с просьбой помочь, в итоге были составлены документы и отправлены по адресам заказными письмами (в Министерство Обороны, прокуратуру г.Люберцы, военкомат Люберцы). Министерство назначило мне другой военкомат по адресу: Малая Юшуньская ул., 1, корп. 2, Москва, Россия. Когда я приехал туда, то никакое должностное лицо меня не встретило даже с письмом от Министерства Обороны, лишь "через порог" со мной общался секретарь, забрала документы, сделала копии медицинских документов и сказала "ждите ответа в виде письма". В итоге я получил некую "отписку" и если коротко - в моей просьбе отказано. Я имею право на повторное переосвидетельствование в рамках ВВК. Но я уже не знаю, что мне делать, куда писать/обращаться.

Подскажите пожалуйста, как можно оформить на себя участок земли принадлежащий министерству обороны, у нас за домом есть участок земли он принадлежит министерству обороны как его можно оформить на себя?

1. Пятый год служу в войсках национальной гвардии, есть желание сменить место службы, перевод в министерство обороны возможен только через увольнение ? 2. Смогут ли мне предоставить учебный отпуск по устройству в министерство обороны ? Так как обучаюсь в учебном заведении по заочной форме обучения, в данный момент предоставляют учебный отпуск так как, непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.2014 N 1155.

Начальник караула не официально снимает с постов или не выставляет на посты часовых. Работники ВОХР согласно постовой ведомости продолжают числится на посту с оружием, а фактически косят траву на охраняемом периметре, красят пожарные посты, белят заборы.Начальник караула под угрозой дисциплинарного взыскания или других санкций, например: наизусть (слово в слово) рассказывать каждую смену Приказ МО РФ №541 от 2001 г., вынуждает идти стрелков на нарушение законодательства РФ. Всех несогласных с его неправомерными действиями требует писать объяснительные записки. Деятельность подразделений военизированной охраны регламентирована: 1.Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. №77-ФЗ О ведомственной охране 2. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. №960 Об утверждении Положения о ведомственной охране МО РФ 3. Приказом МО РФ от 30.12.2001 г. №541 О ведомственной охране МО РФ Так согласно ст.3 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации утвержденной приказом МО РФ 30.12.2001 г. №541- «Подразделения военизированной охраны ведомственной охраны (далее именуются военизированные подразделения) создаются для охраны и защиты особо важных и режимных военных объектов: арсеналов, и т.д.». Из диспозиции данной статьи видно, что военизированные подразделения создаются непосредственно для охраны и защиты объектов, а не для выполнения работ по обкосу травы, и других хозяйственных работ на охраняемом периметре. Считаю, что приказ начальника группы выходит за рамки правового поля. Приказом МО РФ №541. Кроме того начальник караула заведомо нарушает п. 100 Приказа МО РФ №541- "лично проверять не реже четырех раз в сутки (из них один-два раза ночью) выполнение должностных обязанностей часовыми, состояние объектов и их ограждений, исправность средств сигнализации, связи и пожаротушения, делая об этом соответствующие записи в постовой ведомости, периодически высылать в этих целях своего помощника". Начальник караула не покидает караульное помещение для проверки деятельности часовых, а в постовую ведомость делает формальные записи о проверках всех постов. Охраной и обороной войсковой части занимаются и несут ответственность все лица отряда военизированной охраны, а не только рядовые караульные на постах, что следует из Приказа № МО РФ от 2001 года, приказов командира воинской части, должностных инструкций и обязанностей. Подскажите пожалуйста, как поступить в данной ситуации.

В соответствии с Конституцией РФ граждане имеют право об­ращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправ­ления.

Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жа­лобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Россий­ской Федерации, другими нормативными правовыми актами Россий­ской Федерации и Дисциплинарным уставом ВС РФ.

Письменные обращения, направляемые военнослужащим долж­ностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.

Военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других воен­нослужащих, нарушение установленных законами РФ прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредст­венному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжа­лует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявле­ние или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей.

На опросе военнослужащих обращение (предложение, заявле­ние или жалоба) может быть заявлено устно или подано в письменном виде непосредственно лицу, проводящему опрос.

Военнослужащие, по какой-либо причине отсутствовавшие на опросе, могут подавать обращение (предложение, заявление или жало­бу) в письменном виде непосредственно на имя командира (начальни­ка), проводившего опрос.

Личный прием военнослужащих в воинских частях проводится командиром воинской части и его заместителями.

Информация о месте приема, а также установленных для приема днях и часах доводится до сведения военнослужащих в установленном порядке.

При личном приеме военнослужащий предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В случае если в обращении (предложении, заявлении или жало­бе) содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица воинской части, военнослужащему дается разъяс­нение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема военнослужащему может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы), если ранее ему был дан ответ по существу поставленных в нем вопросов.

Запрещается подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю (за исключением обращений (предложений, заявлений или жалоб), подаваемых на опросе военнослужащих), в ка­рауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях.

Запрещается препятствовать подаче обращения (предложе­ния, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник) так же, как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

- представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассмат­ривающим обращение (предложение, заявление или жалобу);

- знакомиться с документами и материалами, касающимися рас­смотрения его обращения (предложения, заявления или жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

- получать письменный ответ по существу поставленных в об­ращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведом­ление о переадресации письменного обращения (предложения, заявле­ния или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетен­цию которых входит решение указанных вопросов;

- обращаться с жалобой на принятое по обращению (предложе­нию, заявлению или жалобе) решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (предложения, заявления или жало­бы) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обра­щения (предложения, заявления или жалобы).

Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

В военный суд могут быть обжалованы действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, ка­сающиеся прав и свобод военнослужащих.

Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих яв­ляются как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в резуль­тате которых:

- нарушены права и свободы военнослужащих;

- созданы препятствия к осуществлению военнослужащим его прав и свобод;

- на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязан­ность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Военнослужащий вправе обратиться с жалобой непосредствен­но в военный суд либо в вышестоящий орган военного управления, к воинскому должностному лицу.

Жалоба может быть подана как самим военнослужащим, так и по его просьбе надлежаще уполномоченным представителем, в том числе представителем воинского коллектива. Полномочия представи­теля должны быть оформлены в соответствии с Гражданско- процессуальным кодексом РФ. Полномочия представителя воинского коллектива, кроме того, должны быть удостоверены выписками из соответствующего решения общего собрания воинской части.

Жалоба подается военнослужащим в военный суд по месту жи­тельства и службы либо по месту нахождения органа военного управ­ления или воинского должностного лица, действия которых обжалу­ются.

В том случае, если при принятии жалобы военным судом будет установлено, что имеется спор о праве, подведомственный общим су­дам, то военнослужащему, подавшему жалобу, разъясняется, что этот спор может быть разрешен путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.

Жалоба подается в суд:

- в трехмесячный срок со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права;

- в месячный срок со дня получения военнослужащим письмен­ного уведомления об отказе вышестоящего органа военного управле­ния или воинского должностного лица в удовлетворении жалобы либо со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если военно­служащим не был получен на нее письменный ответ.

Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к вы­воду, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной при­чине, он отказывает в удовлетворении жалобы. В случае пропуска ука­занного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению военнослужащего, подавшего жалобу.

Важное и очень своевременное разъяснение сделал Верховный суд РФ, когда изучил спор молодого человека с военкоматом. Толкование высокой судебной инстанцией норм закона, действующих в этой сфере, особенно актуальны сейчас - в период призыва на военную службу. Ведь именно в это время у призывников и их родителей с одной стороны и сотрудников военкоматов с другой, появляются вопросы, ответы на которые им могут быть не до конца ясны.


В нашем случае главный вопрос, который решал суд одного из районов Московской области, звучит на обывательском языке примерно так: призывник должен бегать за военным комиссариатом или комиссариат за призывником?

С одной стороны, вроде все предельно ясно: служить - обязанность молодых людей. Так что логично, не ждать специального приглашения в виде повестки, а самому идти в военкомат. Но именно такое рассуждение с точки зрения закона оказалось неверным.

На такой вопрос Верховный суд РФ ответил однозначно: у призывника нет обязанности по собственному почину, без повестки являться в комиссариат. Тем более если официально призыв еще не объявлен или же закончился, как это произошло в нашем случае.

Верховный суд РФ на конкретном примере детально объяснил, в каких случаях призывник вправе получить на руки военный билет вместо справки, что он уклонился от исполнения своего долга.

Все началось с того, что в суд пришел молодой человек с иском. Ответчиком в нем значилась призывная комиссия военного комиссариата. Молодой человек просил суд признать незаконным решение этой самой призывной комиссии о зачислении его в запас как не прошедшего военную службу по призыву.

Подобному иску предшествовала такая история. Молодой человек состоял на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства. Но он сначала был студентом, потом пошел учиться дальше. Было это в подмосковном Щелкове. В мае призывная комиссия его муниципального района предоставила будущему истцу очередную отсрочку от призыва на время обучения в аспирантуре до 1 октября того же года. Эта дата прошла, никакой повестки аспирант не получал и продолжал жить дальше на гражданке.

Гражданин, который не получал повестки и поэтому не приходил в военкомат, не несет ответственности за неявку

Но потом молодому человеку исполнилось 27 лет. Оказалось, что военкомат о нем не забыл. И призывная комиссия в декабре уже следующего года зачислила его в запас как гражданина, не прошедшего военную службу по призыву. Выглядело это так - вместо вызывающего уважение военного билета гражданину выдали на руки справку, которую даже близким показывать, в общем, стыдно. Гражданина такое решение - выдать не военный билет, а справку, не устроило, и он пошел в суд с административным иском. В суде он заявил, что и не думал уклоняться от службы в армии. А зачисление его в запас как не прошедшего военную службу считает неправомерным. Городской суд Щелково с этим согласился и признал решение призывной комиссии незаконным. Суд подчеркнул - после того, как 1 октября закончилась отсрочка, никто вчерашнего аспиранта на службу не призывал. Военные такое решение обжаловали.

Областной суд его отменил и принял новое. Апелляция молодому человеку в иске отказала. По мнению областного суда, гражданин вполне мог послужить, так что призывная комиссия поступила с уклонистом правильно. Тот факт, что после окончания отсрочки и до 27 лет его не призвали, по мнению апелляции, роли не играет. Кстати, апелляция еще и признала ошибкой отсрочку аспиранту до 1 октября. В передаче кассационной жалобы Мособлсуд отказал.

Верховный суд, пересматривая жалобу, напомнил: у призывника нет обязанности самостоятельно, без повестки являться в военный комиссариат. Члены призывной комиссии должны были всесторонне изучить имеющиеся у них документы и коллегиально вынести свое заключение насчет гражданина, но не сделали этого.

В материалах дела, по мнению Верховного суда, нет доказательств направления аспиранту повестки. Поэтому суд Щелково рассудил спор правильно и принял законное решение. А вот вывод апелляции о незаконности предоставления ему отсрочки вообще нельзя признать правильным. Ведь таких требований никто не заявлял. Так что Верховный суд отменил решение апелляции и оставил в силе решение суда первой инстанции

Главная мысль, которую после проверки спора высказал Верховный суд, звучит так: инициатива должна исходить от военного комиссариата. Гражданин, который не получал повестки и именно поэтому не приходил в комиссариат, не несет ответственности в связи с неявкой.

Поэтому Верховным судом решение облсуда отменено и оставлено в силе решение суда первой инстанции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: