Как подать в суд на строительную компанию за невыполненные работы

Обновлено: 23.04.2024

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

К сожалению ситуации, когда заказчик не оплачивает выполненные работы сегодня не редкость. Встречаются случаи, когда не платит заказчик по контракту на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд, мотивируя недофинансированием или отсутствием денег в бюджете.

Конечно, все ситуации разные, и причины, по которым заказчик не оплачивает работу, могут быть совершенно разные. Заказчик может мотивировать свой отказ и различными нарушениями договора со стороны подрядчика, и непредставлением исполнительной документации, или просто отсутствием денег.

В настоящей статье я предлагаю рассмотреть ситуацию, когда вопросов по качеству выполненной по договору строительного подряда работы у заказчика нет, либо претензии заказчика не обоснованы и не объективны.

Что делать если заказчик не платит.

Как следует из ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 ГК РФ, то есть если не предусмотрена предоплата – заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы. Правда есть, как говориться, один нюанс, обязанность по оплате возникает в данном случае при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. К вопросу о досрочном выполнении работ, о правах заказчика я вернусь в последующих публикациях.

Алгоритм действий на случай, если заказчик не подписывает акт выполненных работ, я приводил в одной из предыдущих публикаций. Таким образом, если заказчик ни как не мотивирует свой отказ от подписания актов выполненных работ – оформляем акт в одностороннем порядке, считаем, что результат работ заказчику передан.

Итак, исходим из того, что результат работ заказчику передан, о чем оформлен соответствующий акт выполненных работ.

Если заказчик не оплачивает выполненные работы в предусмотренный договором срок, просит подождать, обещает оплатить в ближайшее время, обещает привлечь на новые объекты, какими бы замечательными не были ваши отношения с заказчиком не стоит терять время. Я думаю, все знают как люди отказываются от своих слов.

Можно, конечно, давить на совесть, но опыт жизни подсказывает, что это, наверное, самый малоэффективный способ.

Так вот, если заказчик не платит – сразу составляем письменную претензию и направляем ее заказчику. Тем самым вы убьете сразу двух зайцев.

Во-первых, получив претензию заказчик, скорее всего, на нее ответит. Таким образом, вы получите письменные обещания по оплате к определенному сроку, от которых уже не так просто отказаться как от слов.

Во-вторых, начинает течь срок на рассмотрение претензии, то есть если все-таки дело дойдет до того, что вы решите взыскивать задолженность в судебном порядке, то не надо будет ждать пока истечет срок на ответ.

В конце концов, направление претензии – это не обращение в суд, а попытка решить вопрос мирным способом. Уверен, что ничего страшного ни с подрядчиком, ни с заказчиком не произойдет от того, что один направит, а другой получит претензию. Как говориться, ничего личного – только бизнес.

Как составить претензию, а также образец претензии можно также посмотреть в предыдущей статье.

Одновременно, обращаю внимание, что в соответствии со ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда. Статья 719 ГК РФ обязанности уведомлять заказчика о приостановлении работ в данном случае не предусматривает, но чтобы исключить вероятность взыскания какого-либо ущерба с подрядчика, рекомендую заказчика уведомить. Соответственно подрядчику необходимо заручиться доказательствами такого уведомления о приостановлении работ.

Положение, когда становиться понятно, что заказчик не собирается или просто не сможет оплатить выполненную работу, либо подрядчик не имеет возможности больше слушать обещания и ждать оплаты, в любом случае определяется подрядчиком.

Если же становиться понятно, что заказчик не собирается оплачивать выполненную работу, то подрядчик может либо простить долг, либо начать защищать свои интересы и попробовать взыскать задолженность в судебном порядке.

Есть, конечно, еще несколько вариантов развития событий, таких как уступка долга, обращение к людям с пронзительным взглядом и короткими стрижками, которым ну очень трудно отказать, но это не тема сегодняшней статьи.

Если вы все таки осознали необходимость обратиться в суд, уверены в своей правоте, то, конечно, вы можете самостоятельно подготовить все необходимые документы. Может быть вы даже выиграете дело в суде. При этом цена ошибок, порой, бывает весьма большой.

Однако, уверен, что лучше обратиться к судебному адвокату, квалифицированному специалисту оказывающему юридическую помощь по арбитражным спорам. Несмотря на большое разнообразие строительных споров, для меня все споры делятся на несколько групп. По каждой группе споров сложилась устойчивая практика. Понимая, какие доказательства хочет увидеть судья, можно определить судебную перспективу того или иного спора. При необходимости можно собрать необходимые доказательства.

Еще раз отмечу, затягивая с решением начать взыскание задолженности по договору подряда, вы можете понести весьма большие потери.

Например, прошлым летом ко мне обратился клиент, который на протяжении года вел переговоры с заказчиком о погашении долга в 30 млн. рублей. В течение всего этого года переговоров заказчик «чувствовал себя» прекрасно. Поняв, наконец, что в добровольном порядке заказчик погашать задолженность не будет, клиент-подрядчик решил обратиться в суд. За день до подачи искового заявление Арбитражный суд г. Москвы ввел в отношении заказчика процедуру наблюдения. Вместо искового заявления пришлось подавать заявление о включении в реестр требований кредиторов. Требования о включении в реестр кредиторов к данному заказчику подаются, по-моему, ежедневно, причем на суммы существенно превышающие задолженность перед моим доверителем.

Прошел почти год, из-за «чехарды» с управляющими банкротство застройщика до сих пор на стадии наблюдения. Есть ли вероятность получить хоть что-нибудь? Поживем – увидим.

В помощь желающим попробовать свои силы в арбитражных спорах, в последующих статьях я неоднократно буду рассказывать о различных тонкостях строительных споров, о сложившейся судебной практике по различным проблемам, таким как: возникает ли у заказчика обязанность оплатить выполненную работу, если акты выполненных работ вообще не подписывался, если договор строительного подряда признан недействительным или незаключенным, если отсутствует акт о приемке всего комплекса выполненных работ, а также многим другим проблемам.

Моя родственница купила квартиру в новостройке, а застройщик сдал ее позже срока и меньшего размера. Это он, конечно, зря.

Я помог ей получить неустойку и вернуть деньги за недостроенные метры. Об этом песнь моя.

Что произошло

В июле 2016 года моя родственница заключила договор участия в долевом строительстве. Застройщик обещал получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию в третьем квартале 2017 года и в течение 90 дней после этого передать квартиру.

Летом 2017 года он сообщил, что срок получения разрешения переносится на четвертый квартал, и предложил заключить дополнительное соглашение к договору. Застройщик снимал с себя ответственность за задержку сроков. Причиной задержки, по его словам, были обильные летние дожди. Отшумели летние дожди, говорит.

Дожди предотвратить невозможно, но они абсолютно естественны для нашего региона. Поэтому я посоветовал родственнице не заключать новых соглашений с застройщиком, а в случае задержки срока сдачи квартиры требовать выплаты неустойки. Я обещал поддержать ее при общении с застройщиком и, если понадобится, подготовить необходимые документы.

Действие непреодолимой силы и нарушение сроков

Форс-мажор — это событие, которое носит исключительный, чрезвычайный и непредотвратимый характер. Это, например, война, землетрясение или наводнение. Резкое понижение температуры зимой, снегопады и ежегодный разлив реки к форс-мажору не относятся.

Проблемы на приемке квартиры

В январе 2018 застройщик пригласил родственницу на приемку. Я пошел с ней. В квартире было много недостатков. В стене между ванной и кухней не было отверстия для прокладки труб, окна и дверь на лоджию грязные, на откосах — щели и трещины, лифт не работал. А еще выяснилось, что фактическая площадь квартиры меньше проектной почти на квадратный метр.

Мы написали претензию и отказались подписывать акт приема-передачи до устранения недостатков.

Повторная приемка состоялась через две недели — 14 февраля 2018 года. Мы убедились, что недостатков нет, и начали подписывать документы.

Интересы застройщика на этапе приемки представляла другая фирма. В акте приема-передачи было указано, что застройщик снимает с себя ответственность за меньший метраж. Обязательства по договору якобы выполнены, а стороны претензий не имеют.

Ага, щас. Напугал ежа судебной практикой.

На такие попытки испугать участников долевого строительства лучше вообще не обращать внимания.

Претензия к застройщику и его ответ

Я понимал, что застройщик нарушает сроки передачи квартиры, поэтому заранее составил претензию, изучил законы и судебную практику.

В них прямо не указано, что делать, если фактическая площадь квартиры отличается от проектной. Но есть требование, что передаваемый объект должен соответствовать условиям договора. В случае отклонения, если иное не установлено договором, дольщик вправе требовать соразмерного уменьшения цены. Договор моей родственницы содержал только пункт о порядке действий, когда фактическая площадь больше проектной.

В претензии я описал всю ситуацию: задержка сроков сдачи квартиры и отличие фактической площади от проектной. На момент подачи претензии просрочка составила 48 дней. Площадь квартиры была меньше проектной на 0,83 м².

Мы предложили застройщику добровольно выплатить неустойку в размере 41 517,12 рублей и вернуть переплату за недостроенные метры в размере 31 125 рублей. В случае отказа — суд. Требования я подкрепил судебной практикой и ссылками на законы.

Предложение изменить акт приема-передачи

В судебной практике мне попадались дела, в которых подписанный акт приема-передачи квартиры означает, что претензий у дольщика нет. То есть если дольщик подписал акт приема-передачи, он не может претендовать на неустойку.

Чтобы лишить застройщика такого аргумента в суде, я составил заявление с предложением изменить акт приема-передачи.

Реакция застройщика

Мы вручили застройщику документы 15 февраля 2018 года. Ответ на заявление пришел через месяц — 14 марта. Застройщик отказался менять акт приема-передачи, потому что не видел для этого оснований.

Ответ на претензию мы получили чуть позже — 21 марта. Застройщик отрицал свою вину в нарушении срока передачи: ссылался на действие непреодолимой силы. Компенсировать разницу в площади менее одного квадратного метра он не хотел: по его словам, это общепринятая строительная погрешность.

«Атань!» — говорит застройщик.

В тот же день моя родственница приняла квартиру, и мы начали готовиться к суду.

Подготовка иска: анализ судебной практики и выбор суда

После изучения судебной практики я пришел к выводу, что застройщику выгодно доводить дело до суда.

Во-первых, не каждый дольщик захочет вступать в судебные тяжбы. Во-вторых , даже если по итогам суда застройщик формально проиграет, по факту он выплатит неустойку в разы меньше, чем положено по закону.

Этому способствует статья 333 Гражданского кодекса РФ . Ее положения дают суду право уменьшать размер неустойки, если она явно завышена. Застройщик, как правило, всегда ходатайствует о ее применении. В большинстве случаев суд неустойку уменьшает , различается лишь размер ее снижения. Поэтому при выборе места подачи иска лучше исходить из практики, которая сложилась в конкретных судах.

Основой искового заявления стала моя претензия. Я дополнил ее требованием о смене подсудности — по месту жительства родственницы — и требованием выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами. Право на проценты появилось после того, как застройщик отказался вернуть переплату за недостроенные метры — то есть удерживал деньги, которые ему не причитаются.

Также у моей родственницы возникло право взыскать с застройщика штраф. По закону, если дольщик до суда предъявил к застройщику законное и обоснованное требование выплатить неустойку, а он этого добровольно не сделал, дольщик вправе требовать с застройщика штраф в размере 50% от неустойки.

На случай, если застройщик будет ссылаться на подписанный акт приема-передачи, я сразу упомянул в иске заявление с предложением изменить акт, в котором мы оспаривали нужные пункты.

С момента подачи претензии до фактического приема квартиры прошло время. Просрочка передачи квартиры на момент подачи иска составляла 82 дня. Поэтому мы просили суд взыскать с застройщика неустойку побольше — 70 925,08 рублей, переплату за лишние метры — 31 125 рублей, проценты за пользование чужими средствами — 391,08 рублей и штраф за отказ возместить неустойку в добровольном порядке в размере 50% от суммы неустойки. Еще я включил в иск требование компенсировать моральный вред — 76 000 рублей. Цена иска составила 102 441,16 рублей.

Платить госпошлину за подачу искового заявления не пришлось. От ее уплаты освобождаются истцы по искам о защите прав потребителей, если цена иска меньше 1 млн рублей.

Представительство в суде

Представителем может быть любое дееспособное лицо, за исключением судей, следователей и прокуроров.

Полномочия представителя можно определить в устном заявлении, которое войдет в протокол судебного заседания, или письменно.

Заявление о допуске представителя. Составляется в свободной форме с соблюдением основных формальностей

Разбирательство и решение суда

Мы решили, что представлять интересы родственницы в суде буду я, а дело будем вести совместно.

Первое заседание было подготовительным. Суд ознакомился с материалами дела. Мы подтвердили исковые требования. Представитель ответчика предоставил письменные возражения, просил отказать в иске, а в случае удовлетворения исковых требований снизить размер неустойки и штрафа. Несоразмерность неустойки застройщик ничем не обосновывал.

Второе заседание было по существу. К нему я подготовил возражения на снижение неустойки, сослался на позиции Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ . Я обратил внимание суда, что ответчик не доказал, в чем заключается несоразмерность суммы неустойки.

В своем выступлении я подтвердил исковые требования, аргументировал, почему они должны быть удовлетворены, и отметил отсутствие оснований для снижения размера неустойки.

Представитель застройщика, к нашему удивлению, требование о возврате переплаты признал. В удовлетворении остальной части иска просил отказать.

По итогам заседания суд решил взыскать с застройщика неустойку 30 000 рублей, переплату 31 125 рублей, проценты 391,08 рублей, компенсацию морального вреда 3000 рублей и штраф 10 000 рублей. Всего 74 516,08 рублей.

Сложно сказать, победа это или поражение. Результат мою родственницу устроил, желания подавать апелляцию и требовать отмены снижения неустойки у нее не было — значит, победа. Застройщик решение не оспаривал. В законную силу решение вступило 2 июля 2018 года.

Исполнительный лист и взыскание по нему

Чтобы исполнить решение суда и взыскать деньги с застройщика, нужен исполнительный лист. Заявление о его выдаче я подал в канцелярию суда.

Закон не регламентирует срок выдачи исполнительного листа. Но, чтобы его получить, решение суда должно вступить в законную силу. Мы ждали недолго, исполнительный лист нам выдали 5 июля — через 3 дня после того, как решение вступило в силу.

Мы решили не обращаться к судебным приставам и взыскать деньги через банк застройщика. В ДДУ были все необходимые для этого реквизиты.

В банк мы обратились 10 июля 2018 года. Смс о поступлении на счет 74 516,08 рублей пришла 13 июля 2018 года.

Вот так за 5 месяцев мы с родственницей победили застройщика и восстановили справедливость. 15 февраля подали претензию, а 13 июля получили деньги — неустойку, проценты, штраф, компенсацию за моральный вред и переплату за недостроенные метры.

Запомнить

  1. Не заключайте с застройщиком дополнительные соглашения, в которых он снимает с себя ответственность за нарушение срока передачи квартиры. Так вы сможете рассчитывать на компенсацию.
  2. Если фактическая площадь квартиры меньше проектной, сначала изучите договор. Если в нем по этому поводу ничего нет, можно требовать по закону соразмерного уменьшения цены квартиры за недостроенные метры.
  3. Если застройщик не хочет добровольно удовлетворять ваши требования, обращайтесь в суд. Перед иском подготовьте претензию, изучите судебную практику и законы.
  4. В судебном заседании всегда возражайте против снижения размера неустойки. Требуйте столько, сколько положено по закону или договору. Вы потребитель, это ваше право.

Константин Серых

Как бы вы поступили, если бы застройщик сдал квартиру позже срока? Пошли бы в суд за неустойкой или спокойно бы подписали акт?

Загрузка

Описанный кейс очень простой.
И в этом случае ответ такой же простой -- судиться надо!

Если же ситуация закручена круче, то нужно очень трезво оценить судебные перспективы и свои финансовые и временные возможности.

В приведенном кейсе сумма для Застройщика копеечная. Застройщик не стал вас вынуждать подписать доп.соглашение, намекая что в противном случае даже не пригласит на приемку в ближайший год, затем не стал подавать апелляцию во вторую инстанцию, затем не стал заморачиваться с более сложными финансовыми схемами, уходом в банкротство и т.д. и т.п.

Когда (потенциальных) исков много и суммы каждого иска существенно больше (от 1 000 000 и до бесконечности), то здесь можно ждать таких кульбитов, описание которых в несколько таких статей не уложится. Даже при выигранных многолетних судах это выливается в неоплаченные исполнительные листы на космические суммы и долгий нудный арбитраж, который опытные юристы не могут с гарантией довести до конца.

Поэтому если ситуация базово сложнее чем описанная в посте нужно понять нужно ли впрягаться в судебные разбирательства или нет.
Но с чем КАТЕГОРИЧЕСКИ СОГЛАШУСЬ, ни в коем случае нельзя подписывать с застройщиком доп.соглашения, которые снимают с него финансовую ответственность, особенно до передачи квартиры и оформления в собственность!

Оффтопик. А чтобы не интересоваться такими статьями ;) я бы дал совет покупать квартиру у большого проверенного застройщика, который даже если не уложится в срок и накосячит с метрами не будет потом убегать на край вселенной из за нескольких сотен тысяч рублей.
В противном случае, ответьте себе, готовы ли вы (не умозрительно, а реально!) годами (от 3 лет и более) судиться с застройщиком, хватит ли у вас собственных компетенций или средств на оплату адвоката, возможно не получить квартиру, платить за неё ипотеку, при этом продолжая жить на съёмной квартире.
(хотел написать короткий ответ ;) )

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Опишу на примере конкретном примере как выиграть суд у нерадивого подрядчика на деле, которое недавно закончил. Из этой статьи вы узнаете на что необходимо обратить внимание, если вы собрались поспорить с подрядчиком, а также покажу типичные ошибки, которые допускают недовольные результатом работы заказчики.

Счастливый обладатель подмосковной дачи давно мечтал о бассейне. Нашел компанию, которая заверила его, что сделает все быстро и качественно.

Заказчик оплатил аванс, рабочие приступили к работе, однако через некоторое время стало очевидно, что результат работ будет не совсем таким, как ожидал заказчик. Не будучи экспертом можно было понять, что недостатки носят существенный характер. Однако подрядчик не спешил их устранять и продолжал работу.

Как часто бывает, подрядчик в ходе выполнения работ предложил увеличить стоимость работ, при этом также стало понятно, что к установленному договором сроку работы не будут выполнены.

После отказа заказчика оплачивать дополнительные деньги между заказчиком и подрядчиком произошел разговор на повышенных тонах и подрядчик ушел с объекта.

Ожидания заказчика попользоваться бассейном в обозначенные сроки не оправдались и он жаждал крови.

Сначала в ходе беседы заказчик хотел заставить подрядчика доделать работу и устранить недостатки. Пришлось ему объяснить, что по закону нет такого механизма, чтобы заставить кого-то доделать работу. Действительно, даже если предположить, что суд вынесет решение об обязании кого-либо выполнить работу, каким образом исполнять такое решение? Не будет же судебный пристав силой тащить рабочих на стройку и дубинкой бить подрядчика, если тот откажется… рабский труд у нас запрещен конституцией.

Кстати, защищая подрядчиков, в том числе строительные компании, которые обслуживаются у нас, иногда приходится встречаться с такими требованиями заказчиков, то есть некоторые заказчики даже в суд с такими требованиями обращаются, а по факту просто тратят ресурсы на такие бесперспективные споры. Не делайте так.

Если работы выполнены с недостатками, то закон (ст. 723 ГК РФ) предусматривает для заказчика только право потребовать:

– безвозмездного устранения недостатков в разумный срок. В данном случае потребовать, конечно можно, но если подрядчик отказывается устранять недостатки, либо просто игнорирует требование, то заставить его в судебном порядке, как я уже написал выше, перспективы нет. Казалось бы право потребовать у заказчика есть, а как обязать не понятно. Да и не всегда целесообразно поручать подрядчику устранение недостатков, бывает квалификация рабочих такова, что они только еще хуже сделают. Ниже расскажу логику правоприменителя (суда).

– соразмерного уменьшения цены. Тут развитие событий также будет зависеть от того оплачена ли работа авансом вперед или заказчик может удержать из стоимости работ, стоимость устранения недостатков. Зачастую, если работы оплачены авансом, подрядчики отказываются возвращать деньги.

– возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено договором. Зачастую заказчики начинают устранять недостатки самостоятельно, не осознавая последствий своих действий. Если коротко, то для того, чтобы заказчик мог рассчитывать на взыскание расходов на устранение недостатков он должен как минимум надлежащим образом зафиксировать такие недостатки, верно определить стоимость их устранения, убедиться, что договором ему предоставлено право на устранение недостатков.

Недостатки фиксируются путем проведения строительно-технической экспертизы, о которой подрядчик должен быть заблаговременно уведомлен. Все что касается таких экспертиз – достаточно большая тема, которую я постараюсь описать в отдельной статье.

Что же делать, если подрядчик отказывается устранять недостатки, не желает уменьшать цену работ на стоимость устранения недостатков или если договором не предусмотрено право заказчика устранять недостатки самостоятельно?

Если требование об устранении недостатков проигнорировано подрядчиком, то надо исходить из того, что самым логичным является воспользоваться иными правами – потребовать соразмерного уменьшения стоимости работ, либо устранить недостатки самостоятельно.

Вы, конечно, можете взять инструменты в руки и сами устранить недостатки, но надо позаботиться о том, чтобы как то оценить вашу работу, если вы решите впоследствие взыскать с подрядчика стоимость устранения недостатков, проще привлечь третьих лиц).

Если подрядчик не согласен на уменьшение стоимости работ, то заказчик, которые оплатил работы вперед авансом, вправе обратиться в суд с требованием о взыскании с подрядчика соответствующих сумм. Тут также необходимо будет доказать суду факт наличия недостатков, а также стоимость их устранения.

Что касается самостоятельно устранения недостатков, то тут надо смотреть договор.

Если договором такое право заказчику не предусмотрено, то надо проверить действует ли договор, не истек ли срок его действия. Если договор продолжает действовать, например, содержит фразу, что «договор действует до исполнения сторонами своих обязательств», то перед тем как приступить к устранению недостатков необходимо также, во-первых, зафиксировать факт наличия и стоимость устранения недостатков, а, во-вторых, расторгнуть договор, направив подрядчику отказ от исполнения договора (тут тоже надо в договоре посмотреть порядок расторжения договора, иногда в договорах прописывают, что договор считается расторгнутым по истечение определенного срока с момента направления подрядчику или получения отказа подрядчиком, соответственно до расторжения договора недостатки лучше не устранять.

Если же заказчик вправе устранять недостатки, то также – фиксируем факт наличия недостатков и стоимость устранения, отказываемся от исполнения договора, в зависимости от обстоятельств, полностью или частично, после чего можно приступать к устранению недостатков.

Некоторые распространенные ошибки, которые допускают заказчики в строительных спорах:

  1. Заказчик устраняет недостатки самостоятельно, не зафиксировав надлежащим образом сам факт наличия недостатков. В суде подрядчик скорее всего будет утверждать, что заказчик просто «капризничал», фактически результат работ принял, но почему то решил все разломать и переделать. Суд же выносит решение исходя из доказательств, на которые стороны ссылаются в обоснование своих доводов, а если заказчик не позаботился о фиксировании недостатков, то и доказать, что они действительно были он не сможет. Соответственно суд откажет заказчику в удовлетворении требований.
  2. Заказчик обращается в суд с требованием о взыскании стоимости невыполненных работ, хотя договор продолжает действовать. Тут суд может отказать заказчику на том основании, что раз договор продолжает действовать, то подрядчик вправе в любой день завершить работу, соответственно, если суд взыщет деньги, а подрядчик закончит работу, то будет нарушен баланс прав и обязанностей, т.е. заказчик получит результат работ, а также будет иметь место обязательное для исполнения решение суда, что, очевидно, не справедливо.
  3. Заказчик направляет корреспонденцию по неверному адресу, либо ведет переписку, в том числе по электронной почте и в мессенджерах, с лицом, хоть фактически и имеющим отношение к работам, но по факту не имеющим никакого отношения к организации, с которой заключен договор подряда. Это касается и претензионной переписки и уведомлений о проведении осмотров и направления мотивированных отказов в приемке работ.

После того, как я объяснил заказчику, что в данном случае заставить подрядчика устранить недостатки мы не сможем, я организовал проведение осмотра бассейна специалистом, который сделал вывод о том, что устранение недостатков возможно только посредством полного демонтажа и выполнения работ заново, стоимость которых была фактически соразмерна сумме аванса.

Подрядчику была направлена претензия с требованиями:

1) добровольно вернуть оплаченный аванс;

2) выплатить денежные средства в счет возмещения расходов, которые будет необходимо понести для устранения недостатков;

3) выплатить неустойку, а с учетом того, что по Закону о защите прав потребителей она составляет 3% за каждый день просрочки и на момент отказа от договора прошло больше месяца, неустойка была сильно больше цены договора;

4) компенсировать моральный вред;

5) компенсировать расходы на проведение экспертизы.

Претензия была проигнорирована подрядчиком и мы обратились с исковым заявлением о взыскании соответствующих сумм со «злодея».

Итого, при оплаченном заказчиком авансе в 388 688 руб. с подрядчика было взыскано 1 968 265 руб.

Сейчас еще обратились в суд с заявлением о взыскании судебных расходов, так что доверитель точно останется «при своих».

Если остались вопросы, а они наверняка будут – лучше звоните 8 906 767 45 66, а то в комментариях не всегда оперативно могу отвечать.

А вот собственно и решение о взыскании с подрядчика денежных средств (так сказать, судебная практика по строительным спорам):

недостатки в работе
недостатки выполненной работы
устранение недостатков работ
акт недостатков работ
выявленные недостатки работы
устранение недостатков выполненных работ

Хорошо, только еще нужно добиться исполнения решения суда.
Исковое заявление по этому делу добавьте в эту статью тоже, чтобы понимать с чем обращались в суд и что получили в решении.

что просили, то и получили, исковое не приложу, но могу сделать такое же для любого за отдельную плату)

Тема жилищного строительства, а также взаимоотношений между дольщиком и застройщиком становится с каждым годом все более актуальной. Причем “наболевшим” для потребителя является вопрос о качестве исполнения девелопером обязательств в части не только возведения жилья и своевременной его передачи, но и проведения отделочных работ. Застройщики стремятся сэкономить, строители “схалтурить”, в общем-то, ничего нового. Однако страдают от этого непосредственно дольщики, часть из которых даже не предпринимает попыток защитить свои права, что еще больше стимулирует укоренение привычки делать все “тяп-ляп”.

В данной статье мы собрали для вас наиболее актуальную и полезную информацию, касающуюся взыскания неустойки за некачественный ремонт, а также привели примеры из практики, демонстрирующие эффективность инициации судебных разбирательств с девелопером.

Когда можно взыскать с застройщика неустойку за некачественно проведенные ремонтно-отделочные работы

Согласно положениям ФЗ 214, застройщик обязан передать дольщику жилье, отвечающее требованиям технических и градостроительных регламентов, а также соответствующее условиям договора. Однако на практике почти ни один девелопер не исполнил добровольно все свои обязательства в части выполнения ремонтно-отделочных работ и, одновременно с этим, своевременной сдачи квартиры. Что-то из этого всегда обязательно нарушается, и, чаще всего, застройщики минимизируют риски просрочки сдачи объектов именно за счет “халтуры” при проведении отделки.

Поскольку ремонт нередко делается “на скорую руку”, при приемке дольщиками обнаруживается масса недостатков. Это могут быть неровные стены, неверно смонтированные окна и даже отсутствие предусмотренной планом стены или вовсе иная планировка квартиры. В связи с этим у дольщиков появляются претензии в отношении качества исполнения обязательств по ДДУ, однако не все знают, как в подобной ситуации правильно себя вести.

Поэтому если какие-то изъяны были обнаружены, необходимо инициировать процедуру защиты своих прав, о которой и пойдет речь ниже.

взыскание за некачественный ремонт, реальные примеры из практики юриста

Что может требовать потребитель и реально ли вообще взыскать деньги

А начнем мы с того, что может потребовать потребитель в случае выявления недостатков строительства или проведения ремонтно-отделочных работ. Итак, это может быть требование:

  • О безвозмездном устранении обнаруженных недостатков в определенный срок (разумный, его допустимо определить путем договоренности между сторонами);
  • Соразмерном снижении цены ДДУ. При этом с застройщика взыскиваются средства, затраченные на устранение недостатков в соответствии с экспертным заключением);
  • Возмещении фактических расходов, понесенных дольщиком в результате проведения ремонтных работ и закупки необходимых материалов с целью устранения недостатков;
  • Расторжении ДДУ, актуальном в случае выявления серьезных нарушений.

Обратите внимание! На практике самым эффективным способом защиты своих прав при выявлении недостатков в части проведения отделочных работ является требование о соразмерном снижении цены договора и возмещении убытков, понесенных потребителем при устранении изъянов (согласно сметному расчету).

При этом добровольно застройщики подобное требование обычно не удовлетворяют, поэтому участникам ДДУ приходится обращаться в суд. При взыскании средств в судебном порядке дольщик также вправе потребовать: компенсации морального вреда в связи с нарушением закона о защите прав потребителей, уплаты штрафа за нарушение того же закона, а также возмещения убытков, понесенных в результате судебного процесса.

Потребителю важно знать, что во время разбирательства ему следует быть готовым к тому, что суд первой инстанции может отказать в удовлетворении требования о взыскании морального вреда. Дело в том, что в РФ отсутствует прецедентное право, поэтому даже суды одной инстанции, расположенные в разных регионах, вполне могут выносить противоположные решения.

То же касается районных и областных судов одного региона: районный может удовлетворить требование, а областной — отменить его. Поэтому при вынесении на ваш взгляд несправедливого или не соответствующего закону решения, не стоит останавливаться на полпути. Следует обязательно подавать апелляцию в вышестоящий суд.

А теперь приведем пример из практики. Евгений К. приобел “двушку” по ДДУ. Заплатил сразу всю сумму договора и стал ожидать передачи жилья. Когда пришло время принимать квартиру, выяснилось, что в лоджии были неверно смонтированы окна.

Евгений составил претензию и направил ее девелоперу, но ответа так и не получил. Тогда посоветовавшись с юристом, он составил исковое заявление и обратился для защиты своих прав в суд. Там он потребовал выплатить ему неустойку (он насчитал свыше 7 млн. рублей) и компенсировать моральный вред (50 тыс. рублей).

В результате суд первой инстанции своим решением обязал застройщика устранить недостатки, а вот в выплате неустойки отказал истцу в полном объеме, мотивировав это тем, что, мол, достаточно заменить окна, и проблема будет решена. Отказ в возмещении морального вреда и неустойки по закону о защите прав потребителей суд объяснил неуместностью его применения, ведь, якобы, в данном случае работает закон об исполнительном производстве.

Истец был несогласен с решением, однако апелляция не принесла результатов. А вот обращение в Верховный суд все в корне изменило. В итоге компенсацию Евгений получил, но для защиты своих прав ему потребовалась помощь юриста и 3 года судебных разбирательств.

Что же сказал Верховный суд?

А если участник ДДУ — юридическое лицо?

Юридическое лицо также имеет право на выплату неустойки за некачественный ремонт. Однако на компании не распространяется действие Закона о защите прав потребителей, поэтому моральный вред взыскать не получится. А вот на соразмерное снижение цены договора вполне можно рассчитывать. При этом порядок действий будет аналогичен.

О нюансах определения размеров компенсации

Точно оценить сумму, требуемую на устранение недостатков строительства, может только эксперт. При этом нужно помнить, что стоимость стоит в прямой зависимости от типа отделки, предусмотренной договором, и ее наличия в целом. Она может быть черновой, предчистовой (так называемая отделка white box) либо чистовой. В последнем случае стоимость недостатков будет наиболее существенной, так как для их устранения необходимо предпринять гораздо больше, чем в случае с черновой и предчистовой отделкой.

Непосредственно при расчете стоимости устранения недостатков специалистом учитывается следующее:

  • цена материалов, требуемых для исправления недочетов;
  • стоимость демонтажных работ в случае, если в них есть потребность;
  • стоимость финишных работ (восстановительных).

Во-вторых, при предъявлении требования об уменьшении цены договора, размер компенсации необходимо рассчитывать, исходя из экспертного заключения. Выявив дефекты, специалист составляет смету с учетом среднерыночной стоимости материалов и работ. То есть, выходит, в этом случае потребитель будет взыскивать средства, которые еще не были им потрачены.

Если же участник ДДУ планирует взыскивать деньги, исходя из затрат, которые он понес в результате устранения недостатков, то суду необходимо представить подтверждающие документы. Кроме этого, придется доказать, что дефекты вообще имели место быть, а для этого, опять же, потребуется заключение эксперта.

взыскание за некачественный ремонт, реальные примеры из практики юриста

Досудебное урегулирование: мифы и реальность

Неопытные в правовых вопросах участники ДДУ нередко надеются на “сознательность” застройщика, думая, что тот, получив претензию, содержащую требование о выплате неустойки, хотя бы частично ее исполнит либо приступит к переговорам (мол, поторгуется и заплатит). На самом же деле, в большинстве случаев девелоперы вообще игнорируют подобную корреспонденцию, да и выплачивать они ничего не собираются. Поэтому в конце концов потребители вынуждены обращаться в суд за защитой своих прав.

Помните! Дольщик, являющийся физическим лицом, — это, в первую очередь, потребитель, права которого почти со всех сторон защищены законом. У застройщика же — масса обязанностей, поэтому при инициации споров последний всегда занимает наименее выигрышное положение (в случае, если права дольщика были нарушены).

В любом случае досудебное урегулирование — это больше попытка соблюсти процедуру взыскания от начала и до конца. И возлагать на нее большие надежды не стоит. Исходя из практики, эксперт юридической компании Advisor уверенно заявил, что за время своей достаточно продолжительной деятельности он ни разу не сталкивался с ситуациями, когда застройщик выплачивал неустойку добровольно в досудебном порядке. Так что дольщику стоит настраиваться на судебный процесс и, возможно, не один.

Почему застройщики предпочитают дожидаться суда?

Экспертное заключение всегда субъективно, и разные специалисты могут представить в нем в результате существенно отличающиеся цифры.

Зачастую застройщику экономически более выгодно участвовать в судебном разбирательстве и пытаться максимально уменьшить сумму компенсации. Каким образом? Во время заседания представитель исполнителя просит суд назначит повторную судебную экспертизу, которая обычно показывает значительно меньшую сумму. Суд же, в свою очередь, опирается при вынесении решения именно на нее, а не на ту, которая была представлена истцом изначально.

Единственное, на что готовы идти застройщики в досудебном порядке, — это техническое устранение недостатков, что, как уже упоминалось выше, не избавляет девелопера от обязанности уплачивать неустойку, но только “горе-исполнитель” уплачивать ее даже не собирается.

В качестве наглядного примера уменьшения суммы неустойки за счет проведения повторной экспертизы эксперт компании Advisor приводит решение Красногорского районного суда, вынесенное 15 июля 2021 года. В рамках процесса была заявлена к взысканию сумма в размере чуть более 1 млн. рублей. Но после повторной экспертизы, проведенной по ходатайству девелопера, сумма была уменьшена до 650 тыс. рублей.

Однако с учетом применения уменьшения покупной цены объекта ДДУ, штрафа за нарушение Закона о защите прав потребителей и размера неустойки на будущее итоговая сумма составила 2 184 000 рублей.

Данное дело относится к ЖК “Митино Парк”. Застройщиком этого жилого комплекса является ГК ПИК, который, кстати, регулярно является ответчиком в суде по делам о взыскании неустойки за некачественно выполненные ремонтно-отделочные работы. В качестве объекта ДДУ выступала трехкомнатная квартира, площадью 90,5 м2 и общей стоимостью 9 392 000 рублей.

Как себя правильно вести дольщику при взыскании неустойки за некачественно проведенные ремонтно-отделочные работы

Итак, для защиты своих прав путем обращения в суд дольщику придется пройти несколько этапов.

В первую очередь при выявлении недостатков необходимо обратиться за помощью к независимому эксперту, который выявит недочеты и оценит стоимость их устранения. При этом письменно уведомьте застройщика о предстоящем осмотре квартиры (дате и времени).

После получения заключения направьте девелоперу претензию, приложив к ней копию заключения. В документе изложите свои требования, основываясь на условиях ДДУ и Законе. Нередко бывает, что в договоре содержится пункт, в соответствии с которым дольщик имеет право сначала потребовать от застройщика устранения недостатков, и только в случае неисполнения такого требования, он может потребовать уменьшения цены договора. Поэтому если такой пункт присутствует, то начинать придется с требования об устранении недостатков. Претензию следует направит заказным письмом с описью.

Если девелопер не исполнить требования в добровольном порядке, то придется обращаться в суд. Для этого лучше обратиться за помощью к юристу, который поможет не только правильно составить исковое заявление, но и спланировать порядок действий.

После вынесения решения суда и вступления его в законную силу можно приступать к процедуре взыскания. Для этого следует обратиться в службу судебных приставов либо напрямую в банк. В последнем случае достаточно будет предъявить исполнительный лист, на основании которого счет застройщика будет арестован на присужденную судом сумму до момента ее перевода на счет выигравшей стороны.

Ответы на самые распространенные вопросы с реальными примерами из практики от эксперта компании Advisor

А теперь предлагаем вам познакомиться с ответами на самые распространенные среди дольщиков вопросы и, возможно, среди них вы найдете актуальный для себя.
На вопросы отвечает эксперт в области жилищного строительства компании Advisor.

Сколько времени занимает процедура взыскания неустойки за некачественно выполненный ремонт?

— Как правило, вся процедура занимает в среднем 1 год. Проводимая по ходатайству застройщика судебная экспертиза дополнительно затягивает процесс примерно на 4-5 месяцев. Если она не проводится (что обычно является исключением из правил), то процедура занимает до полугода.

Какие факторы являются решающими при вынесении решения суда?

-В основном, суд опирается при вынесении решения на ДДУ, а также результаты судебной экспертизы. К сожалению, нередки случаи, когда последняя показывает сумму, в разы отличающуюся от результатов досудебной экспертизы (разумеется, в меньшую сторону). И тогда адвокатам, представляющим интересы доверителей, приходится пытаться максимально увеличить взыскиваемую сумму, невзирая на выводы, изложенные в смете.

В качестве примера хотелось бы привести процесс, проходивший в Щербинском районном суде, в рамках которого была заявлена к взысканию сумма уменьшения цены объекта долевого строительства в размере 614 000 рублей. Но в результате повторной судебной экспертизы она была уменьшена до 212 000 рублей. То есть, фактически, произошло трехкратное снижение стоимости.

Правовыми экспертами компании Advisor был произведен детальный анализ результатов экспертизы, в результате которого были выявлены многочисленные нарушения при ее проведении. На основании этого юристом компании было заявлено ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы, которое суд удовлетворил.

В результате проведения повторной экспертизы взыскиваемая сумма была увеличена почти вдвое (до 400 000 рублей). Однако процесс на данный момент еще не завершен, решение суда не вынесено, поэтому об итогах дела говорить пока рано. Очевидно одно: этот процесс является самым длинным и сложным из всех, с которыми нам приходилось сталкиваться (из данной категории дел).

Как вообще часто застройщики выполняют свою работу некачественно?

-Подавляющее число застройщиков, в особенности тех, которые сдают объекты ДДУ с чистовой отделкой, выполняют работы некачественно. Наиболее яркими представителями в этой части являются “ПИК” и “Самолет”, осуществляющие деятельность в Москве и области. Примечательно, что в случае, если бы дольщики были более активными в отношении защиты своих прав, то практически по каждой квартире можно было бы взыскать неустойку за некачественно выполненные отделочные работы.

Были ли случаи, когда недостатки выявлялись спустя длительное время проживания и это становилось причиной каких-то ЧП?

-Как правило, недостатки выявляются сразу во время приема-передачи квартиры. То есть, в большинстве случаев недочеты являются видимыми и даже бросающимися в глаза. Со скрытыми недостатками, проявляющимися спустя длительное время, участники ДДУ почти никогда не сталкиваются. Но иногда потребители инициируют процедуру взыскания не сразу, а в течение гарантийного периода, составляющего 2 года.

Бывали ли случаи, когда потребители по договоренности подписывали акт-сдачи приемки под каким-то предлогом или путем уговоров, но в результате так ничего и не получали, несмотря на обещание быстро устранить недостатки?

-Да, претенденты, при которых исполнитель уверяет потребителя в том, что недостатки будут устранены в максимально короткий срок после подписания акта приема-передачи, безусловно, присутствуют. Мы советуем не подписывать документ в случае, если во время приема жилья обнаружатся существенные недостатки, которые будут мешать нормальной эксплуатации квартиры либо их устранение будет явно дорогостоящим. Дело в том, что после приема объекта ДДУ застройщики весьма неохотно выполняют свои обещания в части устранения недостатков, а нередко не устраняют их вовсе. В результате ожидание затягивается на долгие месяцы, а порой и навсегда.

В завершение стоит отметить, что процедура взыскания неустойки за некачественно выполненные ремонтно-отделочные работы весьма сложная. И для успешного завершения дела просто прочесть законы недостаточно, важно еще уметь правильно их трактовать и применять в том или ином случае, для чего, разумеется, требуется опыт. Поэтому мы советует обращаться за помощью к квалифицированным юристам, которые приложат максимум усилий для защиты прав своего доверителя.

Юристы компании “Advisor” имеют огромный опыт в области взыскания неустойки с застройщика за некачественный ремонт. У нас за плечами десятки выигранных дел и довольных доверителей. Не упустите возможность защитить свои права и получить положенные вам по закону средства. Обращайтесь к нам, и мы обязательно поможем вам на всех этапах процесса взыскания.

Оставьте заявку
на бесплатную консультацию


База знаний

По действующему законодательству права участника долевого строительства на 100% защищены, поэтому в случае нарушения сроков сдачи объекта покупатель может требовать компенсации. Взыскание неустойки с застройщика доступно со следующего дня, указанного в договоре как дата сдачи объекта. Днем окончания срока просрочки считается момент подписания акта приема-передачи жилья. Право взыскания пени со строительной компании закреплено в ГК РФ, поэтому застройщик при нарушении обязательств обязан оплатить штраф. Ниже рассмотрим правовые моменты этого вопроса, позицию закона, способы расчета и взыскания пени.

Что говорит закон

В ФЗ №214 указаны нюансы взаимоотношений между строительной компанией и покупателем квартиры. Здесь же прописаны правила надзора и контроля возведения многоэтажных объектов и иной недвижимости. Также указан список полномочий каждого из субъектов — застройщика, покупателя по ДДУ и 3-их лиц. Судебная практика показывает сложность взыскания неустойки. Если застройщик не согласен с денежными требованиями, он вправе обратиться в суд. Если решение будет вынесено не в его пользу, строительная компания может подать апелляцию. По ФЗ №214 неустойку можно взыскать до суда и в судебном порядке. При этом дольщик должен компенсировать затраты покупателя (участника договора). Если пострадавшая сторона подала заявление, иск должен быть рассмотрен с последующим привлечением к ответственности строительной компании.По закону условия взаимодействия между застройщиком и дольщиком прописываются в договоре, подтверждающем долевое участие (ДДУ). В нем указываются параметры жилья, план квартиры, ее адрес и иная информация. Также прописываются права и обязательства участников. С учетом рассматриваемой темы наибольший интерес представляют обязанности застройщика:

  1. Возведение здания в указанные сроки и передача жилья в собственность участникам ДДУ.
  2. Строительство объекта может осуществляться самостоятельно или с привлечением других компаний.
  3. Застройщик берет на себя риски, которые могут возникнуть на этапе возведения объекта.

Нарушение любого из пунктов позволяет дольщику обратиться в суд по ФЗ №214 и требовать покрытия финансового ущерба. Покупатели жилья, в свою очередь, должны своевременно оплатить указанную в ДДУ стоимость и принять квартиру в отведенные сроки.

Виды компенсаций, взыскиваемых с застройщика

При несвоевременной сдаче квартиры дольщик вправе требовать компенсации от застройщика. По закону пострадавшей стороне полагаются следующие выплаты:

  • неустойка за каждые сутки просрочки
  • 50% штрафа за неисполнение требований
  • компенсация морального вреда
  • покрытие затрат на оплату услуг юриста
  • выплата средств, оплаченных за аренду недвижимости
  • расходы на почтовые отправления
  • затраты на оформление доверенности в нотариальном органе и т. д.

В общую сумму компенсации могут входить все указанные платежи, а не только пеня. При расчете учитываются обстоятельства, в которых находился дольщик, и его реальные затраты.

Что такое неустойка, принцип расчета

При взыскании неустойки с застройщика нужно понимать сущность такой санкции. Неустойка — это денежные средства, которые стягиваются с застройщика при нарушении тем обязательств по договору ДДУ. Распространенная причина взыскания состоит в несвоевременной сдаче объекта. Размер неустойки может прописываться в ДДУ, но ее размер не может быть ниже установленного законом параметра.По действующему законодательству величина неустойки равна:

  1. Для юрлиц — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
  2. Для физлиц — 1/150.

При вычислении учитываются общие обязательства за каждый день просрочки. Сумма долга рассчитывается с момента, когда объект должен быть сдан (день, месяц, квартал). При нарушении сроков по причинам, не связанным со строительной компаний, последняя должна за два месяца проинформировать клиентов и установить новую дату сдачи сооружения.Пример. Застройщик является юрлицом, поэтому пеня составляет 1/300 от действующей ставки. На июнь 2019 года параметр рефинансирования равен 7,75%. Стоимость жилья составляет три миллиона рублей. Застройщик просрочил сдачу объекта на 12 месяцев. Расчет неустойки выполняется следующим образом — 3 000 000 * 365 * 1/300 * 7,75/100 = 80,8 тысяч рублей.Сумма только на первый взгляд кажется небольшой, ведь за компенсацией могут обратиться все дольщики. В таком случае строительную компанию ожидают серьезные последствия. При наличии явных нарушений застройщик может выплатить деньги без судебных разбирательств. Здесь все зависит от договоренности сторон и общей суммы денежных претензий.

Способ взыскания неустойки с застройщика

На практике выделяется два пути компенсации неустойки — до суда и путем подачи искового заявления. Рассмотрим особенности каждого из вариантов.

Взыскание неустойки до суда

Для получения выплат с застройщика дольщик оформляет заказное письмо (обязательна опция уведомления) и отправляет его нарушителю договора. В документе указывается суть претензии и размер пени, рассчитанной с учетом действующих правил. Обязательное условие — указание нарушенных пункта соглашения и норм закона, а также расчетной суммы.В письме дольщик может потребовать не только выплату пени, но и компенсацию других убытков — аренды недвижимости, моральный ущерб и т. д. Если клиент имеет сильную позицию, строительной компании выгодно рассчитаться до судебного разбирательства. В ином случае размер выплат может увеличиться. Кроме того, судебная практика показывает лояльность представителей фемиды к дольщикам.

Обращение в суд

При отказе застройщика решить вопрос мирным путем взыскание неустойки происходит через суд. В таком случае пострадавшая сторона собирает доказательства, подтверждающие нарушение закона дольщиком, и оформляет исковое заявление. При составлении иска учитываются требования ГПК РФ (статей 311 и 312). В них сказано, какие данные должны быть отражены в документе:

  • наименование суда
  • ФИО заявителя
  • данные об ответчике
  • сведения об объекте ДДУ
  • пункты договора, которые были нарушены
  • требования
  • размер финансовых претензий
  • список прилагаемых документов (чеки, квитанции и т. д.)
  • дата и подпись

Исковое заявление рассматривается в суде по месту проживания истца, по адресу застройщика или месту выполнения соглашения. Обращаться необходимо только в городской или районный суд. Если сумма требований больше 1 000 000 рублей, лучше оформить несколько исков за разные периоды.По закону дольщик вправе потребовать компенсацию морального вреда. При вычислении этого параметра учитывается сумма искового заявления, а также физические и нравственные страдания дольщика.Перед подачей иска нужно собрать следующие бумаги:

  • ДДУ и его приложения (копии)
  • квитанции об оплате обязательств по ДДУ (копии)
  • соглашение переуступке (если имеется)
  • бумаги, свидетельствующие об отправке претензии
  • документы, подтверждающие дополнительные расходы
  • переписка со строительной компанией (при наличии)
  • иск с приложением пакета бумаг и т. д.

При рассмотрении дела суд должен видеть, что дольщик попробовал решить вопрос до суда путем подачи претензии. Отказ строительной компании решить вопрос мирным путем укрепляет позиции покупателя и повышает шанс взыскания неустойки с застройщика. При наличии трудностей в вопросе оформления иска или сбора документов можно привлечь юриста.Процесс судебного разбирательства длится около трех месяцев. В дальнейшем застройщик подает апелляцию, рассмотрение которой занимает еще несколько месяцев. Общая продолжительность работы составляет где-то 2-3 месяца.

Варианты взыскания неустойки — до или после передачи квартиры

Процесс взыскания неустойки и успех дела в борьбе с застройщиком зависит от времени, когда человек обратился в судебный орган — до или после получения квартиры. Рассмотрим правовые особенности для каждой из ситуаций.

Жилье уже передано

Если дольщик получил квартиру, суд рассчитывает продолжительность просрочки и сумму, которую должна выплатить строительная компания. Адвокаты застройщика будут давить на ГК РФ (статью 333) и просить о снижении размера неустойки. Во многих случаях суд идет навстречу заявителю и уменьшает величину выплат.От неустойки зависит и размер штрафных санкций. К примеру, если она уменьшается, это влияет и на размер штрафных санкций. В результате дольщик недополучает крупную сумму.

Квартира еще не передана

Если на момент судебного разбирательства дольщик еще не получил жилье, суд будет считать неустойку и другие платежи на момент заседания. Как и в прошлом случае, адвокат застройщика может потребовать уменьшения суммы неустойки, и представители фемиды могут пойти навстречу.Далее работник ФССП будет стягивать с застройщика положенную сумму. При этом пристав пересчитает цифру на момент взыскания, что приведет к ее увеличению. По закону доначисленную сумму уменьшить не получится. Это правило прописано в ГК РФ (статье 333). Следовательно, неустойка выдается в полном объеме без уменьшения.

Апелляция на решение суда

При получении отрицательного решения суда дольщик вправе подать апелляцию в срок до 30 суток с момента получения постановления. Важно не пропустить этот период и периодически напоминать о себе помощнику судьи для своевременного получения определения. К апелляционному заявлению нужно приложить чек о выплате госпошлины.Новый иск подается через суд, который уже рассматривал дело. Пакет документов и принцип подачи такой же, как и в случае с первым исковым заявлением. После отправки иска нужно контролировать движение жалобы через ресурс судебного органа или через суд.

Нужно учесть, что продолжительность выступления в апелляционном суде не превышает 5 минут, поэтому нужно заранее подготовить речь и высказать только основные моменты.

Апелляция застройщика

Если покупатель квартиры получил положительное решение суда первой инстанции, подать апелляцию может и застройщик. Чтобы не платить неустойку, строительные компании стараются максимально затянуть процесс. Как правило, они несколько раз подают неправильные заявление и «забывают» приложить тот или иной документ.Каждый раз рассмотрение дело затягивается, что и необходимо строительной компании. В среднем продолжительность апелляции может составлять до полугода. В результате дольщики вынуждены пойти на «мировую» и соглашаются на минимальную компенсацию. Иногда застройщик за этот период устраняет недостатки, и тогда актуальность судебного разбирательства отпадает.Если застройщик решил апеллировать к решению первого суда, нужно получить документ в судебном органе и написать отзывы. На каждый из приведенных аргументов рекомендуется написать ответ. В таком случае можно добиться отклонения апелляции. Как результат, решение суда 1-й инстанции останется без изменений.

Итоги

Дольщики имеют все шансы выиграть судебное разбирательство и взыскать положенную неустойку. Проблема в том, что застройщики подают апелляцию и делают все возможное для затягивания процесса. Расчет идет на то, что человеку некогда ходить по судам, и он откажется или уменьшит свои претензии. Чтобы не допустить такого развития ситуации, нужно писать отзыв на апелляционную жалобу и добиться ее отклонения. Сделать это своими силами трудно, поэтому лучше привлечь к помощи квалифицированного юриста.

Юридические услуги во взыскании неустойки с застройщика: помощь юристов и адвокатов

Получите грамотную юридическую консультацию по взысканию неустойки с Вашего застройщика. Обратиться к нам можно по форме ниже. Дежурные юристы и адвокаты проконсультируют Вас по Вашей проблеме.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: