Как подать в суд на страховую компанию по осаго

Обновлено: 28.03.2024

Страховая компания, выдавшая полис ОСАГО, не всегда готова оплачивать ущерб, причиненный автовладельцу вследствие аварии.

Если положенных выплат нет, на нерадивого страховщика можно подать в суд. Шансы на выигрыш очень высоки.

Автовладелец может получить не более 120 тыс. руб. Сумма поднимается до 160 тыс., если в автоаварии был причинен ущерб жизни или здоровью. Если автомобиль не подлежит восстановлению, владелец получит максимальную сумму, но остальные расходы компенсации не подлежат.

Необходимые документы

Перед тем как составлять иск, нужно озаботиться сбором документов. Для подтверждения аварийной ситуации и причиненного ущерба в суд необходимо предоставить объемный пакет. В него входит:

  • копия бланка полиса ОСАГО;
  • документы, удостоверяющие право собственности на автомобиль;
  • талон о прохождении техосмотра;
  • копия квитанции об оплате страховки;
  • протокол, составленный сотрудниками ГИБДД;
  • копии водительских удостоверений лиц, вписанных в страховое свидетельство;
  • итоговое постановление по происшествию;
  • извещение для получения компенсации;
  • акт осмотра;
  • заключение независимого эксперта.

Понадобятся квитанции и чеки, удостоверяющие затраты на ремонт автомобиля, квитанция об уплате госпошлины и копия бумаги, в которой страховщик отказывается от возмещения ущерба автовладельцу.

Некоторые бумаги, копии которых нужно приложить к заявлению, хранятся у страховщика. Согласно правилам он должен предоставить их владельцу автомобиля по первому запросу. Если фирма отказывается это делать, факт необходимо отразить в заявлении. Если без соответствующих документов рассмотрение дела невозможно, они будут запрошены у страховой компании государственным органом.

Иск в суд на страховую компанию по ОСАГО

Как составить исковое заявление?

Заявление составляется в письменной форме. Если заявитель не может подать иск лично, он может передать это право третьему лицу, оформив на него доверенность и подтвердив ее подписью нотариуса.

Перед тем как составлять заявление, нужно уточнить местонахождение головного отделения страховой компании. Не исключено, что договор заключался в филиале. Подавать иск нужно в суд по месту нахождения ответчика. Если головной офис страховщика находится в другом городе, заявителю придется ехать туда.

В заявлении указывается название и адрес страховой компании, личные данные ответчика, включая адрес и телефон. В основной части подробно описывается ситуация, ставшая поводом для обращения в суд. После этого указываются требования, который истец предъявляет к ответчику.

Все требования подтверждаются соответствующими правовыми нормами, обязательна ссылка на приложенные документы

Отдельный и очень важный пункт — стоимость иска. В этом разделе указывается:

  • ущерб, причиненный автомобилю в результате аварии;
  • расходы на самостоятельную эвакуацию транспортного средства с места происшествия;
  • стоимость услуг независимого эксперта;
  • почтовые расходы (если необходимо);
  • прочие траты, возникшие в результате ДТП.

К заявлению прикладываются документальные подтверждения понесенных расходов. Если ремонт автомобиля был проведен за счет владельца, нужны все чеки и квитанции на услуги мастерских, материалы и детали. Если ремонт только планируется, можно приложить смету, составленную в мастерской.

После составления заявления необходимо подготовить не менее 3 копий, которые будет переданы всем участникам будущего процесса. Бумаги подаются в канцелярию суда, на экземпляре истца делается пометка о приеме.

Если в бумагах обнаружатся несоответствия, иск будет отклонен, но после устранения недочетов его можно подать вновь. Ответчик получает свой комплект бумаг по почте.

Процедура рассмотрения иска

Первое заседание по делу будет назначено не ранее чем через 1 месяц после подачи иска. О его начале участники процесса будут уведомлены повестками.

Если до начала судебного заседания ответчик предложит адекватную компенсацию, может быть составлено мировое соглашение. Истец подписывает его, если согласен с условиями, предложенными страховщиком.

Если же сумма окажется недостаточной, делопроизводство не прекращается, и иск будет рассмотрен на судебном заседании.

Если во время подготовительного этапа страховая компания обанкротится, за получением компенсации можно обращаться к управляющему, ведущей процедуру банкротства. Требования автовладельца будут включены в реестр претензий кредиторов. Дальнейшие действия зависят от активов компании. Если у страховщика достаточно денежных средств, требования автовладельца будут удовлетворены. Если же финансы закончатся при расчете с первоочередными кредиторами, никакие выплат не будет. Обращаться за ними в суд бесполезно, в данной ситуации он не встанет на сторону ответчика.

Резюме

Если страховая компания не желает выполнять свои обязательства, или сумма выплат не соответствует затратам на восстановление автомобиля, владелец может попробовать восстановить справедливость в суде. Перед тем, как составлять исковое заявление, лучше проконсультироваться с опытным юристом. Специалист оценит перспективы дела, поможет правильно составить иск и собрать сопутствующие документы.

Редактор: Людмила Разумова
Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

Я виновник ДТП. Пострадавший недоволен страховой выплатой. Через 2 года он подает претензию в страховую компанию с результатами независимой экспертизы на выплату 140000 руб + пенни за неуплату за эти 2 года и другие затраты, в итоге сумма выплаты 250000 руб. Страховая компания отказывает ему в выплате на основании неправильности экспертизы. Пострадавший подает иск в суд на страховую компанию. Вопрос. Имел ли он права затребовать пенни, если претензию написал лишь через 2 года после страховой выплаты? Если страховую компанию признают виновной, выплата какой суммы мне грозит? Спасибо.

Вопрос. Имел ли он права затребовать пенни, если претензию написал лишь через 2 года после страховой выплаты?
Алексей

По закону он имеет право требовать неустойку, но скорее всего в удовлетворении данного требования ему откажут или, как минимум, снизят ее размер до минимального в порядке ст. 333 ГК РФ (с учетом того, что он злоупотребил своим правом).

Через 2 года он подает претензию в страховую компанию с результатами независимой экспертизы на выплату 140000 руб
Алексей

Тут сразу возникает вопрос, сколько ему выплатила страховая компания? В тот период максимальная сумма выплаты составляла (120 тыс. руб. — если речь идет об ОСАГО). Соответственно, он вправе рассчитывать на эту сумму. Правда, в суде могут назначить экспертизу, сделать ее исходя из цен существовавшим на момент ДТП (что будет правильно) и оплатить с учетом износа.

В том случае если будет разница между 120 тыс. рублей (которые обязана выплатить страховая компания) и фактической стоимостью ремонта (по ценам ДТП) — то эту разницу потерпевший вправе взыскать с виновного.

В таком случае, Вас должны будут привлечь в суд в качестве ответчика.

Обращаю Ваше внимание, что Вы обязаны выплатить только эт уразницу (без учета неустойки и иных дополнительных платежей). а ее подсчет должен осуществляться исходя из цен 2-х летней давности.

Подскажите, если у меня автомобиль со средней рыночной стоимостью 150000руб. - годные остатки, но на рынке не представлена ни одна машина в таком-же году выпуска и комплектации, а ремонт превышает стоимость "среднерыночной цены". Могу ли я подать в суд на страховую компанию, из-за расхождения этого признака (Год и комплектация)?

Перед подачей искового заявления стоит провести экспертизу о стоимости восстановительного ремонта либо ходатайствовать в суде о ее проведении (будет дороже).

Просить суд включить расходы на экспертизу в Ваши убытки. Согласно ФЗ «об ОСАГО» страховщик обязан уплатить расходы на проведении экспертизы. Если конечно она покажет, что страховщик исполняет свои обязанности по договору ОСАГО ненадлежащим образом.

Однако согласно положения Правил ЦБ № 431П расхождения в оценке ущерба разрешается в пределах 10 процентов. Другими словами когда Вы проведете экспертизу страховая выплатит Вам денежные средства за минусом 10 процентов от положенной суммы и это будет вполне законно.

Мать погибла на работе.Есть акт расследования что случай страховой. Но в страховой компании мне сказали что я как дочь(мне 32 года) на выплаты права не имею. У них по закону могут получать только муж,родители или дети не совершеннолетние. Я у неё только одна дочь больше никого нет. Хочу подать в суд. Хотела проконсультироваться по этому вопросу с юристом,есть ли вообще смысл это затевать.

Прикрепите пожалуйста страховой договор.

Если в договоре личного страхования не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо, то договор считается заключенным в пользу застрахованного лица. В случае смерти такого лица, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.

Вам может быть интересно

Главный способ проверки подлинности ОСАГО — это электронные сервисы Российского союза страховщиков. На сайте можно найти все интересующие сведения об автомобиле и полисе. Для получения информации понадобятся данные бланка, самой машины и водителя. Подлинность документа устанавливается разными способами. Рассмотрим несколько методов, с помощью которых можно получить сведения о данном документе. База.

1. Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный.

Долги способны превращать близких людей во врагов. Заняв деньги, сначала чувствуете удовлетворение – мол, поступили правильно, благородно. Затем, когда пришло время платить, а «денег нет, но они вот-вот появятся», появляется легкая тревога – мол, а что, если таки не вернет?! Но вы все равно входите в положение, и ждете, ждете, ждете. Затем у должника проявляются проблемы со слухом – не слышит звонков.

Нередки случаи, когда страховая компания по тем или иным причинам отказывает страхователю в выплате компенсации. В такой ситуации можно попробовать обратиться за защитой своих прав в суд. О том, как это сделать, мы расскажем в этой статье.

Прежде чем подавать исковое заявление, правильно будет узнать, каковы шансы на победу. С этим вопросом советуем обратиться в юридическую компанию. Опытный юрист оценит ваши шансы на успех, поможет составить иск, а также будет представлять ваши интересы в судебных инстанциях. Очень важно воспользоваться поддержкой специалиста еще на стадии составления иска. Именно от этого чаще всего зависит выигрыш дела.

На нашем сайте вы можете найти юриста или адвоката, специализирующегося именно на взыскании денег со страховых компаний и проживающего в вашем населенном пункте. Не нужно тратить время на поиски юридической конторы в интернете, чтение отзывов и т.д. С нашим сервисом сотрудничают лучшие юристы — мы знаем это, потому что тщательно проверяем все компании.

Как это работает?

Вы оставляете заявку в системе. На нее откликаются юридические компании, после чего вы можете выбрать понравившуюся вам фирму. Цену услуги вы предлагает сами, она сразу же фиксируется в системе. Она не изменится, и никто не потребует, чтобы вы заплатили больше. Исполнителю переведут оплату только после того, как услуга будет оказана. Вы можете быть уверены, что не потеряете деньги впустую и вас не обманут.

В каких случаях можно подать в суд на страховую компанию

Вы вправе обратиться с иском в суд в следующих случаях:

  • страховая компания, в которой вы оформили полис страхования, отказывается возмещать вам ущерб;
  • вам возместили ущерб не полностью;
  • в СК вам очень долго не выплачивают страховую компенсацию.

Важно внимательно изучить договор страхования. В нем должно быть прописано, как, когда и в каком размере СК должна выдать страховую выплату. Может случиться так, что ваш случай не входит в разряд страховых. Например, договор страхования жизни может покрывать такие риски, как переломы и травмы, но не распространяться на серьезное обострение давнего заболевания.

Если вы купили что-то со страховкой или взяли кредит, то сумма выплаты не будет превышать стоимость купленной вещи или займа. Независимо от того, что произошло с застрахованным лицом: это может быть травма, наступление инвалидности или даже смерть.

Кроме этого, важно обращать внимание на тариф, применяемый для расчета страховой выплаты. Он может зависеть от возраста застрахованного, должности, вида спорта, которым он занимался и т.д.

Причины отказа страховой компании в выплате

Страховая компания может отказать в выплате по ряду причин. Случается, что деньги не выплачивают по вине страхователя. Если вы не принесли вовремя нужные документы — например, справки о полученных травмах, протокол ГИБДД и т.д. — СК вполне может отказать в выплате.

Если СК заметит, что вы пытаетесь ее обмануть, вы также можете остаться без компенсации. К примеру, вы намеренно нанесли себе увечье и хотите получить страховую выплату у СК. Или хотите отремонтировать давнее повреждение на автомобиле за счет компенсации по страховке. Кроме отказа в выплате, подобные махинации могут привести к проблемам с законом.

Если в документах написано одно, а на деле произошло совершенно другое (или не произошло ничего), СК может посчитать это подлогом. К примеру, в справке у пострадавшего описана черепно-мозговая травма, а по факту он, бодрый и здоровый, сам пришел за выплатой. Подобная ситуация закономерно вызовет вопросы.

Если вы отказываетесь от осмотра, назначенного вам страховщиком, также можете ждать отказа. Например, не хотите предоставить автомобиль для обследования повреждений.

Случается, что пострадавший оценивает ущерб выше, чем он есть на самом деле. Тогда неудивительно, что сумма выплаты будет считаться завышенной. В таких случаях стоит обратиться к независимой экспертизе, чтобы понять, кто прав.

Что подготовить до обращения в суд

Для того чтобы подать исковое заявление в суд на страховую фирму, нужно тщательно подготовить доказательную базу. Соберите все документы, которые у вас есть: договор страхования, подтверждение обращения к страховщику за выплатой, его отказ, расчет выплаты, чеки и т.д.

Направьте претензию в страховую компанию. Дождитесь ответа на нее. Есть шанс, что получится урегулировать спор с СК до судебного заседания.

Нелишним будет провести независимую экспертизу. Так вы поймете, на какую сумму сможете рассчитывать. Вы сможете компенсировать затраты на экспертизу, если судья решит дело в вашу пользу.

Если каких-то документов у вас нет, обратитесь с запросом в страховую компанию. Отправьте его заказным письмом с уведомлением либо вручите под роспись сотруднику, ответственному за прием корреспонденции.

Как составить и подать исковое заявление

Для обращения в судебную инстанцию необходимо составить исковое заявление. В шапке иска вы должны указать наименование суда, в который обращаетесь, данные свои и ответчика. Последним будет страховая компания, именно на нее вы будете подавать иск. Поэтому укажите ее название, юридический и фактический адрес. Также здесь нужно написать цену иска, т.е. сумму, которую вы хотите взыскать.

Вы можете подать иск в мировой или районный суд. Выбор зависит от того, какую сумму вы хотите взыскать со страховой компании. Если она меньше 50 000 рублей, вам следует обратиться в мировой. Если сумма выше — направляйте иск в районный. В стоимость иска входит не только невыплаченная страховая компенсация. В нее можно включить расходы на представителя, стоимость экспертизы и т.д.

В тексте заявления нужно описать ситуацию, которая с вами случилась, почему вы считаете, что страховая компания отказала вам незаконно. Укажите свои требования и обоснуйте их. Для этого необходимо найти соответствующие законы и сослаться на них в тексте иска.

После того как иск передадут судье, он ознакомится с ним и примет решение: принять его к производству или нет. Вас известят об этом судебным письмом. Обратите внимание, что такая корреспонденция хранится на почте в течение недели. После этого письмо отправят обратно, если вы не успеете его получить.

Рассмотрение иска в суде

После принятия иска судья назначит дату предварительного судебного заседания, а затем рассмотрение дела. На заседаниях вы можете направлять различные ходатайства. Например, о вызове свидетелей или об истребовании доказательств. Также судья может назначить экспертизу.

С момента принятия иска до вынесения решения должно пройти не более двух месяцев. Этот срок установлен законодательно. Но иногда случается, что срок приостанавливают или рассмотрение дела начинают сначала.

Судья предложит вам заключить мировое соглашение с ответчиком. Если страховая компания согласится и вас устроит сумма выплаты, которую они вам озвучат, то этот вариант очень хорош. Дело будет рассмотрено в кратчайшие сроки, и деньги вы получите быстрее.

Как видите, процесс взыскания компенсации со страховой компании непрост. Обывателю сложно сделать все это самому без ошибок. Поэтому рекомендуем вам обращаться к юристу, если вы решили подать в суд на страховую компанию. Так ваши шансы на победу увеличатся весьма существенно.

Не бойтесь отстаивать свои права и обращаться за их защитой. Если вы правы и соберете необходимые доказательства, закон будет на вашей стороне. Компания выплатит все положенные деньги.

Источник:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Человек, оформляя страховку, надеется на получение возмещения при наступлении страхового случая. Как показывает практика, наличие на руках полиса страхования вовсе не является гарантией получения денежной выплаты. Именно поэтому мы советуем автомобилистам ответственно подойти к выбору страховой компании при оформлении полиса обязательного страхования, в противном случае разбирательство с непорядочным страховщиком может закончиться в зале суда.

Дело в том, что страховщики очень часто пытаются всеми способами уклониться от выплаты страхового возмещения. Иногда выплаченная сумма является достаточной для покрытия лишь малой доли ущерба. Если страховая компания отказывает в возмещении несмотря на вашу претензию, то остается единственный способ получить деньги — подать в суд. Разбирательство в суде — не самой простой процесс. Отстоять ваши интересы, собрать необходимые доказательства и грамотно составить иск поможет квалифицированный юрист.

В каких ситуациях необходимо подавать иск в суд на страховую компанию?

Прежде всего отметим, что подавать в суд на страховщика следует, если вам отказали в выплате возмещения или вы получили денежную сумму гораздо меньше размера действительного ущерба. При этом вы обращались в страховую компанию с соответствующей претензией для того, чтобы урегулировать вопрос в досудебном порядке. В итоге страховщик ответил вам отказом в письменной форме. Обязательно сохраните этот документ, без него суд не станет рассматривать ваше заявление.

Наибольшее количество отказов выплате возмещения происходит при страховании по полису ОСАГО. Причин для отказа существует множество — виновник аварии был пьян, не был вписан в полис, скрылся с места ДТП и т.д.

Также имеет смысл подать в суд на страховщика, если вы получили гораздо меньшую сумму страхового возмещения. Это происходит из-за того, что специалист-оценщик, представляющий интересы страховой компании, довольно часто занижает размеры ущерба. Неправильно оцениваются полученные повреждения, а также количество ремонтных работ, необходимых для их устранения. Кроме того, обратиться в суд следует, если страховщик не прислал вам официальный отказ, но и не выплатил возмещение.

Какие документы следует подготовить

Перед тем как обращаться в суд из-за проблем с возмещением по страховке, стоит проконсультироваться с опытным юристом и убедиться, что вы действительно имеете право на получение денежной компенсации. Прежде всего, следует внимательно изучить все условия договора страхования. В противном случае существует риск потери времени и денег при низких шансах добиться положительного решения со стороны суда.

Следующий важный шаг — написание искового заявления и сбор всех необходимых документов для его подачи. Также может понадобиться проведение дополнительных экспертиз. Например, вы сможете доказать, что сумма возмещения по вашей страховке была занижена, если проведете оценку повреждений у независимого эксперта. Если же страховая компания настаивает, что повреждения были получены не в результате аварии, то необходима будет трасологическая экспертиза.

Исковое заявление необходимо составлять в соответствии с требованиями законодательства. Документ обязательно должен содержать следующие пункты:

  1. Наименование судебной инстанции, в которую вы будете подавать иск.
  2. ФИО и адрес истца. Если ваши интересы в суде будет защищать представитель, то не забудьте указать и его данные.
  3. Наименование и адрес страховой компании, которая будет выступать в суде в качестве ответчика.
  4. Следует подробно описать, какие ваши права и интересы были нарушены. Перечислите обстоятельства, при которых это произошло, при этом для суда необходимо ссылаться на законодательные акты и пункты договора страхования.
  5. Укажите требования к страховщику, для удовлетворения которых вы подали исковое заявление. Обязательно подкрепите их подробной калькуляцией. Эти данные составляют цену иска.

Не забудьте поставить подпись и дату составления документа. Имейте в виду, что вся информация, указываемая в иске, должна быть документально подтверждена. Все бумаги, прикладываемые к заявлению, должны быть приведены в виде списка в его тексте. Мы советуем обязательно приложить следующие документы:

  • договор страхования;
  • страховой полис;
  • подтверждение попыток урегулировать вопрос в досудебном порядке, включая официальный отказ страховщика в выплате страховки;
  • экспертные заключения;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Юрист поможет вам подготовить документы, которые будут свидетельствовать в суде в вашу пользу. Важно: судья будет выносить решение по делу, опираясь исключительно на представленные доказательства.

В какой суд необходимо подавать иск на страховщика?

Исковое заявление на страховщика по поводу отказа в получении возмещения по страховке или его недостаточной выплаты следует подавать в судебную инстанцию по месту регистрации компании. Важный момент: после составления иска один экземпляр заявления необходимо передать в суд, другой — страховой компании, в которой была оформлена соответствующая страховка.

Важную роль также играет цена иска против страховой компании. Если сумма составляет менее 50 тысяч рублей, то получить возмещение по страховке вам поможет мировой суд. Ваше заявление будет рассмотрено в течение календарного месяца. Если в иске указана более крупная сумма, то необходимо подать его в районные судебные органы. При положительном решении судьи получить возмещение по страховке вы сможете через два месяца.

Как обосновать сумму искового требования?

Имейте в виду, что сумма искового требования к страховой компании может не ограничиваться возмещением материального ущерба. Но для этого необходимо привести грамотное обоснование всех составляющих вашего требования.

Материальный ущерб: размер выплат по данной статье следует определять на основании результатов экспертизы. Если суд встал на вашу сторону, то страховая компания выплатит возмещение в полном размере, а также компенсирует ваши расходы на проведение независимой экспертизы и использование услуг юриста.

Моральный ущерб: такую компенсацию получить сложнее, так как доказать моральные страдания непросто. Тем не менее, советуем вам посетить психолога и получить соответствующую справку, а также пройти курс лечения в клинике в случае получения физических увечий. Имейте в виду, что судебные тяжбы также можно отнести к моральному ущербу, который должен быть компенсирован истцу.

Кроме того, в суде вы можете настаивать на выплате пеней, неустоек и штрафов в соответствии с условиями договора страхования, а также законодательных актов. Компетентный юрист поможет вам правильно составить калькуляцию требований, собрать необходимые доказательства и составить исковое заявление, что поспособствует положительному решению судебного органа.

Источники:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Цель любой страховой компании — не уберечь граждан от несчастных случаев, а заработать на них больше денег. Поэтому, подписывая договор страхования, следует внимательно ознакомиться с информацией в нем — особенно с той частью, где указано, в каких случаях производится возмещение. Чем больше пунктов для выплаты, тем лучше.

Специалисты советуют не стесняться рекомендовать свои условия, несмотря на типичность договоров. Если же страховая организация отказывается выплачивать ущерб, а вы уверены в своей правоте, обязательно обращайтесь к страховым юристам, которые сотрудничают с R.ТIGER.

Это опытные специалисты, знающие все тонкости закона в данной сфере. Они решают проблемы страховых случаев много лет. Кроме того, оформляя заявку на нашем портале, вы сами укажете сумму, которую готовы потратить. Она уйдет юристу только после того, как тот выполнит услугу.

Когда страховая компания не возместит ущерб

Самые частые случаи суда со страховщиками, по статистике, бывают в автомобильных спорах. У страховых компаний есть своя юридическая служба, из-за чего положение СК становится намного выгоднее, чем у автовладельца, которому приходится разбираться в вопросе самостоятельно. Но всегда можно нанять юриста за адекватные деньги.

При наступлении страхового случая гражданин (например, владелец авто) первым делом берет справку у работников ГИБДД о состоянии автомобиля. Если нанесен вред здоровью, берет справку у медиков. Прежде чем судиться, клиент пишет заявление в страховую компанию, прикладывает эти документы, а также фото- и видеофайлы, сделанные в момент ДТП, и передает работникам СК.

Страховщик должен выплатить ущерб клиенту. Но может отказать в выплате, если страховой случай не относится к перечню рисков, указанных в договоре страхования с компанией. Например, ущерб не возместят, если он получен в результате намеренных неосторожных действий застрахованного лица или объекта. Если же гражданин уверен в своей правоте, ему следует провести независимую экспертизу.

Например, страховку после пожара в доме могут не выплатить, если человек сам курил в постели или не поменял, согласно требованиям, тип газовой плиты. Такое тоже бывает: сотрудники ЖКХ официально требуют замены оборудования, а гражданин ее не меняет, в результате происходит утечка газа.

Средства не возместят, если будет доказана умышленная порча объекта страхования, или в случае форс-мажора: например, природного катаклизма. Все факторы, по которым не будет возмещен урон, должны быть подробно описаны в договоре.

Стоит обратить внимание и на лимит суммы возмещения, указанный в документе о страховании. Ущерб должны возместить, если он оценен в пределах меньшей или такой же суммы, которая прописана в качестве лимита. Если же урон больше, то его покроют частично.

При отказе от выплаты страховки без веских на то оснований гражданин вправе обратиться в суд. Компания может и занизить страховую сумму, но для этого у нее должны быть причины и доказательства. Часто страховая компания в качестве таких оснований использует следующие:

  • гражданин уведомил компанию о страховом случае позже, чем указано в договоре страхования;
  • в пакете документов не хватает справок;
  • информация указана неправильно, искаженно или неточно;
  • в заявлении использованы ложные данные;
  • застрахованный гражданин нарушил условия договора;
  • нарушен срок предоставления имущества для экспертизы.

В случае отказа страховой компанией от выплат по ущербу нужно написать судебную претензию и выслать заказным письмом, сохранив квитанцию и отметку об уведомлении. Письмо в компанию можно лично принести в двух экземплярах, при этом на одном из них обязательно попросить поставить исходящий номер документа.

В претензии нужно указать суть дела: как все произошло (по вашему мнению), почему вы считаете действия страховщика неправильными. Следует изложить свои требования, просьбу рассмотреть их в определенный срок и сообщить о намерении судиться. К письму нужно приложить доказательные документы.

Заявление в суд

Претензия будет рассматриваться не менее 10 рабочих дней. После этого можно подавать исковое заявление в суд. Вся процедура спора со страховой компанией может растянуться на несколько месяцев, при этом досудебный этап займет больше времени, чем сам суд. Это связано с большим количеством документов, которые нужно собрать истцу. К исковому заявлению нужно приложить:

  • копию паспорта истца;
  • копию договора страхования с СК;
  • документ из ГИБДД (в случае получения ущерба в результате ДТП);
  • копию заявления о наступлении страхового случая по договору страхования;
  • справку о состоянии здоровья (если был нанесен ущерб человеку);
  • квитанцию об уплате пошлины;
  • копии всех чеков и договоров, свидетельствующие о сумме расходов;
  • экспертные заключения.

Последний пункт может служить важнейшим доказательством правоты клиента. Будет подтвержден факт страхового случая и определен ущерб, нанесенный гражданину, который намерен судиться.

Заявление в суд должно содержать обязательные для всех исковых заявлений факты: ФИО заявителя, данные его паспорта, наименование суда, суть дела, претензии. Необходимо приложить к заявлению доказательные документы. Их можно сделать несколько копий — все равно пригодятся и в суде, и юристу.

Не нужно забывать про моральный и материальный ущерб, сумму одного и второго нужно указать в заявлении. Обязательны и ссылки на закон (нормативная база). Важно, чтобы иск был составлен правильно, под руководством юриста.

Иски по страховым делам рассматривают суды общей юрисдикции, заявление нужно подавать в отделение, которое относится к месторасположению ответчика. В нем нужно указать, какие справки прилагаются и на скольких листах (пронумеровать). Копии должны быть заверены нотариусом. Всех бумаг должно быть по два экземпляра, так как один будет отправлен ответчику. Обязательно подписать оба экземпляра.

Как проходит суд со страховой компанией

На судебном заседании выслушают обе стороны, рассмотрят доказательные документы. Важно, чтобы у клиента СК были свидетели, готовые дать показания. Суд могут перенести, если появятся дополнительные факты по делу. В любом случае, сначала пройдет предварительное заседание, после чего суд назначит еще одно. Сколько точно времени нужно будет судиться — не знает никто.

На предварительном заседании стороны могут прийти к мировому соглашению Например, страховая компания заявит о готовности выплатить большую часть суммы ущерба, клиент согласится с этим и больше не будет судиться. Дополнительные требования выставить уже не получится, но после первого обсуждения можно будет пригласить новых свидетелей, принести новые доказательства.

После того как судья вынесет решение, ответчик может подать апелляцию, а в дальнейшем и кассационную жалобу. Если же он этого не сделал, то будет обязан выплатить ущерб клиенту. Но последний должен быть готов и к продолжению процесса — страховщики редко соглашаются расстаться с деньгами. О том, как судиться и что делать, если страховая компания отказывает в выплате, почитайте еще в одной нашей статье.

Источники:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

В июле 2018 года я попал в ДТП на личном автомобиле не по своей вине.

Урон был незначительный, поэтому мы со вторым участником оформили аварию без сотрудников ГИБДД — по европротоколу.

Когда я обратился в страховую компанию, случай признали нестраховым — возмещать стоимость ремонта автомобиля мне никто не собирался. Я решил отстаивать свою правоту в суде и выиграл. В итоге страховая выплатила мне 153 794,67 Р при стоимости ремонта 64 383,63 Р .

Расскажу, как подать в суд на страховую компанию, если не согласны с ее решением, как оценить ущерб, составить исковое заявление и получить свои деньги от страховой.

Как должно быть по закону

После ДТП у участников происшествия есть два варианта: самостоятельно оформить аварию по европротоколу или вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы те составили протокол.

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ — извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Извещение водители заполняют на месте и спокойно разъезжаются. При этом авария должна соответствовать требованиям европротокола:

  1. Участники ДТП — два автомобиля.
  2. Место аварии — Россия.
  3. Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет.
  4. Будущий ремонт автомобиля пострадавшего водителя не превышает 400 тысяч рублей.
  5. У обоих водителей есть полисы ОСАГО.

Чтобы получить страховую выплату по европротоколу, пострадавший водитель должен обратиться в любое отделение страховой компании, где у него оформлен полис ОСАГО. Отделения обычно можно найти на сайте страховой. В страховую компанию нужно предоставить:

  1. Оригинал европротокола.
  2. Действующий полис ОСАГО.
  3. Документ, удостоверяющий личность.

Виновник ДТП, в свою очередь, должен уведомить об аварии свою страховую.

Если пострадавший водитель обращается в страховую компанию с правильно оформленным европротоколом, страховая должна рассчитать стоимость ущерба и дать направление на восстановительный ремонт.

Есть случаи, когда страховщик может не выдавать направление на ремонт и, соответственно, не выплачивать компенсацию:

  1. Если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, радиации, народных волнений и т. п.
  2. Если страховой случай наступил из-за умысла водителя — водитель совершил ДТП, чтобы получить выплату.
  3. Если водитель представил в страховую компанию не все необходимые для выплаты документы и не может доказать, что страховой случай действительно наступил и какого размера должно быть возмещение.

Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.

Как было у меня

Я подал все документы — европротокол, полис ОСАГО и паспорт — в ближайший от моего дома офис страховой 19 июля 2018 года, на следующий день после ДТП.

Ущерб был незначительный: помяты крыло и бампер, разбита фара. Повреждения покрывались лимитом возмещения по европротоколу — на ремонт нужно было порядка 100 тысяч рублей.

В день подачи документов по ДТП представитель страховой осмотрел автомобиль и составил внутренний акт повреждений. 1 августа мне выдали направление на ремонт.

В день, когда я получал направление на ремонт, мне неожиданно позвонил начальник отдела урегулирования убытков страховой компании. Он сообщил, что им нужно больше времени для рассмотрения моего случая. Тогда я позвонил в автосервис, который был указан в направлении на ремонт. Там мне сообщили, что автомобиль на ремонт не примут до официального одобрения страховой компании.

В итоге я получил письмо от страховой компании о признании случая нестраховым: направления на ремонт как будто бы не было. Страховая ссылалась на то, что второй водитель не признал себя виновным в ДТП, — это было неправдой.

Я был не согласен с решением страховой. Чтобы доказать свою правоту, я сначала написал претензию, а потом обратился в суд. Вот что нужно делать, если окажетесь в такой же ситуации.

Страховая компания сначала выдала мне направление на ремонт, а потом сделала вид, будто ничего не было

В первую очередь надо дождаться официального письма от страховой, в котором она обязана объяснить причины отказа в выплате по ОСАГО. Мне об отказе сначала по телефону сообщил специалист страховой компании, который принимал документы. Официальное письмо от страховой пришло по почте 15 сентября 2018 года.

В выплате страховой суммы и ремонте автомобиля мне отказали из-за того, что второй участник ДТП якобы не признал себя виновным в аварии. Но у меня на руках осталась копия европротокола. В нем были точно определены пострадавшая сторона — я, и виновная сторона — второй участник. Это подтверждали наши подписи в протоколе.

Ситуация получилась абсурдная, и я решил отстаивать свою правоту дальше.

Европротокол, который мы составили после ДТП. Второй участник написал «с виной согласен» и поставил свою подпись

Чтобы предъявить требования страховой компании, нужна точная сумма понесенного ущерба. Для ее расчета необходимо обратиться в специализированную организацию и получить официальный отчет, где указывается стоимость ремонта автомобиля. Важно, чтобы у организации имелись все необходимые лицензии на проведение экспертизы.

На оценку приглашаются все заинтересованные участники ДТП. В моем случае это страховая компания и второй участник ДТП. В итоге приехал только второй участник, а страховая компания проигнорировала приглашение.

После проведения оценки, 4 сентября, я получил на руки экспертное заключение, заверенное печатями организации. Согласно ему на ремонт мне нужно было потратить 64 383,63 Р .

нужно было потратить на ремонт, согласно отчету об оценке ущерба

Услуги оценщиков оплачиваются отдельно, стоимость зависит от количества поврежденных элементов. В моем случае стоимость оценки составила 7000 Р .

Когда я получил экспертное заключение, подготовил в адрес страховой компании досудебную претензию. По закону об ОСАГО претензия обязательна: без нее суд вернет иск или оставит его без рассмотрения.

С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд должны рассматриваться еще и финансовым уполномоченным. На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения. Но в любом случае сначала нужно писать претензию в страховую, а затем уже идти к финансовому уполномоченному.

В претензии необходимо указать обстоятельства аварии и почему вы правы. А также потребовать от страховой компании компенсировать стоимость ремонта автомобиля по экспертному заключению и прочие затраты: стоимость услуг по оценке, почтовые расходы. В досудебной претензии нужно указать банковские реквизиты, по которым страховая сможет перечислить деньги, если согласится с претензией.

В своей претензии я указал, что все документы, которые направлял в страховую, были оформлены правильно. В европротоколе были указаны пострадавшая и виновная стороны, поэтому страховая должна была признать случай страховым по закону и выплатить деньги на ремонт автомобиля — 64 383,63 Р , а также оплатить услуги независимой экспертизы — 7000 Р .

Я отправил досудебную претензию 7 сентября заказным письмом с извещением о вручении в центральный офис страховой компании, который находится в Москве. Претензию можно подать и лично, обратившись в любой офис страховой компании, — принципиальной разницы нет, поэтому выбирайте удобный для себя способ.

После претензии страховая компания может сразу выплатить требуемую сумму, чтобы не доводить дело до суда. На это по закону у нее есть 10 дней после получения претензии. Мне страховая 26 сентября ответила, что не меняет своего решения и выплачивать ничего не будет. Тогда я решил обратиться в суд.

Исковое заявление. Чтобы подготовить исковое заявление, можно нанять юриста. Он же поможет вести дело в суде. Я решил все делать сам, потому что понимал, что прав в основных моментах дела. Все-таки я больше заинтересован в выигрыше, чем юрист, — в моем случае это было важнее, чем знание тонкостей закона.

В иске я описал все обстоятельства ДТП и неправомерные действия страховой. Предоставил в суд все документы и показал, что они оформлены правильно, а страховая компания этого не учла. Я просил суд взыскать со страховой:

  1. Стоимость восстановительного ремонта — 64 382,63 Р согласно экспертному заключению.
  2. Стоимость экспертизы — 7000 Р . Чтобы подтвердить эту сумму, я приложил к иску чек на оплату услуг по оценке.
  3. Неустойку за нарушение сроков направления на ремонт — 50 219,23 Р . По закону об ОСАГО страховая должна выдать направление на ремонт в течение 20 дней со дня, когда примет заявление о страховом случае и документы по ДТП. За каждый день просрочки со страховой компании взыскивается неустойка в размере 1% от стоимости восстановительного ремонта. В моем случае страховая в официальном отказе в выплате по ОСАГО написала, что случай признала нестраховым — направления на ремонт она как будто не выдавала.
  4. Штраф. По закону, если ответчик отказался удовлетворить требования потребителя добровольно, суд взыскивает с него штраф — 50% от суммы, которую присуждает истцу.

Этот штраф рассчитывает судья после того, как решит, сколько необходимо взыскать с ответчика. Истец его считать не обязан — можно просто указать в иске требование взыскать такой штраф. Но я все равно подсчитал сумму штрафа и попросил взыскать со страховой 60 801,43 Р . Я не знал, что штраф, который взыскивается со страховой, считается иначе, — суд указал это в решении и в итоге снизил сумму штрафа.

Общая сумма моих требований составила 182 404,29 Р . Я подал исковое заявление в Кинельский районный суд лично в канцелярию суда 2 ноября 2018 года. Как потребитель, я выбрал суд по адресу регистрации. Если бы итоговая сумма в заявлении была равна или меньше 100 000 Р , следовало обращаться в мировой суд.

В иске я также мог просить взыскать со страховой почтовые расходы, но чеки с почты не сохранил, поэтому не стал требовать возместить эти затраты. Если бы я обратился к юристу, то расходы на него тоже включил бы в требования.

К иску я приложил все имеющиеся документы, относящиеся к ДТП: копию европротокола, досудебную претензию, отказ страховой в выплате по ОСАГО, ответ страховой на досудебную претензию.

Так как дело касалось защиты прав потребителей, госпошлину я не уплачивал.

Через месяц после подачи искового заявления суд назначил предварительное заседание на 16 ноября — об этом я узнал из судебной повестки, которую получил по почте. На предварительном заседании присутствовал только я. Судья расспросил меня обо всех обстоятельствах дела и назначил дату основного заседания — 10 декабря.

На основном заседании снова присутствовал только я. Страховая компания никаких контраргументов не приводила. В отзыве на иск написала, что не признает случай страховым, так как извещение о ДТП оформлено ненадлежащим образом — не стояли подписи участников аварии. Но наши подписи были на месте. Суд исследовал представленные мною доказательства: извещение о ДТП, мои обращения в страховую и ответы на них.

Решение суда. Суд вынес решение в мою пользу, но почти вполовину снизил сумму штрафа за нарушение прав потребителей, ссылаясь на п. 82 постановления Пленума Верховного суда РФ № 58.

Оказалось, что по закону об ОСАГО размер штрафа — это 50% от разницы между суммой страхового возмещения и размером выплаты, которую страховщик выплатил добровольно до возбуждения дела в суде. В моем случае сумма страхового возмещения составила 64 383,63 Р — это стоимость восстановительного ремонта согласно оценке. Добровольно страховая ничего не выплачивала.

В итоге мне присудили 153 794,67 Р :

  • страховое возмещение — 64 383,63 Р ;
  • неустойка за просрочку выплаты страхового возмещения — 50 219,23 Р ;
  • штраф за нарушение прав потребителей — 32 191,81 Р ;
  • возмещение расходов на оплату услуг по оценке — 7000 Р .

Решение суда вступает в силу через месяц после составления в окончательной форме. В течение этого срока любая из сторон может подать апелляционную жалобу. Так и произошло: страховая компания на 30 день после решения суда первой инстанции подала апелляцию.

Апелляционную жалобу рассматривал Самарский областной суд. По почте также пришла повестка, заседание было назначено на 8 апреля 2019 года. В областном суде мое дело рассматривала судебная коллегия из трех судей.

В заседании со стороны страховой компании присутствовал нанятый юрист, но он не смог привести весомые доводы, чтобы коллегия отменила решение суда первой инстанции. Юрист страховой компании говорил о необъективном рассмотрении судьей первой инстанции обстоятельств дела и рассмотрении материалов дела в неверном ключе — не знаю, что он имел в виду. В итоге решение осталось в силе: страховая должна была выплатить мне 153 794,67 Р .

Чтобы получить деньги по решению, необходим исполнительный лист. Его нужно забирать в суде первой инстанции. Я позвонил в суд, и мне назвали примерную дату изготовления исполнительного листа. В итоге получил его спустя полтора месяца после заседания областного суда — 13 мая 2019 года.

Есть три варианта взыскать деньги по исполнительному листу. Для этого можно передать его:

    — скорость выплаты зависит от расторопности приставов; — выплата может затянуться на неопределенный срок; Банк обязан выплатить денежные средства в течение трех рабочих дней.

Я решил передать исполнительный лист в банк — это самый быстрый способ. Информацию о банке, в котором у страховой компании есть расчетный счет, можно найти на ее сайте — я так и сделал.

Заявление на выплату написал в ближайшем офисе банка 13 мая 2019 года. К нему приложил исполнительный лист и банковские реквизиты, по которым хотел получить выплату. Через три рабочих дня после подачи заявления банк перечислил 153 794,67 Р на мой банковский счет.

мне перечислил банк с расчетного счета страховой компании

Итоги моего спора со страховой

Весь процесс от ДТП до получения денег занял у меня 10 месяцев: в аварию я попал в июле 2018, а деньги пришли в мае 2019 года. На судебные разбирательства ушло 6,5 месяца: я подал иск к страховой 2 ноября 2018 года, в декабре суд вынес решение, а в апреле 2019 года апелляционный суд оставил его в силе. Исполнительный лист я получил 13 мая 2019 года.

Я просил взыскать со страховой компании 182 404,29 Р , потому что немного ошибся в расчетах. В итоге мне присудили 153 794,67 Р , хотя на ремонт по оценке экспертов нужно было 64 383,63 Р . На юристов я не тратился и госпошлину, как потребитель, не платил.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: