Как подать в суд на сотрудника сбербанка

Обновлено: 28.03.2024

Жалоба — это документ с требованиями об устранении каких-либо нарушений. Ее можно подать и при ненадлежащем качестве банковских услуг, при нарушении правил кредитования и страхования, по многим другим вопросам в сфере финансовых прав потребителей. В зависимости от ситуации, предметом жалобы может быть неправомерное действие или решение, бездействие со стороны банковских специалистов.

Если кредитная организация не реагирует на обращения клиента, он может защищать свои права через финансового омбудсмена и через ЦБ РФ. В статье расскажем, как составить жалобу на Альфа банк или другую кредитную организацию, что указать в содержании документа.

Что дает обращение с жалобой

При взаимодействии с банком гражданин выступает потребителем финансовых услуг. Это может быть потребительское кредитование, открытие и пользование вкладами, счетами и карточками, совершение различных операций. Как потребитель, клиент вправе требовать от банка предоставления финансовых услуг, соответствующих законам и правилам обслуживания банка.

Если кредитная организация нарушает нормы законодательства, собственные правила обслуживания или условия договора, гражданин может:

  • разрешать спорные вопросы при личном обращении в банк, через онлайн-сервисы;
  • подавать жалобы, претензии, заявления и другие документы с какими-либо требованиями, просьбами;
  • обращаться в государственные ведомства, которые осуществляют надзор за банковской деятельностью;
  • обращаться в суды с исками по различным спорам.

Жалобу на банк может подать не только действующий клиент, который уже заключил договор и пользуется какими-либо финансовыми услугами. Защищать свои права может гражданин, которому необоснованно отказали в открытии счета или вклада, предоставлении иных услуг.

Правда, не стоит забывать, что банк имеет право отказать в открытии счета без объяснения причин. Такое право ему дает банковское законодательство и — в особенности — 115 федеральный «антиотмывочный» закон.

Целью подачи жалобы является описание нарушения, допущенного специалистами кредитной организации. Также документ должен содержать какие-либо требования, которые будет рассматривать руководитель или иное должностное лицо.

Если обращение не содержит требования или просьбы, его примут к сведению, дадут соответствующий ответ. Но только юридически правильно составленная претензия в банк дает возможность добиваться защиты прав в других ведомствах, судебных органах.

На чье имя писать претензию
на работу банковских сотрудников?
Закажите звонок юриста

  • заявление — это устное или письменное обращение по любым вопросам, в том числе о предоставлении услуг, для разъяснения каких-либо вопросов;
  • претензия — это документ, в котором гражданин настаивает на досудебном урегулирование спора, на устранении допущенных нарушений;
  • жалоба — содержит описание конкретного нарушения, требования об его устранении, привлечении виновных лиц к ответственности;
  • исковое заявление — это документ, на основании которого спор будет рассматривать суд.

Есть еще один нюанс, связанный с подачей жалоб и претензий в банк. Жалоба подается по факту нарушений, содержит требование о привлечении к ответственности. Поэтому она обычно подается не в адрес самого нарушителя, так как это влечет субъективность проверки. Жаловаться можно:

  • на действия конкретного специалиста — вышестоящему руководителю кредитной организации или отдела, в надзорные ведомства;
  • на действия и решения руководителя подразделения — в адрес руководства головного офиса, в надзорные структуры;
  • на банк, как на юридическое лицо — в адрес Центробанка, финансового омбудсмена, в другие ведомства, на имя временной администрации при банкротстве кредитной организации — то есть в Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Жалобы или административные иски в суд подаются на действия, решения и бездействия чиновников, государственных органов. На банк жалобу в суд не подать. Если клиенту причинен ущерб, он может обратиться с обычным исковым заявлением в мировой или районный суд.

Нужна помощь в составлении
жалобы на банк в Банк России?
Закажите звонок юриста

Особенности оформления и подачи жалоб

Предметом жалобы или претензии банку всегда является какое-либо нарушение норм закона, условий договора, правил обслуживания. Поэтому важно грамотно описать нарушение, представить соответствующие доказательства.

Не менее важно указать точные ссылки на закон, пункт договора или правила обслуживания, которые нарушены со стороны банковских специалистов. По этой причине любые документы для защиты прав рекомендуем оформлять при поддержке юриста.

По кредитному договору

  • одностороннее изменение условий кредита, если это прямо не предусмотрено договором (например, необоснованное повышение ставки, изменение размера помесячных платежей);
  • отказ в предоставлении кредитных каникул и других мер поддержки, гарантированных законом (например, по закону заемщики могут воспользоваться ипотечными каникулами при снижении дохода, потере работы);
  • при отказе в досрочном закрытии кредита, начислении необоснованных комиссий за расторжение договора (например, банк не может менять основные условия досрочного погашения кредита, так как они указаны в законе № 353-ФЗ);
  • нарушение правил учета платежей по кредиту, что привело к образованию просрочки (например, если платеж ошибочно зачислен на счет другого заемщика).

В законах определены только общие правила кредитования. Точные условия выдачи, пользования и возврата кредита описываются в договоре. Поэтому при подготовке жалобы важно проанализировать пункты договора, проверить их на предмет нарушений.

Жалобы и претензии можно подать на любые нарушения со стороны банка. Претензия направляется напрямую в банк

С жалобой можно обращаться в различные надзорные ведомства. Порядок рассмотрения претензий определен законом «О защите прав потребителя». Срок рассмотрения претензии не может превышать 10 дней, иначе банк привлекут к административной ответственности.

В некоторых случаях жалобу может подать клиент, которому отказали в выдаче кредита. В большинстве случаев банк вправе сам принять индивидуальное решение по заявке, отказать без обоснования причин.

Но по государственным программам кредитования описаны точные условия, при которых банк обязан удовлетворить заявку. Примером является семейная ипотека, которую обязаны выдать при соответствии всем условиям госпрограммы.

По страховке

Подать досудебную претензию можно по вопросам, связанным с обязательным или добровольным страхованием по кредитам. Только при оформлении ипотеки заемщик обязан оформить имущественную страховку, так как это предусмотрено законом.

В остальных случаях страхование является добровольным, т.е. гражданин вправе отказаться от такого предложения. Но в ответ на отказ от страховки банк вправе поднять ставку даже по уже одобренному кредиту.

Предметом жалобы или претензии в Альфа банк или на другую кредитную организацию может быть:

  • навязывание страховки;
  • неуказание страховых взносов в сумме общей переплаты по кредиту;
  • отказное решение о возврате денежных средств при расторжении договора страхования.

Если страховка оформлялась непосредственно при получении кредита, с жалобой или претензий можно обращаться напрямую в банк. Но в некоторых случаях придется обращаться в страховую компанию, с которой заключен договор. Об этих нюансах лучше проконсультироваться у юриста, чтобы не потерять время на обращение в ненадлежащий адрес.

Банк навязывает вам дополнительные страховки
при потребительском кредите и не получается
отказаться? Закажите звонок юриста

При мошенничестве со счетами и картами

Мошенничество с кредитами, счетами, картами и операциями — это преступление. Оно расследуется правоохранительными органами на основании заявления гражданина, представителя банка. Мошенничество может быть связаны с неправомерными действиями менеджеров кредитной организации. Иногда речь идет о мошеннических действиях банковских специалистов, которые работают в связке с преступниками.

Мошенничество может заключаться в выдаче кредита по чужим документам и на подставное лицо, в переводе или снятии денег с украденной карты. Вина сотрудников может заключаться в ненадлежащей проверке документов, в нарушении правил безопасности при совершении операций.

Все эти моменты нужно отразить в претензии или жалобе на имя руководителя кредитной организации. Также по факту мошенничества нужно сразу подать заявление в полицию.

При блокировке карт, счетов и операций

При совершении подозрительных операций или в силу закона банк может блокировать операции по счетам и картам, запрещать снятие и переводы денег. Например, совершенно законной будет блокировка по решению суда или постановлению пристава, а также блокировка счета и карты в силу ограничений Росфинмониторинга. Но во многих случаях операцию или деньги могут заблокировать ошибочно.

Обращения граждан могут быть связаны со следующими нарушениями со стороны банка:

  • неправомерный отказ в возврате вклада, снятии или переводе денег;
  • нарушение правил и сроков снятия ареста, блокировки карточки или счета;
  • отказ разъяснить основания для запрета на распоряжение деньгами;
  • необоснованные ограничения по максимальной сумме перевода или снятия наличных.

В большинстве случаев для разблокировки карты или счета достаточно оформить обычное заявление или обратиться к менеджеру банка. Кредитная организация вряд ли захочет терять постоянного клиента, поэтому быстро проведет проверку по обращению.

Исключение — блокировка по требованию Росфинмониторинга или при личном подозрении сотрудников банка в том, что клиент нарушает нормы 115 фз. В этом случае на разбор ситуации нужно довольно много времени, до 2-3 месяцев.

Но в спорных ситуациях, либо при отсутствии реакции со стороны банковских специалистов, нужно сразу подавать претензию или жалобу.

Заблокировали карту или счет, ссылаясь на требования
115 закона, и в банке не говорят, что вам делать
дальше? Закажите звонок юриста

При отказе в оказании банковских услуг

Банк не вправе отказывать гражданам в предоставлении услуг, если они предусмотрены правилами обслуживания. Более того, кредитная организация не имеет права индивидуально менять условия предоставления услуг по своему усмотрению.

Например, если в правилах предусмотрена комиссия за перевод денег 1%, ее нельзя увеличивать или уменьшать для разных категорий клиентов. Опять же — исключением из правил будет нарушение норм 115 закона. Тогда при переводе средств комиссия может достигать и 10% от суммы.

Составить претензию при отказе в предоставлении услуг можно сразу на месте. Например, если кассир отказывает делать перевод без законных оснований, можно сразу подойти к руководителю отделения, попросить устранить нарушение. Если это не принесло результата, можно оформить и подать письменную жалобу, претензию.

При нарушении правил обслуживания клиентов

Жаловаться можно на любое нарушение правил обслуживания, утвержденных локальным актом банка. Эти документы кредитная организация обязана размещать на сайте, на общедоступных местах в отделениях. Также о правилах предоставления услуги гражданина должны ознакомить при личном обращении, до заключения договора или совершения операции.

Вот несколько примеров, когда имеет смысл подавать жалобы и претензии за нарушение правил обслуживания:

Это далеко не полный перечень нарушений в правилах обслуживания, с которыми могут столкнуться клиенты кредитных организаций.

Банк требует закрыть счет, забрать средства
с него и уйти на обслуживание в другое
фин учреждение. Что делать?

Другие основания

Есть множество других причин, по которым может понадобиться обращение с заявлением, письмом, претензий или жалобой. При этом можно жаловаться на действия конкретного сотрудника, либо на банк в целом, как юридическое лицо.

  • на неправомерное неисполнение исполнительного листа, если взыскатель направил его напрямую, а не в ФССП;
  • на незаконное списание доходов, на которые запрещено обращать взыскание;
  • о незачислении денег на карточки и счета;
  • на нарушение правил снятия залога по ипотеке или автокредиту;
  • о закрытии счета без распоряжения клиента, если это не предусмотрено законом;
  • на невыдачу алиментов, детских пособий (их обязаны выдать даже при аресте счета или карточки).

Если банк неправомерно списал деньги, заблокировал карточку или допустил другое нарушение, не затягивайте с подачей претензий и жалоб. Чем позже начать защиту своих прав, тем больше проблем и сложностей может возникнуть. Например, если банк незаконно удержит алименты в счет списания долга и переведет их в ФССП, возврат денег может занять несколько недель или месяцев.

Как правильно написать претензию в банк

Правила подачи претензий и жалоб одинаковы для всех банков. Контроль за рассмотрением обращений граждан осуществляет Центробанк. Если жалоба оформлена в соответствии с законодательством и содержит точное описание нарушения, на нее обязаны отреагировать.

В содержании претензии нужно указать:

  • наименование кредитной организации, его подразделения или руководителя, куда адресуется претензия;
  • сведения о заявителе (нужно обязательно указать контактный телефон для оперативной связи);
  • суть нарушения, допущенного специалистами банка (например, нужно ссылаться на невозможность пользоваться кредитом, незаконное списание, блокировку карточки или счета);
  • ссылки на нормы закона, условия договора или правила обслуживания;
  • перечень документов и доказательств, представленных заявителем;
  • перечень требований, которые заявляет клиент (например, устранение нарушения, привлечение к ответственности, возврат денег и т.д.);
  • подпись, дата.

В каждом случае нужно учитывать особенность предмета обращения, так как это влияет на содержание жалобы. Например, образец претензии в банк о мошенничестве отличается по содержанию от жалобы на блокировку (арест) детских пособий на карте.

Претензию банку о незаконном списании денежных средств нужно заполнять в произвольной форме, со ссылкой на выписку по счету или карточке. Выписку можно запросить в отделении кредитной организации, через личный кабинет или мобильное приложение. Если факт незаконного списания подтвердится, банк обязан вернуть деньги в течение 7 дней. Это предусмотрено законом «О защите прав потребителей».

Банк отказывается регистрировать
ваше обращение или жалобу?
Закажите звонок юриста

Образец жалобы

У нас на сайте можно скачать примерный образец жалобы в адрес кредитной организации. Заполнять документ нужно с учетом конкретной ситуации, характера нарушений и его последствий. Помощь в подготовке документа могут оказать наши юристы.

Куда обращаться, если банк не реагирует на жалобы и претензии

Срок рассмотрения претензии на нарушение прав потребителя составляет не более 10 дней. Если по истечении этого времени ответ не поступил, это автоматически признается самостоятельным нарушением. Если подается жалоба, ее обязаны рассмотреть в течение 30 дней. В любом случае, заявитель должен получить аргументированный ответ в письменной или электронной форме.

Если банк отказал в удовлетворении требований или вообще не дал ответа, не имеет смысла подавать повторную претензию. В зависимости от ситуации, гражданин может обратиться с жалобой:

  • в Центробанк — по любым нарушениям в сфере банковских услуг;
  • в Роспотребнадзор — по факту нарушения прав потребителя;
  • в Роскомнадзор — если нарушение связано с незаконной обработкой или распространением персональных данных;
  • в ФССП — если банк нарушает правила обращения взыскания на счета и карты,
  • финансовому омбудсмену — при нарушениях прав потребителей при оказании финансовых, кредитных и страховых услуг.

Также после отказа в претензии есть право на обращение в суд. Отметим, что если банк нарушает сроки рассмотрения документа, а спор подпадает под закон о правах потребителя, то через суд можно взыскать компенсацию морального вреда, специальный штраф. Половина штрафа будет взыскана в пользу потребителя, а вторая часть — в бюджет.

Правда, суды присуждают смешные суммы за компенсацию морального вреда. Например, тысяч по 3-5.

Правила конкретного банка могут предусматриваться специальные нюансы рассмотрения спора. Например, Почта банк или Сбер не могут увеличить сроки рассмотрения претензий, так как они прописаны в законе. Но внутренние правила могут конкретизировать порядок направления документов, разные варианты взаимодействия через онлайн-сервисы.

Что делать, если банк прислал претензию

Банки сами направляют письма, уведомления и требования, если клиент или заемщик нарушает свои обязательства. Например, претензия последует сразу после образования просрочки по кредиту. Алгоритм действий зависит от предмета требований.

На досудебных стадиях спора можно попытаться договориться с банком, в том числе оформить соглашение о кредитных каникулах или реструктурировать кредит. Если проигнорировать претензию и требования, банк обязательно подаст в суд.

Наши юристы готовы оказать помощь в любых спорах с банками. Мы поможем оформить претензии и жалобы, исковые заявления в суд. Обращайтесь, мы поможем найти выход даже в самой сложной ситуации!


Нередкими являются случаи, когда банки нарушают права своих клиентов. В этот раз мы постараемся максимально точно раскрыть тему того, как быть в случае, если Сбербанк совершил противозаконные действия и как отстоять свою правоту в суде.

Как подать в суд на Сбербанк

За последний период банковские организации заняли прочное место в жизни людей. Благодаря выдаче разных типов кредитов населению многие получают возможность приобрести какие-то необходимые им вещи, которые они не смогли бы купить, имея в распоряжении только одну зарплату. Речь идёт о таких крупных покупках как транспортное средство, ремонт в квартире, отдых за границей, стартовый капитал для осуществления собственного бизнес-плана. Одним из таких крупных банков выступает Сбербанк России и многие предпочитают обращаться за выдачей кредитов и прочими финансовыми услугами именно в него.

В то же время сниженные проценты по кредитным выплатам в отличие от других банков, а также большое количество дочерних филиалов по стране не являются доказательством высокого обслуживания в этом банке. Поэтому у его клиентов обычно находится масса поводов для защиты прав через подачу судебного иска на разбирательство.

Среди причин для подачи иска может быть много: от безосновательного списания средств со счёта клиента до нарушений условий соглашения с банком самими клиентами. Наиболее продуктивным и повышающим шансы на возмещение средств банком является обращение в суд.

Как подать исковое заявление в суд на банк, увеличив возможность положительного разрешения спорного вопроса и выиграть суд. Подачу заявления в суд можно осуществлять через квалифицированных юристов, в особенности тех, кто специализируется на подобных делах.

Составление текста претензии

Прежде чем подавать в суд на Сбербанк России нужно пытаться решить спорный вопрос при помощи написания путём составления претензии. Если руководство Сбербанка не принимает жалобу или отвечает отказом, значит это прямое доказательство того, что заявитель пытался решить вопрос мирным путём до судебного разбирательства. Сама претензия, как и ответ в будущем следует включить пакет документов при подаче иска в суд.

Форма составления

Претензия оформляется в печатном или письменном виде

Содержание текста претензии

В тексте претензии необходимо указать личные сведения, фамилию, имя и отчество, адрес, прочие деловые контакты и другую важную, по мнению заявителя информацию. В тексте претензии необходимо указать точную формулировку повода обращения, предоставить собственный расчёт денежных операций, подробно описать конкретную суть нарушения прав с точки зрения истца и пояснить свои условия. Помимо прочего, заявитель также должен предупредить адресата претензии о подачи иска в суд в случае неудовлетворения описанных в претензии требований добровольно. В конце ставится дата составления текста претензии и его личная подпись.

Необходимо, что бы дата составления и дата отправки претензии руководству банковской организации совпадали были одинаковы.

Направление претензии

После составления претензии она отправляется в банк. Это можно сделать тремя способами: по электронной почте, заказным письмом или лично в руки.

После её получения банк может никак не отреагировать и не попытаться связаться с подателем жалобы. В этом случае, необходимо отправляться напрямую в суд.

В какой суд подать претензию

Согласно размеру денежной суммы, фигурирующей в иске, он подаётся в отделение суда по району или же в мировой суд или мировому судье. Отличие состоит в том, что мировой суд рассматривает иски, с суммами возмещения не более 50 тыс. руб. Районный судья рассматривает заявления по более крупным суммам.

Согласно единым нормам подачи иска, все заявления по делам банковской специфики следует направлять по месту пребывания ответчика, в данном конкретном случае отделения банковской организации, предоставившего финансовый продукт или услугу. Канцелярия принимает иски, адресованные в отделение районного суда, а судебный участок – в мировом суде.

Порядок составления судебного иска

  1. Рукописный или электронный вариант составления иска;
  2. Исковое заявление с пакетом документов предоставляется в количестве экземпляров, согласно числу заинтересованных лиц, в данном случае, их будет два;
  3. В тексте иска требуется указать сведения об истце и ответчике, их адреса и телефоны;
  4. Описание всех обстоятельств, считаемых заявителем важными, а также предоставить все необходимые расчёты;
  5. Экземпляр заявления нужно дополнить пакетом документов, имеющим прямую связь с рассматриваемым делом, а также оригинал об уплате госпошлины.

Порядок разбирательства по иску в суде

После того, как иск поступает на разбирательство в отделение суда, то в течение рабочей недели судья должен ознакомиться с документом и его приложениями, после чего он принимается к производству. Также может поступить отказ от принятия и остановка процесса. Обычно, это происходит, если необходимо донести какие-либо документы, без наличия которых дальнейшее рассмотрение дела невозможно.

После того, как иск будет принят, суд информирует истца о дате, точном времени и места процесса рассмотрения по делу. По ответному адресу, указанному заявителем, отправляется извещение дополнительный экземпляр документа планируемом заседании на основе поданного иска. Представительству Сбербанка направляется пакет тех же документов, что и заявителя. А также второй вторая копия иска.

Разбор спорной ситуации может проходить как при наличии обеих сторон, так и путём вынесения предписания без их непосредственного присутствия. После рассмотрения всех обстоятельств по делу и условий иска суд выносит своё решение, вступающее в законную силу после завершения срока на подачу апелляции.

Сбербанк по праву считается одним из наиболее проверенных, стабильных и надёжных банков Российской Федерации. Естественно, общее количество нарушений нормативных актов, а уж тем более, законодательных, здесь – большая редкость. Даже в сравнении с банками, имеющими коммерческую основу. Тем не менее, клиенты банка имеют полное право отстаивать свои гражданские права и писать жалобы в том случае, если с подобными нарушениями столкнутся.

Куда пожаловаться на обслуживание в Сбербанке?

Если вас не устраивают какие-то аспекты обслуживания в Сбербанке России, жалобы на это также можно направлять в Центробанк, выступающий в роли надзорного органа, в обязанности которого как раз входит осуществление строгого контроля за тем, чтобы все банки, работающие на территории Российской Федерации, действовали в рамках закона. Примите во внимание, что Центральный банк РФ будет рассматривать только такие заявления, которые касаются реальных нарушений законодательных норм и актов. Если вы не имеете достаточных юридических знаний относительно банковской деятельности, перед подачей жалобы обязательно проконсультируйтесь с юристами по данному вопросу.

Способов обращения с жалобой несколько:

Помимо перечисленных способов, можно обратиться и в контролирующие организации, а также в ЦБ РФ. Однако, указанные выше варианты имеют ряд преимуществ. А именно:

  • Если для разбирательства в спорной ситуации потребуются дополнительные сведения, банк сможет получить их самостоятельно, тогда как контролирующие органы будут запрашивать информацию именно от заявителя.
  • При обращении напрямую в банк заявитель получает возможность отслеживать статус своего обращения и следить за этапами рассмотрения.
  • Принципы рассмотрения обращения и принятия решения не меняются в зависимости от способа подачи жалобы. Банк в любом случае рассмотрит ваше заявление по одному и тому же регламенту, но напрямую это явно произойдет быстрее.
  • При несогласии с принятым решением клиент может оспорить решение в службе омбудсмена, которая подчиняется напрямую президенту банка.

Как пожаловаться на сотрудника Сбербанка?

Сбербанк – огромная структура, которая естественно не в состоянии неусыпно следить за действиями каждого своего сотрудника в конкретной ситуации. Тем не менее, некоторые сотрудники банка действительно могут вести себя крайне некорректно по отношению к клиентам. И с этим необходимо бороться. Для того чтобы пожаловаться на сотрудника, в первую очередь, обратитесь к руководителю данного отделения Сбербанка. Постарайтесь как можно корректнее изъяснить, в чём заключается суть ваших претензий. Руководитель обязательно примет вашу жалобу к сведению. Если урегулировать конфликт на месте не получилось, воспользуйтесь способами, приведенными выше.


Если у вас появились претензии к банку, не спешите бежать в отделение. Для начала решите, чего вы добиваетесь. Претензия к банку — это письменное требование восстановить нарушенные права. Грамотно составленная претензия повышает шансы клиента добиться успеха в споре с кредитной организацией.

  1. Как правильно написать претензию банку
  2. Как написать претензию в банк по кредиту
  3. Как написать претензию в банк по страховке
  4. Как написать претензию в Сбербанк
  5. Образец претензии в банк
  6. Досудебная претензия в банк
  7. Причины подачи претензии
  8. Правила вручения претензии
  9. Куда и как жаловаться
  10. Права должника и обязанности кредитора
  11. В чем отличие претензии от жалобы

Банк принимает претензии, составленные в свободной форме. Некоторые компании предлагают клиентам готовые образцы для заполнения.

Как правильно написать претензию банку

В правом верхнем углу заявления укажите данные получателя: ФИО, должность, адрес головного банковского офиса. После этого укажите, кто предъявляет претензию. Помните, что на бумаге свои ФИО нужно указывать только в родительном падеже (вы отвечаете на вопрос «от кого направляется претензия»). Укажите телефон и адрес отправителя. В конце этой записи точка не ставится.

Отступите строку и посредине листа пишите заглавными буквами слово «претензия». Затем излагайте требования к банку в свободной форме.

Претензии рассматриваются банком согласно внутреннего регламента. Сотрудник банка сообщит вам о сроках получения ответа. Убедитесь, что менеджеры зарегистрировали заявление и присвоили ему входящий номер.

Как написать претензию в банк по кредиту

Если банк нарушает условия кредитного договора, не торопитесь обращаться в суд. Это затратный процесс, который займёт два-три месяца. Сперва составьте письменную претензию к банку в досудебном порядке. В претензии укажите пункты кредитного договора, которые нарушил банк. При необходимости потребуйте перерасчёта процентной ставки или расторжения договора.

Как написать претензию в банк по страховке

Согласно 31-ой статье федерального закона «Об ипотеке» заёмщик обязан застраховать приобретаемое имущество на случай повреждения или полной утраты. Остальные страховки не обязательны, но банки отказывают в выдаче кредита клиентам без страхования жизни. Отдельные кредитные организации требуют застраховаться на случай потери работы или требуют застраховать заёмщика и членов семьи. Если банк незаконно навязал вам страховые услуги, составьте претензию с требованием расторгнуть страховой договор.

В заявлении укажите номер кредитного договора и договора страхования. Требуйте возвращения страховой суммы. Мало кто знает, но по статье 16 ЗоЗПП Российской Федерации вы можете вернуть уплаченные по страховому договору деньги.

Как написать претензию в Сбербанк

Для грамотной подачи жалобы следует изложить текст с подробным описанием инцидента и указанием номера отделения, город, регион, дату события, а также участников, желательно с должностями и фамилиями. В претензии должна быть суть, например, несанкционированное списание средств с карты и т.д., и цель, скажем, возврат денег, замена банкомата или взыскание с нерадивого операциониста банка. В конце нужно указать контакты заявителя - адрес, телефоны, email. Претензия должна быть написана в 2 экземплярах, один из которых заявитель оставляет у себя, а другой отправляет в Сбербанк.

Жалобы условно можно поделить на:

  • Отправляемые непосредственно в банк.
  • Отправляемые в контролирующие организации.

Первый вариант более предпочтителен в большинстве случаев. Клиент сможет получить ответ быстрее, на сайте Сбербанка есть возможность следить за статусом обращения. Отдельно стоит отметить, что принципы принятия решений не зависят от способа передачи информации. И обращения от клиентов банка напрямую, и информацию от ЦБ РФ банк рассматривает одинаково.

При обращении напрямую банк имеет возможность сразу получить всю необходимую информацию о клиенте. Если же к разбирательству подключены контролирующие органы, то всю информацию они будут запрашивать отдельно. Клиент должен быть готов к ее предоставлению.

При несогласии с принятым решением, клиент банка всегда имеет возможность оспорить вывод в службе омбудсмена, которая подчиняется только президенту Сбербанка.

Что касается способов подачи жалобы в Сбербанк, то их несколько:

Образец претензии в банк

Для отправки претензии в банк, на официальном ресурсе этого финансового учреждения, прилагается специальная электронная форма - образец. Его нужно заполнить в соответствии с пунктами бланка.

Образец претензии в банк содержит оптимальные графы, для максимально полной информации и грамотной подачи жалобы. Не все знают, как правильно изложить свое недовольство, а образец заполнить просто.

Любой банк стремится совершенствовать свою работу и обслуживание, в целях привлечения клиентов. По этой причине претензии рассматриваются оперативно, и решения принимаются, в большинстве случаев, в пользу заявителей, если виновны, действительно, сотрудники банка.

Досудебная претензия в банк

Документ, в котором участники финансовых взаимоотношений требуют устранения нарушения или выполнить обязательства по договору - это досудебная претензия в банк. Такие письма могут отправлять как банки, так и клиенты. Например, банк может потребовать внесения средств, а заемщик реструктуризации незаконных или скрытых комиссий.

В договорах, заключаемых между кредитной или финансовой организацией и клиентом, всегда есть пункт, в котором указывается, что любой спор должен быть урегулирован в досудебном формате. Для этого, стороны отправляют претензии, с детальным описанием нарушений статей Федеральных законов и других нормативных актов, с требованием разрешить ситуацию.

Срок рассмотрения жалобы прописывается в письме. По истечении этого времени и при игнорировании одной из сторон претензии, следует обращаться в судебные органы.

Причины подачи претензии

Причины подачи претензии в банк могут быть разные. Например, грубое обслуживание персонала или технические сбои в работе банкоматов и терминалов, а также более серьезные нарушения Федеральных законов.

В большинстве случаев, клиенты требуют вернуть незаконные комиссионные сборы по кредитным договорам, которые были отменены постановлением Арбитражного суда. Ну кому охота добровольно расставаться с деньгами?

Довольно часто возмущение вызывает незаконное списание средств за услуги, которые клиент не заказывал. В числе недовольств значится некомпетентность банковских служащих и операционистов, предоставляющих неточную информацию по тем или иным финансовым продуктам и услугам. Также, раздражение вызывает навязывание сотрудниками банков ненужных клиенту услуг, назойливые рекламные смс-рассылки от банков. Все больше претензий поступает от клиентов, пострадавших в результате мошеннических действий третьих лиц.

Правила вручения претензии

Правила вручения претензии в банковское учреждение предусматривает несколько способов.

В договорах, обычно указываются сроки предъявления претензии по тому или иному поводу и время для урегулирования спора. Однако не всегда и не все отвечают на претензии, чтоб уладить конфликт. Но это не означает, что добиться справедливости и устранение нарушений невозможно.

Куда и как жаловаться

Написать жалобу или претензию по поводу нарушения прав потребителя, законов или неправомерные действия банковских структур, можно в несколько инстанций, осуществляющих надзор в финансовой среде.

Права должника и обязанности кредитора

В процессе финансовых и коммерческих взаимоотношений у сторон автоматически возникают и права должника и обязанности кредитора. В стереотипной модели мышления права ассоциируются с кредитором, а обязанности с заемщиком. Однако и у одной, и у второй стороны есть, как права, так и обязанности.

Независимо от того, что прописано в договоре с банком, должник имеет право:

  • отстаивать свои интересы всеми законными способами;
  • требовать снижения процентной ставки по кредиту;
  • на возврат страховки и скрытых комиссий по кредиту наличными;
  • на досрочное полное или частичное погашение кредита;
  • на расторжение, переоформление или отсрочку выплат по кредиту.

Кредитор, в свою очередь, обязан:

  • предоставить денежные средства в заявленной сумме и на тех условиях, что прописаны в договоре с заемщиком;
  • информировать заемщика обо всех изменении по договору и выплатам по долгу;
  • сохранять конфиденциальность относительно финансового положения клиента.

В чем отличие претензии от жалобы

Несмотря на то, что и жалоба и претензия являются досудебными формами заявлений о нарушениях, все же, в них есть принципиальные отличия. И тот и другой документ - это письменное требование одной стороны исполнить обязательства или устранить нарушение другой стороной, которая эти обязательства несет.

Однако в чем отличие претензии от жалобы видно из контекста документа. В претензии заявитель рассчитывает на мирное урегулирование спорной ситуации, а в жалобе фигурирует требование привлечения виновных к ответственности и наказания их в предусмотренном порядке. В первом случае отношения установлены законом, либо договором, а во втором, где отсутствуют взаимные обязательства, административно-правовым полем.

В остальном, как то, название документа, оформление, форма подачи, различия не столь важны.

Совет от Сравни.ру: Претензии непременно оформляйте в двух экземплярах. Требуйте в банке, чтобы оба документа были заверены. Один из них останется у вас, второй — в банке. Сверяйте на документах даты и номера договоров — в них не должно быть ошибок.

Обращение в суд — это один из вариантов защиты интересов физических и юридических лиц. Не является исключением и сфера кредитования, а также иные области оказания финансовых услуг. Заявление в суд на банк могут подать заемщики, созаемщики и поручители по кредитам, владелец счета или привязанной к этому счету карты, плательщик по каким-либо операциям.

В зависимости от особенностей спора и статуса истца, документы можно подать в арбитражные, мировые или районные суды. О том, как подать в суд на банк и правильно оформить все документы, расскажем в этом материале.

Подать заявление в суд на любой банк, будь то Сбербанк или банк «Траст» надо тогда, когда четко осознаешь цели своего обращения в суд. Исковое заявление в суд на банк должно содержать четкие основания против банка — на что и почему истец жалуется.

Например, банк МТС незаконно списал с вас лишнюю комиссию по кредиту и не хочет ее возвращать, хотя вы указали в претензии в ЦБ и в сам банк о незаконности этого списания. Или же банк «Восточный» ничего не хочет предпринимать против шквала звонков своей службы взыскания, а сотрудники названивают и днем, и ночью.

Или банк «Хоум Кредит» запретил клиенту досрочно погашать кредит. Составить иск на банк физлицо может за многие нарушения закона. Но всегда надо помнить, что жалоба на действия банка в суд — это крайний вариант решения проблемы, когда иные меры в отношении банка уже не помогают.

Однозначно гражданский иск на кредитную организацию надо подавать за мошенничество. Этот тот случай, когда кто-то иной, а не вы оформили по вашим документам кредит, а банком, в свою очередь, предъявлен иск (или хотя бы уже высказаны словесные требования) о возврате денег вам. Для начала надо написать заявление в полицию, дождаться возбуждения уголовного дела и оспорить иск банка о взыскании задолженности.

В каких случаях можно подать в суд

Обращаться в суд можно по любым нарушениям прав и законных интересов. Во многих случаях можно избежать судебных тяжб, если использовать досудебные варианты защиты.

Граждане могут подать иск в мировые и районные суды. Юридические лица и ИП. а также граждане при обращении на банкротство, подают заявления в арбитраж

Чаще всего можно встретить судебные дела, где истцом является банк. Например, это может быть взыскание задолженности и штрафных санкций по кредитам. Клиенты банков намного реже обращаются в суд. О ситуациях, когда подача иска поможет защитить ваши права, расскажем ниже.

Подавая административный иск или апелляционную жалобу нужно учитывать территориальную подсудность. Например, банк «Русский стандарт» имеет головной офис в Москве, Совкомбанк — в Костроме, а ВТБ — в Санкт-Петербурге. Обычно клиент подает в суд на банк по месту регистрации самого банка, но иногда допускается это делать и по месту проживания истца.

По кредитам

Подписав кредитный договор, заемщик принимает на себя обязательства по возврату денег с процентами. При этом заемщик праве защищать свои интересы, если банк нарушил условия договора или нормы закона. Вот самые распространенные причины, по которым можно подать в суд на банк по кредиту:

  • при одностороннем изменении условий кредитного договора (например, при повышении процентной ставки. Но при кредитовании физ. лиц такое поведение банка запрещено. Запрет прописан в законе «О потребительском кредите (займе)»;
  • при оспаривании навязанных услуг, которые повлекли увеличение общей стоимости кредита. Например, раньше банки любили брать с клиентов комиссии за ведение ссудного счета или за выбор способа погашения кредита;
  • при введении комиссий, не указанных в договоре (например, за досрочное погашение кредита);
  • при отказе в предоставлении кредитных или ипотечных каникул, если банк обязан это сделать по закону (например, каникулы по ипотеке можно получить в силу закона);
  • при оспаривании расчета задолженности и процентов по договору;
  • при отказе или препятствовании в досрочном погашении кредита.

Нельзя подать в банк за отказ в выдаче кредита. Одобрение заявки или отказ по ней является правом банка. Исключения есть только для программ кредитования с государственным субсидированием. Например, по программе льготной ипотеки в 2021 году основные условия кредитования определены законодательством.

Можно ли подать в суд на банк за отказ
в рефинансировании кредита, если моя цель
— снизить ставку? Закажите звонок юриста

Нарушения могут быть связаны с действиями банка при просроченном и погашенном кредите. Например, можно обращаться в суд за отказ внести изменения в кредитную историю, если банк обязан это сделать. Прежде чем подавать иск, рекомендуем обратиться к юристам, проверить условия договора и основания для судебной защиты. Если у вас нет оснований для подачи искового заявления, вы только потеряете время и деньги.

В некоторых случаях можно подать в суд на банк за звонки, смс или другие действия по взысканию долга. Ограничения по количеству и времени указанных действий есть только для коллекторов. Но если сотрудник банка достает звонками не самого должника, а его родственников или знакомых, то это уже является нарушением. За такие действия можно взыскать компенсацию морального вреда. Правда, суды, если и присуждают такую компенсацию, то суммы в решениях фигурируют смехотворные.

Иск к банку по кредитному договору чаще всего подается по процентам, которые банк насчитывает на долг. Чтобы верно рассчитать сумму процентов, понадобится помощь профессионального кредитного юриста. Потому что переспорить профессиональных юристов, например, из ОТП банка обычному заемщику, да еще и не очень юридически подкованному, очень сложно, почти нереально.

По оказанию банковских услуг

На действия банка может подать жалобу или иск гражданин, заключивший договор на обслуживание счета и карты. Основанием для обращения в суд может быть:

  • отказ в выдаче денег с вклада или счета;
  • отказ в выдаче самой карты;
  • незаконная блокировка карты и счета, списание со счета средств;
  • одностороннее снижение ставки по вкладу или на остаток средств по счету, если это не предусмотрено договором;
  • незаконное закрытие счета или вклада;
  • введение комиссий по банковским операциям или их завышение;
  • ошибка банка при переводе средств.

Даже разовая платежная операция относится к банковским услугам. Например, если вы платили пошлину, а сотрудник банка допустил ошибку при переводе средств, можно требовать их возврата. При отказе в возврате денег их можно взыскать через суд.

Я — ИП, и банк заблокировал мой счет
за «подозрительные операции».
Что мне делать?

По мошенничеству с денежными средствами

По фактам мошенничества нужно обращаться в полицию. Типичным примером является оформление кредита другими лицами по вашим документам или хищение средств со счета. В банк тоже нужно сообщить о мошенничестве, так как по факту обращения проводится служебное расследование.

Иногда в мошеннических действиях замешаны сотрудники банка, так как все клиенты оставляют в отделениях банков копии и сканы своих документов — паспортов, ИНН, СНИЛС и тд. И с помощью этих копий можно легко «повесить» на человека кредит, который ему банк не выдавал. В этом случае можно взыскать причиненный ущерб через суд.

Банкротство физического лица

Физ. лица могут банкротиться через арбитраж и МФЦ. При этом в арбитражный суд подается заявление с требованием о признании банкротом. Поэтому банк будет являться не ответчиком, а кредитором по банкротному делу. Это важно, так как с кредитора при банкротстве нельзя что-либо взыскать.

При обращении в МФЦ судебные процедуры вообще не проводятся. Однако кредиторы вправе подать возражения и потребовать передачи дела в арбитраж. Основанием для такого требования может стать информация об имуществе должника, которая стала известна после окончания исполнительного производства.

Что можно и нужно сделать до подачи иска в суд

Прежде чем обращаться в суд можно использовать другие варианты защиты. Во многих случаях это будет эффективнее, чем ждать рассмотрения спора по иску. Даже если досудебное урегулирование спора не принесло результата, оно поможет:

  • собрать доказательства для обращения в суд (например, таким доказательством может стать переписка с банком);
  • снять часть спорных вопросов во внесудебном порядке (например, банк может согласиться сделать перерасчет, разблокировать счет или провести рефинансирование кредита по сниженной ставке);
  • показать суду добросовестность истца, который пытался решить вопрос мирным путем (например, это будет важно при взыскании компенсации морального вреда).

Можно ли подать в суд сразу после выявления нарушения? Это зависит от предмета спора и характера нарушений. Например, если со стороны банка допущено нарушение прав потребителя, нужно обязательно соблюсти претензионный порядок урегулирования спора. По некоторым нарушениям нужно подать жалобу финансовому омбудсмену. Поэтому рекомендуем проконсультироваться у наших юристов, прежде чем подавать в суд, например, на Сбербанк или на любую другую кредитную организацию.

Многие положения кредитных договоров
написаны непонятным языком. Что делать
перед подачей в суд?

Как правильно подать в суд на банк?

Перейдем непосредственно к теме статьи и разберем, как подать в суд на банк. Чтобы вам не вернули документы и приняли положительное решение, нужно заранее определить:

  • предмет спора, перечень и цену исковых требований:
  • подсудность и подведомственность рассмотрения спора;
  • надлежащего ответчика или нескольких ответчиков, круг других заинтересованных лиц;
  • перечень доказательств, которые нужны для рассмотрения дела.

Вот пример по одному пункту из списка. В суд нужно подавать не на сотрудника банка, обманувшего вас, а на само кредитное учреждение, оказывающее услуги. Именно банк несет ответственность за всех своих сотрудников, обязан возмещать ущерб, причиненный их действиями. Поэтому, если менеджер допустил ошибку и незаконно списал деньги с вашего счета, надлежащим ответчиком по иску будет банк.

Способы подачи иска

Заявитель может подавать документы в суд самостоятельно или через представителя. На представителя нужно оформить нотариальную доверенность. Подать иск с приложениями можно:

  • непосредственно в канцелярию суда;
  • по почте;
  • через систему «Мой арбитр» (в арбитражные суды);
  • через сайты судов или систему ГАС «Правосудие» (в мировые и районные суды).

Как подать в суд на банк онлайн? Для этого нужна ЭЦП или подтвержденная учетная запись госуслуг (ЕСИА) По ним идентифицируется личность заявителя на всех онлайн-сервисах. Напрямую через госуслуги иски подать нельзя.

Если у меня в банке счета ИП и физ. лица,
и дело касается переводов между ними,
то в какой суд подавать иск?

Подсудность

При нарушении норм подсудности вам вернут иск без рассмотрения. Вот основные правила подсудности:

  • экономические споры с участием организаций и ИП рассматриваются только через арбитраж;
  • заявления на банкротство тоже подаются исключительно в арбитраж;
  • мировые судья могут рассматривать дела с ценой иска до 100 тыс. руб., если речь идет о защите прав потребителей;
  • дела о выдаче судебного приказа;
  • остальные имущественные (денежные) споры мировые судьи рассматривают при цене иска до 50 тыс. руб.;
  • дела, которые не относятся к подсудности мировых судей, будет разбирать районный суд.

Приведем пример. Если вы требуете от банка возврат денег на сумму 20-30 тыс. руб., то и заявление нужно подавать мировым судьям. Если же речь идет о неимущественном споре или о взыскании суммы более 100 тыс. руб., дело будет рассматривать районный суд.

Не менее важно определить, в какой именно суд направлять документы. Если допущено нарушение прав потребителя по банковским услугам, истец может подать иск по своему месту жительства. Это удобнее, так как не придется тратить время и деньги на поездки, на командировки юриста.

По остальным спорам иски подаются по месту нахождения ответчика. Но если спор вытекает из деятельности филиала, можно обращаться в суд по их адресу. Например, если вы подаете иск по кредиту ВТБ или Альфа-банка, можно обращаться в судебный орган по адресу регистрации филиала.

Если кредит брался в Орле,
может ли решение о его реструктуризации
заблокировать центральный офис?

Сложнее ситуация с банками, которые работают онлайн. Например, у банка Тинькофф есть только головной офис в Москве, а почти все услуги оказываются через онлайн-сервисы. Если дело касается нарушения прав потребителя, обращайтесь с документами по своему месту проживания. По другим спорам придется подавать иск в судебные органы Москвы, по адресу головного офиса Тинькофф.

Что можно требовать в иске

Это зависит от предмета и сути спора, от характера требований. Исковые требования к банку могут включать:

  • взыскание денежных средств (например, при незаконном списании с карты);
  • взыскание компенсации морального вреда (например, при неправомерных действиях при взыскании);
  • взыскание расходов, связанных с обращением в суд (например, на оплату услуг юриста, на пошлину);
  • отмена незаконных решений (например, при отказе в предоставлении кредитных каникул);
  • понуждение к определенным действиям (например, передача сведений в бюро кредитной истории);
  • расторжение или изменение договора (например, при незаконном подключении к программе коллективного страхования).

Основные требования нужно указать сразу при подаче иска. В ходе процесса их можно менять и дополнять. Это может сделать сам истец или его представитель по доверенности.

Форма и содержание искового заявления в суд на банк

В законах нет образцов заявления и жалоб в суд. В ГПК РФ или АПК РФ можно найти только основные требования по форме и содержанию документов. Если вы не знаете, как написать заявление, поручите это юристам. Ошибки в оформлении документов могут повлечь оставление их без движения, отказ в возбуждении дела.

Типовые образцы заявлений в судебные органы можно найти и скачать на нашем сайте. Обязательно укажите в тексте иска:

  • наименование судебного органа;
  • данные об истце и ответчике, других заинтересованных лицах;
  • цена иска, ее расчет;
  • описание сути обязательств между сторонами;
  • описание сути нарушения со ссылкой на доказательства;
  • обоснование правовой позиции истца со ссылками на нормативные акты;
  • перечень исковых требований;
  • перечень приложений;
  • дата, подпись заявителя или его представителя.

Образец иска о защите прав потребителя

Образец иска о защите прав потребителя

Лучше сразу указать подробную правовую позицию, чтобы суд изучил ее до рассмотрения дела по существу. В некоторых случаях можно ссылаться на судебную практику по аналогичным делам, если она подтверждена Верховным судом РФ.

Сколько стоит подать в суд на банк

Если вы подаете иск на Сбербанк или другое кредитное учреждение по нарушениям прав потребителей, пошлину платить не нужно. В остальных случаях размер пошлины зависит от суммы исковых требований. Размеры пошлин для обращения в мировые и районные суды можно найти в ст. 333.19 Налогового кодекса РФ. По неимущественным спорам размер пошлины составляет 300 руб. (для граждан) или 6000 руб. (для организаций). При успешном завершении дела пошлину можно взыскать с проигравшей стороны.

Какие расходы по суду можно
взыскать с проигравшей стороны?
Закажите звонок юриста

Нужен ли юрист для ведения дел

Юрист нужен не только для составления иска и его подачи в судебные органы. По всем видам споров требуется профессиональная юридическая поддержка. В судебном процессе ваш представитель сможет:

  • подавать заявления, ходатайства, доказательства, запросы;
  • выступать в заседаниях, давать пояснения, задавать вопросы другим участникам дела;
  • знакомиться с материалами дела и делать их копии;
  • менять размер исковых требований, заключать мировое соглашение.

Точный перечень полномочий юриста указывается в доверенности. Учтите, что у любого банка есть своя юридическая служба, которая наверняка направит представителя в судебный процесс. Без юридической поддержки вы вряд ли сможете обосновать свою позицию, ответить на возражения ответчика, правильно трактовать доказательства.

Судья принял иск: что дальше

Если вы не можете лично участвовать в процессе, заявите об этом письменное ходатайство, просите рассмотреть дело в отсутствие истца. Продолжительность гражданского дела в мировых судах составляет до 1 месяца, а в районных — до 2 месяцев. На практике сроки могут продлеваться, особенно если стороны просят перенести заседания или делаются какие-либо запросы.

Командировка — это уважительная
причина для отсутствия в суде?
Закажите звонок юриста

Что делать после вынесения решения

Если судья вынес положительное решение по вашему иску, нужно дождаться вступления его в силу. На подачу жалобы дается 30 дней, чем наверняка воспользуется банк. Если за 30 дней жалоба не подана, можно обращаться за исполнительным листом. Если жалоба подана, лист выдадут после рассмотрения дела в апелляции.

По всем вопросам, связанным с подачей исков на банки, вы можете обратиться к нашим юристам. Мы объясним, как подать жалобу в суд, какие доказательства потребуются для победы в процессе. С нашей помощью вы отстоите интересы даже в самой сложной ситуации!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: