Как подать в суд на пфр за отказ в назначении пособия на ребенка

Обновлено: 24.04.2024

Прием заявлений на новые ежемесячные выплаты на детей от 8 до 17 лет стартовал еще с 1 июля 2021 года, но их рассмотрение в большинстве случаев занимает очень длительное время. По одобренным заявкам Пенсионный фонд уже осуществляет денежные переводы, однако доля отказных решений по обращениям очень высокая. В первую очередь, заявители получают отказы из-за превышенных доходов или отсутствия официального заработка. Однако в некоторых случаях семьи с детьми получают явно ошибочные отрицательные решения, а иногда ведомство направляет родителям уведомления даже без указания причин отказа.

Необоснованные отказы можно обжаловать: заявитель должен понимать, почему в предоставлении материальной поддержки ему было отказано, чтобы на основании этого принять необходимые действия. Что делать, если пришел отказ, и как его обжаловать — разбираемся в этой статье.

Почему могут отказать в выплате от 8 до 17 лет

Согласно Постановлению Правительства № 1037 от 28.06.2021, в случае принятия отрицательного решения по пособию на детей от 8 до 17 лет заявителя должны уведомить об этом в течение суток с обязательным указанием причины отказа. Перечень законных оснований следующий:

  • Возраста ребенка не соответствует установленным требованиям. Например, на момент подачи обращения ребенку еще нет восьми лет.
  • Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде превышает региональный прожиточный минимум. Напоминаем, право на выплаты имеют только нуждающиеся семьи (подробнее о том, как считают доходы семьи).
  • Имущество семьи превышает установленный Правительством лимит. В предоставлении пособия откажут, если у заявителя или членов его семьи в собственности несколько квартир, новых машин, земельных участков и т. д. (подробнее о том, как учитывается имущество).
  • У одного из трудоспособных членов семьи нет официального дохода. Пособие положено только тем семьям, где у каждого совершеннолетнего есть подтвержденный доход либо уважительные причины его отсутствия. Чаще всего семьи получают отказы именно из-за этого условия, однако не всегда правило нулевого дохода применяется обоснованно.
  • Ошибки, опечатки или недостоверные данные в заявлении. Нередко из-за невнимательности или технических ошибок родители подают заявление с неверными сведениями, а потом получают отказ.
  • Непредставление документов в установленный срок. Большинство сведений, необходимых для назначения пособия, сотрудники ПФР получают самостоятельно, но иногда требуются дополнительные данные, которые может предоставить только заявитель (например, если у него есть источники доходов в другой стране). Если не успеть предоставить нужные справки в течение 10 дней после подачи заявления, родителю придет отказ в назначении выплаты.

Подробнее о причинах отказа можно читать в отдельной статье.

Почему важно знать причину отказа

Знать, по какой причине пришло отрицательное решение, очень важно — заявитель должен понимать, обоснован отказ или нет. Например, если семья не прошла из-за превышения доходов, заявитель может подать обращение позже, чтобы в расчетном периоде не учитывались месяцы, в которых были крупные денежные поступления (доходы от продажи имущества, премия на работе, декретные выплаты и прочее).

Внимание! Если вы получили отказ в предоставлении пособия без указания причин, свяжитесь с Пенсионным фондом, чтобы выяснить точную причину. Если отказ необоснован или сотрудники ведомства затрудняются назвать основания для отказа, заявитель имеет право подать жалобу на действия ведомства, чтобы не потерять право на получение пособия с месяца обращения.

Можно ли обжаловать отказ на пособие от 8 до 17 лет

Бывает, что заявитель абсолютно уверен, что отказ, который он получил в результате обращения за пособием на детей от 8 до 16 лет, необоснован или принят на основании неверных сведений. Вот лишь некоторые примеры нелепых отказов, которые получили наши подписчики в социальных сетях:

  • по сведениям, полученных из МВД, адрес регистрации заявителя с указанным в заявлении не совпадает, хотя он прописан и проживает там многие годы;
  • матери-одиночке пришел отказ из-за отсутствия доходов, хотя по правилам, утвержденным Правительством, статус одинокого родителя является уважительной причиной отсутствия доходов;
  • среднедушевой доход оказался выше прожиточного минимума, хотя по факту это не так (из-за сбоя в системе у некоторых родителей доходы посчитали дважды, и они получали отказ из-за превышения доходов).

Что же делать в подобных случаях? ПФР советует подать новое заявление, но дело в том, что тогда заявитель потеряет выплаты за один месяц по причине неправомерного отказа, так как при подаче нового заявления в случае одобрения деньги назначат с месяца обращения.

Чтобы не допустить подобного, родители, которые уверены в своей правоте, могут обжаловать полученное решение. Сделать это можно:

Если отказ действительно был необоснованным, ПФР пересмотрит решение по ранее поданному обращению и назначит пособие. Подробнее о каждом из способов подачи жалоб рассказываем ниже.

Как подать жалобу через Госуслуги

Если родитель или законный представитель ребенка оформлял пособие от 8 до 17 лет через Госуслуги, то самый удобный способ обжаловать отказ — подать жалобу через специальный сервис досудебное обжалование.

Заявителю потребуется указать информацию об услуге, по которой пришел отказ (можно выбрать из своих электронных заявлений), а также дату обращения.

Также заявитель должен указать свои контактные данные, адрес и наименование ведомства, действия которого он обжалует, а также причину подачи жалобы (ее можно узнать из полученного уведомления).

Жалоба на Госуслугах по пособию от 8 до 17 лет будет рассмотрена в течение 15 дней с момента регистрации.

Как оспорить отказ на сайте Пенсионного фонда

Подать жалобу напрямую в Пенсионный фонд можно не только в ходе личного визита, но и через электронные услуги и сервисы ПФР. Сделать это можно в разделе «Обращения граждан» в списке услуг по ссылке.



В электронной форме обращения родитель должен указать необходимые сведения о себе, адрес электронной почты, на которую должен прийти ответ, а также изложить суть обращения.



Обратите внимание! Тема обращения обязательно должна быть указана. Кроме того, если текст жалобы не позволяет определить ее суть, ответ на такое обращение сотрудники ведомства дать не смогут.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006, обращение должно быть рассмотрено в 30-дневный срок. Следить за ходом и результатами рассмотрения отправленного заявления можно в разделе «История обращений» личном кабинете гражданина на сайте ПФР.

В случае удовлетворения жалобы Пенсионный фонд назначит пособие и выплатит деньги за весь период с даты подачи первого заявления. Если же аргументы заявителя будут опровергнуты, он может обратиться с заявлением в суд, чтобы оспорить это решение.

Не бойтесь отстаивать свои права! Ежемесячные пособия на детей от 8 до 17 лет — это новый вид государственной поддержки, назначением и выплатой которых впервые занимается Пенсионный фонд. Естественно, пока механизм рассмотрения заявлений от граждан еще не налажен, возможны некоторые накладки в работе системы. Поэтому если вы получили отказ в предоставлении выплат, внимательно изучите его причину и обжалуйте результат, если не согласны с ним. Как показывает опыт наших подписчиков, такой подход действительно работает.

Не потеряйте эту статью!

Комментарии 39

К сожалению, по жалобам приходят отписки, с досудебного обжалования приходит ответ, что это не в их компетенции.

ПФР РФ отказал по причине отсутствие дохода. Согласно приложению к Постановлению 1037 ПФР РФ запрашивает в рамках межведомственного взаимодействия налоговую. Налоговая доходы может предоставить только за прошедший год, т е. 2020 год, а за 2021 год сможет только в 2022. Кроме того, если человек оказывал услуги по ГПД в январе, феврале 2021, то срок сдачи налоговой декларации до 30.02.2022, а срок уплаты НДФЛ 15.07.2022. В таком случае официальный доход имеется, а все равно ПФР РФ отказывает в пособии с 8 до 17 лет. Потому что в Постановлении 1037, не учтены требования налогового законодательства РФ. ПФР РФ не утруждает себя запросить документы, подтверждающие отсутствие нулевого дохода у члена семьи заявителя.

Я мать-одиночка, пришёл отказ без указания причины. Приехав в ПФР, оказалось, что не была поставлена галочка в заявлении, что в свидетельстве о рождении прочерк и я не получаю алементы (на доработку заявление не присылали). Подола досудебную жалобу через гос.услуги, через пять дней со мной связались. Получила выплату за июль. Не бойтесь отстаивать свои права!

Пришел отказ, подала еще раз — и опять их что-то не устраивает.

У меня двое детей. На первого назначены алименты по решению суда, со вторым я являюсь матерью-одиночкой. Младшему ребенку в мае 2021 исполнилось 3 года. Пришел отказ. Написала жалобу в ПФР — статус жалобы недели 2 стоит, что принято. Написала теперь заявление в прокуратуру. Буду ждать решение.

Напишите, пожалуйста, что-то изменилось? У меня такая же ситуация, не знаю куда обращаться, пока отправила жалобу в администрацию города.

Я мать-одиночка, работающая, ребенку полных 8 лет. Пришел отказ без указания причины. Уточнила в ПФР. Ответ «Нет данных, что вы в разводе». В ЗАГСе подтвердили, что развод десятилетней давности в их базе есть. В ПФР сказали подать заявление повторно. Тогда еще не знала, что можно обжаловать. Подала повторно. Пришло уведомление, что заявление снова отправлено на доработку. В ПФР причину не пояснили. Жду окончательный ответ по второму заявлению.

Здравствуйте. По нормативно-правовых документам, алименты должны быть назначены судом, они назначены, но отказ. Дополнительные документы не требовали. Комментарий к принятому решению: нет номера исполнительного производства, нет доходов по алиментам. Причина отказа в
непредставление заявителем необходимых документов.

Вот у меня также, алименты получаю с 2011 года, а они отказ прислали, потому что нет решения суда‍.

Вы можете подать жалобу в системе досудебного обжалования, если в процессе оказания услуги «Выплата ежемесячного пособия на ребенка» были нарушения регламента:

  • Нарушение сроков предоставления услуги;
  • Нарушение сроков регистрации запроса на услугу;
  • Отказ в исправлении допущенных ошибок или опечаток;
  • Отказ в предоставлении государственной услуги;
  • Отказ в приеме документов;
  • Требование дополнительной платы;
  • Требование дополнительных документов.

Документы, необходимые для получения услуги

Срок предоставления

Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) пособия на ребенка принимается уполномоченным учреждением не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении пособия на ребенка и документов, указанных в пунктах 23 - 29 Административного регламента.

Основание

Заявителем на получение государственной услуги по предоставлению пособия на ребенка является один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка с месяца рождения ребенка по месяц достижения им возраста 16 лет (на обучающегося в общеобразовательной организации - по месяц окончания им обучения, но не более чем по месяц достижения им возраста 23 лет) в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края.
Заявители могут участвовать в отношениях, связанных с получением государственной услуги, через законного или уполномоченного представителя.

Cрок регистрации запроса на услугу

Отказ в предоставлении государственной услуги

несоблюдение установленных условий признания подлинности простой электронной подписи или действительности усиленной квалифицированной электронной подписи
Основания для отказа в приеме документов:при поступлении документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью, орган, предоставляющий государственную услугу, в течение 2 рабочих дней со дня поступления документов проводит процедуру проверки действительности усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи, с использованием которой подписаны указанные документы, предусматривающую проверку соблюдения условий, указанных в статье 11 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ, проверка подписи).Проверка подписи может осуществляться органом, предоставляющим государственную услугу, самостоятельно с использованием имеющихся средств электронной подписи или средств информационной системы головного удостоверяющего центра, которая входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг. Проверка подписи также может осуществляться с использованием средств информационной системы удостоверяющего центра, аккредитованного в порядке, установленном Федеральным законом N 63-ФЗ.В случае если в результате проверки подписи будет выявлено несоблюдение установленных условий признания подлинности простой электронной подписи или действительности усиленной квалифицированной электронной подписи, орган, предоставляющий государственную услугу, в течение 3 дней со дня завершения проведения такой проверки принимает решение об отказе в приеме к рассмотрению документов и направляет заявителю уведомление об этом в электронной форме с указанием пунктов статьи 11 Федерального закона N 63-ФЗ, которые послужили основанием для принятия указанного решения. Уведомление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью органа, предоставляющего государственную услугу, и направляется по адресу электронной почты заявителя либо в его личный кабинет на порталах государственных и муниципальных услуг. После получения уведомления заявитель вправе повторно обратиться, устранив нарушения, которые послужили основанием для отказа в приеме к рассмотрению документов.


непредставление заявителем документов, подтверждающих право на пособие, указанных в пунктах 22 - 29 Административного регламента.
Основанием отказа в назначении пособия на ребенка является непредставление заявителем документов, подтверждающих право на пособие, указанных в пунктах 22 - 29 Административного регламента.

Вы можете подать жалобу на Пенсионный фонд Российской Федерации в системе досудебного обжалования, если в процессе оказания услуги были нарушения регламента:

  • Нарушение сроков предоставления услуги;
  • Нарушение сроков регистрации запроса на услугу;
  • Отказ в исправлении допущенных ошибок или опечаток;
  • Отказ в предоставлении государственной услуги;
  • Отказ в приеме документов;
  • Требование дополнительной платы;
  • Требование дополнительных документов.

Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации

Осуществление ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы

Установление и выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

Осуществление компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами

Выплата пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации

Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

Предоставление сведений о трудовой деятельности работника, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Прием от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование

Установление и выплата дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности

Предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Прием заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию

Прием от страхователей реестров застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию

Предоставление компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, к новому месту жительства

Пенсионный фонд России – это одна из крупнейших организаций, направленная на оказание социально значимых услуг населению Российской Федерации. ПФР выплачивает гражданам пенсии, пособия и компенсации. Однако не всегда пенсионный фонд добросовестно выполняет свои функции. Самые яркие примеры – требование платы за бесплатную услугу или не обоснованный отказ от принятия заявления. В этой статье будет рассказано, как подать в суд на пенсионный фонд.

Как подать в суд на пенсионный фонд

Многие граждане РФ считают, что судом ничего не добиться. Чаще всего говорят, что это – пустая трата времени, что в суде всё куплено и так далее. На самом деле это далеко не так. Чаще всего, если человек зафиксирует нарушение и подаст исковое заявление на ПФР в суд, то он выиграет.

Итак, как подать заявление в суд на ПФР?

Основания для обращения в суд

Если при оказании услуг пенсионный фонд России нарушает права гражданина, то он может подать жалобу в соответствующую инстанцию. Свою эффективность в этом вопросе показала жалоба в суд.

Однако для того, чтобы подать жалобу, надо иметь достаточные основания. Такими можно назвать:

  • Неправильное начисление пенсионной выплаты;
  • Необоснованный отказ в изменении величины пенсионных выплат;
  • Если пенсии или компенсации фондом не выплачиваются;
  • Если пенсионный фонд просрочил срок предоставления услуги;
  • Если пенсионный фонд необоснованно отказал в приёме заявления;
  • Если сотрудник пенсионного фонда требует плату за оказание бесплатной услуги.

Если одна из ситуаций, приведённых выше, произошла, то нужно собрать доказательства. В таком случае пенсионный фонд можно будет привлечь к ответственности. Однако вначале надо удостовериться в том, что вина лежит именно на нём, а не на человеке ил организации, которая отвечает за доставку пенсионных выплат.

Порядок действий

Если гражданин решил, что не готов терпеть затягивание сроков выплат от пенсионного фонда, то надо действовать быстро. Подать в суд на ПФР по пенсии – это один из самых эффективных способов разрешения конфликта.

Однако перед тем как подавать заявление в суд нужно знать – как вообще необходимо действовать.

  1. Вначале надо пожаловаться руководителю отделения пенсионного фонда;
  2. Если предыдущий шаг ничего не дал – надо писать директору регионального отделения;
  3. После необходимо сообщить о нарушении в прокуратуру;
  4. Затем останется только подать заявление в суд.

Подать заявление можно сразу несколькими способами – лично, используя заказное письмо, при помощи интернета через официальный сайт суда и через портал Госуслуги. Если суд не ответил на подачу заявления в течение тридцати дней – нужно написать об этом в вышестоящие инстанции.

Чаще всего бывает достаточно подать заявление в прокуратуру. Они сами проведут проверку в отделении пенсионного фонда. Если прокуратура найдёт серьёзные нарушения, то составит дело и передаст его в суд вместе с заявлением в суд. Если же прокуратура бездействует, то надо самому обращаться в суд.

Этапы разбирательства

Оплата госпошлины

Способы оплаты меняются в зависимости от способа подачи заявления.

  1. Если человек пошёл подавать заявление лично, то нужно оплатить пошлину в кассе.
  2. Если заявление в суд на пенсионный фонд подаётся через интернет, то нужно будет оплатить пошлину через кассу или Госуслуги.
  3. Если подавать заявление через Госуслуги, то оплатить можно будет тоже через портал Госуслуг. Даже больше, заявление будет отправлено только после подтверждения платежа.

Сроки рассмотрения

По закону суд должен рассмотреть и ответить на поданное заявление в течение 30 дней с момента подачи. Если за этот срок суд не прислал ответа – гражданин может подать жалобу в вышестоящие органы.

Составление искового заявления на ПФР

Правильно составить заявление – это очень важно. Если будет допущена хоть одна ошибка – его не примут.

Как правильно составить иск

Исковое заявление нужно составлять в нескольких экземплярах – в зависимости от того, сколько сторон участвует в разбирательствах. Составлять его можно самому, или же поручить это юристу. Однако заявление всё равно должно соответствовать требованиям:

Вводная часть. В правом углу наверху листа нужно указать наименование суда и его точный адрес. После нужно написать свои ФИО, место жительства, дату рождения и место работы. Затем необходимо написать ту же информацию об ответчике. В данном случае это пенсионный фонд России. Помимо названия организации необходимо указать адрес и имя директора фонда. Там же указывается цена.

Информационная часть. В этой части нужно написать, где конкретно были нарушен закон и права гражданина. При этом необходимо ссылаться на нормативные акты (в этом может помочь юрист). При этом можно написать о требовании выплатить компенсацию за моральный ущерб и судебные издержки.

Заключение. В конце нужно указать список документов, указать дату составления и поставить подпись.

Образцы исковых заявлений

Нюансы

В суде может помочь любая бумажка – копии трудовых договоров, документы, которые связаны с вредным производством. Если они не пригодятся – хорошо. Если понадобятся – ещё лучше.

Прилагаемый пакет документов

  • Копию паспорта и квитанцию об оплате государственной пошлины.
  • Доказательства о неправомерных действиях пенсионного фонда.
  • Копии жалоб на ПФР, которые были отправлены в рамках досудебного разбирательства.
  • Любые доказательства, которые подтвердят правоту истца.

Советы: как отстоять свои права

К суду всегда нужно быть готовым. Нужно отправлять только копии документов, чтобы они не «потерялись» по пути к суду. Также лучше нанять хорошего юриста, который хорошо знает законы и сможет нормально отстоять точку зрения истца.

Заключение

Иск в суд на пенсионный фонд – это не так легко, как может показаться. Ведь для того, чтобы всё закончилось хорошо, нужно хорошо знать законы и нормативные акты.

Гражданин вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее – жалоба).


В досудебном (внесудебном) порядке гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР:

  • в ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;
  • в вышестоящий территориальный орган ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
  • к руководителю территориального органа ПФР – на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.


Жалоба должна содержать:

  • наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина (представителя), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Гражданином (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина, либо их копии.

В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин подавал заявление (извещение), либо в месте, где гражданином получен результат предоставления государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством:

  • Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (в случае если государственная услуга была получена на Едином портале);

Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба подана гражданином в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба может быть подана гражданином через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.


Гражданин может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у гражданина документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • затребование с гражданина при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.


В территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются в органы прокуратуры.


Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:

  • оснащение мест приема жалоб;
  • информирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, на Едином портале;
  • консультирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
  • заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и территориальными органами ПФР в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи гражданам результатов рассмотрения жалоб;
  • формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.

В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее – решение). Решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.

При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Информирование заявителя о результатах рассмотрения жалобы осуществляется путем направления гражданину соответствующего ответа.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме или по желанию гражданина в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если жалоба была направлена через систему досудебного обжалования, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.


В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование территориального органа ПФР, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, принявшего решение;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
  • основания для принятия решения;
  • принятое решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.

По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа.


ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения, принятого ранее в отношении того же гражданина и по тому же предмету жалобы.

ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.

Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе ПФР, в ПФР или в судебном порядке.

Граждане имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронном виде.

Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

      • Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»
      • Бесплатное информирование плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и их должностных лиц, а также предоставление форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснение порядка их заполнения
      • Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
      • Прием от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Установление и выплата дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности
      • Выплата пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
      • Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала
      • Предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
      • Установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации
      • Установление федеральной социальной доплаты к пенсии
      • Прием, рассмотрение и принятие решений по заявлениям (уведомлению) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений
      • Прием от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование
      • «Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

      Прием от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»«Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

      [7] Положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: