Как подать в суд на исполнителя услуг

Обновлено: 28.03.2024

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Рекомендации по написанию искового заявления в суд о взыскании денежных средств за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) с целью защиты нарушенных прав потребителя - RSS

Рекомендации по написанию искового заявления в суд о взыскании денежных средств за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) с целью защиты нарушенных прав потребителя

Статьей 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлено право обращения потребителей за защитой нарушенных прав в суд. Прежде чем обращаться в суд, потребитель должен попытаться урегулировать спорный вопрос в досудебном порядке. При этом необходимо помнить, что требования потребителя к исполнителю (изготовителю) о назначении новых сроков, уменьшении цены за просрочку, отказа от исполнения договора должны быть четко выражены в претензии.

Претензию необходимо составить в двух экземплярах и передать представителю исполнителя (изготовителя), при этом в экземпляре потребителя должны стоять отметка о дате принятия, Ф.И.О., должность, роспись лица, принявшего претензию. Только после получения отказа на изложенные в претензии требования либо в случае отсутствия какого-либо ответа в течение установленного срока потребитель может обратиться в суд.

Досудебное разрешение конфликта будет предпочтительно для обеих сторон по многим причинам, среди которых и длительность судебных процедур, эмоциональный и психологический дискомфорт, который стороны испытывают в суде, потеря времени и многое другое. В то время как досудебное решение возникших проблем в большинстве случаев приводит к урегулированию отношений и прояснению позиций сторон.

Потребителю при общении с исполнителем (изготовителем) как в досудебном порядке, так и в суде необходимо обратить особое внимание на то, что его целью должно быть восстановление нарушенных прав и получение соразмерной компенсации. Стремление получить материальную выгоду, желание обогатиться, как показывает практика, не приносит желаемого результата. Потребитель должен учитывать возможность принятия судом решения не в его пользу. Соответственно, перед обращением в судебную инстанцию потребителю необходимо адекватно оценивать ситуацию и предъявлять обоснованные и разумные требования.

Требования, связанные с несоблюдением сроков выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги), если при этом стало очевидным, что она не будет выполнена в срок.

Завершение выполнения работ (оказания услуг) оформляется актом либо иным подобным документом согласно ст. 720 Гражданского кодекса РФ. Наличие подписи потребителя в нем свидетельствует о его согласии со сроком и результатом работ (услуг) и об отсутствии претензий в отношении видимых недостатков. Следовательно, принятие работы (услуги) без отметки о нарушении сроков исполнения работы (оказания услуги) лишает потребителя права ссылаться на наличие просрочки, и предъявление впоследствии искового заявления по данному поводу, вероятнее всего, будет безрезультатным для потребителя.

По своей природе исковое заявление – это в определенной части та же претензия, обращенная к исполнителю (изготовителю) через посредничество суда и содержащая в обязательном порядке, помимо требований потребителя, дополнительную информацию. В исковом заявлении должны быть указаны:

  1. наименование суда, в который подается заявление (гражданский суд, как правило, мировой либо районный);
  2. наименование истца, его место жительства (согласно паспорту; дополнительно следует указать адрес для получения корреспонденции, если он отличается от адреса регистрации), телефон;
  3. наименование ответчика, его местонахождение, телефон. Если юридический адрес ответчика находится в ином регионе, помимо юридического адреса, указывается местонахождение подразделения (салона, отдела и т.д.);
  4. наименование документа «Исковое заявление о ….»;
  5. сумма исковых требований (материальных и нематериальных);
  6. в чем заключается нарушение прав и законных интересов истца, его требования (т.е. произвольное изложение ситуации с указанием, кем и в чем нарушены права потребителя, а также требования истца);
  7. обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (т.е. факты, свидетельствующие о правомерности требований потребителя. Это может быть техническое заключение, экспертиза, письменный ответ исполнителя (изготовителя) и др.);
  8. расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм, как правило, прилагаемых к исковому заявлению на отдельном листе;
  9. сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, сведения об иных предпринятых для решения проблемы мерах: обращение в экспертные, сервисные организации и т.д.;
  10. перечень прилагаемых к заявлению документов;
  11. дата, подпись.

Для подтверждения информации, указанной в заявлении, истец может опираться на показания свидетелей, которых суд может пригласить по его обоснованной просьбе, а также на письменные источники – заявления, претензии, справки, запросы, акты, квитанции, счета и т.д.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) в судебном заседании каждая из сторон обязана сама доказать обстоятельства, на которые она ссылается. Если стороны не позаботятся о предоставлении доказательств, суд сам не обязан изыскивать и истребовать доказательства и, соответственно, может принять решение на основе тех доказательств, которые есть в деле. Отсутствие либо непредставление доказательств может повлечь отказ в удовлетворении требований.

При сборе доказательств следует обратить внимание на полноту и правильность оформления заказа - в квитанции, договоре, ином документе, должны быть указаны все необходимые сведения: исполнитель, заказчик, выполняемая работа (оказываемая услуга), ее характеристики, используемые материалы и т.д. Отсутствие этих сведений может повлечь вывод суда о незаключении договора и неблагоприятные для потребителя последствия, в том числе отказ в удовлетворении требований. Однако следует отметить, что ни одно из предоставляемых доказательств не является изначально приоритетным для суда. Согласно ст. 67 ГПК РФ судья оценивает все доказательства по своему собственному убеждению.

В случае неисполнения исполнителем в добровольном порядке законных требований потребителя последний имеет право требовать взыскания неустойки, а также изменить свои требования, что указывается в исковом заявлении. Согласно ст. 30 Закона РФ "О защите прав потребителей" требования потребителя, предъявленные в связи с просрочкой выполнения работы (оказания услуги), должны быть исполнены в установленные сроки. Так, назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре. Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение данных сроков исполнитель уплачивает потребителю неустойку (пеню) за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена – общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен только более высокий размер неустойки (пени).

В случае нарушения новых требований в установленные сроки потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Среди этих убытков могут быть: расходы на юридическую помощь, причинение вреда иному имуществу потребителя и др.

Размер неустойки ограничен законом: ее сумма не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Кроме того, с учетом ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если ее размер явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства, поэтому истец должен быть готов к тому, что размер взысканной неустойки по исковому заявлению может быть меньше. В случае подачи нескольких претензий в отношении одного и того же предмета спора, необходимо учитывать, что требования последующей претензии погашают требования предыдущей. При этом расчет неустойки производится отдельно за неудовлетворение требований по каждой претензии (требованию).

Расчет исковых требований производится на отдельном листе, с проставлением даты его составления, подписи истца. В правом верхнем углу расчета следует указать «Приложение к исковому заявлению _________» В заголовке – «Расчет исковых требований».

Пример расчета неустойки:

С ___.____. 20__ г. (дата отказа в удовлетворении требований или истечения срока для ответа, исполнения требований) до _____._____. 20__ г. (дата подачи заявления в суд) просрочка составляет ______ дней, следовательно, размер неустойки на указанную дату составляет:

стоимость работы (услуги) х 3% х кол-во дней = ___________руб.

Так как при подаче заявления невозможно определить дату вынесения решения, в исковом заявлении следует рассчитать неустойку на дату подачи заявления. При желании увеличить размер неустойки и пересчитать ее на дату вынесения решения суда необходимо будет заявлять в суде требования об увеличении исковых требований, что приведет к возобновлению дела уже по новым требованиям.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" истец может требовать возмещения морального вреда, что также указывается в исковом заявлении. Под термином «моральный вред» понимается причинение физических или нравственных страданий действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Размер компенсации морального вреда определяется судом самостоятельно, причем сумма, определенная судом, может быть совершенно несопоставима с указанной в требованиях потребителя. В данном случае во внимание принимается тяжесть душевных и нравственных страданий истца, состояние здоровья, имущественное положение и иные факторы. Суд при определении размера компенсации морального вреда руководствуется теми обстоятельствами, на которые будет указано потребителем, следовательно, именно истец должен описать суду свои душевные страдания. Практика показывает, что потребители оценивают требования возмещения морального вреда в размере 3000-50000 рублей.

Предложенный образец может дополняться, изменяться с учетом фактических обстоятельств конкретного дела потребителя. При этом в судебном заседании истец может привести дополнительные факты, объяснения.

Для подачи заявления в суд необходимо подготовить несколько экземпляров заявления (по числу участвующих сторон), подписанных собственноручно, а также сделать копии требуемых документов, которые должны быть заверены нотариусом либо судьей при наличии его согласия.

При рассмотрении дела у судьи должны быть в распоряжении подлинники документов, которые по просьбе сторон могут быть позже возвращены с передачей судье заверенных копий в дело. Экземпляры с приложениями по числу участвующих в деле сторон и один экземпляр для суда направляются в суд по почте или передаются в канцелярию суда, на экземпляре потребителя должна остаться отметка суда о принятии заявления. Необходимо учитывать, что при выявлении каких-либо недостатков в заявлении, в том числе отсутствие каких-либо документов, сведений, неверная адресация заявления и т.д., судья выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает потребителя в определении с указанием недостатков и определением срока для их устранения. Определение направляется потребителю почтой, в связи с чем при его получении у потребителя не остается времени для исправления. Неисполнение определения об оставлении заявления без движения является основанием для возвращения заявления, после чего потребитель вновь может обратиться в суд, исправив свои ошибки.

В целях экономии времени предлагается при сдаче заявления в канцелярию суда брать номер телефона, по которому можно уточнить судьбу своего заявления и, при необходимости, подъехать в суд и на месте устранить недостатки.

В соответствии с п. 7 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» у заявителя имеется право предъявить иск по месту жительства или пребывания, по месту заключения или исполнения договора либо по общему правилу – по месту нахождения ответчика.

Имущественные споры при цене иска до 50000 рублей рассматриваются мировыми судьями.

Истцы по искам по защите прав потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины за рассмотрение искового заявления.


База знаний

Заказывая какую-либо услугу в компании или у частного лица, мы рассчитываем на то, что работа будет выполнена, как минимум. На практике же все часто получается иначе: исполнитель предлагает некачественный сервис или вовсе отказывается выполнять взятые на себя обязательства. В этом случае в силу вступают положения статей 30 и 32 закона «О Защите прав потребителей». Согласно существующему законодательству, клиент имеет право на возврат денег за неоказанные услуги. О том, как это сделать правильно, расскажет наша пошаговая инструкция.

Когда закон предполагает возврат денег за неоказанную услугу

Оказание любой услуги – это сделка, в которой участвуют две стороны. Клиент обязуется оплатить заказ, а исполнитель, со своей стороны, выполнить работу качественно. Каждая из сторон в случае невыполнения своей части обязательств по договору на оказание услуг, несет ответственность, согласно закону №2300-1. Довольно часто возникают случаи, когда клиент имеет право требовать возврат денег, особенно если им была получена предоплата, а услуга не была оказана. Причины невыполнения договоренностей могут быть разные, причем услуга может быть не оказана совсем или оказана частично. В любом случае интересы заказчика не должны страдать. Как же вернуть деньги, если исполнитель отнесся к выполнению своих обязанностей безответственно. Об этом расскажут наши юристы.

Как обезопасить сделку по оказанию услуги

Вступая в отношения с исполнителем услуги, необходимо закрепить этот факт документально, а все моменты предстоящей сделки должны быть оговорены договором о предоставлении услуг. Все дело в том, что любые устные договоренности не имеют законной силы, поэтому в суде, если до этого дойдет дело, такие аргументы не будут приняты в качестве доказательства.Договор об оказании услуг не только надо заключать в обязательном порядке, но и перед его подписанием необходимо его тщательно изучить. В случае если договорные обязательства были нарушены исполнителем, клиент имеет полное право в одностороннем порядке прекратить действие документа. Законную силу в этом случае будет иметь только правильно составленная претензия, также поданная в письменной форме.

Как правильно составить претензию исполнителю

Столкнувшись с недобросовестными исполнителями, многие клиенты начинают действовать агрессивно, забывая о том, что закон защищает обе стороны. Чтобы гарантированно вернуть свои деньги за неоказанную услугу необходимо, в первую очередь, попытаться договориться. Если договор заключался между юридическими лицами, чаще всего вопрос решается «полюбовно», во избежание потери авторитета. Между тем, не каждый исполнитель готов вернуть деньги заказчику, при этом пострадавшая сторона имеет все шансы восстановить справедливость, если будет действовать строго по закону. Для начала надо правильно составить претензию, а в ней следует указать:

  • данные обеих сторон, участвующих в сделке.
  • суть претензии с подробным описанием.
  • суть требований и сумму компенсации за неоказанную услугу.
  • временной период, отведенный для возврата средств.

Сроки возврата

После того, когда претензия передана исполнителю, согласно 31-й статье ЗОЗПП ему на возврат средств за неоказанную услугу отводится 10 дней, причем отсчет времени ведется с момента получения документа исполнителем. Если неисполнение обязательств по договору произошло по вине исполнителя, заказчик имеет право на возврат полной суммы. Если в указанный срок реакции от него не последовало, заказчик имеет полное право требовать возврата суммы долга, но уже с неустойкой.

Это важно! Если неоказание услуги произошло по вине самого заказчика, исполнитель возвращает всю сумму, за вычетом уже понесенных расходов.

Документы, необходимые для возврата средств за неоказанную услугу

Вернуть деньги за неоказанную услугу, если сторонам не удалось договориться, можно только через суд, поэтому такую возможность нужно предусмотреть еще при заключении договоренностей. Без документального доказательства факта сделки сделать это будет невозможно, а помочь решить проблему может наличие следующих документов:

  • соглашение об оказании услуг, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить услугу соответствующим образом и в установленные сроки.
  • кассовые чеки, другие документы, подтверждающие факт оплаты стоимости услуг, а по статистике половина из них производится по предоплате.
  • фото- и видеоматериалы, которые могут стать доказательством несостоятельности исполнителя.
  • доказательство того, что услуга не была оказана, а это может быть, к примеру, билет из аэропорта до гостиницы, в то время как эта услуга входит, согласно договору, в стоимость услуги.

В случае если ответа на претензию не последовало, а факт нарушения со стороны исполнителя очевиден, необходимо обратиться в отдел по защите прав потребителей. Дублировать претензию в этом случае не обязательно, достаточно указать на то. Что она уже была направлена исполнителю. В своем обращении достаточно описать обстоятельства нарушения и попросить содействия в организации возврата денег за неоказанную услугу. Документы, подтверждающие несоблюдение исполнителем договоренностей, необходимо приложить к копии претензии.

Возврат денег через суд

Клиент, которому не была оказана услуга, может обратиться также в суд, но исковое заявление будет рассмотрено только в случае, если исполнителю предварительно была направлена претензия. Иск подается, как по месту жителя истца, в роли которого выступает клиент, так и по месту нахождения исполнителя. При этом истец имеет полное право на возмещение морального ущерба, сумма которого не зависит от суммы основного иска, согласно положениям 15-й статьи закона «О защите прав потребителей».

Важно! Согласно третьему пункту статьи №17 ФЗ №2300-1, от уплаты государственной пошлины истец освобождается.

При обращении в судебные органы необходимо собрать пакет документов, в числе которых договор об оказании услуг, документы, подтверждающие факт оплаты и неоказания услуги. Также необходимо представить суду доказательство того, что претензия исполнителю была послана. В исковом заявлении укажите суть требований к ответчику и сумму компенсации за неоказанную услугу, включая моральные издержки.

Суд редко полагается на слова – он верит только документам. Нельзя просто так взять и устно заявить о требованиях. Если вы намереваетесь обратиться в суд, то будьте готовы предварительно составить исковое заявление.

Что такое исковое заявление?

Суд разрешает споры – в этом весь смысл. В любом конфликте есть претензии к нарушителям, конкурентам и другим лицам.

Но мало знать, чего вы хотите добиться – нужно еще облачить свои конкретные требования в нужную форму. Судебное разбирательство может быть возбуждено только на основании искового заявления. Это ключевой документ, в котором вы письменно фиксируете ваши требования. Обязательная письменная форма закреплена на законодательном уровне – в ст.131 ГПК РФ и ст.125 АПК РФ (если имеет место предпринимательский спор).

Структура искового заявления

Условно можно разделить исковое заявление на следующие части:

  • вводную;
  • описательную;
  • мотивировочную;
  • резолютивную.

Каждая часть обязательна. Если отсутствует хотя бы один из вышеуказанных блоков, то суд не примет ваше заявление.

Содержание искового заявления

Вводная часть документа включает реквизиты – обязательные сведения об участниках спора. Необходимо указать:

  • сведения об истце (ФИО, контактные данные);
  • информацию об ответчике (ФИО, контактные данные);
  • данные о суде, в котором будет проводиться разбирательство (наименование, контактные данные).

После заполнения реквизитов нужно прописать название документа, которое характеризует суть спора. К примеру, это может быть «исковое заявление о взыскании убытков».

Далее – описательная часть, которая содержит обстоятельства дела. Вы должны изложить в хронологическом порядке суть конфликта. Важно как можно детальнее описать ситуацию, чтобы у суда не возникло лишних вопросов.

В мотивировочной части указываются ссылки на нормы закона, которые предположительно нарушил ответчик. Кроме того, вы должны прописать основания для выставления ему требований.

Резолютивная часть выражает главную суть иска – именно здесь прописываются ваши требования к ответчику. К примеру, «прошу суд взыскать убытки в размере 500 тысяч рублей».

Финальная часть документа – это дата составления, подпись и список приложений. О последних стоит поговорить подробнее.

Приложения к иску

Исковое заявление предполагает наличие веских доказательств. Суд не будет верить исключительно одному документу – вы должны подкрепить свои слова конкретными свидетельствами. Стандартный список приложений включает:

  • квитанция об оплате госпошлины (по общему правилу, 300 рублей для граждан, 6 тысяч рублей для организаций);
  • копия доверенности на представителя (при его наличии);
  • копия паспорта;
  • доказательства вашей правоты;
  • расчет взыскиваемых сумм (если суть претензии – взыскание убытков).

В качестве доказательств могут быть любые документы, на которых вы основываете свои требования. Это различные свидетельства, показания третьи лиц, фотографии, выписки, справки и другие акты.

В какой суд обращаться?

Все зависит от ваших требований и характера спора. В общем случае возможны три варианта:

  • мировой суд;
  • суд общей юрисдикции;
  • арбитражный суд.

Мировые судьи рассматривают имущественные споры стоимостью ниже 50 тысяч рублей. Если вам необходимо взыскать с должника небольшую сумму, то нужно обращаться именно в данную инстанцию. Стоит, однако, отметить, что в случае взыскания долгов составлять нужно не исковое заявление, а заявление о выдаче судебного приказа.

Общеисковой порядок рассмотрения дела в большинстве случаев характерен именно для судов общей юрисдикции. Большая часть конфликтов разбирается в данной инстанции, к примеру:

  • раздел имущества;
  • взыскание убытков;
  • признание права собственности;
  • защита чести и достоинства;
  • расторжение договора.

В арбитражный суд, в свою очередь, обращаются индивидуальные предприниматели и организации, если их конфликт связан с предпринимательской деятельностью и деловой репутацией.

Следующий шаг – определиться с конкретным местом обращения. По общему правилу, заявитель должен обратиться с исковым заявлением в суд по месту жительства (регистрации) ответчика. Есть исключения:

Судебные тяжбы – не самые приятные вещи, с которыми можно столкнуться в жизни. Однако порой без судебного разбирательства нереально добиться справедливости и защитить свои права. Когда ситуация доходит до суда, большинство людей обращается за помощью к правозащитникам. Однако помощь грамотного юриста может понадобиться раньше, ведь не все знают, как составить грамотное заявление. Оформив его хоть раз, реально набраться опыта и в дальнейшем действовать своими силами. Главная сложность - отсутствие у гражданского населения достаточных юридических знаний. Грамотное исковое обращение содержит в себе отсылки к различным нормативным актам. Именно поэтому при составлении бумаг зачастую требуется помощь профессионала.

3 Выберите юриста

Выберите юриста, который
предложит самые выгодные
условия, и начните работу!

2 Получите предложения

Заинтересованные юристы
в течение 10-15 минут предложат
вам свои услуги и назовут цены.

1 Заполните заявку

Опишите документ, который вам
нужен. Это бесплатно и займет
не более пяти минут.

Судебные тяжбы – не самые приятные вещи, с которыми можно столкнуться в жизни. Однако порой без судебного разбирательства нереально добиться справедливости и защитить свои права. Когда ситуация доходит до суда, большинство людей обращается за помощью к правозащитникам. Однако помощь грамотного юриста может понадобиться раньше, ведь не все знают, как составить грамотное заявление. Оформив его хоть раз, реально набраться опыта и в дальнейшем действовать своими силами. Главная сложность - отсутствие у гражданского населения достаточных юридических знаний. Грамотное исковое обращение содержит в себе отсылки к различным нормативным актам. Именно поэтому при составлении бумаг зачастую требуется помощь профессионала.

Что такое исковое заявление

Под исковым заявлением обычно понимают письменное исковое обращение в суд, в котором автор иска предъявляет какие-либо требования к другой стороне. Человека, группу лиц или юридическое лицо, передающее заявление в суд, называют истцом. Сторону, от которой что-то требуют, – ответчиком.

Написать заявление в суд может любой дееспособный гражданин РФ. В случае нарушения прав сделать это стоит обязательно, так как ни один судья не сможет начать судебное разбирательство, не имея на руках соответствующей документации.

Из чего состоит исковое обращение

Исковое обращение в суд позволительно писать в свободной форме, но некоторых правил все-таки стоит придерживаться. Так, стиль речи должен соответствовать официально-деловому. При этом любое заявление должно включать в себя три важных компонента.

  1. Содержание. В исковом заявлении непременно должна быть строго регламентированная просьба к суду о совершении конкретного действия. Истец может попросить следующее:
    • признать отсутствие/присутствие определенных правовых отношений с ответчиком;
    • принудить нарушителя совершить конкретное действие или запретить ему то, чем он занимался раньше;
    • официально завершить какие-то правоотношения.
  2. Предмет иска. В этой части документа содержатся права истца, что регламентируется ст. 152 ГК РФ. Предмет иска зависит от требований заявителя. В ситуации, когда ответчик незаконно вселился в квартиру, истец будет требовать выселения нарушителя закона.
  3. Основа иска. В этом месте истец должен упомянуть статьи и законодательные акты, которые нарушил ответчик. Именно правонарушение может стать обоснованием для судебного разбирательства. Довольно часто имеет место не один факт нарушения, а целый комплекс факторов. В заявлении необходимо упомянуть факты нарушения законодательства.

Основные пункты искового заявления

Для того чтобы заявление приняли во внимание, важно его правильно оформить. Документ должен содержать в себе следующую информацию.

  1. Название суда, который выбрал истец.
  2. Полное наименование заявителя. Помимо ФИО в этом пункте важно обозначить адрес проживания или адресные реквизиты юридического лица. Когда истец обращается в суд через посредника, нужно предъявить ФИО его представителя.
  3. Подробное наименование ответчика.
  4. Предмет нарушения законодательства и главные требования заявителя.
  5. Цена иска. Во внимание стоит брать не только взыскиваемые, но и денежные суммы, которые оспариваются.
  6. Обстоятельства, при которых предъявляют исковые требования.
  7. Доказательства того, что обстоятельства реальны.
  8. Документы, которые надо приложить к заявлению.
  9. Дату составления искового заявления.

Важно! Данные о заявителе и ответчике обязаны быть достоверными и написаны грамотно. Контактная информация необходима, для того чтобы прислать юридическому/физическому лицу вызов в суд.

Что допустимо потребовать в заявлении

Истец должен четко сформулировать свои запросы в тексте заявления. Он должен объяснить, чего хочет получить в результате рассмотрения гражданского дела. Формулируя свои запросы, заявитель должен брать во внимание способы защиты.

Заявление только выиграет, если будет логичным и структурированным. Требования по иску должны иметь непосредственное отношение к описываемым обстоятельствам и фактам. Требования не могут не соответствовать нормам законодательства, которые управляют этими правоотношениями.

Виды судебных исков

На сегодняшний день не существует единой классификации исковых заявлений в суд. Это связано с тем, что для разных документов характерны различные признаки:

  • процессуально-правовых;
  • материально-правовых и т.д.

При этом в каждой группе исков наблюдается деление на подгруппы. Так, иски о гражданских нарушениях делятся на:

  • заявления о нарушении договоров (коммерческих, арендных, трудовых и т.д.);
  • иски о нарушении прав (наследственных, авторских, собственнических и т.п.).

Поэтому юристы чаще всего классифицируют исковые заявления, основываясь на процессуально-правовых отношениях. В этом случае целесообразно говорить о трех группах исков.

  1. О присуждении. Непосредственно в заявлении истец говорит о выполнения или невыполнения конкретных действий от нарушителя. Суд выступает гарантом, защищающим права истца и принуждающим нарушителя удовлетворить запрос заявителя.
  2. О признании. Основная задача такого заявления – выявить наличие каких-то спорных с позиции законодательства правоотношений между заявителем и ответчиком. Иски о признании могут быть положительными и отрицательными. В первых заявитель настаивает на установлении наличия правоотношений, например, подтверждается отцовство. Цель отрицательного заявления – подтвердить отсутствие правоотношений, например, признать недействительным факт супружества.
  3. Об окончании/трансформации правовых отношений между сторонами. Задачи таких заявлений – видоизменить имеющиеся правовые отношения между сторонами или полностью их оборвать. К этой группе исков относятся образцы о разводе, удалении какой-то части имущества из описи о наложенном аресте, трансформации общего имущества в индивидуальное и т.д.

Как правильно написать исковое обращение

Оформить заявление в суд не так сложно, как кажется на первый взгляд. Лучший вариант – ознакомиться с образцами документов и сформировать свое заявление. Когда есть сомнения, есть смысл проконсультироваться с бывалым юристом. В любом случае стоит следовать следующим правилам:

  • Нельзя искажать факты и предоставлять суду ложную информацию. Даже не думайте о победе любой ценой, когда идете в суд. Ни в коем случае не утаивайте и не искажайте информацию. В ходе следствия тайна раскроется, что приведет к новому судебному расследованию, где ответчиком уже будете вы.
  • Рекомендуется всячески показывать, что вы знакомы с законодательством. Конечно, заявление возможно написать в свободной форме, но намного лучше не просто указывать нарушения, а ссылаться при этом на законодательные акты. Такое заявление имеет больший вес.
  • Будьте лаконичны. Исковое обращение в суд должно быть кратким. Лучше всего ограничиться одним листом. Иногда этого объема мало, для того чтобы описать все важные обстоятельства. В этом случае допустимо увеличить документ на один-два листа, но не более.
  • Не забывайте, что у официальных документов есть форма и структура. Если у вас нет опыта написания исков, используйте образцы исковых заявлений. Но помните, что важна не только форма иска, но и его содержание. Придерживайтесь делового стиля изложения, не используйте в тексте сленга, просторечий и ругательств. Обязательно вычитайте текст на наличие ошибок.
  • Выиграть в суде реально только с доказательствами. Разумеется, доказательства вы будете предъявлять в ходе судебного разбирательства, однако уже на момент подачи иска нужно понимать, с чем вы идете в суд. Поэтому в заявлении важно обозначить, какие доказательства вины нарушителя имеются и есть ли они вообще.

Как составить исковое заявление в суд самостоятельно

Как и прочие документы, заявления в судебные органы передают в письменном виде. Причем в процессе оформления нельзя использовать сокращения, наименования организаций нужно писать полностью.

В правом верхнем углу необходимо написать судебную инстанцию, куда вы планируете передать заявление. Ниже необходимо указать данные истца: ФИО, адрес и номер телефона. После этого необходимо обозначить данные ответчика и третьих лиц, если они есть.

По центру бумаги указывается его вид и предмет иска. Основная часть заявления содержит подробности спорной ситуации, а также описание нарушенных прав. Текст должен быть официально-деловым, без эмоциональной окраски и оценочных суждений. В заявление не стоит добавлять информацию, которая не относится к делу.

Как правильно подать иск

Для того чтобы обратиться в судебный орган недостаточно составить заявление, нужно заплатить государственную пошлину. После этого истец получит квитанцию, которую необходимо приложить к документу.

Помимо этого важно определить подсудный спор, то есть выяснить, какая инстанция станет рассматривать прошение. В этом моменте много сложностей. К примеру, заявление касается имущественного спора. Тогда в приоритете цена требований. Когда сумма крупная (больше 50000 рублей), спор разрешает мировой суд. В других случаях, дело направляют на изучение в районный суд.

Важно! К исковому заявлению стоит прилагать не оригиналы, а копии документов. А уже на судебные заседания стоит приносить подлинники. Помимо этого стоит снять копии с искового заявления и других важных бумаг, имеющих отношение к делу. Это облегчит процесс подготовки к заседанию, копии также могут понадобиться, если потребуется помощь адвоката.

Обязательные пункты иска, поданного прокурором

В случае, когда документ подает прокурор с целью защитить государственные интересы, заявитель указывает конкретные интересы и нарушенные права. Должностное лицо обязано перечислить нормативные акты, защищающие эти самые государственные интересы.

Когда прокурор подает иск с целью защитить интересы гражданина, то в прошении указываются сведения, доказывающие, что гражданин не в состоянии передать иск без посторонней помощи. Если таких сведений нет, прокурор имеет право сослаться на случай обращения к нему гражданина.

Второстепенные пункты искового заявления в судебные органы

В заявлении, помимо основной информации, допустимо указать контактные данные истца, его представителя или ответчика. Все стороны могут написать в документе телефонные номера, а также адреса электронной почты. Согласно закону, в заявление можно внести и другие данные, которые могут понадобиться в процессе изучения дела. Главное, чтобы они были достоверными. Тщательно проверяйте информацию, прежде чем вносить ее в документ.

Как правильно составить заявление, когда истцов/ответчиков несколько

Дела, в которых фигурирует несколько истцов или ответчиков, не редкость. Число заявителей или ответчиков не имеет значения. В любом случае необходимо составить одно заявление, которое уполномоченное лицо затем передаст в суд.

Важно! Не стоит путать ответчиков и истцов с третьими лицами. Отличить их довольно просто. Третьи лица, как правило, не предъявляют требований на предмет спора, а если и поступают так, то все равно относятся к второстепенным сторонам.

Где взять образец заявления

Если вы ранее не сталкивались с исковыми заявлениями, вам потребуется форма или образец. Проще всего найти стандартный бланк заявления и заполненный образец в судебных органах, куда подается иск. Там же можно обратиться к консультанту по защите прав потребителей, для того чтобы выяснить, как оформить исковое заявление и подать его в суд. В первый раз лучше проконсультироваться со специалистом, потому что он подскажет и как писать, и что именно.

Подача заявления в суд: советы опытных юристов

Составить заявление и подать его в суд – лишь начало. Не стоит пускать разбирательство на самотек и ждать, когда ваш вопрос решится сам по себе. Благодаря современным технологиям можно следить за ходом судебного разбирательства, не посещая суд. Упустить процесс из виду, значит с большой вероятностью проиграть суд. Тогда придется писать апелляционную жалобу, тратить время, нервы и деньги.

Не будет лишним заранее узнать ФИО судьи, который станет вести судебное разбирательство, дату и время ближайшего заседания, телефон приемной и так далее. Если вы не сможете посещать все заседания, звоните по завершению и узнавайте результаты. Только постоянный контроль позволит оперативно реагировать на смену обстоятельств и принимать соответствующие меры.

Порядок приема документа

Как только иск окажется в суде, его начнет рассматривать судья. Как правило, эта процедура отнимает порядка пяти дней с момента поступления документа в судебный орган. После изучения иска работники суда должны вынести определение:

  • об отказе в рассмотрении дела;
  • о принятии иска к производству;
  • об оставлении заявления без движения;
  • о возврате заявления истцу.

Когда судья примет заявление, начнется возбуждение гражданского дела и будет назначено предварительное судебное заседание.

В каких случаях судья в праве отказать в приеме заявления

В статье 134 Гражданско-процессуального кодекса РФ установлены причины, согласно которым работник суда имеет право отказать истцу в приеме заявления. Причины бывают следующими:

  • нарушения в судебном порядке подачи искового заявления;
  • иск подает лицо, которое не имеет отношения к делу;
  • согласно информации в иске защищать права будет государственный орган, не имеющий полномочий;
  • уже есть решение судебного органа, относящееся к этому же предмету и между этими же сторонами;
  • по этому делу и между этими же сторонами уже вынесено решение третейским судом;
  • по этому делу принят отказ от заявителя или подписано мировое соглашение.

Истец получает отказ не в свободной форме, а посредством определения. Этот судебный документ вручают заявителю лично или же отправляют заказным письмом с уведомлением в пятидневный срок. Истец сможет обжаловать решение, подав частную жалобу в этот же суд.

В каких случаях судья может вернуть заявление

Чаще всего судьи возвращают исковые заявления из-за ошибок и невнимательности заявителей. Основные причины возврата следующие:

  • истец не является дееспособным лицом;
  • истец не подписал исковое заявление;
  • в заявлении нет доказательств попыток досудебного урегулирования конфликта;
  • нарушения правил подсудности дела;
  • наличие действующего решения суда по этому же делу с участием этих же сторон.

В каких ситуациях судья оставляет иск без движения

Сроки исковой давности

В большинстве случаев составить иск можно в течение трех лет с момента выявления факта нарушения прав. Однако точных сроков для этого нет, все зависит от категории дела. В некоторых случаях этот срок меньше и наоборот.

В случае если гражданское дело сосредоточено около сделки, правомерность которой необходимо выяснить, устанавливается двенадцатимесячный срок для оспаривания. Столько же времени дается на подачу исков, связанных с перевозками грузов и багажа. Иски для рассмотрения дел, связанных со страхованием, можно подавать в течение 24 месяцев с момента возникновения правонарушения.

Исчисление и течение срока

Мера исчисления исковой давности – год. Причем значение имеют точное число и месяц. Например, если отчет двухлетнего срока давности начинается 15 августа 2019 года, то окончание исковой давности будет 15 августа 2021 года. Если окончание исковой давности совпадет с выходным днем, то произойдет перенос на ближайший рабочий день.

Составить и подать в суд исковое заявление не так сложно, как это кажется. Но перед составлением бумаги стоит ознакомиться с основными законодательными актами или проконсультироваться с юристом. Заявление, составленное с ошибками или погрешностями, в лучшем случае не примут и попросят внести правки. Чем грамотнее вы составите документ, тем больше шансов, что судья даст ход делу и начнет судебное разбирательство.

Конечно, любой судья поймет обычную разговорную речь, но исковое заявление лучше составлять не в свободной форме, а придерживаясь установленных норм. Стиль изложения должен соответствовать деловому, а лексика характеризоваться профессиональной и нейтральной. Сокращения, сленг, ругательства и экспрессивная лексика не допускаются.

Стоит также помнить: самое заинтересованное лицо в суде то, которое подает иск. Именно поэтому стоит следить за ходом судебного разбирательства, интересоваться результатами слушаний, вовремя подавать апелляционные жалобы, если это необходимо, и так далее. Никто кроме вас не станет решать ваши проблемы. Если вы хотите защитить свои права, продемонстрируйте заинтересованность.

Происходящее в рамках исполнительного производства редко когда устраивает обе стороны – или должник останется недоволен, или взыскатель. Но ладно-бы если все по закону, куда уж деваться. А что, если постановление судебного пристава-исполнителя нарушает закон? Если действия пристава неправомерны – в руках у заинтересованной стороны карт-бланш! Такое постановление вполне успешно можно оспорить, и если не у начальника ОСП, так в суде уж точно.

Какие постановления и кто может оспорить?

Право на оспаривание постановления пристава предоставлено как сторонам исполнительного производства (должнику, взыскателю), так и иным лицам, если они считают, что (ст. 121 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве»):

  • нарушены их права и законные интересы;
  • созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов;
  • на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Это могут быть не только физические лица или предприятия, но и государственные органы и учреждения, а также прокурор. Характер постановления значения не имеет – главное, чтобы оно нарушало чьи-либо интересы или было вынесено незаконно. Ну, например, должники обычно обжалуют постановления:

  • о наложении ареста на счета или иное имущество, когда ценность арестованного имущества явно превышает задолженность;
  • о запрете выезда за границу, когда основания для его наложения отсутствовали;
  • об обращении взыскания на зарплату, если было другое имущество, на которое можно было обратить взыскание;
  • о взыскании исполнительского сбора, если долг был погашен добровольно в пределах установленного для этого срока и т.д.

Взыскатели, наоборот, обычно обжалую т:

  • вынесение постановления судебным приставом-исполнителем о прекращении или окончании исполнительного производства;
  • бездействие пристава в части невыявления ликвидного имущества, неналожения на него ареста;
  • постановления о снятии ареста;
  • постановления о назначении эксперта-оценщика;
  • постановления об исключении имущества из под ареста и т.д.

Как обжаловать?

Закон разрешает обжаловать постановление судебного пристава в порядке подчиненности либо оспорить его в суде . Какой способ защиты выбрать, заинтересованное лицо выбирает самостоятельно. Оба эти способа можно использовать параллельно либо последовательно, если жалоба в порядке подчиненности желаемого результата не принесла. Оба эти порядка мы рассмотрим «под лупой».

Жалоба в порядке подчиненности

В порядке подчиненности, это значит вышестоящему руководству. Обычно такие жалобы рассматривает старший судебный пристав – начальник районного ОСП. Но если обжалуемое постановление было вынесено либо утверждено им, в таком случае жалобу нужно подавать заместителю или главному приставу субъекта РФ. Жалобу можно подать как непосредственно лицу, которое будет ее рассматривать, так и через пристава, чье постановление обжалуется – он обязан передать ее в порядке подчиненности (ст. 123 ФЗ № 229).

У заинтересованной стороны есть 10 дней с момента вынесения обжалуемого постановления (или с момента как она узнала о его вынесении) на подготовку и подачу жалобы (ст. 122 ФЗ № 229).

Действовать нужно в следующем порядке:

  1. Ознакамливаемся с материалами исполнительного производства , делаем копии. Находим основания для обжалования постановления.
  2. Готовим жалобу на постановление судебного пристава. Она составляется в письменной свободной форме, с учетом требований ст. 124 ФЗ № 229. Потому в ней обязательно должны быть указаны:
  • должность и ФИО пристава;
  • реквизиты обжалуемого постановления;
  • ФИО и адрес заявителя;
  • основания, по которым обжалуется постановление;
  • требования лица, подавшего жалобу.

Пример удачно составленной жалобы смотрите здесь. К жалобе не обязательно прикладывать документы, ее обосновывающие. Если они имеют значение и не находятся в распоряжении пристава, тот вправе запросить их дополнительно (п. 3 ст. 124 ФЗ № 229).

Оспаривание в судебном порядке

Чтобы оспорить постановление пристава в суде, рекомендуем соблюдать такой алгоритм действий:

  1. Ознакамливаемся с материалами исполнительного производства, делаем копии . Находим основания для оспаривания постановления.
  2. Готовим административное исковое заявление об отмене постановления судебного пристава. Такой иск должен соответствовать требованиям ст. 125 и ст. 220 КАС. С образцом такого иска можно ознакомиться ниже. К нему необходимо приложить комплект документов, включающий:
  • копию исполнительного документа;
  • копию постановления пристава;
  • документы, подтверждающие незаконность постановления;
  • документы, подтверждающие, что постановление нарушает права и интересы истца;
  • копия постановления по жалобе в порядке подчиненности;
  • иные документы по ситуации.


Если оно положительное, дополнительно подавать его копию в ФССП не нужно. Приставы получат свою копию и отменят оспоренное постановление. Правда, если они будут не согласны с решением, у них есть право на его обжалование по правилам Главы 34 КАС. Ровно, как и у истца, если решением суда постановление пристава оставили в силе. Но это уже совсем другая история!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: