Как пираты захватывают суда

Обновлено: 17.04.2024

Пиратство. По поводу этого бича современного судоходства уже написано немало и данная проблема касается каждого моряка.

Кто еще не знает, кто такие сомалийские пираты или сомалийские гопники, как я их называю, то я попытаюсь объяснить.

Значит так. Сомалийские пираты – это вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда в Аденском заливе и Индийском океане.

В качестве транспортных средств используют малотоннажные корабли (катера, моторные лодки, рыболовецкие суда). Из вооружений используют автоматическое оружие и гранатомёты. Также эти нехорошие люди имеют в своем арсенале качественное снаряжение, включая спутниковые телефоны и GPS.

В год через Аденский залив проходят около 20 тысяч судов. Из Суэцкого канал суда везут грузы на Персидский залив, Сингапур и далее на Восток. И в обратном направлении. Захватывают пираты около 250 судов в год. Скажите мало? Но за каждым захватом стоит людская трагедия.

Мой первый вояж в район африканского рога был в 2006 году. На небольшом судне-универсале «BBC Portugal» мы шли из Китая в Алжир с грузом оборудования для нефтяных вышек.

Проходили Аденский залив более-менее спокойно. Без приключений. Хотя усиленную вахту по указанию капитана несли как на палубе так и в машине. Тогда еще были единичные случаи захватов судов, не было военных конвоев и коридора безопасности.

В следующем году и уже на другом судне мы заходили в Джибути на выгрузку железнодорожных рельс. Государство в ста милях к западу от побережья Сомали. Опять же все было почти спокойно. Хотя с нашей крейсерской скоростью в 13 узлов (1 узел = 1.852 км в час) и низким надводным бортом мы были в зоне риска. После Джибути заходили и в Йемен и в Оман, в общем колесили по Аденскому заливу. Тогда обошлось.

Самое «интересное» началось в 2008 году. Настоящий пиратский сенокос. С начала года начали захватывать суда чуть ли не десятками. В том году я тоже проходил этот злополучный район. Из Суэцкого канал мы везли кое-какое оборудование в Индию. До захода в Аденский залив экипаж уже получил инструкции от судовладельца и военных как вести себя в случае атаки, держать курс строго по так называемому коридору безопасности и не геройствовать.

Какие тут герои, спрашивается. Да никто не будет рвать тельняшку и бороться с пиратами. Судно и груз застрахован. Судовладелец получит свои деньги в любом случае, а устраивать реалити-шоу на судне – это только на свой страх и риск.

На современных торговых судах оружия нет. Но даже с оружием в руках, я уверен, мало найдется смельчаков жаждущих боевых действий.

По поводу коридора безопасности. Тогда в 2008 году, коридор был, по сути, настоящим полем чудес для пиратов. Вот внизу фото навигационной карты данного района. Где отмечен коридор безопасности и позиции захваченных судов. Осень 2008 года. Впечатляет?


Истории о современных пиратах время от времени всплывают в прессе, вызывая недоумение у обывателя: неужели они все еще существуют? Между тем, меньше 10 лет назад у африканского побережья ураганили сомалийские пираты. До 2013 года флибустьеры-исламисты успели захватить 170 судов с суммарным экипажем 3400 человек, а убытки от них составили миллиарды долларов. Не так давно об одном из захватов той эпохи рассказывала «Медуза»: в плену у сомалийцев несколько месяцев провели моряки с украинского судна «Фаина». Мы же решили вспомнить о самом явлении в целом: откуда появились пираты в Сомали, как и сколько зарабатывали, как озолотили страховые компании — и где пребывают сейчас.

Изначально все организовывалось «с благородными целями»

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

В отличие от большинства пиратских сообществ, которые придумывают себе благородную предысторию и соответствующие мотивы, сомалийское пиратство действительно начиналось с целей, которые можно назвать благородными. Океан вокруг Африканского Рога кишит рыбой и тысячилетиями кормит местное население. В начале 2000-х здесь случилась экологическая катастрофа, причем совсем не по вине сомалийцев. Сначала «ничейные» воды наводнили браконьеры из соседних стран, которые не только вылавливали рыбу самым скотским образом, но еще и стреляли по сомалийским рыбакам, чтобы отпугнуть их от рыбных мест. Потом итальянские промышленники при поддержке мафии захоронили у берегов Сомали токсичные отходы, которые еще сильнее ухудшили ситуацию. Море перестало кормить рыбаков, и рыбаки пошли на отчаянный шаг: они начали создавать группы по противодействию браконьерам.

Надо полагать, поначалу они и вправду верили в свою миссию. Их сообщества носили названия в духе «Национальные волонтеры береговой охраны», а все вместе они называли себя не иначе как «стражники моря». Выходя в океан с советскими AK-47, они сражались с теми, кто, как им казалось, был виновен в уничтожении рыбы. Но очень скоро дух возмездия и романтика улетучились. Вчерашние рыбаки начали просто грабить: сначала браконьеров, потом уже всех без разбора. Первые подобные набеги пришлись на 2004 год.

Сомалийские пираты считаются детьми анархии, но почву для них подготовило государство

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Сомали и части на которые распалась страна. Пунтленд — темно-синим, на северо-востоке

Развал Сомали, разрушение государственных институтов и последовавшая за этим неспособность защитить свои территориальные воды выступили важнейшими факторами появления пиратов. Тем ироничнее, что само государство некогда подготовило почву для его появления. После того, как Сомали рассорилось со своим бывшим протектором, Великобританией, лидеры страны склонились к союзу с СССР. Тот не остался в долгу и вложил огромные средства в инфраструктуру страны. А еще Советы предоставили Сомали массу оружия — хоть и устаревшего. Потом разразилась война с Эфиопией, Советский Союз поменял свои приоритеты и выступил против Сомали. Война привела к хаосу и экономическому коллапсу. В результате на месте Сомали мы наблюдаем гражданскую войну между несколькими квазигосударствами, которые грызутся за ресурсы.

С завалами оружия и анархией все понятно, но есть еще одна относительно малоизвестная деталь. Задолго до своего краха Сомали по примеру СССР пыталось создать нечто вроде колхозов, только для рыбаков. Их собирали в артели и в меру своего понимания социализма приучали к коллективизму и дисциплине, а также учили работать и жить сплоченными группами. Спустя десятилетия это привело к неожиданному результату: на счет роста эффективности рыболовства мало что известно, но подобные артели оказались хорошей основой для зарождения пиратства. Те самые артельные рыбаки, которые худо-бедно приучились к дисциплине и субординации, сумели пережить годы хаоса, потом взяли на себя роль народных мстителей браконьерам, а дальше вы уже знаете.

Иерархия сомалийских пиратов была выстроена по типу «Макдональдса»

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

В 90-е годы улицы Чикаго наводнили уличные банды, которые контролировали продажу крэка. Молодой социолог Судхир Венкатеш, рискуя жизнью, сумел наладить контакт с одной из банд, «Черными королями», и выяснил любопытнейшую деталь. Оказалось, что с экономической и иерархической точек зрения эти группировки были устроены по тому же принципу, что и «Макдональдс» (и прочие подобные сети фастфуда). Низшие звенья, «солдаты», постоянно рисковали свободой и жизнью, продавая наркотики и участвуя в разборках, получая сущие гроши. Возможно, даже пойдя в тот же «Макдональдс» на кассу, они получали бы столько же. Но тогда зачем они занимались этим? Все дело в перспективах: рядовой боец был нищим, но стоящий над ним «менеджер» получал в разы больше. А тот, кто был еще выше рангом, в разы больше, чем менеджер. Бойцов на своих местах держали не деньги, а перспективы.

Сообщество сомалийских пиратов было построено по тому же принципу. По сравнению с «лейтенантами» рядовые бойцы получали сущие гроши (от 15 до 30 тысяч долларов за одно «дело»). Но их удерживала возможность отличиться и самому продвинуться в иерархии. Естественно, самих «лейтенантов» подстегивала возможность продвинуться дальше — до организатора набега или даже инвестора. Большую же часть (от 70 до 85% прибыли) получали вовсе не пираты, а инвесторы — воротилы, которые вложились в дело, купив или арендовав пиратам снаряжение и оружие и снабдив их данными о возможных целях. В конечном итоге каждый нищий рыбак, пошедший на абордаж, мечтал стать инвестором. И их система всячески поддерживала эту мечту (насколько бы иллюзорной она ни была): тот, кто первым забрался на судно, получал денежные бонусы и шанс быть замеченным, как и те, кто приходили на дело со своим оружием и снаряжением.

Сомалийские пираты старались обращаться с заложниками хорошо. Правда, понимали это своеобразно

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Изначально сомалийские пираты вели себя довольно благородно по отношению к атакованным. Старались во что бы то ни стало свести жертвы к минимуму, а захваченных в плен не казнили и не пытали. В этом был исключительно практический подход: чем больше проявляешь жестокость, тем больше шансов, что однажды кто-то из больших игроков не выдержит и решит вторгнуться в Сомали (в итоге так и вышло). Чем меньше жертв — тем больше свободы. Правда, следовать этому кодексу безоговорочно не получилось: в какой-то момент начались и пытки, и убийства заложников. Однако до 2011 пиратам удавалось обходиться без смертей. Судя по всему, первое (по крайней мере, первое громкое) убийство заложников произошло 22 февраля 2011 года, когда пираты, захватившие американскую яхту, столкнулись с американскими военными. Военные начали преследование захваченной яхты и сомалийцы расстреляли четырех американских граждан, которые находились на ней.

Всего сомалийским пиратам приписывают убийства как минимум 25 моряков (как во время абордажа, так и казня заложников), и еще 37 смертей в плену по разным причинам — от голода до самоубийства. Не так уж много, учитывая, что в общей сложности пираты захватили 3400 человек. Но и этих жертв хватило, чтобы стать изгоями даже в своей стране. Кроме прочего, сомалийские пираты отличались избирательным расизмом: к европейским и американским пленным относились относительно хорошо, к азиатам — практически как к рабам, зачастую обрекая на голодную смерть.

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Майкл Скотт Мур — американский журналист, написавший книгу The Desert and the Sea — о том, как провел 977 дней в плену у сомалийских пиратов

Члены экипажа украинского судна «Фаина», захваченного пиратами в 2008 году, рассказывают, что пираты поначалу вели себя агрессивно и недружелюбно. Но в какой-то момент обе стороны осознали, что полностью зависят от третьей — которая готовит выкуп — и отношение улучшилось. Морякам пришлось несколько месяцев прожить в одной каюте, но их выпускали для прогулки, кормили козлятиной и рисом, разрешали готовить из собственных припасов, даже закрыли глаза на то, что пленники приспособились варить самогон из сахара. Никаких пыток и избиений — только тягостное ожидание в сорокаградусную жару в переполненном помещении. Однако морякам повезло: их судно перевозило военную технику и сомалийцы надеялись на хороший выкуп.

Пиратские пристани Сомали контролировали шариатские суды и «бизнесмены»

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Хобьо, пиратская пристань

Строго говоря, пиратов Сомали правильнее называть «пиратами Пунтленда». Подавляющее их большинство базировалось в отколовшемся от Сомали квазигосударстве Пунтленд. Сейчас Пунтленд уже выступает за присоединение к Сомали на правах автономии, но до этого там нередко случались вооруженные столкновения с Союзом исламских судов («судов» от слова «судья», а не «судно»). Повстанцы-исламисты захватили портовый город Хобьо, который стал столицей сомалийского пиратства. Здесь сложился диковинный симбиоз из пиратской республики и шариатских судей.

Любопытно то, как работала эта ключевая пристань в Хобьо. Простые пираты захватывали судно и приплывали на нем в порт. Дальнейшее было уже не их заботой. Связью с судовладельцами и выкупами занималась уже иная «структура», а обеспечением жизни заложников — третья. Всю эту систему из уважаемых, но разрозненных пиратских бизнесменов разного профиля связывали воедино инвесторы и местные боссы. Шариатские суды тоже имели свою долю. Люди, занимавшиеся обеспечением жизни заложников, получали свой процент в зависимости от того, как долго пришлось кормить и охранять захваченных. Процент был небольшим, но и работа, в общем-то, халтурная. Однако простые пираты заниматься ей не хотели.

Больше всего на пиратстве нажились страховые компании

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Сомалийские пираты получали лишь малую часть от выкупов и награбленного, большая часть оседала в карманах инвесторов. Однако и пираты, и инвесторы вместе не заработали и десятой доли того, что заработали страховые компании. Сравните: в 2010 году пираты получили 148 миллионов долларов в качестве откупа, тогда как страховые компании заработали дополнительные 1.85 миллиарда на K&R (kidnap and ransom insurance) — страховании судов и экипажа от похищения. Еще 1.4 миллиарда пошли на установку охранного оборудования. Неудивительно, что из этого многие сделали вывод о том, что загадочные инвесторы пиратов — никто иные, как агенты страховых компаний. Впрочем, доказательств тому не нашлось, но предполагается, что организация набегов отлично мотивирует клиентов оформлять страховку по пунктам, которые ранее он считал незначительными.

Чтобы отпугивать сомалийских пиратов, использовали песни Бритни Спирс

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Результат антипиратского рейда индийского ВМФ в ноябре 2008 года. Не имеет никакого отношения к Бритни Спирс, но зато какой кадр!

The Guardian в 2013 году сообщала, что английские моряки использовали песни Бритни Спирс для отпугивания сомалийских пиратов. Особенно в ходу были песни Oops!…I Did It Again и Baby One More Time. Звучит как шутка, и в каком-то смысле так и есть. Однако моряки решили: раз сомалийцы живут по шариату и ненавидят западную культуру, песни Бритни, включенные на полную катушку — верный способ деморализовать противника. В общем, действовали по принципу «хуже не будет». Насколько эффективна эта стратегия — судить сложно, тем более, пользоваться ей начали уже когда сомалийское пиратство и так было на излете.

Сомалийские пираты по ошибке атаковали даже военные суда

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Одним из (сомнительных) доказательств того, что за сомалийскими пиратами стоят страховые компании, называли тот факт, что пираты никогда не нападали на вооруженные корабли и знали, какие суда наиболее беззащитны. На самом деле, это не так. На поздних этапах , когда паника из-за пиратов была уже ощутимой, пираты часто сталкивались с вооруженным сопротивлением вроде бы мирных судов — стало быть, знали не все и не про всех. Это нередко стоило разбойникам жизни.

Еще забавнее в этом смысле их попытки захватить военные суда. Происходило это по ошибке — сомалийцы принимали их за мирные. В одном только 2010 году сомалийские пираты в разное время напали на американские военные суда Ashland и Nicholas, а также на голландское военное судно Tromp. Во всех случаях команда давала ответный залп (несколько пиратов погибли), а затем сама захватывала нападавших и брала под стражу. В 2009 году пираты атаковали французский флагман La Somme, а также на немецкий корабль снабжения Spessart. Нетрудно догадаться, что ни в одном из случаев их попытки не увенчались успехом.

Многие пираты легализовались и стали законопослушными бизнесменами и рантье

Побороть сомалийских пиратов удалось не только с помощью силовых методов, но и благодаря легализации. Значительная часть пиратских боссов не только осталась в живых, но и процветает — они просто вложились в недвижимость в соседних странах. Сколотив стартовый капитал на пиратстве, они стали уважаемыми бизнесменами и рантье за рубежом. Особенно в этом плане примечательна столица Кении, Найроби, где есть целые кварталы, населенные исключительно выходцами из Сомали. И значительная часть недвижимости там построена на пиратские деньги.

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

Мухаммед Абди Хасан — миллионер, филантроп, пират

Некоторых из боссов сомалийских пиратов удалось подкупить. Например, одиозный пиратский капитан Мухаммед Абди Хасан по прозвищу «Большой рот» ушел в отставку и распустил свою группировку за выплаченные ему приличные отступные. Правда, в конечном итоге это не спасло его от наказания: в 2013 году его арестовали в Бельгии за организацию нападения на судно «Помпеи», которое произошло в 2009 году. Ловили не без выдумки. Хасана пригласили в Брюссель для помощи в создании документального кино о сомалийских пиратах, где его истории уделялась бы особая роль. Пирата удалось поймать на тщеславии — он действительно приехал, но только чтобы обнаружить, что все это было подставой бельгийских спецслужб. Мухаммеда Абди Хасана упрятали за решетку на 20 лет: это первый и единственный случай, когда главарь сомалийских пиратов предстал перед судом.

Вслед за сомалийскими пиратами пришли камерунские

сомалийские пираты отвратительные мужики disgusting men

К 2013 году сомалийских пиратов удалось прижать благодаря международному военному вмешательству (в том числе России), а также высадке на территорию Пунтленда частной армии Academi (до 2009 года известна как Blackwater). Однако уже вскоре после этого пиратство перекочевало на другой конец Африки — в Гвинейский залив.

Камерунские и нигерийские пираты действуют не так нагло, да и не стараются захватить экипаж (в отличие от сомалийцев, у них нет своей базы, где они могли бы безопасно держать суда и заложников). Судя по всему, корабли они просто грабят и лишь изредка просят выкуп за угнанные. Проблем от них меньше, но оцените динамику роста их бизнеса: в 2014 году они совершили 28 нападений, в 2018 — 72, а в 2019 число их нападений выросло еще на 50%, перевалив за сотню (хотя точное число неизвестно). В 2019 году 90% всех захваченных в плен моряков приходилось на Гвинейский залив — как минимум 121 человек. Так что, судя по всему, после разгрома сомалийских пиратов их инвесторы, оставшиеся на свободе, просто переместили свое внимание на запад Африки.

Пиратство у берегов Сомали и в Аденском заливе – общемировая проблема. Сегодня этот регион патрулируют корабли из нескольких флотов, чтобы держать пиратов в страхе. Но время от времени пиратам удается захватить какой-нибудь корабль.

Когда подобное происходит, получить корабль назад можно только после выплаты огромного выкупа, сумма которого может достигать нескольких миллионов долларов. Однако мы знаем об этих пиратах не так много, как нам кажется. Вот 10 неожиданных фактов о них.

10. Они не любят ремонтировать свои автомобили

Пираты сорят деньгами больше всех на Сомали. Они тратят свои деньги так опрометчиво, что быстро возвращаются к нищенскому образу жизни, от которого пытались убежать. Сегодня лучшие пиратские «боссы» жалуются, что в мгновение ока растратили миллион долларов.

Получив свою долю выкупа, пиратские боссы растрачивают ее на машины, женщин, вечеринки, алкоголь и кат. Более умные строят большие дома, хотя они все равно растрачивают деньги впустую, как и другие. В качестве автомобиля пираты выбирают Toyota Land Cruiser, который стоит около 30 000 долларов. Поскольку в Сомали топливо дорогое, еще 30 000 долларов они тратят на то, чтобы его заправлять.

Однако в Сомали пираты пользуются большим уважением, а самый быстрый способ потерять это уважение - починить поврежденный автомобиль. Если джип поврежден, пират покупает новый. При этом повреждение может быть совсем незначительным. Достаточно треснувшего лобового стекла или царапины, чтобы заменить автомобиль.

9. У пиратов есть собственная фондовая биржа, где покупают акции на угнанное судно

Пираты не всегда уверены в том, что им удастся угнать корабль. Даже когда они находят один, то не уверены, что смогут успешно подняться на борт. Поскольку было бы дорого финансировать серию нападений, которые могут оказаться безуспешными, пираты обратились за финансированием к сомалийской общественности. В наши дни пиратов финансируют инвесторы, которые покупают акции на пиратской фондовой бирже.

8. Пираты получают немного


Несмотря на огромные выкупы, которые могут доходить до нескольких миллионов долларов, простые пираты - те, кто выполняет опасную работу, плывя на лодках по бурному морю в поисках подходящего судна, куда можно взобраться и пострелять, получают от 30 000 до 75 000 долларов выкупа. Пираты, которые используют свое оружие или лестницу, получают дополнительные 10 000 долларов.

Самую крупную прибыль получают инвесторы, которые покупают акции на бирже. Когда выкуп получен, инвесторы и несколько других заинтересованных сторон забирают свою долю. Часть средств также выделяется общине на строительство и содержание школ и больниц. Пираты делят между собой оставшиеся деньги.

7. Они пытались захватить военные корабли



Фото: businessinsider.de

Пираты, вооруженные автоматами АК-47, прекрасно осознают, что им не сравниться с вооруженными до зубов военными кораблями, которые борются с пиратством у берегов Сомали. Но это не помешало им попытаться захватить эти военные корабли. В каждом из подобных случаев пираты ошибочно принимали такие корабли за грузовые.

Чтобы захватить корабль, пираты подбираются к нему под покровом темноты. Как только они подходят достаточно близко, начинают палить по кораблю и пытаются подняться на борт. Тем не менее, когда с корабля им отвечают из более серьезного оружия, пираты быстро понимают, что совершили ошибку. Они поджимают хвост и пытаются убраться восвояси, но это не так просто.

В апреле 2010 года сомалийские пираты подобрались и открыли стрельбу по военному кораблю США USS Ashland, приняв его за грузовое судно. С USS Ashland последовал ответ, в результате которого были убиты два пирата. Остальные были арестованы. Пленные пытались отрицать, что являются пиратами. Вместо этого они утверждали, что являются контрабандистами, и только что доставили людей в Йемен, но их корабль сломался. Они дрейфовали семь дней и стреляли по кораблю только для того, чтобы привлечь внимание экипажа.

В ходе другого случая в 2010 году несколько пиратов напали на корабль USS Nicholas, приняв его за грузовое судно. Поняв, что совершили ошибку, они попытались сбежать, но экипаж USS Nicholas открыл огонь по пиратам и направился за ними. Пятеро пиратов были арестованы. В том же году 13 пиратов были арестованы при попытке захвата голландского военного корабля HNLMS Tromp. Они кинулись прочь, когда поняли свою ошибку, но с корабля открыли ответный огонь.

6. Как происходит угон



Фото: The Telegraph

Пиратство в Сомали - это незамысловатое дело, хотя оно может стать сложным. Перед выходом в море пираты находят инвесторов для финансирования своих нападений. Как мы уже упоминали, обычно это происходит на пиратской бирже. Затем они образуют две команды по 12 пиратов в каждой. Команда пираты отправляются на поиски корабля для угона на двух кораблях. Когда они обнаруживают подходящее судно, пираты под покровом темноты подкрадываются к нему, затем открывают огонь и пытаются подняться на борт. Первый пират, оказавшийся на борту захваченного корабля, получает бонус. Затем судно доставляют к побережью Сомали.

Когда корабль причаливает, команда А отправляется по другим делам, а команда Б берет на себя управление. Они сторожат корабль до окончания переговоров. Контроль за пришвартованным кораблем стоит денег. Экипаж нужно кормить. Здесь появляется другой бизнесмен. Он берет на себя расходы по уходу за экипажем в обмен на часть выкупа. Когда выкуп выплачивается, предприниматель получает свои инвестиции с процентами. Команда B получает 15 000 долларов за охрану судна. Основной инвестор похищения получает 30 процентов. Другие инвесторы получают деньги по своим акциям, а сообщество получает процент за «якорные права». Пираты, захватившие корабль, разделяют между собой остальное.

5. Как проходят переговоры

После высадки на корабль, пираты просматривают бортовые документы, чтобы найти владельцев. Информация передается переговорщику, который может находиться на судне или далеко внутри страны. Переговорщик, который обычно является доверенным лицом, связывается с судоходной компанией и объясняет ситуацию.

На переговорщиков со стороны пиратов обычно оказывается сильное давление, поскольку они должны обеспечить, чтобы пираты получили хороший выкуп, а судовладельцы не прекращали переговоров. Пираты не любят держать корабли слишком долго, а компаниям нужны их корабли для бизнеса. Поэтому они часто находят золотую середину. У пиратов есть также строгие требования, например, о том, что выкуп должен быть выплачен банкнотами номинальной стоимостью 50 или 100 долларов, напечатанными после 2000 года.

У нескольких судоходных компаний есть особый вид страховки для таких случаев - K&R. Поэтому они звонят своим страховщикам, которые связываются с компанией, предоставляющей такие услуги. Эта компания имеет дело с переговорщиком пиратов и обычно договаривается о выкупе без участия судовладельцев. Как только соглашение достигнуто, та же компания заключает контракт с частной охранной компанией, чтобы доставить выкуп.

На протяжении всего процесса переговоров судоходные компании поддерживают контакты со своими юристами, чтобы не нарушать никаких законов. За свою работу юристы получают около 300 000 долларов, в то время как ответственная компания получает всего 100 000. В целом, гарантия за судно стоит еще 1 млн. долларов, помимо выкупа. Судоходные компании часто компенсируют деньги за выкуп и все другие оплаченные расходы от страхования.

Однако пираты не освобождают судно и экипаж в момент получения выкупа. Сначала они подсчитывают деньги с помощью счетных машин и проверяют их на наличие фальшивых банкнот. Корабль и экипаж освобождают, когда убедятся, что все в порядке.

4. Сначала они защищали воды Сомали

Сомалийские пираты начинали свою деятельность не как пираты. После падения сомалийского правительства в 1991 году иностранные рыболовные траулеры беспрепятственно вторгались в сомалийские воды для промысла рыбы. Более бедным сомалийским рыбакам, в распоряжении которых были небольшие лодки и сети, приходилось наблюдать за сокращением улова.

Иногда с траулеров даже стреляли в рыбаков, когда те подходили слишком близко. В то же время другие иностранные суда сбрасывали радиоактивные отходы в сомалийские воды. Отходы часто проникали в прибрежные деревни, вызывая проблемы со здоровьем их жителей. В итоге рыбаки сформировали такие группы, как Национальная Добровольческая береговая охрана Сомали и Сомалийские морские пехотинцы (эти названия и сегодня используются пиратами) для защиты сомалийских вод.

Рыбаки часто захватывали эти суда в обмен на выкуп. Судовладельцы охотно платили выкуп, потому что они действовали незаконно. И они продолжали платить по мере того, как рыбаки повышали свои ставки. Поняв, что это хороший бизнес, рыбаки начали захватывать случайные суда у побережья Сомали. В наши дни пираты даже не являются бывшими рыбаками, это просто бедолаги, пытающиеся заработать на жизнь. Пиратство является крупнейшей отраслью Сомали совсем не просто так.


3. Они защищают рыболовные траулеры, ведущие незаконную деятельность


Фото: The Telegraph

Сомалийские пираты начинали с того, что преследовали суда, незаконно вторгшиеся в воды Сомали. В наши дни они сопровождают эти траулеры и позволяют им ловить столько рыбы, сколько те хотят. За охрану траулеры платят пиратам деньги.

Сомалийские пираты стали заниматься этим новым бизнесом в 2012 году, когда грузовые суда стали использовать вооруженную охрану. Многие из подобных траулеров хотят получить максимальную отдачу от потраченных денег, поэтому для вылова рыбы они часто незаконно используют сети. Больше всего это относится к кораблям из Ирана, Южной Кореи и Таиланда. Пираты выдали этим траулерам лицензии стоимостью сотни тысяч долларов.

По иронии судьбы сами сомалийские рыбаки не ловят рыбу в «плодородных» водах, где рыбачат траулеры, потому что пираты разворачивают рыбаков. Иногда пираты даже захватывают те же траулеры, которые они защищают, и требуют выкуп. Являются ли такие захваты результатом неудачных сделок, остается неизвестным.


2. Они стараются не угонять суда, принадлежащие влиятельным сомалийским бизнесменам


Фото: The Guardian

Учитывая, какое беззаконие творится в Сомали, если вы свяжетесь не с теми парнями, то навлечете на себя большие проблемы. Мы уже упоминали, что пиратство в Сомали внезапно прекратилось в 2012 году, когда грузовые суда начали использовать вооруженную охрану. Сомалийские пираты не захватывали ни одного судна вплоть до 2017 года, когда несколько пиратов захватили нефтяной танкер. Пираты едва начали обсуждать вопрос о выкупе, как вдруг отпустили корабль, не получив никаких денег. Судя по всему, нефтяной танкер Aris 13 перевозил нефть для влиятельного сомалийского бизнесмена. В таком обществе, как Сомали, «влиятельный» означает, что правительство будет защищать ваши активы.

Морские силы Пунтленда (Puntland), полуавтономного района Сомали, сделали именно это, вступив в перестрелку с пиратами. Позже в переговоры между пиратами и морскими пехотинцами были вовлечены лидеры кланов. Переговоры закончились тем, что пираты покинули судно, не получив выкупа. По этой причине сомалийские пираты, как правило, стремятся не угонять суда, принадлежащие влиятельным сомалийским бизнесменам.

1. Страховые компании зарабатывают больше, чем пираты

Сомалийские пираты не являются крупнейшими бенефициарами от пиратства, несмотря на то, что получают миллионы долларов в виде выкупа. Инвесторы получают больше денег. Но и они не самые крупные бенефициары. Страховые компании – вот, кто получает больше всего. Они получают в 10 раз больше, чем пираты за год.

Доходы от сомалийского пиратства составляют 7-12 миллиардов долларов в год. В 2010 году они составили 9 миллиардов долларов. Сомалийские пираты и их инвесторы не получили и половины этих денег. Вместо этого они получили менее 2 процентов. В 2010 году пираты получили 148 миллионов долларов выкупа. В том же году, судовладельцы заплатили 1,85 млрд. долларов страховки от угонов и еще 1,4 миллиарда долларов потратили на оборудование для обеспечения безопасности.

Пираты в водах южных морей и океанов — дело обычное. С самого начала активного мореплавания такой вид разбоя активно практикуется. Однако в современном мире пираты нападают не только на танкеры и контейнеровозы, но и на пассажирские суда. Цель у них одна — захват заложников и судна с целью получения выкупа. Мы собрали восемь случаев таких нападений. Есть среди них и удачные попытки захвата, и странное поведение капитана судна, и безрассудство, и отвага.

1. Захват круизной яхты Le Ponant

Единственный случай в современной истории круизных путешествий, когда пиратам удалось захватить круизное судно произошел 4 апреля 2008 года. Тогда несколько лодок с сомалийскими пиратами атаковали идущее вдоль побережья Сомали в Аденском заливе судно и захватили его. В плен попали 30 членов экипажа: яхта возвращалась с Сейшельских островов без пассажиров.

За освобождение заложников и возврат судна пираты запросили выкуп в размере 2,1 млн, французские власти и представители владельца яхты на эти условия согласились. Интересно, что сумму для выкупа предоставила страховая компания, в которой был застрахован Le Ponant.

Однако, при передаче денег пиратам, в дело вмешался французский спецназ, которому удалось захватить шестерых пиратов и вернуть часть суммы выкупа. Позже двоих пиратов оправдал французский суд и в качестве компенсации выплатил им по 90 тысяч евро.

2. Массовая атака на круизное судно Athena

3 декабря 2008 года в том же Аденском заливе 29 лодок с сомалийскими пиратами попытались захватить круизный лайнер класса люкс Athena. Они окружили судно и пытались взять его на абордаж и высадиться на борт, однако экипаж препятствовал этому, отбиваясь из водометов. Через некоторое время на место происшествия прибыл американский разведывательный самолет, который своими маневрами отогнал нападающих от лайнера.

В ходе инцидента не пострадали ни пассажиры, ни экипаж судна, и после отбитой атаки пиратов, лайнер продолжил свой круиз.

3. Неудачное применение РПГ против лайнера Seabourn Spirit

Не менее двух лодок с хорошо вооруженными пиратами напали на круизный лайнер Seabourn Spirit 5 ноября 2005 года все в том же Аденском заливе. Пираты приблизились к лайнеру и открыли огонь из автоматов, пистолетов и применили РПГ. Снаряд от РПГ попал в одну из надстроек, но не причинил существенного вреда судну. При этом команда лайнера отвечала пиратам применением водометов.

Вскоре пираты ретировались, однако были перехвачены американским эсминцем USS Gonsalez и взяты в плен.

На Seabourn Spirit никто не пострадал, а применение оружия не причинило судну ущерба.

4. Отбитая с помощью вооруженной охраны атака на MSC Melody

В 2009 году, в ночь на 25 апреля группа из нескольких лодок с пиратами приблизилась к идущему в сторону Красного моря круизному лайнеру MSC Melody и открыла огонь из автоматов и пистолетов, желая остановить судно и захватить его. Но удивлению их не было предела, когда с лайнера, помимо уже обычных водометных струй, полетели пули. Защитить судно и мирный отдых 1000 пассажиров экипажу помогала вооруженная пистолетами и легкими автоматами израильская служба охраны. Попытка пиратов захватить судно была отбита, лайнер увеличил ход, однако пираты не сдавались и начали преследовать MSC Melody, методично расстреливая его из автоматов.

Уже утром к лайнеру подошел испанский фрегат SPS Marques De Ensenada, который конвоировал судно до безопасного района.

5. Ушел от пиратов на скорости круизный лайнер Spirit of Adventure

В этом случае, который произошел 13 января 2011 года, прекрасно все. Лайнер следовал алым ходом Мадагаскарским проливом, его пассажиры собрались в ресторане на ужин. Как вдруг судно резко увеличило ход, а пассажиров, еще не приступивших к аперитивам, попросили покинуть ресторан и собраться в судовом театре.

Позже выяснилось, что максимально увеличить ход судно было вынуждено из-за подозрения на атаку пиратов: две лодки неожиданно приблизились судну и стали совершать маневры, которые должны были остановить его. Но перейдя на полных ход, Spirit of Adventure очень скоро оторвался от нерадивых пиратов, а пассажиры вернулись к своему ужину.

6. Узнал об атаке пиратов уже в порту лайнер MS Nautica

30 ноября 2008 года круизный лайнер MS Nautica был атакован двумя пиратскими лодками недалеко от берега Сомали. Но это стало понятно экипажу судна только после прибытия в порт назначения: на корпусе были обнаружены следы от попадания нескольких пуль.

Тогда то экипаж, сопоставив факты и записи бортового журнала, вспомнил, что в тот день лайнер проходил мимо скопления нескольких рыбацких лодок, и, казалось, рыбаки отчаянно сводят счеты друг с другом. Но нет. То была попытка атаки на их судно.

7. А лайнер Astor вообще не заметил пиратов

Вернее, пираты не успели показать свои намерения экипажу судна: как только они ринулись в атаку на Astor, тут же были остановлены пулеметным огнем с немецкого фрегата Mecklenburg-Vorpommern, который почему то не заметили. Пираты развернулись и бросились наутек. Судно продолжило круиз, а фрегат — патрулирование.

8. Перестраховался от нападения пиратов капитан лайнера Sea Princess

В июле 2017 года капитан лайнера Sea Princess, совершавшего кругосветное путешествие, перестраховался от нападения пиратов, на 10 дней запретив увеселительные мероприятия, иллюминацию и фактически прервав отдых пассажиров. На судне не включали свет и музыку от заката до рассвета, пока лайнер шел через Аденский залив, Красное море и даже Суэцкий канал.

Неизвестно, помогли ли эти меры предосторожности предотвратить нападение пиратов или они и так не рискнули бы напасть на столь крупное судно. Но, удивительно, пассажиры вошли в положение и даже не думали жаловаться на действия капитана, лишившего их отдыха на 10 дней.


Мы все выросли на историях, книжках и фильмах про пиратов. Мы все знаем Джека Воробья, простите, Капитана Джека Воробья.
Но насколько данная угроза опасна в наше время? Мы наслышаны по новостям и современным Голливудским блокбастерам, что грузовые корабли регулярно попадают под удар пиратов. А что насчет круизных лайнеров?


Сегодня мы поведаем вам про самые известные атаки (и угрозы) пиратов на круизные корабли (pirates on cruise ships) в 21 веке.

Забегая вперед скажем, что самым опасным регионом для круизов стал Индийский океан. В начале 2010-х это было самое опасное круизное направление в мире.

CC-by-sa Arun Ganesh, National Institute of Design Bangalore

Наверное одним из наиболее известных и дерзких случаев нападения пиратов на круизные корабли стало нападение на Seabourn Spirit 5 ноября 2005 года.


Рано утром две пиратских моторные лодки напали на корабль, который находился в нескольких десятках миль от побережья Сомали. Пираты атаковали круизное судно используя автоматы, пулеметы и даже РПГ(!)

© David Orlovic/Wiki/CC BY-SA 3.0



The remnants of a rocket propelled grenade (RPG) shown after striking the cruise liner Seabourn Spirit during a Nov. 5 attack by pirates near the coast of Somalia.

Атака провалилась, а пираты вскоре были задержаны моряками американского миноносца - USS Gonzalez. К счастью, на круизном корабле пассажиры не пострадали. Один из членов экипажа, геройски защищавший корабль от пиратов, получил ранения.
Корабль до сих пор в строю и известен нам под именем Star Breeze.

Известная "круизная яхта" Le Ponant была атакована и захвачена (!) пиратами 4 апреля 2008 года! Это единственный случай захвата круизного судна в 21 веке!


Корабль был захвачен в Аденском заливе. К счастью, на судне не было пассажиров, но 30 членов экипажа стали заложниками пиратов. Практически сразу начались переговоры о выкупе корабля и команды. 11 апреля заложники были освобождены после выкупа в 2.15 миллионов долларов. Интересный факт: выкуп был выплачен страховой компанией корабля.
Выкуп передавался сотрудниками спецподразделений Франции. После освобождения команды пираты попытались скрыться, но 6 из них были захвачены и доставлены во Францию, где они предстали перед законом.
Корабль до сих пор в строю.

© Ein Dahmer/Wiki/CC BY-SA 4.0


2008 год стал одним из самых опасных для круизных кораблей.
28 ноября 2008 года пираты собирались атаковать достаточно крупный круизный корабль Astor во время ее перехода из Шарм-эль-Шейха в Дубай.
К счастью для Astor в этих водах находился немецкий фрегат Mecklenburg-Vorpommern, который обнаружил 2 моторные лодки с пиратами направляющиеся к круизному лайнеру. Фрегат открыл предупреждающий огонь, когда лодки находились около 3 миль до корабля. Astor был спасен и вероятно многие пассажиры даже не заметили этот инцидент.

© Bahnfrend/Wiki/CC BY-SA 4.0


Буквально через 2 дня - 30 ноября 2008 года был атакован еще один круизный корабль.
На MS Nautica, принадлежащую Oceania Cruises, напали две пиратские моторные лодки, которые скрывались среди рыболовецких лодок.
Корабль смог уйти от атаки. Впоследствии стало известно, что корабль получил 8 пулевых попаданий.

© Pjotr Mahhonin/Wiki/CC BY-SA 4.0


Одна из самых массовых пиратских атак на круизные корабли произошла буквально через несколько дней после нападения на Nautica.
3 декабря 2008 года, известнейший океанский лайнер, который стал круизным кораблем - Athena, был атакован 29 (!) пиратскими лодками сразу!
Лодки окружили корабль, команда героически отбивалась "водными пушками". Прибывший на помощь противолодочный американский самолет P-3 Orion отпугнул многих пиратов. Через время атака завершилась, корабль продолжил свой маршрут в Австралию, никто не пострадал.
Корабль до сих пор в строю под именем CMV Astoria.

© Ivan T./Wiki/CC BY-SA 3.0


Еще одна из самых известных атак произошла ночью 25 апреля 2009 года. Пираты атаковали круизный лайнер MSC Melody используя автоматическое оружие.

На борту находилось более 1000 пассажиров! Большинство пассажиров было отправлено в каюты.
Добровольцы вместе с командой и израильской службой охраны выступили на защиту корабля. Пассажиры и команда сначала отбивались от пиратской лодки столиками и лежаками. После подключилась частная израильская охрана, которая защищала корабль пожарными шлангами и пистолетами. Их огонь был успешным и пираты отказались от попыток попасть на корабль.
Через несколько часов на помощь MSC Melody пришел испанский военный корабль, который сопроводил круизное судно в безопасные воды.

Captain Pinto's version of events after pirates attacked the MSC Melody Cruise ship


В 2010 году еще один круизный корабль был атакован пиратами.
На этот раз жертвой стал легендарный SS Oceanic. Корабль был построен в 1965 году. Именно он и был одним из первых круизных кораблей Дисней!
В мае 2010 года Oceanic был атакован Йеменскими пиратами. Корабль обстреляли гранатами и автоматами. Команда отбилась от атаки "водными пушками" и анти-пиратскими маневрами. Вскоре пираты были задержаны войсками НАТО.

© MattiPaavola/Wiki/CC BY-SA 3.0


В 2011 году атаке подвергся круизный лайнер Spirit of Adventure. Многим он знаком под именем Princess Masuhri или Berlin.
Корабль с более чем 300 пассажирами на борту был атакован на пути между Мадагаскаром и Занзибаром. Команда, несмотря на обстрел, используя скорость судна смогла уйти от атаки.

© Spirit of Adventure in Ísafjörður - 6 month after attack (Christian Bickel fingalo/Wiki/CC BY-SA 2.0


26 ноября 2012 года Azamara Journey стала объектом атаки пиратов недалеко от побережья Омана. После небольших маневров и предупреждающих выстрелов со стороны корабля, несколько пиратских моторных лодок отстали.


По сути, это была последняя из зафиксированных атак на круизные корабли.
Однако нам известны факты, когда круизные лайнеры попадали под угрозу пиратов и после 2012 года.
Последней из таких новостей стали события лета 2017 года, когда Sea Princess выполняя World Cruise с более чем 1900 пассажиров на борту была вынуждена уйти в 10-дневную анти-пиратскую маскировку. По сути, лайнер стал "кораблем-призраком"!
Пассажирам запретили вечеринки и просмотры фильмов на верхних палубах, отдых на балконах, нахождение на верхних палубах после заката. Кроме того, было приказано закрывать плотно шторы, а сам корабль выключал свою фирменную ночную подсветку.
Одно можно сказать, раз капитан принял такое решение, значит обстоятельства соответствовали.
Корабль без происшествий прибыл в Европу.

© Cruiser1210/Wiki/CC BY-SA 3.0

Стоит заметить, что в последние годы пиратская угроза сошла почти на нет. Военные силы стран НАТО и союзников контролируют все опасные маршруты, круизные команды обучены правильным действиям, а на кораблях могут находиться специальные отряды и устройства для борьбы с пиратами.
Но об этом мы поговорим в следующей статье.

А пока небольшое видео о том, что бывает с пиратами, которые нападают на защищенное судно (18+):

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: