Как перевозят серу на судах

Обновлено: 17.04.2024

Кто хоть раз «сталкивался» с сернистым ангидридом уже не спутает его ни с одним другим газом. При обычных температурах диоксид серы – газ тяжелее воздуха стелется по земле, создавая эффект дыма с резким «серным» запахом только что зажженной спички. На самом деле «пары» диоксида серы лучше не вдыхать – вещество реагирует с водой, в том числе содержащейся в воздухе, с образованием серной кислоты, мгновенно вызывающей ожоги слизистых и открытых участков поверхности кожи.

В промышленности сернистый ангидрид используют не только в производстве серной кислоты и ее солей, газ также применяют в качестве консерванта для хранения вин, консервации плодово-ягодной продукции, для отбеливания

Варианты транспортировки

Поскольку диоксид серы задействован во многих технологических процессах, то и услуги по перевозке вещества пользуются возрастающим спросом.

Перевозят в сжатом виде в баллонах, либо в охлажденном до жидкого состоянии в цистернах. С баллонами все понятно – их можно транспортировать по правилам ДОПОГ в закрытом автофургоне, предварительно разместив в деревянных рамах специальной конструкции и закрепив. С доставкой жидкого газа ситуация сложнее.

Все дело в химических свойствах вещества. Хотя сернистый ангидрид относится к невоспламеняющимся газам подкласса 2.2, он взрывоопасен, ядовит и опасен для живых существ даже при небольшой концентрации в воздухе, к тому же имеет дополнительную опасность 8 класса — растворяясь в воде, образует чрезвычайно едкую серную кислоту.

Поэтому цистерна для перевозки сернистого газа имеет ряд конструктивных особенностей. Конструкция цистерны для сернистого ангидрида аналогична конструкции транспортировочной тары для хлора, и эта информация отражена в ГОСТах и регламентах, касающихся перевозок этих газов.

Сложность заключалась в том, что в России рынок «хлорных» цистерн весьма скромен.

Если не нашел того, что нужно — сделай сам

Тогда мы обратились в компанию, специализирующуюся на ремонте и переоборудовании тары для наливных грузов. После изучения технической документации инженерный отдел предложил взять за основу цистерну для перевозки пропана (отвечающую всем требованиям в части материалов и норм прочности баков, изоляции, конструкции и размещению запорной и сливной арматуры), и доработать ее до хлорной.

Перевозка сернистого газа

Перевозка сернистого газа

Итак, в конструкции «пропановой» цистерны уже предусмотрены:

  • внутренний бак, рассчитанный на использование при низких температурах и избыточном давлении;
  • внешний корпус из высокооуглеродистой стали;
  • вентилируемое межкорпусное пространство, заполненное огнеупорным термоизолирующим материалом;
  • «верхняя» система налива/слива,
  • отсек для арматуры, вентилей, клапанов и измерительных приборов в верхней части цистерны;
  • предохранительный колпак для защиты арматуры и приборов;
  • скоростные клапаны для автоматического прекращения подачи при разрыве трубопроводного шланга;
  • вентили для контроля слива и налива, расположенные вдоль оси цистерны;
  • карман для термометра (с заглушкой);
  • арматура для манометра с вентилем.

С учетом особенностей планируемого к перевозке диоксида серы арматура цистерны была дополнена:

  • изнутри — укороченными переливными патрубками , исключающими переполнение емкости при наливе;
  • снаружи — перпендикулярными оси вентилями с газоотводными трубками (для подачи газовой смеси, позволяющей осуществлять слив «передавливанием») и контрольно-измерительным устройством (для контроля утечки газа в атмосферу.

Для доработки применялись материалы, пригодные для эксплуатации при высоком давлении и низких температурах.

Внутренняя емкость цистерны дополнительно была обработана устойчивым к кислотам составом в несколько слоев для предотвращения коррозии цистерны при выполнении перевозок, подверглась длительной просушке.

Готовая к использованию цистерна успешно прошла технический осмотр, контрольные испытания и освидетельствование, получила заключение Ростехнадзора и допущена для перевозок жидкого хлора и сернистого ангидрида.

Перевозка сернистого ангидрида

Перевозка сернистого ангидрида

Вместо эпилога

Именно так, с переоборудования цистерны для пропана, началась наша история перевозок сжиженного охлаждением сернистого газа. Сейчас, по прошествии времени, доставка диоксида серы поставлена в нашей компании «на поток». Услугами ФПОГ по доставке сжиженного диоксида серы пользуются химические концерны и предприятия легкой промышленности. География нашей деятельности весьма обширна и включает в себя не только территорию России, но также территории партнеров по ЕАЭС и государств СНГ, страны Европы и Азии.

Мы осуществляем доставку опасных грузов ежедневно, поэтому смело можем сказать, что не просто знаем, но и умеем это делать. Знаем правила и законы и умело применяем эти знания при проверке и заполнении документов, при общении с госорганами и дорожными службами. Специалисты ФПОГ имеют возможность оперативно (за 1-2 дня) провести согласования и оформить любые разрешения. А принимая во внимание постоянный грузопоток, преимущественная часть перевозок осуществляется по уже согласованным маршрутам и в наличии всегда есть подходящий транспорт. Так что нашим клиентам не приходится томиться несколько недель в ожидании разрешения или сцепки нужного типа.

А и другие углеводородные газы мы по-прежнему доставляем. В баллонах, сосудах дьюара и в цистернах.

На сайте компании мы разместили удобную форму заявки — спрашивайте, уточняйте и, конечно, обращайтесь по поводу доставки. «Федеральный перевозчик опасных грузов» имеет допуски для перевозки веществ любого класса опасности, с 1 по 9.

Каждый день, месяцы, годы сера хнанится и надежно сберегается. В процессе истории сохранении серы, были сформированы наиболее практичные и наиболее удобные варианты.

Сбережение серы происходит в её твердом или жидком состоянии в зависимости от этапа обращения.

Для того чтобы сера находилась в чистом, незагрязненном состоянии, применяются специальные способы хранения. Такие способы не только берегут чистоту, но и предоствращают ее проникновение в окружающую среду.

Твердая сера и её хранение

Зачастую, серу перевозят огромными объемами, в твердом состоянии. Ее сберегают в специальных емкостях в открытом виде для дальнейшей переработки или транспортировки. Этот способ хранения не защищает ее от ветра, дождя и других воздействий. Также серу часто хранят и сберегают навалом на заводе, где ее плавят, и изготовляют серную кислоту. Нечасто можно увидеть, как серу хранят в закрытом виде. Такой способ подходит для защиты ее от влаги и внешнего воздействия неблагоприятных факторов.

Сера – довольно деликатное вещество, которое быстро может перейти в мелкие частицы, в результате чего она теряется вес, особенно во время погрузки или разгрузки. При транспортировке и других действиях с серой, она может становится очень легкой и выветриваться.

Факторы, влияющие потери вещества:

  • вид обращаемого химического элемента;
  • условия внешней среды;
  • техника обращения;
  • методы перегрузки.

Разновидность форм серы

Сера, в твердом состоянии, изготавливается в разнообразных формах, которые отличаются по механической стойкости.

Техника изготовления и сбережения серы - большим грузом оказывает влияние на массу пыли появляющейся при ее обращении.

Данный элемент, который получают во время измельчения больших кусков, может меняться в своих размерах, массе. Во время данного процесса куски с острыми краями измельчаются, что приводит к образованию мелких частиц и пыли.

Серу в форме пластин изготавливают во время плавления вещества на крутящемся конвейере. Образовавшаяся расплавленная масса ложиться слоем толщиной в 3 5 мм, который застывает, и становится твердым. По окончании работы твердую серу делят на маленькие части разной формы и размеров. Измельченная смесь составляет до 3,5% по массе.

Сера в форме гранул добывается путем распыления частиц на застывшие твердые кусочки до возникновения грубых твердых элементов. Кусочки после плавления охлаждают в специальном барабане, и наносят на них новые слои расплавленной серы. Затем их охлаждают до появления гранул. Данное вещество, которое добывают подобным путем, будет иметь до 0,5% мелкой взвеси.

Сбережение навалом

Для того чтобы потеря серы была не столь значительной, и чтобы уберечь её от загрязнения, требуется сберегать данный элемент в закрытом виде. Помещение должно быть обустроено хорошей вентиляцией, чтобы не было угрозы пожара, который может возникнуть из-за пыли серы. Также место, где будет храниться сера, должно быть без различных углов, куда может попадать вещество. На все конструкции из металла необходимо нанести покрытие, которое защитит от коррозии.

Если хранить серу в помещении закрытого типа нет возможности, тогда придется выбирать открытое пространство. Нужно найти то место, в которое не попадает ветер, например среди деревьев, либо построить другой защитный барьер. Чтобы по максимуму сберечь серу от ветра, необходимо распылять воду на серу.

При сбережении данного продукта на земляном покрове, первые 150-200 мм шара серы после извлечения будут потеряны из-за большого загрязнения и образования пыли. Сера не потеряет своего вида и массы лишь в том случае, если земля будет покрыта асфальтом или бетоном.

Сохранность блоками

Огромные массы серы в расплавленном виде помещают в блоки для длительного хранния. Таким образом сбережение блоков с серой может проводиться и на земле, и в углубленном помещении.

Свойства, которые имеет сера, при транспортировке очень важны: опасность загореться или взорваться, высокие показатели токсичности. Чем мельче сера, тем опаснее при пожаре, быстро загорится. А серная пыль так вообще вспыхнет моментально, она к этому расположена. Когда сера горит, скапливается газ, излучающий ядовитые вещества.

Как же определить взрывоопасность серы? Очень просто – присутствием пыли из серы в состоянии взвешенности. Самый низкий показатель взрываемости набирает семь г/м3. Если в воздухе обнаружена пыль серы, это всегда опасно. Такая пыль вспыхнет даже от простой спички, любого статразряда. Для того чтобы предотвратить образование пыли, нужно проводить влажную очистку емкостей, в которых будет перевозиться сера. При этом должна быть отличная вентиляция высокой интенсивности. Необходимо как можно больше исключить серную пыль, для того чтобы было безопасно выполнять погрузку, разгрузку серы.

Токсичность серы. Если пыль серы каким-то образом попадет в организм людей, то у них начнут проявляться первые симптомы отравления сероводородом. На коже – появление экземы, глаза будут страдать конъюнктивитом, а веки покроются язвами.

Серу перевозят в трёх состояниях: в порошкообразном мелкоизмельченном, в порошкообразном крупноизмельченным и серу комками. Мелкоизмельченную серу рекомендуют транспортировать в ящиках, изготовленных из дерева, общая масса – 50 кг, в ящиках из картона – 30 кг с межпрокладующим материалом, в банках из металла, упакованных в ящики из дерева, в барабанах из металла и в мешках из многослойной бумаги – 55 кг. Другие виды серы транспортируют в любых тарах, выполненных из плотного и прочного материала. Например гранулированную серу наша компания поставляет в биг-бегах.

Важно учесть, что серу запрещается транспортировать и сберегать навалом. При транспортировке по морю, серу комом разрешается перевозить, но с определенными техусловиями транспортировки. Угол относителого откоса комовой серы должен составлять около 37 °. Данный вид серы не растворяется, владеет изолированным объемом, который можно грузить – 0,83 м3/т.

Сера принадлежит к грузам высокой опасности. Хранение и транспортировка должна соответствовать правилам МОПОГ (твердые вещества легкого возгорания).

Мелкая серная руда или в виде пыли, концентрированный порошок и даже топливное вещество имеет еще названия агломерат руд.

Этот агломерат выглядит как масса темного цвета, которая светится внутри. Перевозится данное вещество при высокой температуре до восьмисот градусов в раскаленном состоянии. Свойства, которые характерны агломератной руде – высокая спекаемость. При этом агломерат покрывается коркой твердого вида. Замедлить спекаемость можно с помощью понижения скорости охлаждения вещества. Если во время хранения агломерата в порту, образовалась корка, то ее необходимо раздробить грейфером на мелкие кусочки.

Транспортировать раскалённый агломерат руд по морю возможно лишь на короткие расстояния. Так по Азовскому морю есть трасса, которая соединяет Азов-сталь завод и Комбинат Камыш-Бурунский. Для транспортировки агломератов существуют специальные судна с названием агломератовозы, где предусмотрена тепловая изоляция хорошего уровня, микроклимат, созданный искусственно, а также все удобства для команды.

Комковая, дробленая, порошковая, гранулированная и расплавленная сера относятся к 4 классу опасности – легковоспламеняющиеся твердые вещества.

Расплавленная сера – вещество в жидком агрегатном состоянии при температуре 150-120°C, подкласс 4.1, Номер ООН (UN) 2448. Исключительно химически активное вещество, способное вступать в реакцию с газами, содержащимися в воздухе (кислородом и водородом), с образованием ядовитых удушающих газов.

Сухая сера – кристаллическое вещество желтого цвета с очень слабым характерным запахом. Сухая сера отличается большей воспламеняемостью в обычных условиях по сравнению с расплавленной, наибольшей пожароопасностью характеризуется дробленая и порошковая сера. Класс опасности 4.1, Номер ООН (UN) 1350.

При горении сухая сера вступает в реакцию с кислородом, с образованием диоксида серы (сернистый ангидрид) – ядовитого газа с окисляющими свойствами. В малых дозах сера не опасна для человека, активно применяется в медицинских целях, однако в больших количествах и при длительном воздействии оказывает раздражающее воздействие на слизистые, вызывает кашель и удушье.

Особенности перевозки серы и типы транспорта

Жидкую серу перевозят железнодорожным, морским или автомобильным транспортом. Для транспортировки пригодны специальные танк-контейнеры и цистерны особой конструкции: внутренний котел из нержавеющей стали помещен в двойной кожух, внутреннее пространство которого заполнено термоизоляционным материалом, внизу котла размещена система электроподогрева, а зазор между котлом и кожухом обеспечивает циркуляцию воздуха для нагрева котла. Котел дополнительно оборудован термодатчиком, а электронагреватели – системой экстренного отключения.

Транспортировку сухой серы осуществляют всеми видами транспорта, в том числе в надлежащей упаковке сыпучая и комковая сера принимается к воздушным перевозкам.

Морским транспортом серу перевозят в контейнерах в герметичной упаковке II группы: в бигбэгах, в многослойных бумажных мешках, уложенных на поддоны, дополнительно фиксируя пленкой.

Доставка комковой, дробленой и гранулированной серы по железной дороге и автомобильным транспортом допускается закрытым и открытым способом: в упаковке в вагонах и закрытых прицепах, насыпью в полувагонах, хопперах и открытых бортовых прицепах с использованием специальных вкладышей.

Требования к автотранспорту, перевозящему опасные грузы

В правилах ДОПОГ прописаны требования в отношении конструкции и дополнительного оснащения автотранспорта, применяемого для перевозки опасных грузов.
В том числе:

  • К перевозкам опасных грузов автомобили допускаются только при наличии действительного непросроченного свидетельства ДОПОГ. Все тягачи, полуприцепы и прицепы дважды в год проходят технический осмотр, по итогам которого выдается диагностическая карта о пригодности техники для дальнейшего использования для доставки опасных грузов.
  • После погрузки заполняются информационная и аварийная карты, содержащие информацию об опасности груза, мерах предосторожности, мероприятиях при ликвидации последствий аварий.
  • Автотранспорт, допущенный к перевозке легковоспламеняющихся твердых веществ 4 класса, необходимо зарегистрировать в Реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры и средств Федерального дорожного агентства.
  • В соответствии с приказом Минтранса №20 автотранспорт, привлеченный для перевозки опасных веществ, должен быть оборудован тахографом и системами спутниковой навигации (GPS или ГЛОНАСС).
  • Конструкция тормозной системы не допускает полной блокировки колес при экстренном торможении.
  • Дополнительными конструктивными особенностями транспортного средства для перевозки воспламеняющихся веществ и материалов являются: особо прочная конструкция топливного бака, использование для электрооборудования проводов в бесшовной антикоррозийной оболочке, наличие дополнительных предохранительных автоматов, системы аварийного отключения питания, дополнительной защиты осветительных приборов.
  • Транспортное средство, перевозящее опасный груз должно иметь оранжевые проблесковые маячки, в качестве дополнительных сигнальных и опознавательных средств в комплект обязательного оборудования входят оранжевые фонари особой конструкции.
  • Все системы автомобиля и прицепа для работы с опасными веществами, должны быть исправны, что устанавливается в процессе предрейсовых и послерейсовых техосмотров.
  • В числе дополнительного оборудования обязательно наличие противооткатного устройства, соответствующего размеру колес, сигнальные знаки с надписью «ОСТОРОЖНО».
  • Транспорт, перевозящий легковоспламеняющиеся вещества помимо огнетушителей оборудуется дополнительными средствами для пожаротушения.

Маркировка тары и транспортного средства

Тара или упаковка, используемая для транспортировки серы, маркируется красным ромбом с символом пламени и номером класса — 4.

Тягач и прицеп также снабжаются специальными опознавательными предупреждающими знаками:

  1. на тягаче — информационный знак оранжевого цвета, где вверху указан классификационный шифр, внизу – порядковый номер вещества ООН: 4133 / 1350 (сухая сера); 4133 / 2448 (расплавленная сера).
  2. на кузов прицепа (цистерну с расплавленной серой) также крепят оранжевый знак и маркеры опасности: красный ромб с пламенем (4.1), с описанием опасности и номером класса 4.

Особенности транспортировки серы и техника безопасности

При транспортировке серы надлежит соблюдать необходимые меры предосторожности: не допускать распыления, просыпания, пролива, попадания в дыхательные пути.

В случае возгорания тушить без использования воды — только порошковыми средствами, песком, в снаряжении пожарной или общевойсковой защиты и противогазе.

При попадании на почву серу надлежит собрать, место контакта обезвредить щелочным составом: известковым молоком, раствором кальцинированной соды.

Перемещение автотранспорта с опасным грузом по возможности организуется на удалении от детских учреждений и жилых районов, по возможности в объезд населенных пунктов. Необходимо разрешение Минтранса и согласование маршрута в управлении автодорожного надзора.

На стоянках и при вынужденной остановке использовать противооткатные устройства и сигнальные знаки.

ФПОГ — гарант безопасной доставки опасных грузов

Компания ФПОГ имеет большой опыт доставки опасных грузов, в том числе легковоспламеняющихся твердых веществ 4 класса.

Перевозки опасных грузов по территории России, ЕАЭС, стран СНГ и Европы мы выполняем на регулярной основе, по заранее разработанным и согласованным маршрутам.

Все типы разрешений оформляем в сжатые сроки, благодаря налаженной схеме работы с контролирующими инстанциями.

В наличии собственные транспортные средства и подготовленный, тщательно проверяемый парк тягачей и прицепов, оборудованных и допущенных к перевозке опасных веществ.

Все виды опасных грузов мы перевозим в полном соответствии с правилами и требованиями ДОПОГ, с соблюдением ограничений, мер контроля и техники безопасности.

Перечисленные условия позволяют обеспечить оперативность, надежность и безопасность перевозки опасных веществ.

Вы всегда можете обратиться к нашим специалистам чтобы задать вопрос и получить подробный ответ, грамотную консультацию, практическую помощь. Заполните форму заявки на странице — и мы оперативно свяжемся с вами.

Сернистый ангидрид, диоксид серы, сернистый газ – газ, при транспортировке под давлением имеет вид бесцветной или с желтым оттенком жидкости с резким запахом.

Класс опасности 2.2 негорючий ядовитый газ, номер ООН (UN) 1079, пожаробезопасен, при обычных температурах взрывобезопасен, способен к взрыву при нагревании, дополнительная опасность – ядовит, токсическая опасность 3 класса, дополнительная опасность — 8.

Допускается перевозка , , . Для транспортировки используют специальные баллоны и бочки из высокоуглеродистой стали с запорными кислородными вентилями, из пластика исключающими утечку. По суше транспортируется также автомобильным и железнодорожным транспортом в специальных цистернах.

Транспорт для автоперевозки серного и сернистого ангидрида

Перевозка сернистого ангидрида

Перевозка сернистого ангидрида

Основные требования, предъявляемые к оборудованию и комплектации автотранспорта, предназначенного для перевозки опасных грузов, прописаны в ДОПОГ.

  • Все тягачи и прицепы обязаны иметь действующее свидетельство о допуске к перевозке опасных веществ, дважды в год проходят техосмотр, в ходе которого получают диагностическую карту о пригодности и возможности дальнейшего использования.
  • Автотранспортные средства, предназначенные для транспортировки грузов повышенной опасности, в том числе ядовитых сжиженных газов, должны быть включены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и средств Федерального дорожного агентства.
  • Согласно приказу Минтранса №20 автомобили, перевозящие опасные грузы должны иметь в оснащении аппаратуру спутниковой навигации (GPS или ГЛОНАСС), тахографы.
  • Обязательно проходят предрейсовый и послерейсовый техосмотр.
  • Дополнительно транспортное средство для перевозки сжиженных газов должно иметь защиту топливного бака, установленные проблесковые маячки оранжевого цвета, дополнительные фонари (оранжевые) с автономным питанием и защитным кожухом.

Маркировка

Транспортное средство и прицеп обязательно маркируются соответствующими знаками опасности:

Экипаж транспортного средства должен пройти обучение, быть аттестован по программе ДОПОГ для соответствующего класса опасных грузов, о чем свидетельствует наличие удостоверения.

При транспортировке ядовитых токсичных веществ, водителям требуется дополнительная экипировка: холодозащитные перчатки, костюм химзащиты, специальная обувь, противогаз, очки, газоанализатор, двууглекисный натрий (сода) — для локальной нейтрализации на поверхности тела и слизистых.

Конструктивные особенности цистерны для транспортировки сернистого (серного) ангидрида

  • для перевозки сернистого ангидрида используются хлорные цистерны цилиндрической формы из высокоуглеродистой стали;
  • имеет двухслойную сварную конструкцию с огнеупорной термозащитной прокладкой между емкостями, размещена на трехосной тележке;
  • для дополнительной защиты от прямых солнечных лучей внешняя поверхность резервуара окрашивается в светлые тона, для хлорной цистерны обязательно наличие специального кожуха теневой защиты;
  • внутренний цилиндр рассчитан на эксплуатацию при избыточном давлении;
  • обязательно наличие манометров, приборов контроля в специальном отсеке в задней части цистерны;
  • запорная арматура, арматура для налива/слива имеет дополнительную защиту от утечек.

Специальные требования к резервуарам для перевозки ядовитых веществ – наличие техпаспорта, обязательная регистрация в Ростехнадзоре.

Особенности транспортировки и техника безопасности

Особые условия перевозки: транспортируется при температуре внешней среды. В баллонах под давлением 0,6-0,8 МПа, в цистернах – норма давления 1,5мПа

Особенности перевозки сернистого ангидрида обусловлены его химическими свойствами. Вещество тяжелее воздуха, не является горючим и взрывоопасным при стандартных температурах окружающей среды, однако при нагреве вследствие повышения давления возможен взрыв. Вещество ядовито и токсично, при концентрации в воздухе 0,04-0,5 мг/м3 в течение нескольких минут вызывает одышку, спазм в горле, химический ожог слизистых, нарушение сердечной деятельности, является прямой угрозой для жизни, возможен летальный исход с остановкой сердца.

При попадании на кожу в реакции с водой приводит к обморожению. Поэтому следует строго соблюдать правила герметизации емкостей и технику безопасности. Необходимо знать и уметь применять меры защиты и первичной нейтрализации: из воздуха осаждается распыленной водой, нейтрализуется 10% раствором щелочи, известковым молоком. Избегать вдыхания и контактов со слизистыми и кожей, использовать средства химзащиты, респиратор, противогаз, применять газоанализаторы для определения концентрации в воздухе.

При организации перемещения сернистого ангидрида автомобильным транспортом необходимо согласовать маршрут в управлении автодорожного надзора и получить разрешение Минтранса.

Компания ФПОГ имеет большой опыт доставки ядовитых газов. Для перевозки сернистого ангидрида были внесены важные изменения в конструкцию пропановой цистерны (обработка внутренних поверхностей, дополнительные клапаны давления). Цистерна новой конструкции прошла освидетельствование и регистрацию в Ростехнадзоре. Мы имеем исключительный опыт регулярных поставок сернистого ангидрила по территории России, СНГ и Европы. Маршруты движения уже согласованы, транспорт есть в наличии, что позволяет обеспечить для заказчиков преимущество в сроках поставок. Все виды перевозок опасных веществ осуществляются в соответствии с регламентом и требованиями ДОПОГ, с полным соблюдением режимов и мер контроля, что делает доставку безопасной.

Заполните форму заявки и получите бесплатную консультацию специалиста и предварительный расчет стоимости перевозки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: