Как перерабатывают рыбу на судах

Обновлено: 24.04.2024

Многие любители рыбы жалуются на высокие цены. Однако далеко не все задумываются, каким тяжелым трудом добываются морепродукты и сколько средств на это необходимо. Ведь для вылова каждого морского обитателя необходимо особое судно со специальным оборудованием. Предлагаем сегодня разобраться поподробнее в этой теме.

Какие бывают виды рыболовных судов

Рыболовные суда классифицируют по способу ловли. Можно выделить следующие основные виды судов.

Траулер

Это рыболовное судно, занимающееся траловым ловом (на сегодняшний день это наиболее популярный способ добычи рыбы, на долю которого приходится около 55% мирового улова ). Трал - мешкообразная сеть, сделанная из канатов и прикрепленная стальными тросами к судну. Во время буксировки трал “следует” за судном, собирая рыбу.

Длина сети может достигать 70 метров, а высота - 15 метров. Во время движения крупный трал может в секунду отцеживать до 6 тысяч кубометров воды.

При этом существует несколько видов трала: донные и пелагические. Донные предназначены для ловли рыбы, которая обитает на дне моря. Например, треска, пикша, палтус. Пелагические же помогают ловить рыбу, плавающую в толще воды: сельдь, скумбрия, сардина. Большие траулеры могут быть оснащены холодильными установками и оборудованием для обработки рыбы.

Интересно, что современные траулеры часто оснащены всем необходимым для комфортной жизни рыбаков. Например, на новом российском траулере «Баренцево море» есть даже спортивный зал и сауна. А каюты больше похожи на номера в пятизвездочном отеле! Кстати, в день это мощнейшее судно может перерабатывать до 60 тонн сырья.

Сейнер

Как правило, у сейнера одна палуба с сейнерной площадкой - по сути это рабочая площадка, необходимая для хранения и обработки сети (невода). Этот тип судов, который ловит рыбу кошельковым неводом. Это сетная стенка, которая собирается при помощи железного троса. Как только рыбаки находят косяк, они окружают его сетью и стягивают её. Обычно таким способом ловят пелагических (живущих вблизи поверхности) рыб, например, сельдь и скумбрию.

Сейнер, как правило, отличается от траулера тем, что его двигатель и палубная лебедка имеют меньшую мощность. Однако крупный сейнер также может ловить рыбу тралом.

Ярусолов

Это судно осуществляет ярусный лов, при котором в воду забрасываются длинные веревки со множеством крючков.

Краболов

Из названия сразу становится понятно, что это судно предназначено для ловли крабов. Оно оснащено специальными ловушками, внутрь которых кладут наживку (измельченную рыбу), а затем выбрасывают в море. В одной связке может быть до 20 ловушек, а в день может выбрасываться до 10 связок. Спустя определенное количество времени ловушки поднимают сразу на сортировочный стол. Затем крабов сортируют: мелких особей и самок отпускают. Затем они попадают в кработанки - специальные конструкции с морской водой.

Дрифтер

Судно для ловли в дрейфе с помощью специальных плоских сетей (от 3 до 15 метров в высоту и до 5 тыс. метров в длину). Отличительной особенностью такого судна является низкий борт, а также свободная палуба в носовой части, необходимая для механизмов, достающих сеть.

Дрифтеры – сети, которые при опускании в воду падают, как длинные занавески, ловят и перетаскивают пойманную рыбу.

Дрифтеры способны ловить много рыбы, однако в некоторых странах, в том числе в России, дрифтерный лов запрещен. Почему же?
Дело в том, что рыба, проплывая через сеть, запутывается в ней, цепляясь жабрами (такую сеть также называют жаберной). Поранившись, молодые особи гибнут. Также часто дрифтерные сети расставляют на пути рыбы к местам нереста, что негативным образом сказывается на популяции. Например, на Камчатке в 50-60-ых годах из-за этого произошел экономический кризис, так как резко снизилась добыча лососевых.

От дрифтерного лова страдают не только рыбы, но и млекопитающие и даже птицы, именно поэтому в народе его прозвали «стеной смерти».

Каждое из вышеописанных судов оснащено современным оборудованием, благодаря которому удается быстро находить и вылавливать рыбу. Но несмотря на это, процесс ловли является достаточно трудоемким. Рыбаки могут неделями и даже месяцами находиться в море. Именно поэтому рыба сама по себе не может быть дешевой, так как на ее добычу тратится много сил и времени.

Всем известно, что рыбные консервы, изготовленные в море из свежего сырья, намного лучше, чем произведенные на берегу. Именно по этой причине создаются плавучие базы, которые, по своей сути, являются огромными плавучими заводами. Крупнейшие из них - плавбазы проекта R-743D (тип "Содружество"). Сегодня вы узнаете про них практически все!







После вызволения из плена судно короткое время "болталось по морям пока не погорели котлы". После чего прибыло во Владивосток, и экипаж из 260 человек списали на берег. Оборудование, среди которого была автоматизированная линия по обработке красной рыбы, печеночная линия и для обработки икры, было демонтировано и продано на металлолом.

"Петр Житников"

Плавбаза "Петр Житников" была построена в 1989 году. Сегодня она принадлежит компании "Дальморепродукт".


"Всеволод Сибирцев".

Самое молодое судно серии - "Всеволод Сибирцев", построенный в 1989 году. В 2000-х годах он был продан компании из Греции, которая планировала превратить его в плавучую гостиницу для рыбаков в Китае. Проект в итоге был свернут, и судно вновь выставили на продажу. В итоге его приобрела российская компания "Южморрыбфлот" и сразу же отправила на капремонт и модернизацию.



Буквально несколько дней назад плавбаза вернулась из очередного промыслового рейса, который проходил в Охотском и Беринговом море, а также в Тихом океане с 12 мая 2019 года.

Приветствую, я расскажу тебе о том, что делают самые обычные матросы на рыболовных судах. Это довольно тяжелый труд, но все с ним справляются. Для начала, в большинстве случаев, проходит отходное собрание, где присутствует весь экипаж, а в зависимости от вида рыбака это может быть от 60, до 80 человек и более.

На этом собрании, как правило, капитан сидит и рассказывает план действий на будущий рейс. Там же экипаж знакомится, а где-то еще и бухают после собрания)) так сказать "за знакомство"! Дальше рассказывают как будет проходить полет до судна, или до места работы. Большинство рыбаков уходят полным экипажем и сменяют такой же полный экипаж уже непосредственно на пароходе.

Начало работы

Затем в зависимости от судна, начинается работа. У кого-то это ремонт, который проходит в каком-либо порту. Там идет подготовка помещений под работу, это рыбные цеха, системы охлаждения и заморозки рыбы. Проверяются двигатели, и чинятся, если необходимо. А также принимается провизия на рейс. Все матросы таскают тонны воды, жратвы и потом возвращаются к своим делам и обязанностям дальше. В общем производится полная генеральная уборка и подготовка судна к выходу в море.

Виды работ на промысловом судне

Работа матросов при промысле разделяется на типы от самого начала производства, первое это:

- чаны (это резервуары, куда сгружается пойманная рыба), их бывает разное количество, может быть один чан на 10 тонн, может 3.. Все зависит от парохода. На этих чанах работает "чановой", он с помощью элементов управления подает рыбу на конвейер, идя по которому, в самом начале она сортируется, - маленькая идет на переработку, а большая, дальше по ленте. Тут же матросы, в основном студенты, сортируют рыбу, отбрасывая рваную, давленную рыбу в переработку (мукомолку - варят из отходов и разного прилова муку - удобрение, которое фирма в итоге продает)

Затем она передаются на место, где ее замораживают в форме брикетов по 10 кг, ну или больше, все опять же зависит от парохода и вида заморозки. Я работал на судне, где на каждом борту стоял так называемый "аппарат". Есть более менее современные устройства - фростера, в них рыбу заливают гораздо быстрее да и поставить их можно много (на больших рыбаках типа МООНЗУНД их бывает до 30 штук, каждый из которых морозит за один раз по 1100 кг рыбы)

Мой аппарат выглядел так - устройство, которое прокручивает специальные металлические закрывающиеся формы, в которые аппаратчики засыпают рыбу, закрывают эти формы крышками, и они идут в заморозку, все это устройство напоминает гардеробный конвейер в химчистке. Свежая рыба проходит круг в морозилке за определенное время, почти 2 часа, затем эта форма опять появляется на глазах аппаратчиков. Они вытряхивают замороженный брикет с рыбой и дальше он идет на упаковку.

На упаковке работает разное количество человек, в зависимости от парохода опять же. Они пакуют это все в коробки (их все называют тарой), запечатывают по краям пластиковой лентой и отправляют по конвейеру в трюм, в самый низ парохода, где работают трюмные - они правильно укладывают коробки с рыбой, и все это происходит за одну рабочую вахту (у трюмных она 4-х часовая), затем через 8 часов приходит выспавшаяся и подкрепившаяся часть других трюмных и продолжает делать тоже самое))

Я окончил курсы матроса в Мурманске пять лет назад, а пошел в море, потому что устал от постоянной нехватки денег. Я работал в охране одного ресторана. Когда пришла пора получать зарплату, и мне выдали на руки 22 тысячи, я понял, что так дальше продолжаться не может, запросы-то растут. Меня подтолкнул к идее ходить в море мой друг, который к тому времени работал на судах типа МРТК (самый маленький рыболовный траулер вместимостью 20 тонн) и зарабатывал в разы больше меня.

Сейчас я хожу коком на БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер), ловим путассу. А расскажу я о том, как ходил матросом на филейщике на промысел трески. В обязанности матроса входит обработка рыбы на фабрике: от подъема трала до упаковки и укладки в трюм. Когда трал подняли на борт, рыбу ссыпают в специальные бункеры. Дальше рыба проходит через так называемые «головорубы» — стоят два матроса и пилят за круглым диском рыбьи головы, и не абы как, а аккуратным срезом.

После головоруба рыба поступает на «кишкодер» — это стол, где также стоят матросы и вспарывают животы. Далее она по транспортерам поступает в филетировочную машину, которая аккуратно снимает с неё филе. На этой машине также работает матрос, который контролирует, чтобы срез был ровным. Остается от нее только хвост и позвоночник, из которых делают рыбную муку.

После этого филе поступает на стол обработки. Очищенное филе по транспортеру едет дальше и попадает на упаковку, где работают 6-10 человек. Оно падает на весы, матрос взвешивает филе и определяет градацию от 1 (самая маленькая) до 5 (большой шмат). Филе пакуется в продолговатые коробки по специальной технологии, каждый ряд ровно укладывается и заворачивается в плёнку.

Когда камера заполнится , включают заморозку. Замороженное филе выбивают длинным шестом в форме буквы Т на транспортер к матросу, который пакует его на специальной машине, получается короб. Его сбрасывают в трюм по так называемой «улитке», где трюмный укладывает короба в соответствии с градацией. Когда трюм полностью забит, судно снимается с промысла и идет на место выгрузки, мы всегда выгружались недалеко от Шпицбергена на ФРИО. Транспортный рефрижератор, огромный плавучий холодильник, доставит наше филе покупателю в любую страну мира.

"Уже ближе к середине рейса я не хотел этих денег": матрос промыслового флота рассказал о добыче рыбы

Самый первый мой рейс был на судне специального назначения, это был здоровый буксир, переоборудованный под научное судно. Работали мы в Охотском море.

Я помню, тогда я ошалел от того, насколько человек безалаберно относится к природе: в море сбрасывается весь мусор без разбору. На дне есть даже автомобили, которые в шторм вылетают с судна автовоза, потому что их плохо закрепляют на палубе. Зарядки от ноутбуков, пластик, холодильник, покрышки — это немногое из того, что нам впоследствии попадалось в трал.

Зарплаты зависят не от районов промысла, а от рыбы, которую вы ловите. Донные породы, такие как треска, пикша и прочие, намного дороже пелагических пород (минтай, селедка, путассу и др.).

На всех филейщиках, где я работал, ловили донным тралом донные породы рыб. Основная цель – это, конечно, треска и пикша. Но брали и морозили остальной прилов: сайда, морской окунь, палтус, зубатка.

Когда матрос приезжает на судно , он заступает на вахты. Мы работали вахтами 6/6 часов 3-4 месяца подряд, разумеется, без выходных. Сама работа чрезвычайно тяжелая. Так как контора, в которой я ходил, считается одной из самых «блатных», конкуренция очень серьезная. С улицы в нее почти нереально попасть, только по рекомендации. Меня рекомендовал знакомый капитан.

Если говорить откровенно, политика конторы такова: «Берегите механизмы, а людей мы пришлем». Те, кто ходит там давно, — свояки. Новенькие зачастую вообще не как люди, а как пленные немцы.

Никакой романтики там нет. Только однообразная и тяжелая работа. Сырость, холод и хронический недосып. Через пару месяцев ты просто превращаешься в ходячего зомби, я вот до сих пор не знаю, как я вывозил работу трюмного. При этом я работал на всех операциях, кроме филетировочной машины. Матросы — это затычки к любой бочке, разнорабочие.

"Уже ближе к середине рейса я не хотел этих денег": матрос промыслового флота рассказал о добыче рыбы

О человеческом отношении начальства не идет и речи. Нам кэп сразу сказал: «Мне всё равно, ребята, я свой пай подниму на вас». Это означает, что если ты косячишь на работе, то ты можешь недосчитаться солидного куска зарплаты, например, тысяч двухсот.

Были случаи, когда люди просто от усталости падали на рабочем месте или не выходили на вахту, а потом поднимались на мостик и переводились в «пассажиры», потому что отказывались работать в таких условиях и по такому графику. Большинство, конечно, вывозило эту работу, но, поверьте, уже ближе к середине рейса я не хотел этих денег.

У меня никакого желания не было, кроме как поспать лишнюю пару часов. Люди вымотаны и озлоблены, нестыковки в работе часто приводят к перепалке. Но драк было не много — в море нельзя распускать руки. Я весь рейс бодался с рыбмастером, который хотел повесить на меня дополнительную работу.

Со сном все плохо , потому что вахты 6/6, как я уже говорил, работа очень тяжелая: качка, сырость, физ. нагрузки постоянные. Сменился ты в 12 часов ночи, а в 6 утра ты уже должен стоять на том же месте, при этом за 6 часов ты должен успеть в душ и поесть. А когда предвахты/подвахты, надо успеть просто поспать хотя бы два часа. Выходных-то нет, а усталость копится.

На судне стоит рыбная вонь. Она везде, поэтому душ надо принимать после каждой вахты, а то и домой на вещах ее увезешь.

Питание на филейщике отличное, кормили как в ресторане. Нутеллу ели ложками, заедали норвежским мороженым. Кормили как на убой: мясо, любые нарезки, сыры, супы, — и все разное каждый день. В плане кормежки и условий проблем не было. Большие каюты, жили по двое. В каюте душ, туалет. Бегать никуда не надо, в очереди стоять.

Средний срок рейса - 90 суток, иногда 120 , если есть квота на вылов. Точно тебе никто и никогда не скажет, когда ты попадешь домой, потому что этого никто не знает: «рыба — дело водяное». Могут судно и отозвать с промысла, если рыбы долго нет, потому что нет смысла жечь дорогое топливо.

"Уже ближе к середине рейса я не хотел этих денег": матрос промыслового флота рассказал о добыче рыбы

На филейщиках, где я ходил, мы в порты не заходили — выгружались прямо в море на транспортный рефрижератор. Так что весь рейс на пароходе. Но как-то раз заходили в порт по поломке двигателя, стояли неделю, ходили гулять в город, пили пиво, стояли вахты у трапа.

Очень плохо, когда температуришь или вообще что-нибудь болит. Здесь всем все равно. На судне говорят: «в море не болеют». Я сам стоял и шкерил рыбу всю вахту с 38,5. Есть суда на которых есть врач, на некоторых – нет.

Ты должен работать, через «не могу», но должен. Иначе можно снискать славу хренового работника, и в следующий рейс ты уже не пойдешь. Хочешь 200.000 в месяц? Работай через «не могу», и никого не волнует, что у тебя болит и что ты спал восемь часов последний раз месяца два назад.

Если человек умер на промысле , судно продолжит ловить рыбу, а труп завернут и положат в трюм. Там всегда минус 30. И отдадут тело, только когда судно пойдет на выгрузку. Если серьезная травма, как если, к примеру, матросу сломало ногу грузовым лифтом, то вызывают вертолет, и он везет его до ближайшего госпиталя.

Легендарная плавбаза

После девяти месяцев работы в открытом море к родным причалам Владивостокского морского рыбного порта пришвартовалась плавбаза «Всеволод Сибирцев». Почти 250 дней ее экипаж выпускал консервированную продукцию из свежевыловленной сардины Иваси, сайры, скумбрии, селедки, минтая, лосося. Это значит, что весь прошлый год сотни тысяч потребителей России могли без проблем покупать свои любимые консервы и пресервы «Добролфота».

Экипаж плавзавода по сложившейся традиции встречали родственники, друзья, руководство группы компаний «Доброфлот» и журналисты. На торжественном собрании лучшим вручили благодарности и смартфоны iPhone XS, еще 55-ти сотрудникам вручили сертификаты на покупку бытовой техники. Среди передовиков - рыбообработчики. Профессия очень востребована, в нее идут те, кто хочет хорошо зарабатывать, но не имеет особых профессиональных навыков или образования. Основные требования – добросовестность и возможность уйти в море на 9 месяцев. Поэтому на судне, на котором в рейсе трудится 600 человек, 2/3 - это женщины.

На плавбазе есть судовой православный храм. Фото предоставлено пресс-службой ГК

Всеволод Сибирцев - крупнейший плавзавод

Это настоящая фабрика открытом море!

Женщина на борту

Рыбообработчица Пашова Ольга в профессии аксакал – ходит в море 38 лет. Застала еще советские плавзаводы, на которых прошла трудовую школу. Рассказывает, что раньше им приходилось туго – все делали руками, которые от разделки рыбы опухали и болели. Но все это осталось далеко в прошлом, теперь многое заменяет автоматика.

- На «Всеволоде Сибирцеве» стоят машины для разделки рыбы. Это значительно облегчает труд. Наша задача - уложить потрошенную рыбу в бункера без бракованных тушек. Когда приходят неопытные, наша мастер помогает каждому освоиться на рабочем месте и обучает навыкам обработки. Я здесь работаю уже третий год, и могу сказать, что судно стало для меня вторым домом, - рассказывает Ольга.

Ее напарницы по смене отмечают, что условия труда и быта на плавзаводе очень комфортные.

Матросы службы обработки Пашкова Ольга, Журавская Екатерина, Титова Евгения, Белобородова Екатерина. Фото: ИА PrimaMedia

Матросы службы обработки Пашкова Ольга, Журавская Екатерина, Титова Евгения, Белобородова Екатерина. Фото: ИА PrimaMedia

- Это был мой третий рейс, - рассказывает Екатерина Журавская. – Хотел разок сходить и вот, втянулась. А уж про зарплату и говорить не надо – я получила больше миллиона. Такие деньги простым женщинам на берегу никогда не заработать.

Тем более, по словам работниц, тратить деньги на себя в море им почти не приходится. На плавбазе есть все – сауна, бассейн, фитнес-зал, кинотеатр, мини-поликлиника с современным стоматологическим оборудованием, библиотека и интернет-зал (судно оборудовано спутниковыми антеннами, что дает хороший сигнал Wi-Fi), просторная столовая. Есть даже судовой православный храм. И все это бесплатно! Поэтому бытовые затраты в море минимальные.

Волноваться о здоровье во время рейса не стоит - на плавзаводе есть хорошая поликлиника. Фото предоставлено пресс-службой ГК "Доброфлот".

Волноваться о здоровье во время рейса не стоит - на плавзаводе есть хорошая поликлиника. Фото предоставлено пресс-службой ГК "Доброфлот".

Есть время и на отдых!

Плавучий город

Плавбаза работает круглосуточно - смены длятся по 12 часов. Завод получает сырье у рыбодобывающих судов прямо в море и сразу же его перерабатывает. Именно поэтому выпускаемая продукция полезнее и вкуснее. Люди живут в двухместных каютах, которые сопоставимы по комфорту с гостиничными номерами. Питаются сотрудники в просторной столовой. Профессиональные повара готовят много блюд, чтобы у людей был выбор. Обязательно в рационе мясо, птица, рыба (тут сам бог велел), свежие овощи и фрукты, крупы, макароны. Из напитков всегда есть чай, кофе, компоты и морсы. С досугом еще лучше - можешь читать, смотреть кино, играть в теннис, плавать в бассейне или общаться с родней через скайп. Подробно с плавучим заводом можно познакомиться с помощью 3D-тура.

Члены команды за 9 месяцев работы в море становятся настоящими друзьями. Фото: ИА PrimaMedia

- На берегу приходишь с работы и сразу к плите – готовить надо. А на судне за тебя это делают профессионалы. И когда ты получаешь такие деньги, вкусно и разнообразно питаешься, имеешь много свободного времени – мы не тратим его на стояние в пробках, на походы за продуктами, на уборку квартиры, - то очень ценишь свою работу, - говорят Дмитрий и Мария Кравченко из Находки, которые пошли в море за длинным рублем ради семьи. За рейс они заработали более 2 млн рублей.

Их коллега из далекой Тюмени Мария Зуканович не только общалась с сыном по скайпу, но и регулярно проверяла дневник, а также делала с ним домашние задания.

Во время рейса экипаж поддерживает хорошую физическую форму в судовом спортзале. Фото предоставлено пресс-службой ГК "Доброфлот".

Во время рейса экипаж поддерживает хорошую физическую форму в судовом спортзале. Фото предоставлено пресс-службой ГК "Доброфлот".

- Учителя знают, что я в море. И мы сними постоянно на связи, так что я в курсе всех школьных дел ребенка. Сын меня во всем поддерживает, понимает мое желание работать в море. Я им с бабушкой постоянно перевожу деньги, недавно вот купили хорошую электрогитару, - говорит Мария.

Команда на предстоящий рейс, который стартует в мае этого года, уже формируется. Однако свободных вакансий с каждым днем все меньше и меньше. Но шанс попасть на это легендарное судно есть. Всем, кто хочет получить ни с чем несравнимый опыт работы в море, а также заработать очень хорошие деньги, может записаться в команду по телефону 8 800 555 08 24 (звонок по России бесплатный).

Плавзавод Всеволод Сибирцев

На корабле все условия как на суше

О чем говорят мужчины

Электрик Дима Клименко считает, что работа в море не для "слабаков" и с гордостью говорит, что он на плавзаводе строит карьеру. В море ходил уже пять раз, но с «Доброфлотом» - пока два.

Капитан плавбазы «Всеволод Сибирцев» Юрий Бершак. Фото: ИА PrimaMedia

- Это мой не последний рейс на "Всеволоде Сибирцеве". Считаю, что нашел лучшее место. Я работал на других судах и мне есть с чем сравнить. Здесь лучше питание, условия труда и отдыха, медпомощь и спорт – все отлично! Помимо заплаты, я могу заработать дополнительные деньги на переработке – когда очень много рыбы, - рассказал Дмитрий.

Мотоботчик Никита Иванов в море заработал себе на квартиру в Твери - в своем родном городе. Это был его второй рейс. Работа у него сложная - в небольших ботах принимает живую рыбу у добытчика и везет ее к плавбазе. За рейс они наматывают тысячи морских миль.

В судовой поликлинике все оборудование современное. Фото предоставлено пресс-службой ГК "Доброфлот".

В судовой поликлинике все оборудование современное. Фото предоставлено пресс-службой ГК "Доброфлот".

- Все лето «ныряли» среди волн, вначале было страшно, потом привыкли. Освоить азы профессии помог мой друг из Астрахани, он уже третий рейс на мотоботах работает. И мне удалось за один рейс я акулу увидеть и на квартиру заработать, - после таких рассказов друзья Никиты уже занимают очередь на плавбазу на следующий рейс.

Капитан плавбазы Юрий Бершак гордится своим коллективом. В этом рейсе они переработали более 37 тысяч тонн рыбы, произвели 41 млн банок консервов и около 1,5 млн банок пресервов, более 20 тысяч тонн рыбы заморозили. Результаты по обработке сайры и иваси лучше, чем в предыдущем рейсе.

Компания "Доброфлот" купила судно в 2014 году. С тех пор оно регулярно проводит много месяцев в море. По своим техническим характеристикам судно уникально – его мощности позволяют выпускать четыре вида продукции глубокой переработки: мороженую, пресервную, консервную и кормовую. Общий объём суточной переработки сырца может достигать 650 тонн.

Марка

Сауна - лучший друг для всех после окончания рабочей смены. Фото предоставлено пресс-службой ГК "Доброфлот".

Сауна - лучший друг для всех после окончания рабочей смены. Фото предоставлено пресс-службой ГК "Доброфлот".

Возрастная категория сайта 18 +

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: