Как осуществляется перевозка подозреваемых и обвиняемых на воздушных судах

Обновлено: 18.04.2024

Подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.

Подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки - досмотру.

Деньги, которые обнаружены в местах содержания под стражей, зачисляются на лицевой счет их владельца, а ценные бумаги и ценные вещи передаются на хранение.

Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у подозреваемых и обвиняемых, передаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, о чем составляется соответствующий акт.

Надзор при санитарной обработке и личный обыск подозреваемых и обвиняемых осуществляются сотрудниками мест содержания под стражей одного пола с подозреваемыми и обвиняемыми.

ГАРАНТ:

При наличии достаточных оснований подозревать лиц в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания сотрудники мест содержания под стражей вправе производить досмотр их вещей и одежды при входе и выходе с территорий мест содержания под стражей, а также досмотр въезжающих и выезжающих транспортных средств, изъятие предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми. Не подвергаются досмотру вещи и одежда лиц, в производстве которых находятся уголовные дела подозреваемых и обвиняемых и которые обладают правом контроля и надзора за местами содержания под стражей.

В местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном законом.

В случаях выявления фактов использования подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территории следственного изолятора абонентских номеров подвижной радиотелефонной связи оказание услуг связи по этим абонентским номерам физическим лицам и пользователям услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя прекращается оператором связи на основании решения в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, или его заместителя либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, в ведении которого находится данный следственный изолятор.

Специальные подразделения по конвоированию не позже чем за сутки письменно предупреждают руководителя подразделения полиции и службу авиационной безопасности аэропорта вылета о дате и времени вылета конвоя, номере рейса, количестве конвоируемых, виде специального транспорта которым конвоируемые будут доставлены к воздушному судну.

Проезд специального транспорта на перрон для посадки(высадки) конвоируемых в(из) ВС осуществляется по разовым пропускам в сопровождении сотрудников службы авиационной безопасности.

Руководитель подразделения полиции в аэропорту принимает необходимые меры по усилению охраны общественного порядка и безопасности в месте нахождения конвоируемых до их посадки в ВС. Перед посадкой сотрудники авиационной безопасности производят осмотр ВС, где будут размещаться конвоируемые, а сотрудники линейного отдела полиции аэропорта совместно с личным составом конвоя осуществляют личный обыск конвоируемых в присутствии сотрудников авиационной безопасности аэропорта.

Для арестованных выделяются места в задней части пассажирского салона.

Информация о перевозке на рейсе арестованных и их конвоиров, а также местах их расположения доводится до командира воздушного судна и бортпроводника.

Посадка арестованных на борт воздушного судна и высадка с борта воздушного судна производится в первую очередь.

Во всех случаях конвоирование лиц, находящихся под охраной, на ВС осуществляется в наручниках (кроме женщин и несовершеннолетних).

Часовой в салоне ВС обязан нести наблюдение за конвоируемыми, не разрешать им подниматься со своих мест, разговаривать с пассажирами, принимать или передавать какие-либо предметы. Выдача питания конвоируемым производится с разрешения начальника конвоя без металлических принадлежностей и ножа.

Вывод конвоируемых в туалет осуществляется только по одному после тщательного осмотра туалета под охраной часового и начальника караула.

При задержках вылета в промежуточных аэропортах более чем на 1,5 часа конвоируемые под охраной конвоя переводятся с борта ВС в выделенное администрацией аэропорта помещение, изолированное от пассажиров.

При задержке вылета на ночь в промежуточном аэропорту конвоируемые должны быть вывезены из аэропорта силами и средствами органов МВД и конвоя.

рассмотрев в судебном заседании 15 июня 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе К. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 мая 2015 года, которым в удовлетворении иска К. к Министерству внутренних дел России по Республике Коми, Управлению по конвоированию ГУФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации об оспаривании условий перевозок, взыскании компенсации морального вреда отказано.

Заслушав доклад судьи С., объяснения представителя ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми» В., представителя МВД по Республике Коми М., судебная коллегия

К. обратился в суд с иском к МВД России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 500000 руб., признании условий перевозки унижающими человеческое достоинство, пыточными, указав, что в 49 раз в 2014 году его вывозили в здание Верховного суда Республики Коми из ФКУ СИЗО N2 1 ГУ ФСИН России по Республике Коми для ознакомления с материалами уголовного дела, по которому он является участником судопроизводства. Доставление осуществлялось на специально оборудованных автомобилях для перевозки заключённых, где его периодически помещали в тёмную металлическую коробку площадью менее 1 кв.м, - одиночный стакан, где была установлена жесткая скамья, на которой приходилось трястись во время поездки. Езда в данном одиночном стакане доставляла негативные впечатления, создавала физические неудобства, сравнимые с пытками. Периодически перевозка осуществлялась с другими заключёнными в общем боксе всё той же

автомашины, который представляет из себя коробку площадью около 3 кв.м., куда порой набиралось по 10-12 человек. Считает, что указанными им условиями в течение 98 поездок продолжительностью 40 минут каждая, были нарушены нормы Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что выразилось в бесчеловечных условиях транспортировки заключённых из ФКУ СИЗО N2 1 ГУФСИН РФ по РК в здание Верховного суда РК.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Минфин России, Управление по конвоированию ГУФСИН России по Республике Коми.

К. участия в судебном заседании не принял, извещен надлежащим образом.

Представители МВД по Республике Коми, ФКУ «Управление по конвоированию ГУФСИН России по Республике Коми», Министерства финансов Российской Федерации с иском не согласны.

Суд постановил приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе К. с решением суда не согласен и просит его отменить, удовлетворить заявленные им требования в полном объёме.

К. участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не принимал по причине нахождения в следственном изоляторе, извещён надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Личное участие в заседании суда апелляционной инстанции лиц, отбывающих уголовное наказание по гражданским делам не предусмотрено. Судебная коллегия исходит из того, что статья 77.1 часть 2 Уголовно - исполнительного кодекса РФ не регулирует вопрос участия осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в судебных заседаниях по гражданским делам, Гражданским процессуальным кодексом РФ вопрос об этапировании указанных лиц для участия в судебном заседании не регламентирован. Судебная коллегия не усматривает оснований для принятия решения по данному делу об обязательности участия осужденного в качестве стороны в судопроизводстве. .

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, вправе довести до суда свою позицию по соответствующему делу путем допуска к участию в деле его адвокатов и других представителей, иными предусмотренными законом способами.

Представитель ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми» В., представитель МВД по Республике Коми М. с доводами жалобы не согласились.

Судебная коллегия с учётом указанных обстоятельств считает возможным в соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав объяснения представителя ФКУ «Управление России по конвоированию УФСИН по Республике Коми», представителя МВД по Республике Коми, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со статьёй 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с указанной Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина, согласно статье 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право суди ем.

Согласно статьям 4, 15, 28 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Администрация мест содержания. под стражей по указанию следователя, лица, про изводящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возлагаются, в частности, следующие обязанности: содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключённых под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.

По делу установлено, что 25, 26, 27 августа, 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 22, 24, 25, 26, 29, 30 сентября, 1,2,3,6, 7, 8, 9, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 30, 31 октября, 5, 6, 7, 10, 11 ноября 2014 года обвиняемый К. перевозился (конвоировался) из СИЗО-l в Верховный Суд Республики Коми сотрудниками отдела организации охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по Республике Коми на специальных служебных автомобилях Кавз 3976-АЗ государственный регистрационный знак у0915 2007 года выпуска, Газ 3307-АЗ государственный регистрационный знак а4004 2005 года выпуска, Газ 3307-АЗ государственный регистрационный знак а4006 2005 года выпуска, Газ3309-АЗ государственный регистрационный знак а6101 2007 года выпуска, Газ 3302-АЗ государственный регистрационный знак уО182 2010 года выпуска, Газ 3302-АЗ государственный регистрационный знак в0507 2013 года выпуска, Газ 3302-АЗ государственный регистрационный знак в1905 2014 года выпуска.

Протяженность маршрута конвоирования составляет около 18 км., что занимает примерно 30 минут движения.

На каждый из указанных служебных автомобилей имеется одобрение типа транспортного средства, подтверждающее его соответствие техническим регламентам и требованиям Правил стандартизации ПР 78.01.0024-2010 "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", транспортные средства поставлены на регистрационный учет в ГИБДЦ, что свидетельствует об их безопасности и допуске к участию в дорожном движении; нахождение служебных автомобилей в технически исправном состоянии подтверждается представленными актами комиссионного обследования.

Как следует из копий путевых журналов, К. перевозился в камерах автомашин камерах, имеющих количество мест для сидения 1, 4, 5, 8 и 9 при соблюдении приведённой наполняемости.

Сидения в камерах служебных автомобилей соответствуют Правилам стандартизации, а именно являются стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сидения и спинки выполнены из доски деревьев хвойных пород с бесцветным лаковым покрытием, оборудованы штатными отопителями.

К. не представлено в суд первой инстанции доказательств, подтверждающих факт перевозки его с превышением наполняемости, установленной для каждой из автомашин, по результатам проверки обращения К., утвержденным 2 октября 2014 года министром МВД России по Республике Коми факт нарушений при перевозке К. своего подтверждения не нашел, факт оборудования автомобилей, на которых осуществлялись перевозки К. в соответствии с требованиями, предъявляемыми Правилами стандартизации «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, Специальные технические требования» ПР. 78.01.0024~2010 подтверждён актом комиссионного обследования спецавтомобилей для перевозки подозреваемых и обвиняемых ОРО и КП и О МВД по Республике Коми от 28 февраля 2014 года.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (Физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не установлено фактов бесчеловечного обращения либо обращения, унижающего человеческое достоинство при перевозке К. из ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН России по Республике Коми в Верховный суд Республики Коми для ознакомления с материалами дела, также как не добыто данных о наличии лишений и страданий, превышающих неизбежный их уровень при перевозке спецконтингента.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, оснований для переоценки добытых судом доказательств не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводов суда не опровергают. Ссылки К. на то, что суд не осмотрел автомобили, в которых осуществлялись перевозки, не исследовал лично условий перевозки, не являются основанием для отмены правильного решения.

Доводы об отсутствии ограничения сроком права истца на предъявление требований о возмещении морального вреда, основаны на не правильном толковании и применении норм права и отмену обжалуемого решения суда не влекут.

Несмотря на то, что в силу абзаца 2 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ исковая давность не распространяется, в данном случае требование истца о компенсации морального вреда вытекает из требований об оспаривании действий государственного органа, соответственно на него распространяется трехмесячный срок, установленный статьёй 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Аналогичная позиция изложена в пункте 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 года (ред. от 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» в силу которого, в случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.

В силу статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Одной из целей института исковой давности является обеспечение своевременной защиты прав и законных интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов.

Согласно части 1 статьи 112 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Истцом оспариваются перевозки его в период с 2011 года по 11 ноября 2014 года из ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН России по Республике Коми в Верховный суд Республики Коми в бесчеловечных, унижающих его достоинство условиях, при этом иск в суд предъявлен 4 февраля 2015 года, по истечении длительного периода времени с момента, когда истцу стало известно о нарушении его прав. Доказательств в подтверждение уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд истцом не представлено.

Таким образом, вывод суда о пропуске К. срока на обращение в суд по перевозкам до 2 ноября 2014 года отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является верным.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, повлёкших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения,

1. Изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений Межмуниципального отдела МВД России «Боготольский» и отделения полиции МВД России «Боготольский», официальное сокращенное наименование – ИВС, является структурным подразделением полиции Межмуниципального отдела МВД России «Боготольский»[1].

2. Деятельность ИВС МО МВД России «Боготольский» осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, равенства всех граждан перед законом.

3. Правовую основу деятельности ИВС составляют Конституция Российской Федерации, федеральный закон РФ «О содержании под стражей» подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» от 15.07.1995 г. № 103, приказ МВД РФ от 07.03.2006 г. № 140дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».

4. В состав ИВС входят – группа режима, пост внутренней охраны, направление обеспечения и обслуживания, медицинская часть, отделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС.

II.Основные функции ИВС

4. Прием в ИВС подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, административно-арестованных граждан и размещение их по камерам.

5.Охрана подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, административно-арестованных граждан и надзор за ними.

6.Обеспечение надежной изоляции подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и административно-арестованных граждан.

7.Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений со стороны содержащихся в ИВС.

8. Передача конвою подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и административно-арестованных граждан для отправки к месту назначения.

9.Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и административно-арестованных граждан в соответствии с установленными нормами и законодательством об охране здоровья.

10.Осуществление медицинской деятельности, оказание медицинской помощи и осуществление медицинских осмотров содержащихся в ИВС граждан.

11.Осуществление финансово-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность учреждения.

12.Создание условий для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых, осужденных и административно-арестованных граждан.

13.Предоставление на территории ИВС оборудованных помещений для проведения следственных действий.

14.Освобождение из-под стражи лиц, в отношении которых выписано соответствующее судебное решение, постановление органа дознания, следователя и прокурора, в отношении которых истек срок содержания под стражей.

15. Проведение оперативно-розыскных мероприятий в порядке, предусмотренном законом. Оказание содействия органам и подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в проведении соответствующих мероприятий в отношении лиц, содержащихся под стражей.

III. Задачи ИВС

16.Содержание в ИВС подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в соответствии и административно-арестованных граждан с принципами законности, равенства всех граждан перед законом.

17.Обеспечение режима содержания в ИВС подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и административно-арестованных граждан, обеспечение их надежной изоляции, постоянного надзора за ними с целью исключения возможности сокрытия от суда и следствия.

Границей охраны в ИВС являются – стены, потолки, полы, окна, двери камер и других режимных и административно-хозяйственных помещений, а также ограждение прогулочного двора, контрольно-пропускного пункта.

IV. Меры по повышению готовности к действиям при чрезвычайных происшествиях

18. Осложнение обстановки в ИВС может быть вызвано противоправными действиями подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и административно-арестованных граждан, сопровождаться массовыми беспорядками, групповыми неповиновениями, хулиганскими действиями, побегами, самоубийством, членовредительством, нападениями на сотрудников, осуществляющих охрану, и иных лиц, захватом заложников, а также внешними нападениями посторонних лиц на места содержания и временного пребывания подозреваемых, обвиняемых и административно-арестованных граждан, стихийными бедствиями, авариями техногенного характера, пожарами, катастрофами и иными факторами.

19. Сотрудники изоляторов временного содержания, подразделения охраны и конвоирования привлекаются для выполнения задач при ЧО совместно с другими силами МО МВД России «Боготольский» и взаимодействующими органами.

Порядок их действий определяется соответствующим планом.

V.Порядок использования личного состава на службе

20.Служебное время нарядов (конвоев) по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых определяется нахождением их в подчинении дежурных и иных лиц, управляющих деятельностью соответствующих подразделений. В их подчинение наряды (конвои) поступают с момента построения на инструктаж, выход из подчинения осуществляется разрешением от тех же лиц по окончании службы. В наряд (конвой) по охране, конвоированию и содержанию подозреваемых и обвиняемых сотрудники полиции назначаются в любое время суток в соответствии с графиками сменности. Среднесуточная продолжительность несения службы нарядами (конвоями) не должна превышать нормы рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации.

21.В период несения службы личному составу, предоставляется перерыв продолжительностью до 1,5 часов для принятия пищи и отдыха, при этом организуется подмена постовых или конвоиров. Из общей продолжительности служебного времени перерыв исключается. Время непрерывного несения службы дежурным (помощником дежурного) ИВС , перерыва для приема пищи и отдыха (в том числе после дежурства) устанавливаются той же продолжительности, что и для начальников дежурной смены МО МВД России «Боготольский».

22. При температуре воздуха –20С и ниже, а также +35С и выше на наружных постах и в других открытых местах нахождения нарядов, продолжительность непрерывного несения службы должна быть не более 2 часов. Порядок подмены личного состава в этих случаях определяют: начальник ИВС, командир подразделения охраны и конвоирования, а в их отсутствие – соответствующие дежурные. При температуре воздуха ниже 15С наряды (конвои) обеспечиваются теплыми вещами (тулупами, полушубками, валенками, телогрейками, ватными шароварами и меховыми рукавицами), а в ненастную погоду плащами. Внутри отапливаемых помещений при температуре +18С и выше полицейские несут службу без верхней одежды.

VI.Организация обучения и воспитания личного состава

23.Обучение в процессе оперативно-служебной деятельности(служебно-боевая подготовка) – это система мероприятий, предусматривающая в плановом порядке закрепление и обновление не обходимых знаний, умений и навыков сотрудников с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля их оперативно-служебной деятельности.

24.Сущность процесса обучения по служебно-боевой подготовке заключается в приобретении и совершенствовании профессионально важных знаний, умений и навыков, в усвоении содержания перечисленных видов подготовки, развитии познавательных способностей сотрудников во взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности руководителей занятий и обучающихся.

25.Служебно-боевая подготовка сотрудников организуется в органах (подразделениях) внутренних дел по месту службы еженедельно в рабочее время.

26.Занятия по разделам служебно-боевой подготовки начинаются в феврале и продолжаются в течении 10 месяцев. По разделу физической подготовки занятия продолжаются весь год. Учебный год заканчивается проведением итоговых занятий и принятием зачетов по разделам обучения.

27.Уровень служебно-боевой подготовки определяется: на теоретических и практических занятиях; на зачетах при подведении итогов обучения за год; при проверке органа (подразделения) внутренних дел.

28.Подбор сотрудников для несения службы начальниками нарядов (конвоев) и их помощниками осуществляется начальником ИВС, с учетом предложений своих заместителей, характера выполняемой задачи и опыта службы сотрудников.

29.Сотрудники назначаются в наряды (конвои) только после отработки с ними в изоляторах временного содержания, подразделениях охраны и конвоирования программы специального первоначального обучения по изучению порядка и правил несения службы. В первый месяц они несут службу в нарядах (конвоях) с меньшей служебной нагрузкой и под усиленным контролем.

30.Запрещается назначать для самостоятельного несения службы по охране подозреваемых и обвиняемых сотрудников, не принявших Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, не усвоивших программу специального первоначального обучения, совершивших проступки, по которым ведется служебная проверка или возбуждено уголовное дело, а также имеющих медицинские противопоказания.

31.Воспитательная работа начальниками ИВС, командирами подразделений охраны и конвоирования с сотрудниками ИВС, подразделений охраны и конвоирования, является неотъемлемой составной частью в выполнении задач по охране подозреваемых и обвиняемых и должна быть направлена на соблюдение сотрудниками законности и служебной дисциплины, а также формирование у них морально-психологической устойчивости, бдительности, неподкупности, готовности действовать при чрезвычайных обстоятельствах, стремлении совершенствовать свое профессиональное мастерство.

32.Основными критериями оценки качества воспитательной работы сотрудников является:

1) надежность охраны подозреваемых и обвиняемых в ИВС и других местах временного содержания, а также при конвоировании;

2) состояние служебной дисциплины в подразделениях и нарядах;

уровень профессиональных знаний и навыков, приобретенных личным составом.

33.Непосредственное проведение воспитательной работы возлагается на руководящий и командный состав органов внутренних дел, ИВС подразделений охраны и конвоирования, в том числе на сотрудников, осуществляющих проверку несения службы.

34.Воспитательная работа организуется и проводится с личным составом каждого наряда (конвоя).

1)Инструктаж дежурного по ИВС, начальника конвоя и их помощников включает задание по проведению воспитательной работы с личным составом наряда (конвоя).

2)Должностные лица, назначенные для проверки службы нарядов (конвоев), обязаны принимать активное участие в проведении воспитательной работы сотрудников, входящих в их состав.

3)О выполнении задания, в своих выводах и предложениях дежурный по ИВС, начальник конвоя докладывает после выполнения поставленной задачи должностному лицу, подводящему итоги службы.

35. В процессе организации и проведении воспитательной работы с сотрудниками применяются следующие формы и методы: беседы, ответы на вопросы сотрудников, разъяснения норм поведения с населением, в том числе с подозреваемыми и обвиняемыми, информация о необходимости соблюдения законности и дисциплины, поддержания постоянной готовности и высокой бдительности недопустимости не служебных связей сотрудников с подозреваемыми и обвиняемыми , изуч6ение нормативных правовых актов, обмен опытом несения службы, доведение умелых действий сотрудников, подведение итогов служебной деятельности.

VII.Контроль за организацией и несением службы

36.Контроль за несением службы нарядов (конвоев) ИВС и входящих в него подразделений охраны и конвоирования осуществляется на основе решения на охрану на сутки начальника МО МВД России «Боготольский» и графика проведения гласных и негласных проверок несения службы нарядов (конвоев), который составляется на месяц и является основанием для проведения проверки.

37.При негласной проверке ведется скрытое наблюдение за действиями полицейских постов внутренней охраны, которое прекращается в случае необходимости устранения замеченных нарушений или оказания немедленной помощи. Проверки осуществляются на различных этапах выполнения задач. Повторные проверки осуществляются при осложнении обстановки и условий выполнения задач, а также если в состав нарядов (конвоев) входят сотрудники, имеющие незначительный опыт службы.

38.В нарядах (конвоях) с учетом особенностей их службы проверяются:

38.1. Соответствия несения службы требованиям приказа МВД РФ от 07.03.2006 года № 140 дсп и плана охраны; наличие личного состава и его расстановка согласно постовой ведомости; условия несения службы использование технических средств; специальных и технических средств охраны, средств связи, первой медицинской помощи;

38.2. наличие подозреваемых и обвиняемых (по личным делам) в ИВС;

38.3 состояние технической и инженерной укрепленности ИВС, а также их санитарное состояние;

38.4. подготовка сотрудников к несению службы, их внешний вид, знание ими своих должностных обязанностей, требований приказов регламентирующих деятельность ИВС; наличие экипировки; знание сотрудниками правил обращения с огнестрельным и газовым оружием, боеприпасами, спец. средствами и мер безопасности при обращении с ними; умение действовать при чрезвычайных происшествиях, осложнении обстановки и в режиме особых условий;

38.5. выполнение поставленных задач (обеспечение установленного режима содержания, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, бдительность постовых и конвоиров, своевременность доставления конвоируемых к месту назначения);

38.6.соблюдение законности и служебной дисциплины в работе;

38.7. порядок организации и поддержание связи снарядами (постовыми и

конвоирами), оперативность управления ими;

38.8. организация и осуществление проверок несения службы постовыми,

38.9.правильность оформления и ведения служебной документации.

39. Контроль за организацией и несением службы по охране, конвоированию и содержанию подозреваемых и обвиняемых осуществляют:

39.1. начальник МО МВД России «Боготольский» или его заместители – не реже 2 раз в сутки и каждый из этих руководителей – не менее 2 раз в месяц в ночное время;

39.2. средний и старший начальствующий состав МО МВД России «Боготольский», обеспечивающий решение задач и выполнение обязанностей по организации охраны, конвоирования и содержания подозреваемых и обвиняемых, - ежедневно и каждый сотрудник – не менее 2 раз в месяц в ночное время; ответственный от руководящего состава МО МВД России «Боготольский» - не менее 2 раз в сутки, в том числе 1 раз в ночное время;

39.3. начальник изолятора временного содержания и его заместитель – не реже 2 раз в сутки, а также не мене 1 раза в неделю в ночное время;

39.4. начальник дежурной смены МО МВД России «Боготольский» - не менее 3 раз в дневное время и не мене 5 раз в ночное время.

Ночная проверка несения службы проводится в период с 00.00 часов до 06.00 часов.

40. Проверку организации и несения службы по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых могут осуществлять по специальному предписанию также лица, уполномоченные на то прямым начальником. Предписание должно быть подписано начальником, по поручению которого они назначены для проверки и заверено гербовой печатью.

41. Периодичность проверок и конкретные исполнители определяются графиками проведения гласных и негласных проверок несения службы нарядов (конвоев), составляемыми на каждый месяц.

42. Руководители МО МВД России «Боготольский», ИВС, должны осуществлять контроль за несением службы нарядами ИВС преимущественно в вечернее и ночное время. Обход камер в ИВС, опрос лиц, содержащихся там, а также производство контрольных осмотров и обысков является обязательным.

VIII. Надзор за соблюдением законности

43. Надзор за соблюдение законности содержащихся в ИВС осуществляет прокурор Боготольской межрайпрокуратуры (его заместители и помощники).

Задержанный

Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания (ИВС) либо при доставлении к месту назначения под охраной (надзором) конвоя.

Для конвоирования создаются подразделения охраны и конвоирования (отделения, взвода, роты, батальоны, полки), основными задачами которых являются:

— конвоирование подозреваемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования), санпропускники и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в суды и обратно, охрана указанных категорий лиц во время судебных заседаний;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.

Административно-правовой статус конвойных подразделений определяется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ, нормами международного права, нормативными правовыми актами МВД России и, в частности, "Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых" (утверждены приказом МВД № 140 от 7 марта 2006 года).

Конвой — группа вооруженных и экипированных специальными средствами сотрудников, назначенных для охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Конвой обеспечивает своевременное доставление лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима, предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой, а также задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Конвой призван осуществлять постоянный надзор и неотлучное нахождение всего состава наряда рядом с конвоируемыми с момента их получения в месте содержания под стражей и до водворения обратно, изоляцию охраняемых от контактов с родственниками, знакомыми или посторонними гражданами.

В зависимости от характера выполняемой задачи в состав конвоя назначаются: начальник (старший) конвоя, помощник начальника конвоя, полицейский-кинолог и конвоиры.

В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета: два конвоира — на одного-двух конвоируемых; три конвоира — на три-шесть конвоируемых; семь конвоиров — на семь-десять конвоируемых.

Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя. При проведении следственных действий на местности состав конвоя увеличивается.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападения на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями, для конвоирования в воздушном, речном (морском) судне.

При усиленном конвое: на одного конвоируемого должно быть три конвоира; на два-четыре конвоируемых — шесть конвоиров; на пять-шесть конвоируемых — восемь конвоиров; на семь-восемь конвоируемых — 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых — 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава.

Конвоированию не подлежат: лица с неправильно оформленными документами или без документов; больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию; беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования; не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону; бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов такого освидетельствования.

Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления для производства отдельных следственных действий или рассмотрением дела в суде является:

— письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, суда, начальников ИВС, СИЗО для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде;

— санкционированное прокурором постановление или определение (постановление) суда об этапировании;

— постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий;

— истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы;

— распоряжение начальника территориального органа МВД России (начальника ИВС) о направлении подозреваемого или обвиняемого в лечебное учреждение, в санпропускник (баню) общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется в специальных автомобилях, в легковых автомобилях, в купе пассажирского вагона, на речных и морских судах, на самолетах и вертолетах, а также пешим порядком только при невозможности использования других способов, на небольшие расстояния.

Конвоирование осуществляется по определенным маршрутам (основным, запасным). При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изоляторами (СИЗО), обменными пунктами и судами.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан: предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых и служебное удостоверение; получить подготовленные документы и проверить правильность их оформления; определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение. Также начальник конвоя должен произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования; осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Прием подозреваемых и обвиняемых для конвоирования производится по одному, в отдельном помещении, в котором должны находиться только лица, сдающие и принимающие конвоируемых. После опроса подозреваемых и обвиняемых полученные данные сверяются с имеющимися документами, указанные лица регистрируются в путевом журнале, подвергаются личному обыску, а их вещи и продукты питания — досмотру. В этих целях назначаются конвоируемые из расчета один обыскивающий на четыре-шесть подозреваемых и обвиняемых.

О результатах личного обыска и досмотра начальник (старший) конвоя делает отметку в путевом журнале. Запрещенные к хранению вещи и продукты изымаются и сдаются администрации органа-отправителя.

Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников Главного управления МВД, Управления МВД, Управление на транспорте МВД.

При наличии такого указания образуется межведомственная комиссия в составе представителей конвойного подразделения полиции (ОВД) и суда, подавшего заявку на конвоирование. Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:

— наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;

— характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых;

— обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;

— порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;

— маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;

— порядок взаимодействия с руководителями суда;

— недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.

Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником органа внутренних дел), направляется в МВД, ГУ МВД, УМВД, УТ МВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой — в соответствующие судебные органы для контроля за устранением отмеченных недостатков.

Обслуживание суда прекращается по инициативе органа внутренних дел при не устранении недостатков в техническом оснащении и оборудовании помещений суда, где охраняются или конвоируются обвиняемые; по инициативе суда после уведомления председателем соответствующего суда командира конвойного подразделении полиции и издания в МВД, ГУ МВД, УМВД субъекта РФ соответствующего приказа.

Сдача подозреваемых и обвиняемых оформляется распиской дежурного органа-получателя в путевом журнале и заверяется печатью.

Контроль за передвижением конвоев осуществляется с помощью разрабатываемой системы непрерывного слежения. Связь с конвоем осуществляется по установленным каналам радио и проводной связи.

При осуществлении контроля проверяется:

а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;

б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;

в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;

г) порядок связи с нарядами.

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: