Как определить долю государственной собственности в уставном капитале

Обновлено: 23.04.2024

Налоговый кодекс предлагает разнообразные правила игры для тех, кто расстается с бизнесом (выходит из него, продает или ликвидирует компанию). В каких-то случаях потребуется уплатить большую сумму налога, а в каких-то налоговые последствия вовсе не возникнут. Налоги не появятся в случаях, когда присутствует возможность применения льгот. А право применения льгот, в свою очередь, зависит от нескольких факторов.

Если вы или ваша организация непрерывно владеет долями (акциями) в компании более 5 лет, то доход от реализации (погашении) таких долей (акций):

  • для физических лиц освобождается от НДФЛ (п. 17.2 ст. 217 НК РФ);
  • для юридических лиц облагается налогом по нулевой ставке (ст. 284.2 НК РФ).

Рассмотрим с экспертами taxCoach, какие условия необходимо соблюсти, чтобы воспользоваться льготой.

Первое: дата приобретения долей (акций) не имеет значения

Раньше такой налоговой льготой могли воспользоваться только те физические лица и организации, которые приобрели долю (акции) после «01» января 2011 года.Это вытекало из п. 7 ст. 5 ФЗ от 28.12.2010 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в ч. 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Законом от 27.11.2018 г. № 424-ФЗ это положение было отменено. Начиная с 2019 года, дата приобретения / создания общества роли не играет.

Иными словами, если доли (акции) приобретены в 2010 году, а проданы в 2021 году, то платить НДФЛ / налог на прибыль не придется.

Второе: способ приобретения долей (акций) не имеет значения

Ни положения п. 17.2. ст. 217 НК РФ, ни п. 1 ст. 284.2. НК РФ не содержат ограничений по способу приобретения долей (акций). Более того, в п. 13.1. ст. 21 Закона «Об ООО» прямо указано, что документами, подтверждающими приобретение доли в уставном капитале общества, могут быть:

  • договор, по которому участник приобрел долю (купля-продажа, дарение, мена, отступное);
  • решение единственного учредителя о создании общества;
  • договор об учреждении общества или учредительный договор при создании общества с несколькими участниками;
  • свидетельство о праве на наследство, если доля перешла по наследству;
  • решение суда, если судебным актом установлено право участника общества на долю;
  • протоколы общего собрания общества в случае приобретения доли при увеличении уставного капитала общества, распределении долей, принадлежащих обществу, между его участниками.

Начиная с 2016 г. Минфин РФ соглашается с такой позицией в своих письмах. К слову, ранее налоговики считали, что акции (доли) должны быть именно приобретены по договору купли-продажи, а не получены иным способом, например, при создании компании или увеличении уставного капитала (Письмо Минфина России от 02.12.2013 № 03-03-06/1/52260 (в отношении п. 1 ст. 284.2 НК РФ), письмо УФНС России по г. Москве от 19.11.2014 № 20-14/116518 (в отношении п. 17.2 ст. 217 НК РФ).

Третье: льгота распространяется не на все доли (акции)

С 2021 года введено существенное ограничение. В отношении отчуждаемых акций и долей в ООО льгота действует, если стоимость недвижимости, прямо или косвенно принадлежащей такому обществу, составляет не более 50 % стоимости всех его активов.

Важно! Для физических лиц указанные условия действуют только в отношении акций. В отношении долей ООО достаточно 5-летнего срока владения.

Если доли (акции) отчуждает организация, то ограничение необходимо соблюдать во всех случаях.

Порядок определения прямой и косвенной доли недвижимости в активах закреплен Минфином (письмо Минфина от 9 декабря 2019 г. № 03-03-06/1/95589).

Рассказываем о трендах налоговых проверок бизнеса на бесплатном вебинаре — записаться можно прямо сейчас.

Четвертое: непрерывность владения на праве собственности более 5 лет

Это означает следующее.

1. Доли (акции) не должны даже временно выбывать из собственности лица, претендующего на льготу.

2. Если в результате увеличения уставного капитала процентное отношение долей (акций) не меняется, то срок владения считается непрерывным, несмотря на увеличение номинальной стоимости доли (акций).Это подтверждается Письмом Департамента налоговой и таможенной политики Минфина от 20 июля 2018 г. N 03-04-06/50887, Письмом Департамента налоговой политики Минфина от 7 сентября 2020 г. № 03-04-06/78393.

Объясняется это тем, что в случае увеличения уставного капитала общества за счет внесения участниками (акционерами) дополнительных вкладов пропорционально долям участия, увеличивается только номинальная стоимость долей (акций) без изменения процентного соотношения долей в уставном капитале.

Например, двое участников общества, владеющие долями 50/ 50, приняли решение об увеличении уставного капитала с 10 000 руб. до 2 млн. руб. пропорционально долям участия. В результате номинальная стоимость доли каждого участника выросла до 1 млн. руб., при этом размер их долей участия по-прежнему 50%. В таком случае срок владения долей не прерывается.

3. Если происходит увеличение уставного капитала общества непропорционально существующим долям (акциям), то есть когда у отдельных участников (акционеров) увеличивается номинальная стоимость и размер долей (акций), то льгота действует в отношении долей (акций), которые находились во владении более 5 летсм. Письмом Департамента налоговой политики Минфина России от 7 сентября 2020 г. № 03-04-06/78393.

Ниже рассмотрим на примере, как это правило работает.

Представим ситуацию: участник ООО (физическое лицо) владеет 30 % долей в уставном капитале номинальной стоимостью 3 000 руб. с 2016 г. Если в результате включения в состав Общества нового участника в 2020 г. его доля уменьшится до 25 %, то при продаже доли он по-прежнему должен иметь возможность воспользоваться налоговым освобождением в полном объеме, даже если при уменьшении размера его доли ее номинальная стоимость увеличилась.

А если в результате увеличения уставного капитала доля участника выросла до 35 % и была продана за 1 млн. руб., то налоговое освобождение должно предоставляться пропорционально доходу от продажи 30% доли, которая была приобретена в 2016 г., ведь с момента ее приобретения прошло 5 лет. В свою очередь, доход от продажи 5% доли для целей налогообложения уменьшается на сумму расходов, произведенных в связи с приобретением этой части доли.

Такие же правила применяются к юридическим лицам:

. если в течение срока владения на праве собственности или ином вещном праве размер доли налогоплательщика в уставном капитале общества менялся, то налоговая ставка 0 процентов применима к доходам от реализации той части доли, которой он владел на момент реализации более пяти лет. При этом размер номинальной стоимости доли участия в уставном капитале общества не влияет на непрерывность пятилетнего срока.

Письмо Минфина России от 26 марта 2021 г. № 03-03-06/1/21949

Применение налоговой льготы в отношении долей, полученных при реорганизации

При подсчете физическим лицом срока владения долями / акциями в компании, созданной в результате реорганизации, учитывается срок владения им долями / акциями в реорганизованной компании — правопредшественнике. Так, согласно п. 17.2. ст. 217 НК РФ:

. При реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком в результате реорганизации организаций, срок нахождения таких акций (долей, паев) в собственности налогоплательщика исчисляется с даты приобретения им в собственность акций (долей, паев) реорганизуемых организаций.

Организации тоже имеют льготу по сроку владения в отношении долей/акций, полученных при реорганизации. Льгота распространяется на следующие случаи, когдап. 6 ст. 284.2 НК РФ:

  • доли/акции в дочерних компаниях переданы организации-правопреемнику в процессе реорганизаци. Срок владения «дочками» для правопреемника не прерывается;
  • если организация создана в результате реорганизации в форме выделения, преобразования или разделения, то ее участник — юридическое лицо будет исчислять срок владения долями с даты приобретения долей в реорганизуемой компании.

При каких способах отчуждения доли (акций) действуют налоговые льготы

Налоговые льготы распространяются на ситуации:

  • купли-продажи долей/ акций;
  • выхода участника-физического лица из Общества и получения им действительной стоимости доли;
  • уменьшения уставного капитала (номинальной стоимости долей/ акций) Общества с возвратом участнику/ акционеру части имущества.

Отмечаем, что Минфин РФ неоднократно отмечал, что участник может использовать налоговое освобождение независимо от того, была ли доля в обществе отчуждена другим участникам, третьим лицам или самому обществу с выплатой действительной стоимости доли.

Но важно! Налоговые льготы не применяются при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации. В случае ликвидации организации налогоплательщик может только уменьшить полученный доход на сумму произведенных расходов, связанных с приобретением доли / акций / паев, или применить вычет 250 000 руб.

При этом повторим, с 2019 г. доход, полученный участником при ликвидации организации, приравнивается к дивидендам, а значит его налогообложение осуществляется по налоговой ставке для дивидендов — 13 % (как для физических лиц, так и организаций), 15 % — для нерезидентов.

Если организация владеет долей в другой организации не менее 50% на протяжении более 365 дней на момент выхода из нее или ее ликвидации, то по ставке 0%.

Определяем размер налоговой ставки

Если конкретный случай не подпадает под условия льготного налогообложения, то бывшему участнику компании необходимо уплатить налог.

С 2019 г. доход, полученный участником при ликвидации организации, приравнивается к дивидендам. В связи с этим в случаях, не подпадающих под льготу, при продаже долей (акций), при ликвидации или выходе физическое лицо уплачивает НДФЛ по стандартной ставке — 13 или 15%.

Если физическое лицо является нерезидентом РФ (например, по причине длительного проживания за рубежом), НДФЛ с такого дохода будет уплачиваться не по обычной ставке для нерезидентов — 30%, а по специальной ставке для дивидендов — 15%п. 3 ст. 224 НК РФ.

У организаций такой доход облагается по более низким ставкам, нежели стандартная ставка налога на прибыль (20 %), а по ставке, применяемой к дивидендам — 13%Письмо Минфина России от 06.11.2019 № 03-03-06/1/85298, от 11.10.2019 № 03-03-06/1/78216.

При этом у организаций есть возможность применить пониженные ставки. К примеру, если ее доля участия в организации на момент выхода из нее / ее ликвидации составляла не менее 50% на протяжении более 365 дней, то организация вовсе сможет применить налоговую ставку — 0%пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ. То есть, при таких условиях налог на прибыль организации вообще не возникает.

Налоговое законодательство дает хорошие возможности по снижению налоговых платежей при продаже бизнеса. Условия применения налоговых льгот достаточно простые, что делает льготы доступными для многих.

Налоговые льготы могут быть полезны не только при продаже всего бизнеса третьим лицам, но и в рамках структурирования бизнеса, при необходимости совершить различные трансформационные процедуры (выход из Общества, продажа доли другому лицу, мена долей между собственниками) с целью перехода от текущей модели бизнеса к новой.

Статья 39. Особенности правового положения акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Права акционеров акционерных обществ, участников обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации и не закреплены за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, от имени Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и (или) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная корпорация.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Права акционеров акционерных обществ, участников обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями, от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляют соответственно органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Представителями интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью могут быть лица, замещающие соответственно государственные и муниципальные должности, а также иные лица.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В отдельных случаях от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования некоторые права акционера акционерного общества или участника общества с ограниченной ответственностью могут осуществлять продавцы государственного имущества, муниципального имущества в объеме и в порядке, которые определены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами органа местного самоуправления.

Порядок управления находящимися в собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности акциями акционерных обществ, долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Созданные путем приватизации государственного или муниципального унитарного предприятия акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью вправе осуществлять предусмотренные их уставами виды деятельности на основании лицензий и иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному унитарному предприятию.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 201-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Единоличный исполнительный орган акционерного общества, включенного в перечень стратегических акционерных обществ, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением Правительства Российской Федерации в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна.

О некоторых вопросах применения ст. 40 данного документа см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 124.

Статья 40. Сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале акционерных обществ

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 155-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации акционерного общества, предоставляющих более чем 25 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования в случае, если иное не предусмотрено соответствующим решением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, и обеспечивается внесением в уставный капитал указанного акционерного общества государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительного выпуска акций.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 25 процентов, но не более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 25 процентов голосов плюс одна голосующая акция.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При наличии в государственной собственности акций входящего в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 25 процентов, но не более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства в случае принятия положительного решения Президентом Российской Федерации и только при условии сохранения доли государства в размере не менее чем 25 процентов голосов плюс одна голосующая акция.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 50 процентов голосов плюс одна голосующая акция.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 5 ст. 40 не применяется при совершении сделок с указанными в законе привилегированными акциями банков.

5. При наличии в государственной собственности акций входящего в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства в случае принятия положительного решения Президентом Российской Федерации и только при условии сохранения доли государства в размере не менее чем 50 процентов голосов плюс одна голосующая акция.

Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

Как устроена система

Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% голосов приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

Отдельный индекс

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.

БКС Брокер

3 обучающих курса

Комментарии

Покупайте ценные бумаги любимых брендов в один клик

Copyright © 2008– 2022 . ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с:уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

В настоящее время многие россияне являются собственниками доли в капитале юридических лиц. Наиболее часто такие компании имеют форму ООО.

Оценка доли уставного капитала или стоимостная оценка долевого участия – достаточно сложная процедура, необходимая, прежде всего, в случае продажи доли, и в некоторых других ситуациях касающихся отчуждения доли в УК, судебных разбирательств. Основным документом, регулирующим указанную процедуру, выступает ФЗ-14 от 8/02/98 «Об ООО».

Вопрос: В соответствии с уставом и договором об учреждении общества (ООО) один из участников ООО (юридическое лицо) передает в оплату своей доли в уставном капитале основное средство (ОС), бывшее в эксплуатации. Денежная оценка объекта ОС, подтвержденная независимым оценщиком и согласованная участниками, составляет 700 000 руб. Как отразить в учете ООО данные операции?
По данным налогового учета участника, передавшего ОС обществу, остаточная стоимость этого объекта ОС составляет 700 000 руб. Восстановленная участником сумма НДС по переданному ОС равна 140 000 руб. Данная сумма не является вкладом в уставный капитал ООО.
Посмотреть ответ

Зачем нужна оценка доли

Наиболее типичные случаи, при которых требуется оценка доли в ООО следующие:

  • участник выходит из общества;
  • делается взнос имущества в УК;
  • происходит купля-продажа доли.

Вопрос: Нужно ли размещать на федресурсе результаты отчета оценщика о рыночной стоимости доли при продаже доли в уставном капитале ООО в соответствии со ст. 8.1 Закона N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»?
Посмотреть ответ

Выход из общества, сделка купли-продажи, сопровождается отчуждением доли, например, в пользу учредителей или третьих лиц, покупателей.

Такие сделки необходимо заверять нотариально, иначе они признаются недействительными (ФЗ-14 ст. 21-11).

На основании оценки доли или ее части, исчисляется величина нотариального сбора.

При внесении в УК не денег, а имущества (неденежных средств), стоимость которого более 20 тыс. руб., необходима независимая оценка (ФЗ-14 ст. 15).

Если оценка доли в уставном капитале необходима в целях оформления наследства, следует обратить внимание на положения Устава ООО, в котором может содержаться запрет на наследование. В таком случае наследнику должна быть выплачена компенсация доли.

Внимание! Имущественные вклады в УК допустимы в случае, если капитал превышает минимальную сумму 10 тыс. руб., внесенную в деньгах (ГК РФ, ст. 66.2-2).

Оценка доли производится независимыми оценщиками (ГК РФ, ст. 66.2). Известны различные методики оценки доли в уставном капитале ООО.

Методики оценки

Стоимость доли на сегодняшний день может быть оценена как:

  • номинальная;
  • действительная, она же балансовая;
  • рыночная.

При этом, если номинальная стоимость безусловно представляет собой сумму средств, внесенных в УК при организации ООО, то применение действительной (балансовой) и рыночной оценок требуют анализа и разъяснений.

О действительной стоимости доли говорится в ст. 14-2 ФЗ-14. Она, согласно этому закону, равна части чистых активов (ЧА) по стоимости, пропорционально размеру доли, т.е. действительная стоимость зависит от ЧА, отраженных в балансе (Пр. 84н от 28/08/14 Минфина, п. 7).

В то же время в ФЗ-135 от 29/07/98 «Об оценочной деятельности», ст. 7 говорится, что термин «действительная стоимость» следует считать равнозначным рыночной стоимости объекта.

Балансовая оценка, взятая за основу как действительная стоимость доли, не учитывает, как правило, инфляционные процессы, и может быть занижена по сравнению с действительной рыночной.

Президиум ВС РФ еще в 2016 году в постановлении No 336-ПЭК16 от 09/11/16 высказался о необходимости применения рыночной оценки доли, при возникновении судебных споров.

В настоящее время при оценке отчуждаемой доли специалистами на практике используется рыночный подход, соответствующий законодательству об оценочных процедурах в РФ.

При расчете рыночной стоимости применяются такие методы как затратный (рассчитывается рыночная цена активов), доходный (рассчитываются будущие доходы ООО), сравнительный (сопоставляются цены аналогичных рыночных операций).

Как правило, все названные методы оценщиками используются в комплексе.

Документы

Приступая к рыночной оценке доли в уставном капитале ООО, оценщик опирается на документы и расчеты, предоставленные компанией.

Кроме выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет, учредительных документов, как правило, требуются:

  • общеэкономические сведения;
  • бухгалтерская отчетность, с расшифровкой балансовых статей за 3-5 лет;
  • сведения об основных средствах;
  • свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество;
  • сведения о всех активах, включая дебиторскую задолженность денежные средства на счетах;
  • сведения о задолженности и заемных средствах;
  • бизнес-планы, расчеты бюджета на два года, и на более отдаленную перспективу, при наличии;
  • данные о конкурентоспособности, о месте в отраслевом сегменте рынка;
  • сведения о лицензиях, выданных компании, при наличии, ее НМА.

Если речь идет о наследовании, понадобится дополнительно свидетельство о смерти, в других случаях — иные документы. Необходимо учитывать и особенности применяемой системы налогообложения: ООО, относящиеся к малому бизнесу, нередко применяют упрощенную систему налогообложения, бухгалтерскую отчетность ведут упрощенным порядком. Специалисту могут понадобиться данные КУДиР, если он считает, что сведений бухгалтерской отчетности недостаточно для проведения объективной оценки доли.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: