Как односельчане прозвали судно ломоносова отца

Обновлено: 02.05.2024


Цели урока: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

· Предметные
- способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

- учить наблюдать и делать выводы

· Личностные
- развивать самостоятельность, умение анализировать, пересказывать, сопоставлять.
- формировать высокую учебную мотивацию, навыки самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Оборудование: учебник, п резентация к уроку, тесты.

Методы и приемы

Организационный
Словесный: беседа

Начинается урок.
Он пойдёт надеюсь в толк.

Постарайтесь все понять,

Тихо слушать, четко отвечать.

Р: Настраиваться на урок

Повторение пройденного материала.

Словесный: учебный диалог


Словесный: участники отвечают с места.

Ребята, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке.
А) Начнем наш урок с повторения. Для начала проведу опрос :

–Как был прозван Пётр1?

-Какой город основал Пётр1?

-С какого сооружения началась строительство Санкт-Петербурга?

-сколькими ремеслами владел Пётр 1?

-Первый российский музей?

-представителем какого династия является Петр 1?

Б) Следующее задание — это дополнить предложение:
Пётр1 был провозглашён царем в … лет. Во время путешествия по … трудился плотником.

Ввел новый … и повелел отсчитывать год от Рождества Христова.

В) Сейчас обратите внимание на доску. Перед вами даты. Ваша задача написать какие события были при правлении Петра Великого?

Завод, библиотека, типография, музей, порт, Академия наук, первая печатная газета, город…


годы правления Петра 1

Петр 1 был провозглашён императором.

Дата образования г. Санкт-Петербурга

П: активизировать знания, полученные на прошлом уроке

К: участвовать в учебном диалоге с учителем


П: активизировать знания, полученные на прошлом уроке

К: участвовать в учебном диалоге с учителем

Р: принимать и сохранять учебную задачу


К: участвовать в учебном диалоге с учителем

Постановка учебной задачи

Словесный: учебный рассказ


Наглядный: работа с презентацией


Словесный: учебный рассказ

Введение в тему урока.

1) Рассказ учителя

Последний царь всея Руси и первый Император России- Пётр Первый- фигура по-настоящему великая. Недаром этот царь был назван «Великим». Благодаря преобразованиям Петра 1 Россия превратилась в одно из сильнейших государств.

Обратите внимание на экран, перед вами портреты знаменитых людей нашей страны.

Какой из этих исторических персонажей вам не знаком? Почему?(Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили).

А вы знаете кто это?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Слайд

- Верно ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с великим человеком- МИХАИЛОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ЛОМОНОСОВЫМ.
Слайд

-Какая цель нашего урока?

А.С. Пушкин назвал Ломоносова так «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».
Почему он так назвал его? …Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока.

Слово учителя.

308 лет назад родился человек, которому было суждено открыть новую страницу в истории России. В ряду великих сыновей Отечества Ломоносов занимает особое место: титан мысли и духа, великий труженик, яркая и многогранная личность, всю жизнь посвятивший служению своему народу.

Жажда знаний стала судьбоносной силой, сформировавшей всю жизнь Ломоносова. Круг его интересов чрезвычайно широк — химия, физика, астрономия, медицина, история, филология, поэзия.

Слушать внимательно рассказ учителя


Пётр 1, А. Невский, Иван 3, МВ. Ломоносов.

Здание МГУ, его стих, улица, библиотеке.

- Михаил Васильевич Ломоносов


- Узнать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, о его роли в истории России

Слушать о рассказ учителя

Р: соблюдать дисциплину

П: усваивать материал

П: активизировать знания, полученные на прошлом уроке

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Р: принимать и сохранять учебную задачу


П: усваивать новый материал

Р: соблюдать дисциплину во время рассказа учителя

Открытие нового знания

Письменная работа

Словесный рассказ

Чем прославил М.В.Ломоносов Россию?

Каковы заслуги Ломоносова перед Отечеством? На все эти вопросы нам предстоит сегодня ответить.

Давайте ребята начнём путь изучения жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Сегодняшняя работа будет проходить путем передвижения Ломоносова по бескрайним просторам России.

Слайд
(план на доске)

Что же связывает Ломоносова с этими местами? Каковы особенности этих мест?

Первая остановка МИШАНСКАЯ

-где находится деревня Мишанская?

- чем занимался отец Ломоносова?

-как односельчане называли судно Ломоносова?

-во сколько лет Ломоносов стал постигать грамоту?

-первые книги Ломоносова?

-напишите 5 качествами, которые присуще Ломоносову в детстве?

-Ребята у вас должен получиться текст о детстве М.В. Ломоносова.

Вторая остановка МОСКВА.

Ваша задача подставить пропущенные слова к тексту о проживании и обучении Ломоносова в Москве.(раздаю всем готовые тексты с пропущенными словами).

Вы сможете выполнить задание, прочитав текст на стр.102.

В … уехал в … , чтобы постичь … .

Ему было … лет. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую … . Только здесь обучали … языку.

Кто первый завершил читает получившийся текст.

Третья остановка ПЕТЕРБУРГ

Сейчас вы должны узнать по иллюстрациям, в области каких наук, оставил свой след Ломоносов.

Учитель:
- В Россию вернулся в 1741 году сформировавшимся ученым и стал работать в Петербургской академии наук. Михаил Васильевич преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику. Он первым объяснил русскому люду откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, отчего происходит северное сияние и многое другое.

Четвертая остановка АДРЕСНАЯ

Ребята, вы должны угадать 3 слова, которые зашифрованы здесь.

ТОРЛАИЯБОРА, БРИКАФА, СИУНИТЕТВЕР.

Почему именно эти слова?

Учёный организовал при Академии первую в России химическую лабораторию. Под его руководством построили фабрику цветного стекла. По его предложению в 1755г. был открыт Московский университет.

Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

Внимательно прочитай в учебнике (с. 101 - 104) тему «Михаил Васильевич Ломоносов», ответь самостоятельно на вопросы и заполни таблицу:

В каком году и где родился М. В. Ломоносов?

В 1711 году неподалёку от города Холмогоры

Кем был отец Ломоносова?

Как прозвали односельчане судно Ломоносова?

Чем отличался Ломоносов в 10 лет?

Любознательностью. Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда повёрнута на Север, почему день сменяется ночью, откуда берётся северное сияние.

Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту?

Кто был его первым учителем?

Дьячок местной церкви

Назовите первые учебные книги Ломоносова.

«Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого

Какое решение тогда принял Ломоносов?

Когда и каким образом он добрался до Москвы?

В конце 1730 года он ушёл из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву

Сколько лет ему тогда было?

Куда ему удалось поступить в Москве?

В славяно-греко-латинскую академию

Какой язык был международным языком науки в то время?

Какие трудности возникли у Ломоносова?

Над ним потешались одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег

Куда был отправлен Ломоносов за отличную учёбу?

В Петербург, потом в Германию

Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину?

В Петербургской академии наук

В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк

Назовите его открытия

Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов

Что организовал Ломоносов?

Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла

Что сделал великий учёный для развития образования в России?

В 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова

Какая медаль присуждается в наши дни учёным за выдающиеся работы в области естественных наук?

Золотая медаль имени М. В. Ломоносова


Окружающий мир, 4 класс

Дорогой друг!

Внимательно прочитай в учебнике (с. 101 - 104) тему «Михаил Васильевич Ломоносов», ответь самостоятельно на вопросы и заполни таблицу:

В каком году и где родился М. В. Ломоносов?

Кем был отец Ломоносова?

Как прозвали односельчане судно Ломоносова?

Чем отличался Ломоносов в 10 лет?

Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту?

Кто был его первым учителем?

Назовите первые учебные книги Ломоносова.

Какое решение тогда принял Ломоносов?

Когда и каким образом он добрался до Москвы?

Сколько лет ему тогда было?

Куда ему удалось поступить в Москве?

Какой язык был международным языком науки в то время?

Какие трудности возникли у Ломоносова?

Куда был отправлен Ломоносов за отличную учёбу?

Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину?

В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

Назовите его открытия

Что организовал Ломоносов?

Что сделал великий учёный для развития образования в России?

Какая медаль присуждается в наши дни учёным за выдающиеся работы в области естественных наук?

Используемые источники:

Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 400 с. (В помощь школьному учителю)

Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 207 с. (Школа России) .

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальный.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, портрет М. В. Ломоносова, презентация.

Основные понятия: Михаил Васильевич Ломоносов.

Краткое описание: На данном уроке обучающиеся знакомятся с биографией и деятельностью М. Ломоносова. Учащимся представлен увлекательный материал, обогащенный современными информационными технологиями.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Тут затеи и кроссворды,

Игры, шутки – всё для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час

II. Проверка домашнего задания

У: Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Делиться на группы мы будем следующим образом:
Каждый из Вас получил карточку (Приложение 1) с пропущенными словами, где найдёте продолжение фразы, там работает ваша группа.

На столах стоят таблички

Кирилл и Мефодий

ответив на вопросы, учащиеся разбиваются на группы и занимают нужный стол.

У: Разбивка на группы произошла, приступаем к работе. Вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке.

1 этап проверки домашнего задания «Лучший знаток дат»

а) Я буду задавать вам вопросы, касающиеся этого человека, а вы быстро отвечайте:

– Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года)

-Сколько лет было Петру, когда его провозгласили царём?(10)

– Сколько лет прожил Петр I? (53 года)

– Назови рост Петра I? (2 м 4 см)

-Назови сколько специальностей освоил Петр 1. (14)

б) Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году? (Приложение 2)

Весна 1703 г – строился Санкт-Петербург.

1714 г – создаются «цифирные школы».

Август 1703 г – построен город Петрозаводск.

Январь 1703 г – напечатан первый номер газеты «Ведомости».

1721 г – Петр Первый стал императором

2 этап: «Объясни понятия»

На карточках написаны понятия. Представители групп берут по 2 карточки, совещаются с командой и затем дают ответы на вопросы

Кунсткамера – «кабинет редкостей» – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы.

«Цифирные школы» – это школы, где главными предметами являются арифметика и геометрия.

«Бородовой знак» – возможность сохранить бороду, надо заплатить деньги и получить специальный знак.

Стрельцы – это воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием.

Медаль – знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть.

Ассамблеи – балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины.

«Чертово яблоко» – картофель.

«Верфь» – место на берегу для постройки и ремонта судов.

3 этап проверки домашнего задания «Кто больше вспомнит?»

Каждой группе даётся лист с перечисленными новшествами, веденными в период правления Петра Первого, до него и после (Приложение 3)

У: Выберите и обведите кружочком, что из перечисленных новшеств появилось в России во время царствования Петра I. (Группы работают в течение 1 минуты, затем говорят по очереди)

У: Заслуженно, ли Петр Первый получил прозвание «Великий?

III. Определение темы и целей урока. Стадия вызова

У: Итак, преобразования Петра Первого помогли дальнейшему развитию страны. В России появился флот, возникли новые города. Петр основал новую столицу – Санкт-Петербург. Для управления империей, для развития государства, для движения вперед требовались образованные люди. Петр Великий сам всю свою жизнь учился, осваивал науки, заботился об открытии учебных заведений. Он понимал важность развития образования. Великое дело Петра – развитие российской науки продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, разгадав кроссворд.

1. Прозвище Петра I в истории России. (Великий)

2. Как назывался его полк? (Потешный)

3. Что перевезли из Владимира в лавру? (Мощи)

4. Фамилия Петра I (Романов)

5. В устье какой реки была построена морская крепость Кронштадт? (Нева)

6. Что было поставлено в центре крепости Кронштадт в честь апостолов Петра и Павла? (Собор)

7. Кто занимался государственными делами, когда юный Петр стал царём? (Софья)

8. Что было в округе той местности, где начали строить Санкт-Петербург? (Болото)
9. Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?(Верфь)

У: Я читаю вопрос. Группы по очереди отвечают. Какое слово получилось по вертикали? Прочитайте все хором. (Ломоносов)

У: Кто такой Ломоносов? Что вы знаете об этом человеке?

На доске эпиграф:

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна…

У: «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Так сказал о Ломоносове Б.Шергин.
Сегодня вы узнаете, почему М.Ломоносова называют «звездою первой величины». Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна …»Задумайтесь над этими строками, а в конце урока скажите, как вы их понимаете.

Трудно найти в нашей стране человека, который хотя бы в общих чертах не знал биографию Михаила Васильевича Ломоносова. Имя Ломоносова знают во всём мире. Уже при жизни его работы были признаны европейскими учёными как выдающиеся. Но путь в науку у Ломоносова был долог и труден. Давайте проследим, как крестьянскому сыну удалось стать первым русским академиком.


IV. Объяснение новой темы. Стадия осмысления

Работать мы будем по плану: (план на доске)

Выступления «школьных академиков».

- Когда родился М.В.Ломоносов?

– Что закалило характер Ломоносова?

– Что интересовало любознательного мальчика?

– Какие книги он называл «вратами учености»?

– Какая у него была неодолимая страсть?

У: Вторая группа работает над тем, каков был путь Ломоносова в науку? (Приложение 6)

После пересказа учитель задает вопросы:

– Какое решение принимает Ломоносов?

– В какую академию он поступает в Москве?

– Какому языку здесь обучали?

– Какие трудности возникли у Ломоносова?

– Где продолжил учебу талантливый юноша?

У: Третья группа готовит информацию: «Ломоносов – ученый» (Приложение 7)

После пересказа учитель задает вопросы:

– В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?

У: Четвертой группе – группе академиков нужно выяснить, кто же для нас Ломоносов?

У: Кто же для нас М.В.Ломоносов? Давайте приоткроем дверь академии наук и послушаем, о чем говорят ученые?

Учащиеся этой группы самостоятельно готовили информацию о вкладе Ломоносова в различные отрасли науки.

У: Мы прослушали презентации групп и, используя метод ассоциации, заполним блок- схему.

На доске схема-таблица с "лучиками" – направления научных исследований учёного, в центре которой – портрет М.В.Ломоносова.


У: У А.С.Пушкина эта мысль записана так: «Историк, Механик, Химик, Художник, Стихотворец, Ритор – он все испытал и все проник». Почему эти слова, относящиеся к М.В.Ломоносову, написаны с большой буквы. (Заслуги ученого в каждой из перечисленных наук были настолько велики, что Пушкин все слова записал с большой буквы.Этим он показал свое уважение к великому ученому России, который думал о процветании Родины).

V. Закрепление

(Учитель задает вопросы по рядам.За правильный ответ ряд получает очко.)

В каком году и где родился М.В. Ломоносов? (В 1711г. не­подалеку от города Холмогоры.)

Кем был отец Ломоносова? <Рыбаком.)

Как прозвали односельчане судно Ломоносова? (« Чайка».)

Чем отличался Ломоносов в 10 лет? ( Любознательностью.Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда поверну­та на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.)

Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? ( В 11— 12 лет.)

Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви.)

Назовите первые учебные книги Ломоносова. («Граммати­ка» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого.)

Какое решение тогда принял Ломоносов? (Он решил отпра­виться в Москву постигать науки.)

Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 г. он ушел из дому с рыбным обозом своих земляков, на­правлявшихся в Москву.)

Сколько лет ему тогда было? (19лет.)

Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно-греко­латинскую академию.)

Какой язык был международным языком науки в то время? (Латынь.)

Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним по­тешались одноклассники, так как он был старше всех.Ему не хватало денег.)

Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Пе­тербург, потом в Германию.)

Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук.)

В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он про­славился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астро­ном, географ, историк.)

Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.)

Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабора­торию, фабрику цветного стекла.)

Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 г. был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.)

20. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдаю­щиеся работы в области естественных наук? (Золотая ме­даль имени М.В. Ломоносова.)

VI. Рефлексия

У: Подводя итог нашей работе, каждой группе необходимо составить синквейн о Ломоносове. (Приложение 8)

1. Сформировать представления учащихся о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

2. Развивать устную речь, кругозор.

3. Воспитывать интерес к учению.

О б о р у д о в а н и е: портрет М. В. Ломоносова, литературные произведения М. В. Ломоносова, иллюстрации с изображением произведений живописи М. В. Ломоносова.

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.


Вопросы к кроссворду:

1. Прозвище Петра I.

2. Первая крепость Санкт-Петербурга, построена на Заячьем острове.

3. Вторая крепость на берегах Невы.

4. Название полка Петра I.

5. Название реки, на берегах которой расположился Санкт-Петербург.

6. Название морской крепости в Санкт-Петербурге.

7. Название первого музея в России.

8. Титул, который присваивался правителям некоторых крупных монархий. В переводе с латинского – «повелитель».

9. Место постройки и ремонта судна.

На доске и в тетрадях тема: «М. В. Ломоносов».

Учитель. Сегодня на уроке узнаем, что сделал для России великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит о п р о с:

– Расскажите о детстве Петра I.

– Чем царь Петр отличался от других европейских правителей?

– Какие перемены произошли в России при Петре I?

– Когда был основан город Санкт-Петербург?

– Почему для России был так важен флот?

Далее учитель проводит дидактическую игру «Морской флот».

На доске из цветной бумаги вырезаны кораблики, на внутренней стороне записаны вопросы:

1. Когда было начато строительство Санкт-Петербурга?

2. Почему Санкт-Петербург получил такое название?

3. В каком месте был заложен город Петра?

4. Кому принадлежал первый дом в Петербурге?

5. Чем знаменателен Петропавловский собор?

6. Назовите место в Петербурге, где стали строить русские корабли.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым. Найдите на карте на с. 92–93 учебника родину Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. Он был сыном крестьянина деревни Денисовки Холмогорского уезда Архангельской губернии. Его отец был рыбаком и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе. Мальчик как-то выучился грамоте и, будучи oт природы очень грамотным и любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра I; Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что он все читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Между тем жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась все сильнее и сильнее. Кроме того, ему приходилось слышать рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало в нем желание учиться, и он решил пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать? Просить отца – нечего было и думать. Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег и в одну морозную ночь бежал, взяв с собой книги. Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Но на другой день встретил земляка, который взял его к себе и помог определить в школу при монастыре. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. Ломоносов с жаром принялся за учение, через полгода он был переведен в следующий класс. За пять лет он прошел курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. Но это стоило ему больших трудов, страданий и лишений. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц или по алтыну в день, чего едва хватало на хлеб и квас. Михаил Васильевич преодолел все. Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его, он просится в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и с палкой в руках прибыл ученый крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашел много книг и с жадностью прочитал их все. По мысли и плану Петра Великого в Петербурге была учреждена Академия наук, то есть Собрание ученых, которые занимались науками. При Академии находилась и гимназия, где учили молодых людей. В эту школу потребовалось из Москвы несколько лучших учеников. Несмотря на крестьянское происхождение, Ломоносов был отправлен в эту школу. В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу – учиться у немецких профессоров. В Германии он занимался у всемирно известного ученого Вольфа. Ломоносов прожил за границей около четырех лет, и все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. Свои стихи («Ода на взятие Хотина») Ломоносов прислал в Академию. Здесь все были поражены легкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и при дворе императрицы. С этих пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове как о лучшем поэте России. Но, несмотря на славу, Ломоносову пришлось вытерпеть еще много горя. Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие, написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое. Ломоносов сочинял и стихи, ставшие образцом стиля для других писателей. Но даже будучи профессором, Ломоносов продолжал терпеть нужду. Его положение улучшилось только после вмешательства И. И. Шувалова, графа Воронцова и других. Тогда императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу (усадьбу) и деревню. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым. Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.


Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Нас еще работа ждет.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

Учитель предлагает прочитать текст на с. 101–104 учебника и заполнить схему, в которой надо указать, какие науки изучал М. В. Ломоносов.


Учитель. Много торжественных стихов (оды) М. В. Ломоносов посвятил царю Петру I.

Учитель знакомит учащихся с отрывком из стихотворения, посвященного Петру I.

Се образ изваян премудрого Героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов…

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:

– В каком году и где родился М. В. Ломоносов?

– Кем был его отец?

– Как прозвали односельчане судно Ломоносова?

– Чем интересовался Ломоносов в 10 лет?

– Во сколько лет Михаил стал учить грамоту?

– Кто был его первым учителем?

– Назовите первые учебники Ломоносова.

– Какое решение принял Ломоносов?

– Когда и каким образом он добрался до Москвы?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения Н. Некрасова «Школьник».

1-й ученик. – Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок –

– Эй! Садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися, что за дело,

Это многих славных путь.

2-й ученик. Вижу я в котомке книжку,

Так учиться ты идешь?

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.

3-й ученик. Или, может, ты дворовый,

Из отпущенных? Ну что ж!

Случай тоже уж не новый –

Не робей, не пропадешь.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

4-й ученик. Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву.

Там уж поприще широко:

Знай работай, да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

5-й ученик. Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных, то и знай, –

Столько добрых, благородных,

Сильных, любящих душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

Учитель. Сколько было лет Ломоносову, когда он отправился в Москву?

– Куда ему удалось поступить в Москве?

– Какой язык был международным языком науки в то время?

– Какие трудности возникли у Ломоносова?

– Куда был отправлен Ломоносов за отличную учебу?

– Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину?

– В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

– Какие он сделал открытия?

– Что организовал Ломоносов?

– Что сказал великий ученый для развития образования в России?

– Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?

Ответы учащихся:

В 1711 году неподалеку от города Холмогоры родился М. Ломоносов. Его отец был рыбаком. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка». В 10 лет его интересовало, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние и т. д. В 11–12 лет М. Ломоносов стал учить грамоту. е го первый учитель – дьячок местной церкви. Первые учебники М. Ломоносова – «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого. В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву. Ему было тогда 19 лет. В Москве он поступил в славяно-греко-латинскую академию. В это время латинский язык был международным языком науки. М. Ломоносов столкнулся с трудностями: ему не хватало денег и над ним смеялись одноклассники, так как он был старше всех. За отличную учебу его направили в Петербург, а потом в Германию. В России М. Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук. Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов. Организовал первую химическую лабораторию и фабрику цветного стекла. В 1755 году был открыт Московский университет имени М. В. Ломоносова. В наши дни за выдающиеся работы в области естественных наук ученым присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова.

Окружающий мир 4 класс 1. Разгадайте кроссворд Михаил Васильевич Ломоносов.

По горизонтали: 2. Прибор для определения сторон горизонта. 7. Фамилия выдающегося русского учёного XVIII века. 8. Наука, которая изучает небесные тела. 9. Одно из морей, где вместе с отцом рыбачил юный Ломоносов. 10. Учебное заведение, которое было открыто в 1755 году в Москве по предложению М. В. Ломоносова.

По вертикали: 1. Город, неподалёку от которого родился М. В. Ломоносов. 3. Название научного учреждения, где работал М. В. Ломоносов. 4. Планета, которую изучал Ломоносов. 5. Международный язык науки XVIII века. 6. Город, где Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии. 9. Одно из морей, куда Ломоносовы выходили на рыбный промысел.


Кроссворд про Ломоносова довольно сложен и интересен.

2: Таковым прибором оказывается простой компас, знакомый каждому человеку.

7: Фамилия ученого и героя данного кроссворда Ломоносов

8: Небесные тела и все с ними связанное изучает астрономия

9: Ломоносов часто в детстве рыбачил на море, которое называется Баренцево

10: Самое известное учебное заведение России - МГУ, университет имени Ломоносова

1: Родиной Ломоносова считают поселок Холмогоры

3: Учреждение это называлось Академия и Ломоносов часто спорил с иностранными академиками и даже сидел в карцере

4: Планета Венера, которую Ломоносов изучал в телескоп

5: Языком науки в то время был латинский, который и сейчас используется в биологии и медицине

6: Место учебы Ломоносова - Москва.

9: Еще одно родное море Ломоносова - Белое.


Великий русский Ученый Михаил Васильевич Ломоносов(7) родился недалеко от города Холмогоры(1), до восемнадцати лет он, как и его земляки-поморы, был рыбаком, он хорошо знал Баренцево(9) и Белое(9) моря, в плаваниях поморам помогал компас(2), который поморы называли маткой. Будущий ученый сумел освоить грамоту, целью его жизни стала Москва(6), где можно было продолжить обучение. Обучение было сложным, он освоил латинский(5) язык, потому что на этом языке были написаны все научные книги и труды ученых. После учебы он занялся научной работой, преподавал. Например, он изучал астрономию(8), объектом его наблюдений стала Венера(4), он первым увидел на этой планете атмосферу. Местом работы была академия(3) наук. Памятником великому ученому стал университет(10), который носит его имя. По-моему, кроссворд разгадан.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: