Как обратиться в суд в узбекистане

Обновлено: 19.04.2024

Настоящий Закон регулирует отношения в области обращений граждан в государственные органы, учреждения (далее – государственные органы).

Статья 2. Законодательство об обращениях граждан

Законодательство об обращениях граждан состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Статья 3. Право граждан на обращения

Граждане Республики Узбекистан имеют право обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями и жалобами.

Осуществление гражданами права на обращения не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц, общества и государства.

Граждане иностранных государств и лица без гражданства имеют право обращаться в государственные органы Республики Узбекистан в соответствии с настоящим Законом.

Отношения в области обращений граждан в органы самоуправления граждан регулируются в порядке, установленном настоящим Законом.

Не подлежат рассмотрению в соответствии с настоящим Законом обращения граждан, если законодательными актами предусмотрениной порядок их рассмотрения.

Статья 4. Формы обращений граждан

Обращения граждан вносятся в устной либо письменной форме. Устные и письменные обращения граждан имеют равное значение.

Обращения граждан могут быть индивидуальными или коллективными.

Статья 5. Виды обращений граждан

Обращения граждан могут быть в виде заявлений, предложений или жалоб.

Заявление – обращение граждан с просьбой об оказании содействия в реализации их прав, свобод и законных интересов.

Предложение – обращение граждан, содержащее рекомендации по совершенствованию государственной и общественной деятельности.

Жалоба – обращение граждан с требованием о восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Статья 6. Требования, предъявляемые к обращениям граждан

В обращениях должны быть указаны фамилия (имя, отчество), сведения о месте жительства гражданина, изложена суть заявления, предложения или жалобы.

Письменные обращения должны быть закреплены подписью обращающегося. В случае невозможности закрепления обращения личной подписью, оно должно быть закреплено подписью составителя с проставлением дополнительно и его фамилии, имени, отчества.

Письменные обращения, в которых не указаны фамилия (имя, отчество), сведения о месте жительства гражданина или указаны ложные сведения о нем, а также не закрепленные подписью, считаются анонимными и рассмотрению не подлежат.

Статья 7. Обращения граждан и средства массовой информации

Обращения граждан, поступившие в государственные органы из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.

Обращения граждан, направленные в средства массовой информации, могут использоваться для изучения и отражения общественного мнения всоответствии с законодательством о средствах массовой информации.

Статья 8. Прием граждан

В государственных органах организуется прием граждан.Прием граждан осуществляется руководителем либо иным должностным лицом. Для этого в государственных органах могут создаваться специальные структурные подразделения, определяются должностные лица, ответственные за прием граждан.

Прием проводится в установленные дни и часы, в удобное для граждан время. Графики приема доводятся до сведения граждан.

При устном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

В приеме гражданину может быть отказано, если его неоднократные обращения носят необоснованный, незаконный характер либо по его обращению уже принято решение.

Порядок приема граждан в государственных органах определяется их руководителями.

Статья 9. Делопроизводство по обращениям граждан

Делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах ведется в установленном законодательством порядке.

II. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ

Статья 10. Добровольность при использовании гражданами

права на обращения

Право граждан на обращения реализуется добровольно. Никто не может быть принужден участвовать в действиях в защиту какого-либо обращения либо против него.

Статья 11. Недопустимость дискриминации при использовании

гражданами права на обращения

Дискриминация при использовании гражданами права на обращения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения граждан запрещается.

Статья 12. Обязательность принятия и рассмотрения обращений граждан

Обращения граждан подлежат обязательному принятию и рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 6 настоящего Закона.

Гражданин вправе обжаловать необоснованный отказ в принятии и рассмотрении его обращения в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо непосредственно в суд.

Статья 13. Недопустимость разглашения сведений, ставших

известными в связи с обращениями граждан

При рассмотрении обращений граждан не допускается разглашение работниками государственных органов сведений о частной жизни граждан без их согласия, а также сведений, составляющих государственную либо иную охраняемую законом тайну, и другой информации, если это ущемляет права, свободы и законные интересы граждан.

Не допускается выяснение данных о личности гражданина, не относящихся к обращению.

По просьбе гражданина не подлежат разглашению какие-либо сведения о его личности.

Статья 14. Гарантии безопасности граждан в связи

с их обращениями

Запрещается преследование граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы в целях реализации или защиты своих прав, свобод и законных интересов.

III. ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЙ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ

И ЖАЛОБ ГРАЖДАНАМИ И ИХ РАССМОТРЕНИЕ

Статья 15. Порядок подачи заявлений, предложений и жалоб

Заявления, предложения и жалобы граждан подаются непосредственно государственному органу, в полномочия которого входит разрешение поставленных в них вопросов, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу.

К заявлению, предложениюи жалобе могут прилагаться имеющиеся у гражданина решения (или их копии), ранее принятые по ним, а также другие документы, необходимые для рассмотрения заявления, предложения и жалобы.

Статья 16. Сроки подачи заявлений, предложений и жалоб

Сроки подачи заявлений, предложений и жалоб гражданами не устанавливаются. В отдельных случаях может быть установлен срок подачи заявления, предложения и жалобы в соответствующие государственные органы, если это обусловлено возможностями органа по рассмотрению заявления, предложения и жалобы, необходимостью своевременной реализации прав и свобод граждан, обеспечением защиты их законных интересов, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами.

Заявление или жалоба вышестоящему в порядке подчиненности органу может быть подана не позднее одного года с момента, когда гражданину стало известно о совершении действия (бездействия) или принятии решения, нарушающих его права, свободы и законные интересы. Пропущенный по уважительной причине срок восстанавливается государственным органом, рассматривающим заявление или жалобу.

Статья 17. Рассмотрение обращений граждан

Обращения граждан, поступившие в государственный орган, рассматриваются этим органом или должностным лицом, на которое возложены обязанности по рассмотрению обращений.

В случае возникновения необходимости в дополнительных сведениях, справках и материалах для всестороннего и объективного рассмотрения обращения граждан должностное лицо государственного органа, рассматривающее это обращение, может дополнительно собрать информацию.

В необходимых случаях государственный орган, рассматривающий обращение граждан, должен обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

В исключительных случаях, при невозможности рассмотрения обращения в отсутствие обращающегося или другого лица, они могут быть вызваны должностным лицом государственного органа.

Решения по обращениям граждан подписывает руководитель или иное уполномоченное должностное лицо государственного органа.

Если при решении вопросов, изложенных в заявлении, предложении или жалобе, возникнет необходимость проверки деятельности хозяйствующих субъектов, то она осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 18. Сроки рассмотрения обращений граждан

Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение, в десятидневный срок.

Заявления или жалобы рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный орган, который обязан разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее пятнадцати дней.

IV. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

Статья 19. Права граждан на личное участие при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственными органами гражданин имеет право получать информацию о ходе рассмотрения обращения, лично излагать доводы и давать объяснения, знакомиться с материалами проверки обращения и с результатами рассмотрения, представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании из других органов, пользоваться услугами адвоката или своего представителя.

Должностные лица государственных органов, рассматривающие обращение, обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права, свободы и законные интересы.

Статья 20. Меры, принимаемые при рассмотрении обращений граждан

Государственные органы при рассмотрении обращений граждан обязаны незамедлительно принимать меры к пресечению незаконныхдействий (бездействия), выявлять причины и условия, способствовавшие нарушениям прав, свобод и законных интересов граждан, пресекать в установленном порядке преследование граждан в связи с их обращением.

Статья 21. Обязанности государственного органа, рассмотревшего обращение гражданина

Государственный орган, рассмотревший обращение гражданина, обязан в письменной форме сообщить ему о результатах рассмотрения и существе принятого решения.

Должностное лицо государственного органа, принявшего решение по заявлению или жалобе, обязано разъяснить порядок обжалования принятого решения, если гражданин не согласен с ним.

Государственный орган, рассмотревший обращение гражданина, его должностное лицо обязаны контролировать исполнение решения, принятого по результатам рассмотрения обращения, а также принять меры к возмещению в установленном законом порядке ущерба иликомпенсации морального вреда, если он причинен гражданину в результате нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Статья 22. Анализ работы с обращениями граждан

Государственные органы, рассматривающие обращения граждан, в установленном порядке обобщают и анализируют заявления, предложения и жалобы с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, атакже интересовобщества и государства.

V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН

Статья 23. Контроль за исполнением законодательства

об обращениях граждан

Контроль за исполнением законодательства об обращениях граждан обеспечивают в пределах своих полномочий органы государственной власти и управления.

Статья 24. Ответственность должностных лиц за нарушение

законодательства об обращениях граждан

Необоснованныйотказ в принятии и рассмотрении обращения граждан, нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения, принятие противоречащего закону решения, необеспечение восстановления нарушенных прав гражданина и исполнения принятого в связи с обращением решения, необоснованный отказ в предоставлении гражданину возможности ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими его права, свободы и законные интересы, либо разглашение сведений о частной жизни граждан без их согласия, преследование гражданина в связи с его обращением, а также другие нарушения законодательства об обращениях граждан влекут ответственность в соответствии с законом.

Статья 25. Возмещение ущерба гражданину в связи с нарушением

требований закона при рассмотрении его заявления

В случае удовлетворения заявления или жалобы гражданина государственный орган, принявший незаконное решение по нему, возмещает гражданину ущерб, связанный с подачей и рассмотрением заявления или жалобы, расходы, понесенные в связи с выездом на место для рассмотрения заявления или жалобы по требованию соответствующего государственного органа, и утраченный за это время заработок. В судебном порядке гражданину может быть компенсирован также и моральный вред.

Средства, выплаченные государственным органом в возмещение ущерба гражданину в связи с нарушением требований закона при рассмотрении его заявления или жалобы, могут быть взысканы с виновного должностного лица в регрессном порядке.

Статья 26. Ответственность гражданина за подачу заявления,

предложения или жалобы противоправного характера

Подача гражданином заявления, предложения или жалобы, содержащих клевету и оскорбления, влечет ответственность, установленную законом.

Статья 27. Возмещение расходов по проверке обращений граждан, содержащих заведомо ложные сведения

Расходы, понесенные государственным органом в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с гражданина по решению суда.

Статья 28. Разрешение споров

Споры о возмещении ущерба и компенсации морального вреда в связи с обращениями граждан рассматриваются в судебном порядке.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН






Порядок приема граждан

В соответствии с Законами Республики Узбекистан “О судах” и «Об обращениях физических и юридических лиц» приём физических лиц и представителей юридических лиц (далее – граждан) осуществляется руководством Верховного суда Республики Узбекистан и другими уполномоченными лицами на основании графика, утвержденного распоряжением председателя Верховного суда.

В установленные дни приёма граждане должны сдать в приёмную граждан Верховного суда заявление (ходатайства) и прилагаемые к нему документы.

Граждане допускаютсяна приём к председателю Верховного суда – в случае несогласия с ответным письмом первого заместителя или заместителей председателя Верховного суда об отказе в принесении протеста в порядке надзора на предмет отмены судебных решений

Вниманию граждан, обращающихся по уголовным делам!

В соответствии с требованиями статей 497 2 , 498, 510 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан подавать жалобы в апелляционном, кассационном и ходатайства в надзорном порядке на приговор, определение и постановление имеют право:

осужденный, его защитник, законный представитель, а также потерпевший, его представитель;

гражданский истец, гражданский ответчик и их представители в части, относящейся к гражданскому иску.

Лицо, оправданное судом, его защитник и законный представитель вправе обжаловать приговор в части мотивов и оснований оправдания.

Обжаловать приговор суда вправе также лица, не являющиеся сторонами в деле, в той части приговора, которая затрагивает их права и законные интересы.

Вниманию граждан, обращающихся по административным делам!

В соответствии с требованием статьи 312 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, а также их законными представителями и адвокатом.

Вниманию граждан, обращающихся по гражданским делам!

В соответствии с требованиями статей 373, 383, 403, 422 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан подавать жалобы в апелляционном, кассационном и заявление в надзорном порядке на решение, определение и постановление имеют право:

стороны и участвующие в деле лица, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд разрешил вопрос;

представители, имеющие доверенность, оформленную в соответствии с законом.

Вниманию граждан, обращающихся по экономическим делам!

В соответствии с требованиями Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан подавать жалобы в апелляционном, кассационном и надзорном порядке на решение, определение и постановление эконмических судов имеют право лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение.

Примечание!

в приёмную граждан Верховного суда допускаются физические лица и представители юридического лица, предоставившие документ, подтверждающий их личность;

гражданам запрещается проносить с собой сотовые телефоны, видеокамеры, фотоаппараты, ноутбуки и иные технические средства, а также различные предметы;

к заявлению (ходатайству) о принесении протеста в порядке надзора необходимо приложить копию судебного решения (постановления) первой, апелляционной или кассационной инстанции, а также ответ об отказе в принесении протеста в порядке надзора на судебные решения или постановления;

по гражданским делам необходимо приложить подлинник квитанции об уплате государственной пошлины (за исключением граждан, освобожденных от уплаты государственной пошлины или обратившихся в Верховный суд повторно по одному делу);

ответные письма, копии протестов и определений направляется по почте заявителю по указанному в заявлении (ходатайстве) адресу;

о приостановлении исполнения судебных решений и отмене приостановления сообщается заинтересованным лицам, организациям, областному и приравненным к ним судам.

Юридический адрес Верховного суда Республики Узбекистан: 100186, город Ташкент, Шайхантахурский район, улица Абдуллы Кадыри, дом1.

По гражданским делам заявления подаются суду, в районе деятельности которого ответчик имеет постоянное местожительство или постоянное занятие (работу).

  • иски о взыскании алиментов, об установлении отцовства и о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца, могут быть предъявлены истцом также по месту его жительства;
  • иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением вреда, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным применением административного взыскания в виде ареста могут предъявляться в суд также по месту жительства истца;
  • иски о расторжении брака могут быть предъявлены в суд по месту жительства истца, когда для него выезд в межрайонный, районный (городской) суд по гражданским делам по месту проживания ответчика представляется затруднительным в связи с тем, что при нем находятся несовершеннолетние дети, а также вследствие инвалидности или тяжелого заболевания;
  • иски о расторжении брака с лицами, признанными безвестно отсутствующими, либо недееспособными вследствие их психического расстройства, а также с лицами, осужденными к лишению свободы на срок не менее трех лет, могут по желанию истца рассматриваться в суде по его месту жительства.
  • Обращение в суд по выбору производится, если в споре участвуют несколько ответчиков, то заявление (жалоба) к нескольким ответчикам, находящимся в разных местах, предъявляется в суд по выбору заявителя по месту нахождения одного из ответчиков.
  • Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по общим правилам подсудности гражданских дел .
  • По административным правонарушениям заявление (жалоба) гражданина или юридического лица подается в суд по месту нахождения административного органа либо по месту работы должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) обжалуются.

По экономическим делам иски к юридическим лицам предъявляются в суд по месту их государственной регистрации

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов самоуправления граждан или должностных лиц нарушены его права и свободы.

Иностранные граждане вправе обратиться с жалобой в суд в порядке, установленном настоящим Законом, если международными договорами и соглашениями Республики Узбекистан не предусмотрено иное.

Лица без гражданства имеют право на обращение в суд с жалобой в соответствии с настоящим Законом.

Статья 2. Действия (решения), которые

могут быть обжалованы в суд

К действиям (решениям) государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов самоуправления граждан и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

Статья 3. Пределы действия настоящего Закона

В соответствии с настоящим Законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного суда Республики Узбекистан;

действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Статья 4. Подача жалобы

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо к должностному лицу.

Вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответ в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права и свободы которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественного объединения, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина в суд по месту его жительства или в суд по месту нахождения органа либо по месту работы должностного лица, чьи действия (решения) обжалуются.

Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы, а также к вышестоящему должностному лицу.

Статья 5. Действия суда по жалобе

Приняв жалобу к рассмотрению, суд:

истребует необходимые материалы от соответствующих органов и должностных лиц;

по просьбе гражданина или по своей инициативе разрешает вопрос о приостановлении исполнения обжалуемого действия (решения).

Статья 6. Сроки обращения в суд с жалобой

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, должностного лица в удовлетворении жалобы;

один месяц со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Статья 7. Порядок рассмотрения жалобы

Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов самоуправления граждан, должностных лиц рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Статья 8. Решение суда по жалобе

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке, установленном законодательством.

Статья 9. Исполнение решения суда

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов самоуправления граждан, должностных лиц, граждан и подлежит исполнению.

Решение суда направляется органу или должностному лицу, действия (решения) которых были обжалованы, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем в месячный срок со дня получения решения

суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством.

Статья 10. Возложение судебных издержек, связанных

с рассмотрением жалобы

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, или на орган либо должностное лицо, если установит, что их действия (решения) являются незаконными.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: