Как назывался верховный еврейский суд

Обновлено: 25.04.2024

сохранился среди евреев и после потери ими своей политической самостоятельности, но исключительно по делам гражданским. Суд раввинов (см.) был узаконен многочисленными эдиктами римских императоров, вошедшими затем в Юстинианов кодекс. Законное существование этого учреждения, как "суда равных", было признано и в средние века. Польские короли не раз подтверждали право своих подданных евреев разрешать взаимные споры путем обращения к юрисдикции раввина. Основные начала Р. гражданского процесса" выработанные тысячелетней практикой знатоков талмудического права, в общем сводятся к следующему (см. статью "Р. суд", в очерках И. Г. Оршанского: "Евреи в России"). Судопроизводство у раввинов заключало в себе много элементов следственного процесса. Задача судьи состояла в установлении материальной правды. Основными доказательствами являлись свидетельские показания и присяга. Показаниям двух свидетелей присвоивалось значение полного доказательства. Судьи не были, впрочем, безусловно связаны в своем решении теми или иными доказательствами: им предоставлялось разрешать дело, не подчиняясь общеустановленным правилам, а приноравливаясь к обстоятельствам данного спора. Разбор дела происходил словесно, в присутствии сторон. Письменное производство было почти совсем изгнано. По идее своей суд Р. — суд третейский, решение которого получает обязательный характер лишь благодаря нравственному авторитету лица, постановившего решение. Содействием раввина пользовались еще в V в. и тяжущиеся христиане. На Литве и Польше к Р. суду прибегали христиане еще в прошлом веке. В настоящее время Р. суд, не располагая никакими понудительными мерами для исполнения своих решений, имеет характер исключительно третейского суда, функционирующего лишь при согласии на то обеих тяжущихся сторон (уклоняться от приглашения в Р. суд среди религиозных евреев считается предосудительным), причем в тех случаях, когда стороны друг другу не доверяют или же раввин не уверен в том, что тяжущиеся добросовестно подчинятся его решению, стороны вносят Р. какие-либо обеспечения, гарантирующие приведение решения его в исполнение. Всего чаще евреи обращаются к Р. суду в тех случаях, когда спор идет не об установлении фактической стороны дела, а о ее квалификации и притом с точки зрения нравственнности или талмудического права.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Раввинский суд" в других словарях:

Гольдшмидт, Пинхас Соломонович — Пинхас Соломонович Гольдшмидт Род деяте … Википедия

Санхедрин — Иудаизм основные понятия … Википедия

Ваад четырёх земель — Точная репродукция листа пинкоса Ваада четырех стран Ваад четырех стран или областей (также Сейм или Синод, ивр. וַעַד אַרְבַּע אֲרְצוֹת‎) центральный орган автономного еврейского общинн … Википедия

КАЛЕНДАРЬ — [лат. Kalendarium, от Kalendae в древнерим. К. название 1 го дня месяца], система счисления времени, основанная на периодической повторяемости определенных природных явлений. Астрономическая основа и типология К. появился в глубокой древности как … Православная энциклопедия

Дёнме — (тур. dönme, буквально отступники) каббалистическая секта, вышедшая из иудаизма, основанная Якобом Кверидо, братом последней жены Шабтая Цви. Секта была основана в 1683 году в Салониках (отсюда другое принятое в Турции название… … Википедия

Брак в иудаизме — Иудаизм основные понятия … Википедия

Кагал — (Kahal, библейско еврейское слово, значит: собрание народа, сход) после рассеяния евреев, в течение многих веков, так назывался орган, стоявший во главе отдельной еврейской общины и являвшийся посредником между ней и государством. Постоянно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рабейну Там — Яаков бен Меир, известен также как Рабейну Там (1100 1171) один из основателей тосафистской школы, лидер еврейства Франции, поэт. Время деятельности Рабейну Там в истории иудаизма … Википедия

Эльяшив, Йосеф Шалом — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Эльяшив. Йосеф Шалом Эльяшив יוסף שלום אלישיב … Википедия

Гликсберг, Шимон Яаков — Раввин Шимон Яаков Гликсберг Раввин Шимон Яаков Гликсберг (1870, Мендзыжец Подляски 1950, Тель Авив) крупнейший раввин, ученый, историк, проповедник и один из основателей сионистского … Википедия

Санхедрин (Сангедрин, Санедрин) — Синедрион, высший религиозный еврейский суд, совет старейшин-мудрецов. Обычно под этим термином подразумевается Большой (или Великий) Санхедрин — Санхедрин аГадоль, стоявший во главе еврейского народа и состоявший из руководителя и 70 судей — знатоков законов Торы (т.о., в Большом Синедрионе заседал 71 человек). Заседания Большого Синедриона велись на территории Иерусалимского Храма (в периоды, когда действовал Храм). Наряду с Большим Санедрином существовали также Малые Санедрины из 23 человек (которые действовали в каждом крупном городе) и простые раввинские суды из трех судей.

Название Санхедрин, по-видимому, возникло в эпоху Второго Храма и имело греческое происхождение (по-древнегречески оно означало «собрание»). Однако комментаторы ТаНаХа (например, Раши, Ральбаг, Мальбим) употребляют его и в отношении предшествующих эпох. Существует еврейское объяснение этого слова: оно является сокращением ивритских слов «сонэй адрат (паним) бэ-дин» — ненавидящие «украшение лица», т.е. лицеприятство, проявление симпатии к одной из судящихся сторон в суде (ср. комментарий р.Овадьи из Бартануры к Мишне Сота, 9:11).

Оглавление

Формирование еврейской судебной системы [↑]

По сути дела, Большой Санхедрин был создан еще в эпоху странствий евреев по пустыне, когда Вс-вышний приказал пророку Моисею (Моше): «собери Мне семьдесят мужей из старейшин [“зкеним”] Израиля … И они будут нести с тобою бремя народа, и не будешь нести ты один» (Бемидбар, 11:16-17).

В тот же период была создана система местных судов: по совету своего тестя, праведного гера (прозелита) Итро, Моше назначил себе в помощь судей — начальников над 10, 50, 100 и 1000 евреями. По мере необходимости эти судьи объединялись.

После входа в Землю Израиля были созданы постоянные суды из трех человек (для небольших населенных пунктов) и из 23-х человек («Малые Санхедрины») — для более крупных городов.

Кроме судей («шофтим»), выносивших решение по тому или иному вопросу, назначались судебные исполнители — «шотрим», в задачу которых входило выполнение решения суда, а также проверка соблюдения законов Торы в данном городе (ср. главу «Шофтим» книги Пятикнижия «Дварим»; Рамбам. Законы Санхедрина, гл.1).

Большой Санхедрин состоял из 71 члена (исключением было т.н. «Великое Собрание»«Кнесет а-Гдола», коллегия из 120 мудрецов Торы, созданная Эзрой в начале периода Второго Храма). Одним из членов Верховного Синедриона первоначально был руководитель еврейского народа (Моше, затем — Иеошуа бин Нун, затем — Судьи и первые еврейские цари, которые сами были мудрецами Торы). В более поздние эпохи царь уже не был главой Синедриона, хотя и мог назначать его членов.

Во времена Второго Храма Верховным судом управляли «пары мудрецов» — «зугот»: председатель суда («наси») и глава суда («ав бейт дин»).

Полномочия местных судов и Большого Санхедрина [↑]

Суд из трех человек (иногда к ним добавлялись еще 2, 4 или 6 судей; общее их число должно было быть нечетным) решал имущественные споры, вопросы, связанные с нанесением телесных повреждений и нарушением других законов Торы, за которые полагались штраф или удары плетью.

Малый Санхедрин (суд из 23 человек) был уполномочен также рассматривать нарушения, за которые полагался смертный приговор.

Если местные суды затруднялись в вынесении решения, они обращались в Высший, Верховный суд (Большой Санхедрин). Кроме этих вопросов, Большой Санхедрин рассматривал дела общенационального масштаба: нарушения, совершаемые целым коленом Израиля или городом (например, он мог присвоить городу статус «ир нидахат» — город, подлежащий уничтожению, так как его жители поклоняются идолам); прегрешения Первосвященника, лжепророка, вопрос о выходе на войну (если ее можно избежать) и др. (см. трактат Мишны «Санхедрин», ч.1). Кроме того, Большой Санхедрин разъяснял законы Торы для всего народа и проводил их в жизнь, а в исключительных случаях имел право принимать постановления («таканот») и запреты («гзерот»), выходящие за рамки этих законов — например, чтобы предотвратить нарушения Закона (см. тему Постановления мудрецов).

Все вопросы как в местных, так и в Высшем суде решались голосованием; окончательное решение принималось большинством и считалось мнением Торы по данному вопросу (см. исследование Абарбанеля об устройстве еврейского государства).

Какими качествами должен обладать еврейский судья? [↑]

По мнению Рамбама (Законы о Санхедрине, гл.2), «…в Санхедрин, и в Большой, и в Малый, можно назначать только мудрых и понимающих, великих знатоков Торы, обладающих большим умом, знающих и другие науки, такие как медицина, математика, астрономия, осведомленных в способах колдовства и идолопоклонства, чтобы знали, как судить».

Он же пишет: «В Большой Санхедрин заповедано назначать коэнов, левитов и евреев с хорошей родословной… Члены Санхедрина должны прилично выглядеть, не иметь физических изъянов и знать большинство языков, чтобы слушать показания свидетелей не через переводчика…

Член бейт-дина из трех человек должен обладать семью качествами: [быть человеком] мудрым, скромным, Б-гобоязненным, равнодушным к деньгам, любящим правду, любимым людьми, имеющим доброе имя… [Это должны быть люди,] владеющие своими страстями… и мужественные, то есть готовые спасать ограбленного от грабителя».

Большой Санхедрин во времена Храма и после его разрушения [↑]

Во времена, когда существовал Иерусалимский Храм, Великий Санхедрин ежедневно (2 раза в день, кроме суббот и канунов праздников) заседал на его территории, в так называемой «палате тесаных камней»(«лишкат а-газит») Эта палата находилась на территории Храмового комплекса, в северной его части.

На пути к нему находились два суда из 23 судей (Малых Санхедрина) — перед входом на Храмовую гору и перед входом во внешний двор Храма. Нерешенные дела из низших инстанций передавались сначала в первый Малый Санхедрин, затем (в случае невозможности их решения) — во второй, а если и второй суд затруднялся вынести решение, они поступали в Большой Санхедрин.

В Талмуде (трактат Санхедрин, л.41) говорится, что Верховный раввинский суд может выносить смертные приговоры только если дело рассматривается рядом с жертвенником, располагавшимся во дворе Храма. Только тогда судьи находятся в поле действия наивысшей духовности, что не позволяет им допустить ошибку, ставящую под угрозу человеческую жизнь.

После разрушения Иерусалима и Второго Храма римлянами (в I в. н.э.) Большой Санхедрин был воссоздан в Явне, но там дела, заслуживающие смертного приговора, уже не рассматривались.

Скрываясь от преследований римлян, Синедрион несколько раз переезжал: из Явне в Уша, опять в Явне, опять в Уша, оттуда в Шфарам, в Бейт Шеарим, в Ципори и, наконец, в Тверию (см. Талмуд, Рош а-Шана, л.31Б), где прекратил свое существование в IV в. н.э.

Санхедрин и освящение нового месяца [↑]

Одной из функций Синедриона было объявление нового лунного месяца (Рош Ходеш — Новомесячья) на основании показаний двух свидетелей, видевших новый серп луны. Высший еврейский суд также устанавливал високосный год путем прибавления тринадцатого месяца — для того, чтобы предотвратить расхождения лунного и солнечного календарей. Все это было необходимо для определения точной даты еврейских праздников, причем, освящение месяца имело законодательную силу, только если Санхедрин находился в Земле Израиля.

О наступлении нового месяца Санхедрин оповещал евреев диаспоры с помощью гонцов. Однако в результате преследований, особенно усиливавшихся после появления христианства, не всегда удавалось заслушать свидетелей и вовремя послать гонцов, поэтому была введена новая система, использовавшая не свидетельства очевидцев, а расчеты, известные из устной традиции. Этими расчетами пользовались и судьи Санхедрина, и, одновременно с ними, евреи диаспоры.

В середине IV века н.э. председатель последнего Санхедрина Илель а-Наси (младший), предвидя окончательное изгнание евреев из Земли Израиля, собрал судей и, произведя точный расчет фаз луны и цикла високосных лет, освятил вместе с ними все новомесячья на две тысячи лет вперед — до самого прихода Машиаха, когда можно будет вернуться к нормальному порядку установления месяцев по показаниям свидетелей. Таким образом, даты праздников, которые мы отмечаем, не определяются по календарю — в таком случае они не имели бы никакой силы, — а были в свое время установлены и освящены Санхедрином (см. об этом в этой статье).

Заповеди, связанные с Санхедрином [↑]

Евреям даны две заповеди, связанные с Санхедрином — одна повелительная и одна запретительная.

Повелительная заповедь из Торы — назначать судей и стражников, как сказано: «Судей и стражников поставь себе во всех воротах твоих» (Дварим, 17:18). Запретительная заповедь звучит так: «Не отходите от того, что говорят они (судьи Санхедрина) ни вправо, ни влево!» (Дварим, 17:11).

Первая заповедь в наше время не выполнима в полном объеме: существующие раввинские суды рассматривают лишь ограниченный круг проблем (гиюры, женитьбы, разводы и — по желанию обеих судящихся сторон — имущественные вопросы). В существующей государственной системе у них нет и не может быть судебных исполнителей.

Вторую же, запретительную заповедь, мы можем выполнить и в наши дни. Несмотря на то, что у нас нет Санхедрина, мы можем вести себя в соответствии с указаниями еврейских мудрецов — глав нашего поколения. Совет мудрецов Торы существует и сейчас.

  • плашками по важности
  • списком по разделу

Рош Ходеш — начало месяца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш

История еврейского народа 39. Рабан Гамлиэль из Явне и его современники

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

«Не отклоняйся от того, что скажут тебе, ни вправо ни влево».

Йеуда бен Табай и Шимон бен Шатах

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Великие мудрецы эпохи второго Храма

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

История еврейского народа 45. Мишна и другие книги Танаев

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Составление мишны, барайты и мидрашей

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 171-180

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Заповеди о пророках и судопроизводстве.

Недельная глава Дварим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Дварим»

Йеошуа бен Прахья и Нитай из Арбелы

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Гора Сартаба

Разные авторы
5

История еврейского народа 43. Конец эпохи преследований

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились

Рав Арье (Лев) Кацин

Ты можешь сказать что-то хорошее о своей жене?

Шемая и Автальон

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Великие законодатели и мудрецы Израиля

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Первого Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.

История еврейского народа 46. Конец пребывания Санхедрина в Ципори

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

После смерти р. Йеуды Несиа центр изучения Торы переместился из Эрец Исраэль в Вавилонию.

Гади Поллак

Прогуманизм

История еврейского народа 47. Мудрецы Иерусалимского Талмуда

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Традиции изучения Торы мудрецами Эрец Исраэль собраны в Иерусалимском Талмуде

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Второго Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.

О Гилеле

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

«Не говори такого, что невозможно понять, полагая, что, в конце концов, ученики разберутся»

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Тора предписывает нам назначать судей, а также офицеров, которые выступают для народа в роли надсмотрщиков. Но как назначаются эти судьи и какова их юрисдикция? Давайте рассмотрим еврейскую судебную систему, начиная с эпохи существования древнего Сангедрина и до современных раввинских судов.

Верховный суд: Большой (Великий) Сангедрин, 71 человек

Еврейский верховный суд в древние времена назывался Сангедрин («Собрание») или Сангедрин ха-Гадоль («Великое Собрание») и состоял из 71 мудреца.

Почему 71? потому что Всевышний сказал Моше: «Собери Мне 70 человек из старейшин Израиля». А сам Моше должен был стать председателем этого собрания, поскольку стих продолжается словами: «И пусть станут они там с тобой».( 1) Таким образом, 70 старейшин плюс Моше – получается 71 мудрец.

Когда Моше скончался, вместо него на место судьи был назначен другой человек с величайшими знаниями. Тогда эта должность стала называться наси, и этот человек должен был сидеть во главе суда. Справа от него сидел Ав Бейт Дин (глава суда), второй по величине судья, который был назначен помощником наси. Остальные 69 мудрецов сидели перед ними, рассаженные в соответствии с возрастом и ростом. Чем мудрее судья, тем ближе он должен был сидеть к наси.( 2)

Сангедрин всегда находился рядом с Мишканом или с Храмом. Во времена Моше он был у входа в Мишкан; в более поздние времена мудрецы заседали в специальной комнате внутри храмового комплекса. К концу эпохи Второго Храма он созывался в разных местах по Святой Земле и продолжал функционировать вплоть до 5-го века, пока не был закрыт по велению властей Рима.

Функция Сангедрина

Любые законы и таканот (постановления), изданные Сангедрином, являются обязательными для всего еврейского народа. Хотя суды низшей инстанции, состоящие из 23 судей (Малый Сангедрин), могли заниматься делопроизводством, только основной Великий Сангедрин имел полномочия по делам, связанным с царем, преступлениями, совершенными первосвященником, или преступлениям, совершенными целым племенем или городом.

Полномочия, которыми был наделен только верховный суд, также включали:(3)

  • Коронацию царя.
  • Утверждение «добровольных» войн (милхемет ха-решут), таких как, например, войны ради расширения границ страны.
  • Расширение святых мест, таких как Иерусалим и двор Святого Храма.
  • Назначение членов Малого Сангедрина из 23 человек.

Кроме того, поскольку Сангедрин должен был заслушивать все показания напрямую, а не через переводчика, было бы предпочтительно, чтобы его члены были знакомы с каждым языком, на котором говорили евреи по всему миру. Когда в показаниях использовался иностранный язык, Сангедрин должен был иметь в своем составе по крайней мере двух человек, которые хорошо говорили на этом языке, чтобы иметь возможность проверить свидетелей, и третьего человека, который по крайней мере просто понимал этот язык.( 4)

В отличие от современных верховных судов, Сангедрин не был «апелляционным судом» в том смысле, чтоб истец мог в нем обжаловать приговор. Однако, если суд низшей инстанции не был полностью уверен в вердикте, он мог передать дело в вышестоящий суд.

Малый Сангедрин: 23 человека

Существовали также и меньшие по размеру суды, которые состояли лишь из 23 человек, что являлось минимальным количеством судей, необходимым для рассмотрения дел о преступлениях, карающихся смертной казнью( 5) .

Интересно, что даже случаями с животными, которые подлежали убою по решению суда, заниматься должен был тоже Малый Сангедрин, если только, конечно, при этом были соблюдены все необходимые нормы безопасности.( 6)

В дополнение к двум Малым Сангедринам, расположенным у входов во внутренний двор Храма и на Храмовую гору, в каждом значимом по размеру или статусу городе, а также у каждого колена был свой собственный Малый Сангедрин.( 7)

Стандартный раввинский суд: три судьи

Обычный трибунал состоял из трех судей( 8) и имел право рассматривать денежные вопросы, а также дела, связанные с телесными наказаниями. Однако такие суды не имели полномочий заниматься какими-либо случаями, который может даже в потенциале развития могли бы привести к смертному приговору.( 9)

Квалификация судей

Каждый судья должен был обладать следующими семью качествами: мудростью, смирением, страхом перед Всевышним, равнодушием к деньгам (даже своим собственным), любовью к истине, любовью к людям в целом и хорошей репутацией.

Кроме того, чтобы быть назначенным Большой или Малый Сангедрин, нужно было обладать глубоким пониманием законов Торы и так же некоторыми знаниями об интеллектуальных дисциплинах, таких как медицина, математика, времяисчисление, астрономия, астрология и представления о разных идолопоклонских культурах, чтобы судьи знали, как разбирать дела, связанные с этими областями. Судья на момент назначения не мог быть слишком старым или бездетным, поскольку именно человек с семьей, скорее всего, мог бы судить другого с состраданием и милосердием. Членами Сангедрина могли быть коэны, левиты или другие представители народа Израиля.

Для того, чтобы какой-либо суд мог рассматривать дела о преступлениях, карающихся смертной казнью или телесными наказаниями, и даже о любых физических повреждениях, его судьи должны были иметь раввинскую смиху (речь о посвящении в раввины, которое происходило от Моше и передавалось напрямую от него к его ученикам и далее, а не о современных смихот).( 10) Недостаточно совершенный по сравнению с временами Храма современный раввинский суд может выносить решения по денежным спорам, предполагая, что ответчик должен компенсировать истцу его финансовые потери. Однако же такой суд не имеет полномочий требовать с него выплаты штрафов в соответствии с тем, что сказано в Торе (например, таких, как когда вор после суда обязан был возместить стоимость украденного вдвое).( 11)

Назначение Великого Сангедрина

Согласно раву дону Ицхаку Абарбанелю, во времена царей народа Израиля члены Сангедрина назначались самим царем. В более поздние времена, когда народом правили наси, назначение новых судей шло по согласованию с остальными членами суда, и появляющиеся вакантные места заполнялись по мере их возникновения. Когда очередной наси умирал, члены Сангедрина сами выбирали, кто из их числа сможет заменить его на этом посту.( 12)

Назначение Малого Сангедрина

Маймонид цитирует талмудическое учение о том, что высший суд отправлял эмиссаров по всей земле Израиля, чтобы искать судей. 13 Всякий раз, когда они находили человека, обладавшего всеми семью качествами, описанными выше, они назначали его судьей в своем городе. Оттуда они по мере необходимости могли продвигать его в Малый Сангедрин, который заседал у входа на Храмовую гору. Затем он мог получить повышение и попасть в суд, который находился у входа во внутренний двор Храма, а потом и в Большой Сангедрин.( 14)

По словам Абарбанеля, люди каждого колена и города выбирали судей, которые сидели в судах низшей инстанции, включая Малые Сангедрины, из своего числа. Интересно, он также говорит, что настоящая причина существования двух судов около Храма заключалась в том, что Иерусалим был разделен между коленами Йеуды и Биньямина, и каждое колено получило свой собственный суд.( 15)

Общепринятое мнение соответствует взглядам Маймонида.

Современные раввинские суды

У современных общин есть разные механизмы для назначения раввинских судей. В некоторых городах есть особый избирательный совет, в который могут входить раввины различных синагог. Этот совет назначает членов раввинского суда своего города. А в других общинах проводятся общественные выборы.

Кроме того, во многих случаях может быть сформирован специальный арбитражный суд для отдельного конкретного спора. Каждая сторона выбирает одного раввина, которого считает надежным, и затем эти два раввина вместе выбирают третьего раввина, который бы к ним присоединился. Это называется завла , что является аббревиатурой ивритских слов зэ борер ло эхад : «Этот выбирает себе одного [и этот выбирает себе одного]». Еще до начала разбирательства каждая сторона соглашается соблюдать постановление суда, которое будет являться для них полным обязательством.

Сегодня, когда без Сангедрина, у нас нет единообразия в трактовании закона, как это было в древние времена, и потому есть больше возможностей для споров. И поэтому мы три раза в день повторяем в молитве просьбу к Всевышнему: «Восстанови наших судей, как в прежние времена…» Пусть же это произойдет в наши дни!

Синедрион слово греческое; еврейское – санхедрин ( Мф 5.22 ) – верховный суд в Иерусалиме, который, по Талмуду, являлся продолжением совета семидесяти, избранного Моисеем ( Исх 24.1 , Чис 11.16 ). В истории синедрион появляется со времени Маккавеев (совет старейшин 2Мак 1.10 , 2Мак 4.44 ), но Иосиф Флавий называет его именем синедрион только со времени Ирода. Из еврейского названия этого суда – санхедрин по сходству с греческим словом синедрион видно, что это учреждение возникло во времена владычества греков над израильтянами. Этот суд отличался от других учреждений подобного рода (как, например, суд Иосафата) тем, что он имел значительную административную власть и до некоторой степени являлся даже политической властью. Династия Птоломея, под власть которых после персидского периода подпала Палестина, представила внутреннее управление страной целиком в руки местных властей и довольствовалось признанием в Палестине своей власти и ежегодно аккуратно выплачиваемой податью.

Синедрион состоял из первосвященников, старейшин и законников. К первой категории причислялись, кроме выбранного на этот год первосвященника, также бывшие первосвященники и начальники священнических чред ( 2Пар 36.14 ). По Талмуду, число членов синедриона было 70, с председателем, его помощником и некоторыми судебными служителями ( Ин 18.22 ). По Иосифу Флавию и Новому Завету, избранный первосвященник был одновременно и председателем синедриона ( Мф 26.3 , Деян 5.17 , Деян 7.1 , Деян 23.2 и дал.). Среди членов находились фарисеи и саддукеи ( Деян 5.17,34 , Деян 23.6 ). Заседания синедриона происходили в особом зале, называемом Гаццит, в одном из дворов храма; в случае же крайней важности – во дворце первосвященника ( Мф 26.3 ). Синедрион, главным образом, разбирал дела, касающиеся религиозных вопросов, например, богохульства, отпадения от веры, лжеучений, а также, может быть, и противогосударственные преступления. Власть синедриона в религиозных вопросах простиралась далеко за пределы Иудеи, даже до самой Сирии, что можно видеть из Деян 9.2 . Согласно Талмуду, Синедрион потерял право выносить смертные приговоры за 40 лет до разрушения Иерусалима (срав. Ин 18.31 ). Неизвестно, продолжал ли он свое существование после этого времени.

Этот синедрион допрашивал и осудил Иисуса ( Мф 26.59 и дал., Мк 14.55 , Мк 15.1 ), перед этим судом предстали и апостолы ( Деян 4.1,15 , Деян 5.21 ); перед ним же Стефан свидетельствовал о Господе ( Деян 6.12,15 ). Талмуд упоминает также о низших судилищах, называемых синедрионами и состоявших из 23 членов – в городах, имевших более 120 жителей, а также о судилищах, состоявших только из 3 членов, которые разбирали менее важные дела. Но Иосиф Флавий ничего о том не говорит; он упоминает только о низших судилищах, состоявших из 7 членов. О правах этих последних мнения и сведения расходятся.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "СИНЕДРИОН" в других словарях:

СИНЕДРИОН — (греч. synedrion, от syn вместе, и hedra седалище). У евреев заседания, собрания совета; народные судилища, бывшие во всех городах, в особенности синедрион великий в Иерусалиме. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

синедрион — совет старейшин в древней Иудее (Ушаков) См. суд. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. синедрион ареопаг, суд, судилище, судебный совет Словарь русских сино … Словарь синонимов

СИНЕДРИОН — СИНЕДРИОН, синедриона, муж. (греч. synedrion). Совет старейшин в древней Иудеи, до падения Иерусалима выполнявший функции не только высшего религиозного учреждения у евреев, но и правительственного и судебного. || перен. Собрание, сборище (шутл.… … Толковый словарь Ушакова

синедрион — СИНЕДРИОН, библ. – Верховное судилище (прим. авт.). … Кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной, а кто скажет… (3. 268). См. Библ. энц. 649: Синедрионъ «под этим словом разумеется… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

Синедрион — (Sanhedrin, греч. synedrion совет), верховный суд в Иерусалиме (до 70 г. н.э.), во главе к ро го стоял первосвященник. Учрежден, вероятно, во 2 в. до н.э. При римлянах под его юрисдикцию подпадали гражд. и религ. дела; смертный приговор… … Всемирная история

синедрион — синедрион. Допустимо произношение [синэдрион] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Синедрион — У этого термина существуют и другие значения, см. Синедрион (значения). Заседание Великого Синедриона по американской энциклопедии 1883, сидели так, чтобы председатель видел всех Синедрион (ивр … Википедия

Синедрион — слово греческое; еврейское санхедрин (Мат. 5:22) верховный суд в Иерусалиме, который, по Талмуду, являлся продолжением совета семидесяти, избранного Моисеем (Исх. 24:1; Исх. 11:16). В истории синедрион появляется со времени Маккавеев (совет… … Словарь библейских имен

синедрион — синедри’он (греч. совет, по Талмуду «бехдин» дом суда) (Мат.5:22 ; Мат.26:59 ; Мар.14:55 ; Мар.15:1 ; Лук.22:66 ; Деян.4:15 ; Деян.5:21 ,27,34,41; Деян.6:12 ,15; Деян.22:30 ; Деян.23:1 ,6,15,20,28; Деян.24:20 ) высшее судилище у евреев. Не… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

синедрион — синедри’он (греч. совет, по Талмуду «бехдин» дом суда) (Мат.5:22 ; Мат.26:59 ; Мар.14:55 ; Мар.15:1 ; Лук.22:66 ; Деян.4:15 ; Деян.5:21 ,27,34,41; Деян.6:12 ,15; Деян.22:30 ; Деян.23:1 ,6,15,20,28; Деян.24:20 ) высшее судилище у евреев. Не… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: