Как назывался церковный суд в средневековье

Обновлено: 19.04.2024

Средневековый человек верил, что весь мир пронизан божественным вмешательством . Люди старались жить так, как написано в Библии . Поэтому они верили, что всё происходящее делается по воле Бога . Бог участвует в построении этого мира, он вовлечен во все сферы социальной жизни. Значит, если попросить о чем-то Бога, то он обязательно поможет. На основе этой веры придумали "Божий суд" .

Божий суд - это судебная средневековая практика, в которой обвиняемый подвергался, зачастую, неприятному или болезненному испытанию. Если обвиняемый был прав, то Бог помогал ему пройти испытание.

В Средневековье было несколько видов "божьих судов": испытание боем, огнем, горячей или холодной водой, крестное испытание, путем принятия просфоры или горькой воды.

В Европе "божьи суды" называли " ордалиями" . Даже Русская православная церковь практиковала "божий суд" для выяснения отношений.

Испытание освященным хлебом

Самое безобидное из всех испытание. Его практиковали в Греческой и Русской православной церкви для обнаружения предполагаемого вора. Обвиняемый должен был съесть освященный хлеб, или просфору, над которой священник прочитал особую молитву:

Если обвиняемый не мог проглотить просфору, значит он виновен. Испытание придумали на основе евангельского сюжета, когда Иисус Христос предложил Иуде хлеб, указав на его предательство.

Испытание огнем и водой

При огненном "божьем суде" обвиняемый должен был пройти по раскаленным лемехам около трех метров, или держа в руках раскаленное железо . Вину определяли по-разному.

Если человек проходил успешно и на нем не обнаруживали ран, то он невиновен. Если раны были, то следовало два варианта. В первом случае бедняга становился виновным. Во втором случае обожженные места перематывал священник и спустя три дня проверял ожоги. Если раны гноились, то обвиняемый виновен, если раны заживали, то невиновен.

В случае с "горячей водой" обвиняемый должен был окунуть руку в емкость с кипятком, горячим маслом или расплавленным свинцом. На дне находился предмет, его нужно было достать. Результат испытания оценивали так же, как в случае с огнем.

При испытании холодной водой виновниками обычно были "ведьмы" или "колдуны". Их опускали в воду, и если они всплывали, значит их вина подтверждалась. Испытание было основано на разных поверьях: крещенных людей вода не могла оттолкнуть; вода является чистой средой, поэтому она отталкивает нечестивцев.

Крестное испытание

При крестном испытании обвиняемый и обвинитель вставали по разные стороны креста, вытягивали горизонтально руки, и тот, кто первый их опустил - проиграл.

Испытание боем

Самое знаменитое испытание, которое часто обыгрывалось в сериале "Игра престолов". При испытании боем предполагалось, что Бог помогал тому бойцу, который оказывался правым. Разумеется, что выигрывал более подготовленный боец, но разве можно было убедить в этом средневековый люд?

"Божий суд" практиковали не только в Средние века. Многие испытания известны еще со времен Древнего мира , некоторые существуют до сих пор, например, в африканских или океанийских племенах.

ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio — розыск) , в католической церкви в 13-19 веков особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями) . Инквизиционный процесс отличался особой системой доказательств, судья и следователь совмещался в одном лице. Широко применялись пытки как важнейший источник получения доказательств. Осужденные обычно приговаривались к сожжению на костре. В 16-17 веках одно из основных орудий Контрреформации. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании.

(Inquisitio baereticae pravitatis), или святая Инквизиция, или святой трибунал (sanctum officium) — учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин Инквизиции существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для обозначения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков. Развитие преследований находится в тесной зависимости от некоторых общих положений христианского вероучения, изменявшихся под влиянием стремлений средневекового папства. Человек может найти спасение только в вере: отсюда долг христианина и особенно служителя церкви обращать неверующих на путь спасения. Если проповедь и убеждение оказываются недействительными, если неверующие упорно отказываются принять учение церкви в его целом или частях, то этим они создают соблазн для других и угрожают их спасению: отсюда выводилась потребность удалить их из общества верующих, сперва посредством отлучения от церкви, а потом — и посредством тюремного заключения или сожжения на костре. Чем более возвышалась духовная власть, тем строже относилась она к своим противникам.

В истории Инквизиции различаются 3 последовательных периода развития:

1) Преследование еретиков до XIII в. Суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер.

2) Доминиканская Инквизиция со времени Тулузского собора 1229 г. Создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов.


3) Испанская Инквизиция с 1480 г. Инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI в. против протестантизма.

Иллюстрация к "Истории инквизиции М. де Фереа.

Инквизиция.
Инквизииция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.

С давних времен в каждом государстве мира вместе с территориальной независимостью, составом населения зарождалась правовая система. В общине существовали свои законы, которым все жители должны подчиняться. В противном случае за преступлением всегда следовало наказание. В Средние века в Европе уже активно развивалась судебная практика. Следует отметить, что суд мог вынести приговор, опираясь только на доказательства и неоспоримые факты. А что делать, если стороны процесса не имеют четких улик? На этот вопрос ответила церковь: необходимо обратиться к Богу, он – главный свидетель всего, что происходит на Земле, поэтому только он вправе определить участь обвиняемого. Так появились ордалии или «Суды Божьи» — методы определения виновности или невиновности человека в злодеянии. Преимущественно это были испытания огнем и водой, но в некоторых странах были и другие способы. Рассмотрим некоторые из них:

*Испытания водой. Наиболее распространенный метод, когда подсудимого связывали веревками и бросали в водоем. Если человек тонул, это значит, что он был невиновен и Всевышний забрал его в «лучший мир». В случае спасения человек признавался виновным, потому что вода его не приняла. В дальнейшем беднягу ожидала смертная казнь. Позже этот метод использовался в Испании как инквизиция для «ведьм». Также испытанием водой могла быть задача достать кольцо из кипятка. Тот, кто достал, считался оправданным.

*Испытания огнем. Одна из наиболее частых форм, когда ответчик брал в руку раскаленное докрасна железо и получал ожог. Руку завязывали и открывали через несколько дней. Если на ней не было ран, то подвергнутый испытанию выигрывал дело.

В Европе не всегда прибегали к ордалиям, опасным для жизни и здоровья. Например, подсудимый должен был произнести своеобразную клятву своей невиновности или ее еще называли «очистительной клятвой». Если испытуемый запинался или забывал слова, то считался грешным.

Один из наиболее «достоверных» способов выявления преступника — метод с использованием осла. Животному красили хвост и привязывали в полутемном помещении. Подсудимый должен был зайти и потрогать осла за хвост. Если осел закричит, значит человек виновен. Создатели такого «детектора лжи» рассчитывали, что виновный не будет прикасаться к ослу, чтоб тот не закричал, поэтому руки его будут оставаться чистыми.

Методы «Божьего суда» в то время стали неотъемлемой частью общественной жизни. Благодаря им появились на свет некоторые пословицы и поговорки. А именно: «Правда в огне не горит, в воде не тонет» или «Правду со дна моря выносит». Также эти «проверки на честность» нашли свое отображение во многих рыцарских романах, сказках, легендах, живописи.

В настоящее время психологи многих стран стараются найти научное обоснование этим странным способам выявления истины. Конечно, физиологические особенности у всех людей разные: все по-разному переживают боль, раны заживают не у всех с одинаковой скоростью, да и задержать дыхание под водой каждый может только на определенное время. Однако если учитывать глубокую религиозность людей той эпохи, веру в сверхъестественные силы, тот, кого обвинили в злодеянии, был абсолютно уверен, что его судит сам Господь, невиновный, как правило, не опасался кары с его стороны, а виновный с ужасом ожидал «небесного наказания».

В 1215 году на Четвертом Латеранском соборе (собрание католического духовенства для урегулирования законов церкви) был введен запрет для священнослужителей участвовать в судебных ордалиях. Вместо них папа Иннокентий III легализовал инквизицию для «обнаружения, предотвращения и наказания ересей». Методология создавалась для того, чтобы вернуть «оступившегося с пути истинного» на путь праведный с помощью жестоких пыток и наказаний.

В XXI веке во многих цивилизованных странах церковь отделена от правового аппарата управления. Нам даже тяжело представить, что кого-нибудь из знакомых обвинят в колдовстве или чтении «запрещенных книг», но Средневековье — это эпоха самых невероятных и будоражащих сознание фактов, эра удивительных событий и традиций, отголоски которых мы слышим и по сей день.


Женщина с тремя детьми перед судьей. Испанcкая миниатюра. 1290–1310 годы © J. Paul Getty Museum

Появление инквизиционной процедуры дало человечеству много полезного

Инквизиционная процедура — процесс сбора доказательств вины — была позаимствована из римского права около XII века. До этого суды применяли так называемую обвинительную процедуру, или «божий суд»: обвиняемый мог подержать в руках раскаленный брусок железа или выпить определенное количество холодной воды и не захлебнуться — и тогда все понимали, что Господь уверяет их в его невиновности. С введением инквизиционной процедуры право решать, виновен человек или нет, переходило от Бога к судьям. Главным доказательством вины подсудимого считалось его собственное признание, в том числе полученное под пытками. Но, помимо этого, благодаря инквизиционной процедуре развились многие правовые институты, например адвокаты. Подробности — в первом эпизоде из курса историка-медиевиста Ольги Тогоевой «Признание Синей Бороды».

Первыми инквизиционную процедуру применили церковные суды, столкнувшиеся с огромным ростом популярности разных еретических движений. Сначала обязанность следить за тем, во что верят прихожане, возлагалась на епископов, но они не справлялись, и тогда была создана инквизиция. О ней — во втором эпизоде под названием «„Смертельный ответ“ Жанны д’Арк».

Инквизицию никто не отменял

Прочитав материалы, собранные инквизиторами, можно написать бестселлер

В 1975 году бестселлером стала книга французского историка Ле Руа Ладюри, посвященная не глобальным историческим процессам или тайнам, которые скрывало мировое правительство, а тридцати годам из истории одной маленькой и ничем не выдающейся французской деревни под названием Монтайю. Точнее, деревня оказалась выдающейся, но по совершенной случайности — сохранились записи показаний жителей этой деревни, сделанные инквизитором Жаком Фурнье. Из этих показаний можно очень многое узнать о представлениях, верованиях, желаниях и просто жизни людей из средневековой деревни — которые, кстати, по большей части не умели писать и не представляли никакого интереса для своих ученых современников, если те не были инквизиторами. О том, что выяснил Ладюри, — в материале «Как история одной отдельно взятой деревни произвела фурор».

Средневековый человек — это в первую очередь христианин

Историк Олег Воскобойников рассказывает об особенностях средневекового сознания: почему тогда не принято было заботиться о себе и своем здоровье, подписывать свои произведения, копить деньги и жениться по любви. «Что такое средневековый человек». Кроме того, в материале «5 важных книг о средневековом человеке» можно найти список, который пригодится, если этот сюжет вас заинтересовал.

Вероятно, Синяя Борода не убивал никаких мальчиков

Об этом в 1992 году заявила группа активистов, попытавшаяся доказать, что все показания Жиля де Ре (известного как Синяя Борода) о занятиях черной магией, сношениях с дьяволом и убийствах 150 мальчиков и девочек были получены под пытками. Доказательств, действительно, никаких нет — но с тех пор прошло уже 550 лет, и теперь установить истину сложновато. «Реабилитация Синей Бороды».

Самый известный средневековый заключенный — Франсуа Вийон

В материале к лекции о том, как выглядела средневековая тюрьма, один из самых авторитетных исследователей творчества Вийона, француженка Жаклин Серкильини-Туле, рассказывает о многочисленных противоречиях, которые встречаются в творчестве поэта: он то ли ученый, то ли бандит, то ли еретик, то ли честный христианин, то ли средневековый поэт, то ли человек будущего — и воспевает то ли жизнь, то ли смерть. Об этом — в материале «Тюрьма, агония и гниение в поэзии Франсуа Вийона».

Иисус Христос не только идеальный судья, но и идеальный преступник

В средневековом искусстве Иисус Христос символически изображался не только как идеальный судья, но и как идеальный преступник — например, в сюжете «Ecce homo» («Се человек») или в изображениях Голгофы. Об этом Ольга Тогоева рассказывает в эпизоде «Идеальный преступник».

Существуют правила запоминания по Фоме Аквинскому

Фома Аквинский — один из теологов, разработавших доктрину искупления, которая имела прямое отношение к формированию метафорического понимания фигуры Христа как идеального преступника, — помимо этого, придумал мнемонические правила, объяснил, чем философия отличается от теологии, описал способы борьбы с тиранией, предложил пять доказательств существования Бога. Самое важное, что следует знать об Аквинате, собрано в соответствующем материале.

Изначально индульгенции не снимали грехи и не продавались

Индульгенции появились в XI веке во Франции. Тогда они значили только, что папа или епископ заступается за верующего перед Богом, поэтому ему не требуется покаяние, наложенное Церковью. Основанием для индульгенции считались не деньги, а некоторые дела, как бы заменявшие искупление. Меняться все стало в XII–XIV веках. Подробнее — в «Краткой истории индульгенции».

У Фемиды пол — от греков, весы — от египтян, меч — из Средневековья, а повязка — от Синагоги

Образ Фемиды с мечом, весами и завязанными глазами сформировался в Средние века и вобрал в себя элементы самых разных традиций. Каких — нарисовано в инфографике «Откуда у Фемиды меч, весы и повязка на глазах».

Казнь в Средние века была не просто высшей мерой наказания, но и городским шоу

У средневековых людей было не так много развлечений, поэтому в качестве одного из них они использовали публичные казни. Власти этим пользовались и делали казни зрелищными и символически насыщенными — в назидание. Этому посвящен пятый эпизод курса.

На месте казни ставили поясняющие таблички

Для того чтобы выполнялась назидательная функция казней — то есть чтобы все понимали, за что и как был наказан обвиняемый, — рядом ставились специальные поясняющие таблички. На одну такую табличку можно посмотреть в материале «Наказание в назидание».

Если преступление касалось чести семьи, люди могли совершить самосуд

Об этом свидетельствует, например, известная история кастрации Петра Абеляра, от которого родила ребенка его ученица Элоиза. О разных случаях такого рода рассказывается в эпизоде «Оскопление Абеляра».

Паблик «Страдающее Средневековье» шутит над миниатюрами о зачатии Александра Великого, Страшном суде и Валаамовой ослицей

Кроме того, в курсе можно найти:

— переводы разных неожиданных средневековых текстов, имеющих отношение к судам и наказаниям: признания вора и скотоложца, записанные парижским парламентом в 1389 году; материалы по апелляции человека, признанного колдуном, включающие показания свидетельниц; дебаты судей о приговоре человеку, подделавшему документы; показания мужчины, носившего женское платье и занимавшегося сексом с самыми разными мужчинами и женщинами, а также рассказы о нескольких приговорах, вынесенных в Париже в XIV и XV веках и описание казни еврея, принявшего на смертном одре христианство и чудесным образом спасшегося;

— тест «Какой вы еретик?» — а также квиз, в котором игрокам предлагается угадать животное по его средневековому изображению, и квиз по мотивам курса;

— шпаргалку по истории западного Средневековья — 90 важных событий с картинками и короткими описаниями;

— аудиозапись, на которой Илья Эренбург читает свой перевод одной баллады Франсуа Вийона;

— краткие биографии шести известных людей, ставших жертвами средневекового правосудия (среди них по большей части политические заключенные);

— карту Реймса XVII века — с игорными домами, садами, церквями, тюрьмами, больницами, колодцами, кладбищами и огородами;

— путеводитель по средневековым городским развлечениям;

— практические рекомендации о том, как распознать ведьму;

— список событий, происходивших в разных странах света, когда во Франции оскопляли Абеляра;

— и, наконец, интервью самой Ольги Тогоевой, в котором она рассказывает о своих научных занятиях, о великих российских медиевистах, о ведьмах, пытках и долгом Средневековье.

В Средневековье считалось, что высшим судьёй всегда является Бог. Поэтому любое знамение могло спасти или погубить обвиняемого. Например, девушка сказала, что желает выйти замуж, а порвалась верёвка виселицы для жениха или не нашли лестницы, чтобы повесить. Этот список можно продолжать до бесконечности. Для понимания виновен человек или нет — применялся институт ордалий.

Ордалии — это божий суд (испытание огнём и водой). Односторонняя ордалия могла быть клятвой на Библии в присутствии от 3 до 21 человека. Могла быть пыткой водой: человеку давали пить определённое количество воды, и если он не захлебнулся — то хорошо, либо бросали в воду, и если он захлебнётся — на то Воля Божья. Часто была ордалия калёным железом.

Ордалии могли быть и двусторонними. Тогда назначался поединок и кто побеждал — тот и был прав.

Кроме того, в некоторых странах считали очень важным суд присяжных. Этот инструмент довольно сильно ассоциировался с религиозной тематикой. Присяжных было 12 человек. Они символизировали 11 учеников Христа , а сам председатель и был сыном Божьим. Разумеется, 12-й ученик Христа — Иуда — в эти религиозно-математические расчёты не шёл.

Фигура Христа и изображения страшного суда являются важным элементом самого суда. Часто Христос висел за спинами судей. Он напоминал им, что они лишь исполнители Божьей воли. Другим важным аспектом являлась отсылка к необходимости быть очень аккуратным в принятии решений, чтобы не ошибиться как те судьи, что казнили Христа.

На картине из Эрмитажа можно увидеть символы, которые делают из Христа идеального судью. Это прежде всего лилия, символизирующая милосердие, и меч, который символизирует справедливость. Но кроме этого, на картине изображены орудия Страстей Христовых: собственно распятие , а также гвозди, копье, терновый венец и плеть .

"Эти предметы применительно к фигуре Иисуса Христа не символизируют его как идеального судью. Напротив, они напоминают смотрящему совершенно о другой ипостаси Христа — это Христос как идеальный преступник. Таким образом, с фигурой Господа оказывается связана не только метафора суда как института. Изображение Страшного суда должно напоминать и о том, что коллеги средневековых судей, которые судили Христа, допустили ошибку. Это была первая судебная ошибка в истории христианского судопроизводства — суд над самим Христом, несправедливый приговор и казнь," — Ольга Тогоева.

Донос как начало дела

Изначально инквизиционными действиями должен самостоятельно заниматься сам епископ в своём диоцене (епископстве). Однако борьба с ересью продвигалась неудачно, епискомпы и так были слишком заняты. Поэтому Папа Римский постановил , что инквизиционными делами будут заниматься ордена Доминиканцев и Бенедиктинцев. Именно эта инквизиция и стала той, о которой все знают. в ответ на него в 1215 году проходит IV Латеранский собор , где договариваются создать инквизицию, которая должна помочь в судебном процессе.

Инквизиция

Изначально инквизиционными действиями должен самостоятельно заниматься сам епископ в своём диоцене (епископстве) . Однако борьба с ересью продвигалась неудачно, епископы и так были слишком заняты. Поэтому Папа Римский постановил, что инквизиционными делами будут заниматься ордена Доминиканцев и Бенедиктинцев . Именно эта инквизиция и стала той, о которой все знают.

Но инквизиция не была повсеместной. Епископы и архиепископы часто были против вмешательства в их дела. В эпоху Средних веков наиболее активно инквизиция действовала на юге Франции , на территории современной Италии и Испании . Именно в последней она достигла наибольшего могущества, при великом испанском инквизиторе Томасе Торквемаде . Что касается севера Франции, Великобритании — то там её почти не было. А в Германии люди сожгли самого инквизитора.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: