Как называлось право частной судебной власти сеньора в своих землях

Обновлено: 23.04.2024

Феодальное государство было обществом с четко выраженной вертикальной иерархией. Иерархия эта, впрочем, носила весьма специфический характер. В ее основе лежали вассально-сеньориальные отношения, особый тип общественных отношений, характерный для Средневековья.
Вассально-сеньориальная иерархическая цепочка в своем классическом виде состояла только из двух человек. Сеньор, богатый землевладелец, давал одному из своих подданных земельный надел в пожизненное пользование, а за это требовал верной службы и личной преданности. Подданный (вассал) приносил сеньору клятву верности в момент получения этого надела, называвшегося в разных странах по-разному. В Германии это был лён, феод или бенефиций, во Франции – фьёф, но суть оставалась неизменной. Это земельное владение со всем, что находилось в его границах (леса, водоемы, пастбища и пашни), считалось собственностью сеньора. Вассал не мог ни продать феод, ни передать его по наследству. По смерти вассала или сеньора право собственности на землю переходило обратно к семейству сеньора. Но весь доход, который приносила эта земля, принадлежал вассалу. Он лишь выплачивал сеньору установленную ренту или некоторую часть урожаев.
Сама передача феода обставлялась с большой пышностью. В замке сеньора собирались все его вассалы. В их присутствии сеньор вручал новому вассалу комок земли, ветку дерева и клок сена – это означало, что вассалу вручаются права на владение землями и всем, что произрастает на них. Эта процедура называлась инвеститурой. Принесение клятвы вассальной верности сопровождалось особым обрядом. Вассал становился на одно колено перед сеньором, вкладывал свои руки в его и во всеуслышание объявлял, что становится его человеком и клянется в верности. По этой клятве вассал обязан был на протяжение всего срока своей службы защищать владения сеньора, принимать участие в его совете, платить положенную сумму за пользование феодом и оказывать любую помощь, которой попросит сеньор. Сеньор, со своей стороны, также сохранял верность вассалу, обязался защищать его, оказывать ему покровительство и не чинить обид и ущерба.
За неисполнение вассальных обязательств сеньор мог отобрать у вассала феод. Но и вассал, если сеньор нарушал клятву, имел полное право обороняться с оружием в руках, а также уйти от сеньора, сохранив за собой феод. Споры между сеньором и вассалом разрешал особый совет – ленная курия, в которую входили все вассалы этого сеньора. Ленная курия обладала широкими полномочиями, в том числе и судебными. По мере того, как власть сеньоров ослабевала, а вассалы, наоборот, обретали все большую самостоятельность, ленная курия превращалась в орган, позволяющий вассалам контролировать сеньора и ограничивать его права.
Ленная курия – совет, в который входили сеньор и все его вассалы. Курия решала различные вопросы, регулировавшие взаимоотношения вассалов и сеньора.
Феод был своего рода жалованьем, назначаемым за воинскую службу. Обязательная служба отнимала у вассала от полутора до двух месяцев в году, однако в случае военных действий он обязан был явиться ко двору сеньора в полном вооружении и на коне, а также привести с собой отряд обученных и вооруженных воинов. Впервые раздачу земель королевским воинам в качестве обеспечения их службы провели франкские короли династии Каролингов, которые ввели бенефиции в широкий обиход. Поначалу бенефиции являлись временным даром, не умалявшим богатств короля – единственного, кто во всем государстве обладал правом давать бенефиции. Но со временем все изменилось. Крупные королевские вассалы стремились закрепить за собой феоды на правах наследной собственности, и, как правило, им это удавалось. Одни короли были вынуждены закреплять феоды за своими вассалами в качестве наследных владений, другим приходилось силой оружия отнимать большую часть земель у вошедших в слишком большую силу вассалов.
По мере укрепления новых европейских королевств, высшие королевские вассалы, обладавшие огромными земельными угодьями, получили право раздавать части своих феодов на тех же условиях, на каких феоды были даны им. О продаже земельных владений, конечно, не могло быть и речи: ведь формально земля так и оставалась королевской. Однако право феодалов на раздачу земель невероятно усложнило всю структуру общества.
Королевский вассал, давая кому-то из своих подданных земельный надел в феодальную собственность, сам становился сеньором. Его вассалы приносили клятву верности только ему и никоим образом не подчинялись королю. «Вассал моего вассала – не мой вассал» – таков был основополагающий принцип вассально-сеньориальной иерархии. На практике это означало, что короли теряли контроль над подданными. Король не мог повелевать подданными своих вассалов, поскольку в этом случае его же вассал мог вступиться за своего вассала, исполняя клятву сеньора. Еще больше запутывало отношения между сеньорами и вассалами то, что вассал мог приносить клятву верности не одному господину, а нескольким, причем даже в разных странах.
В целом структура сеньориально-вассальной зависимости состояла из четырех уровней. Главой государства являлся король. Считалось, что ему принадлежит вся земля в королевстве, из которой он и раздает феоды своим подданным. Наряду с феодами, король владел и собственными земельными угодьями – королевским доменом, доходы от которого составляли основу его богатства. В масштабах всего государстве король обладал верховной властью в военных и судебных вопросах. Здесь его слово или слово его представителей было решающим, независимо от того, на чьей земле, например, вершился королевский суд. Король не являлся ничьим вассалом в своем государстве, однако нередко приносил клятву вассальной верности другому королю или императору, а подчас и папе римскому.
Ступенью ниже на иерархической лестнице стояли вассалы короля – герцоги и графы, владевшие обширными областями. В пределах своих феодов графы и герцоги обладали всей полнотой власти. Они, а не королевские слуги, собирали налоги и подати, вершили суд, чеканили монету, организовывали войско. К высшей светской знати были приравнены и духовные правители герцогств, княжеств и областей – архиепископы и епископы. В тех странах, где право назначения епископов принадлежало королю, они всецело подчинялись ему. Там же, где церковь обладала большей самостоятельностью, король лишь подтверждал назначение епископа. Духовную инвеституру – введение епископа в должность – осуществлял папа, вручая посох и кольцо, символы власти. Лишь после этого король проводил светскую инвеституру епископа, передавая ему горсть земли и ветку дерева.

Инвеститура (лат.) – юридический акт передачи феода, должности или сана, закреплявший феодальную зависимость. Церковная инвеститура осуществлялась сперва папой, назначавшим на церковную должность, затем светским правителем (графом или королем), который давал землю и вводил тем самым в сан.
Князья, графы и герцоги имели право передавать часть земель в качестве феодов своим подданным. Эти вассалы вассалов, бароны, получали довольно значительные феоды, в пределах которых устанавливали свои собственные порядки. Барон, в свою очередь, раздавал часть земель рыцарям – низшей категории феодальных землевладельцев.
Строго говоря, «рыцарями» с начала XI века назывались в средневековой Европе почти все знатные люди. Латинский термин “miles” («рыцарь») иногда подменял собой титул “nobilis” («знатный человек»), доставшийся Средневековью в наследство от римской эпохи. Означал он человека дворянского происхождения, получившего необходимую воинскую подготовку, имеющего собственное вооружение (желательно и коня) и прошедшего обряд посвящения в рыцари. Все рыцарство делилось на две категории – кастелянов, владельцев замков, и простых рыцарей. Кастеляны (от короля до герцога, а кое-где до барона) обладали практически неограниченной властью в своих феодах, вплоть до права чеканить свою монету. Единственным ограничителем воли вассала мог выступить его сеньор, но по мере того, как феоды становились наследственными владениями, власть сеньора над вассалом слабела.
Что же касается мелких рыцарей, многие из которых, помимо феода, имели еще и собственный аллод, то их положение на низшей ступеньке иерархической лестницы определялось не только бедностью, но и чисто социальными причинами.
При передаче феода земля переходила от сеньора к вассалу со всем, что на ней было, в том числе и с крестьянами, «прикрепленными» к этой земле. Таким образом, рыцарь не имел не только права, но и возможности обзаводиться собственными вассалами. Среди его подданных оказывались только крепостные вилланы и сервы, «подлые люди», не имевшие ничего общего со знатью. В силу своего незнатного происхождения крестьяне не могли рассчитывать на получение собственного феода. Аллодиальная же собственность практически повсеместно исчезла в Средневековье к XI веку.
По мере того как различие между вилланами и сервами стиралось (вилланы в период становления феодализма были меньше привязаны к земле, чем сервы, находившиеся фактически на положении рабов) и обе категории крестьян переходили в разряд крепостных, их начинали именовать просто «обитателями» -manants.
В своей классической форме феодализм как общество с четко выраженной иерархией и общественными отношениями, основанными на личной верности вассала сеньору, просуществовал не так уж долго. Феодальное общество постоянно тяготело ко все большей раздробленности. Зачастую вассалы приносили клятву верности многим сеньорам одновременно, и наиболее влиятельный из сеньоров мог потребовать от такого вассала принесения клятвы наибольшей верности – тесного оммажа. Это был первый шаг к формированию монархической системы, сменившей феодальную к концу Средневековья практически во всей Европе.
Оммаж – церемония, оформлявшая заключение вассального договора.
Практика передачи феода не во временную, а в наследственную собственность, не раз упоминавшаяся здесь, также разрушала саму основу феодальной верности. Вассал становился фактически неподвластен сеньору, терявшему главный рычаг воздействия. Особенно ярко это проявлялось во взаимоотношениях между королями и их вассалами – герцогами и князьями. Богатые вассалы, зачастую имевшие гораздо больше земель, чем их сеньор, постепенно обособлялись, создавали своего рода «государство в государстве». Такая раздробленность только ослабляла страну, и поэтому почти сразу после окончательного формирования феодального общественного строя в его недрах зародилась тенденция к новому объединению на основе монархического правления. Впрочем, феодализм умер не в один день и даже не за одно столетие. Кое-где в Центральной и Восточной Европе (дольше всего в германских землях) остатки феодальной системы существовали вплоть до XVII – XVIII века.
Ослабление сеньориально-вассальных отношений еще в эпоху раннего Средневековья, в XI – XII веках, было вызвано еще и тем, что мелкие рыцари, следуя примеру богатых соседей, стали строить в своих владениях собственные оборонительные сооружения – деревянные крепости. Особенно широко подобное строительство развернулось в XIII веке. Роль кастелянов в обществе упала: «снизу» их влияние подтачивали мелкие рыцари, «сверху» короли не оставляли попыток забрать значительную часть административной и судебной власти в феодах. Первым шагом от феодальной раздробленности к монархической системе стало возникновение мелких феодальных княжеств, вытеснивших независимые кастелянства. Это было обусловлено не только политическими, но и экономическими причинами.
Кастелян – крупный феодал, обладавший правом на строительство собственного хорошо укрепленного замка и в значительной степени независимый от короля.

Воин, приносивший оммаж, стоял на достаточно высокой ступени социальной лестницы и был в феодальном обществе далеко не единственным «человеком», принадлежавшим другому человеку. Отношения зависимости существовали и в других, более низких, социальных слоях, сложившись там естественным путем гораздо раньше вассалитета и надолго его пережив, — речь идет о зависимости крестьян и о землях сеньора. Ни происхождением этого вида собственности, ни его ролью в средневековой экономике мы заниматься не будем. Нас интересует только очередной тип зависимости и его место в социуме.

Если право управлять и господствовать, возникшее в результате принесения оммажа, должно было коренным образом измениться для того, чтобы со временем оказаться выгодным, то в отношениях хозяина земли и крестьян экономический аспект всегда был первостепенным. С самого начала власть и права хозяина были направлены, если не исключительно, то предпочтительно на обеспечение собственных доходов путем изымания сельскохозяйственных продуктов, и, стало быть, понятие «сеньория» прежде всего означало «земля» — в разговорном французском для нее и не было другого слова, — но земля, населенная людьми, и не просто людьми, а зависимыми и подвластными. Обычно сеньория была разделена на две части, и обе эти части находились в теснейшей взаимозависимости. Одной частью была усадьба, которую историки часто называли также «заповедником» или «заказом», поскольку именно она отходила к прямым наследникам владельца и все доходы с нее шли также сеньору. Другая часть состояла из ленных наделов, больших или маленьких крестьянских хозяйств, группировавшихся вокруг господского двора. Власть сеньора над крестьянским владением: домом, пашней и лугом — выражалась конкретно в том, что при переходе надела в руки наследника хозяин вводил нового ленника во владение и, разумеется, не бесплатно; в том, что при отсутствии наследника сеньор забирал надел себе и даже имел право на законных основаниях конфисковать его; в том, что господин определял повинности и поборы. Повинности состояли в основном из сельскохозяйственных работ на земле сеньора. В самом начале феодального периода, когда сельскохозяйственные работы были особенно тяжелыми, ленники не прибавляли к полученному в результате их трудов продукту ни денег, ни части своего урожая; крестьянские хозяйства служили в первую очередь источником рабочих рук, без которых господские земли были бы обречены на бесплодие.

Само собой разумеется, что сеньории отличались друг от друга по величине. Богатым сеньорам в густо населенных провинциях могла принадлежать земля целой деревни, и не одной. Начиная с IX века, такие крупные владения встречаются все реже, и в дальнейшем по всей Европе за достаточно редким исключением их становится все меньше и меньше. Одна причина этому — наследственные разделы. Другая раздача феодов. Для того чтобы вознаградить своих вассалов, сеньоры были вынуждены дробить свои земли. В конце концов, зачастую получалось так, что из-за раздачи земель, их продажи или вследствие превращения наделов в зависимые, — как это происходило, будет описано позже, — в руках господина оказывались крестьянские хозяйства, разбросанные на достаточно большой территории, так что многие сеньории состояли из множества мелких земельных владений в различных районах, полностью не совпадая ни с одним из них. В XII веке границы земельного владения совпадали с каким-то районом только в случае недавней распашки целины, когда и сеньория, и деревня одновременно возникли на запустелых землях. Таким образом, крестьяне оказывались неизбежно включенными в две различные социальные группы: с одной стороны, были слугами своего сеньора, а с другой — членами своей собственной деревенской общины. Ничего удивительного, что землепашцы, чьи дома стояли рядом и чьи земли граничили, жили между собой чрезвычайно тесно: их объединяли как общие интересы, так и совместно выполняемые повинности на земле сеньора. Пройдет время, и государственная власть будет страдать от этого двойственного положения крестьянства. В краях, где сохранялся патриархальный уклад и крестьяне жили хуторами, состоявшими из одной, двух или трех семей, сеньории были особенно рыхлыми и вязкими по своей структуре.

Стол сеньора

Стол сеньора Что подавали на стол? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам следует выйти в поле и не замыкаться больше в маленьком замке мелкого феодала. Питание в основе своей было одинаково у всей феодальной аристократии, различаясь лишь большей или меньшей

8. Поместье

8. Поместье В феодальной Европе поместье было не только экономической единицей, но и важным социополитическим институтом вообще, поскольку хозяин поместья – сеньор – держал в своих руках как административную, так и судебную власть над населением своих владений. В

Поместье и вотчина

Поместье и вотчина I. Поместное землевладение изменило юридический характер землевладения вотчинного. Перемена эта была произведена распространением на вотчинное землевладение принципа, на котором построено было землевладение поместное. В удельное время, как мы

Поместье и город

Поместье и город V. Поместное землевладение оказало неблагоприятное действие и на другие классы русского общества. Прежде всего оно подорвало развитие русских городов и городской промышленности. В XVI в. встречаем в центральных и северных уездах государства немало

Злосчастное поместье

Злосчастное поместье Рассборо-Хаус – одно из известнейших старинных поместий Ирландии. Его называют «поразительным архитектурным памятником XVIII столетия» и «жемчужиной края», включают во все туристические справочники. Вот только, рассказывая о нем, гиды употребляют

Глава III Домашний очаг и родное поместье

Глава III Домашний очаг и родное поместье Теперь мы сядем на скамьи, И пусть большие золотые кубки Будут в руках моих хозяев… Как предмет изучения, обычаи викингов, на первый взгляд, предстают противоречивыми. Примитивная дикость идет рука об руку с культурой, породившей

ГЛАВА V Случаи, к которым можно применять принципы гражданского права, видоизменяя при этом принципы естественного права

ГЛАВА V Случаи, к которым можно применять принципы гражданского права, видоизменяя при этом принципы естественного права В Афинах был закон, который обязывал сына кормить неимущего отца. Но он делал исключение для детей, рожденных от куртизанки, для детей, целомудрие

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права Закон Вокония воспрещал назначать наследницей жену и даже единственную дочь. Никогда еще не было более несправедливого закона, говорит святой

ГЛАВА VIII О том, что не следует подчинять принципам так называемого канонического права то, что регулируется принципами гражданского права

ГЛАВА VIII О том, что не следует подчинять принципам так называемого канонического права то, что регулируется принципами гражданского права По римскому гражданскому праву человек, похитивший из священного места вещь, принадлежащую частному лицу, подлежал наказанию

ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права

ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права Подобно тому как люди отказались от естественной независимости, чтобы жить под политическими законами, они отказались и от естественной

ГЛАВА XVI О том, что не следует применять постановлений гражданского права к случаям, решение которых зависит от государственного права

ГЛАВА XVI О том, что не следует применять постановлений гражданского права к случаям, решение которых зависит от государственного права Мы сможем глубоко понять все относящиеся к данной теме вопросы, если только не станем смешивать правил, вытекающих из собственности

ГЛАВА XXVII О судебном поединке между одной из сторон и одним из пэров сеньора. Апелляция на неправое решение

ГЛАВА XXVII О судебном поединке между одной из сторон и одним из пэров сеньора. Апелляция на неправое решение Так как решение дела поединком было по природе своей решением окончательным, несовместимым с новым приговором и судебным преследованием, то апелляция в смысле,

ГЛАВА XX О том, что впоследствии называли судом сеньора

ГЛАВА XX О том, что впоследствии называли судом сеньора Кроме композиции, которую проходилось платить родственникам за убийство, убытки и оскорбления, нужно было еще платить известную пошлину, которая в кодексах варваров носит название fredum. Мне придется много говорить о

Глава 2 КРЕСТЬЯНИН БОДО. Жизнь в поместье во времена Карла Великого

Глава 2 КРЕСТЬЯНИН БОДО. Жизнь в поместье во времена Карла Великого Три тонкие вещи, на которых держится весь мир: тонкая струйка молока, текущая из вымени в ведро; тонкий стебелек пшеницы в поле; тонкая нить в руках умелой женщины. Три звука преумножения богатства: мычание

8. Поместье

8. Поместье В феодальной Европе поместье было не только экономической единицей, но и важным социополитическим институтом вообще, поскольку хозяин поместья – сеньор – держал в своих руках как административную, так и судебную власть над населением своих владений. В

1. Земля сеньора

1. Земля сеньора Воин, приносивший оммаж, стоял на достаточно высокой ступени социальной лестницы и был в феодальном обществе далеко не единственным «человеком», принадлежавшим другому человеку. Отношения зависимости существовали и в других, более низких, социальных

Кроме композиции, которую проходилось платить родственникам за убийство, убытки и оскорбления, нужно было еще платить известную пошлину, которая в кодексах варваров носит название fredum. Мне придется много говорить о ней, чтобы дать о ней некоторое понятие, я скажу, что она была вознаграждением за покровительство, оказываемое против права мести. И в настоящее время на шведском языке слово fred означает мир.

У этих буйных народов чинить суд — значило не более как оказывать защиту обидчику против мести со стороны обиженного, чтобы заставить этого последнего принять следуемое ему удовлетворение, таким образом, у германцев в противоположность всем другим народам суд существовал для ограждения преступника со стороны лица, от него пострадавшего.

Законы варваров представляют случаи, когда требование этого fredum было обязательно. В тех же случаях, когда родственники не могли мстить, fredum не взималось. И действительно, где не было мести, там не могло быть и права на покровительство против мести. Так, по закону лангобардов тот, кто случайно убивал свободного человека, уплачивал соответствующую композицию, но не платил fredum: невольное убийство исключало право родственников на мщение. Так, по закону рипуариев, если человек был убит куском дерева или каким-либо предметом, сделанным руками человека, этот предмет или этот кусок дерева рассматривались как виновники смерти, и родственники убитого брали их для своего употребления, но не могли требовать fredum.

Точно так же, если человека убивало животное, тот же закон определял композицию без fredum, потому что родственники убитого не несли обиды.

Наконец, по салическому закону, если совершал проступок ребенок, не достигший двенадцатилетнего возраста, то с него взималась композиция без fredum, так как он не мог еще носить оружия и, следовательно, не отвечал условию, при котором потерпевшая сторона или родственники могли требовать мести.

Виновный платил fredum за свое спокойствие и безопасность, которых он лишился по собственной вине и которые мог вернуть через покровительство закона, но ребенок не лишался безопасности: он не был взрослым человеком и потому не мог быть исключен из человеческого общества.

Fredum было местной пошлиной в пользу судьи данного округа. Но закон рипуариев запрещал ему взыскивать fredum самому, он требовал, чтобы сторона, в пользу которой решено было дело, получила эту пошлину и представила в казну, чтобы мир, как говорит закон, оставался вечным среди рипуариев.

Размер fredum соответствовал значению оказываемого покровительства, так, fredum за покровительство, оказываемое королю, было выше fredumза покровительство, оказываемое графу и другим судьям.

Я уже вижу начатки суда сеньоров. Феоды, как видно из бесчисленного множества памятников, составляли обширные территории. Я уже доказал, что короли не брали ничего с земель, доставшихся по разделу франкам, еще менее притязаний могли они предъявлять на какие-либо сборы с феодов. Те, кто их получил, имели самые широкие права пользования ими и извлекали из них все плоды и все доходы, а так как один из наиболее значительных доходов составляли судебные пошлины (freda), взимаемые по обычаям франков, то и выходило, что тот, кто имел феод, имел также право суда в нем, право это проявлялось в получении композиции в пользу родственников и пошлин в пользу сеньора. Оно было не чем иным, как правом взыскивать законные композиции и требовать законные пошлины.

О том, что феоды действительно пользовались этим правом, свидетельствуют формулы, заключающие в себе закрепление или передачу феода в вечное владение левду или верному, или же предоставление привилегий церквам, владеющим феодами. То же доказывается бесчисленным множеством грамот, в которых судьям или чиновникам короля запрещается въезжать на чужие территории для совершения каких бы то ни было судебных действий и для взыскания каких бы то ни было судебных доходов. Когда королевские судьи уже не могли более ничего взыскивать в каком-либо округе, они в него не въезжали, отправление их обязанностей переходило к тем, под чьей властью оставался этот округ.

Королевским судьям воспрещается обязывать стороны представлять поручительство в том, что они явятся на суд, следовательно, делать это мог тот, кто владел территорией. Посланные короля не могли требовать постоя, оно и понятно, так как на них не лежало более никаких обязанностей.

Итак, суд в старых и новых феодах составлял право, неотделимое от самого феода, право на доход, составлявшее часть самого феода. Во все времена на него так и смотрели, откуда произошло правило, что право суда во Франции есть право вотчинное.

Некоторые полагали, что право суда возникло в результате освобождения королями и сеньорами своих крепостных. Но не одни германские народы и те, которые от них произошли, освободили своих рабов, и в то же время только они одни учредили вотчинный суд. Кроме того, мы видим из формул Маркульфа, что и свободные люди первое время зависели от этих судов. Следовательно, крепостные были подведомственны этим судам, потому что находились на данной территории, но они не могли дать начало феодам, потому что сами были частью феода.

Другие избрали еще более краткий путь: сеньоры насильственно присвоили себе право суда, сказали они,— и этим все было сказано. Но разве одни только народы германского происхождения захватили права государей? История достаточно убедительно доказывает нам, что и другие народы посягали на своих государей, но мы еще не видим, чтобы это служило поводом к возникновению так называемого суда сеньора. Происхождение его следует поэтому искать в обычаях германцев.

Здесь я предлагаю познакомиться с мнением Луазо о том, какими способами сеньоры постепенно развили и захватили в свои руки различные судебные права. Из того, что он говорит, следовало бы заключить, что это был самый хитрый на свете народ, что они крали не так, как грабят воины, но так, как обкрадывают друг друга сельские судьи и прокуроры, можно подумать, что эти воины во всех отдельных провинциях королевства и в столь многих королевствах выработали одну общую систему политики. Луазо заставляет их рассуждать подобно тому, как он сам рассуждает у себя в кабинете.

Повторяю: если суд не был принадлежностью феода, то почему мы видим повсюду, что обязанности, соединенные? с владением феодом, состояли в службе королю или сеньору в их судах и в их войнах?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

«Нуэстра Сеньора де Аточа»

«Нуэстра Сеньора де Аточа» Галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа» входил наряду с еще 27 судами в состав королевского флота Испании, осуществляя ежегодную перевозку грузов драгоценных металлов и ценностей из американских колоний Испании в метрополию в составе конвоев.

Стол сеньора

Стол сеньора Что подавали на стол? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам следует выйти в поле и не замыкаться больше в маленьком замке мелкого феодала. Питание в основе своей было одинаково у всей феодальной аристократии, различаясь лишь большей или меньшей

Костюм богатого сеньора

Костюм богатого сеньора О том, каким был мужской костюм, обычный для королевского двора, мы знаем из описания того же вездесущего Рауля Глабера: «Около 1000 года, когда король Роберт только что женился на королеве Констанции, приехавшей из Аквитании, можно было видеть в

Глава 11 Как восхитительный Криштон сразился с итальянским храбрецом на рапирах и поразил его и как впоследствии сам был убит с помощью обмана

Глава 11 Как восхитительный Криштон сразился с итальянским храбрецом на рапирах и поразил его и как впоследствии сам был убит с помощью обмана Об этом сэр Томас Уркухарт в своем труде «Самоцвет» рассказывает так:«Теперь же я поведу речь о Криштоне, надеясь не обидеть

Глава шестая. ПЕРЕД СУДОМ

Глава шестая. ПЕРЕД СУДОМ Между тем по истечении приблизительно пяти недель вопрос о суде снова всплывает, на этот раз в более практической, чем когда-либо, форме.Во вторник 11 декабря вопрос о суде над королем был поднят самым решительным образом на улицах Парижа в образе

ГЛАВА XXVII О судебном поединке между одной из сторон и одним из пэров сеньора. Апелляция на неправое решение

ГЛАВА XXVII О судебном поединке между одной из сторон и одним из пэров сеньора. Апелляция на неправое решение Так как решение дела поединком было по природе своей решением окончательным, несовместимым с новым приговором и судебным преследованием, то апелляция в смысле,

Глава 21 СПОСОБЕН ЛИ ГЕСС ПРЕДСТАТЬ ПЕРЕД СУДОМ?

Глава 21 СПОСОБЕН ЛИ ГЕСС ПРЕДСТАТЬ ПЕРЕД СУДОМ? 10 октября 1945 года Рудольф Гесс в сопровождении офицера британской армии, сержанта и доктора Эллиса Джонса сел в самолет, который должен был доставить его в Германию. Когда самолет уже готов был взлететь, было решено, что к

5.4. В XVII веке Черным морем называли центральную часть Тихого океана В XVIII веке Чермным морем называли Калифорнийский залив Тихого океана, а весь современный Индийский океан также называли Чермным морем

5.4. В XVII веке Черным морем называли центральную часть Тихого океана В XVIII веке Чермным морем называли Калифорнийский залив Тихого океана, а весь современный Индийский океан также называли Чермным морем На карте 1622–1634 годов, нарисованной картографом Hessel Gerritsz, Тихий Океан

Глава 27. 1934–1938 Революция перед судом трибунала

Глава 27. 1934–1938 Революция перед судом трибунала Убийство Кирова, совершенное 1 декабря 1934 в Ленинграде, вероятнее всего, по указанию Сталина, открывает период террора и репрессий, размах и жестокость которых потрясут до самой глубины все советское общество, наибольшее

ГЛАВА 46. О том, что описание храма Спасителю и слово по случаю тридцатилетия Евсевий впоследствии читал самому Константину

ГЛАВА 46. О том, что описание храма Спасителю и слово по случаю тридцатилетия Евсевий впоследствии читал самому Константину Каков был этот храм Спасителя, какова была спасительная пещера, какова щедрость василевса, доказанная многочисленными его приношениями из золота,

Глава I. ПРАВА СЕНЬОРА И ЕГО ПОМЕСТЬЕ

Глава I. ПРАВА СЕНЬОРА И ЕГО ПОМЕСТЬЕ 1. Земля сеньора Воин, приносивший оммаж, стоял на достаточно высокой ступени социальной лестницы и был в феодальном обществе далеко не единственным «человеком», принадлежавшим другому человеку. Отношения зависимости существовали и

1. Земля сеньора

1. Земля сеньора Воин, приносивший оммаж, стоял на достаточно высокой ступени социальной лестницы и был в феодальном обществе далеко не единственным «человеком», принадлежавшим другому человеку. Отношения зависимости существовали и в других, более низких, социальных

Фео́д (лат. feudum), также фьеф, лен — зе́мли (реже — фиксированный доход или право на получение дохода), пожалованные вассалу сеньором в пользование и распоряжение ими (иногда в наследственное — см. поместье), осуществлялось на условиях несения вассалом военной, административной или придворной службы в пользу сеньора. Этот вид земельного держания практиковался во времена Средневековья в Европе.

Сеньория (фр. Seigneurie) — территориальное образование, широко распространённое в западной Европе в Средние века и в Новое время, в рамках которого функции хозяйственного и юридического управления закрепляются за физическим или юридическим лицом, которое при этом не наделяется непременными правами и обязанностями суверена. Сеньория по своей сути чётко отличается от феода и, наряду с аллодом, является одним из способов осуществления права сеньора.

Вассалите́т (фр. vassalité, от лат. vassus — «слуга») — система иерархических отношений между феодалами.

«Дурные обычаи» (исп. malos usos, позднелат. mali usatici) — название ряда обременительных феодальных повинностей в Испании и Южной Франции, существовавших в XIII—XV вв. Наиболее тяжелую форму «Дурные обычаи» приобрели в Каталонии, где на них основывалась система феодальной власти сеньоров над крестьянами.

Владе́ние — одна из центральных категорий вещного права, различно интерпретировавшаяся в разные периоды и в различных правовых системах государств и стран.

Бенефи́ций (от лат. beneficium — благодеяние) — (1) в Средние века условное срочное пожалование (преимущественно в виде земельного участка) за выполнение военной или административной службы; (2) в католической церкви начиная со Средних веков до Второго Ватиканского собора доходная должность при храме, пожалованная за заслуги перед церковью.

Право опеки (англ. Right of Wardship) — в феодальном праве Западной Европы, одна из разновидностей имущественных прав сюзерена на земельные владения его вассала.

Формарья́ж (фр. formariage, от лат. foris maritagium — вне брака) — в средневековой Франции выкуп, денежная пошлина, которую платили сервы за право вступления в брак с лицами, подвластными другим сеньорам.

Чиншевое право (от чинш) — вид зависимой собственности (лат. dominium utile), при которой владельцу (чиншевику) принадлежало право владения, пользования и распоряжения (отчуждения, обременения сервитутами и залогами, завещания) имением, с согласии верховного обладателя (лат. dominus directus) или без него, а этому последнему — лишь право на определенный постоянный оброк (чинш, Zins, cens) и другие платежи и повинности, установленные законом или обычаем.

Меркет (англ. merchet) — в средневековой Англии и Шотландии плата, уплачиваемая лично зависимым крестьянином (вилланом в Англии, хазбендменом в Шотландии) своему сеньору в случае выхода его дочери замуж.

Фолкленд (или фолькленд; англосакс.: folcland; англ. folkland) — один из видов земельной собственности в англосаксонской Британии. Фолкленд представлял собой земли, остававшиеся в сфере действия обычного права, с которых уплачивалась продуктовая рента и другие повинности королю. В этом отношении фолкленд противостоял бокленду — землям, освобождённым от большинства государственных повинностей по специальной грамоте и переданных англосаксонским феодалам (гезитам, тэнам, церкви).

Фри́гольд (англ. freehold, от free — свободный и hold — владение, держание; позднелат. liberum tenementum) — «свободное владение», наименование различных форм феодального земельного владения или держания в средневековой Англии, наследственного или пожизненного.

Бокленд (англо-сакс.: bocland; англ. bookland) — особый тип землевладения в англосаксонской Британии VII—XI веков, при котором определённая территория передавалась королём представителям знати или церковным организациям на основании специальной грамоты, закрепляющей освобождение земли от государственных повинностей. Бокленд был первым исторически известным типом феодального землевладения в Британии.

Гериот (англ. heriot; др.-англ. here-geatwa) — в средневековых Англии и Шотландии плата лично-зависимого крестьянина своему феодалу при вступлении в наследство после смерти отца, обычно в виде лучшей головы скота.

Пра́во мёртвой руки́ (лат. manus mortua — мёртвая рука), норма феодального права, существовавшая в Средние века в странах Западной и Центральной Европы.

Па́рики (др.-греч. πάροικος — поселенец, пришелец) — категория зависимых наследственных держателей земли феодала-землевладельца, императора или казны в Византии в IX—XV вв. В XIII веке в некоторых районах Византии были закрепощены. Принадлежавшие феодалу парики платили ему натуральную и денежную ренту, несли отработочные повинности. Государственные парики держали государственную землю, несли специфические государственные повинности (поставка продовольствия императорскому двору, обслуживание государственных.

Стратиоты (греч. στρατιώτες) — в Византийской империи так назывались воины, набиравшиеся из свободных крестьян, обязанные служить в ополчении фемы. Во главе фемного войска стоял стратиг, в руках которого находилась вся военная и гражданская власть в фемах. Возникновение стратиотского сословия неразрывно связано с созданием в Византийской империи фемной системы.

Министериа́лы (лат. ministeriales, от лат. ministerium —должность) — в средневековой Европе (главным образом в Германии) представители мелкого рыцарства, владеющие небольшими земельными участками, на основе домениального права. Данные участки не являлись ленами, а министериалы не являлись вассалами своего господина в строгом смысле слова. Право министериалов на земельный участок возникает не на основе несения ими вассальной службы, а на основе занятия ими определенной должности на службе у своего.

О повести Гофмана см. Майорат (повесть)Майорат (от лат. major — старший) — порядок наследования имущества при обычном праве, согласно которому оно целиком переходит к старшему в роду или семье. Позже так стали называться и сами имения, унаследованные согласно такому праву. Этот порядок устанавливается в интересах сохранения целостности семьи или рода; когда минорат начинает способствовать их разложению.

Вели́кая ха́ртия во́льностей (лат. Magna Carta, также Magna Charta Libertatum) — политико-правовой документ, составленный в июне 1215 года на основе требований английской знати к королю Иоанну Безземельному и защищавший ряд юридических прав и привилегий свободного населения средневековой Англии. Состоит из 63 статей, регулировавших вопросы налогов, сборов и феодальных повинностей, судоустройства и судопроизводства, прав английской церкви, городов и купцов, наследственного права и опеки. Ряд статей.

Фидеикомисс (лат. fideicommissum, от fides — вера, доверие, добросовестность и committo — поручаю) — в германском праве завещательное распоряжение, в силу которого какое-нибудь имущество, обычно недвижимое, должно оставаться во владении семьи неотчуждаемым и переходить в определённом порядке наследования. Само это имущество также называли фидеикомисс. Дворянские родовые фидеикомиссы остзейского права соответствовали майоратам в законодательстве Российской империи.

Закладничество (от «идти в заклад») — распространенный во времена Киевской Руси разновидность соглашения о займе между кредитором и заемщиком, где в качестве залога, что должно было обеспечивать долг, фигурировало лицо заемщика. Заемщики, которые на условиях закладничества получали кредит, считались заложниками и на определенный срок становились лично зависимыми от своего кредитора. Условием освобождения от такой зависимости была отработка или возврата заемщиком долга кредитору. Социальный статус.

Ма́нор (англ. manor) — феодальное поместье в средневековых Англии и Шотландии, основная хозяйственная единица экономики и форма организации частной юрисдикции в этих государствах. Манор представлял собой комплекс домениальных земель феодала, общинных угодий и наделов лично-зависимых и свободных крестьян, проживающих во входящей в состав манора деревне. Основой манориального хозяйства были отработочные повинности зависимых категорий крестьян (вилланов, коттариев, хазбендменов) и судебная юрисдикция.

Насле́дование — переход имущества, прав и связанных с ними обязанностей умершего лица (наследодателя) к иным лицам (наследникам).

Баналитет (от фр. banal — принадлежащий сюзерену) — в феодальной Западной Европе монопольное право, по которому сеньор, обладая собственностью на мельницу, печь, виноградный пресс и т. д., мог принудить крестьян использовать его инвентарь. Крестьяне при этом расплачивались частью своего продукта или деньгами. За нарушение баналитета сеньор требовал от крестьянина штраф или конфисковывал его продукты. Баналитет принадлежал к числу наиболее обременительных для крестьян феодальных привилегий. Наиболее.

Сержантерия (англ. serjeanty или sergeanty; от лат. serviens — слуга, служащий) — одна из форм землевладения в средневековой Англии, при которой держатель земли (сержант) был обязан королю (или иному сеньору) исполнением определённой, обычно невоенной, службы. В социальном отношении сержанты занимали промежуточную ступень между свободными крестьянами (фригольдерами) и рыцарями.

Узуфрукт (лат. usus — использование, лат. fructus — доход) — вещное право пользования чужим имуществом с правом присвоения доходов от него, но с условием сохранения его целостности, ценности и хозяйственного назначения. Предметом узуфрукта могут быть вещи, потребление которых возможно без их уничтожения, например, земельные участки, животные и, в классическом римском праве, рабы; денежный капитал не может быть предметом узуфрукта. Устанавливается пожизненно, на определённый срок, или с условием.

Поме́стье — разновидность земельного владения, представлявшегося за воинскую или государственную службу в России в конце XV — начале XVIII веков.

Ве́щное пра́во (лат. jus in rem) — абсолютное субъективное гражданское право, обеспечивающее возможность его обладателю своими непосредственными действиями извлекать полезные свойства из самой индивидуально-определенной вещи (вещи как таковой) в целях удовлетворения своего собственного интереса. Лицо, обладающее вещным правом, осуществляет его самостоятельно, не прибегая для этого к каким-либо определённым действиям, содействию других обязанных лиц. Собственник вещи владеет, пользуется и распоряжается.

Апана́ж (фр. apanage «удел», от позднелат. appano «снабжаю хлебом») — часть наследственных земельных владений или денежное содержание, которые передавались некоронованным членам королевской семьи.

Англосаксонский период — эпоха в истории Великобритании, начавшаяся в V веке с высадки на Британских островах отрядов англов, саксов и ютов и образования англосаксонских государств и завершившаяся в XI веке нормандским завоеванием страны.

Омма́ж (фр. hommage), или гоминиум (лат. homagium или hominium) — в феодальную эпоху одна из церемоний символического характера; присяга, оформлявшая заключение вассального договора в Западной Европе Средних веков; заключавшаяся в том, что будущий вассал, безоружный, опустившись на одно колено (два колена преклоняли только рабы и крепостные) и с непокрытой головой, вкладывал соединённые ладони в руки сюзерена с просьбой принять его в вассалы. Сюзерен поднимал его, и они обменивались поцелуем.

Сокмены (англ. sokeman; др.-англ. sochemanni) — одна из категорий свободного крестьянства в средневековой Англии. Особенностью сокменов было сочетание личной свободы и свободы распоряжения имуществом с определёнными повинностями в пользу местного феодала и судебной юрисдикцией последнего над землями сокменов. Распространение этой категории ограничивалось, в основном, территорией области датского права.

Бальи́ (фр. bailli) — в дореволюционной Франции представитель короля или сеньора, управлявший областью, называемой бальяжем, в которой представлял административную, судебную и военную власть. В Южной Франции подобные же функции выполняли сенешали.

Имущественное право (право собственности) — совокупность правовых норм, закрепляющих присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам.

Квиритская собственность (лат. dominium ex jure Quiritium) — в римском праве древнейший вид собственности («по праву квиритов» — ех iure Quiritium), субъектами которой могли быть римские граждане или те из иностранцев, которым было даровано ius commercii (право торговли).

Англонормандская монархия (англ. Anglo-Norman Monarchy) или ранненормандский период — период в истории Англии, начавшийся после нормандского завоевания в 1066 году. Обычно англонормандский период ограничивают временем правления королей Нормандской династии (Вильгельм I, Вильгельм II и Генрих I), а также царствованием Стефана Блуаского. В политическом плане англонормандский период иногда продолжают до 1215 г., включая в него эпоху Анжуйской империи до принятия Великой хартии вольностей.

Сали́ческая пра́вда (лат. Lex Salica; первоначальная редакция известна как Pactus legis Salicae), или Сали́ческий зако́н, — свод обычного права германского племени салических франков, одна из наиболее ранних и обширных варварских правд. Древнейший текст памятника, записанный на вульгарной латыни, был создан в начале VI века при короле Хлодвиге I и состоял из 65 глав («титулов»), содержавших преимущественно перечисление штрафов за правонарушения и изложение различных процессуальных процедур; ряд правил.

Сенеша́ль или сенешалк (от лат. Senex и древнегерманск. Scalc — старший слуга) — в Западной Европе одна из высших придворных должностей в X—XII веках.

Про́ния (греч. πρόνοια — попечение) — феодальный институт в Византии XI—XV вв. — пожизненное (иногда наследственное) императорское пожалование светскому лицу или монастырю в награду за службу, с правом управления определённой территорией и сбором с неё налогов. Наибольшее развитие получила во второй половине XII в., когда земельные владения давались на условиях несения службы, преимущественно военной. Со временем прония превратилась в наследственное владение. Типологически близка к западноевропейскому.

Экскусси́я (греч. ἐξκουσσεία ← лат. excusatio — «извинение, оправдание; освобождение (от каких-либо повинностей)») — податная привилегия в Византии в X—XV веках.

Цензива (фр. la censive; от cens, чинш) — в средневековой Франции форма наследственного землевладения неблагородных сословий, крестьян.

Коммендация (от лат. commendare — рекомендовать, поручать, вверять) — в Западной Европе раннего Средневековья процедура установления отношений верности между лордом и его воинами. При этом последние получали звания вассалов. Первая зафиксированная документально церемония имела место во Франции в VII в., однако отношения вассалитета существовали и ранее, предшествуя образованию класса дворянства.

Керлы (или кэрлы; англо-сакс.: churl или ceorl) — слой простых свободных земледельцев-крестьян в англосаксонский период истории Британии. Керлы составляли социальную основу англосаксонского общества. Постепенно имущественная дифференциация в среде керлов привела к выделению различных групп зависимого крестьянства и падению значения свободных земледельцев как социальной страты древнеанглийского общества.

Дарение (англ. feoffment, устоявшегося перевода нет) — понятие в средневековом английском праве, означающее отказ и передачу всех прав на земельную недвижимость, от одного человека к другому. В феодальной Англии подобный акт мог распространяться только на «всё то, что находится на земле» (estate in land), но не на саму землю, которая формально считалась собственностью монарха.

Похожие крестьяне, похожие люди — слой феодально-зависимого безземельного крестьянства в Великом княжестве Литовском XV—XVI веков. Отличались от основной массы полностью закрепощённых крестьян (так называемых «непохожих») возможностью ухода с земли феодала на определённых условиях — отсюда название.

Вилла́ны (лат. villanus; англ. villein, serf) — категория феодально-зависимого крестьянства в некоторых странах Западной Европы (Англия, Франция, Германия, Италия) в период средневековья. В Англии под вилланами понималась основная масса феодального-зависимого населения, выполняющего неограниченные отработочные повинности в пользу своего сеньора и подчинённого юрисдикции помещичьего суда.

Дворя́нство — привилегированное сословие, возникшее в феодальном обществе и ставшее государственно-образующей основой этого общества в средние века истории Европы. Понятие частично воспроизводится и в современном не коммунистическом обществе. В широком смысле первым дворянством именуют европейскую феодальную аристократию в целом. В этом смысле можно говорить о «французском дворянстве», «немецком дворянстве» и так далее.

Землевладе́ние — это обладание участком земли юридическим или физическим лицом на определенных основаниях (право собственности, право пользования и так далее).

Тэны (англо-сакс.: þeg(e)n; англ. thegn; лат. tainus, miles) — слой военно-служилой знати в поздний англосаксонский период истории Британии (VIII—середина XI века). За свою службу тэны обеспечивались королём земельными владениями, что превращало тэнов в предшественников рыцарей феодальной Англии.






Средневековьем историки называют времена с V по XV столетия, то есть период от падения Римской империи до открытия Америки. На протяжении многих лет эти времена считались темными, варварскими, невежественными, жестокими и кровавыми. Однако наряду с этим людям известно о романтичности, рыцарских подвигах, трубадурах, строительстве величественных соборов и замков того периода.

Кто такой сеньор

В Средние века общество разделялось на три сословия, каждое из которых обладало важными обязанностями:

  • молящиеся – это духовенство;
  • воюющие – это сеньоры, охраняющие страну;
  • работающие – это крестьяне.

Принадлежность к определенной группе передавалась по наследству. Детям крестьян подобает быть крестьянами, рыцарем может стать только потомок рыцаря, священником – сын аббата.

кто такие сеньоры

Все сословия выполняли свои важные общественные функции. Духовенство заботилось о душах людей, сеньоры охраняли страну, члены крестьянских семей всех кормили. Согласно этой теории, представители каждого из сословий должны неукоснительно выполнять свои обязанности и жить в мире с другими.

Кто такой сеньор? Определение по истории гласит, что это землевладелец, господин, который обладает властью короля на территории собственных земель.

Строение иерархической лестницы феодальных времен

В Средние века большая часть населения была занята сельским хозяйством. В условиях бесконечных войн происходило разделение людей на тех, кто занимался обработкой земли, и тех, у кого лучше получалось владеть оружием. Полные опасностей времена способствовали ускоренному зарождению сословия профессиональных военных, которое постепенно выделилось в отдельный пласт общества.

кто такой сеньор в средние века

Известно, что главным богатством человека в Средние века считались земли. Поместьями награждались подданные за верность королям, получали их в собственность за военные подвиги. Земли, дарованные за службу, называлось «феодами». Тот, кто получал такой надел, становился вассалом дарителя, должен был служить своему сеньору и сражаться за него не менее 40 дней в году. При отсутствии военных действий проводились военные тренировки в замке у сеньора.

Договорная система власти

Средневековый строй называют феодальным. Кто такие сеньоры? Этих людей (королей, герцогов, баронов, рыцарей и даже церковных служителей) можно назвать основными владельцами земель. Они справедливы и щедры к своим вассалам, помогают им, защищают их. Между представителями аристократии существовали своеобразные обязательства, на основе которых была построена система власти в феодальном обществе.

Высшую ступеньку лестницы занимал король. Его называли верховным сюзереном или первым сеньором. Непосредственными вассалами короля считались представители знатных и богатых семей:

  • герцоги и графы;
  • архиепископы и епископы;
  • аббаты.

На следующей ступени находились вассалы вышестоящих представителей – бароны, которым, в свой черед, подчинялись рыцари. Вся эта «лесенка» поддерживалась трудом ремесленников и крестьян, обеспечивающих страну продуктами питания и одеждой.

При внимательном рассмотрении этой иерархической конструкции становится ясно, кто такой сеньор в Средние века – это знатный человек, имеющий в собственности поместья и своих вассалов.

кто такой сеньор история

Взаимозависимость сословий

Жизнь крестьян, составляющих основную массу населения, очень сильно зависела от сеньоров. В их обязанности входила не только работа для своей семьи, но и труд в хозяйстве графа несколько дней в неделю, а также общественные работы по ремонту заборов, мостов и дорог. Они платили медом, яйцами или зерном, фруктами или мясом птицы за возможность жениться, за использование местной мельницы для помола зерна.

Кто такие сеньоры для средневековых крестьян? Эти более сильные «соплеменники», которые в обмен на продукты питания и труд гарантировали землепашцам возможность получения полей в аренду для проживания, выращивания зерна. Господин служил защитой своим крестьянам от военной повинности, от набегов чужаков в нестабильные времена.

На вопрос «кто такой сеньор», история отвечает, что это своего рода покровитель. Чем больше крестьян и земельных наделов было во владениях сеньора, тем он становился могущественнее, богаче, росла его общественная значимость.

 кто такой сеньор определение

Повинности и права нижнего сословия

Некоторые крестьяне были вынуждены отказаться от собственности на земли и свободы. Они соглашались на зависимую жизнь в обмен на уверенность в защите и безопасности. Феодалам выгоднее было получить от работников как можно больше. Однако от голодных и нищих крестьян, которые также являлись подданными своего покровителя, не было никакой пользы. Поэтому в Средние века подати, оброки и поборы ограничивались некоторыми нормами обычая.

Кто такие сеньоры? Это крупные феодалы, которые всегда охотно брали под свою защиту крестьян, забирая у них в ответ на это свободу и имеющуюся землю. Однако ни продать, ни обменять, ни телесно наказывать, ни казнить этих людей они не имели права.

Даже самого зависимого из крестьян нельзя было выгнать с участка земли при уплате им установленных оброков. Отношения знати и землепашцев регулировались не капризами господина, а устоявшимися в обществе обычаями. В случае нарушений своих прав крестьяне обращались в суд и довольно часто выигрывали.

Прямые и почетные владельцы

Земельная территория с усадьбой, замком и местной церковью называется сеньорией. Принцип такого владения был сердцем средневековой экономики. В большинство поместий входили от одной до нескольких деревень с окрестными землями. Кто такой сеньор? Определение следующее: почетный или прямой владелец всей недвижимости в конкретной сеньории.

кто такой сеньор определение по истории

На территории обязательно должен находиться замок - значимый символ и центр управления усадьбой. Такое укрепленное строение являлось своеобразной демонстрацией власти над людьми и данной территорией.

Итак, отвечая на вопрос «кто такие сеньоры», можно сказать, что это крупные феодалы, имеющие в подчинении вассалов, обладающие возможностью вершить правосудие и получающие доходы от своих земель.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: