Как назывались законодательные акты советского государства в 1917 1920 гг

Обновлено: 28.03.2024

Второй Всероссийский съезд Советов, формирование основных принципов права и издание первых декретов как начальные этапы формирования советской нормативной системы. Изучение содержания декрета о суде и деклараций прав народов России и советских трудящихся.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.11.2012
Размер файла 24,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ

на тему: «Становление советского права 1917-1920 гг.»

Новые законодательные акты

Формирование нового права началось с изданием первых декретов II Всероссийского съезда Советов, сформировавших основные его принципы. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (съездом, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий и даже местными советами.

Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование, были брачно-семейные от ношения. В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения, узаконивавшие только гражданскую форму брака, устанавливавшие свободу развода. В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов «Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». В кодексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствии переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей, запрещалось усыновление.

В декабре 1917 г. ВЦИК принял постановление «О страховании на случай безработицы» и декрет «О страховании на случай болезни». Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.

В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ), обобщающий всё предшествующее Советское законодательство о труде. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства. В кодексе закреплялись нормы труда и отдыха, устанавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике -- сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования. КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет.

Сфера нового гражданского права формировалась в ходе процессов национализации, которая охватила как объекты промышленности, транспорта и финансов, так и сферу жилья. ВЦИК в апреле 1918 г. принял декрет «Об отмене наследования», по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей (всё остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения.В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, ставшие первой попыткой обобщения практики судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение в этот период теории «социальных функций права», новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

феврале 1919 г. ВЦИК издал положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию». Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Создаются совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматриваются как отживающие.

Декреты Второго съезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного характера. В них решались не только текущие, но и фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституционного строительства. Заключительным этапом конституционного строительства стала Конституция 1918 г. Конституционная комиссия была создана на заседании ВЦИК 1 апреля этого же года. В её состав вошли представители от партийных фракций и от ряда народных комиссариатов. Председателем комиссии стал Я. Ч. Свердлов.

Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца. В ее ходе развернулась оживленная полемика между представителями различных фракций. Обсуждались следующие вопросы:

- О федеративном устройстве государства. Левые эсеры предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства. Предлагалось предоставлять каждому субъекту федерации самые широкие права по самоопределению своей территории.

- О системе Советов. Левые эсеры предлагали, ликвидировав нижние звенья этой системы (в мелких деревнях и селах), заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные Советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы, лишив их политических функций.

- О Совете Народных Комиссаров. Оппозиция настаивала на преобразовании этого органа и слиянии его с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, мотивируя это идеей о нераздельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было предложение об изъятии у СНК законодательных полномочий и передаче их Съезду и ВЦИК. декрет декларация право народов трудящийся

- О социально-экономических преобразованиях. Радикалы настаивали на тотальной специализации собственности, на максимальном внедрении трудовой повинности и т.п.

10 июля 1918 г. на Пятом съезде Советов была принята первая Советская Конституция и избран новый состав ВЦИК в основном большевистский.

Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было её воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования её структур, поло-основания новую идеологию.

В июне 1918 г. Прошла Первая Всероссийская конференция ЧК, разработавшая общие принципы организации и деятельности ЧК и подготовившая «Положение о местных Ч К. по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности», утвержденное В ЦИК в октябре 1918 г. ВЧК являлась органом СНК, работала в тесном контакте с Наркоматом юстиции и Наркоматом внутренних дел. Местные органы ВЧК образовывались местными Советами на правах их отделов. По вертикали местные ЧК подчинялись ВЧК.

В период гражданской войны для «изоляции враждебных элементов» создавались лагеря принудительных работ ВЧК. Порядок их организации и функционирования был определен в апреле 1919 г. постановлением ВЦИК. Положение об общих местах заключения было принято Наркомюстом в ноябре 1920 г.

Декреты о суде

Декреты о суде -- нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917--1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции.

Необходимость в принятии таких декретов была обусловлена позицией большевиков, в частности, В. И. Ленина, направленной на решительный слом судебных учреждений, существовавших до Октябрьской революции.

Декрет о суде № 1.

Первоначально проект декрета был разработан П. И. Стучкой и М. Ю. Козловским. На заседании СНК РСФСР 16 ноября 1917 года было принято решение о создании комиссии для рассмотрения проекта декрета.

Декрет провозгласил упразднение всех существовавших в России до его принятия судебных учреждений.

Течение всех процессуальных сроков приостанавливалось с 25 октября 1917 года до издания особого декрета об определении порядка движения всех неоконченных к этому числу дел.

Действие института мировых судей приостанавливалось до замены этих судей местными судами, избираемыми «на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно -- районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Допускался кассационный пересмотр решений местных судов по взысканиям, превышающим 100 руб., и по лишению свободы на срок свыше 7 дней. Кассационной инстанцией провозглашались уездные (в Москве и Петрограде -- столичные) съезды местных судей.

Декрет о суде № 2.

В феврале 1918 г. ВЦИК принял Декрет о суде № 2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды, состоявшие из трех постоянных членов и четырех народных заседателей (по гражданским делам) и двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда (по уголовным делам). Заседатели принимали решение не только о факте преступления, как это было в суде присяжных, но и о мере наказания. Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В силу политических обстоятельств (борьба с левыми эсерами, имевшими серьезное влияние в судебной сфере, и недоверие к старым юристам) осенью 1918 г. были ликвидированы окружные суды.

Декрет о суде № 3.

В июле 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3, далее расширявший компетенцию местных судов. Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Создавался в Москве Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов.

Положение о ревтрибуналах (1919 г.)

Положение о ревтрибуналах закрепило несколько отраслевых видов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, транспортные суды, имевшие статус революционных трибуналов.

В марте 1920 г. новое «Положение о ревтрибуналах», принятое ВЦИК, упраздняло специальные следственные комиссии, возложив их функции на органы ВЧК и особые отделы, в состав трибуналов стали входить представители губернской ЧК.

Особенности судебного процесса, характерные для ревтрибуналов, объяснялись условиями гражданской войны. Ускоренное судопроизводство, применение высшей меры наказания, свобода в выборе мер уголовной репрессии, использование в качестве защитников и обвинителей только штатных членов коллегии при Советах, ярко выраженные гениальные критерии при назначении наказаний - все это придавало характер чрезвычайности этим судебным органам. Поэтому при переходе к нэпу (1921--1923 гг.) система ревтрибуналов была существенно реорганизована и большая часть ревтрибуналов упразднена.

Сохранились военные трибуналы высшего звена, военно-Транспортные трибуналы в ряде крупных городов. В качестве органов чрезвычайной юстиции сохранились также особые трудовые сессии народных судов, земельные и арбитражные комиссии, выпадавшие из общей судебной системы. К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные органы репрессии.

С марта 1918 г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им предоставляюсь исключительное право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. Местные ЧК создавались в губерниях и уездах и к июлю 1918 г. существовали повсеместно.

Уголовное право. Инструкция Народного Комиссариата Юстиции

Уже в конце 1917 г. была принята инструкция НКЮ, в которой содержится примерный перечень наказаний и понятие "преступления и его содержания". Впервые сказано о контрреволюционных преступлениях: мятеж, агитация, подготовка и осуществление террористических актов, спекуляция и т.д. Впервые создан перечень наказаний для революционных судов: не содержит смертной казни, нет тюремного заключения, был только штраф, высылка из столицы или страны, объявление врагом народа, общественные работы и т.д. В 1919 г. уже в разгар гражданской войны принимается “Руководящее начало по уголовному праву”. Это был первый источник, в котором содержалось теоретическая часть, которая не имела никакого отношения к уголовному праву. Этот источник основан на принципе революционной целесообразности, которому открыто противопоставлен принцип законности.

Декларация прав народов России

Что же касается деления общества в национальном разрезе, то здесь уже в первые дни советской власти был решительно проведен принцип полного равноправия граждан, ничем не ограничиваемого. 2 ноября 1917 г. была подписана Декларация прав народов России.

Декларамция прав трудямщегося и эксплуатимруемого наромда -- конституционный акт Советской республики, законодательно закрепивший завоевания Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы и задачи социалистического государства.

Проект Декларации был написан Лениным, и 3 (16) января 1918 года её первоначальный проект был принят ВЦИК. Для редактирования Декларации была выбрана комиссия.

5 (18) января 1918 года, на заседании Учредительного собрания, Я. М. Свердлов огласил Декларацию. Правое большинство её не утвердило.

В изменённой редакции

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была принята на III Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов 12 (25) января 1918 года.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 3(16) января 1918 г.

Учредительное собрание постановляет:

1) Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

2) Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик.

1) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется, и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

4) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа в редакции, ратифицированной III Всероссийским съездом советов.

1) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала

2) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.

Органы власти

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Органами власти на местах являлись областные, губернские, и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали: изменения в Конституцию; принятие в состав РСФСР; объявление войны и заключение мира; общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой; устанавливали общегосударственные налоги и повинности и т.д. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Избирательная система, закреплённая Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признаку полу, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Подобные документы

II Всероссийский съезд Советов. Формирование советских органов государственной власти и управления. Формирование нового социалистического права. Создание и развитие советской системы правоохранительных и репрессивных органов. Развитие судебной системы.

шпаргалка [148,8 K], добавлен 14.06.2010

Древнерусское Киевское государство: этапы создания и развития. Характеристика хозяйственной, политической и общественной жизни древних славян. Причины и предпосылки создания советского государства и права. II Всероссийский съезд Советов и его решения.

контрольная работа [41,3 K], добавлен 23.05.2010

Предпосылки возникновения Советского государства и права. Образование на территории российского государства автономных образований. Декреты Советской власти, принятые II Всероссийским съездом Советов. Создание советского государственного механизма.

курсовая работа [51,5 K], добавлен 30.10.2013

Государственная система России в XVI в. Правовое регулирование труда в России до октября 1917 г. Становление советского трудового права. Развитие законодательства о труде после Февральской революции 1917 г. Трудовое право в период военного коммунизма.

курсовая работа [308,1 K], добавлен 24.01.2014

Причины и последствия Октябрьской революции 1917 года. Образование СССР, основные положения Конституции 1918 года. Первые мероприятия советской власти, состав Совета народных комиссаров. Развитие государственного аппарата. Кодификация советского права.

презентация [1,6 M], добавлен 23.02.2014

Всероссийский Центральный исполнительный комитет: его формирование, полномочия, структура. Особые органы управления: полномочия, порядок формирования. Партийные организации как центральное звено в системе государственного управления. Съезд партии РКП (б).

курсовая работа [28,4 K], добавлен 22.04.2010

Условия формирования политической и нормативной системы советского общества. Методология изучения проблем теории государства и права. Развитие представлений о государстве в годы Гражданской войны и начала становления социалистического государства.

До сер. 30-х годов имела место множественность в наименовании законодательных актов – декрет, постановление, резолюция. С принятием Конституции СССР 1936г. было введено единое наименование – «закон». Для документов исполнительной власти сохранены названия «постановление» и «распоряжение». Разновидности актов имеют свои отличительные признаки в структуре и форме, обусловленные во многом их назначением. Основные группы, разновидности актовых материалов характерны для законодательства всех союзных и автономных республик.

Декреты были первыми законодательными актами Советской власти. Первые декреты – конкретная реализация, правовое воплощение программных требований большевистской партии, ряда партийных решений 1917г., требований трудящихся масс, сформулированных в виде многочисленных наказов, резолюций, постановлений, заявлений съездов и собраний рабочих, крестьян и солдат. Проведение декретов в жизнь возлагалось на народные массы, поэтому содержание их должно было быть изложено популярно. Агитационно-пропагандистские функции первых декретов обусловили своеобразие практики их опубликования. Они нередко издавались в виде листовок, прокламаций, специальных брошюр.

Конституция формулирует основные принципы общественного и государственного устройства. Конституции дают наиболее обобщенную, концентрированную информацию об отдельных исторических этапах развития советского общества. Конституция как разновидность советских законодательных актов являются формой не только союзного, Нои республиканского законодательства. Каждая союзная и автономная республика имеет свою Конституцию.

В форме закона рассматриваются прежде всего вопросы, правовое регулирование которых Верховный Совет СССР принимает полностью к своей компетенции и решает их с исчерпывающей полнотой. В качестве примеров можно назвать Закон СССР о всеобщей воинской обязанности (1967), Закон СССР о народном контроле в СССР (1979), Закон СССР об охране и использовании животного мира (1980). Закон является такой формой законодательного акта, которая вводит в действие другие нормативы (соответствующими законами Верховного Совета СССР и Верховных Советов республик утверждаются пятилетние и готовые планы развития народного хозяйства и бюджеты). Законы, касающиеся вопросов развития и изменения Конституции, принято именовать конституционными.

В системе нормативных актов органов Советской власти большую роль играют указы Президиума Верховного Совета СССР, а также Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик. Указы могут касаться вопросов действующего законодательства, вносить в него некоторые изменения и дополнения. Указ не отменяет закона, а лишь приостанавливает его действие. Указы касаются значительного круга вопросов: о назначении и освобождении министров, высшего командования Вооруженных Сил СССР, о ратификации международных договоров и т.д.

Совет Министров СССР, а также союзных и автономных республик издают постановленияи распоряжения на основе и во исполнение законов. Под постановлениями подразумеваются предписания общего характера, которыми регулируются существенные вопросы государственного управления СССР, союзных и автономных республик. Постановления имеют силу до их отмены. Распоряжениями на практике называют менее важные акты как исполнительного, так и распорядительного характера. Распоряжения действуют до их исполнения. Постановления публикуются за подписью Председателя и управляющего делами Совета Министров СССР. Распоряжения печатаются только за одной первой подписью.

Особую группу нормативных актов Советского государства составляют международные договоры. Международный договор – акт, в котором определены права и обязанности сторон в области политических, экономических и других отношений. В мирных договорах обязательным является пункт о прекращении состояния войны, о признании суверенности побежденной страны, намечаются новые границы по договору, рассматриваются вопросы политического и экономического положения. К мирным договорам разрабатывается целая система приложений. Конвенции, являющиеся одной из разновидностей международного договора, регулируют основу взаимоотношений по отдельным вопросам права, экономики и администрирования. В специальных протоколах и соглашениях могут фиксироваться отдельные вопросы, постановления в общей форме в договоре. В международной практике сложилось 3 основные части международных договоров: преамбула, статьи-постановления и заключительные статьи. Преамбула, вступительная часть, содержит указание сторон, задач, целей и лиц, намеченных для подписания договора. Статьи-постановления содержат обязательства сторон или определенные формы взаимоотношений государств. Заключительные статьи посвящены вопросам о сроке действия договора со дня обмена ратификационными грамотами.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 г. в Петрограде победило вооруженное восстание, руководимое Военно-революционным комитетом Петроградского Совета и начатое по решению ЦК РСДРП(б) от 10 октября временное правительство было свергнуто. Казавшаяся невозможной перспектива прихода к власти крайне левых сил, победы курса на социализм и диктатуру пролетариата восторжествовала. В июле 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР: принцип всевластия Советов, задачи установления диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства, наделение основными политическими правами лишь трудящихся, утверждение названия государства — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). Октябрьская социалистическая революция установила в России тип власти, именовавшийся в политической истории страны диктатурой пролетариата. По организационной форме государство в соответствии с идеями В. И. Ленина было объявлено Республикой Советов, то есть органами государственной власти в центре и на местах стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Переход всей полноты власти в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства, в руки Советов закрепил II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов.

Он принял 7 ноября (по старому стилю – 25 октября) 1917 года обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам!», в котором провозгласил программу социальных и демократических преобразований. Декретом от 8 ноября 1917 года «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» съезд образовал для управления страной рабочее и крестьянское правительство, установив одновременно, что контроль за деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежит Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу.

Таким образом, решениями II Всероссийского съезда – и в этом их конституционное значение – были созданы практически все главные звенья государственного руководства страной, которые затем нашли отражение в Конституции РСФСР 1918 года.

Сразу после проведения переворота 24-25 октября 1917 года Большевики принялись принимать новые, советские, законы - назывались они «Декреты». Первые советские декреты интересны для изучения, поскольку они показывают как молодая власть шаг за шагом пыталась сформировать новое государство. Изучим декреты первых 4-х дней власти Советов (26-29 октября).

Это декреты, которые принимались с 26 по 29 октября. Даже из названий видно, что они преследовали 2 цели: формирование структуры власти и получение признания у народа, введением популярных мер, темы которых часто поднимались в обществе. Теперь рассмотрим основные пункты каждого Декрета, чтобы достоверно понимать, что происходило в СССР в первые дни после октябрьской революции.

Мир без аннексии и контрибуции

Первый декрет советской власти это декрет о мире, принятый 26 октября 1917 года. Этот документ часто хвалится историками, но тут нужно понимать ряд нюансов:

  1. Мирный договор советская сторона ни с кем не подписывала.
  2. Это был выход из войны в одностороннем порядке

В декрете говорилось, что советское государство призывает всех к заключению мира без аннексий (захвата чужой территории) и контрибуций (материальные или денежные выплаты). В документе много говорится о демократии, пролетариате, мировой революции и прочем. Но суть - большевики в одностороннем порядке вышли из Первой мировой войны. Идет война, войска на линии фронта и тут одна из сторон просто говорит: «А мы больше не воюем». У немцев был шок. Они со своим «орднунгом» этого понять не могли.

Ленин на плакате с призывом о мире

Декрет советской власти «О мире» практических значений не имел. Советская страна загнала себя этим решением в тиски: она воюет и не воюет одновременно. То есть Ленин предоставил другим странам шикарные возможности для маневра. В итоге, Россия формально оказалась в числе стран победительниц в Первой мировой, а реально потеряла существенную территорию, то есть оказалась в числе проигравших

Армейские революционные комитеты

Декрет предписывал 3 вещи:

  1. Во всех армиях создаются революционные комитеты.
  2. Эти комитеты несут ответственность за ситуацию на фронте.
  3. Главнокомандующие армиями обязаны подчиняться комитету.

Советские историки преподносили это как попытку подчинить армию новому правительству. Но представьте к какому хаосу это привело. Была действующая царская армия, которая ведет боевые сражения, и в которой система управления и субординации выстроена. Приходят Большевики и создают Армейские революционные комитеты, войти в которые могут только солдаты. Этим солдатам обязаны подчиняться генералы. Эти солдаты утверждают или отвергают любые решения армейских штабов. Солдаты могут не отдавать воинское приветствие старшему по званию, имеют право не выполнять приказы. В общем армия разложилась.

Вся земля народу

Если первые декреты советской власти касались военной темы, то 28 октября начали решаться «гражданские» вопросы. Главнейшая проблема любой аграрной страны - земля. Поэтому третий Декрет назывался «О земле». Его основные детали:

  • Вся земля конфискуется в пользу государства. Также конфискуются поместья, усадьбы, церковные и монастырские земли. Все имущество требуется переписать и передать в собственность революционному правительству. Порча любого имущества каралась расстрелом.
  • Конфискации не подлежали земли простых крестьян и казаков.
  • Все земельные вопросы решаются в соответствии с Крестьянским наказом о земле.

Декрет «О земле» также принимал Крестьянский наказ о земле (КНЗ). Суть этого документа: вся земля, природные богатства, хозяйства, скотоводческие и конные заводы, инвентарь и так далее - все передавалось в собственность государству либо общины (что было тем же государством). КНЗ отменял понятие частной собственности на землю и запрещал наемный труд. Вся земля делилась в равных мерах между трудящимися на ней.

Право на землю по Декрету получили все трудоспособные граждане без различий по половому признаку. Земельные наделы периодически требуется делить с увеличением населения. Земля закрепляется за человеком пока тот в состоянии ее обрабатывать. После - земельный участок изымается, а нетрудоспособный человек получает пенсию.

Историческая справка

Собрание по земле в селе 1917 год

Что все это означает? Внешне - все очень красиво: земля народу. По факту принципы деления земли не прописывались. Но куда важнее - земля периодически делилась. Смысла развивать хозяйство не было - в любой момент мог прийти Председатель и попросить отдать кусок земли для «нового» претендента. Поэтому важно четко понять - земельный вопрос большевики не решили. Решать этот вопрос придется в первых пятилетках, загоняя людей в колхозы.

Утверждение СНК (Совета Народных Комиссаров)

Для управления страной создавался СНК. Декрет устанавливал, что этот орган обладает всей полнотой власти и подчиняется только Всероссийскому съезду Советов.

Состав совета народных комиссаров утверждался 28 октября 1917 года:

  • Председатель - Ленин В.И.
  • По делам армии и флота - Дыбенко Ф.М., Антонов А.А., Крыленко Н.В.
  • Народное просвещение - Луначарский А.В.
  • Торговля и промышленность - Ногин В.П.
  • По делам иностранным - Бронштейн Л.Д. (Троцкий)
  • Продовольствие - Теодорович И.А.
  • Юстиция - Ломов Г.И.
  • По делам национальностей - Джугашвили И.В. (Сталин)
  • Почта и телеграф - Глебов Н.П.
  • По делам железнодорожным - временно вакантный пост

Независимость городов в продовольственном деле

Директива «О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле» полностью подорвала остатки предпринимательства и создало социально опасную обстановку в городах. Ниже перечислены основные пункты этого Декрета:

  • Все продовольственные грузы конфискуются в пользу городского самоуправления. Посылки, проезжающие через город, помощь Красного Креста и других организаций - все конфисковывалось.
  • Город вправе устраивать трудовую повинность для учащихся старших классов школы и для студентов.
  • Руководство города имеет право взять под контроль любое предприятие. Представители города могли прийти в любую частную лавку, сказать что теперь она служит интересам города, город начинает набирать штат этой лавки, формировать ценовую политику и так далее. Подчинять города могли себе от лавки до целых промышленных комплексов.
  • Определяется право равного получения пищи всеми жителями городов.
  • Городское самоуправление вправе конфисковать любое помещение под надобности продовольственного дела.

Фактически городское самоуправление получило безграничную власть. Под прикрытием «продовольственного дела» можно было делать все что угодно.

Отмена смертной казни

Декрет «Об отмене смертной казни» был принят 28 октября 1917. Здесь нужно сразу сделать поправку - Советская Россия отменила смертную казнь лишь на фронтах. Сам декрет состоял из двух положений:

  • Смертная казнь на фронтах запрещена.
  • Все солдаты и офицеры, находящиеся под арестом, немедленно освобождаются.

считать это правильным шагом или нет - каждый решает сам. Напомню только, что смертная казнь на фронтах была введена Керенским.

О СМИ

Первые декреты советской власти охватывали все основные сферы жизнедеятельности государства. В Декрете «о печати» отмечалось, что установление контроля, в том числе и в виде закрытия отдельных СМИ, это вынужденная мера после октябрьского переворота в целях борьбы с контрреволюцией. Немедленному закрытию подлежали любые печатные издания, которые:

  • прямо или косвенно призывают к сопротивлению новому Правительству.
  • извращают факты и занимаются клеветой
  • призывают к преступной деятельности

Запрет и закрытие прессы возможно было только после решения СНК.

Другими словами - любое инакомыслие пресекалось. Оставались только советские газеты. Помните, диалог из Собачьего сердца «И не читайте советских газет перед обедом» «Так других же нет» «Вот никаких и не читайте».

Когда мы говорим про первые декреты большевиков и советской власти, то все решения чередовались: политический и социальный характер. Декрет «О восьмичасовом рабочем дне» носил исключительно социальный характер. Фактически это был трудовой кодекс новой страны. Поэтому документ получился обширным. Нет смысла приводить его полностью (в архивах это может сделать каждый), возьмем только основные моменты:

  • Рабочее время ограничено 8 часов в сутки и 48 часов в неделю. То есть 6 дней из 7 были рабочими.
  • Рабочим должно предоставляться время для обеденного перерыва (не больше 1 часа) и выходные в праздничные дни.
  • Наем на работу лиц моложе 14 лет запрещается. При найме на работу лиц моложе 18 лет - продолжительность рабочего дня устанавливается 6 часов.
  • официальные выходные дни: 1 и 6 января, 27 февраля, 25 марта, 1 мая, 15 августа, 14 сентября, 25 и 26 декабря.
  • По решению трудящихся все правила могут быть изменены для каждого предприятия в отдельности.
  • За нарушение закона - до 1 года тюрьмы.

В целом Декрет установил четкие правила для рынка труда, но реально все еще менялось. Этот Декрет был временным решением.

Первые дни после революции

* - статья составлена по материалам Государственного архива России и по фактическим текстам первых Декретов, которые были утверждены большевиками.

Почти весь XX в. наряду с традиционными правовыми системами иностранных государств существовала и развивалась ещё одна правовая семья. Речь идёт о советском социалистическом праве, которое возникло вместе с образованием советского государства в 1917 г., и о социалистическом праве в широком смысле после образования других социалистических стран в послевоенные годы. Такой новый феномен мировой правовой жизни вызвал неодинаковую реакцию – от критики до признания63. Критическая оценка многих принципов и положений социалистического права или признание некоторого его сходства (по структуре, понятиям) с римско-германской правовой системой не помешала видным компаративистам признавать данную систему как реальность, подлежащую сравнительному изучению.

Действительно, советское право формировалось преимущественно как отражение марксистско-ленинской теории о новом типе государства и новом типе права. Отвергались прежние юридические концепции и принципы, критически оценивались зарубежные конституционные и иные правовые акты. И, тем не менее, полного отторжения от иных правовых семей не происходило, ввиду как неизбежного обмена идеями, юридическими конструкциями и опытом, так и использования традиционных правовых принципов. Системы права СССР и других социалистических стран в основном восприняли традиционную отраслевую классификацию, модифицировав её рядом отраслей и подотраслей (колхозного права и др.). Использовались формы и приёмы кодификации, юридической техники.

На разных этапах развития социалистического права обстоятельной разработке были подвергнуты многие институты государственной власти, политического участия, статуса государственных предприятий, хозяйственных договоров.

Напомним, что в первые годы советской власти был реализован курс на отказ от старого права и формирование нового социалистического права. Правовые акты создавались с классовых позиций, причём жёсткое отторжение буржуазного (иностранного) права считалось одним из важнейших критериев. Тем не менее, и в научной литературе, и в правотворчестве влияние последнего, хотя и в скрытой форме, было несомненным. Показательны в этом плане книга М. А. Рейснера «Право. (Наше право. Чужое право. Общее право)»6465, а также выступления и публикации П. И. Стучки. «Внутриправовая логика» неумолимо требовала формирования строгих правовых массивов.

Конституция РСФСР 1918 г. впервые определила общегосударственное законодательство как предмет ведения высших органов власти, особо выделив конституционное начало, судоустройство и судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство. Перечень не был закрытым (ст. 49).

Правом издания законодательных актов обладали Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, а с 1919 г. – Президиум ВЦИК. Издавали правовые акты также центральные органы управления. Правотворческими правами были наделены и местные Советы. На местах в процессе правотворчества местные органы подчас издавали нормативные акты, противоречащие центральным нормативным актам. В выработке нормативных актов в ряде случаев принимали участие общественные организации трудящихся, в частности профсоюзы в создании норм трудового права.

Законодательные акты назывались по-разному: обращения, воззвания, декреты, постановления, декларации. Принципиальных различий между ними не было. Чаще всего они назывались декретами.

Понятие «закон» не было абсолютно совпадающим с понятием «законодательство». Не просматривалось в этот период существенных отличий между законом и ведомственным нормативным актом. Их можно было отличить по органу, который их принял. В то же время такой вид акта, как Основные начала отражал федеративные аспекты законодательства.

К концу 1922 г. в РСФСР было более 4 тысяч опубликованных в Собрании Узаконенней нормативных актов. Что бы сделать эти нормы доступными для их реализации, следовало их систематизировать, ликвидировать пробелы, противоречия. В Республике начинается кодификация норм советского права. Общее руководство кодификационными работами осуществлял СНК. Лишь после утверждения СНК кодексы ставили на обсуждение ВЦИК. Принятие в 1920 гг. Гражданского, Трудового, Земельного кодексов положило начало формированию новой системы законодательства.

В 1920 – 1930 гг. публикуется немало научных работ об отдельных отраслях советского права, не всегда отличаемых от отраслей законодательства. Были изданы книги об основах частного и имущественного права, очерки хозяйственного права, о брачном, семейном и опекунском праве, о земельном праве, о трудовом праве, курс гражданского процесса.

Конституция СССР 1936 г. ввела понятие закона, что повлияло на более чёткую дифференциацию правовых актов. Законы считались утверждёнными, если были они приняты обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством голосов. Законы публиковались на языках союзных республик.

Всесоюзное юридическое совещание 1938 г. одобрило жёсткую классификацию отраслей права, предопределившую в основных чертах отраслевое построение законодательства. Но по-прежнему число собственно законодательных актов было невелико, а понятие отрасли права вбирало всю массу подзаконных актов отраслевого характера.

В послевоенный период и особенно в 1950 – 1960 гг. возобновляется процесс развития законодательства. В теоретическом плане важное значение имели исследования проблем сущности права, природы правоотношений и законности, субъектов гражданского права. Вышли в свет работы, посвящённые административному, жилищному, наследственному, изобретательскому, авторскому праву. Большое внимание уделяется анализу и оценке предмета и системы гражданского, государственного (конституционного) права.

В рассматриваемый период были расширены права (а по сути дела, восстановлены права, отменённые Конституцией СССР 1936 г.) союзных республик в области законодательства и осуществления правосудия. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов». В результате этого устранялась введённая Конституция СССР 1936 г. чрезмерная централизация в области правосудия, гражданского, уголовного и процессуального законодательства. Одновременно это позволило обновить законодательство союзных республик в указанных областях, полнее учесть в нём национальные и бытовые особенности.

С учётом федеративного устройства государства за Союзом ССР было сохранено право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия.

Одновременно разрабатывались вопросы, связанные как с развитием нормативных правовых актов и их классификацией, процедурами принятия и реализации, так и со структурой отраслей и подотраслей законодательства, правовых институтов. Заметен вместе с тем акцент на императивные методы правового регулирования, отражавшие командно-бюрократический стиль управления в государстве. Права субъектов, особенно граждан, хозяйствующих субъектов были жёстко регламентированы.

Для 1970 – 1980 гг. характерно более интенсивное законодательство и развитие теории закона. В обществе все более отчётливо формируется мнение о необходимости обеспечить верховенство права и закона, гарантии прав личности. В известной мере оно получило отражение в Конституции СССР 1977 г. и конституциях союзных и автономных республик. Произошло некоторое размежевание законодательной компетенции Союза ССР и его республик, хотя оно не выходило ещё за рамки жёсткого правового унитаризма.


Фото 6. Обложка последней (1977 г.) советской Конституции России в редакции 1992 г. с Федеративным договором

В апреле 1978 г. принимается последняя советская Конституция РСФСР, претерпевшая до 1993 г. ряд изменений и дополнений. Так, изменился статус высшего органа государственной власти Верховного Совета РСФСР. Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов, состоящий из 1068 депутатов, Верховный Совет РСФСР (ВС РСФСР) стал органом Съезда, в статусе постоянно действующего распорядительного и контрольного органа государственной власти РСФСР, состоящий из двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей. Созывался Верховный Совет Президиумом ВС РСФСР. И Съезд, и ВС РСФСР принимали законы.

Конец 1980 гг. – это период «перестройки» в нашем государстве. Получают признание концепции верховенства закона, правовой самостоятельности предприятий, кооперативов, иных юридических лиц. Обеспечение прав граждан становится лейтмотивом законодательных актов. Начинается период масштабного обновления и развития законодательства, особенно на уровне Союза ССР67. Постепенно данный процесс распространяется и на республики.

Характеризуя ситуацию отношений между государством и обществом сложившуюся на Дальнем Востоке по состоянию на конец 1980 гг., нельзя не согласиться с выводами сделанными авторами издания «История Дальнего Востока России», которые подводя итог трансформации общества и власти на Дальнем Востоке в период «зрелого социализма» в СССР и перестройки делают вывод о том, что особенностью ситуации в дальневосточных краях и областях, осложнявшей диалог между ними, было то, что на местах власть воспринималась населением, прежде всего, как проводник интересов Центра. В краях и областях проявился классический сценарий потери власти органами КПСС и зарождение многопартийности, но со своей спецификой68. На наш взгляд эта тенденция прослеживается и в сегодняшних отношениях российского Центра с дальневосточными субъектами РФ. Показателем в этом отношении стали выборы в органы государственной власти и местного самоуправления в Хабаровском крае в сентябре 2019 г.69

В первые годы последнего десятилетия XX столетия произошёл распад Союза ССР, и это даёт нам основания сделать следующие резюме:

а) советское (и социалистическое) право длительное время считалось классовым, выражающим интересы рабочих и крестьян, трудящихся;

б) право рассматривалось как орудие государственной власти;

в) в праве обеспечивались доминирующие интересы государства, и отсюда приоритетная защита государственной собственности;

г) право граждан до конца 1970 гг. не получало признание как приоритетное;

д) закон не занимал первенствующего положения в правовой системе, где главенствовали партийно-административные решения;

е) не обеспечивалась в полной мере судебная защита прав юридических и физических лиц.

25 декабря 1991 г. Верховным Советом РСФСР был утверждён и вступил в силу Закон РСФСР «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»70. Было установлено новое название государства – Российская Федерация (Россия).

По закону в течение 1992 г. было разрешено использовать название РСФСР в официальных актах и других документах, в текстовом оформлении государственных символов, а также в названиях государственных органов, их печатях, штампах и бланках. Последующие законы стали именоваться законами Российской Федерации (порядок нумерации сохранялся). 21 апреля 1992 г. были внесены соответствующие поправки в Конституцию71. С этого момента РСФСР юридически превратилась в Российскую Федерацию.

Был зафиксирован принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Конституция закрепила право граждан на «любые формы собственности».

Появился институт Президента – высшего должностного лица Российской Федерации и главы исполнительной власти.

Конституция ввела понятие «местное самоуправление».

Были внесены и ряд других правовых новел, направленных на развитие демократических основ.

В начале 1990 гг. в повестке дня вырисовывается вопросы, какими путями будут развиваться правовая система России и правовые системы стран Центральной и Восточной Европы? Вольются ли они в большую семью континентального права, в какой мере будет испытываться в России как многонациональной стране влияние мусульманского права, есть ли условия для формирования общего славянского права, каким будет общее правовое постсоциалистическое пространство?

В научной среде, в сфере политики, в кругах общественности обсуждается несколько вариантов развития постсоциалистической правовой семьи. Вариант первый – «возвращение» традиционных правовых семей и, прежде всего континентального права. Действительно, многие правовые идеи и принципы реально становятся общими и охотно воспринимаются в России, Чехии, Польше и других странах, «копируются» законодательные акты. Но всегда ли удаётся отвлечься от исторических правовых корней, пренебречь правопреемственностью и правовыми взглядами граждан, которые не меняют их коренным образом.

Вариант второй предложен исследователями, которые считают возможным формировать общее российское право с приоритетным влиянием русской правовой идеологии и законотворческих новелл. Культурно-историческая, религиозно-этическая и морально-психологическая общность народов служит фундаментом для этого процесса72. И в нашей отечественной истории, как известно, были разработаны аспекты славянского уклада жизни и мышления, социо-исторических, государственно-правовых институтов. Напомним о книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа»73 и о книге М. Ф. Владимирского-Буданова «Обзор русского права»74, в которых утверждается, что идеи единства славянского права не противоречат правовым различиям.

В самом деле, к такой перспективе побуждают общность правопонимания и источников права, некоторые традиционные коллективистские структуры и формы правового общения, традиции общего юридического языка, построения законодательства, сохранения нормативных текстов. Усиление интеграции славянских народов и государств усиливает данную тенденцию, и она заслуживает дальнейшего изучения.

Вариант третий – постепенное формирование на постсоциалистическом пространстве двух-трёх правовых семей: прибалтийской с тяготением к северной (скандинавской) правовой семье, славянской правовой семьи в сочетании с азиатско-мусульманской правовой семьёй, центрально-европейской с тяготением к романо-германской семье. При сильном взаимовлиянии будет трудно жёстко структурировать разные правовые семьи, но их мировоззренческие истоки и проявления правопреемственности могут быть выражены более или менее отчётливо.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: