Как назывались суда финикийцев

Обновлено: 24.04.2024

Финикия (Канаан) имеет свою особенность, если сравнивать ее с другими восточными государствами, она не считалась цельным государством, а была сформирована из многих городов и стран. В то время одними из крупных городов были Тир, Сидон и Библ. Именно Финикия объединяла такие страны как: Сирия, Ливан и Израиль. Нет точных данных, по которым можно было бы определить точную дату возникновения Финикии. Одно можно сказать, что закончило свое существование данное государство, после разграбления Тира А. Македонским.

Государство, которое не имеет следов зарождения, также оставило мало следов и памятников своего существования. Но, визитной карточкой данного государства является мореплавание. Вокруг Африки смогли проплыть только моряки Финикии, которые были в распоряжении фараона Египта Нехо II. Вероятнее всего, что египетскому правителю нужен был самый краткий путь от Красного моря до Средиземного. Но вот только размер континента оказался гораздо больше, чем он себе представлял. Несмотря на все трудности и незнание географии, через три года моряки сумели пройти вокруг материка и подойти к Нилу. Описывал эту экспедицию в своих писаниях известный греческий деятель Геродот. Он поверил во все, что ему рассказали, кроме одного. Моряки рассказали, что во время плавания, однажды солнце начало двигаться в другую сторону. Но, ведь это и есть доказательство того, что моряки все-таки пересекали экватор.

Но и до службы в Египте, моряки Финикии уже очень давно ходили по морю и океану. Некоторые источники утверждают, что именно финикийцы были службой доставки всех необходимых материалов и продовольствия для постройки пирамид в Египте. Многие сходятся во мнении, что именно финикийские корабли были первыми, кто имел шпангоуты и киль. Финикийцы служили египетскому фараону, и это способствовало развитию флота Египта. Моряки не только занимались доставками грузов, но они еще и передавали свой опыт в строительстве кораблей. Помимо этого, поставлялся лес, предназначенный для строительства кораблей. Кстати следует отметить, что Финикия очутилась на грани катастрофы в экологии, ведь приходилось уничтожать очень много леса.

Долгое время строение судов финикийцев оставалось закрытым. К великой радости историков, археологи нашли на дне два торговых судна в 1999 году. Это позволило более детально изучить строение и характеристики кораблей финикийцев. Суда были предназначены для большого количества грузов, поэтому были достаточно широкими.

Также известно то, что для моряков данного государства не составляло труда выходить в глубокие воды. Ведь моряки Финикии имеют очень древнюю историю, а за долгие годы накапливались огромные знания в мореплавательской сфере. Мало кто в то время имел такие знания, которые помогли бы научиться брать ориентир по Солнцу, а также по звездам.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Появление первых бирем у финикийцев обычно датируют началом VIII века, а у греков – концом VIII в. до н.э. Биремы строились как в палубном, так и в беспалубном вариантах. Бирему можно признать первым кораблем, специально разработанным и построенным для уничтожения морских целей противника. Гребцы биремы практически никогда не были профессиональными воинами (как гоплиты), но являлись вполне профессиональными моряками.


Кроме этого, во время абордажного боя на борту своего корабля, гребцы верхнего ряда могли принять участие в схватке, в то время как гребцы нижнего имели возможность продолжать маневрирование. Несмотря на то, что пентеконтор имел на борту 50 воинов против 12-20, его команда в большинстве случаев не смогла бы использовать свое численное превосходство.

Более высокий борт биремы препятствовал бы абордажному бою, а таранный удар биремы эффективнее по поражающему воздействию в 1,5-3 раза, чем удар пентеконтора. Пока пентеконтор маневрирует с целью зайти биреме в борт, все его гоплиты заняты на веслах, становясь мишенью для 12-20 гоплитов биремы. В Третьей книге Царств есть запись о том, что Царь Соломон сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской.


Потом он послал на этом корабле в Хирам своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми. Они отправились в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону. Эта экспедиция состоялась около 950 гг. до н.э. Подданными корабельщиками могли быть финикийцы. Море они знали. За 500 лет до этого события они уже знали, как построить бирему. Первые военные финикийские суда имели только один этаж гребцов, они назывались монерами. На носу монер не было тарана.

Торговые суда финикийцев были широкими и закругленными, а их военные корабли — длинными и остроносыми. От них требовалась высокая скорость, и эта скорость обеспечивалась прежде всего гребцами. Финикийцы первыми в мире стали конструировать военные корабли — сначала с двумя банками для гребцов и большим прямоугольным парусом, сооруженным на мачте, поставленной в середине. Для повышения скорости финикийские корабли стали оборудоваться вторым ярусом весел.


Первые такие боевые корабли появились около 1500 гг. до н.э. Это был узкий, крепко скроенный корабль, с обшивкой вгладь, мощными штевнями и бархоутами, идущими по периметру судна. Палуба для воинов поднята на стойках в виде платформы. Она закрыта фальшбортом, на который навешивались щиты воинов. Массивные кормовые и носовое вёсла существенно отличали судно от подобных судов того времени. Их наличие позволяло кораблю менять курс на 180 градусов не разворачиваясь. Это значительно увеличивало маневренность.

В бою эти весла прочно скреплялись с корпусом и играли роль таранов. Мачта была съёмная. Два ряда весел позволяют отнести этот корабль к классу бирем. Длина его колебалась от 25 до 35 м, ширина 4 - 5 м. Теперь, когда кораблю требовалось набрать скорость, воины на палубе могли помочь гребцам. Принцип размещения гребцов в два яруса зарекомендовал себя очень хорошо. Под парусом бирема шла очень медленно. Идти навстречу ветру и сильным волнам можно было лишь с помощью весел. В X веке до н.э. к марсовой дозорной площадке на верху мачты добирались по специальному трапу. Первые военные финикийские суда имели только один этаж гребцов, они назывались монерами.


На носу монер не было тарана. А вот таран впервые начали ставить на двухэтажных судах — биремах. Это произошло в ИX-VII вв. до н.э. Идея тарана, безусловно, заимствована у критян. Для того, чтобы вёсла не путались, гребцы должны были работать в строгой координации. Для такой координации использовались флейта, барабан и пение. Весла верхнего яруса крепились в уключинах, нижние — проходили через бортовые люки. Над верхним ярусом гребцов располагалась боевая палуба во всю длину корабля. Снаружи бортов крепили боевые щиты, как позже это делали викинги.


Учитывая, что финикийцы в свое время добирались до Балтики, можно полагать, что викинги идею размещения щитов заимствовали именно у них. Биремы восьмого века до н.э., в отличие от бирем 1500-1000 гг. стали снабжаться новым финикийским изобретением – тараном. И уже в конце восьмого века до н.э. также и у греков появились бирема с тараном. Однако таран использовался не только в бою, он также улучшал устойчивость финикийского корабля против бортовых волн, что было полезно в дальних морских путешествиях вдали от берегов, к которым были склонны финикийцы.


Ничуть не уступая пентеконтору в скорости и маневренности, бирема могла наносить намного более мощные удары. Тараны одноярусных кораблей не могли пробить ее бортов. Два ряда 4-метровых весел биремы легко затормаживали рострум легкого пятидесятивесельника до безопасной скорости. Наконец, высокий борт двухъярусного корабля давал его команде преимущество в абордажном бою. Как и другие корабли Средиземноморья, финикийская бирема несла на форштевне изображение глаза. В те времена глаз был у моряков Средиземноморья универсальным символом.

Несомненно, самыми искусными мореплавателями античности были финикийцы. Именно к ним перешло морское господство, когда в X в. до н. э. Египет стал приходить в упадок. Финикийцы, расширяя свои торговые связи, плавали по Нилу, Тигру, Евфрату, Персидскому заливу, Красному и Средиземному морям.

Они основали множество колоний, среди которых самой могущественной был Карфаген.

Слава о мастерстве финикийских мореходов гремела по всему Древнему миру. Есть даже предположение, что в VII-VI вв. до н. э. им удалось обогнуть африканский континент, пройдя через знаменитые «ревущие широты» - места около южной оконечности Африки, которые даже по сей день считаются небезопасными для мореплавания.

Историки считают, что столь беспрецедентная по тем временам экспедиция была организована по поручению фараона Нехо. Это означает, что сами египтяне не стыдились официально признать мастерство финикийцев. Наличие богатейших корабельных лесов на территории Ливана способствовало тому, что финикийцы были не только первоклассными мореходами, но и первоклассными мастерами древнего судостроения.

О кораблях Финикии мы можем судить по египетским фрескам и ассирийским барельефам VII в. до н. э. У этих кораблей был киль, высоко поднятый нос и обшивка по шпангоутам. Длина его составляла 30 и более метров при ширине 10 м, весла располагались в один ряд, а для управления имелось весло- руль, парус был прямоугольный, закрепляемый верхней кромкой на горизонтальном рее. На вершине мачты устанавливалась площадка для наблюдателя. Форштевень корабля выполнялся в виде головы лошади или осла. Корпус корабля красили в коричневый цвет, а парус, ахтерштевень и площадку наблюдателя - в красный.

Военные суда финикийцев были несколько иными. У них было два яруса весел, расположенных друг над другом. Самая мощная флотилия была у Карфагена. Состояла она преимущественно из больших судов - кинкерен, под охраной которых карфагенские торговые суда совершали плавания по Средиземному морю и выходили в океан, не опасаясь нападения пиратов.

Финикийские корабли VIII-VI ее. до н. э. На верхнем рисунке изображен торговый корабль, на нижнем - военный

Финикийские корабли VIII-VI ее. до н. э. На верхнем рисунке изображен торговый корабль, на нижнем - военный

Пунические войны дали мощный толчок судостроению на Апеннинском полуострове. Основой имперской политики римского государства постепенно становился сильный флот. Военные корабли Рима в основном были триремами и галерами. Галеры, по-другому их называли пентеры, строились по образцу финикийских кинкерен. Как и греческие суда, они были вооружены катапультами и приспособлениями для абордажа. Длина их достигала 70 м при 8 м ширины.
Кроме 300 гребцов судно могло принять на борт еще сотню воинов в полном снаряжении. Для борьбы с пиратами и несения патрульной службы римляне строили легкие быстроходные корабли - либурны - с одним- двумя рядами весел и единственной мачтой.

Внешним видом римские суда напоминали рыб, весла имели форму плавников, корму украшал веер, напоминавший рыбий хвост, а на носу рисовали рыбьи глаза, которые впоследствии стали заменять клюзами - отверстиями, через которые выбрасывают якорь.

Начало расцвета судостроения римлян пришлось на годы царствования императора Калигулы. Корпуса кораблей они делали из пинии (итальянской сосны), подводную часть покрывали слоем шерсти, просмаливали и оковывали свинцовыми листами.
На судах нередко ставили по три мачты и все чаще начинали применять треугольный «латинский» парус, который давал возможность кораблю двигаться против ветра. Активно строили корбиты - суда-зерновозы и понто - парусники для перевозки людей.
Последние суда отличались хорошо продуманным такелажем, благодаря которому экипажу было легче управляться с парусами. До нашего времени сохранились остатки только двух античных римских судов (транспортного и военного). Их подняли со дна осушенного озера Неми неподалеку от Рима.

Оживленная торговля мрамором, который до падения Священной империи в огромных количествах завозился в столицу из средиземноморских держав, заставила римских корабелов сделать следующий шаг вперед. Теперь новые транспортные суда были не только больше своих предтечей, но и обязательно имели по три мачты. Также было увеличено и их парусное оснащение. Можно смело утверждать, что именно древние римляне дали жизнь ставшему привычным для нас силуэту классического парусного судна.

Опыт римских мастеров-корабелов впоследствии охотно переняли византийцы. К VIII в. н. э. на их судах уже вовсю применялся латинский парус, имеющий римско-греческое происхождение. Основу флота Византии составляли дромоны - прообраз судов дау, которые впоследствии строили арабы. Дромоны несли два яруса весел, две мачты и были вооружены катапультами. Также существовали и небольшие корабли - прогулочные панфило и вспомогательные селандии. Византийские военные и торговые суда имели много общего с их римскими предшественниками.

Древнейшая акатия имела одну или две мачты, а также примитивный четырехугольный парус. Она выделялась значительной по тем временам длиной корпуса. Ее сменила маленькая тарида - одномачтовое судно с латинскими парусами и двумя боковыми рулями. Треугольный парус использовали и большие двухмачтовые грузовые усиеры. Также у византийцев были галеи, конструкция и вид которых практически копировали галеру.
Несмотря на то что корабелы Византии были склонны заимствовать чужие технические идеи, их вклад в развитие судостроения невозможно отрицать. Именно они внесли многие интересные новшества в устройство рангоута и бегучего такелажа.
Так, для латинского паруса византийцы первыми начали использовать косой рей, и они же изобрели гафель. Не исключено, что византийские мастера достигли большего, чем им приписывает история, но, к сожалению, подробных описаний византийских судов до нашего времени не сохранилось. Однако в принципе ясно, что корабли Византии были типичными представителями прекрасно развитой культуры средиземноморского кораблестроительства, корни которой следует искать в Древней Греции и Древнем Риме.

Какова бы ни была политическая ситуация на родине, финикийские торговые корабли продолжали появляться во всех концах Средиземного моря и были хорошо известны народам живущим на его берегах. Финикийские мореходы неоднократно упоминаются в Библии. В Книге пророка Иезикиля сам город Тир поэтически сравнивается с богатым торговым кораблём:

« Из Сенирских кипарисов устроили все помосты твои, брали из Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты, из дубов Васанских делали вёсла твои, скамьи твои делали из букового дерева, с оправою из слоновой кости с островов Киттимских, узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагами, голубого и пурпурового цвета ткани с островов Элисы были покрывалом твоим.». Существует библейское свидетельство об организации тирским царём Хирамом и израильским царём Соломоном совместной морской экспедиции в таинственную страну Офир, богатую золотом: «И послал Хирам на корабле рабов своих — моряков, знающих море, с рабами Соломона. И прибыли они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать киккар (ок. 250 т), и доставили царю Соломону».

Событие имело место в X в. до н. э. Позже экспедиции в Офир за драгоценными металлом, камнями и древесиной стали обычной практикой для финикийских моряков. Но современные учёные теряются в догадках, пытаясь определить местонахождение этой загадочной страны. Офир помещали в в Южной Аравии, Эфиопии, Индии, Зимбабве, на Цейлоне и даже на Малаккском полуострове. Достоверно известно лишь, что страна Офир находилась на берегу Индийского океана и путь к ней лежал через Красное море.

В греческой литературе, также как и в древнеиудейской часто встречается колоритная фигура купца-финикийца. Видимо греки, сами народ морской и торговый, далеко уступали финикийским мореходам в смелости и предприимчивости. Геродот записал рассказ о плавании финикийцев вокруг Африки, осуществлённом в VII в. до н.э. по приказу египетского фараона Нехо: «Ливия ( Африка ), кажется, со всех сторон окружена водой, кроме той части, которая граничит с Азией. Первым из тех, кого мы знаем, это доказал Нехо, царь египтян. Оставив рытьё канала из Нила в Аравийский залив, он отправил на кораблях финикиян, приказав проплыть назад через Геракловы Столпы, пока не войдут в Северное ( Средиземное ) море, а через него в Египет. Финикияне двинулись из Эритрейского моря, вошли в Южное море ( Индийский океан)… Так прошло два года, а на третий год, обойдя Геракловы Столпы, финикияне прибыли в Египет. И говорят, по-моему, неправду, а другой кто-нибудь может поверит, что плывя вокруг Ливии, они имели солнце справа.». Именно последняя деталь, вызвавшая недоверие древнего грека, убеждает современного читателя в достоверности рассказа. Двигаясь на запад, путешественники имели солнце справа, на севере. Следовательно, они пересекли экватор и действительно проникли в южное полушарие.

В отличие от предпринятых спустя более, чем два тысячелетия экспедиций Диаса и Васко да Гамы путешествие посланцев Нехо прошло без практических последствий. Средиземноморский торговый путь с Востока на Запад контролировался египтянами и финикийцами. У них не было причин повторять сложный и долгий путь вокруг Африки, и экспедиция имела лишь познавательное значение.

Но самый распространённый образ финикийца – это не романтический путешественник в дальние неизведанные земли, а хитрый, предприимчивый купец. Образ этот порой даже приобретает зловещую окраску. Один из излюбленных сюжетов греческой литературы – рассказ о том, как коварный финикиец заманивает героя на свой корабль, чтобы потом продать его в рабство.

Хотя сама Финикия не была богата полезными ископаемыми, источником наибольших прибылей для её уроженцев стала торговля металлом. Мы уже упоминали об экспедициях за золотом в таинственную страну Офир. Но древних предпринимателей интересовали не только драгоценные металлы. Восточная часть Средиземноморья – Малая Азия и Египет, славится своими медными рудниками. Финикийцы в значительной степени контролировали средиземноморский медный рынок. Одни из первых они освоили и торговлю железом, при чём сами организовывали его добычу. Геродот, посетивший в V в. до н. э. Остров Фасос в Эгейском море видел там заброшенный железный рудник, некогда построенный выходцами из Тира.

В то время как Восток, поставлял золото и медь, с Запада доходили слухи, что где-то там, у самого края мира лежит страна богатая серебром и важнейшим компонентом бронзовых сплавов – оловом. Населена же она дикарями, не знающими всем этим сокровищам истинной цены. Нам неизвестны имена финикийских мореплавателей первыми достигших берегов Южной Испании, но мы знаем, что в 1112 г. до н. э. выходцами из Тира здесь была основана первая финикийская колония – город Гадир, ныне процветающий и известный под именем Кадис. В отличие от финикийских городов на восточном побережье Средиземного моря, Гадир не имел собственных земельных владений. Жители Южной Испании оказались не столь уж дикими. На момент прибытие финикийских мореплавателей здесь уже существовало государство Тартесс ( в финикийском произношении Таршиш).

В связи с необходимостью предпринимать столь далёкие путешествия был сконструирован особый тип корабля, получивший название «таршишский». Если в древних источниках встречается упоминание о таршишских кораблях, это не означает, что корабли непременно должны были совершать плавание именно в Таршиш. Термин «таршишский корабль» означал судно особой конструкции, предназначенное для дальних морских переходов. При этом оно могло направляться не в Южную Испанию, а, к примеру, в Офир.

Древнейшие финикийские корабли, предназначавшиеся для перевозки грузов на сравнительно небольшие расстояния, в пределах восточной части Средиземноморья имели небольшую осадку и единственную вертикальную мачту с четырехугольным парусом. . Парус закреплялся на двух реях; нижняя была подвешена на многочисленных тросах и, когда парус свертывался, поднималась наверх. Изменяя положение паруса по отношению к корпусу судна, можно было маневрировать. Вдоль бортов размещались два ряда вёсел. Такие суда чрезвычайно зависели от морских течений, поэтому путь от устья Нила до мыса Кармел (близ современного г. Хайфа) занимал всего одни сутки, в то время как на обратную дорогу требовалось от восьми до десяти суток. Обшивка судна делалась из досок, щели тщательно конопатились. Характерными особенностями финикийских судов были высоко вздымающиеся над уровнем бортов и палубы нос и корма, и отсутствие палубных надстроек. Все помещения для груза и экипажа размещались под палубным настилом.

В точности не известно как выглядели старейшие «таршишские» корабли, но уже в первой половине первого тысячелетия до н.э. они отличались от первоначального финикийского типа большей округлостью бортов, большей высотой корпуса и, соответственно, большими грузоподъёмностью и остойчивостью. Корпус крепился дополнительными продольными связями в виде балок или канатов, что увеличивало его прочность. Маневренность была усилена за счёт того, что на носу появилась ещё одна, наклонная, мачта, также как и основная, снабжённая четырёхугольным парусом. Кроме того, «таршишский» корабль был неплохо оснащён для морских сражений, так как купцы всегда могли стать жертвой нападения морских пиратов, а быть может, не прочь были выступить в роли последних. На носу корабля под ватерлинией помещался таран, которым в бою проламывали борт вражеского судна. Корма высоко поднималась над палубой и прикрывала ее от обстрела с тыла. Вдоль фальшборта прибивали воинские щиты.

На таких кораблях судах финикийцы пересекали Средиземное моря с востока на запад и обратно. Путь был не близкий и через некоторое время по североафриканскому побережью, вдоль которого они плыли, протянулась ещё одна цепочка портов: Утика, Гипгюн, Хадрумет, Лептис. Наконец, в 825 г. на берегу Тунисского залива был основан Карфаген, город ставший в последствии столицей одной из могущественных средиземноморских империй.


Финикийский флот — флот городов-государств Финикии — Тира, Сидона, Арвада, Библа и Берита.

Финикийцы в древности были известны как народ-мореплаватель: их торговые суда посещали Грецию, Африку, Египет и другие страны.

Финикийцы изобрели продольно-поперечную систему балок обеспечивающую жесткость корпуса и позволяющей увеличить размер корабля, объём трюма, а следовательно, и грузоподъёмность.

Финикийские кормчие ввели деление окружности горизонта на 360°, кроме того, они составили для моряков списки надежных небесных ориентиров.

Кроме торговли и рыболовства (а также добычи улиток-багрянок для производства пурпурной краски), финикийцы занимались основанием колоний, таких как Китион, Гадис, Карфаген, Фивы.

По преданию, именно финикийцы изобрели само мореплавание: некий Усой, как пишет Филон Библский, «взяв дерево и обрубив его ветви, первый осмелился пуститься в море», таким образом, он изобрёл корабль. Финикийцы изобрели квадрирему, гаулос, кумбу, керкуру, и наконец некий Гипп из Тира изобрёл грузовое судно. Делали они и биремы [1] и прочие корабли.

Кроме того, финикийцами была открыта ориентировка по звёздам при мореплавании. Полярную звезду — главный ориентир древних мореплавателей — греки называли «финикийской звездой».

Величайшим достижением финикийских мореплавателей стали:

Из известных финикийских мореходов выделяются Ганнон Мореплаватель и Гимилькон Мореплаватель.

Флот финикийцев использовался во многих войнах, например:

Огромную роль флот играл и в колониях финикийцев: Гадес и Карфаген также были морскими народами, и их флот часто вступал в сражения.

Персональные инструменты
Пространства имён
Варианты
Просмотры
Действия
Поиск
Навигация
Инструменты

Текст страницы доступен по условиям лицензии GNU Free Documentation License. Материалы могут быть скопированы при условии указания активной ссылки на источник копирования в теле статьи (на той же странице). В отдельных случаях могут действовать условия лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike (CC BY-SA 3.0), информацию об этом можно просмотреть на странице обсуждения или в истории правок. В частности, условия лицензии CC BY-SA 3.0 действуют в отношении статей, перенесенных из Википедии (указание на факт переноса всегда есть в истории правок статьи или на ее странице обсуждения).

В текстах упоминаются организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями: «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта» или ИГИЛ, «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы) (другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph) — см. полный список.

Деятельность запрещена по решению суда: Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение „Русские“», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации, Межрегиональное общественное движение «Артподготовка», «Арестантское уголовное единство» (другие наименования — «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.), Общественное движение «Штабы Навального»; Межрегиональное объединение «Мужское государство» — см. полный список.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: