Как назывались государственные служащие которые придумывали новые налоги

Обновлено: 18.04.2024

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

В. Ключевский

Прибыльщики — это особая должность, учреждение, целое финансовое ведомство; обязанность прибыльщика, по указу, «сидеть и чинить государю прибыли», т.е. изо­бретать новые источники государственного дохода. За­мечательно, что они выходили большею частью из хо­лопов: […] среди многочисленной боярской дворни были люди, грамотнее и смышленее своих господ. Дворецкий боярина Шереметева Курбатов, путешествуя со своим барином за границей, узнал об изобретенном там неза­долго до того гербовом налоге; воротясь домой, он в подметном письме в 1699 г. предложил Петру ввести в России «орленую» бумагу, приносившую казне в первое время, по очень преувеличенному известию князя Ку­ракина, до 300 тысяч рублей в год; в 1724 г. гербовый сбор рассчитан всего на 17 тысяч рублей. За это изо­бретение он сделан был чем-то вроде директора депар­тамента торговли и промышленности, а потом архангель­ским вице-губернатором и умер под судом по обвине­нию в казенной растрате. За Курбатовым, родоначаль­ником прибыльщиков, следовали, все из боярских холо­пов, Ершов, бывший московским вице-губернатором, Не­стеров, обер-фискал, как бы сказать, генеральный кон­тролер, самый смелый обличитель вельможных казно­крадов и, наконец, сам уличенный во взятках и за то колесованный, далее Вараксин, Яковлев, Старцов, Акин­шин и много, много других. […]

Прибыльщики хорошо послужили своему государю: новые налоги, как из худого решета, посыпались на го­ловы русских плательщиков. Начиная с 1704 г. один за другим вводились сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный — от клейме­ния хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков — десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кож­ный — с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный — с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, во­допойный, трубный — с печей, привальный и отваль­ный — с плавных судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы», говорит роспись в заключение. Появились на­логи, трудно доступные разумению даже московского плательщика, достаточно расширенному прежними по­рядками обложения, или прямо его возмущавшие. Об­ложению подвергались не одни угодья и промыслы, но и религиозные верования, не только имущество, но и совесть. Раскол терпелся, но оплачивался двойным ок­ладом подати, как едва терпимая роскошь; точно так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек соединял представление об образе и подобии божием. […]

Прибыльщики проявили большую изобретательность. Из перечня придуманных ими налогов, «выданных при­былей», как тогда говорили, видим, что они устроили генеральную облаву на обывателя, особенно на мелкого промышленника, мастерового и рабочего. В погоне за казенной прибылью они доходили до виртуозности, до потери здравого смысла, предлагали сборы с рождений и браков. Брачный налог и был положен на мордву, черемису, татар и других некрещеных инородцев; эти «иноверческие свадьбы» ведала сборами медовая кан­целярия прибыльщика Парамона Старцова, придумав­шего и собиравшего пошлины со всех пчельников. Ди­виться надо, как могли прожектеры и прибыльщики проглядеть налог на похороны. Свадебная пошлина была уже изобретена древнерусской администрацией в виде свадебного убруса и выводной куницы и сама по себе еще понятна; женитьба — все-таки маленькая ро­скошь; но обложить русского человека пошлиной за ре­шимость появиться на свет и позволить ему умирать беспошлинно — финансовая непоследовательность, впрочем исправленная духовенством. Для сбора прибы­лей учреждены были канцелярии рыбная, банная, по­стоялая, медовая и другие, подчиненные главной Ижерской канцелярии под начальством ижерского губерна­тора князя Меншикова. Потому эти сборы назывались «канцелярскими». Они считались мелочными; но иные являются крупными мелочами: так, рыбная канцелярия, по словам князя Куракина, собирала тысяч по 100 в год, медовая — тысяч по 70. Но к концу царствования в системе прибыльщиков, если можно так назвать их налоговые ухищрения, обнаружилось двоякое неудобст­во: ее финансовая маловажность и дурное действие на настроение народа. Оба недостатка отмечены Посошковым. Перечислив некоторые из этих налогов, он с горечью замечает, что этими мелочными базарными сборами казны не наполнить, «а токмо людям трубация (турбация, смущение) великая: мелочной сбор мелок он и есть». Эти сборы усилили налоговое напряжение и раздражение, донимали не только тяжестью некоторых из них, но еще более своею численностью, заходившей за 30, назойливым июльским оводом приставая к пла­тельщику на каждом шагу.

Курс русской истории. Соч. в 8 т. М, 1958. Т. 4. С. 130-133.

Не думаю, что есть такие люди, кто бы радовался как повышению налогов (сборов), так и появлению новых видов этих обязательных платежей.

Ни для кого не секрет, что налогообложение зародилась ещё в рабовладельческую эпоху, а, может быть, и задолго до неё.

Как и любой другой экономический, правовой институт, налогообложение развивалось, совершенствовалось, бывало, что и не совеошенствовалось.

Нет, наверное ни одного, кто с радостью отдаёт свои деньги, заработанные трудом. Хотя все и понимают, что налоги нужны для функционирования здравоохранения, образования и других социальных сфер (хотя кто в это верит?). Большинству очевидно, куда "уходят" наши налоги.

Прочитала недавно научную статью об истории развития налогообложения в России. И что интересно, особое внимание налогам уделял Пётр I. Ну, тут всё ясно: основные статьи расходов государства в этот период были армия и флот. Но денег нужно все больше и больше, задумки у Петра масштабные, размах широкий!

Также были нужны деньги на дополнительные расходы.

Поэтому вводит он должность прибыльщиков. Первым прибыльщиком был А. А. Курбатов. Всего же прибыльщиков было 20 человек. Это были чиновники, которые - цитата:

должны «сидеть и чинить государю прибыли» - придумывать новые виды податей. По их инициативе введены: гербовый сбор, налоги с постоялых домов, с печей, плавных судов и др., введено удвоенное обложение податями староверов.

Приведённая цитата взята из научной статьи: Бочарова О. Н. Институт налогообложения, формирование и развитие // Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки. - 2009. - N 8. - С. 57-58.

При Петре I вводятся и такие чрезвычайные налоги: рекрутские, драгунские.

Кроме введения перечисленных налогов, проводя огосударствление русской православной церкви, Пётр приказал изымать церковные сборы в пользу государства.

По инициативе прибыльщиков были введены и другие, порой немыслимые налоги: хомутейный (налог на клеймение хомутов), пчельный (с владельцев пасек), мельничный и другие. Некоторые из них, носили просто уникальный характер, например: на топоры, дубовые гробы, на бороды.

(О налоге на бороды просится отдельная публикация. Там очень много информации).

Также много информации о замене подворного налогообложения подушной податью. Кратко об этой замене, то можно сказать следующее.

Подворная система обложения не обеспечивала ни надлежащего учета плательщиков, ни сбора достаточного количества средств на государственные нужды.

Да и количество дворов по переписи 1710 года снизилось по сравнению с 1678 годом на 20%.

А деньги-то нужны! Поэтому 26 ноября 1718 года по указу Петра I была проведенена реформа, по которой в 1722 году устанавливалась подушная система обложения. Согласно реформе единицей налогообложения стала ревизская (мужская) душа. То есть, налог платился не с одного двора (считай, с одной семьи), а с каждого мужика в семье.

Подушная подать стала основной формой налогообложения России и заменила множество прямых налогов.

При этом суммы подушной подати были различными и зависели от принадлежности мужчин к тому или иному сословию.

Скрин статьи: Репин И. А. Историческое развитие налоговых отношений в России в XVIII. веке // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2012. - N 20. - С. 190.

Скрин статьи: Репин И. А. Историческое развитие налоговых отношений в России в XVIII. веке // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2012. - N 20. - С. 190.

Для взимания подушной подати была проведена ревизия - перепись податного населения для определения количественного и качественного состава плательщиков.

Ревизия (перепись) началась за 4 года до установления подушной системы, в 1718 году, и продлилась до 1724 года. То есть, перепись проходила 6 лет. Результаты фиксировались в специальных книгах (ревизских сказках). И только после окончания переписи населения в 1724 году начала собираться подушная подать.

По сути, подготовка к взиманию подушной подати длилась 6 лет, что довольно большой срок даже для осмысливания такого новшества населением.

Как народ воспринял это нововведение? Об этом тоже планирую отдельную публикацию. Надо изучить литературу.

Но то, что новые сборы в наше время придумывают, несомненно (навоз, домашние животные. ).

Другое дело, что Петр I реформами налогообложения старался не просто накопить денежное богатство в стране, а создать мощное конкурентоспособное государство. Так, по крайней мере, считает Р. К. Гайнутдинов (Гайнутдинов Р.К. Государственно-правовая идеология в области экономики в эпоху Петра I // История государства и права. - 2009. - № 20. - С. 17).

Привет мой дорогой инвестор! Я немножко закопался в ремонте квартиры и давно не публиковал материалы, но вчера я прочитал интереснейшую историю которой сегодня и хочу поделится. В этой статье не будет прогнозов, рекомендаций, обзоров и.т.д. Только экскурс в историю.

Иисус и налоги

Как появились налоги? Кто их придумал? И как мы с вами, своими руками, загнали себя же, в "сегодняшний день"

Первые упоминания о налогах присутствуют еще в библии. В одной из ее глав описывается, как к апостолу Петру подошли мытари с вопросом, будет ли Иисус платить налог. Христос, узнав от своего ученика, что с него требуют налог, сказал: «Цари земные собирают налоги с чужих, ибо свои свободны».

Современному человеку сложно осознать смысл сказанного, но тут все очень просто, посыл был в том, что налог в древности приравнивался к рабству. Ведь только рабы своим трудом платили хозяину постоянно . Все остальные платили добровольно и только в определенных случаях.

Но и это не является первым появлением налогов в мире, ведь как мы знаем Иисус предположительно жил во время существования Римской империи, а там уже были налоги.

Точная дата появления налогов.

Как появились налоги? Кто их придумал? И как мы с вами, своими руками, загнали себя же, в "сегодняшний день"

К сожалению не известна. Эксперты предполагают, что первые налоги появились с первыми государствами, но это поверхностное суждение как по мне.

Есть и эксперты и историки, которые почти пол жизни посвятили поиску ответа на этот вопрос. Как считают эти люди налог изначально выглядел следующим образом: Собиралось некое формирование людей с общий целью и интересами, они "скидывались" для достижения общей цели.

Мне эта идея достаточно близка к слову, но лично я бы приравнял это к инвестированию. Например несколько купцов скидываются для достижения одной общей цели. Хотя с другой стороны если скидывается жители целой территории это уже добровольный налог. Вообщем я считаю что начиналось все точно с инвестирования, я ж инвестор =), а вы решайте для себя сами.

Как выглядели налоги раньше? И как мы докатились до сегодняшнего бардака

Как появились налоги? Кто их придумал? И как мы с вами, своими руками, загнали себя же, в "сегодняшний день"

Налоги древнего мира носили исключительно добровольный характер , как минимум в начале своей истории. С появлением первых признаков государственности появилось некое действие под названием добровольно-принудительный налог.

Что это означает - с появлением первых королей, вождей, баронов и.т.д. простые люди были почти обязаны, в случае какого-либо события, например свадьбы принцессы или войны вносить свою лепту, кто то шел служить, кто то давал продовольствие для армии, кто то оружие, кто то деньги, кто то еще что то. Это было очень почетно, а потому почти обязательно. Человека который не финансировал войну своего короля могли заклеймить чуть ли не предателем.

В великой хартии вольности например было записано, что ни один налог не может быть введен без согласия населения региона, с которого этот налог планировалось взимать.

У народа было право решать самостоятельно за что они будут платить, а за что нет! Да, конечно, все что было записано в ней, было нарушено чуть медленнее чем сразу. Но люди которые писали ее даже в те темные и далекие времена понимали, что налоги это зло! И что кормить всех за свой счет это очень глупо. А мы к сожалению сегодня этого не понимаем. Но об этом дальше.

И как бы вы не удивлялись, но такая налоговая система существовала до первой мировой войны, хотя и далеко не везде!

Первые обязательные налоги

Как появились налоги? Кто их придумал? И как мы с вами, своими руками, загнали себя же, в "сегодняшний день"

Как нам известно, первая полноценная налоговая система была создана не где то там, а в величайшем государстве древнего мира! Римской империи.

Древний Рим вводил налоговые сборы только во время войны, но время шло, а аппетиты государства только росли, нужно было кормить бесконечную армию чиновников без которого оно не могло бы существовать, а еще были дворцы, школы, наука и.т.д., но об этом дальше.

Добывать деньги старыми методами т.е. войной для таких государств как Римская империя было уже не эффективно. Если брать за пример ту же Римскую империю, которая на пике своего могущества владел половиной мира и налоги были его основным способом дохода , для того что бы кормить весь свой аппарат чиновников и поддерживать порядок в провинциях.

Малообразованные люди стали считать это нормой и уже не помнили, что было в начале.

Как мы докатились до "сегодня".

Как появились налоги? Кто их придумал? И как мы с вами, своими руками, загнали себя же, в "сегодняшний день"

Подводя итог могу вам сказать только одно, это мы с вами и наши предки дали возможность гос. аппарату обложить нас всем обилием нынешних налогов. Мы платим за дороги, к качеству которых есть серьезные претензии, платим налог на имущество которое государство не только не помогло нам приобрести, но и активно постарается отобрать если мы решим не платить. и ведь отберут.

А лучшая часть всего этого состоит в том, что мы платим невидимые налоги! (Прочтите книгу Богатый Папа, Бедный Папа) Бред? А я вам скажу пенсия - которой не хватит на оплату коммуналки или которую мы попросту не увидим, куда она денется если я умру в 64?,

13% НДФЛ - я работал, я трудился, не на государство, но я должен ему заплатить. Заплатить за то, что оно якобы меня защищает и создает блага для моего существования и я не буду спорить, в этом есть плюсы. Вот только минусов значительно больше, кто бы что не говорил.

Ну а вы решайте для себя сами, как лучше.

Платить за всех, вот наш выбор сегодня.

Хотелось бы еще отдельно от темы отметить, что если бы мы стали платить только за то, что считаем необходимым у нас были бы нормальные дороги, нормальная медицина. И конечно же чиновников раз в 20 меньше. Но к великому сожалению к этому мы уже никогда не придем, менталитет у людей в нашей стране был слишком деформирован налоговой системой и если налоги будут не обязательны мы не станем платить ни за что, даже за то что необходимо. Но мечтать об утопии, когда каждый действительно дает деньги на то, что считает необходимым, как говорится не вредно.

Поставьте лайк если вам понравилась статья и подписывайтесь на канал ! Там уже есть много интересного и будет еще больше.

Как появились налоги? Кто их придумал? И как мы с вами, своими руками, загнали себя же, в "сегодняшний день"

В обиходе бюджетниками называют всех, включая госслужащих, а ведь между ними есть большая разница. Путаница возникает из-за того, что обе категории получают зарплату от государства. А государственный «кошелек», из которого происходят выплаты, называется не иначе как бюджет. Вот всех «бюджетниками» и именуют.

Гослужащие

Госслужащие — это те, кто работает в государственных органах федерального уровня или субъекта. Зарплата им выплачивается из бюджета. Если государственный служащий федерального уровня, то из госбюджета, в противном случае — из бюджета субъекта.

Госслужащие бывают военные и гражданские. Если с военнослужащими все понятно, то с гражданскими госслужащими несколько сложнее. По закону к ним относятся:

  • налоговики;
  • прокуроры и судьи;
  • полицейские;
  • депутаты.

У представителей этой категории сложная система рангов и чинов. У военнослужащих — военные чины, у остальных — классные гражданские чины. Можно сказать, что на них строится вся государственная служба. Назначаются они по итогам аттестации, и их нужно регулярно подтверждать. От чина зависит должность, которую может занять госслужащий и, как следствие, зарплата и льготы.

Ограничения для госслужащих

Они не могут вести бизнес, покупать ценные бумаги и получать подарки за оказание услуг. Но могут заниматься творческой деятельностью, например писать книги или картины и продавать их за деньги.

Для контроля ввели обязательные отчеты — ежегодные декларации, в которых отражаются доходы и крупные приобретения. Если зарплата у чиновника 30 000 рублей в месяц, а он приобрел автомобиль за два миллиона, то это насторожит проверяющих и станет основанием для более тщательной проверки.

С 2017 года чиновники должны вести отчет не только в материальной сфере, но и официально извещать об открытых на их имя аккаунтах в социальных сетях и даже чатах.

Бюджетники

Доктора в больницах и поликлиниках, учителя начальных и общеобразовательных школ, воспитатели детских садов — это все бюджетники. Но не только «элитные» профессии обеспечивают функционирование школ и больниц.

Везде нужно убираться, чистить дворы от снега, что-то чинить. В школах, поликлиниках и прочих "присутственных" местах тоже. Занимаются этим люди рабочих специальностей. Но так как зарплату они получают из бюджета, то и они относятся к бюджетникам.

А еще есть методисты, библиотекари и секретари.

Актуальный пример — персонал МФЦ. Они вроде бы оказывают государственные услуги, но госслужащими не являются. Это бюджетники.

Ограничения и бонусы для бюджетников

У них нет рангов и классных чинов. Но за долгий и качественный труд могут быть присвоены звания типа «Заслуженный учитель». С годами повышается и «категория». Все это отражается на доходах — зарплата растет.

Работают представители этой категории в рамках Трудового кодекса. Дополнительно для них разрабатывают профессиональные стандарты и утверждают этические нормы. За их нарушение — увольнение.

Особых льгот для бюджетников законом не предусмотрено. Разве что пенсия у некоторых из них не по старости, а по стажу. Но зато и ограничения не такие жесткие. Например, ему никто не запретит купить ценные бумаги и получать дополнительный доход.

2. Государственный чиновник, главной задачей которого было изыскание дохода для государства назывался:
а) фискал
б) прибыльщик +
в) бурмистр

3. Какое новшество в жизни крестьян появилось при Петре I:
а) уплата крестьянами оброка помещику
б) работа крестьян на барщине
в) запрет крестьянам уходить на заработки без паспорта +

4. Указ о единонаследии был принят в:
а) 1714 г. +
б) 1708 г.
в) 1704 г.

5. Термин, связанный с городской жизнью, появился при Петре I:
а) слобода
б) суконная сотня
в) магистрат +

6. На польский манер, так называли в XVIII в. российское дворянство:
а) шляхство
б) шляхетство +
в) шляхтичи

7. Какой запрет был установлен Петром I для дворян, не получивших образования:
а) наследовать отцу
б) иметь герб
в) жениться +

8. В годы правления Петра I увеличилось массовое бегство крестьян как форма протеста. Почему:
а) увеличилось число налогов и обязанностей крестьян +
б) крестьяне были недовольны внешней политикой Петра I
в) крестьяне стремились участвовать в освоении Сибири

10. Государственные чиновники-прибыльщики:
а) подсчитывали прибыль владельцев мануфактур
б) придумывали новые виды налогов +
в) работали за крестьян, которые не могли трудиться

11. Как назывались документы, которые были введены при правление Петра I для контроля за крепостными крестьянами:
а) паспорта +
б) перечни
в) удостоверения

12. Особенность российских городов начала XVIII в. по сравнению с городами Европы состояла в том, что:
а) российские города юридически не входили в состав государства
б) российские города были военно-административными центрами +
в) российские города не подчинялись церковным правилам

13. Что осложняло работу городского магистрата в начале XVIII в., почему служба магистратов имела слабые возможности для развития города:
а) у магистратов не было гарантированных законом источников доходов +
б) магистраты должны были действовать строго по образцу городских структур Западной Европы
в) магистраты были полностью самостоятельны, не контролировались государством

14. Регламент «Главного магистрата», разделявший жителей города на «регулярных» граждан и «подлых» был издан в:
а) 1709 г.
б) 1703 г.
в) 1721 г. +

15. Какой принцип прохождения службы вводила Табель о рангах:
а) выслуги лет +
б) родовитости
в) близости к государю

16. Служебные обязанности дворян в годы правления Петра I:
а) дворяне служили семь лет, потом получали пенсию от государства
б) дворяне были обязаны служить либо в армии, либо на государственной службе +
в) дворяне освобождались от всех видов службы

17. Значение Указа о единонаследии 1714 г. заключалось в том, что:
а) дворянин был обязан отдать всё своё имущество по наследству государству
б) дворянин назначал единственного наследника, который был обязан идти на государственную службу
в) дворянин мог передать наследство только одному из возможных наследников +

18. Пётр I разрешил владельцам заводов и мануфактур покупать крестьян потому, что:
а) для развития сельского хозяйства страны
б) в стране не хватало свободных рабочих рук +
в) крестьяне обращались к царю с просьбой работать на мануфактурах

19. Система формирования армии из крестьян, сложившаяся в годы правления Петра I:
а) ополчение
б) служба по контракту
в) рекрутские наборы +

20. Как изменилась система налогообложения крестьян в годы правления Петра I:
а) налоги и сборы остались прежними
б) число налогов и сборов увеличилось +
в) число налогов и сборов сократилось

21. В начале XVIII в. российские города не получили настоящего самоуправления потому, что:
а) горожане оставались в подчинении у провинциальных и городовых начальников-воевод +
б) в городах вообще не было выборных должностей
в) города стремились к полному подчинению государству и церкви

22. В категорию «подлых» граждан согласно «Регламенту Главного магистрата» входили:
а) люди без строгих моральных принципов
б) горожане, которые нанимались на «чёрные работы» +
в) крестьяне, переехавшие в город

23. Пётр I учредил в российских городах магистраты в:
а) 1703 г.
б) 1710 г.
в) 1720 г. +

24. Документ, позволявший сделать карьеру и достичь дворянского звания людям низших сословий, назывался:
а) Соборное уложение
б) Табель о рангах +
в) Судебник

25. Это положение в статусе дворян, которое появилось в годы правления Петра I:
а) дворяне должны были отработать год в монастырях
б) дворяне отдавали часть поместий и вотчин в пользу крестьян
в) дворяне обязаны были учиться +

26. Какова была продолжительность службы дворян в начале XVIII в.:
а) дворяне служили 25 лет
б) служба была пожизненной +
в) дворяне служили два года

27. Сколько всего было Азовских походов:
а) 2 +
б) 3
в) 4

28. Какая слобода оказала влияние на Петра:
а) Английская
б) Голландская
в) Немецкая +

29. Причина “Стрелецкого бунта”:
а) недовольство стрельцов результатам Азовских походов +
б) мобилизация полков, для участия в Северной войне
в) преобразование стрелецких полков на западноевропейский манер Лефорт

30. Какой войны не было при правлении Петра:
а) со Швецией
б) с Францией +
в) с Крымом

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: