Как назывались античные суда

Обновлено: 26.04.2024

Военные корабли строили уже в 15 ст. до н. э. в Финикии, Египте и Вавилоне с целью защиты страны от пиратов и походов на территории соседних государств. Как торговые, так и военные суда со временем совершенствовались, увеличивалась их маневренность и боевые возможности, размеры и водоизмещение. Основная двигающая сила греческих судов была гребной, ведь они управлялись мускульной силой рабов, которые сидели на веслах.

Парус хоть и устанавливали на военных судах, но поднимали лишь при попутном ветре. Конструкции древнегреческих кораблей были заимствованы от финикийцев. Максимальное внимание кораблестроители уделяли судам для осуществления военных действий на море, поэтому они должны были быть выносливыми и маневренными.

Интересно, что средиземноморские мастера до начала 5 столетия строительство корабля начинали с обшивки, а уже потом переходили к внутреннему устройству. Корпус древние греки обтягивали звериной кожей, причем обшивка была различной толщины: около киля и на высоте палубы была толще.

Пояса скрепляли парными швами, а к корпусу их прикрепляли при помощи деревянных штырей или бронзовых гвоздей. Позднее при строительстве военных и торговых древнегреческих кораблей стали применять деревянную обшивку из бука. Чтобы защитить палубу от захлестывания волн, изготовляли фальшборт из холста, в нижней части корабля до ватерлинии обшивку делали из свинцовых листов.

Затем корпус красили и покрывали жиром. Все деревянные части делали из различных пород древесины, исходя из прочности и выполняемых функций. Шпангоуты делали из прочной акации, рангоуты (приспособления для паруса) — из сосны. Паруса вешали либо прямоугольной формы, либо трапециевидной. Вначале применяли только прямые рейковые, которые могли словить только попутный ветер.

Кроме того, боевые корабли плавали в прибрежных водах и чаще использовали гребную силу. Также имелся и малый парус — артемон, висящий на наклонной мачте на носу судна. Перед началом боя парус обязательно сворачивали, чтобы не мешал, а мачты убирали. Самые простые по форме греческие униремы или монеры (греч. Μονερις), по сведениям Гомера, составляли основу флота греков при осаде города Троя.

Древняя унирема — военный древнегреческий корабль с одной парой весел, вернее, одним ярусом, когда гребцы сидят в ряд. Водоизмещение такого беспалубного судна было до 50 т, оснащение состояло из 12 пар весел, на каждом сидело по 2 гребца. Прямоугольный парус использовали только при попутном направлении ветра.

Строили первые монеры для разведки, которую могло проводить только быстрое судно, способное развивать большую скорость и маневренность. Военная мощь для нее изначально не применялась. Постепенно кораблестроители начали увеличивать размеры униремы, добавив к ней и боевой таран, в качестве которого использовали гигантское металлическое копье длиной до 10 м.

Он располагался в подводной части судна и являлся основным оружием. По заключению исследователей, унирема считается самым маневренным и мобильным гребным судном в античную эпоху. Такие корабли использовались в Финикии, Карфагене, Древней Греции и Древнем Риме, а также на протяжении последующих войн в Средиземном море.

Также существовали некоторые разновидности монер: актуарий и либурна, небольшие маневренные судна, используемые для связи и разведывательных операций, доставки легких грузов. Отличие конструкции заключалось в том, что гребцы сидели на 2-3 балконах, что помогало грести независимо друг от друга. Борта были высокие, имелся и таран, но не боевой, а декоративный.


По данным археологов, эпоха кораблестроения берет свой отсчет 5 тыс. лет назад, когда древние люди начали осваивать моря и океаны. Древнеримские и древнегреческие корабли были самыми известными, ведь обе державы располагались в самом благоприятном регионе по климату и вели активную торговлю с соседними странами, для чего максимально выгодными были морские пути.

Эпоха зарождения кораблестроения

Военные корабли строили уже в 15 ст. до н. э. в Финикии, Египте и Вавилоне с целью защиты страны от пиратов и походов на территории соседних государств. Как торговые, так и военные суда со временем совершенствовались, увеличивалась их маневренность и боевые возможности, размеры и водоизмещение.

Основная двигающая сила греческих судов была гребной, ведь они управлялись мускульной силой рабов, которые сидели на веслах. Парус хоть и устанавливали на военных судах, но поднимали лишь при попутном ветре.

Конструкции древнегреческих кораблей были заимствованы от финикийцев. Максимальное внимание кораблестроители уделяли судам для осуществления военных действий на море, поэтому они должны были быть выносливыми и маневренными. Интересно, что средиземноморские мастера до начала 5 столетия строительство корабля начинали с обшивки, а уже потом переходили к внутреннему устройству.

Рисунок с кораблями

Разновидности и материалы

Древнегреческие корабли строили двух видов:

  • торговые — более широкие и неуклюжие, но способные перевозить тяжелые и объемные грузы;
  • военные — легкие и маневренные, оснащенные гребцами с веслами и парусом, впереди каждого имелся таран для атаки на вражеские корабли во время боя.

Корпус древние греки обтягивали звериной кожей, причем обшивка была различной толщины: около киля и на высоте палубы была толще. Пояса скрепляли парными швами, а к корпусу их прикрепляли при помощи деревянных штырей или бронзовых гвоздей. Позднее при строительстве военных и торговых древнегреческих кораблей стали применять деревянную обшивку из бука. Чтобы защитить палубу от захлестывания волн, изготовляли фальшборт из холста, в нижней части корабля до ватерлинии обшивку делали из свинцовых листов. Затем корпус красили и покрывали жиром.

Все деревянные части делали из различных пород древесины, исходя из прочности и выполняемых функций. Шпангоуты делали из прочной акации, рангоуты (приспособления для паруса) — из сосны.

Паруса вешали либо прямоугольной формы, либо трапециевидной. Вначале применяли только прямые рейковые, которые могли словить только попутный ветер. Кроме того, боевые корабли плавали в прибрежных водах и чаще использовали гребную силу. Также имелся и малый парус — артемон, висящий на наклонной мачте на носу судна. Перед началом боя парус обязательно сворачивали, чтобы не мешал, а мачты убирали.

Боевоей корабль с воинами

Древнегреческие корабли: известные названия

В движение суда приводились веслами, которыми работали сидящие по обеим сторонам бортов гребцы. Их набирали из числа рабов или за оплату на период проведения военных действий.

В зависимости от количества весел, существует 2 типа древнегреческих кораблей:

  • триаконтор — имеет 30 гребцов и весел;
  • пентеконтор — 50-весельный корабль (по 25 с каждой стороны), чаще беспалубный.

Со временем на пентеконторах стали надстраивать палубу, которая служила защитой от солнца и метательных вражеских снарядов. Однако на узком пространстве было невозможно разместить много воинов, поэтому для их перевозки строили более широкие, но медленные суда, на которых можно было перевезти не только людей, но и лошадей, боевые колесницы и припасы.

Скорость таких судов составляла около 17 км/ч. Эффективность при гребле была невысокой, поэтому для увеличения скорости движения корабли делали узкими и длинными: ширина пентеконтора составляла всего 4 м при длине 32 м. Гребцы могли сидеть только в один ряд на расстоянии 1 м от соседа, из-за чего увеличение общей силы и скорости корабля было пропорционально его длине.

Однако древние технологии не позволяли создавать суда длиной более 40 м. Чтобы увеличить скорость, стали строить корабли с двумя, тремя и более рядами весел.

В соответствии с количеством рядов гребцов названия древнегреческих кораблей подразделялись на: униремы, биремы, триремы, квадроремы и т. д., которые можно назвать также «полиремами» (многоярусными).

Судно аргонавтов

Унирема

Самые простые по форме греческие униремы или монеры (греч. Μονερις), по сведениям Гомера, составляли основу флота греков при осаде города Троя. Древняя унирема — военный древнегреческий корабль с одной парой весел, вернее, одним ярусом, когда гребцы сидят в ряд. Водоизмещение такого беспалубного судна было до 50 т, оснащение состояло из 12 пар весел, на каждом сидело по 2 гребца. Прямоугольный парус использовали только при попутном направлении ветра.

Строили первые монеры для разведки, которую могло проводить только быстрое судно, способное развивать большую скорость и маневренность. Военная мощь для нее изначально не применялась.

Постепенно кораблестроители начали увеличивать размеры униремы, добавив к ней и боевой таран, в качестве которого использовали гигантское металлическое копье длиной до 10 м. Он располагался в подводной части судна и являлся основным оружием.

По заключению исследователей, унирема считается самым маневренным и мобильным гребным судном в античную эпоху. Такие корабли использовались в Финикии, Карфагене, Древней Греции и Древнем Риме, а также на протяжении последующих войн в Средиземном море.

Корабль Греции

Также существовали некоторые разновидности монер: актуарий и либурна, небольшие маневренные судна, используемые для связи и разведывательных операций, доставки легких грузов. Отличие конструкции заключалось в том, что гребцы сидели на 2-3 балконах, что помогало грести независимо друг от друга. Борта были высокие, имелся и таран, но не боевой, а декоративный.

Греческая бирема

Диеры или биремы — гребные древнегреческие военные корабли, которые начали строить еще финикийцы в 9-7 ст. до н. э. для плавания в Средиземном море. Отличаются они двойными ярусами весел и широко распространились в Египте, Греции и Финикии. При одинаковой длине корпуса дополнительный ряд гребцов, сидящих как бы в 2 этажа, обеспечивал большую скорость и мощность. Для того чтобы сделать бирему более устойчивой, площадку с гребцами (кринолин) стали опускать ниже, на уровень корпуса.

Главное оружие военного корабля греков — таран, который изготавливали из металла, чаще всего бронзы. Он располагался в носовой выступающей части судна и во время боя должен был пробивать вражеские корабли. Таран в форме трезубца или головы кабана прикрепляли к килевому брусу.

Парусное вооружение использовали только при попутном ветре. Корма судна (акростоль) была декоративной и специально загнутой, по форме она напоминала хвост скорпиона.

Греческая бирема

При необходимости, некоторые типы кораблей оснащали дополнительным рядом весел и тогда они уже назывались триерами. Управление осуществлялось при помощи 2-х больших рулевых весел, размещенных на корме. Гребных весел было 25 пар.

Трирема или триера

Родиной древнегреческих триер (греч. Τριήρεις) ученые называют Коринф, где позднее были созданы и бронированные военные корабли греков — катафракты. Водоизмещение таких судов достигало 230 т, длина — 45 м, количество членов экипажа — до 200 чел.

Древнегреческий корабль триера имел уже 3 яруса весел, для последнего дополнительно прорезали отверстия в борту судна, которые при необходимости закрывали специальными шторками. Длина весел была одинакова и составляла 4,5 м. Наиболее сильные гребцы «траниты» сидели в верхнем ряду, их работа щедро оплачивалась, потому они относили себя к привилегированным. Для них на верхней палубе устанавливали узкую платформу, где они сидели по краю.

Бой греков на триремах

В среднем ряду сидели зигиты, а в нижнем — таламиты, ритм гребцам задавал сидящий на корме флейтист — треопорес. Все они подчинялись своему начальнику — гортатору, а кораблем командовал триерарх. Общее количество весел на таком военном корабле могло доходить до 170. Однако все 3 ряда были задействованы только во время боевых действий.

Экипаж триеры также увеличивался: во время боя он составлял около 200 человек, среди которых были не только гребцы-рабы и воины, но и матросы, которые могли управлять парусом. Длина судна была 40 м, ширина 6 м. Боевая палуба выполнялась сплошной, а внизу ее располагался трюм. Командир имел собственную рубку на корме.

Устройство гребцов на триере

Количество мачт и парусов на таком корабле также увеличилось. Подводный таран служил продолжением киля и доходил до 3 м, был оснащен железным наконечником для разрушения борта судна неприятеля. Дополнительно над тараном ставили балку из металла, при помощи которой ломались вражеские весла при столкновении судов.

Биремы и триремы несколько веков оставались самыми популярными военными древнегреческими кораблями. По историческим данным, в 482 г. до н. э. боевой флот в Афинах с населением в 250 тыс. чел. состоял из почти 200 триер. В мирное время их использовали и для перевозки транспорта, людей и лошадей.

Полиремы и пентеры

В зависимости от того, как назывались древнегреческие корабли (униремы, биремы, триремы и т. д.), можно судить о том, сколько рядов гребцов на них располагалось. По историческим данным, греки пошли в развитии кораблестроения дальше и построили военный корабль в Сиракузах, который имел 5 рядов весел, — пентеру. Располагались они по 30 с каждой стороны судна, каждое тяжелое весло двигали 5 гребцов, всего их на борту было 300. Для управления парусом в экипаж были добавлены 25-30 матросов. Судно могло взять на борт 120 воинов с полным вооружением.

Позднее была создана и тесараконтера — древний предок современных линейных военных кораблей, плавучая крепость с водоизмещением 3 тыс. т. Она была оснащена боевыми башнями, в которых скрывались лучники, а высокая верхняя палуба служила защитой от вражеских стрел.

К вооружению боевых кораблей относились и установленные на борту пращи, баллисты и катапульты. Они применялись для метания стрел, камней или зажигательной смеси из серы, смолы и битума.

Греческая триера

Особенности и тактика боя греческих кораблей

Самый важный тактический прием, который широко использовали на древнегреческих кораблях в морском сражении — применение абордажа, при котором суда сходятся, таранят друг друга, сцепляются. Затем наступает время рукопашного боя между воинами.

Греческий флот по мере своего развития уже состоял целиком из боевых триер, оснащенных на корме прочными железными таранами.

О преимуществах таких кораблей можно судить из исторического факта победы греков в битве с персами около Саламина, которая состоялась в 480 г. до н. э. Перевес по количеству судов был на стороне персов (1200 против 380), однако стремительные греческие триремы быстро разбили четкий строй вражеских кораблей. Их тараны ломали борта и весла врагов, потом быстро делали обходной маневр и пробивали корму.

Бой на триерах

Кроме обычного кормового, применялись и другие виды таранов:

  • «дельфин», используемый с 6-5 ст. до н. э., — очень тяжелый груз, изготовленный в форме одноименного животного, который подвешивался тросом на балке, стоящей перпендикулярно борту корабля; при столкновении он своей тяжестью пробивал палубу и даже дно судна;
  • корвус — мостик для абордажа с двойным тросом, установленный на носу и закрепленный на шарнирах, имел острую шпору из металла в форме клюва ворона, при опускании на борт неприятельского судна корвус крепко вцеплялся в палубу, и атакующие воины через абордажный мостик перебирались и вступали в рукопашную битву;
  • гарпаги — крючья для абордажа, которыми цепляли вражеский корабль.

На каждой триере в бою находились гоплиты — воины с достаточно тяжелым вооружением, которые для защиты имели щиты из кожи, а также отряд лучников и стрелков из пращи. От их умения вести рукопашный бой и стрелять зависела возможная победа в битвах.

Греческий торговый корабль

Воссоздать внешний вид древних торговых кораблей удалось при помощи реконструкции останков, обнаруженных в акватории Кирении, порта на Кипре. Найденный археологами корпус оказался сплющенным под толщей воды на глубине 30 м.

Длина древнегреческого торгового корабля составляла 14,3 м, ширина 4,3 м. Радиоуглеродный анализ деревянного корпуса и найденных в нем бронзовых монет показал, что возраст судна — почти 2300 лет. Киль был изготовлен из прочной дубовой древесины, шпангоуты сделаны из черной акации, обшивка — из красного бука и липы. Мачта, реи и весла выполнены из аллепской ели.

Торговое судно греков

Единственный парус на торговых судах выполнял более существенную роль и применялся для движения, тогда как гребцов было меньше по сравнению с военным кораблем. Палуба отсутствовала, внутри располагались грузы. Чтобы волны не захлестывали внутрь корпуса, борта наращивали при помощи решетки, сделанной из толстых прутьев. На нее сверху затем натягивали кожу.

Главной чертой торговых судов была их вместительность и надежность, а вот скорость была второстепенной. По данным летописей, за сутки такой корабль мог проплыть до 40 км, что было достаточно далеко по тем временам.

Названия древнегреческих кораблей, которые использовались для перевозки грузов:

  • лембы - одномачтовое судно, парус 4-угольный, закрепленный на рее, иногда ставили дополнительный маленький парус для маневров;
  • келеты — имели трюм с большой вместимостью, в 5 в. до н. э. греки даже использовали специальный отсек для перевозки лошадей;
  • керкуры — легкие парусные суда, изобретены на Кипре, а затем стали популярны у греческих купцов, особенность конструкции: внутреннее пространство корпуса делили на трюм и 2 твиндека. В Средние века такое устройство переняли арабские торговцы, а затем и европейцы, которые назвали судно «каракка» или «каравелла».

Торговые суда Греции

Их конструкции совершенствовались достаточно быстро: ставили 2 мачты, использовали наклон к носу по типу бушприта, увеличивали объем трюмов и грузоподъемность. Так при 25 метровой длине торговое судно могло перевозить 800-1000 тонн груза. При поднятии парусов на мачтах корабли могли плыть даже при боковом ветре. В плавании торговое судно загружало трюм балластом из песка.

Реконструкция древних кораблей

Самое известное имя древнегреческого корабля, которое упоминается в мифах, — это «Арго», легендарное судно аргонавтов, которые совершили поход в Колхиду, расположенную на берегу Черного моря. В 1984 г. группа единомышленников во главе с английским ученым и писателем Тимом Севериным совершила переход длиной в 1500 миль из Греции в Грузию на точной копии древнего судна и доказала реальную возможность событий, описанных в мифах.

Одна из известных современных попыток воссоздать древний корабль в натуральную величину произошла в Греции. Строительство триеры «Олимпия» продолжалось в Пирее почти 2 года и завершилось в июле 1987 г. Финансировал его силы ВМС Греции и английский банкир Ф. Уэлш. Сейчас судно принадлежит военно-морским силам Греции.

«Олимпия» является единственным полностью функциональным кораблем с экипажем в 200 чел. Длина его составляет 37 м, ширина 5,5 м, оснащен веслами и парусами. За прошедшие годы корабль несколько раз проходил испытания, в ходе которых команда спортсменов из 170 человек смогла разогнать его до скорости 17 км/ч, что демонстрирует фото древнегреческого корабля «Олимпия».

Фото реконструированного корабля

С 2004 г. она выставлена в качестве музейного экспоната для всех желающих в сухом доке в Палеон-Фалироне, недалеко от Афин. Для любителей старинных парусных кораблей «Олимпия» является прекрасным образцом мастерства кораблестроителей и демонстрирует плавательные способности, совершенство и красоту древнегреческих кораблей.


В давние времена нос корабля обязательно старались украсить скульптурой. Названия этих фигур разное, в зависимости от страны, к которой принадлежало судно. Больше всего встречалось женских образов, но и не только. Какой смысл несла корабельная скульптура? И почему женских сущностей было на них больше всего?

Немного истории

В старину женщин на корабле не было. Это плохая примета. При этом, нос корабля украшала скульптура в виде женщины. Поверье говорит, что так моряки возлагали надежу на нее, считая фигуру способной успокоить встречный шторм.

В XVIII столетии фигура на носу корабля обрела разнообразность. Уже можно встретить античных героев, образы животных, портреты в скульптуре и даже целые композиции из множества фигур.

Именовали такие носовые скульптуры по-разному: в Риме – рострой, в Греции – кариатидой. Иногда их называли гальюнными. Слово имеет немецкие корни. Гальюн – это площадка под бушпритом в носу корабля. Именно там располагались скульптуры.

Каждая фигура на носу корабля была гордостью судовладельца. Они всегда делались, устремленными вперед. Это символ судна. Отслужив рабочий срок, корабль списывался, а носовую фигуру обязательно снимали. После кораблей она становилась украшением стен хозяйских домов, других зданий, колон. Впоследствии такие скульптуры оказывались в морских музеях.

Носовые фигуры корабля в музее

Сегодня название «галеонная фигура» на носу корабля – это обозначение скульптуры по имени судна на носовой части. Однако в морской терминологии она осталась «гальюнной», соответственно месту расположения. Интересно, что на том же свесе находились отхожие места для корабельного экипажа. Отсюда современное название корабельных туалетов – гальюн.

Суеверия

В давние времена судна были относительно примитивными. Служившие на них мореплаватели часто чувствовали себя бессильными перед водной стихией. Веруя в различные божества, они всяким образом старались задобрить их, прося о помощи в укрощении ветра, волн, отведения несчастий и привлечения удачи. Духи должны были охранять судно от любых несчастий, штормов, мелей, опасных ветров. А если даже так случалось, что корабль тонул, то божества сопровождали души погибших моряков в страну, где пребывают мертвые.

Битва военно-морских кораблей за Актиум

Каким изображениям отдавали предпочтения в разных странах?

Если заглянуть в Древний Египет, то там фигура на носу корабля в основном изображала священную птицу. Финикийцы отдавали предпочтение резной деревянной голове лошади, как символ быстроходности корабля. Греки и римляне устанавливали разъяренного дракона или кабана, в знак запугивания потенциального врага. Викинги тоже предпочитали головы драконов.

Корабли викингов

Для норвежских судов тоже вырезали деревянные головы дракона, а славяне украшали ладьи головами козлов и баранов. Среди древних кораблей встречаются и такие, что украшены скульптурами павлинов.

Изображения богов тоже часто украшали суда, особенно у древних греков. Там предпочтение отдавалось Нике – богине победы. В убранстве кораблей можно обнаружить много разных мифологических персонажей. В основном это Нептун и Меркурий – древнеримские боги, покровители торговли и мореплавания.

О чем еще говорили скульптуры?

Часто носовые фигуры в прямой, символической или аллегорической форме указывали на название судна. Это помогало понять название и назначение корабля, так как многие люди еще не умели читать.

Для таких целей использовались самые разнообразные скульптурные изображения: от императоров до героев мавров и индейцев. Очень часто значащей скульптурой являлась фигура женщины на носу корабля, дев, монахов и святых.

Женская фигура на носу корабля

Уже в середине XVI века мастера корабельного дела в Испании и Португалии устанавливают на галеонах (больших трехмачтовых парусниках, предназначенных перевозить ценные грузы) очень совершенные, в художественном смысле, скульптуры. Так, к XVII веку богатый скульптурный декор плотно вошел в кораблестроение и стал вполне обычным атрибутом всех парусников.

Зачастую пышность отделки судна не уступала роскошным дворцам своих хозяев. Бывало и такое, что даже превосходила их. Если речь шла о военно-морских силах, то целью было продемонстрировать могущество владельцев. Общеевропейскими символами на боевых кораблях были геральдические львы и орлы. Они показывали силу и благородство воинов.

Лев часто украшал форштевни флагманских шведских судов. На корабле Эрика IV, шведского короля, рычащего льва изобразили в короне.

Торжество эстетики

Часто женская фигура на носу корабля выполнялась в виде всевозможных русалок, наяд – существ, связанных с морем. Они должны были защищать корабль от потопления. Фигуры сначала были очень массивными, но со временем было замечено, что они утяжеляли судно и делали его менее ходким, валким на волне. Поэтому их размеры значительно сократились.

Поклонение божествам постепенно утратило свое значение. Его потеснила эстетика. Поэтому чаще всего украшением служила женская фигура на носу корабля. Архитектура судна должна была не только соответствовать по функциональности своему назначению, но быть максимально совершенной в своей красоте.

Фигура на корабле в носовой части

В Петровские времена для украшения российских кораблей и их проектирования привлекались очень выдающиеся личности, такие как Пименов, Чижов, Микешин, Клодт. В 1724 году для создания носовой скульптуры в виде портрета Петра I был сделан заказ у Бартоломео Растрелли.

Архитектура парусников до самого конца XVIII века сохраняла стиль барокко. Затем в искусстве постепенно утвердился классицизм.

В XIX веке чаще всего нос украшало поясное или подгрудное изображение фигуры, связанной с названием корабля.

Изрезанность береговой линии Балканской Греции с многочисленными и удобными бухтами, обилие островов, разбросанность греческих колоний по всему средиземноморскому и черноморскому побережью создавали самые благоприятные условия для расцвета морской торговли. Возросла грузоподъёмность торговых кораблей (до 100 - 150 тонн), усилилась интенсивность морских перевозок (V-IV вв. до н. э.) - практически все торгово-ремесленные полисы были связаны между собой освоенными морскими путями, что открывало перед греческими купцами самые широкие возможности для торговых операций.

В своей «Речи против Лептина» [1] (355 г. до н.э.) великий греческий оратор Демосфен отмечает: «Ведь вы, вероятно, знаете, что мы пользуемся привозным хлебом гораздо больше, чем все другие. Вдобавок ко всему [хлебу], доставляемому из других эмпориев, привозится морем хлеб с Понта. Это и понятно, ибо происходит так не только потому, что местность эта чрезвычайно богата хлебом, но и благодаря тому, что правитель её Левкон даровал ателию везущим [хлеб] в Афины и объявил, что первыми должны грузиться [корабли], плывущие к вам. Имея [от вас] ателию для себя и своих детей, он дал её всем вам. . [В частности], когда в позапрошлом году повсюду был голод, он прислал вам не только достаточное количество хлеба, но столько, что было получено в виде прибыли пятнадцать талантов денег, которые затем находились в распоряжении Каллисфена».

Близость моря, благоприятное расположение многих торгово-ремесленных полисов на морском побережье моря облегчало снабжение необходимым сырьём греческих мастерских, так как перевозки грузов по морю были самыми удобными и дешёвыми. Таким образом, в распоряжение греческих ремесленников могло поступать сырьё со всего Средиземноморья и Причерноморья.

Греческий торговый корабль (ок. 300 г. до н.э.)

В акватории кипрского порта Кирения были найдены и реконструированы останки греческого торгового судна длиной 14,3 м. и шириной 4,3 м., перевозившего оливковое масло и вино, Это самое древнее из судов, возраст которого приравнивается 2300 годам.

Греческий торговый корабль (ок. 300 г. до н.э.)

Греческий торговый корабль (ок. 300 г. до н.э.)

Киль торговых судов изготавливался из скального дуба, шпангоуты - из чёрной акации. Обшивку делали из липы или красного бука. Для мачты, реи и вёсел использовали алеппскую ель. Наиболее эффективным движителем был парус, поскольку гребцы заняли бы большую часть полезной площади. Судно было беспалубным с одним парусом с традиционной оснасткой и управлялось двумя рулевыми вёслами. Для защиты от волн борта наращивали решёткой из толстых прутьев, обтянутых кожей.

На больших вазах VIII века до н. э., найденных в. Афинах, древнегреческие суда изображены длинными, узкими, вооружёнными острыми таранами. В легендах Крыма говорится о греческих триремах: «И вот у берегов Тавриды появилась армада греческих трирем - военных кораблей». Но до них в архаический период (XII-VIII вв. до н.э.) наиболее распространёнными типами греческих боевых кораблей были триаконтор и пентеконтор («тридцативесельник» и «пятидесятивесельник»).

Триаконтор был весьма близок по конструкции к критским кораблям с сооружённым помостомв носовой части, над которым крепились вырезанные из дерева рога или щупальца Горгоны. Такой корабль с возвышенной носовой частью и кормовой оконечностью в виде хвоста дракона производил на врагов мощное психическое воздействие.

Корабль Эгейского моря

Корабль Эгейского моря (Крит)

Корабль Эгейского моря (Крит)

Пентеконторы были в основном беспалубными (греч.афракта – без ограждения), то есть открытыми судами. Однако иногда строились и палубные пентеконторы (катафракта). Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника, а также увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, коней, боевые колесницы и воинов, которые первоначально и сидели на вёслах. Сходя на берег, они вели войну. Для уничтожения неприятельских судов на пентеконторах появляется таран.

Скорость судна составляла около 9.5 узлов (17.5 км/ч). Увеличение её требовало увеличения количества гребцов, что на одноярусном корабле привело бы к удлинению корабля на 1 метр. В связи с этим греческие и финикийские кораблестроители приняли изящное решение: если корабль нельзя удлинить, значит его необходимо сделать выше и разместить второй ярус гребцов над первым. Так появилась бирема (конец VIII в. до н.э.).

Ранняя греческая бирема

Поскольку первый, принципиально важный шаг от монеры (одноярусника) к полиреме (многояруснику) уже был сделан при переходе от пентеконтора к биреме, перейти от биремы к триере оказалось значительно проще. Согласно Фукидиду, первая триера была построена около 650 г. до н.э.

Ранняя греческая бирема

Ранняя греческая бирема

Ранняя греческая триера

Триера (греч. τριήρεις ), или трирема у римлян ( tria - три и remus - весло), была основным типом боевого корабля Средиземноморья. Это парусно-гребное судно с тремя рядами вёсел, расположенных один над другим в шахматном порядке.

Одни исследователи приписывают изобретение триремы финикийцам, другие называют коринфянина Аменокка. Главным оружием триремы был таран - продолжение килевого бруса. Водоизмещение судна достигало 230 тонн, длина - 45 метров, экипаж - до 200 человек.

Самые сильные гребцы - траниты - размещались на верхней палубе. Это была высокооплачиваемая и привилегированная каста. Гребцов среднего ряда называли зигитами, нижнего - таламитами. Командовал кораблём триерарх, ему подчинялись кормчий и начальник гребцов - гортатор.

Скорость хода триремы на вёслах составляла 7 - 8 узлов, но все три ряда вёсел работали только во время боя. Даже при небольшом волнении нижний ряд втягивали во внутрь корабля, и вёсельные порты затягивали кожаными пластырями.

Ранняя греческая триера. Проекция

Ранняя греческая триера. Проекция

Парусное вооружение состояло из большого прямоугольного паруса и малого (артемона) на наклонной мачте в носовой части судна. Третья мачта, столь же короткая, как и носовая, тоже несла небольшой парус и располагалась у самого конца палубы в корме. Мачты делались съёмными и убирались на время боя.

Вёсла всех трёх ярусов имели одинаковую длину: таламиты, зигиты и траниты располагались по кривой, образованной бортом триеры, так, что лопасти вёсел всех ярусов достигали воды, хотя и входили в неё под разными углами.

Иногда триеры использовались и для транспортных перевозок гоплитагагос (пехоты) и гиппагагос (лошадей).

Биремы и триеры стали основными и единственными универсальными кораблями классического периода (IV-V вв. до н.э.). При этом в качестве вспомогательных кораблей, авизо (посыльных судов) и рейдеров продолжали использоваться одноярусные галеры (униремы) - наследники архаических триаконторов и пентеконторов.

Поздний греческий пентеконтор

Современная реконструкция триеры «Олимпия» пока что не смогла выжать больше 7 узлов (13 км/ч). Строительство её обошлось почти в 700 тыс. долларов и заняло два года.

Поздний греческий пентеконтор

Поздний греческий пентеконтор

Интересно, что в 482 г. до н. э. в Афинах с населением около 250 тысяч жителей имелось около 200 трирем. Кстати, в древнем Средиземноморье вплоть до второй половины I тысячелетия н. э. корабли и лодки строили, начиная с обшивки, последовательно переходя к внутренним частям.

Основным оружием бирем и трирем являлся таран, а тактическими приёмами - таранный удар и абордажный бой. Каждая триера во время боевых действий несла на борту некоторое количество гоплитов - тяжеловооружённых пехотинцев, стрелков из лука и пращников.

Гоплиты

Афинский гоплит Спартанский гоплит

[1] Афинский политический деятель Лептин, желая упрочить финансовое положение афинского государства, предложил законопроект, предусматривавший отмену ателии - особой привилегии, состоявшей в освобождении от государственных повинностей, в том числе и от уплаты пошлин. Эта привилегия по постановлению народного собрания давалась за особо выдающиеся заслуги афинским гражданам и чужеземцам, а также их потомкам.

С появлением первых достаточно устойчивых и надёжных плавсредств сражения стали проводиться не только на суше, но и на воде. И побеждал здесь тот, чьи корабли быстрее двигались и были лучше оснащены. Ещё до наступления нашей эры по водам Средиземноморья и Южно-Китайского моря бороздили в большом количестве военные суда, которые серьёзно отличались по конструкции от торговых. В данной статье расскажем о нескольких разновидностях военных кораблей древнего мира, упоминания о которых содержатся в исторических документах.

Военное древнеегипетское судно с рейковым парусом

Скандинавский историк Лундстрем смог восстановить в деталях облик военного корабля египтян XIII столетия до н. э. Длина данного судна составляла от 30 до 40 метров. Его основой был корпус в виде набора балок, которые опирались на прочный килевой брус и располагались поперёк него. Такое конструктивное решение позволяло обойтись без канатной стяжки, использовавшейся во многих торговых древнеегипетских судах. Нос килевого бруса увенчивался металлическим мощным тараном в виде головы какого-нибудь зверя.

Рулевое весло здесь закреплялось на сильно выступающем в сторону ахтерштевне — оно было всего одно, но зато очень крупное. Дополнительную прочность корпус получал за счёт банок, расположенных по его длине. Гребцы, сидящие на этих банках, были прикрыты от стрел противника толстым фальшбортом. По краям корабля крепились площадки для лучников с ограждением. Ещё несколько лучников находились в своеобразной плетёной корзинке в верхней части мачты.


Стоит отметить, что египетские лучники были действительно серьёзной угрозой для противника. Они были вооружены дальнобойными луками, и с помощью этого оружия могли поражать цели на расстоянии до 160 метров.

Военные корабли греков, римлян и финикийцев

Самыми ранними из древнегреческих судов считаются так называемые пентеконторы. Они имели длину от 28 до 33 метров, а ширина их составляла около 4 метров. В движение пентеконторы приводились вёслами. Впрочем, в некоторых случаях на них всё же ставили мачту с парусом. Количество гребцов на этих не слишком больших кораблях порой достигало пятидесяти, и это могло обеспечивать ход со скоростью более 9 узлов. Главным предназначением этих кораблей была транспортировка войск к местам грядущих сухопутных битв. Причём функции гребцов нередко выполняли сами воины. Пентеконторы были описаны в «Илиаде», и именно на пентеконторе, если верить известному мифу, аргонавты отправились за золотым руном. Впоследствии данные судна стали дополнительно снабжаться таранами — это устройство позволяло топить вражеские суда до того, как они смогут пристать к берегу.


Вскоре появился более современный военный древнегреческий корабль — бирема. На этом судне было уже целых два яруса гребцов. Наличие ярусов позволяло не делать корабли слишком длинными, увеличивало их скорость, повышало защищённость. Судно противника, осуществляющее таран, сталкиваясь с двойным частоколом вёсел, теряло значительную часть своей энергии, прямой удар превращался в касательный, борт атакуемого судна в результате оставался в целым. Бирема, помимо тарана, могла обладать боевой башней и специальным дополнительным блоком для пробивания корпуса корабля противника. Диапазон длины бирем –- от 30 до 38 метров, а водоизмещение таких судов в некоторых случаях достигало 100 тонн.


Здесь надо сказать, что лучшими мореплавателями в период от 1500 до 1000 года до н. э. Были не греки, а финикийцы, жившие на восточном берегу Средиземного моря (территория современного Ливана и Сирии). Произраставший на местных горных склонах ливанский кедр давал финикийцам великолепный материал для постройки надёжных судов. И в целом они внесли большой вклад в морское дело: ввели деление горизонта на 360 градусов, составили карту надёжных ориентиров на звёздном небе и т. д. Если верить историкам, финикийские биремы появились даже раньше, чем греческие, то есть греки позаимствовали этот вид военного корабля для своих нужд. Но только греки создавали свои суда из древесины дубов и буков, а не из кедра.

Трирема — ещё один формат боевых кораблей, использовавшийся древними римлянами, финикийцами и греками. Триремы так назывались, потому что здесь было три весельных яруса, расположенных одно над другим. Длина трирем принципиально не отличалась от длины бирем. Триремам не было равных в Средиземноморье с VII по IV век до н. э. — они в это время являлись наиболее быстрыми и манёвренными военными судами. В частности, они сыграли огромную роль в расширении Афинской империи и её падении после поражения в Пелопоннесской войне.


Следующий шаг в деле военного кораблестроения сделали римляне. В сражении при Акциуме, случившемся в I веке до н. э., они продемонстрировали новую разновидность судна — либурну. Данное судно было гораздо меньше уже описанной триеры. Либурна имела лишь один ярус вёсел, один прямоугольный парус и один таран.


Ключевые достоинства либурн — отличная манёвренность и поворотливость, а также высокая скорость. На основе конструкций триер и либурн в конечном счёте была создана итальянская гребная галера.

Легендарные военные галеры венецианцев

Венецианцы основали своё государство в V веке на болотистых островах в Адриатическом море. А два века спустя именно в Венеции создают ту самую галеру. Главное новшество этого судна заключалось в его двухчастной конструкции. Галера состояла из корпуса, играющего роль несущей конструкции, и постицы — большой платформы из дерева, уложенной поверх корпуса. Постица превосходила корпус по ширине, на ней располагались скамейки для гребцов и уключины. Таким образом, гребцов впервые расположили не в самом корпусе, а на нём. И чтобы защитить их от солнца, над палубой зачастую растягивали лёгкий тканевый навес.

На передней части носовой платформы галеры и вдоль боковых ходов размещались воины и всевозможные метательные механизмы. Корпус галеры по форме напоминал веретено — он был весьма протяжённый, узкий и имел малую осадку. Подобная конструкция делала его идеально приспособленным именно для плавания на вёслах.


Периодически подвергаясь изменениями и улучшениям, галера использовалась в качестве реального военного судна до позднего Средневековья – галерами комплектовали свои флотилии многие страны и государства.

Джонки в древнем Китае

В старинных легендах говорится, что первый плот изобрёл, наряду с другими важными вещами, легендарный император Китая Фу Си, который правил в третьем тысячелетии до н. э. и якобы имел божественную природу. И так сложилось, что прототипом здешних древних кораблей была не выдолбленная лодка, а плот. В южной части Китая произрастал бамбук — отличный материал для плотов, кроме того, для их создания применяли овечьи и козьи шкуры.

Первый дошедший до нас рисунок китайского боевого корабля был обнаружен на вазе из бронзы, датированной IV веком до н. э. Если говорить конкретней, на вазе нарисовано двухэтажное судно: на первом этаже находятся гребцы, а на втором — воины с топориками и мечами. Также на верхнем этаже можно разглядеть развевающиеся флаги. Возле этого изображения имеется подпись, говорящая о том, что судно относится к так называемому Периоду Сражающихся царств (463–221 года до н. э.).

Другое схожее изображение относят к периоду 202–209 гг. до н. э. Но здесь на нарисованном судне явно больше лучников, а ещё некий воин стучит в барабан, чего нет на более ранней вазе.

Один из самых популярных кораблей Китая — джонка. По мнению исследователей, джонки появились ещё за 1000 лет до н. э. Древняя военная джонка обладала немного опущенным, по сравнению с другими судами тех времён, прямоугольным носом и широкой кормой, которая, наоборот, была сильно приподнята. А роль киля на подобных суднах выполнял весьма внушительных размеров руль. Паруса для джонок (как правило, здесь было три или пять мачт) делались из циновок и закреплялись на реях из бамбука. Вся эта конструкция напоминала веер, и при необходимости паруса можно было быстро свернуть в свиток.


Скандинавские драккары и снеккары

Военные судна викингов — снеккары и драккары — появились значительно позже, чем судна, описанные выше, примерно в VIII веке н. э. Но они действительно достойны упоминания. Викинги были очень продвинутыми мореплавателями своего времени и даже смогли побывать в Америке гораздо раньше Колумба (сегодня это считается достоверным фактом).

Длинные и изящные драккары отличал небольшой вес, что означало лёгкость при гребле. Если возникала необходимость, их даже можно было перенести вручную, «волоком». Драккары идеально подходили для заплыва с моря в неглубокие реки, к тому же они могли тихо и незаметно причалить к любым пологим берегам, что давало возможность викингам застать противников врасплох. Как правило, драккары делались из ясеня, их длина составляла от 35 до 60 метров, а ширина — до 6 метров. На самых больших таких кораблях могли находиться до 70 гребцов (например, на такое количество гребцов был рассчитан драккар «Великий Змей», построенный по приказу правителя Олафа I Трюггвассона в 1000 году). Во многих случаях по бортам располагались ещё и достаточно объёмные щиты. Другая особенность драккаров заключалась в том, что вёсла вдевались не в уключины, а продевались в особые «гребные люки». Развивали драккары скорость до 12 узлов, что для тех времён было отличным показателем.


Снеккары имели практически аналогичное строение, но были меньше по габаритам (и размер команды тоже был меньше — до шестидесяти человек). Это, кстати, позволяло снеккарам развивать ещё более высокую скорость.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: