Как называли крестьян уходивших на заработки преимущественно на речные суда

Обновлено: 05.05.2024

наёмные рабочие в России XVI—XIX вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и вёсел. Главным образом оброчные крестьяне нечернозёмных губерний. Трудились артелями (4—40 человек), связанными круговой порукой. В начале XIX в. на Волге и Оке было до 600 тыс. бурлаков, в 1851 — около 150 тыс. С развитием пароходства их число сокращалось.

БУРЛАКИ́, рабочие на реках (см. РЕКИ) , тянувшие суда (в основном расшивы) вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью весел. Бурлаки появились в конце 16 — начале 17 веков. Развитие бурлачества было вызвано ростом речных перевозок при техническом несовершенстве водного транспорта. Главные районы бурлачества: Волжский — от Москвы до Астрахани, Беломорский — от Москвы к Архангельску и Днепровский — на Украине. Основную массу бурлаков составляли крестьяне, уходившие на заработки главным образом из Симбирской, Саратовской, Самарской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской и Пензенской губерний.
При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус (см. ПАРУС) , который значительно облегчал труд бурлаков. Условия найма бурлаков фиксировались в письменных договорах. Обычно нанимались артелями по 4—6, иногда 10—40 человек, которые сливались затем в большие артели (до 150 человек), связанные круговой порукой. Окончательный расчет бурлаки получали при завершении путины. В 19 веке в связи с техническим прогрессом бурлачество теряло свое значение. В начале 19 века на Волге и Оке насчитывалось до 600 тысяч бурлаков, в 1851 году — около 150 тысяч. К началу 20 века бурлачество исчезло.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "бурлаки" в других словарях:

Бурлаки — на Волге, 1900 е. И.Репин «Бурлаки на Волге», 1870 1873 Бурлак наёмный рабочий в России XVI конца XIX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким… … Википедия

Бурлаки — (возможно, от назв. р. Бурла, протекающей гл. обр. в Алтайском крае РФ) наемные рабочие (гл. обр. из оброчных крестьян, а также гор. низов) на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью весел. Появились в кон … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

БУРЛАКИ — наемные рабочие в России 16 19 вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и весел. Главным образом оброчные крестьяне нечерноземных губерний … Большой Энциклопедический словарь

БУРЛАКИ — БУРЛАКИ, наёмные рабочие в России 16 19 вв., передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и вёсел. Набирались главным образом из оброчных крестьян нечернозёмных губерний. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

БУРЛАКИ — рабочие артели на больших судоходных реках, занимавшиеся тягой речных судов и барок бечевой. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Бурлаки — рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью вёсел. Б. появились в конце 16 начале 17 вв. Развитие бурлачества было вызвано ростом речных перевозок при техническом несовершенстве водного… … Большая советская энциклопедия

БУРЛАКИ — рабочие на реках, передвигавшие суда при помощи бечевы и гребли. Зарождение (16 17 вв.) и дальнейший рост бурлачества были вызваны потребностями формировавшегося всеросс. рынка, в частности ростом речных перевозок при технич. Несовершенстве… … Советская историческая энциклопедия

БУРЛАКИ — наемные работники в России в XVI–XIX вв., двигавшие речные суда волоком с помощью бечевы и весел. «По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъема судов бечевою.… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Бурлаки (значения) — Бурлаки: Бурлаки рабочие, буксирующие судна по рекам при помощи бечевы, протянутой на берег. Содержание 1 Населённые пункты 1.1 Россия 1.2 Украина … Википедия

Бурлаки (Полтавская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бурлаки (значения). Село Бурлаки укр. Бурлаки Страна … Википедия

Ещё со школьных времён многие помнят ужасающую картину «Бурлаки на Волге», где Репин изобразил еле живых мужчин, буквально тянущих на своих плечах большой корабль. Нелегкая судьба людей этой профессии трогала тогда, трогает и сейчас, но насколько же эта картина правдива? Кем были бурлаки и чем они занимались?

Бурлак-это профессия, существовавшая с 16 по начало 20 века, таким образом она охватила и Русские царство, и Российскую империю, и начало Советского периода. Бурлаком именовался рабочий, входивший в артель (добровольное объединение людей), которая тянула канате или тросу суда против течения реки. Труд бурлаков был распространён не только в России, но уходить за рубеж мы сегодня не будем.

Волга была главной транспортной артерией России, поэтому именно на ней десятки тысяч бурлаков тянули вверх по реке тысячи судов. По берегу лодки тянули лишь не незначительных участках, преодолевая мели или пороги.

Как же в основном выглядел труд бурлаков? На баржах были установлены барабаны с намотанными тросами. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое.

Бурлака, шедшего впереди, называли «шишкой». Отсюда и пошло выражение «большая шишка».

Женские бурлацкие артели, кстати, тоже существовали и по условиям совсем не отличались от мужских. За сезон бурлаки накапливали достаточно денег, чтобы хватало на следующие полгода. Вряд ли они, конечно, шиковали, но заработок по тем временам все же был приличный.

В России такой способ заработка никогда не считался чем-то постыдным. Особенно привлекательным в этой деятельности было то, что работодавцы сразу же рассчитывались наличными. Часто на роль бурлаков нанимались молодые парни. Им нужны были деньги для свадьбы или же для открытия собственного дела.

Во многих поволжских городах и поселках при непосредственной финансовой поддержке артелей бурлаков даже строились церкви. Из бурлаков часто выходили лучшие капитаны речных судов и лоцманы. Самые толковые из них могли становиться старостами и почетными горожанами.

По самым приблизительным оценкам, в 19 веке бурлацким промыслом в России занималось от 300 до 650 тысяч человек. В это же время российские энциклопедии давали термину «бурлак» иное определение. «Бурлак — крестьянин, уходивший на заработки, преимущественно на речные суда». В обязанности судорабочих входил весь комплекс работ связанных с обслуживанием судна и груза.

Сейчас профессия бурлака обросла легендами. Многие думают, что в артель вступали бывшие каторжники, другие предполагают, что тянуть лямку подряжались «пропащие люди» — пьяницы и попрошайки. Но это не так. Шли туда работать добровольно, зарабатывали себе на жизнь и занимались не только тем, что так живо изобразил Репин. Труд бурлаков был непростым, это нельзя отрицать, но и приписывать то, чего не деле не было, тоже не стоит.

Благодаря картине Репина зрители представляют бурлаков измождёнными бродягами, устало бредущими по берегу реки. Некрасов в стихах тоже вызывал у читателей жалость к этим людям. Однако так ли тяжело приходилось им?

Река в отличии моря имеет течение. Судно с парусом может плыть по течению, а против течения её требуется буксировать. С этой целью привлекали ватагу бурлаков. Деревянные суда с грузом до 480 тонн и длиной около 50 метров буксировали бурлаки, начиная с 15 столетия. Постепенно труд бурлаков заменяли давлением парового котла. По указу советской власти эксплуатировать бурлаков запретили с 1929 года.

Когда и куда отправлялись в путь?

Бурлаки обычно отправлялись в путь, погуляв на Масленице. Горемычные спешили в город Пучеж, Нижний Новгород, Кострому, Самару или Саратов. Там составлялись бурлацкие артели. На Каме нанимали людей тянуть суда в городках: Чистополе, Лаишеве, Перми. Многие бурлаки торопились в Рыбинск, который считался столицей бурлаков.

Прибыв на место, бурлакам часто приходилось ждать, когда река вскроется. Каждое утро они приходили на берег реки и с нетерпением ждали, когда пойдёт лёд. Иногда им приходилось по неделе ютиться по коморкам и питаться чем попало.

Кто становился бурлаком?

Бурлачество считалось тяжёлой и опасной работой. Бедные люди предпочитали остаться дома и найти работу поблизости.

2. Пока не отменили крепостное право, помещики отдавали своих нерадивых дворовых или просто не подвластным им людей.

3. В бурлаки шли городская беднота, которые не могли найти себе работу поближе. В основном мужики хотели пожить вольной жизнью, повидать другие края. Среди них были татары, мордва, чуваши и марийцы.

Особенности труда бурлаков

1. Буксировать тяжёлое судно людям помогал попутный ветер, дувший в поднятые паруса. За день бурлаки проходили в среднем около 12 км. Всем знакомую «Дубинушку» люди пели, во время поднятия со дна якоря и когда баржа трогалась с места.

2. Бурлаки объединялись в ватаги, выбирали старшину, обычно им становился самый сильный работник. Он задавал ритм ходьбы и запевал песню. За ним шли люди, задолжавшие хозяину деньги. Их только кормили, денег они не получали. Последними шли подручные старшины, они подгоняли тех, кто тянул судно только за еду и «ленивых».

3. Кормили бурлаков досыта. Они получали мясо, крупу, рыбу, яйца и овощи.

Получение расчета

Жалованье (раньше так называли зарплату) платили по-разному, старшина получал больше других.

В конце работы старшина получал 10 рублей, его подручные чуть поменьше. Не мало, если учесть, что бурлака за всю навигацию кормили бесплатно. Хороший плотник за год зарабатывал около 35 рублей. Буханка ржаного хлеба стоила 3 копейки. Но шинель чиновника стоила 70 рублей.

Однако многие, нужно с этим согласиться, пропивали свои заработанные тяжёлым трудом деньги в первом питейном заведении.

Плюсы в бурлацкой работе

Работа, несомненно, была тяжёлой. Часто людей кусали комары, заливали дожди, через лапти просачивалась влага. Зато на привале, перед сном они слушали интересные рассказы бывалых ватажников, слышали птичий щебет, встречали диких животных. Кроме того, бурлаки невольно наблюдали изменения в природе, собирали на привале грибы и ягоды.

Конечно, у бурлаков работа была тяжёлая. Но Гиляровский тянул баржи и вспоминал, что старые бурлаки с тоской вспоминали своё прошлое. Оно им нравилось. Было о чём рассказать внукам.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.


Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов. Некоторое время вместо перемещения судна бурлаками также использовался такой способ передвижения, как завоз якорей вверх по течению и подтягиванию к ним судна на лебёдке с конной или паровой тягой (см. кабестан).

В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века назвали город Рыбинск. В летнюю навигацию через Рыбинск проходила четвертая часть всего российского бурлачества.

Бурлакам посвящена известная картина [1] «Бурлаки на Волге» Ильи Репина.

В СССР бурлацкая тяга была запрещена в 1929 году постановлением НКПС, в подчинении которого до 1931 года был и речной транспорт. Однако, в годы Великой отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлацкая тяга имела ограниченное применение.

Содержание

В других странах

Finowkanal-treidel.jpg


В Западной Европе (по крайней мере в Бельгии, Нидерландах и Франции) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века.

В Германии использование живой силы прекратилось во второй половине XX века. [1] [неавторитетный источник?]

Интересные факты

  • В разговорном латышском языке слово бурлак (латыш. burlaks ) означает не только «бурлак», но и « разбойник ». В разговорном литовском языке словом (лит. burliokas ) называли местных русских старообрядцев. В разговорном же румынском бурлаком (рум. burlac ) называют холостяка.
  • Бурлак — человек, уходящий на приработки: рубить дома, класть печи, на сплав и т. д. Бурлачить — это не обязательно таскать баржи. Слово «бурлачить» можно еще и сейчас услышать в Кирилловском районе Вологодской области. «Опять Васька ушел бурлачить», — может сказать какая-то старая женщина про своего кота. Бурлачить — здесь: охотиться.
  • В современных нормативных актах Российской Федерации нет запрета на бурлацкую тягу (постановление 1929 года утратило силу), однако фактов ее применения в современности тоже нет. Очевидно, это связано с ее экономической неэффективностью.
  • Один из проектов речных буксиров-толкачей получил название «Бурлак».

Бурлаки и бурлачество в искусстве

    , повесть-очерк «Подлиповцы» (1864) , картина «Бурлаки на Волге» (1873)
  • Лев Моисеевич Писаревский, скульптура «Бурлак» (гор. Рыбинск, 1977) , песня «Бурлак» («Русский альбом», 1992)

Изображения




Бурлаки на Волге, 1900-е .


См. также

Литература

    Мои скитания, Изд-во Вагриус, Москва, 2001 ISBN 5-264-00620-2
  • R. Martens, F. R. Loomeijer. Binnevaartschepen. Издательство de Alk (Нидерланды).

Ссылки

Примечания

  • Речной транспорт
  • История транспорта
  • История России
  • Устаревшие профессии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Бурлак" в других словарях:

бурлак — См. простолюдин … Словарь синонимов

БУРЛАК — БУРЛАК, бурлака (бурлака обл.), муж. Рабочий, который в артели тянет на бечеве суда вверх по реке. «Бурлаки в шалаше пробудилися.» И.Никитин. «То бурлаки идут бечевой.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БУРЛАК — БУРЛАК, а, муж. В старину: рабочий в артели, к рая вдоль берега против течения тянет суда бечевой. | прил. бурлацкий, ая, ое. Бурлацкая артель. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

бурлак — бурлак, род. бурлака, мн. бурлаки и устарелое бурлака, бурлаки. Например, у Н. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется То бурлаки идут бечевой» (Размышление у парадного подъезда) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Бурлак, С. А. — Светлана Анатольевна Бурлак (р. 12 июня 1969) российский лингвист, индоевропеист и автор общих работ по компаративистике и происхождению человеческого языка. Жена И. Б. Иткина. Кандидат филологических наук с 1995 года, старший научный сотрудник… … Википедия

Бурлак С. — Светлана Анатольевна Бурлак (р. 12 июня 1969) российский лингвист, индоевропеист и автор общих работ по компаративистике и происхождению человеческого языка. Жена И. Б. Иткина. Кандидат филологических наук с 1995 года, старший научный сотрудник… … Википедия

Бурлак С. А. — Светлана Анатольевна Бурлак (р. 12 июня 1969) российский лингвист, индоевропеист и автор общих работ по компаративистике и происхождению человеческого языка. Жена И. Б. Иткина. Кандидат филологических наук с 1995 года, старший научный сотрудник… … Википедия

БУРЛАК — Васка Бурлак, казачий пятидесятник (в Сибири). 1662. Доп. IV, 279. Ивашко Бурлак, якутский казачий пятидесятник. 1679. А. К. II, 614 … Биографический словарь

бурлак — рабочий на речных судах; крестьянин, отправляющийся на заработки; здоровенный парень; холостяк; бродяга ; укр. бурлак поденщик, бездомный, бродяга , польск. burɫak старовер, бродяга, здоровяк (из укр.). Толкование слова представляется… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

бурлак — Образовано от существительного бурло – крикун, шумный человек ; первоначально обозначало устройство для воспроизведения какого либо шума, крика. Вероятно, развитие значений шло следующим образом: крикун, буян, холостяк, ведущий разгульный образ… … Этимологический словарь русского языка Крылова

Памятник Бурлаки на Волге. Самара-2.jpg


Памятник "Бурлаки на Волге". Самара

Памятник Бурлаки на Волге. Самара-4.jpg

Памятник Бурлаки на Волге. Самара.jpg

Кто такие бурлаки, думаю, знают все. По крайней мере, картину Ильи Репина "Бурлаки на Волге" видели многие. Их быт и труд описан достаточно подробно. Меня же, как человека занимающегося историей Российской империи, заинтересовал вот какой момент. Если верить Википедии и прочим, тиражирующим это утверждение сайтам: "Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов". Сказано это как-то не определенно, подумал я, хотелось бы, конкретнее о том, когда же в Российской империи бурлачество, как явление, перестало существовать окончательно?

Для начала: "Первый русский пароход был построен на Неве в 1815 г. владельцем механико-литейного завода в Петербурге Карлом Бердом". Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. "Первый пароход в Волжском бассейне появился на Каме в июне 1816 г.". "В 40-х годах XIX в. появляются пароходы и на реках Сибири" (Источник).

Очень хорошо, подумал я. А к какому периоду относится картина Репина? Задумана в 1869 году, закончена в 1873, т.е. по прошествии 50 (!) с лишним лет после появления пароходов в Волжском бассейне. И за все это время бурлачество не исчезло?

В этой связи читаю:

"Картина Репина «Бурлаки на Волге», законченная в 1873 году, изображала уходящую натуру (как и строки Некрасова «Выдь на Волгу: чей стон раздается / Над великою русской рекой? / Этот стон у нас песней зовется — / То бурлаки идут бечевой!»), ибо золотой век волжского бурлачества был к тому времени далеко позади. Если в начале XIX века бурлаков в России насчитывалось до 600 000 человек, то уже к середине столетия их оставалось менее 150 000. Причем первыми вытеснять их начали не паровые двигатели, а лошади. Коноводные суда были первой попыткой заменить человека в качестве тягловой силы". (Источник)

Оцените красоту автоского слога - "изображала уходящую натуру"! Уходящую, но, как мы видим, по прошествии более чем полувека, так и не ушедшую!

"Как известно, после написания картины "Бурлаки" И.Е. Репин подвергся критике одного из министров:

"- Hy, cкaжитe, paди бoгa, кaкaя нeлeгкaя вac дepнyлa пиcaть этy нeлeпyю кapтинy? Вы, дoлжнo быть, пoляк. Hy кaк нe cтыднo - pyccкий. Дa вeдь этoт дoпoтoпный cпocoб тpaнcпopтoв мнoгo yжe cвeдeн к нyлю, и cкopo o нeм нe бyдeт и пoминy."

Говоря современным языком: "фальсифицируете Вы, Илья Ефимович, историю. Нет у нас таких пережитков, потому как докладывают, у нас - сплошная модернизация, паровозы и пароходы".

Это было в начале 1870-х. А в начале 1880-х Н.Боголюбов в “Истории корабля” посвящает бурлачеству целую статью, где указывает:

"Теперь, когда живую силу заменил пар, оно значительно ослабло, но нельзя сказать, чтобы совершенно исчезло. И теперь можно встретить бурлаков запряженных в лямки и тащащих за бечеву судно, сопровождая тягу заунывной песней больше для такта, по тем рекам, где не ходят пароходы, и на речках, удобных для сплава только при разливах, да и на больших реках оно еще не вывелось " (Источник)

О как, "не вывелись"! И это при том, что конкуренцию со стороны пароходов, к тому времени, бурлакам составляла и железная дорога, темпами строительства которой так любях хвастать господа французскобулочники. А они, "не вывелись"!

Так когда же они "вывелись"?

На некоторых фото, которые я привел в этом посте есть вполне точная датировка. Посмотрите и сделайте выводы сами.

Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент.jpg


Репин. "Бурлаки на Волге". Фрагмент

0_130a8d_5f797018_XXXL.jpg

225_-_kopiya.jpg

Бурлаки-3.jpg

Волга. Лямкой. Бурлак.jpg

Бурлак на Волге, 1904-1.jpg


Бурлак на Волге, 1904г.

Бурлаки на Ладожском канале, 1900 гг.jpg


Бурлаки на Ладожском канале, 1900 гг.

Отдыхающие бурлаки.jpg


Отдыхающие бурлаки

Бурлаки грузчики.jpg

Бурлаки на Вятке.jpg

". вот наступает 20—й век, век прогресса и технических революций, а бурлачество все существует. На фотографии 1910- года в лямку впряжены уже женщины.

Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре в Нижегородской губ. 1910.jpg


Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре в Нижегородской губернии. 1910г. Фотография начала XX в. фотографа З.З.Виноградова. Из фондов Государственного исторического музея в Москве.

Женщины-бурлачки тянут баржу на реке Суре в Нижегородской губ. 1910-2.jpg


К фото выше

Патриотически настроенный современник уверенно объясняет: выгодно это было мужику (ну и бабе – тем более), заработки, мол, были большие: “Пройдя с баржой от Царицына до Нижнего бурлак зарабатывал столько, что мог купить дом в деревне.”

То, что заработок бурлака был большим для мужика – правда. Тут и Репина в качестве свидетеля можно использовать. Вспоминает он, как его поразила фраза одного из мужиков, признался, что 20-ти рублей ему бы хватило на всю жизнь.

“Heвoльнo дyмaлocь: "Kaкoв бюджeт y этиx бoбылeй. Двaдцaть pyблeй - тaк этo кaпитaл eмy нa вcю жизнь, дa и тoт oн зapыл бы в зeмлю, дa тaк и yмep бы, никoмy нe oткpыв cвoeгo клaдa". И.Е.Репин “Далекое близкое”

А вот какой резон был платить хозяину такие суммы, если содержание лошадей обходилось намного меньше, чем цена домиков в деревне? Вот с этим явная нестыковка.

Хотя, на мой взгляд , ответ – на поверхности – человеческий труд был намного дешевле, чем лошадиный, а бабий труд – еще дешевле.

“Доля бурлака, как видит читатель, не завидная,— труд зачастую не по силам, труд бессмысленный, притупляющий умственные способности, всякого рода лишения и в будущем та же нужда, какая была и при начале”- свидетельствует Боголюбов в конце своей статьи.

Почему же не заработать было мужикам-босякам на домик в деревне? Да потому, что цена рабочей силы зависела от предложения, а желающих заработать на таких работах по всей России было в избытке. Вот и женщины уже стали составлять конкуренцию, сбивая цены солидным артельным мужикам. Женщины, как правило, оплачивались (и соглашались на такую оплату) еще меньше, чем мужчины." (Источник)

Сибирская женская каторга. Бурлачки за работой 1903 г.jpg


Сибирская женская каторга. Бурлачки за работой 1903 г.

Бурлаки на Енисее. 80-90-е годы.jpg


Бурлаки на Енисее. 80-90-е годы XIX века

Енисейская губерния. Начало века.jpg


Енисейская губерния. Начало века

Бурлак-крестьянин И. Гусаров.jpg


Бурлак-крестьянин И. Гусаров

Получается, что бурлачество просуществовало вплоть до революции. Иначе, зачем было запрещать то, чего уже не существовало?

Бурлаки. Нидерланды.jpg


Бурлаки. Нидерланды. Фото, предположительно, довоенное

Почти бурлачка.jpg


Тоже Нидерланды

Бурлаки на Янцзы. Китай. Послевоенное (1946-50).jpg


Бурлаки на Янцзы. Китай. Послевоенное (1946-50гг.)

Почти бурлаки.jpg

Почти как "бурлаки на Волге". но, думается мне, это не Самарская губерния.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: