Как называлась передача церковного имущества в государственную собственность при петре 1

Обновлено: 25.04.2024

Церковная реформа Екатерины II – это реформа, проведенная с целью передачи церковных владений государству, упразднения некоторых монастырей и определения содержания для епархий и обителей.

Предыстория и причины реформы

Долгое время институт Церкви играл огромную роль в жизни общества и государственном управлении. В XVII в. патриарх занимал очень высокое положение, пытаясь даже оказывать влияние на государственные дела. Это иногда пресекалось правителями (как в случае с деятельностью патриарха Никона), но в любом случае, глава Церкви имел огромную власть в своей сфере, пользуясь фактической автономностью. Тогда Церковь не зависела от государства, имела свои владения, свои доходы, могла принимать какие-то свои законы. Патриарх же пользовался большим авторитетом в народе, что вкупе с стремлением церковников «влезть» в управление государством, было основными причинами противостояния светской и церковной власти. В XVIII в. светская власть начинает вести активные действия по лишению церкви ее власти. Начало было положено Петром I, который, создав Синод в 1721 г., фактически включил церковь в аппарат управления государством.

Екатерина II во многом продолжала политику Петра, что видно и на примере взаимоотношений с Церковью.

28 февраля (8 марта) 1764 г. императрица выпускает Манифест о секуляризации монастырских земель, что определило имущественное-правовое положение Русской церкви.

Секуляризация (от лат. Saecularius – мирской) – это передача церковных земель в государственную собственность. Это определение появилось в XVII в., однако изъятие церковных земель происходило и раньше – в эпоху Реформации и первых буржуазных революций; массовая передача церковных земель государству происходила в XVI в. в Англии и Нидерландах.

В России секуляризацию пытался проводить еще Петр I, так ка он полагал, что церковные земли используются не по назначению и не должным образом, принося совершенно мало пользы. Он упразднил льготные права обителей, а после создания Монастырского приказа, их доходы перешли в ведение государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Причинами, почему Екатерина II решила провести секуляризацию церковных земель, стало стремление:

  • сократить площадь огромных белых (не платившие налог в казну) земель;
  • использовать изъятые земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Главные принципы реформы

Еще при вступлении на престол Екатерина II назвала святотатством изданный Петром III «Манифест о секуляризации церковных земель» об изъятии владений храмов, монастырей и епархий. Но вскоре поменяла своей мнение: уже в 1763 г. она изменила систему управления церковными вотчинами. Теперь средства, получаемые с них, шли на содержание архиерейских домов, домов инвалидов, содержание училищ. Тогда же была создана Особая комиссия для изучения истинного положения дел, которая сформировала проект передачи монастырских земель в пользу государству.

Основными положениями Манифеста, выпущенного Екатериной в 1762 г. стали:

  • все храмовые земли с крестьянами на них (их было около 910 тыс. человек) перешли в ведение Коллегии экономии;
  • монастырские крестьяне получили личную свободу и стали называться «экономическими» (позже были переведены в государственных крестьян);
  • экономическим крестьянам оброк и барщина были заменены на подушный оклад (около 1,5 рубля размером), который шел непосредственно в казну через коллегию экономии;
  • на содержание монастырей, приходов и епархий отныне выделялась фиксированная сумма – 404 тыс. руб. в год.

Действие реформы по стране было неравномерным: некоторые области вообще не были ею затронуты до определенного периода. Так, только к 1780-м гг. эта реформа распространила свое действие по Черниговской, Киевской, Новгород-Северской, а еще позже по Курской, Воронежской, Екатеринославской. После ликвидации Коллегии экономии бывшие земли монастырей окончательно были закреплены за казной.

Эти преобразования по очевидным причинам вызвали недовольство духовенства. Знаменитым противником реформы являлся Арсений Мациевич, митрополит Сибирский, член Святейшего Синода. Он активно отстаивал автономность русской православной церкви от государственной власти, угрожая правительству анафемой. По приказанию Екатерины II его лишили сана, а затем отправили в Ферапонтов монастырь в Белоозере. Екатерина боялась, что его деятельность окажет влияние на народное сознание, поэтому его иногда перевозили из одного монастыря в другой. В заключении же он получил новое имя «Андрей Враль», а скончался в Ревельской крепости. Расправившись с противниками реформы, императрица укрепила свой авторитет.

Итоги реформы

В это время значительно изменилась жизнь духовенства. Содержание реформы вынудило поменять монастырские уставы. Нравственный авторитет духовенства начал снижаться, а из-за обеднения некоторые монастыри и вовсе опустели.

Таким образом, С 1764 г. устанавливались новые материально-правовые взаимоотношения между государственной властью и Русской православной церковью, который сохраняли свой статус фактически до 1917 г. Екатерина II в результате своей реформы произвела радикальный переворот церковной системы, одновременно значительно увеличив доход в государственную казну. В концу ее правления этот доход составлял почти 4 млн руб., из которых церкви доставалась лишь восьмая часть. На этих цифрах можно примерно проследить, как сильно это изменило жизнь духовенства и церковные доходы. Несмотря на обещание правительства заниматься благотворительностью к духовенству, происходило в реальности это редко.

Екатерина II, как можно ошибочно подумать, не выступала против православия как религии, но полагала, что духовенство не должно иметь абсолютную экономическую независимость. В этом случае оно имело бы право вмешиваться в государственные дела и диктовать свои условия в вопросах проводимой политики. При Александре I контроль за Церковью был ослаблен, и духовенство получило право покупать пустующие земли для монастырей.

СЕКУЛЯРИЗА́ЦИЯ 1764, в Рос. им­пе­рии пе­ре­да­ча в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва цер­ков­ных не­дви­жи­мых вла­де­ний и кре­сть­ян. Яви­лась за­вер­ше­ни­ем про­цес­са со­кра­ще­ния иму­ществ. прав ду­хо­вен­ст­ва, ко­то­рый раз­ви­вал­ся по ме­ре ста­нов­ле­ния цен­тра­ли­зов. го­су­дар­ст­ва, ук­ре­п­ле­ния вер­хов­ной вла­сти и фор­ми­ро­ва­ния аб­со­лю­тиз­ма. Не­по­средств. при­чи­ны С.: не­воз­мож­ность на­ла­дить сбор точ­ных све­де­ний о раз­ме­рах до­хо­дов ду­хов­ных вот­чин и, со­от­вет­ст­вен­но, про­ве­рить пра­виль­ность уп­ла­ты ими на­ло­гов; не­ма­лые сум­мы де­нег в ви­де ру­ги, вы­де­ляе­мые из каз­ны в поль­зу без­вот­чин­ных мо­на­сты­рей; по­сто­ян­ный де­фи­цит бюд­же­та стра­ны, воз­рос­ший в свя­зи с рас­хо­да­ми, по­не­сён­ны­ми Рос­си­ей в хо­де Се­ми­лет­ней вой­ны 1756–63; мас­со­вые вол­не­ния цер­ков­ных кре­сть­ян, стре­мив­ших­ся ос­во­бо­дить­ся от вот­чин­ной за­ви­си­мо­сти и до­бить­ся ста­ту­са гос. кре­сть­ян. Про­ект се­ку­ля­ри­зац. ре­фор­мы под­го­тов­лен в со­от­вет­ст­вии с ука­зом имп. Ека­те­ри­ны II от 27.11(8.12).1762 Ко­мис­си­ей о цер­ков­ных име­ни­ях (фак­тич. ру­ко­во­ди­тель – Г. Н. Те­п­лов ) со­вме­ст­но с Кол­ле­ги­ей эко­но­мии (см. Эко­но­мии кол­ле­гии ). Им­пе­ра­т­ри­ца одоб­ри­ла про­ект и 26.2(8.3).1764 под­пи­са­ла ма­ни­фест о С. цер­ков­ных име­ний. Мо­на­стыр­ские зем­ли с на­се­ляв­ши­ми их кре­сть­я­на­ми пе­ре­да­ва­лись в ве­де­ние и управ­ле­ние Кол­ле­гии эко­но­мии и ста­ли счи­тать­ся «эко­но­ми­че­ски­ми». В быв. цер­ков­ные вот­чи­ны бы­ли на­прав­ле­ны чи­нов­ни­ки – эко­но­мич. упра­ви­те­ли (с 1770, на­ря­ду с кол­ле­ги­ей, под­чи­ня­лись ре­гио­наль­ным Эко­но­мич. прав­ле­ни­ям). Епар­хии и мо­на­сты­ри пе­ре­ве­ли на ка­зён­ное со­дер­жа­ние, ко­то­рое в це­лом поч­ти вос­пол­ня­ло ущерб круп­ных мо­на­сты­рей, по­не­сён­ный от С. Боль­шин­ство мо­на­сты­рей бы­ло уп­разд­не­но, их иму­ще­ст­во под­ле­жа­ло про­да­же с тор­гов. Кре­сть­я­не об­ла­га­лись еже­год­ным об­ро­ком (1,5 руб.) с ду­ши муж­ско­го по­ла в поль­зу каз­ны; бар­щи­ну в поль­зу го­су­дар­ст­ва не не­сли. В ито­ге С. в гос. соб­ст­вен­ность пе­ре­шли 8,5 млн. де­с. (ок. 9,3 млн. га) зем­ли и св. 910 тыс. душ кре­сть­ян муж­ско­го по­ла. В 1786–88 се­ку­ля­ри­зац. ре­фор­ма про­во­ди­лась в Ки­ев­ском, Нов­го­род-Се­вер­ском и Чер­ни­гов­ском на­ме­ст­ни­че­ст­вах.

Секуляризацией называют изъятие государством церковной собственности.

В России секуляризация была болезненным вопросом на протяжении всего $XVIII$ в. Однако Екатерина II, действовавшая с оглядкой на запад, все же провела ее. В европейской политике Просвещенного абсолютизма секуляризация была обязательным моментом и проводилась жестко.

Помимо желания идти в ногу со временем для проведения секуляризации в Российской империи были и более объективные причины, а именно желание наполнить казну, ведь церковь обладала слишком большим количеством земли, освобожденной от налога.

Ну и кроме того, разнообразные излишества, не раз становившиеся причиной социальных всплесков, не соответствовали религиозному принципу нестяжательства.

Еще Елизавета Петровна началась подготовкой этой болезненной для многих реформы в $1757$ г. После ее смерти, Пётр III повелел процесс разработки реформы ускорить и издал указ о передаче недвижимых церковных имуществ в ведомство Сената и о прекращении дотирования монастырей, которые не в силах себя обеспечивать.

Ход реформы

Заняв трон путем переворота, Екатерина II сначала оставила вопрос о секуляризации, т.к. пыталась использовать духовенство в своих целях. Но монастырских крестьян, страдавших от обилия несправедливых повинностей, было не остановить, начались волнения. Кроме того, дворянство, главная опора императрицы, также не скрывало положительного отношения к секуляризации, т.к. понимало важность наполнения казны.

В результате, в конце $1762$ г. вновь была создана комиссия по рассмотрению этой проблемы.

Отметим при этом, что духовенство уже не имело политической силы, как ранее, например, еще в $XVII$ в. Никто из иерархов, несмотря на горечь и возмущение от проекта реформы, не выступил против нее. Только архиепископ Ростова Арсений Мацеевич сравнил в этой связи Екатерину II с Иудой.

Готовые работы на аналогичную тему

$26$ февраля $1764$ года императрицей Екатериной II был издан указ о церковных владениях. Он предусматривал следующее:

  • Передача всех имений Священного Синода, монастырей и приходов государственной Коллегии экономии.
  • Отстранение церковных учреждений от управления имениями, монастырями и приходами.
  • Поручение крестьян, проживавших в церковных имениях, в ведение Коллегии экономии. Такие крестьяне стали именоваться «экономическими» и с $1764$ года обязаны были платить по $1,5$ руб. подушного оклада в государственную казну.
  • Выделение определенной суммы Коллегией экономии для содержания церковных учреждений. Монастыри и епархии разделялись на три класса по уровню данного содержания.

Так, в ходе секуляризационной реформы были упразднены $418$ монастырей, $226$ монастырей стали получать от государства деньги на содержание, еще $310$ монастырей должны были существовать на добровольные пожертвования. Такие монастыри назывались заштатные (монастыри за штатом).

После выхода следующего распоряжения $31$ марта $1764$ года, заштатные монастыри также были разделены на три класса: $20$ монастырей – первого класса, $56$ монастырей – второго и $85$ – третьего, и существовали за счет добровольных приношений или небольшой земли, обрабатываемой монахами лично. Остальные $149$ монастырей упразднились.

Последствия реформы

Финансовое положение монастырей стало определяться делением на штаты и классы, что привело к появлению разных типов как монастырей, так и самих монахов. Финансирование штатных монастырей было слишком мало, но настоятели не решались сообщать это Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Из-за финансовых проблем приходилось сокращать число монахов, и монастыри стали разрушаться и безлюдеть.

Церковная реформа Екатерины II – это реформа, проведенная с целью передачи церковных владений государству, упразднения некоторых монастырей и определения содержания для епархий и обителей.

Предыстория и причины реформы

Долгое время институт Церкви играл огромную роль в жизни общества и государственном управлении. В XVII в. патриарх занимал очень высокое положение, пытаясь даже оказывать влияние на государственные дела. Это иногда пресекалось правителями (как в случае с деятельностью патриарха Никона), но в любом случае, глава Церкви имел огромную власть в своей сфере, пользуясь фактической автономностью. Тогда Церковь не зависела от государства, имела свои владения, свои доходы, могла принимать какие-то свои законы. Патриарх же пользовался большим авторитетом в народе, что вкупе с стремлением церковников «влезть» в управление государством, было основными причинами противостояния светской и церковной власти. В XVIII в. светская власть начинает вести активные действия по лишению церкви ее власти. Начало было положено Петром I, который, создав Синод в 1721 г., фактически включил церковь в аппарат управления государством.

Екатерина II во многом продолжала политику Петра, что видно и на примере взаимоотношений с Церковью.

28 февраля (8 марта) 1764 г. императрица выпускает Манифест о секуляризации монастырских земель, что определило имущественное-правовое положение Русской церкви.

Секуляризация (от лат. Saecularius – мирской) – это передача церковных земель в государственную собственность. Это определение появилось в XVII в., однако изъятие церковных земель происходило и раньше – в эпоху Реформации и первых буржуазных революций; массовая передача церковных земель государству происходила в XVI в. в Англии и Нидерландах.

В России секуляризацию пытался проводить еще Петр I, так ка он полагал, что церковные земли используются не по назначению и не должным образом, принося совершенно мало пользы. Он упразднил льготные права обителей, а после создания Монастырского приказа, их доходы перешли в ведение государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Причинами, почему Екатерина II решила провести секуляризацию церковных земель, стало стремление:

  • сократить площадь огромных белых (не платившие налог в казну) земель;
  • использовать изъятые земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Главные принципы реформы

Еще при вступлении на престол Екатерина II назвала святотатством изданный Петром III «Манифест о секуляризации церковных земель» об изъятии владений храмов, монастырей и епархий. Но вскоре поменяла своей мнение: уже в 1763 г. она изменила систему управления церковными вотчинами. Теперь средства, получаемые с них, шли на содержание архиерейских домов, домов инвалидов, содержание училищ. Тогда же была создана Особая комиссия для изучения истинного положения дел, которая сформировала проект передачи монастырских земель в пользу государству.

Основными положениями Манифеста, выпущенного Екатериной в 1762 г. стали:

  • все храмовые земли с крестьянами на них (их было около 910 тыс. человек) перешли в ведение Коллегии экономии;
  • монастырские крестьяне получили личную свободу и стали называться «экономическими» (позже были переведены в государственных крестьян);
  • экономическим крестьянам оброк и барщина были заменены на подушный оклад (около 1,5 рубля размером), который шел непосредственно в казну через коллегию экономии;
  • на содержание монастырей, приходов и епархий отныне выделялась фиксированная сумма – 404 тыс. руб. в год.

Действие реформы по стране было неравномерным: некоторые области вообще не были ею затронуты до определенного периода. Так, только к 1780-м гг. эта реформа распространила свое действие по Черниговской, Киевской, Новгород-Северской, а еще позже по Курской, Воронежской, Екатеринославской. После ликвидации Коллегии экономии бывшие земли монастырей окончательно были закреплены за казной.

Эти преобразования по очевидным причинам вызвали недовольство духовенства. Знаменитым противником реформы являлся Арсений Мациевич, митрополит Сибирский, член Святейшего Синода. Он активно отстаивал автономность русской православной церкви от государственной власти, угрожая правительству анафемой. По приказанию Екатерины II его лишили сана, а затем отправили в Ферапонтов монастырь в Белоозере. Екатерина боялась, что его деятельность окажет влияние на народное сознание, поэтому его иногда перевозили из одного монастыря в другой. В заключении же он получил новое имя «Андрей Враль», а скончался в Ревельской крепости. Расправившись с противниками реформы, императрица укрепила свой авторитет.

Итоги реформы

В это время значительно изменилась жизнь духовенства. Содержание реформы вынудило поменять монастырские уставы. Нравственный авторитет духовенства начал снижаться, а из-за обеднения некоторые монастыри и вовсе опустели.

Таким образом, С 1764 г. устанавливались новые материально-правовые взаимоотношения между государственной властью и Русской православной церковью, который сохраняли свой статус фактически до 1917 г. Екатерина II в результате своей реформы произвела радикальный переворот церковной системы, одновременно значительно увеличив доход в государственную казну. В концу ее правления этот доход составлял почти 4 млн руб., из которых церкви доставалась лишь восьмая часть. На этих цифрах можно примерно проследить, как сильно это изменило жизнь духовенства и церковные доходы. Несмотря на обещание правительства заниматься благотворительностью к духовенству, происходило в реальности это редко.

Екатерина II, как можно ошибочно подумать, не выступала против православия как религии, но полагала, что духовенство не должно иметь абсолютную экономическую независимость. В этом случае оно имело бы право вмешиваться в государственные дела и диктовать свои условия в вопросах проводимой политики. При Александре I контроль за Церковью был ослаблен, и духовенство получило право покупать пустующие земли для монастырей.

Секуляризацией называют изъятие государством церковной собственности.

В России секуляризация была болезненным вопросом на протяжении всего $XVIII$ в. Однако Екатерина II, действовавшая с оглядкой на запад, все же провела ее. В европейской политике Просвещенного абсолютизма секуляризация была обязательным моментом и проводилась жестко.

Помимо желания идти в ногу со временем для проведения секуляризации в Российской империи были и более объективные причины, а именно желание наполнить казну, ведь церковь обладала слишком большим количеством земли, освобожденной от налога.

Ну и кроме того, разнообразные излишества, не раз становившиеся причиной социальных всплесков, не соответствовали религиозному принципу нестяжательства.

Еще Елизавета Петровна началась подготовкой этой болезненной для многих реформы в $1757$ г. После ее смерти, Пётр III повелел процесс разработки реформы ускорить и издал указ о передаче недвижимых церковных имуществ в ведомство Сената и о прекращении дотирования монастырей, которые не в силах себя обеспечивать.

Ход реформы

Заняв трон путем переворота, Екатерина II сначала оставила вопрос о секуляризации, т.к. пыталась использовать духовенство в своих целях. Но монастырских крестьян, страдавших от обилия несправедливых повинностей, было не остановить, начались волнения. Кроме того, дворянство, главная опора императрицы, также не скрывало положительного отношения к секуляризации, т.к. понимало важность наполнения казны.

В результате, в конце $1762$ г. вновь была создана комиссия по рассмотрению этой проблемы.

Отметим при этом, что духовенство уже не имело политической силы, как ранее, например, еще в $XVII$ в. Никто из иерархов, несмотря на горечь и возмущение от проекта реформы, не выступил против нее. Только архиепископ Ростова Арсений Мацеевич сравнил в этой связи Екатерину II с Иудой.

Готовые работы на аналогичную тему

$26$ февраля $1764$ года императрицей Екатериной II был издан указ о церковных владениях. Он предусматривал следующее:

  • Передача всех имений Священного Синода, монастырей и приходов государственной Коллегии экономии.
  • Отстранение церковных учреждений от управления имениями, монастырями и приходами.
  • Поручение крестьян, проживавших в церковных имениях, в ведение Коллегии экономии. Такие крестьяне стали именоваться «экономическими» и с $1764$ года обязаны были платить по $1,5$ руб. подушного оклада в государственную казну.
  • Выделение определенной суммы Коллегией экономии для содержания церковных учреждений. Монастыри и епархии разделялись на три класса по уровню данного содержания.

Так, в ходе секуляризационной реформы были упразднены $418$ монастырей, $226$ монастырей стали получать от государства деньги на содержание, еще $310$ монастырей должны были существовать на добровольные пожертвования. Такие монастыри назывались заштатные (монастыри за штатом).

После выхода следующего распоряжения $31$ марта $1764$ года, заштатные монастыри также были разделены на три класса: $20$ монастырей – первого класса, $56$ монастырей – второго и $85$ – третьего, и существовали за счет добровольных приношений или небольшой земли, обрабатываемой монахами лично. Остальные $149$ монастырей упразднились.

Последствия реформы

Финансовое положение монастырей стало определяться делением на штаты и классы, что привело к появлению разных типов как монастырей, так и самих монахов. Финансирование штатных монастырей было слишком мало, но настоятели не решались сообщать это Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Из-за финансовых проблем приходилось сокращать число монахов, и монастыри стали разрушаться и безлюдеть.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: