Как называется высший судебный орган

Обновлено: 17.04.2024

Верховный суд — высший судебный орган во многих странах мира, а также на отдельных территориях (например, в штатах США или республиках РФ).

Полномочия Верховного суда определяет законодательство того государства, в котором он учреждён. В России это высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, которые рассматривают суды общей юрисдикции и арбитражные суды (ст. 126 Конституции).

Также Верховный суд РФ ведёт судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитража и даёт разъяснения по вопросам судебной практики и обобщает её.

Проще говоря, если вы в поисках справедливости готовы пройти все судебные инстанции, то ключевой точкой этого пути будет Верховный суд. Соберётся коллегия судей, они изучат все решения нижестоящих судов — и либо прекратят дело, либо отправят его на пересмотр в первую инстанцию. При этом коллегия обратит внимание нижестоящих судей на то, что те упустили тот или иной существенный момент.

Пример употребления на «Секрете»

«Верховный суд России призвал учитывать бедность подсудимого при назначении ему наказания. Судьи рассмотрели дело сигаретного контрабандиста, который нарушил закон из-за тяжёлого положения в семье — заболеваний у малолетних детей и престарелых родителей. В итоге ему заменили реальный срок в колонии на условный».

Ошибки в употреблении

Верховный суд России не стоит путать с Конституционным судом — судебным органом, основная функция которого — проверять законы и международные договоры на соответствие российской Конституции. Конституционный суд — относительно небольшой орган. После принятия поправок к основному закону РФ в 2020 году он может насчитывать от 8 до 11 судей, включая председателя и его заместителя (раньше судей могло быть 19).

Нюансы

Российская судебная система имеет следующую структуру:

  • первичное звено (мировые судьи);
  • основное (районные суды, гарнизонные военные суды, арбитражные суды субъектов Федерации);
  • первое промежуточное (верховные суды республик, областные, краевые и приравненные к ним суды);
  • второе промежуточное (апелляционные суды общей юрисдикции, апелляционный военный суд, окружные арбитражные суды);
  • третье промежуточное (кассационный суд общей юрисдикции, кассационный военный суд) и
  • высшее звено (Верховный суд России).

Отдельно стоят конституционные суды российских регионов (рассматривают соответствие законов местной конституции) и Конституционный суд РФ.

Региональные верховные суды встречаются в России только в республиках. Они имеют такие же полномочия, как и областные, краевые и прочие высшие суды субъектов РФ. Примеры равных по полномочиям судов: Верховный суд Республики Татарстан, Верховный суд Республики Марий Эл, Челябинский областной суд, Краснодарский краевой суд, Московский городской суд, Санкт-Петербургский городской суд. Все они будут вышестоящими для районных судов, действующих на территории региона, и нижестоящими по отношению к Верховному суду РФ.

В основном Верховный суд России выносит решения по делам, которые уже рассмотрели нижестоящие судебные инстанции. Но некоторые дела сразу поступают в судебную коллегию Верховного суда:

Уголовные дела в отношении депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, судей федерального суда по их ходатайству.

  • об оспаривании указов и распоряжений президента, правительства; законов, принятых парламентом;
  • об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;
  • о приостановке деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, религиозных организаций и другие.

Решения по гражданским и уголовным делам, которые коллегия Верховного суда РФ рассмотрела по первой инстанции, стороны могут обжаловать в кассационном порядке в кассационную коллегию Верховного суда, а в надзорном — в президиум ВС.

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации" (извлечение)

Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

I. ВЕРХОВНЫЙ СУД (ВС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

К судам общей юрисдикции наряду с Верховным Судом Российской Федерации причисляются:

1. Районные суды – являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации.

3. Военные суды в Российской Федерации это – федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба

II. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) - высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

III. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Его демократизм находит выражение, прежде всего в:

обеспечении в нем народовластия;
разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную;
идеологическом и политическом многообразии;
предоставлении гражданам политических прав и свобод.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами. Его важнейшим принципом является верховенство права.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация провозглашается социальным государством (ст. 7). Осуществление социальной функции государства предполагает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

До декабря 2005 г. Российская Федерация имела в своем составе 89 субъектов,в н/вр.- 83

В Конституции указывается, что Российская Федерация является светским государством (ст. 14). Это значит, что в ней религиозные объединения отделены от государства, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

- Президент Российской Федерации,

- Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА является ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ. Полномочия Президента РФ подразделяются на:

полномочия в области государственного управления

в сфере законодательной деятельности

в судебной области

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
♦ избирается прямым всенародным голосованием на 5 лет, но не более двух сроков подряд;
♦ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
♦ принимает меры по охране суверенитета РФ ее независимости и государственной целостности;
♦ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, государст. власти;
♦ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
♦ представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;
♦ является главнокомандующим Вооруженными силами страны;
♦ назначает Председателя правительства с согласия Государственной Думы, а также назначает и освобождает от должности заместителей Председателя правительства, федеральных министров, руководителей комитетов и ведомств;
♦ руководит деятельностью правительства и принимает решение об его отставке;
♦ обладает правом законодательной инициативы, активно участвует в законодательном процессе.;
♦ в особых случаях может обратиться непосредственно к народу, а также объявить о референдуме по отдельным вопросам законодательной деятельности и таким образом решить вопросы, минуя рассмотрение их в парламенте. Президент сам издает большое количество нормативных актов (указов, реорганизационных актов, распоряжений и др.);
♦ возглавляет Совет Безопасности России. Глава государства утверждает военную доктрину, обладает правом объявления чрезвычайного положения и использования вооруженных сил за пределами территории страны по решению Совета Федерации и т.д.


ВЫСШИМ ОРГАНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ в Российской Федерации является парламент - ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, состоящее из двух палат :

Они осуществляют законодательные функции, рассматривают и решают важнейшие государственные вопросы, формируют другие высшие государственные органы (правительство, судебные органы и т.п.) и имеют право контроля за деятельностью всего государственного аппарата.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Совет Федерации Государственная Дума
формируется путем делегирования 2 представителей от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти (это составляет 178 делегатов) избирается прямым всеобщим голосованием по пропорциональной системе; состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной основе с 4-летним сроком полномочий

ВОПРОСЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ВЕДЕНИЮ ПАЛАТ

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
♦ о назначении на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора и освобождение от неё;
♦ утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения;
♦ решение вопросов об использовании Вооруженных сил за пределами страны;
♦ назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности и др.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
♦ принимает законодательные акты;
♦ дает согласие президенту на назначение Председателя Правительства (однако полномочия парламента по вопросу формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью ограничены - Президент может распустить Госдуму, если последняя 3 раза подряд отклонила кандидатуру на должность Председателя Правительства);
♦ решает вопрос о доверии Правительству (при повторном выражении Думой недоверия Правительству Президент в течение 3 месяцев вправе принять решение либо об отставке Правительства, либо о роспуске нижней палаты);
♦ назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ;
♦ выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и др.
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального Собрания образуют Счетную палату.
Помимо Президента правом законодательной инициативы наделено значительное количество субъектов политической системы - это Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство, представительные органы власти субъектов Федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.

Система федеральных органов исполнительной власти включает Правительство Российской Федерации

♦ заместители председателя правительства

Высшими органами судебной власти в России выступают:

♦ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, состоящий из 19 судей:
• дает толкование Конституции,
• рассматривает дела о соответствии Конституции России федеральных законов, нормативных актов, а также законов и актов субъектов Российской Федерации;
• разрешает споры о компетентности между органами государственной власти;
• дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ.
♦ ВЕРХОВНЫЙ СУД является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции.
♦ ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
♦ Законодательные органы субъектов федерации , обладающих правом законодательной инициативы, и представительные органы местного самоуправления. По своему характеру это органы парламентского типа. Это помимо профессионального состава (работы депутатов на постоянной основе) и постоянного характера работы означает, что собрание представителей (дума, муниципальный комитет, городское собрание и др.) свободно от воздействия на них вышестоящих органов власти. Представительные органы в пределах своей компетенции обсуждают и принимают решения по вопросам развития данного территориального сообщества, осуществляют контроль за работой местных органов исполнительной власти и судов соответствующей ступени.
♦ Органы местной исполнительной власти определяются населением самостоятельно для решения вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Главы местной администрации (мэр, губернатор) избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения.
♦ Кроме собственной компетенции органы местного самоуправления могут выполнять некоторые государственные функции, под исполнение которых должны передаваться необходимые материальные и финансовые ресурсы. Передача функций должна носить договорной характер между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Структура правительства России
Председатель правительства
35 служб, 28 агентств и 1 комитет 18 министерств Заместитель председателя правительства
81 федеральный орган власти

Существующая система
Выборы - избиратели
Президента РФ Представляет кандидатуру (ы) Федеральное собрание Госдуму – 450 депутатов Субъект федерации Законодательное собрание
Правительство Главу региона
Председателя правительства утверждает
министры Совет Федерации – 178 сенаторов по 1 представителю от
Судьи Верховного, Конституционного, Высшего арбитражного судов Генпрокурор назначает законодательной и исполнительной власти
По новому законодательству
Выборы - избиратели
Президента РФ Федеральное собрание Госдуму – 450 депутатов Субъект федерации Законодательное собрание
Пропорциональная система выборов по партспискам** Утверждает в течение 14 дней
Представляет кандидатуру за 35 дней до срока истечения полномочий главы Главу региона*
региона =>
Представляет кандидатуру (ы)
Правительство
Председателя правительства утверждает
министров Совет Федерации – 178 сенаторов по 1 представителю
Судьи Верховного, Конституционного, Высшего арбитражного судов Генпрокурор назначает от законодательной и исполнительной власти

*ранее глава региона избирался на региональных выборах

** ранее действовала смешанная система выборов : 225 депутатов избирались по партспискам, 225 – по одномандатным округам.

Верховный Суд является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Компетенция Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

· рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

· изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

· осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

· осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

При Верховном Суде РФ сформированы Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

Состав и структура Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ действует в составе Председателя, заместителей Председателя, судей и аппарата суда.

Председатель Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

· организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

· созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях;

· созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;

· может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

· распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ;

· руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда РФ;

· ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

· осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Председатели Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ:

· председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;

· образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в заседаниях судебных коллегий;

· осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

· представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельности коллегий;

· вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

· организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;

· осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Структуру Верховного Суда РФ образуют:

· Пленум Верховного Суда РФ;

· Президиум Верховного Суда РФ;

· Судебная коллегия по гражданским делам;

· Судебная коллегия по уголовным делам;

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, 12 членов из числа судей Верховного Суда РФ и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Рассмотрение дел в Кассационной коллегии Верховного Суда РФ осуществляется судебными составами. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

Полномочия Кассационной коллегии Верховного Суда РФ:

· рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции;

· рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Рассмотрение судебных дел Кассационной коллегией Верховного Суда РФ осуществляется в соответствии с ГПК и УПК.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ – Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ – утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Полномочия судебных коллегий Верховного Суда РФ:

· рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: