Как называется суда запорожских казаков

Обновлено: 24.04.2024

Исторический фантаст Грушевский после гибели Галицко-Волынской “Державы” ниточку преемственности украинской государственности протащил к Запорожским казакам, прозрачно намекая на то, что традиции и слава Киевской Руси возродились в козацкой “державе”.
Запорожскими козачками на Украине принято гордиться, особенно их свободолюбивым и независимым духом, который напрочь “отсутствует” в тоталитарной ордынской Московии. На этом и стоит тезис о превосходстве украинской нации над русской, к которому в последнее время добавилось еще утверждение о преобладающих финно-угорских корнях русского народа в отличие от украинских славянских.
Русские – финно-угорские рабы с татарской примесью, украинцы – свободолюбивые славяне. Вот вам и главнейшая необходимая предпосылка нацизма. В данном случае украинского.
Если Гитлер говорил о неполноценных славянах, то вся украинская блогосфера и СМИ так и пышут едва прикрытыми утверждениями о неполноценности финно-угорских “московитов”. Тут необходимо заметить, что “обратки” в виде утверждений о неполноценности украинцев со стороны русского народа не последовало, что делает ему честь, и только подчеркивает принципиальную невозможность нацизма в России.
Несколько сот отморозков не в счет, в семье, как говорится, не без урода.
В Украине же совсем иное дело. Семена нацизма дали потрясающие всходы. И тут дело даже не в неподавленной Советами галичанской ОУН-УПА. С Галичиной давно все ясно, потрясает популярность нацистских идей в Центральной и даже Юго-Восточной Украине, что говорит о готовности этих территорий к подобному повороту событий. Что сподвигло - то? Уж не козацкие ли традиции часом, которыми на Украине так гордятся? Галичина уж точно к запорожскому казачеству отношения никакого не имела.

Первые упоминания о запорожских козаках восходят к концу 15-го – началу 16 века. Спустя 150 лет после утраты государственности в Галицко-волынском княжестве. О какой тут преемственности можно говорить? Да и сам вопрос, откуда взялись запорожские казаки, до сих пор остается открытым. Уж слишком много тюркизмов в языке, одежде, образе жизни и менталитете. Меня, например, до сих пор занимает вопрос: ”Куда подевался такой многочисленный народ, как половцы ?”
Ну, часть отступила в Венгрию под натиском монголов и там ассимилировалась, но большая то часть осталась в Золотой Орде. Их потомками считают Крымских татар, но уж больно народ малочисленный, а, если вспомнить, мобилизационный ресурс половцев был сопоставим с мобилизационным ресурсом Древнерусских княжеств, да и путают прародителей Крымских с Кыпчаками. Сегодня украинские патриоты, воюющие в составе добровольческих батальонов в Донбассе против ДНР и ЛНР, заявляют, что отстаивают от агрессора “исконно украинские земли”. Но эти земли не так давно, всего каких то 200 лет назад, еще были слабозаселенной «Дикой степью», на которой жили в домонгольскую эпоху половцы (битва князя Игоря с половцами, того самого, из слова о Полку.. происходила как раз в районе Луганска), а потом эта территория входила в Золотую Орду. Не зов ли предков бурлит в крови этих современных наследников свободолюбивого козачества?
Версий о происхождении запорожских козаков много. Ни одна из них не доказана! Самое интересное, что первый более-менее серьезный козацкий историограф Грабянка (читайте знаменитую летопись Грабянки, первое известное изложение истории Украины), выходец из козацкой старшины и современник Петра Первого и Мазепы, выводил родословную козаков от казар (хазар). То есть, козацкая старшина сама не знала свое происхождение! Уж точно не славянское! И уж никакой внутренней связи с Киевской Русью не чувствовала. Сам Киев был ей до лампочки. Гетманские столицы были в Чигирине, Батурине, где угодно, только не в Киеве! Связь козаков с Малороссией состояла в основном в том, что на Запорожье от польского гнета массово в 16 веке начал бежать с территории Литвы и Польши славянский элемент, достаточно многочисленный, чтобы за весьма непродолжительное время стать преобладающим среди козачества. Но эти люди были среди козаков людьми второго сорта, в старшину не входили. Об этом хорошо изложено у Николая Ульянова. Козацкая старшина заполучила в свои руки Малороссию совершенно случайно, так сложились обстоятельства и личность Хмельницкого, волею случая возглавившего народное восстание против польского гнета. На самом деле, запорожская старшина намеревалась захватить совсем другую страну – Молдавию и Валахию, но судьба распорядилась иначе.
По своей сути запорожские козаки были бандитами. Демократия, которую приписывают им, сильно напоминает военную демократию половцев, а избрание вождей – избрание пахана в криминальной среде. Православную веру они исповедовали весьма условно, ну а то, что творили они на территории Русского государства в так называемое Смутное время, без содрогания читать невозможно.
Слишком долго в России по отношению к «Запорожскому козачеству» господствовала политкорректность, свою негативную роль сыграл марксизм-ленинизм с его классовым подходом. Козачество любили представлять как свободолюбивых людей, своего рода авангард борьбы против феодального угнетения. При этом совершенно умалчивая, что во время Смутного времени и периода Польско -Литовской интервенции козаки составляли половину вторгшейся в Россию армии Сигизмунда III, осадившую Смоленск, и большинство в формированиях Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, не говоря уже про отряды Сапеги и Лисовского, где только офицеры были Польско-Литовские, а личный состав полностью состоял из « Запорогов» . Все возражения «cвидомых» поводу «подвигов» Запорогов на Русской земле в Смутное время обычно сводятся к одной фразе – Брехня. На что следует их отослать к мемуарам белорусского шляхтича Самуила Маскевича и немецкого наемника на службе у польского короля Конрада Буссова, где красочно описываются подвиги Запорогов. Прежде всего, бросается в глаза патологическое стремление выслужиться перед Поляками, добиться признания и приема на официальную службу, как говорили в то время «попасть в реестр». Обещать то им обещали и использовали по полной, только в реестр попали считанные единицы. А остальные промышляли разбоем. Когда защитники Смоленска отбили все штурмы и Поляки были вынуждены перейти к правильной осаде, Запорогам стало скучно под стенами крепости, и они совершили набег на беззащитные Верховские города. Мещовск и Козельск были не просто взяты и разграблены, а попросту вырезаны под корень. Вырезали всех, включая “cсущих младенцев”. Ордынцы, помнится, как нас еще в школе учили, ставили мальчиков к колесу телеги, и тех, кто ниже, оставляли в живых. Запороги просто тупо убивали всех. И не стоит удивляться современному поведению самостийной Орды в Донбассе. Заветам предков верны. Пусть читают Маскевича и Буссова, если их русские первоисточники не удовлетворяют.

А в русских источниках тоже много интересного есть. “Новый Летописец” повествует о взятии города Ростова (еще Ярославский) отрядом Петра Головича из армии Яна Сапеги , осаждавшей Троице-Сергиеву Лавру. Основу отряда Головича из 800 человек составляли 600 запорожских козаков. Начальник гарнизона Ростова князь Сеитов дал бой в поле, был разбит, Запороги ворвались в город и учинили там резню, перебив всех, за исключением Митрополита Филарета Романова, которого взяли в плен и доставили в Тушинский лагерь к Лжедмитрию II. . «Литва же пришла в город, и начали людей убивать тех, которые не успели уйти в церковь или из города в Ярославль бежать», — сообщает Новый летописец. (Под Литвой имелись в виду запорожские козаки). Про тот геноцид, который творили Запороги на Русской земле, вы уже читали выше. Небезынтересно свидетельство про религиозные чувства козаков. В Ростове Ярославском, Запороги взяли богатую добычу, разграбили древнейший и богатейший кафедральный собор города. «Раку же чудотворца Леонтия золотую сняли и рассекли, поделив по жребиям, казну ж церковную всю, и митрополичью, и городскую, всю пограбили и церкви Божий разорили» (Новый Летописец — П.П). Добавлю, что не только золотую раку рассекли, они еще и древние иконы порубили и вообще все что можно.
Запорожских козаков часто выставляют эдакими ревнителями православия. Вспоминают Киевское братство, куда якобы записалось все Войско Запорожское во главе с гетманом Сагайдачным. Зачем Сагайдачному понадобилось православие, хороший вопрос, поскольку большего изувера себе, и представить невозможно. На излете Смутного времени, в 1618 году он собрал армию в 20 000 козаков и отправился в поход на Москву, помогать добывать Русский престол польскому королевичу Владиславу. Поход носил ярко выраженный грабительский характер, и за собой гетман оставил кровавый след, вырезая русские города, в том числе Ливны, Елец, Данков, Ряжск, Каширу и др. Под Михайловом он потерпел неудачу, также не смог взять кремли в Серпухове и Калуге. Там, где Запороги получали отпор, они быстро сдувались. При штурме Москвы они стояли во 2 линии и на стены не лезли. Москва устояла, а сегодня “cвидомые” уверяют всех, что это козаки спасли тогда Москву, отказавшись участвовать в штурме, услышав звон колоколов московских церквей, призывавших жителей города на защиту крепостных стен, и проникшихся религиозными чувствами к православным братьям. Мы им еще, оказывается, и обязаны. Только не религиозным чувствам (где они были, эти чувства в Ливнах и Ельце), а трусости их предков. Вон оно как вывернули.
Исторический беспредел “cвидомых” порой вызывает оторопь. Как и их цинизм и наглость. Надо понимать и при случае тыкать им в глаза исторической правдой. В Смутное время Запороги творили на Русской земле геноцид, в результате которого население Русского государства уменьшилось вдвое. По цифрам исследователи до сих пор спорят, но цифра в 5 миллионов убитых – наименьшая из предполагаемых. И после этого они нам еще предъявляют Батурин и Голодомор! Нам самим впору учреждать Институт национальной памяти и претензии к “братскому народу” предъявлять. В отличие от их фантазий, у нас все факты налицо.

А вот интересное мнение профессионала .
Но если Вы желаете исторической правды, то извольте:
1. "Раздорной" - так на Дону не гутарят, чаще говорят - "Раздоры" или Раздорский городок.
2. "Черкасский заложили украинцы в 1570-м.
- Черкасами всех звали украинцев той поры," - я бы с этим поспорила, но не буду. Единственное скажу, что украинцы как нация в 1570 году ещё не существовала. Черкасы отличаются антропологически от русских. Они кареглазы, чернявы, чаще имеют малый рост, коротконоги, имеют кряжистое туловище.
3. "В казАки брали всякого, кто верил во Христа. " - и не только в Христа. В Черкасске была мечеть, два старообрядческих храма, не считая переносного буддийского храма у калмыков, которые были приписаны к казачьей службе и молельных домов у греков и католиков. Главное это свобода и то что ты веришь в Бога как ты ему кланяешься - это на совести каждого. Кстати это не очень устраивало царское правительство, поэтому если ты иноверец, то продвижения по службе не будет.
4. "Те, что казАки спёрли из Азова и, фактически, Сюда тащили волоком, - видать была охота. " - мне прям обидно за казаков стало. Как они могли спереть, то что защищали не щадя живота своего. С 1637 по 1641 год - Азов был столицей казаков. То что москали не стали помогать казакам отстоять Азов - это исторический факт. Ворота, калитка и весы - это символы победы казаков. Ведь турок было около 200 тысяч, а казаков 5 тысяч. 90 дней в 1641 году казаки насмерть стояли на стенах Азова и победили. Турки сказали это не люди, это шайтаны и ушли. На сказах о подвигах казаков при азовском осадном сидении(а именно так в историю вошла это война) воспитывалось не одно поколение донцов.
4. Есть документ в котором написан указ царя Петра 1 мастеру по серебру, где он собственноручно описывает новую печать Войска Донского. "На печати изобрази казака, который сидит на бочке с порохом. В одной руке он должен держать фузею(ружьё), в другой кальян. Чтоб храбрость казаков почеркнуть". Кстати, печать размером была с пятак и мастер всё выполнил как предписывал царь, но одежду не прорисовал. Когда печать в 1704 году пришла в Черкасск, казаки очень обиделись. Они увидели на печати голого казака в шапке и с ружьём, а в другой руке он держит что-то непонятное, похожее на рог. Мастер просто не знал как выглядел кальян, а спросить у царя побоялся. Так и родилась байка о голом казаке, который всё пропил, а оружие нет, потому что без него он не казак.
5. Последняя смута в Черкасске была во время восстания Булавина в 1708г, а перенесли Черкасск в 1805 году. Сто лет терпели, а потом вспомнили и наказали. Платову пришлось перенести город на гору из-за мощных наводнений, которые превращали город в донскую Венецию на полгода с февраля по июль. Я тоже пережила три наводнения в Старочеркасске и на своей шкуре испытала все прелести житья на воде.

Светлана Багаевская 19.08.2015

Как раз битва князя Игоря произошла в районе Краматорска. Во время немецкой оккупации там немцы искали "золотой обоз", который Игорь благоразумно припрятал перед битвой. Немецкие фото "висят" на краматорск.инфо.

В многочисленных документах Московского государства неоднократно встречаются подробные отчёты казаков о морских баталиях. Казачья флотилия сначала базировались в Раздорском городке, а затем с середины 17 века в Черкасском городке. О привычности донских казаков к морскому делу говорит хотя бы то, что в походы на море отправлялось по несколько тысяч человек, они на своих стругах проходили сквозь турецкие заграждения и вырывались на морские просторы.

Термин «струг» относился ко многим кораблям. Стругами назывались разные гребные суда, начиная от лёгкой лодки-стружки, до большого грузового корабля. Все эти суда строились по древней технологии, которая была ещё распространена в Киевской Руси. Основанием струга являлся выдолбленный ствол векового дерева – так называемая «струговая труба». К ней с боков прибивались доски – «ошивины», или «ошивные доски». Внутри струги имели несколько крепких перекладин, называвшихся тагунами и рассохами. Такой вид судна в древности называли – однодревым.

В зависимости от размера струговой трубы однодеревые речные струги имели разную длину: от 10 метров до 20 метров при ширине в 2-2.5 метров. По виду это были длинные и узкие суда без палубы. У каждого струга имелось 1 или 2 кормовых весла и от 6до 20 гребных вёсел в зависимости от размеров судна.

С 40-х годов 17 века на воронежских судоверфях стали строить большие суда под названием – «Дощечник». Он строился полностью из досок и был гребным плоскодонным речным судном для перевозки людей и грузов.

Караваны стругов и дощечников, отплывавшие из Воронежа с грузами, достигали Черкасска через 25-35 дней. Минимально на струге команда могла состоять из 7 человек: один кормщик и 6 гребцов. Нехватка и бегство гребцов, поломка судов или другие причины приводили обычно к тому, что в Черкасске у донских казаков оставалось много судов. Приспособить наиболее крепкие и крупные речные однодеревые струги, прибывшие из Воронежа, к морскому походу было казакам проще, чем строить новые.

В низовьях Дона нельзя было найти подходящих деревьев для струговых труб. Из документов видно, что в середине 17 века донские казаки ездят за лесом для постройки стругов на Северский Донец и нередко покупают лес у русских торговых людей.

Военные суда, стоявшие у берега Дона вокруг Черкасска, « были прикованы цепьми или затоплены. В зимнее время берега близ городка, ежедневно очищались от льда, и вообще наблюдалась тут величайшая осторожность от неприятеля» .

«Казацкие суда, которые они называют челнами, не имеют палубы. Корма и нос у них острые, длиной они от 50-70 футов (15-21 м), а шириной от 18 до 26 футов(5.5-8 м). Казаки обводят сии суда пуками из соломы или камыша в 8 футов толщиной, которые служат им грудной защитой против ружейной пальбы. Суда одномачтовые с рейным парусом, который ставится только по ветру. Для плытия большей частью употребляются вёсла, которые находятся для одного судна от 16 до 40. Прежде сего казаки не возили с собой никаких орудий, теперь же несколько лет уже берут фальконеты».

Перед выходом в поход казаки «осмаливают свои корабли и приделывают к каждому по два руля, чтобы не терять напрасно времени при повороте своих длинных судов, особенно если развернуться необходимо в узком ерике при отступлении. Казацкие чёлны, имея с каждой строны по 10-15 вёсел, плывут на гребле скорее турецких галер. Ставится также и мачта, к которой в хорошую погоду привязывают довольно плохой парус, при сильном ветре казаки охотнее плывут на вёслах. Челны не имеют палубы, если их зальёт волнами, то камышовые пуки предохраняют от потопления. Пищевые припасы, воду и порох казаки хранят в бочках от возможного промокания, которые они крепят канатами к бортам чёлна.

Для перевозки на небольшие расстояния казаки использовали суда под названием – будара или бударка. Это длинная, узкая лодка, выдолбленная из одного ствола дерева с наращенными бортами из досок. Размеры будары колеблются от 4м до 10 м. Будары поднимают груз от 160 до 500 кг. Некоторые из будар могли иметь небольшой парус на короткой мачте.

Из прочих мелких судов на Нижнем Дону были распространены баркасы, каюки и кайки. Каюк делался из цельного ствола, мог перевозить грузы до 200 кг или около 5 человек. Баркас мог перевозить грузы до 800 кг или до 15 человек. Баркас мог иметь небольшой навес над носовой частью судна и скамейки для сидения. Кайка плоскодонная лодка из досок, имевшая скамейки и минимум два весла. Грузоподъемность зависела от размеров кайки.

После взятия Азова Петром 1 было решено основать азовскую флотилию. Выполняя поставленную задачу, работали все верфи Воронежа, Хопра и Паншина. В 1702 году при сдаче турками Азова, в Черкасск казаки притащили турецкий корабль «Генляр» с 14 пушками на борту, который ремонтировал мастер Грек Иван Фёдорович. После поездки по Европе Пётр1 принимает меры по улучшению судоходства на Дону: строятся плотины и крепости, засыпаются ерики, устанавливаются маяки. В 1711 году в Черкасске работала судовая верфь, где 70 плотников достраивали царёву галеру «Стрела», разбирали приведённую из Азова галеру «Делифант», выполняли ремонт других судов.

По мирному договору с Турцией от 1712 года, Россия потеряла право иметь флот на Азовском море, и была вынуждена уничтожить не только суда, но и вновь выстроенные крепости. Работы по кораблестроению были закончены. В начале 1712 года большую часть мастеров и две трети мастеровых отправили в Петербург. Три корабля и до 20 мелких судов были отведены в Черкасск. Для заведованиями судами, оставшимися в Черкасске, был назначен капитан Мургант с 80 матросами и мастеровыми людьми.

В 1714 году Войско Донское подало прошение о выводе судов из протоки, вследствие его обмеления от их стоянки. В 1716 году на Дон пришёл указ об уничтожении остатков азовской флотилии в Черкасской протоке.

В связи с подготовкой к русско-турецкой войне императрица Анна Иоанновна прислала на Дон указ «о неотложной постройке на Дону лодок по образцу бывших здесь судов, отобранных потом у казаков и к постройке запрещённых, и о сплаве их к Азову», где указала атаману Ивану Фролову построить 100 лодок к весне 1737 г.

В следующих ответных рапортах имеются подтверждения и заверения атамана Ивана Фролова о том, что «не токмо 110 лодок, но и сверх того, сколько возможно, самым добрым мастерством и крепостию, конечно к будущей весне построены и по вскрытии воды к Азову спроважены». В рапорте от 7 января 1737 года атаман Иван Фролов докладывает о том, «что о строении вышеописанных лодок неусыпное старание имеем…что те лодки весною вскоре будут согнаты к Черкасскому»

В 18 веке Черкасская пристань, и Черкасская протока служила рейдом для военных вооружённых судов русского флота и донских казаков. Указом императрицы Екатерины 2 от 12.05.1769 г вооружённые лодки были переведены от Черкасска к крепости Дмитрия Ростовского и отданы на сохранение коменданту крепости Потапову.

Черкасская пристань располагалась сразу за торговыми рядами Павловской станицы. В 19 веке Дон поменял русло, в результате Тютеревская станица была затоплена. Пристань перенесли к месту, где в 18 веке стояла Никольская деревянная церковь. Старочеркасская пристань функционирует до сих пор. На месте, где стояла церковь, в настоящее время находится здание речного причала Старочеркасска.

Использованная литература и источники:

1. В.П. Кузнецов. Речные деревянные суда. М. «Речной транспорт». 1956 г. С.26

2. В.П. Загоровский. Сборник научных работ аспирантов ВГУ. Воронеж.1959 г.С.102

3. В Сухоруков. Историческое описание земли Войска Донского.Ростов.2001 г.С.416

5. Б.С.Э. Москва. 1927 г с 776

6. С. Елагин. История русского флота. Азовский период. Репринт издание 1696 г. Р/Д.1996 г. С 44-47

7. В Гладченко. Последний причал. Газета «Победа» №126 от17.10.1996 г

Что такое казацкая “чайка”? Чайка – это беспалубная плоскодонная лодка запорожских казаков XVI-XVII вв. в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитая досками. Длина – около 18 метров, ширина и высота бортов – до 4 метров. Внешне по бортам для увеличения устойчивости и плавучести крепился камышовый пояс. Лодка имела поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10-15 пар весел, носовой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение – 4-6 фальконетов (пушки калибром 30 мм.). На борту был запас оружия и провианта достаточный для длительных морских походов.

Чертёж конструкции чайки, составил Гийом ле Вассер Де Боплан, 1660 год.

Чертёж конструкции чайки, составил Гийом ле Вассер Де Боплан, 1660 год.

С самого начала становления запорожского казачества как свободного военного сообщества, указывает на то, что главным направлением деятельности казаков, их “хлебом” была защита родных земель от непрестанных походов крымских татар, османских войск, отрядов Речи Посполитой и Московского царства. Этот факт оставил отпечаток на всех сферах жизни запорожского общества со времени основателя Запорожской сечи Дмитрий “Байды” Вишневецкого и существенно сказался на состоянии военного дела в сечевиков.

Однако, если на суше боевые действия запорожцев имели как наступательный, так и оборонительный характер (это зависело от того, какой была ситуация на Запорожье и вокруг него), то морские походы казаков представляли собой яркий пример наступательной стратегии, поскольку направлены на отдаленные от запорожских территории для сдерживания татар и освобождения пленников, из которых растили “славянских мамлюков” и прислугу.

Судостроение запорожских казаков

Общий вид запорожской чайки

Общий вид запорожской чайки

Обычно для походов по водным коммуникациям казакам были необходимы в достаточном количестве хорошо приспособлены плавсредства. Лодки у запорожских казаков были двух видов – речные и морские. Речные использовались преимущественно в мирных целях, для рыболовства. Они помещали от силы десять человек. Морские суда назывались чайками (от татарского слова “Каика” – “чаик” – круглая лодка). Именно эти суда имели наибольше военное значение.

Хотя до сих пор в распоряжении исследователей нет достаточно сохранившихся ни судов этого класса, ни отдельных их фрагментов. Но существует значительное количество тактико-технических характеристик чаек в письменных источниках, в частности в трудах авторов, которые были современниками казачества. Это дает возможность выявить конструктивные особенности и технологию производства этих боевых единиц казацкого флота.

Конструктивно казацкая чайка вобрала в себя опыт судостроения времен Киевской Руси, судостроение викингов, морской опыт стран Средиземноморья. Один из первых авторов, современник и военный специалист итальянец Гваньини в своей книге под названием “Хроника Европейской Сарматии», вышедшей 1578, констатировал: “Водой казакам нанести вред невозможно, поскольку ни одна морская галера или бот не пройдет через Днепровские пороги. Казаки проходят через них на чайках, опускаясь и поднимаясь на веревках. Ранее таким образом преодолевали пороги русские события во время походов на Константинополь. Итак, если бы не пороги и казаки, турки давно бы заполонили Поднепровья“. Этот автор обращает внимание на морскую силу казачества и приходит к выводу о невозможности проникновения турок в Приднепровье за ​​такой преграду, как пороги Днепра. Казацкие судна он называет чайками, и это, возможно, является первое письменное упоминание о них.

Можно утверждать, что запорожские чайки были аналогом донских стругов. По конструктивным особенностям и размерам они были почти тождественны. Без сомнения, здесь чувствовался не только совместное влияние тенденций судостроения, но и особенности общего противника в лице татар и турок, с которыми приходилось иметь дело и донским, и запорожским казакам.

В конструкции казацких чаек наблюдались и традиции Киевской Руси. Два руля, что устанавливались на чайках, были известны еще в XII в.

Казацкая чайка представляла собой прочное, маневровое, быстроходное парусно-весельное судно класса “река-море”. Она оказалась хорошо приспособленной к морским походам и для борьбы с сильным и хорошо вооруженным флотом Османской империи как в прибрежных водах, так и в открытом море.

На строительстве каждой чайки работало не менее 60 человек в течение 15 дней. За несколько недель на Сечи можно было изготовить от 30 до 100 таких лодок. В чайку помещалось от 50 до 70 казаков с вооружением и боеприпасами, включая артиллерию. Сюда же грузилось продовольствие: сухари, копченое мясо, вареное пшено или каша, ячменная мука, и вообще все, что было необходимо казакам во время похода.

Условия морских походов на “Чайках”

Кафа 1616 Казаки

Вызволение невольников из плена козаками. Каффа 1616 год.

Морские походы запорожских казаков осуществлялись преимущественно в осенью, в особо пасмурные дни и темные ночи, перед новолунием. Это давало возможность скрыть от неприятеля передвижения казацких судов. Казацкие чайки выходили просто с сечевой гавани и спускались по Днепру. Флотилия чаек шла так тесно, что гребцы едва не затрагивали веслами весла соседних кораблей. Строй флотилии возглавляла чайка кошевого гетмана, на которой был поднят гетманский флаг. Так казаки доплывали к острову Тавань, напротив которого на правом берегу Днепра стояла турецкая крепость Кизикирмен. Турки и татары, когда узнавали о движении запорожцев, принимали против них соответствующие меры. В частности, от Кизикирмена к Тавани они протягивали железные цепи поперек Днепра, а от городка Скамейки той же Тавани таким же образом преграждали реку Конку.

Но казаки хорошо научились обходить такие преграды. Пользуясь темнотой ночи, они сваливали в лесу несколько высоких деревьев, прикрепляли к ним железные цепи и пускали их мимо Тавани на врата, которые запирали проход по Днепру. Пущеные таким образом деревья врезались в железные цепи, закрепленные поперек Днепра и Конки, чем давали туркам знать о казацком продвижения. В крепости объявлялась тревога и начиналась стрельба из пушек, но не по чайкам, а по деревьям и их веткам, которые принимали за высокие мачты. Запорожцы тем временем спокойно выжидали, спрятавшись плавнях возле берега Днепра выше цепей, того момента, когда у турок закончатся боеприпасы. Только канонада прекращалась, казаки бросались на цепи, разрывали их сильным нажимом, а затем, пользуясь ночной темнотой, продолжали плыть дальше. Так же дождавшись благоприятных для себя погодных условий, запорожские козаков проходили мимо Очакова и Кинбурна, которые охранялись сильным турецким гарнизоном. После этого они выходили в Черное море. Здесь они оперировали во всех направлениях, достигая берегов Крыма и Турции. Под удары запорожцев попадали Килия и Измаил, Кафа и наконец турецкие города Стамбул и Синон, Трапезунда и Варна. Наиболее славными были их походы под предводительством Петра Конашевича-Сагайдачного, который стал угрозой номер 1 для Османской империи.

“Особенно страшными для турок, – описывает морскую тактику запорожцев Д. И. Яворницкий, – были казаки у морских берегов; захватить казаков здесь было почти невозможно, так как они были большими мастерами плавать у берегов, к тому же если они выходили на берег, поймать их было очень трудно, они умело прятали свою добычу и очень быстро затапливали лодки, чтобы потом извлечь их из воды и дальше продолжать свой путь по морю.

Служба на “Чайке”

Запорожцы на «чайках» под командованием гетмана П. Сагайдачного уничтожают турецкий флот и захватывают Кафу в 1616 году.

Служба на чайке, как свидетельствуют очевидцы, была крайне тяжелой, ее экипаж находился под палящим солнцем, дождем, круглосуточно находился на на ветрах и волнах. Гребли казаки преимущественно в три смены.

Даже при хорошей погоде трудности не исчезали. Экипаж чувствовал усталость от монотонности окружающей среды: морской бесконечности, шума воды и ритмичной работы весел. Кроме этого, в чайке было тесно, что очень утомляло и негативно влияло на экипаж. Все трудности морского похода учитывались при строгом отборе, и казаков, неспособных выдержать службу на чайке, не брали. С целью приучить к трудностям службы в морских походах принимали определенное количество молодых людей-парней. Наконец, испытания в плавании по Днепру и преодолении порогов, о чем говорилось выше, также должны были способствовать привыканию казацкой молодежи к мореплаванию.

Как во время судостроения так и в боевых походах на казацкой чайке преобладали коллективные действия экипажа; поэтому на индивидуальность здесь не обращали внимания. Выполнение боевой задачи экипажем и флотилией и победы казаков на море основывалось на взаимозависимости и на коллективных усилиях. Этот коллективизм вытекал из взаимного доверия, уважения, дружбы, профессионализма, общего опыта, а также из суровой дисциплины. Отсюда и за каждое проявление непослушания безусловно наказывали, а того, кто употреблял алкоголь, просто выбрасывали за борт. Кроме этого, экипажу чайки была присуща единомыслие по выполнению боевой задачи, взаимопонимания, привычки гармоничных коллективных действий и высокий уровень организованности.

Управление чайкой требовало от руководства ощущения движения, умение вычислять расстояние и других навыков, необходимых для того, чтобы осуществлять командование на море. Старший должен был отмечаться хорошо развитой наблюдательностью, вниманием, памятью, ассоциативностью, вдумчивостью, уметь четко и понятно отдавать распоряжения. Когда командующий оказывался слабым и нерешительным, на его место выбирали другого прямо во время похода.


В XV веке по всей степной полосе Восточной Европы, вдоль рек Днепра, Оки, Хопра, Дона, возникают вольные полуорды-полугосударства, население которых называется казаками. Будучи разного (в основном, видимо, тюркского) происхождения, казаки со временем вбирают в себя большую массу выходцев из русских земель, так что к концу XV века русский элемент у них начинает, по крайней мере в языке, преобладать.

Само слово «казак» тюркского корня, этимологически тождественно этнониму «казах». Частично на него наложилась этимология этнонима «касоги», которым назывались черкесы. В составе изначального казачества было, по-видимому, немало выходцев из адыго-абхазских народов Северного Кавказа. Недаром хоперских казаков долго называли «чигами», что считается родственным еще одному древнему названию черкесов. А днепровские, запорожские казаки именовались черкасами.

Основание Запорожской Сечи

Занятием казацких ватаг по Днепру было «лупление чабанов татарских». Эти удальцы старались «разгромить татарскую ватагу, застигнув ее где-нибудь в удобном месте, отбив татарский табун или стадо овец, или разграбить караван турецких или армянских купцов, какого-нибудь московского или литовского гонца, посланного с подарками к хану, а то и городок турецкий или татарский», – писал украинский историк Михаил Грушевский. Вначале казачество было только своего рода сезонным промыслом, которым занимались украинские шляхтичи, мещане, крестьяне. Но с течением времени возникает класс людей, целиком и полностью посвящающих себя «казакованию», поселяющихся в степи и формирующих свой вольный политический организм.

В 1492 году впервые упоминается казацкая Сечь – укрепленное поселение в низовьях Днепра, в котором часть казаков оставалась зимовать с запасами провианта, пороха и оружия. В первой половине XVI века несколько «сечей» объединяются в общую политическую единицу. Казаки защищали Украину от набегов крымских татар, и местные магнаты покровительствовали казакам. Православный князь Дмитрий Вишневецкий в 1552 году заложил Сечь на острове Хортица ниже Днепровских порогов, где она с тех пор и известна. Вскоре, во время походов московского царя Ивана IV против крымцев, запорожцы оказали ему помощь.

Все больше и больше людей из Украины, презирая опасность рискованного военного житья в степи, уходило в вольные казаки от произвола магнатов и шляхты, от ограничений православного исповедания. Польские короли (Украина с 1569 года перешла от Великого княжества Литовского в непосредственное владение польской короны) пытались как-то контролировать этот процесс.

В 1572 году король Сигизмунд II Август создал из небольшой части днепровских казаков так называемое реестровое войско. Казаки, записанные в реестр, получали право частной собственности на землю (то есть приравнивались в этом отношении к шляхте). Их самоуправление признавалось государством, казаки были вправе избирать гетмана. Гетман утверждался в своем звании королем, первым гетманом был избран князь Михаил Вишневецкий. За это казаки были обязаны военной службой королю. Первоначально в реестр было записано 300 казаков. Всем, не попавшим в реестр, было предписано возвратиться в свои деревни или города.

Избрание Стефана Батория польским королём

В то время Польша вела войну с Россией и остро нуждалась в военных силах. Но в 1572 году король Сигизмунд Август умер, и Польша на два года погрузилась в междоусобицу, вызванную выборами нового короля. Иван IV попытался было в нее вмешаться, выставив свою кандидатуру на польский престол, однако абсолютное различие обычаев России и Польши помешало его избранию.

Вначале польские и литовские паны согласились поставить королем французского принца Генриха, герцога Анжуйского. Но тот, как только узнал о скоропостижной смерти своего старшего брата, короля Карла IX, тут же тайно и быстро бежал из Польши во Францию, чтобы успеть занять престол раньше своих братьев. Посланная за ним из Кракова погоня не смогла за ним угнаться. Пришлось польским вельможам снова избирать короля. После долгих споров и драк они сошлись на мало кому известном Стефане Батории.

Стефан был князем Семиградья (как тогда называлась Трансильвания – населенная венграми часть нынешней Румынии) и находился в вассальных отношениях к Османской империи. Он был образованным человеком, учился в университете города Падуя (Италия) и оказался очень способным администратором и полководцем. Он не знал ни слова ни по-польски, ни по-русски, но магнаты и шляхта скоро поняли, что не ошиблись с выбором. С именем Стефана Батория были связаны решающие победы Речи Посполитой над Россией в Ливонской войне.

В конце 1575 года Стефан Баторий был избран королем Польши, а в следующем году – великим князем Литвы. Баторий не видел смысла в небольшом реестровом казацком войске и в 1576 году распустил его. Однако военная необходимость вскоре заставила его снова обратиться за помощью к черкасам.

Организация Баторием казацкого войска

Баторий решил подойти к организации казачества с государственным размахом. В сентябре 1578 года он заключил с казаками-«низовцами» (то есть жившими «на низу», в нижнем течении Днепра) соглашение («универсал»), по которому определялось устройство Войска Запорожского. В реестр было записано 600 казаков (в 1583 году Баторий расширил реестр до 800). Во владение казакам были переданы земли по правому берегу Днепра от Трахтемирова до Чигирина (современная Черкасская область Украины). Казакам выдавалось государством жалованье и вооружение для несения службы. Одновременно те, кто не попал в реестр, не имели права считаться казаками.

Город Трахтемиров стал столицей казачества. Там хранились войсковая казна, регалии, документы и печать. Признавая устройство казаков, Баторий стремился полностью поставить их на службу государству. Поэтому он понизил статус выборного предводителя войска до должности старосты каневского и черкасского. В этом звании первым был утвержден уже знакомый нам Михаил Вишневецкий. Как бы в благодарность за «дарованную привилегию» казаки избрали Стефана Батория первым гетманом Войска Запорожского. В дальнейшем казаки имели право выбирать себе гетмана, но его должен был утверждать король, вручая ему булаву, знамя и печать Войска и принимая присягу на верность.

Таким образом, Стефан Баторий был первым гетманом запорожским только согласно официальной истории, если считать казаками лишь тех, кто был вписан в реестр. В действительно же, как свободная политическая община, украинское казачество организовалось раньше. Огромным авторитетом у него пользовались князья из волынского рода Вишневецких. Первым гетманом всего Запорожья, свободно избранным казаками, стал на самом деле Михаил Вишневецкий в 1569 году – за девять лет до того, как Стефан Баторий дал устройство Войску и за три года до первого королевского реестра казаков.


Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.

Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.

«Хохол» или «оселедец»?

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.

Происхождение оселедца

В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».

Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название – «оселедец».

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: