Как называется суд мусульман

Обновлено: 24.04.2024

Благочестивые халифы считали своим долгом лично разбирать дела своих подданных и выделяли один или два дня в неделю, чтобы вершить суд. Но эта традиция быстро сошла на нет, и судебными делами начал заниматься особо назначенный чиновник, сочетавший в себе функции богослова и юриста, – кади.

К должности судьи правоверные мусульмане относились не то чтобы плохо, а с презрением и ужасом. Стать судьей означало обречь себя на погибель. Узнав, что его сына назначили кади в Египте, отец воскликнул: «Он пропал!» Хадисы Абу Йусуфа считались сомнительными только потому, что он дружил с кади, а суфий Абу-ль-Хасан отрекся от своего друга Исмаила, когда тот согласился стать судьей. Многие старались избежать этой чести всеми возможными способами. Кто-то бежал из дома, другой притворился сумасшедшим. Абу Ханифа не смогли принудить к судейству даже побоями.

Но если уж ты стал кади, то должен был отказываться от жалованья. Получать деньги за столь нечестивое занятие было вдвойне позорно. Верховный кади Багдада согласился занять свою должность только после того, как власти пообещали ему не платить денег, не ходатайствовать за своих людей и не заставлять действовать против закона.

На самом деле, почти все судьи, конечно, получали жалованье, хотя и не слишком большое. Большинство жило очень бедно, стараясь подрабатывать торговлей или каким-нибудь ремеслом. Одни занимались каллиграфией, другие выращивали овощи, третьи продавали финики или конские уздечки. Какой-то судья сдавал внаем собственный дом и кое-как перебивался, питаясь размоченными в воде хлебными крошками. У багдадского кади было так мало денег, что он имел на двоих с братом один тюрбан и одно платье: пока один ходил на службу, другой сидел дома. Понятно, что в таких условиях многие поправляли свои дела за казенный счет.

В то же время пост верховного кади («кадий кадиев») имел большой авторитет. Он напрямую назначался самим халифом. Это был один из высших чиновников в городе и провинции, формально стоявший не ниже военачальника-эмира. Рассказывали, что кади аль-Харбавайхи не вставал в присутствии эмира и даже не удостаивал его этого звания, называя просто по имени. В одном из дел он привлек в качестве свидетеля самого правителя государства, всесильного вольноотпущенника Муниса, и попросил предъявить справку, что тот действительно отпущен халифом на свободу, а не является рабом. Свое положение аль-Харбавайхи ценил так высоко и считал таким священным – ведь через него судит сам Аллах, – что старался никогда не пить и не есть на людях, не мыть руки, не сморкаться и плеваться, чтобы никто не видел в нем простого смертного.

От человека, занимавшего должность кади, требовалось, чтобы тот держал себя с достоинством, подобающим его сану, говорил сдержанно и тихо, не суетился и не глазел по сторонам. Ему полагалось иметь писца, судебного служителя и заместителя, которым он сам выплачивал жалованье. В его обязанности входило надзирать над сиротами, вести учет пожертвований и тщательно отбирать свидетелей. Все свои решения он основывал на Корне и хадисах, а в затруднительных случаях обращался к совету богословов-улемов, которые выносили окончательный приговор. В теории допускалось, что судьей может быть и женщина, но на практике такие случаи неизвестны.

Слушания в суде проходили всегда публично. Кади, облаченный во все черное, в плаще и высокой шапке с повязкой, ниспадавшей одним концом на спину, сидел в мечети или в собственном доме, окруженный заседателями, писарями и многочисленной публикой. Даже в халифском дворце он приказывал настежь открывать ворота и созывать людей, чтобы все видели, как проходит суд, и никто не усомнился в его справедливости. В день ему подавали до пятидесяти записок с делами, которые он должен был разобрать.

Вершить правосудие кади помогали так называемые «свидетели», собиравшие факты и предъявлявшие их при рассмотрении дела. Свидетелем в арабском суде мог быть не каждый – они выбирались только из заранее утвержденного списка, который гарантировал их надежность и добропорядочность. Списки эти проверялись и обновлялись каждые полгода. Тщательный отбор свидетелей входил в прямые обязанности судьи, поскольку тот ручался за них лично; когда кади уходил со своей должности, вместе с ним уходили и свидетели.

В конце концов, свидетельство стало что-то вроде официальной судейской должности, за которую платили деньги. Обычно рядом с судьей сидело четыре свидетеля, по два с каждой стороны. Некоторые из них могли выступать как нотариусы, решать разные мелкие дела и заверять деловые документы.

Должность кади, как и все должности в арабском мире, часто переходила по наследству. В роду Абу-ш-Шавариб за двести лет было восемь верховных кади и шестнадцать обычных. Со временем некоторые из таких судейских кланов обретали большое могущество, разрастаясь вширь и охватывая целые провинции и государства.

Кади осуществлял суд шариата, но параллельно с ним существовал и светский суд (мазалим). В него попадали уголовные и политические дела, которые требовали вмешательства светской власти. Таких судей назначал визирь. Бывало, что приговор, вынесенный кади, обжаловался в мазалим, и подсудимым оказывался сам кади.

Известен случай, когда в Каире один кади домогался руки богатой наследницы, но, получив отказ, объявил ее сумасшедшей и арестовал ее имущество. После ее жалобы визирь сам выступил как судья, и кади оказался за решеткой вместе с нанятыми им лжесвидетелями.

кади - шариатский судья

Кадий или кади - судья в исламе, который судит по законам шариата.

Термин «Кади» в переводе с арабского языка означает мусульманский чиновник, судья, которого назначает правительство для того, чтобы он правильно судил и рассматривал иски, опираясь на законы шариата.

Термином «Шариатский суд» называют такой суд, который выносит свои решения и отвечает на иски в соответствие с шариатскими законами, лежащими в основе Шариата. Шариатский суд функционирует в ряде мусульманских стран. В мусульманских общинах Северного Кавказа в постреволюционный периода России также действовал шариатский суд.

Термин «кади» неразрывно связан с понятием шариатского суда, и судья в шариате – это тот, кто рассматривает иски и тяжбы и выносит решение, опираясь на религиозные законы и положения.

История

Впервые этот термин был введен в обиход во время правления Умара ибн аль-Хаттаба в таких городах, как Медина, Басра и Куфа. С этого момента кади начали назначать в самые крупные из городов, в областные центры. Шариатский судья также назначался в ряды войск, когда проходили военные походы. Назначать кади мог только правитель или халиф.

Верховный кади появился в Арабском государстве со второй половины восьмого века. Эта должность носила название «кади аль-кудат», и тот, кто занимал ее, должен был не только судить, но и назначать всех остальных кади в халифате от лица халифа, а также принимать от граждан апелляции, которые подавались на решения остальных кади.

Должность шариатского судьи существовала во многих государствах. Функции, которые выполняли кади в то время, были крайне разнообразны.

Конец XX века в некоторых мусульманских государствах ознаменовался тем, что шариат стал играть ведущую роль как основа законности, и в этот период снова начала возрастать роль кади и значение вынесенных ими решений.

Статус кади в исламе

Статус должности кади выше, чем статус имама мечети. Он возглавляет судопроизводство города или области, занимается рассмотрением вопросов и тяжб по семейным конфликтам или сделкам, преступлениям, касающихся личных прав, таких, как нанесение телесных повреждений или убийства, только если подал иск на это сам тот человек, чьи права были затронуты. Но рассмотрением прочих дел кади может заниматься как по собственной инициативе, так и по требованию любого лица.

Перед тем, как вынести решение по делу, судье необходимо выслушать все стороны процесса. Решение его не может быть пересмотрено. Это указывает на персональный характер мирового шариатского суда, где на авторитет самого суда влияет авторитет судьи, а также уровень образованности, религиозность и справедливость того, кто осуществляет судебное делопроизводство. На должность судьи в шариате в одних мусульманских государствах назначали правители, а в других избирали старейшины или шейхи.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Ассаляму Алейкум братья ! Я подписал договор с одной компанией по подготовке в топовые вузы. В договоре указано было что: 1) при несвоевременной выплате начисляется пеня, 2) договор находится под юрисдикцией Великобритании, 3) Любые расходы, издержки и юридические расходы, понесенные в результате обеспечения своих прав, указанных в настоящем Договоре, должны быть оплачены Клиентом, включая любые обоснованные адвокатские расходы и гонорары
коллекторских агентств. Насчёт пени мы договорились в устной форме что при не выплате только происходит стоп-сервис и пеня это просто формальность, а насчёт других моментов не знаю что делать. Стоит ли менять условие договора или оставить все как есть? Не хотелось бы лишний раз тревожить людей если все хорошо

шариатский суд

Шариатский суд - орган правосудия, является основным институтом, который применяет исламское право. В мусульманском государстве шариатский суд возглавляет кадий.

В правовых системах стран мусульманского мира до девятнадцатого века шариатские суды занимали основное место, но с середины девятнадцатого века эта роль стала ослабевать, и на их место стали приходить суды светские, оставив исламским судам лишь рассмотрение тех вопросов, которые касались частной жизни и личного статуса верующих мусульман, вопросы семьи и брака, опеки и наследства, попечительств и прочих моментов, связанных с частной жизнью мусульман.

Основные понятия

Регулирует организацию, правила и юрисдикцию шариатского суда фикх. Регулирование деятельности исламского суда осуществляется теми институтами фикха, которые касаются статуса кади, записи судебных дел, доказательств и свидетельских показаний.

Шариат

Шариат представляет собой понятие очень широкое, в котором объединяются как юридические, так и нравственные аспекты, также в него входят и такие предписания культа, как регламентация исламских религиозных праздников, молитв и поста, а также прочих обязанностей мусульман.

«Шариат» подразумевает под собой совокупность морально-этических, правовых и религиозных норм Ислама, которые распространяются на большую часть жизни верующего мусульманина. В основе Шариата лежат положения, которые содержатся в Священной Книге Коран и Сунне пророка Мухаммада ﷺ (его высказываний и поступков), Шариат охватывает элементы не только конституционного, уголовного или гражданского права, но и права административного, процессуального и семейного, охватывает и этические и моральные нормы, а также нормы поведения, которые установлены в исламском обществе.

Возможно вам будет интересно узнать о законах Шариата для женщин

Христиане воспринимают понятие шариатского суда с некоторым опасением, во многом потому, что не мусульмане имеют недостаточное представление о том, о судебной шариатской системе. Шариат - это законодательная система, ниспосланная людям Всевышним Аллахом посредством Корана и Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, в основе Шариата лежит соблюдение мусульманами исламских морально-этических норм по отношению к предписаниям Аллаха, семье, родственникам, соседям, окружающим людям не смотря на их конфессиональную принадлежность, выраженную в справедливом и беспристрасном отношении. Смотрите нижеприведенном видео отношение Шариата к правам человека и правам собственника земли.

Если рассматривать понятие «фикх», то догматы фикха формулируются как раз на основе положений шариата, и эти нормы регламентируют правоотношения в самых разных сферах как государства и его экономики, так и семьи. В основе фикха лежит не только Сунна и Коран, но также на мнении ученых мусульманской науки, если это мнение согласованно, в том числе и на мнении о рассматриваемом прецеденте известных мусульманских правоведов. За основу берутся школы четырех основных мазхабов: ханафитского имама Абу Ханифы, шафиитского имама аш-Шафии, маликитского имама Малика и ханбалитского имама Ахмада ибн Ханбаля.

В основе фикха могут лежать и элементы обычаев в правовой сфере, имеющих место в культуре разных народов. То есть в основе фикха лежит вся практика судопроизводства Ислама, и некоторые ее элементы порой могут шокировать обывателя из западных стран.

Шариатский судья - кади возглавляет шариатский суд как орган правосудия в мусульманском государстве. Кади назначает правитель исламской страны. Кади по своему статусу в должностной иерархии стоит выше, чем имам мечети. Назначает глава государства на должность шариатского судьи специалиста по праву, обладающего высшим религиозным образованием и большим опытом работы с людьми в решении религиозно-правовых вопросов, который должен быть ответственным и беспристрасным человеом, пользующимся авторитетом у народа. Судья в исламском суде представляет собой главу мусульман в округе или городе. Кади имеет полномочие принимать решение единолично в участковом шариатском суде первой инстанции по любому делу, которое рассматривается при нем.

Должность кади была главенствующая роль в таких системах мусульманских государств вплоть до девятнадцатого века, и только позже светские суды вытеснили исламскую судебную систему в большинстве стран Востока, когда ввели в практику применение судов по образцу европейских стран.

Задачи шариатского суда

Перед шариатским судом стоит основная задача: защитить человеческую жизнь, которая является бесценным даром, а также возможностью для мусульманина убедиться в мудрости Создателя, защитить религию и способы ее исповедания, осуществить контроль за тем, чтобы на протяжении всей своей жизни верующий от истинного понимания религии не отклонялся, защитить права человека, иметь свою точку зрения, защитить имущество человека, интеллектуальное и материальное, поскольку имущество обеспечивает для верующего его благосостояние и возможность служить своему ближнему. Еще одна задача состоит в том, чтобы защитить семью и семейные ценности, обеспечить преемственность поколений, поскольку только это дает возможность одному поколению передавать потомкам интеллектуальное наследие и священное знание.

Все эти задачи отражают пять целей религиозного закона Ислама, и если приверженцы Ислама будут следовать всем этим целям, то это будет лучшим способ с их стороны выразить перед Аллахом свое благоговение.

Система наказаний исламского суда

Шариатский суд как любая правовая система имеет четко выраженную систему наказаний, запретов и предписаний. Система Шариата включает в себя строго предписанные обязательные обязанности:

  • обязанности, которые близки к строго предписанным;
  • действия желательные;
  • действия, которые могут совершаться только изредка;
  • действия нейтральные;
  • действия нежелательные;
  • действия, которые нарушают важное действие или уже начатое религиозное;
  • действия строго запрещенные.

Действия, которые строго запрещены, составляют категорию под названием «харам». К этой категории относятся такие действия, как убийство невинного человека, употребление свинины и алкогольных напитков, воровство или непокорность мужу и родителям.

За разные действия относящихся к категории "харам" установлены разные наказания: от простого предупреждения до смертной казни. За употребление алкоголя (возможно предупреждение) и лжесвидетельство по нормам шариатского суда полагается наказание в виде восьмидесяти ударов плетью, за воровство – отсечение кисти руки (при ряде отягчающих условий), за вероотступничество шариатский суд приговаривает к смертной казни.

Применение шариатских норм в современных государствах

С самого начала установления мусульманского государства именно шариатский суд был тем основным институтом, которым применялось мусульманское право. В современном мире в некоторых мусульманских странах на смену шариатскому пришли суды общегражданские, но и исламские суды в ряде мусульманских государств все еще функционируют.

В современном мусульманском мире долгие годы главной судебной системой шариатский суд остается в Саудовской Аравии, в Иране, Иордании, Омане и Йемене, в Ливии. Используется шариат вместе с другими правовыми нормами в таких странах, как Пакистан, Малайзия, Афганистан, Ирак, Сирия, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бруней, Джибути, Бахрейн и Египет, а также в Ливии, Тунисе и Мавритании. Шариат практикуется в некоторых регионах Сомали, Судана, Нигерии и Бангладеш. В Марокко нормами шариата официально руководствуются на уровне отношений внутри семьи. Такая же ситуация с применением шариатского права сохраняется в последние годы на Филиппинах (Минданао), в Алжире и в Индонезии.

В современном Иране Особый духовный шариатский суд действует отдельно от всей судебной системы страны.

шариатский суд Пакистана

Здание Федерального Шариатского суда Пакистана

Йемен, испытывая влияние в некоторых отраслях европейских тенденций развития, оставил в качестве преобладающей именно мусульманско-правовую традицию.

В Афганистане в государственной судебной системе сочетается традиционное исламское право и некоторые нормы европейских систем права.

Основным органом правосудия шариатский суд остается в Пакистане и Саудовской Аравии: положения фикха как нормативно-правовой части шариата определяют юрисдикцию шариатского суда, его организацию, статус кади, составление протоколов судебных заседаний, слушание свидетельских показаний, порядок, по которому предъявляются доказательства, а также нормы поведения в обществе для мусульман.

В скором времени шариатский суд может стать основным органом правосудия в ведущих мусульманских государствах мира, даже в таких государствах, как Соединенные Штаты Америки, странах Европы и в России. На это указывают высказывания самых разных влиятельных должностных лиц и средств массовой информации перечисленных стран. В этих странах отмечается устойчивый рост количества мусульман на протяжении последних лет, и политики обсуждают вопросы о том, как возможно сочетать процессуальные правила светского и исламского мира всерьез.

Шариатские суды в Европе и США

Единственная страна Европы, где шариатский суд действовал долгое время в отношении мусульманской общины (в основном местных турков) была Греция.

В Европе шариатский суд уже не первый год применяется для рассмотрения судебных исков между мусульманами. При рассмотрении бракоразводных процессов или рассмотрения вопросов имущественного наследования применяется вместо шариатских норм гражданское международное право. Для граждан Саудовской Аравии или Ирана при рассмотрении судебных дел с их участием Шариатский суд Германии в Берлине учитывает и законодательство конкретно этих стран обращаясь к исламскому праву.

шариатские суды

В Великобритании шариатский суд выступает в роли третейских судов, когда возникают между двумя мусульманами имущественные споры – в таком случае граждане имеют право обратиться по обоюдному согласию не к судье светскому, а к имаму с целью рассмотрения их вопроса. Подобная практика имеет место в Великобритании не первый год и с судом иудейским.

Голландские судьи имеют право применять в своей практике исламско-правовые нормы, если они не вступают в противоречие с законами страны. В Бельгии первый шариатский суд открылся совсем недавно, и в первые годы своего существования он рассматривает только дела гражданского характера.

Американский штат Оклахома уже не первый год разрешает своим судьям применять нормы шариата при вынесении решений.

Шариатские суды в России

В регионах России, где преобладало мусульманское население, на Северном Кавказе действовали шариатские суды до самой революции 1917 года, но даже в те годы они применяли в своем судопроизводстве только те нормы, которые не вставали в противоречие действующему законодательству. После того, как свершилась революция 1917 года, в некоторых регионах Северного Кавказа шариатские суды были восстановлены, но большевики ликвидировали и их в течение ближайших трех лет.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Не отражены важные аспекты, которые очень волнуют любого, кто сталкивался с судами вообще. 1. Являются ли эти суды платными? 2. Есть ли у суда шариата адвокаты? 3. Есть ли в судах шариата экспертизы на научной основе? 4. Есть ли контроль над судьями, или они могут авторитарно судить так, как им вздумается? 5. есть ли кодекс законов, с которыми можно ознакомиться? 6. Одинаковы ли решения шариатского суда разных районов и стран на один и тот же вопрос?

К судье или к мулле

Коммерсанты Амир и Расул из Казани (имена по их просьбе изменены) обратились не в светский суд, а в духовный. Один одолжил другому 300 тысяч рублей и спустя несколько месяцев потребовал их вернуть. Расписка была, но без срока возврата долга. Расул сказал Амиру, что все отдаст позже, потому что собирается в хадж (паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин обязан совершить хотя бы раз в жизни), а стоит это недешево.

В итоге они решили обратиться в шариатский суд, и там им объяснили, кто прав.

"Священное паломничество в Мекку обязательно, только если человек может оставить достаточную сумму на содержание семьи и не имеет долговых обязательств. Пророк Мухаммед нам, мусульманам, намекнул, что нужно в первую очередь отдать долги, пусть даже пропустив хадж", — сказал им казый (судья в исламском праве).

Российские мусульмане достаточно часто решают споры при посредничестве духовного, а не светского судьи. Возникает логичный вопрос: каким статусом обладают в стране шариатские суды и способны ли они заменить государственные учреждения? Особенно с учетом того, что в России, по разным оценкам, проживают от 15 до 25 миллионов мусульман.

И вопрос этот нешуточный. О проблеме шариатских судов, которые постепенно все больше "влезают на поле" светского законодательства, горячо спорят в Европе. Две недели назад на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы раскритиковали как страны ЕС (Великобритания, Греция), так и мусульманские государства, участвующие в ПАСЕ (Турция, Албания, Азербайджан), за нежелание решать проблему "двойного судопроизводства". Это способствует конфликтам между общинами и светскими властями.

Кроме того, в Европе многих беспокоят так называемые зеленые зоны — кварталы, живущие исключительно по законам шариата. Туда чужакам опасно даже просто заходить. Такие кварталы есть, например, в городах Швеции и Германии.

"Самосуд не пройдет"

Спор о шариатских судах в России подогрел конфликт муфтията Ингушетии с местными депутатами о соглашении, закрепляющем границы этой республики с Чечней. В конце прошлого года в Назрани представители местного духовенства вызвали парламентариев на "исламский суд": хотели выяснить, кто и почему голосовал за договор о границах.

Впрочем, в Координационном центре мусульман Северного Кавказа, куда входит большинство муфтиятов региона, рвение ингушских имамов не оценили. Муфтиев встревожило, что вопросу о чечено-ингушской границе "искусственно придали религиозный характер".

"Самосуд отдельных групп лиц, семей или кланов не имеет ничего общего с шариатом. Шариатский суд в Ингушетии может иметь компетенцию в рамках действующего законодательства России, посреднически решать миром спорные житейские ситуации. Вопросы регулирования административных границ между субъектами федерации, а также проверка конституционности принимаемых органами власти страны решений в компетенцию такого суда не входят", — заявили муфтии Северного Кавказа.

Вот только как в таком случае определить, что по шариату, а что по конституции? Ведь порой незнание границ между религиозным и светским законом чревато проблемами. Так было, например, в 2010 году с петербургской религиозной организацией "Аль Фатх", глава которой Джамалиддин Махмутов самовольно — без согласования с местным муфтиятом — учредил шариатский суд для решения, в том числе и светских вопросов. Он действовал из благих побуждений: считал, что это разгрузит светских судей. Прокуратура вынесла ему предупреждение, напомнив, что в стране судебную власть осуществляют только государственные суды и "никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя их функции".

Об этом, как говорят муфтии, должен помнить каждый верующий.

Втайне от посторонних

"Работа с проблемами людей" — так характеризуют казыи то, чем занимаются. По выходным у кабинета Абдуллы Адыгамова, шариатского судьи города Казани, не протолкнуться. Правда, посторонним о своих бедах верующие распространяться не любят.

Однако так далеко не везде. Исламские суды в России не выносят решений, обязательных для исполнения в государственном порядке. Они, как подчеркивает Адыгамов, имеют право лишь консультировать — поэтому и никаких наказаний не предусмотрено.

"Человек может к нам прислушаться и последовать совету или не прислушаться и пойти в светский суд, или вообще так и не решить проблему", — говорит он.

Заседания шариатского суда проходят за закрытыми дверями. Казый не раскрывает имена обращающихся к нему людей — чаще всего по их же просьбе.

Как правило, одного заседания для рассмотрения конкретной проблемы недостаточно. И судья консультирует верующего столько, сколько необходимо.

"Бывает, мы многие месяцы поддерживаем связь с человеком, чтобы быть в курсе, как идет решение проблемы", — отмечает секретарь совета улемов (мусульманских богословов) Республики Татарстан, проректор Российского исламского университета Рустам Нургалиев.

Закон о шариатском суде

Самая большая проблема, с которой сталкиваются муфтияты, по словам Нургалиева, — низкий уровень религиозного просвещения мусульман. Отсюда, например, стремление некоторых прибегнуть к далекими от норм ислама методам восстановления справедливости.

"Однажды мне показали решение шариатского суда времен Республики Ичкерии (самопровозглашенное государство на территории Чечни, существовавшее в 1990-е годы. — Прим. ред.). Оно меня как теолога, мягко говоря, шокировало — очень некомпетентное и ошибочное. Предполагалось наказание в виде ударов палкой. Хотя оформлено все по правилам, сразу было видно, что принимали его крайне некомпетентные люди", — подчеркивает богослов.

Отсюда и стереотип о том, что шариатские суды — это про унижение женщин. Хотя на деле , по словам собеседников агентства, в России все иначе: те же семейные вопросы решаются весьма гуманно.

"Вот, например, часто так бывает: согласно законам России муж с женой разведены, а по исламским нормам — нет. Как здесь будет рассуждать казый? По государственному законодательству люди имеют право на сожительство, и если они сожительствуют, являясь при этом духовными мужем и женой, то в этом с точки зрения ислама проблемы нет. Но это решают сами люди — задача казыя заключается лишь в том, чтобы объяснить, как их поступки расцениваются по нормам ислама", — рассуждает Нургалиев.

Шариатские суды, подчеркивает он, — один из инструментов досудебного урегулирования проблем. Правда, их статус в российском законодательстве не прописан. Хотя такие попытки были.

"Екатерина II ввела очень изящное, на мой взгляд, правило. Магометане — так раньше называли мусульман — могли обратиться как в царский, близкий к христианским канонам, так и в шариатский суд. И вердикты обоих судов признавались", — говорит Нургалиев.

Но в современной России, по его мнению, для придания шариатским судам четкого законодательного статуса нужно накопить достаточный опыт. В настоящее время, отмечает эксперт, такие суды действуют преимущественно в Поволжье и на Северном Кавказе.

Впрочем, в Госдуме думают иначе.

"У нас меры по досудебному урегулированию споров — медиации — давным-давно прописаны и предусмотрены законом. На мой взгляд, действующего законодательства достаточно", — заключает депутат.

В исламской эсхатологии, иными словами в его системе религиозных представлений о конце света, жизни после смерти и дальнейшей судьбе вселенной, одно из центральных мест занимает киямат — Судный день. Учение о последнем дне является неотъемлемым элементом не только ислама, но и христианства, однако Божий суд в каждом из этих вероисповеданий имеет свои особенности.

Киямат

Как самая молодая из авраамических религий, ислам вобрал себя аксиомы из иудаизма и христианства и дополнил их собственными догмами. В результате сформировалось мусульманское видение конца света, которое несколько отличается от вышеуказанных религий. Упоминаемый как в Коране, так и в сунне пророка Мухаммеда, киямат знаменует собой смерть мироздания и воскрешение мёртвых, за которым следует Страшный суд.

На нём Аллах определяет дальнейшую судьбу людей: праведники за свои благие земные деяния обретут вечное блаженство в раю — Джаннате, а грешники будут осуждены на мучения в аду — Джаханнаме.

Ни один живой человек, ни один мусульманский священнослужитель и пророк, ни одно писание не знает точной даты и времени наступления киямата. Лишь всевышний ведает, когда будут уничтожены все его творения и произойдёт воскрешение человечества. В Коране на этот счёт сказано: «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно». Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого».
В «Книге имана», принадлежащей перу собирателя хадисов Бухари, есть подтверждение тому, что даже последний пророк Аллаха, Мухаммед, был лишен этого знания. Как повествуется в книге, однажды Джабраил - один из четырёх наиболее приближенных к Всевышнему Ангелов, явился в обличии человека к Мухаммеду и попытался узнать у него дату киямата, однако получил следующий ответ: «Тот, у кого спрашивают о нем, знает не больше того, кто о нем спрашивает».
Подобное положение вещей мусульмане расценивают как мудрость Всевышнего, ведь не зная, когда именно наступит киямат, люди ежесекундно должны быть готовы к нему, а значит постоянно контролировать свои поступки и не грешить.

Признаки киямата

Между тем мусульманам известно более 10 признаков, возвещающих о приближении киямата. Среди первых знамений небес сунна пророка Мухаммеда называет восход солнца на западе и его затмение на востоке, сорокадневное сошествие тумана — духана, частые землетрясения. В 82-м аяте суры ан-Намль говорится, что предвестником киямата будет выход из-под земли вьючного животного – даббат аль-арда.

О приближении конца света можно будет догадаться по пришествию справедливого имама Махди, лжемессии Даджжаля и Пророка Исы, а также по нашествию представителей племён Яджудж и Маджудж, по исламской эсхатологии живущих на крайнем севере и наводящих на землю порчу.
Ещё одним предвестником скорого киямата будет битва двух огромных армий одного вероисповедания, в результате которой погибнет масса воинов и обычных граждан.

Одним из признаков грядущего конца света является распространение невежества, злоупотребление алкоголем, исчезновение справедливости, учащение убийств, рост числа небоскрёбов, вероотступничество и разрушение Каабы.

Между тем, киямат, согласно Корану, наступит в мгновение ока, поскольку Аллаху подвластно всё.

Страшный суд

О начале Страшного суда возвестят два трубных гласа ангела Исрафила: первый будет свидетельствовать об уничтожении Аллахом всех его творений, а второй — о чудесном воскрешении человечества.

В день киямата все люди соберутся на площади Махшар, где под руководством Всевышнего Аллаха состоится Господний суд, в котором пророк Мухаммед будет просить у всевышнего облегчения участи людей. На весах справедливости - мизан, будут взвешены все деяния человека, сведения о которых накапливались в «Хранимой скрижали» - лявхуль-махфуз, где записаны все знания о прошлом, настоящем и будущем всех существ, населяющих планету, а также всех событий, уготованных Аллахом. Избежать суда удастся лишь праведникам, а также же воинам-мусульманам, погибшим во время священной войны - джихада.

Страшный суд в христианстве

В христианской традиции догмат о всеобщем воскрешении и последующем за этим событием Судном дне принадлежат к числу основополагающих, и значится даже в древнем Апостольском Символе веры.
Исходя из Евангелия, суд над всеми народами будет производить после своего второго пришествия Иисус Христос: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну… и дал ему власть производить суд, потому что он есть Сын человеческий» (Ин. 5: 22, Ин. 5: 27.).
Христос в свою очередь делегирует часть своих судебных полномочий праведникам в лице 12 апостолов. Согласно Новому Завету, Бог через Иисуса Христа будет судить язычников и иудеев, а также всех неверующих. Что же касается верующих христиан — для них уготован другой суд — суд Божий.
На христианском Страшном суде судимы будут не только дела, но слова и помыслы людей. Также как и в исламе, христианские источники не дают точной даты наступления конца света, о чем свидетельствуют слова Христа: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один».
Зато в этих двух религиях разнятся предвестники конца света. Христианские теологи, в их числе блаженный и Иероним Стридонский, писали, что Страшному суду будут предшествовать 15 дней. В первый день поднимутся выше гор все земные моря, во второй — все воды погрузятся в пучину, в третий — они восстановятся своем прежнем виде. В четвёртый день восстанут все морские обитатели, на пятый — завопят собравшиеся все вместе птицы, на шестой — к небу поднимутся огненные реки, в седьмой — все небесные светила выбросят огненные хвосты, на восьмой — случится землетрясение. На девятый день будут обгрызены все растения, на десятый — разделятся на четыре части все камни, на одиннадцатый — сотрутся в прах все холмы и горы, на двенадцатый — из лесу выйдут и зарычат все животные. На тринадцатый день — с востока на запад откроются все могилы, чтобы мёртвые могли воскреснуть, на четырнадцатый — все люди, впав в безумие, покинут свои жилища, а на пятнадцатый — все умрут и воскреснут вместе с теми, кто усоп задолго до них. На суде Иисус будет делить людей на «овец» и «козлов»: первым будет уготован рай, а вторым — ад.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: