Как называется система мониторинга загрязнения с судов

Обновлено: 24.04.2024

Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов*

________________
* Настоящее издание ЗАО ЦНИИМФ Приложения VI к МАРПОЛ "Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов" включает в себя поправки, принятые 62-й сессией Комитета ИМО по предотвращению загрязнения морской среды Резолюцией MEPC. 203(62), вступившие в силу 1 января 2013 года.

ГЛАВА I - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правило 1

Положения настоящего Приложения применяются ко всем судам, если специально не предусмотрено иное в правилах 3, 5, 6, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 21 и 22 настоящего Приложения.

Правило 2

Для целей настоящего Приложения:

1 Приложение означает Приложение VI к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (Конвенция МАРПОЛ), измененной Протоколом 1978 года к ней и измененной Протоколом 1997 года, с поправками, внесенными Организацией, при условии что такие поправки одобряются и вступают в силу в соответствии с положениями статьи 16 настоящей Конвенции.

2 Подобная стадия постройки означает стадию, на которой:

.1 начато строительство, которое можно отождествить с определенным судном; и

.2 начата сборка этого судна, причем масса использованного материала составляет по меньшей мере 50 тонн или один процент расчетной массы материала всех корпусных конструкций, в зависимости от того, что меньше.

3 Ежегодная дата означает день и месяц каждого года, которые будут соответствовать дате истечения срока действия Международного свидетельства о предотвращении загрязнения воздушной среды.

4 Вспомогательное устройство управления означает систему, функцию или средство контроля, установленные на судовом дизельном двигателе и используемые для защиты двигателя и/или его вспомогательного оборудования от условий эксплуатации, которые могут привести к повреждению или отказу, или используемые для облегчения пуска двигателя. Вспомогательное устройство управления может быть также средством или мерой, которые удовлетворительно демонстрируют, что они не являются регулировочно-управляющим устройством.

5 Постоянная подача определяется как процесс, при котором отходы подаются в камеру сгорания без помощи человека, когда инсинератор находится в нормальном рабочем режиме с рабочей температурой в камере сгорания в пределах от 850°С до 1200°С.

6 Регулировочно-управляющее устройство означает устройство, которое измеряет, воспринимает или реагирует на эксплуатационные переменные (например, частота вращения двигателя, температура, давление на впуске или любой другой параметр) с целью включения, модулирования, задержки или отключения работы любого компонента или функции системы контроля выбросов таким образом, что эффективность системы контроля выбросов снижается в условиях, встречающихся во время обычной эксплуатации, если использование такого устройства в существенной мере не включено в применяемую методику сертификационных испытаний на выбросы.

7 Выброс означает любой выпуск с судов в атмосферу или в море веществ, подлежащих контролю на основании настоящего Приложения.

8 Район контроля выбросов означает район, в котором требуется принятие специальных обязательных мер в отношении выбросов с судов с целью предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения воздушной среды NOx или SOx и твердыми частицами и их сопутствующего отрицательного воздействия на здоровье человека и на окружающую среду. Районы контроля выбросов включают районы, указанные в правилах 13 и 14 настоящего Приложения или назначенные на основании их.

9 Жидкое топливо означает любое топливо, поставляемое и предназначенное для целей сгорания для гребной установки или эксплуатации на судне, включая дистиллятное и остаточное топливо.

10 Валовая вместимость означает валовую вместимость, рассчитанную в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении I к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года или в любой заменяющей ее конвенции.

11 Установки в отношении правила 12 настоящего Приложения означают установку на судне систем, оборудования, включая переносные огнетушители, изоляции или другого материала, но исключая ремонт или перезарядку ранее установленных систем, оборудования, изоляции или другого материала либо перезарядку переносных огнетушителей.

12 Установленный означает судовой дизельный двигатель, который установлен или предназначен к установке на судне, включая переносной вспомогательный судовой дизельный двигатель, только в том случае, если его система заправки топливом, охлаждения или выпуска отработавших газов является неотъемлемой частью судна. Система заправки топливом считается неотъемлемой частью судна только в том случае, если она постоянно установлена на судне. Настоящее определение включает судовой дизельный двигатель, который используется для дополнения или усиления установленной мощности судна и предназначен быть неотъемлемой частью судна.

13 Нерациональное средство контроля выбросов означает любое средство или меру, которые при эксплуатации судна в обычных условиях снижают эффективность системы контроля выбросов до уровня ниже того, который ожидается в рамках применимой методики испытаний на выбросы.

14 Судовой дизельный двигатель означает любой поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком или двойном топливе, к которому применяется правило 13 настоящего Приложения, включая ускорительные/смесительные системы, если они применяются.

15 Технический кодекс по NO означает Технический кодекс по контролю за выбросами окислов азота из судовых дизельных двигателей, одобренный резолюцией 2 Конференции МАРПОЛ 1997 года, с поправками, внесенными Организацией, при условии что такие поправки одобряются и вступают в силу в соответствии с положениями статьи 16 настоящей Конвенции.

16 Озоноразрушающие вещества означают регулируемые вещества, определенные в пункте 4 статьи 1 Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года и указанные в Приложениях А, В, С или Е к этому Протоколу, которые находятся в силе во время применения или толкования настоящего Приложения.

Озоноразрушающие вещества, которые могут быть обнаружены на судне, включают, не ограничиваясь этим:

галон 1211 бромхлордифлорметан

галон 1301 бромтрифторметан

галон 2402 1,2-дибром-1,1,2,2-тетрафторэтан (также известен как галон 114В2)

CleanSeaNet (CSN) - это спутниковая система мониторинга для обнаружения и наблюдения за разливами нефти в европейских водах.

CSN была создана Европейским агентством по безопасности на море (ESMA) в 2007 году для включения таких услуг, как определение местоположения и отслеживание загрязнения нефтью, мониторинг случайного или преднамеренного загрязнения и выявление загрязнителей с помощью спутниковых изображений радаров с синтезированной апертурой (SAR). Информация, полученная на этих изображениях, включает местоположение разлива, площадь и длину разлива, а также источник разлива.

По состоянию на 2017 год CSN стал доступен в «23 прибрежных государствах-членах Европейского Союза (ЕС), двух прибрежных государствах ЕАСТ , трех странах-кандидатах в ЕС, Карибском бассейне Нидерландов , Французских Антильских островах, Гренландии и, наконец, странах-партнерах Европейского союза по всему Средиземноморью. , Черное и Каспийское моря ».

Правовой основой для службы CSN является Директива 2005/35 / EC о загрязнении с судов и о введении штрафов, в том числе уголовных, за правонарушения, связанные с загрязнением (с поправками, внесенными Директивой 2009/123 / EC). EMSA было поручено «работать с государствами-членами над разработкой технических решений и предоставлением технической помощи в связи с выполнением этой директивы, в таких действиях, как отслеживание выбросов с помощью спутникового мониторинга и наблюдения».

СОДЕРЖАНИЕ

История

Прелюдия

Мониторинг европейских вод является особенно сложной задачей, поскольку ЕС представляет собой затопленный полуостров с обширной внешней береговой линией и несколькими значительными полузамкнутыми морями.

До создания CSN было сделано около 1400 спутниковых изображений в год, которые использовались 12 странами ЕС. Эти изображения были либо куплены у поставщиков спутниковых услуг или поставщиков услуг в рамках национальных подрядчиков, либо предоставлены Европейским космическим агентством, возглавляемым проектом MarCoast.

За это время страны сочли, что количество изображений было недостаточным для эффективного определения местоположения и борьбы с случайным или преднамеренным загрязнением, вызванным морскими судами.

Пилотируемые самолеты также часто использовались для целей наблюдения в небольших масштабах; однако было бы дорого и неэффективно использовать их для всестороннего охвата европейских вод.

Два разлива нефти, в частности, вызванные танкерами « Эрика» и « Престиж», сыграли важную роль в необходимости более эффективного метода локации из-за серьезных экологических последствий, которые они создали.

В декабре 1999 года из Дюнкерка вышел танкер « Эрика» с 31 000 тоннами мазута. При переходе через Бискайский залив в тяжелую погоду танкер получил структурные повреждения, в результате чего танкер развалился на две части. Его горючее было выброшено в окружающие французские воды, что нанесло серьезный ущерб окружающей среде. При воздействии воды в течение определенного периода времени масло образует эмульсию вода-в-масле, вызывая увеличение объема и вязкости. В процессе очистки было собрано от 190 000 до 200 000 тонн нефтяных отходов с окружающих 400 километров береговой линии. Поскольку в результате утечки погибло почти 42 000 птиц, разлив, вызванный Эрикой, был назван крупнейшей экологической катастрофой для морских птиц Европы.

В ноябре 2002 года танкер Prestige вышел из Вентспилса, Латвия, на нем было 77 000 тонн мазута двух различных сортов. Из-за суровых погодных условий танкер затонул, в результате чего в борту корабля образовалась 50-футовая дыра. Правительства Франции, Испании и Португалии отказались заходить в свои порты, опасаясь загрязнения их вод, в результате чего корабль плыл по течению в течение нескольких дней, прежде чем затонул в португальских водах. В общей сложности из танкера было выброшено 20 миллионов галлонов США, что привело к серьезным последствиям для окружающей среды. Последствия включают 22 000 мертвых птиц и общий ущерб испанскому рыболовному сектору в размере 296,96 миллиона долларов в период с 2002 по 2006 год. Разлив нефти Prestige до сих пор остается самой страшной экологической катастрофой Испании и Португалии.

Формирование

В сентябре 2005 года Европейский парламент и Совет приняли Директиву 2005/35 / EC (с поправками, внесенными Директивой 2009/123 / EC) в ответ на загрязнение, вызванное морскими судами. Эта директива устанавливает наказания, включая уголовные преступления, за ненадлежащий сброс отходов судами.

Директива поручила EMSA работать со своими государствами-членами над созданием технических решений и оказывать техническую помощь в целях выполнения директивы.

В апреле 2007 года EMSA создала службу обнаружения нефтяных пятен с использованием спутниковых изображений SAR для эффективного отслеживания и мониторинга разливов нефти в водах ЕС. Эта услуга будет доступна для всех государств-членов, а также властей во всех странах ЕС и ЕАСТ.

Спутники CleanSeaNet

CSN использует изображения с нескольких спутников, чтобы предупреждать государства-члены о потенциальных разливах нефти.

CSN предлагает изображения с полным разрешением, близким к реальному времени (NRT), 400-километрового участка воды за 30 минут. Время, близкое к реальному, означает время доставки изображений со спутников операторам. Дополнительные 200 километров добавляются к изображениям каждые пять минут после начальных тридцати. Максимальная длина, которую можно получить с помощью этих изображений, составляет 1400 километров.

CSN может добиться этого за счет использования спутниковых изображений SAR. Спутники используют радиолокационные сигналы , которые могут отображать водоем на основе количества возмущений на поверхности от волн и ряби, создаваемых океанскими ветрами. Когда масло присутствует на поверхности воды, оно создает стеклянную поверхность без ряби. Спутники SAR отправляют радиолокационные сигналы, которые отражаются от поверхности воды, измеряя степень возмущения. Поскольку масло создает меньше помех, пока присутствует на поверхности воды, оно кажется более темным, чем окружающая область, которая не подвергается воздействию. Это позволяет спутникам картировать и определять местонахождение скоплений нефти.

Эти спутники не только могут картировать нефтяные пятна, но и используются для обнаружения и идентификации судов. В то время как нефтяные пятна на изображении выглядят более темными, корабли и другие суда выглядят более светлыми. Благодаря использованию SeaSafeNet судно может быть идентифицировано практически сразу.

В настоящее время CSN использует три спутника: ENVISAT , RADARSAT1 и RADARSAT 2 . Благодаря использованию этих спутников SAR компания CSN смогла увеличить количество изображений до 2100 в год.

Протокол

CSN предоставляет государствам-членам доступ к изображениям, полученным с помощью спутников SAR. Эти изображения «либо относятся к морским районам, которые еще не покрыты, либо обеспечивают улучшенное покрытие морских районов, которые уже находятся под наблюдением».

Сеть приемных станций в Норвегии , Италии и на Азорских островах загружает спутниковые данные и отправляет их в центры управления для обработки и анализа операторами. Используя точные методы, обученные операторы могут оценить, подвергается ли район беспрецедентному загрязнению. В случае обнаружения информация отправляется в затронутые государства-члены, а также в EMSA. Затем прибрежные власти отправляются для оценки места происшествия и отчитываются в EMSA.

Если обнаруживается крупномасштабное загрязнение, задействуется национальный оперативный механизм реагирования. Во время этого реагирования используется система уровней тревоги, позволяющая судить о характере инцидента.

Уровень предупреждения основан на трех различных факторах: вероятность, виновник и влияние. Вероятность относится к уверенности в том, что произошедшая утечка была нефтью. Следующее относится к тому, насколько вероятно можно будет идентифицировать виновного. Некоторые из факторов, используемых для измерения этой категории, включают соответствие пути судна возможного виновника траектории судна форме разлива, плотность движения, выявлен ли уже возможный загрязнитель и расстояние до виновника разлива. Последний фактор - это воздействие, которое измеряется площадью поверхности, расстоянием до чувствительных участков и расстоянием до береговой линии.

Используя эти три фактора, EMSA может построить матрицу предупреждений, чтобы описать серьезность инцидента. Используя матрицу предупреждений, EMSA определяет серьезность, используя красный, желтый и зеленый цвета. Зеленый - низкий риск, красный - высокий риск.

Примеры использования CleanSeaNet

В 2016 году в органы власти Нидерландов и Германии был направлен отчет CSN о возможном разливе. Поскольку зона разлива была разделена на обе страны, обе стороны получили оповещения от CSN. Официальные лица Нидерландов пролетали над этим районом в то время, когда они ожидали услуг от CNS, и смогли снять кадры с преступником, когда сбрасывали пальмовое масло с судна. Отвечая на вопрос властей Нидерландов, капитан заявил, что их действия не нарушают никаких руководящих принципов. Официальные лица Нидерландов уведомили немецких чиновников, и после дальнейшего расследования судна было установлено, что действия на самом деле не соответствовали инструкциям, в результате чего был наложен штраф.

В апреле 2015 года « Олег Найденов» затонул в 15 милях от побережья Испании . Судно перевозило «1409 тонн топлива, 30 тонн газойля и 65 тонн смазочного масла». Непосредственно после инцидента Испания получила от CSN 13 изображений, которые позволили чиновникам более эффективно организовать свои усилия по оказанию помощи.

В августе 2011 года в 176 км от побережья Шотландии на нефтяной платформе Gannet F произошла авария, в результате которой произошел разлив нефти. Во время утечки платформа выбросила 200 тонн нефти в окружающий водоем. Даже через несколько дней после этого события усилия по оказанию помощи оставались безуспешными. Шесть дней спустя Агентство морской и береговой охраны Великобритании запросило спутниковую поддержку у EMSA. В тот же день запроса были отправлены девять радиолокационных изображений с высоким разрешением и восемь оптических изображений с высоким разрешением. Через пять дней, 21 августа, утечка была локализована, и мониторинг был прекращен только через три дня после этого.

В феврале 2010 года два судна столкнулись при заходе в порт Генуи , в 1,5 км от побережья северо-западной Италии . Буксира называется Франчие столкнулась в CMA CGM Strauss , который был контейнеровоз холдинга мазутом. В результате на территорию, прилегающую к порту, вылилось 184 тонны. Французские власти запросили помощь у CNS и получили шесть спутниковых снимков в течение 30 часов, чтобы отслеживать нефтяное пятно, которое простиралось между Генуей и Тулоном . С разливом справились в течение 10 дней.

CleanSeaNet (CSN) это спутниковая система мониторинга морских разлив нефти обнаружение и наблюдение в Европейский воды.

CSN был создан Европейское агентство морской безопасности (ESMA) в 2007 году, чтобы включить такие услуги, как обнаружение и отслеживание загрязнения нефтью, мониторинг случайного или преднамеренного загрязнения и выявление загрязнителей с помощью радар с синтезированной апертурой (SAR) спутниковые снимки. Информация, полученная на этих изображениях, включает местоположение разлива, площадь и длину разлива, а также источник разлива. [1]

По состоянию на 2017 год CSN стал доступен в «23 прибрежных государствах-членах Европейского Союза (ЕС), два ЕАСТ прибрежные государства, три страны-кандидата в ЕС, Голландский карибский, Французские Антильские острова, Гренландия и, наконец, европейские страны-партнеры по соседству Средиземноморье, Черный и Каспийский моря." [2]

Доступ к этой услуге является бесплатным для всех, кто принимает Условия использования, в которых говорится, что страна должна предоставить информацию о проверке потенциальных разливов, обнаруженных CSN, с последующей информацией, и что они предоставляют информацию о разливах, о которых не сообщалось. [3]

Правовой основой для службы CSN является Директива 2005/35 / EC о загрязнении с судов и о введении штрафов, в том числе уголовных, за правонарушения, связанные с загрязнением (с поправками, внесенными Директивой 2009/123 / EC). EMSA было поручено «работать с государствами-членами над разработкой технических решений и оказанием технической помощи в связи с выполнением этой директивы, в таких действиях, как отслеживание сбросов спутниковый мониторинг и наблюдение ». [1]

Содержание

История

Прелюдия

Мониторинг европейских вод является особенно сложной задачей из-за того, что ЕС затоплен. полуостров с обширной внешней береговой линией и несколькими значительными полузамкнутыми морями.

До создания CSN было сделано около 1400 спутниковых изображений в год, которые использовались 12 странами ЕС. Эти изображения были либо куплены у спутниковых провайдеров или поставщиков услуг в рамках национальных подрядчиков, либо предоставлены Европейское космическое агентство руководил проектом MarCoast.

За это время страны сочли, что количество изображений было недостаточным для эффективного определения местоположения и борьбы с случайным или преднамеренным загрязнением, вызванным морскими судами.

Пилотируемые самолеты также часто использовались для целей наблюдения в небольших масштабах; однако было бы дорого и неэффективно использовать их для всестороннего охвата европейских вод. [4]

Два разлива нефти, в частности, по вине танкеров Эрика и Престиж сыграли важную роль в необходимости более эффективного метода локации из-за суровых экологических последствий, которые они создали.

В декабре 1999 г. танкер Эрика вылетел из Дюнкерк перевезено 31 000 тонн мазута. При переходе через Бискайский залив В тяжелую погоду танкер получил повреждения конструкции, в результате чего танкер раскололся на две части. Его горючее было выброшено в окружающие французские воды, что нанесло серьезный ущерб окружающей среде. При воздействии воды в течение некоторого времени масло создает эмульсия типа вода в масле вызывая увеличение объема и вязкости. В процессе очистки было собрано от 190 000 до 200 000 тонн нефтяных отходов с окружающих 400 километров береговой линии. Поскольку в результате разлива погибло почти 42000 птиц, Эрика был назван крупнейшим экологическая катастрофа для морских птиц Европы. [5]

В ноябре 2002 г. танкер Престиж вылетел из Вентспилс, Латвия перевозит 77000 тонн мазута двух различных сортов. Из-за суровых погодных условий танкер затонул, в результате чего в борту корабля образовалась 50-футовая дыра. Правительства Франции, Испании и Португалии отказались заходить в их порты, опасаясь загрязнения их вод, в результате чего корабль плыл по течению в течение нескольких дней, прежде чем затонул в португальских водах. В общей сложности из танкера было выброшено 20 миллионов галлонов США, что привело к серьезным последствиям для окружающей среды. Последствия включают 22 000 мертвых птиц и общий ущерб испанскому рыболовному сектору в размере 296,96 миллиона долларов в период с 2002 по 2006 год. Престиж разлив нефти по сей день остается самой страшной экологической катастрофой Испании и Португалии. [6]

Формирование

В сентябре 2005 г. Европейский парламент и Совет принял Директиву 2005/35 / EC (с поправок, внесенных Директивой 2009/123 / EC) в ответ на загрязнение, вызываемое морскими судами. Эта директива установила наказания, включая уголовные преступления, за ненадлежащий сброс отходов судами.

Директива поручила EMSA работать со своими государствами-членами над созданием технических решений и предоставлять техническую помощь для выполнения директивы.

В апреле 2007 года EMSA создала службу обнаружения нефтяных пятен с использованием спутниковых изображений SAR для эффективного отслеживания и мониторинга разливов нефти в водах ЕС. Эта услуга будет доступна для всех государств-членов, а также властей во всех странах ЕС и ЕАСТ. [4]

Спутники CleanSeaNet

CSN использует изображения с нескольких спутников, чтобы предупреждать государства-члены о потенциальных разливах нефти.

CSN предлагает изображения с полным разрешением почти в реальном времени (NRT) 400-километрового участка воды за 30 минут. Время, близкое к реальному, означает время доставки изображений со спутников операторам. Дополнительные 200 километров добавляются к изображениям каждые пять минут после первых тридцати. Максимальная длина, которую можно получить с помощью этих изображений, составляет 1400 километров.

CSN может добиться этого за счет использования спутниковых изображений SAR. Спутники используют радиолокационные сигналы которые могут наносить на карту водоем на основе количества возмущений на поверхности от волн и ряби, создаваемых океанскими ветрами. Когда масло присутствует на поверхности воды, оно создает стекловидную поверхность без ряби. Спутники SAR отправляют радиолокационные сигналы, которые отражаются от поверхности воды, измеряя степень возмущения. Поскольку масло создает меньше помех, пока присутствует на поверхности воды, оно кажется более темным, чем окружающее пространство, которое не подвергается воздействию. Это позволяет спутникам отображать и определять местонахождение скоплений нефти. [3]

Эти спутники не только могут картировать нефтяные пятна, но и используются для определения местоположения и идентификации судов. В то время как нефтяные пятна на изображении выглядят темнее, корабли и другие суда выглядят более светлыми. Благодаря использованию SeaSafeNet судно может быть идентифицировано практически сразу. [7]

CSN в настоящее время использует три спутника, которые ENVISAT, RADARSAT1, и РАДАРСАТ 2. Благодаря использованию этих спутников SAR CSN удалось увеличить количество изображений до 2100 в год. [3]

Протокол

CSN предоставляет государствам-членам доступ к изображениям, полученным с помощью спутников SAR. Эти изображения «либо относятся к морским районам, которые еще не покрыты, либо обеспечивают улучшенное покрытие морских районов, которые уже находятся под наблюдением». [4]

Если обнаруживается крупномасштабное загрязнение, задействуется национальный оперативный механизм реагирования. Во время этого ответа используется система уровней тревоги, позволяющая судить о характере инцидента.

Уровень предупреждения основан на трех различных факторах: вероятности, виновнике и влиянии. Вероятность относится к уверенности в том, что произошедшая утечка была нефтью. Следующее относится к тому, насколько вероятно можно будет идентифицировать виновного. Некоторые из факторов, используемых для измерения этой категории, включают соответствие пути судна возможного виновника форме разлива, плотность движения, выявлен ли уже возможный загрязнитель и расстояние до виновника разлива. Последний фактор - это воздействие, которое измеряется площадью поверхности, расстоянием до чувствительных участков и расстоянием до береговой линии. [3]

Используя эти три фактора, EMSA может построить матрицу предупреждений, чтобы описать серьезность инцидента. Используя матрицу предупреждений, EMSA определяет серьезность, используя красный, желтый и зеленый цвета. Зеленый - низкий риск, красный - высокий риск.

Примеры использования CleanSeaNet

В 2016 году отчет о тревоге CSN был отправлен властям в Нидерланды и Германия относительно возможного разлива. Поскольку зона разлива была разделена на обе страны, обе стороны получили предупреждения от CSN. Официальные лица Нидерландов пролетали над этим районом в то время, когда они ожидали услуг от CNS, и смогли снять кадры с преступником, пока они сбрасывали мусор. пальмовое масло с судна. Отвечая на вопрос властей Нидерландов, капитан заявил, что их действия не нарушают никаких правил. Официальные лица Нидерландов уведомили немецкие официальные лица, и после дальнейшего расследования судна было установлено, что действия на самом деле не соответствовали инструкциям, что привело к штрафу. [8]

В апреле 2015 г. Олег Найденов затонул в 15 милях от побережья Испания. Это судно несло: «Судно перевозило 1409 тонн топлива, 30 тонн газойль и 65 тонн смазочного масла ». Непосредственно после инцидента Испания получила от CSN 13 изображений, которые позволили официальным лицам более эффективно организовать свои усилия по оказанию помощи. [9]

В августе 2011 г. в 176 км от побережья г. Шотландия, то Gannet F на нефтяной платформе произошла авария, в результате которой произошел разлив нефти. Во время утечки платформа выпустила 200 тонн нефти в окружающий водоем. Даже через несколько дней после этого события усилия по оказанию помощи оставались безуспешными. Шесть дней спустя Агентство морской и береговой охраны Великобритании запросило спутниковую поддержку у EMSA. В тот же день запроса были отправлены девять радиолокационных изображений высокого разрешения и восемь оптических изображений высокого разрешения. Через пять дней, 21 августа, утечка была локализована, и только через три дня после этого мониторинг был прекращен. [10]

В феврале 2010 г. два судна столкнулись при заходе в порт г. Генуя, В 1,5 км от побережья северо-запада Италия. В буксир называется Francia столкнулся с CMA CGM Штраус, который был грузовое судно хранение мазута. Это привело к утечке 184 тонн в районе, прилегающем к порту. Французские власти запросили помощь у CNS и получили шесть спутниковых изображений в течение 30 часов, чтобы отслеживать нефтяное пятно, которое простиралось между Генуей и Тулон. С разливом справились в течение 10 дней. [11]

Нефтяной/химический танкер на заводе KROHNE Marine в Бревике, Норвегия

EcoMATE™, система оценки производительности судна и программное обеспечение для оптимизации работы флота от компании KROHNE - это комплексное решение для мониторинга потребления топлива, выбросов и бункеровки в режиме реального времени. Независимо от типа судна, EcoMATE™ предоставляет полную картину, необходимую для повышения производительности и снижения затрат. Будучи облачным удаленным решением, система EcoMATE™ может быть доступна как локально на борту, так и удаленно. Программное обеспечение EcoMATE™ обеспечивает сбор данных, регистрацию, расчеты, мониторинг и отчетность. В результате EcoMATE™ стала предпочтительным решением для многих крупных судоходных компаний.

Поскольку судоходная отрасль требует более разумных, эффективных операций и соблюдения нормативных требований, мы признаем необходимость устойчивых операций и технологий. Поэтому компания KROHNE Marine разработала сертифицированный и специализированный модуль MRV & IMO DCS для EcoMATE™, который помогает правильно, легко и эффективно выполнять отчеты о выбросах. Мы постоянно развиваем нашу технологию, чтобы помочь вам соответствовать будущим нормам устойчивого развития, таким как грядущие стандарты CII. Позволяя операторам и менеджерам судов легко составлять отчеты о выбросах углекислого газа в результате текущей деятельности и добиваться их улучшения.

Генерируются прозрачные и точные отчеты о выбросах, соответствующие нормам ЕС и IMO. EcoMATE™ также включает в себя набор функций, облегчающих ежедневные операции и требования к отчетности в зависимости от рейса или режима работы судна. EcoMATE™ сертифицирован и соответствует методам от A до C (MRV) в одном пакете. Это позволяет судоходным компаниям использовать единый инструмент, который может включать в себя несколько типов методов мониторинга.

На основе анализа передового зарубежного опыта создания систем контроля окружающей среды в районе функционирования морских нефтегазовых промыслов специалистами Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН разработана технология многоуровневого экологического мониторинга. Эта разработка позволит в масштабе времени, близком к реальному, осуществлять контроль и прогнозирование негативных последствий техногенных загрязнений акватории (а в сейсмоопасных районах — геодинамической активности) и обеспечивать необходимой информацией процесс принятия адекватных управленческих решений для минимизации ущерба.
Крупнейшие мировые компании ТЭК, вовлеченные в добычу углеводородного сырья на морском шельфе, системно работают над повышением экологической безопасности морских операций, одним из направлений чего является совершенствование осуществляемого ими экологического мониторинга. Экологический мониторинг морских акваторий в ходе производственной деятельности способствует сближению интересов государства и бизнеса, связанных с использованием и освоением шельфовой зоны.
Организация эффективного экологического мониторинга производственной деятельности предприятий ТЭК на морском шельфе становится все более актуальной, в первую очередь, из-за расширения добычи и транспортировки углеводородного сырья, что в аварийных ситуациях может приводить к негативным последствиям для прибрежных территорий. Согласно Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной указом Президента РФ №ПР-1387 от 27.07.2001, «предотвращение загрязнения морской среды» — одно из основных положений, относящихся к обеспечению национальных интересов в Мировом океане. Одним из принципов национальной морской политики является «развитие систем мониторинга за состоянием морской природной среды и прибрежных территорий». Особенно актуальны задачи экологического мониторинга при освоении месторождений в Каспийском море (см. «Специальные экологические и рыбохозяйственные требования для проведения геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья в заповедной зоне в северной части Каспийского моря на лицензионных участках «Северный», «Восточно-Ракушечная» и «Северо-Каспийская площадь», утвержденные МПР РФ в 2005 году). В последние годы экологическому мониторингу морских акваторий уделяется гораздо больше внимания, чем раньше. В частности, Институт океанологии им. П.П. Ширшова Российской Академии Наук (ИОРАН) выполнил работы в рамках проекта ФЦНТП Минобрнауки (РП–22.1/001) «Создание системы многоуровневого регионально-адаптированного экологического и геодинамического мониторинга морей Российской Федерации, в первую очередь шельфа и континентального склона», в результате которых была разработана система информационного обеспечения промышленной и экологической безопасности объектов обустройства месторождения нефти и газа на морском шельфе.
Одна из ведущих нефтяных компаний ОАО «ЛУКОЙЛ» создала специальные программы производственного экологического мониторинга для разработки месторождений на Каспийском море [4,5] и Кравцовского месторождения на Балтийском море [6], где уже установлена морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП Д-6). При этом следует отметить широкое использование спутникового мониторинга юго-восточной Балтики в качестве одной из основных компонент контроля экологического состояния окружающей среды [7]. Недостатком мониторинга, проводимого на Д-6, является отсутствие технических средств проведения мониторинга состояния морской среды на самой МЛСП Д-6 (там установлена только автоматическая метеостанция).
В 2005 г. Морская коллегия при Правительстве РФ поручила Минпромэнерго, МПР, Минобороны, Минобрнауки, Росгидромету совместно с РАН проработать вопрос использования морских буровых платформ, осуществляющих разведочное или эксплуатационное бурение на континентальном шельфе России, в качестве технологических носителей системы комплексного многоуровневого экологического и метеорологического мониторинга, а в сейсмоактивных районах и геодинамического мониторинга. Специалистами ИОРАН были подготовлены предложения по этой проблеме, представленные как официальные предложения РАН. Для ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» ИОРАН совместно с ГУ «Каспийский морской научно-исследовательский центр» подготовил конкретные предложения по техническим средствам и информационной системе экологического мониторинга при обустройстве месторождения им. Ю. Корчагина.
В данной статье кратко описаны основные составляющие разработанной технологии многоуровневого экологического мониторинга.
Комплексный многоуровневый мониторинг морской среды
Система постоянного контроля за объектами недропользования в морских акваториях должна обеспечивать информацию о ключевых параметрах морской среды в реальном времени с целью оценки текущих воздействий, с одной стороны, на объекты недропользования, с другой — на важнейшие компоненты морских экологических систем. Основная задача оперативного экологического мониторинга заключается в контроле за возможными техногенными загрязнениями. Раннее обнаружение утечек загрязняющих веществ необходимо для своевременного принятия мер по предотвращению крупных аварий. Данные длительного мониторинга используются для отслеживания состояния ключевых экологических параметров и для выделения антропогенных факторов на фоне естественных природных трендов. Это позволяет прогнозировать негативные последствия и принимать адекватные решения для минимизации риска ущерба.


Подсистема спутникового мониторинга нефтяных загрязнений в первую очередь должна опираться на радиолокационные спутники (см. подробнее [1]). Она может обеспечить:
• обнаружение нефтяных пятен и источников их происхождения на обширной акватории,
• оценку направления и скорости перемещения нефтяных пятен.
Спутниковые радиолокационные наблюдения дают возможность получать одновременные изображения всей контролируемой акватории с пространственным разрешением до нескольких метров регулярно в течение многих лет.
Более широкое применение спутниковых методов с использованием сканеров цвета, ИК-радиометров, альтиметров и скатеррометров позволяет оценивать концентрации взвеси и хлорофилла, первичную продукцию в приповерхностном слое моря, а также температуру поверхности моря, скорость и направление приводного ветра, аномалии уровня морской поверхности. Спутниковые наблюдения обеспечивают регулярную последовательность пространственных распределений каждого из вышеуказанных параметров и позволяют своевременно обнаруживать происходящие изменения и выявлять их причины. Спутниковые наблюдения дают возможность отслеживать источники обнаруженных загрязнений и тем самым отличать загрязнения, обусловленные нефтегазодобывающей деятельностью, от загрязнений, не связанных с такой деятельностью.
Следует отметить, что спутниковый мониторинг, при всех своих достоинствах, не может по многим причинам заменить наблюдения, проводимые с платформы или судна; разработанная система комплексного многоуровневого мониторинга предполагает их оптимальное сочетание.
Основным предназначением подсистемы информационного обеспечения является сбор и обработка данных от различных подсистем наблюдений (стационарной, судовой, спутниковой), анализ полученной информации и передача созданной на его основе информационной продукции корпоративным органам управления промышленной и экологической безопасностью и государственным органам управления природопользованием и охраной окружающей среды.
В информационную продукцию целесообразно включать следующие сведения:
— оценку техногенного воздействия, прогноз возможных негативных изменений в соответствующих элементах природной среды и природном комплексе в целом;
— рекомендуемые мероприятия, снижающие и локализующие отрицательные последствия антропогенной деятельности.
Функционирование информационной подсистемы должно осуществляться в двух режимах: оперативном — on-line и в режиме получения обобщенной информации.
В то же время корпоративных информационных ресурсов часто бывает недостаточно для оценки и прогноза состояния и загрязнения морской среды в районах проведения работ. Это обусловлено лабильностью морских экосистем, находящихся под воздействием природных и антропогенных факторов, таких, как речной сток и поступление загрязняющих веществ с речными водами, водообмен с открытой частью моря. Недостаток информации может быть восполнен проведением наблюдений на Государственной наблюдательной сети, подведомственной Росгидромету. Интеграция корпоративного и государственного экологического мониторинга может рассматриваться как региональная система экологического мониторинга.
Следует отметить, что законодательство РФ накладывает определенные обязательства на природопользователей в части передачи полученной ими информации о состоянии окружающей среды уполномоченным государственным органам (Постановление Правительства РФ №1410 от 21.12.99 «О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении», Постановление Правительства РФ №128 «Об утверждении положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду»).
Для устойчивого функционирования информационной подсистемы предполагается оснащение аналитического центра, выполняющего также функции оператора оборудованием для приема и передачи информации по спутниковым каналам связи, а также приобретение ГИС- и WEB-технологий управления данными, интеграции информационных ресурсов, анализа и визуализации поступающей информации. Аналогичное оборудование и программное обеспечение целесообразно установить в специализированном центре мониторинга в компании, ведущей разработку месторождения.

Автор: Лобковский Л., Зацепин А., Ковачев С., Копелевич О., Островский А., Флинт М.,Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, Монахов С., КаспМНИЦ Росгидромета

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: