Как называется река по которой ходят суда

Обновлено: 19.04.2024

Термины общей лоции рек

В общей лоции рек приняты следующие термины и определения.

Бассейн реки — площадь земной поверхности, по которой протекает главная река со всеми ее притоками.

Бечевник — полоса земли шириной 20 метров от уреза воды. Находится в федеральной собственности. Примечание — при тяге судов бечевой по бечевнику шли бурлаки.

Бровка яра (гребень) — линия пересечения верхней части обрыва яра или склона с береговой, менее крутой поверхностью ( рис. 5.1. ).

Рис. 5.1. Схема реки

Водораздел — линия, ограничивающая бассейн и охватывающая все истоки рек, речек и ручъев данной системы. Часто в близких между собой пунктах берут начало две или три реки, текущие в противоположные стороны и принадлежащие разным бассейнам.

Взамет — положение судна, ставшего на мель поперек течения.

Взморье — водное пространство в устье впадающей в море реки с островами и даже частью побережья.

Воложка (или проток) — второе русло реки, отделенное от основного (коренного) островом. Воложки могут быть судоходными или не судоходными. Не редко воложки значительно сокращают путь. Ходить можно только по хорошо известной, проверенной воложке во избежание поломки винтов и других неприятностей.

Высыпка — наносное образование в устьях оврагов или небольших речек.

Горизонт — уровень воды, ее поверхность. Горизонтом же называется граница воды или суши, сливающаяся с небосклоном (рис. 5.6.).

Гребень переката — наивысшая точка переката, лимитирующая глубину.

Гряда — скопление камней во всю ширину русла, незначительное по высоте. Течение над грядой более спокойное, чем над порогом, но может быть неправильным. Грядой также называют каменистую косу, вдающуюся в русло реки. Гряда, как и огрудки, представляет опасность для судоходства, особенно для глиссирующих судов.

Горный или луговой берега. Правый (высокий) и левый (низкий).

Губа — широкий и длинный залив моря или океана, в который впадают некоторые наши северные реки, прежде чем влиться в море, например: Обская губа, Мезенская губа и др.

Дельта — устье рек с большим количеством островов и протоков между ними.

Долина реки — пониженная часть поверхности между горами или холмами, по которой протекает река (рис. 5.1.).

Живое сечение — площадь поперечного сечения русла реки.

Заплесок — узкая полоска берега в нижней части яра, примыкающая к урезу воды. Заплеском называется также отлогая часть берега, находящаяся между обрывом берега и урезом воды и заливаемая водой при ветровом волнении (рис. 5.8.).

Затонина — надводная, высокая, обросшая растительностью в верхней своей части песчаная коса при начале яра или коренного кряжа, образующая небольшой залив. Затонины не менее заманих опасны для судов, идущих вверх, но так как они покрыты в верхней своей части растительностью, то более заметны, чем заманихи, даже издали (см. манихи) (рис. 5.1.).

Затон — глубокий залив, находящийся в пойменных берегах. Затоны служат для зимней стоянки судов и для защиты их от весеннего ледохода (рис. 5.1.).

Закосок — песчаная коса малых размеров, чаще всего подводная, примыкающая к пескам (рис. 5.1.).

Заструга — небольшая песчаная подводная коса, идущая от песков по направлению к противоположному берегу.

Зимовка — место на реке, которое представляет лишь некоторую безопасность от ледохода для зимующих там судов.

Извилина — длинный изгиб русла реки совместно со своей долиной. Протяжение отдельных извилин достигает иногда 100 км и более. Примерами рек, в которых много извилин, могут быть реки: Кама, Ветлуга, Вятка и др.

Исток реки — место, где река берет свое начало (ключ, ручей, озеро, болото).

Излучина — изгиб русла реки; вогнутая часть такой излучины, колена, извилины и др. обычно называется еще «прилукой» (рис. 5.1.).

Карга на Енисее — каменная гряда клиновидной формы с загнутым по течению концом. Карга образуется весной при действии льда на каменистый грунт дна.

Карчи — находящиеся на дне или медленно плывущие по течению старые пни или деревья.

Колено реки — крутой и короткий изгиб русла реки в пределах его долины. Колена чаще встречаются в тех частях реки, где имеются широкие поймы (рис. 5.1.).

Кряжи — окраины речных долин, которые, повышаясь, переходят в горы, состоящие из твердого грунта. Между этими горными возвышенностями проходит долина реки (рис. 5.1.).

Коренное русло или коренная река — русло, по которому проходит меженний фарватер. Если река имеет два русла с меженним фарватером, коренным называется более широкое и старое русло.

Лука — длинная извилина реки (совместно с долиной), у которой расстояние между началом и концом извилины (хорда) незначительно по сравнению с длиной. Самарская лука на р. Волге (от дер. Жигулей до села Переволоки) имеет протяжение 150 км, а расстояние (хорда) между ее концами — только 25 км (рис. 5.1.).

Майдан — беспорядочное поступательно-вращательное течение воды. Майданы образуются над затонувшими предметами, а также весной при слиянии двух рек в узкой долине и над крутыми залитыми ярами. Как и суводи, майданы ухудшают управляемость водоизмещающих судов.

Маниха или заманиха — песчаная подводная заструга больших размеров, расположенная в русле реки.

Меженнее русло — ложе реки, заключенное между пойменными берегами, при наиболее низком уровне воды (рис. 5.1.).

Навигация — период времени от вскрытия реки ото льда до ее замерзания, период судоходства. В морской практике «навигация» есть наука по кораблевождению.

Нечистый яр — такой, где есть препятствия судоходству: камни, карчи, опечки, печины и т. п. (рис. 5.4.).

Обрезной песок — песчаный берег, около которого река имеет достаточную глубину.

Огрудки — обособленное скопление камней в русле (обычно вблизи берега), простирающееся вдоль берега. Каменистый осередок небольших размеров также называется огрудками. Также как и одинцы, огрудки представляют серьезные препятствия для судоходства, особенно для глиссирующих судов.

Одинец — это камень значительных размеров, отдельно лежащий в русле реки.

Опечки — на сибирских реках называют небольшие подводные галечные бугры.

Осередок — возвышение на дне меженнего русла, расположенное на некотором расстоянии от берега или же посредине русла.

Остров — крупных размеров надводный осередок, покрытый растительностью.

Плес — часть русла реки, заключенная между двумя перекатами; то же — участок реки в несколько сот километров протяжения, характеризующийся теми или иными особенностями в гидрологическом, эксплуатационном или промышленном отношениях, или, наконец, продолжительностью навигации. Так, например, говорят: «Рыбинский плес», «Казанский плес» и др. (рис. 5.1).

Пойма — низкие речные берега, заливаемые весенней водой и вследствие этого зарастающие травой (рис. 5.1.).

Порог — скалистая гряда или скопление камней во всю ширину речного русла, вызывающие подпор и перепад воды, особенно при низких меженних горизонтах. Течение на порогах чрезвычайно неправильное, часто имеет большие скорости. Некоторые пороги непроходимы для судов. Небольшие пороги типа гряд на некоторых реках называют заборами.

Правый и левый берега. Если стать лицом в сторону течение реки, то берег, к которому обращена правая рука — правый, а противоположный — левый. На Волге, кроме того, правый берег называют «горный», а левый — «луговой». На р. Енисей правый берег — «каменный», левый — «наволочный» (рис. 5.1.).

Приверх — верхняя по течению часть острова или осередка.

Проран (прорва) — узкая промоина в острове или песчаной косе.

Побочень — подводная песчаная отмель сравнительно небольших размеров, примыкающая к яру или горам (рис. 5.1.).

Половодье («полая вода», «полноводье», «разлив») — наивысший горизонт воды весной после ее вскрытия ото льда. Ненормально высокий горизонт воды весной, бывающий один раз в десятки лет, обычно называют уже наводнением.

Паводок — прибыль (иногда значительная) воды в реке, проходящая в половине лета или в осенние месяцы вследствие продолжительных дождей, таяния ледников и т. п.

Перевал — часть русла, где фарватер идет от одного берега к другому. Перевалы бывают отлогие, крутые, длинные, короткие, прямые, кривые, имеющие значительную глубину и мелкие. Мелкие перевалы, затрудняющие движение судов, называются уже перекатами.

Перекат — часть русла, в пределах которой фарватер вследствие своего мелководья составляет затруднение для судоходства.

Песок — низкий отлогий песчаный берег, лежащий против яра. Очертание песка обыкновенно выпуклое. В большинстве же случаев он соответствует очертанию противолежащего яра, т. е. если яр вогнут, то песок имеет очертание выпуклое. Вообще все наносы в русле реки, не покрытые растительностью, называются «песками», залегают они в русле, принимая различную форму, обусловливаемую направлением и силой водных струй. Различные виды этих песчаных наносов будут иметь и различные названия (рис. 5.1.).

Песчаная коса — невысокий песок, вдающийся в русло длинным клином.

Полица — низкий яр, имеющий два гребня, т. е. спускающийся к руслу двумя уступами, причем нижняя площадка и будет полицей.

Плечо яра — выступающая часть береговой полосы на пойме, где яр, обыкновенно изогнутый, принимает прямое направление или переходит в песок. Плеч у яра два — верхнее и нижнее (рис. 5.1.).

Печина — часть яра, состоящая из твердой глины, вдающаяся в русло острым углом и очень медленно размывающаяся даже при наличии сильного течения. Печины бывают подводные и надводные. Около печин большей частью держатся значительная глубина и быстрое течение.

Приток — всякая река, впадающая в другую реку.

Разлив — это состояние реки, при котором она в половодье выходит из меженних берегов, заливая последние, и тогда временными берегами реки будут уже кряжи долины.

Расход воды в реке — количество воды, протекающее по руслу в единицу времени, например в одну секунду.

Рейд — участок акватории (как правило, порта), предназначен для отстоя, ремонта и производства грузовых работ. Обставляется рейдовыми знаками.

Река — лентообразный поток пресной воды, перемещающий под действием силы тяжести с возвышенных мест земной поверхности к пониженным. Река со всеми своими притоками первого, второго, третьего и т. д. порядка называется речной системой.

Россыпь — часть русла, где скопившийся песок имеет значительное движение во всю ширину русла.

Рынок гор или горный рынок — выступающая часть крутого горного берега. Углы гор при начале и конце широкого оврага также носят название рынков. Рынки гор являются прекрасным ориентиром для судоводителя. Если горный рынок вдается в реку мысом, то ниже его иногда образуются неправильные течения — суводи.

Стрелка — острый угол берега, образуемый слиянием двух рек.

Стрежень — линия, соединяющая наибольшие глубины и совпадающая с наибольшими скоростями течения реки.

Суводь (сулой, улово) — вращательное движение воды в реке, образующееся в каком-нибудь одном месте.

Тиховод — участок речного русла со слабым течением. Тиховоды образуются под затонинами, заманихами, высокими песками и т. п. Рационально использовать тиховоды при следовании вверх против течения.

Устье реки — часть реки, где она оканчивается, вливаясь в другую реку, озеро или море.

Урез воды — линия пересечения поверхности реки с береговой полосой, т. е. то место, где кончается берег и начинается вода (рис. 5.9.).

Ухвостье — нижняя по течению часть острова или осередка.

Фарватер или судовой ход в реке — путь, по которому ходят суда.

Чистый яр или обрезной — глубокий яр, у которого нет подводных отмелей, карчей и т. п. препятствий для судоходства.

Шалыга — подводный осередочек в пределах корыта переката.

Шивера — разбросанная во всю ширину русла группа камней, между которыми проходит извилистый фарватер. Шиверы имеют характер порога и весьма затруднительны для судоходства.

Ширина долины реки — расстояние между кряжами, ограничивающими долину реки.

Ширина русла — кратчайшее расстояние между меженними берегами реки. Невысокие острова и береговые пески, затопляемые даже при незначительной прибыли воды, не считаются меженними берегами, а потому входят в ширину русла (рис. 5.1.).

Яр — сравнительно невысокий обрывистый пойменный берег, достигающий на реках Волга, Кама и др. высоты до 15 м; очертание яра бывает чаще всего вогнутое, причем он всегда состоит из рыхлых наносов реки, расположенных слоями, и легко размывается водой (рис. 5.1., рис. 5.5.).


Судохо́дная река́ — это река, по которой могут плавать суда. Часто так называют реку, имеющую определённый статус, который требует выполнения следующих условий:

  • мосты имеют определённую высоту или имеют разводные секции;
  • при необходимости проводятся регулярные дноуглубительные работы для поддержания определённой глубины.

Для туристов термин «судоходная река» означает возможность прохода по реке на малой безмоторной лодке без искусственных изменений в конструкции.

См. также

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Судоходная река" в других словарях:

СУДОХОДНАЯ РЕКА — река, по которой возможно передвижение судов. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

судоходная река — Река, используемая для судоходства и соответствующим образом обустроенная … Словарь по географии

река — реки, вин. реку, мн. реки, рекам–рекам, жен. 1. Постоянный водоем, представляющий собою естественный сток воды от истока вниз до устья, значительный по своим размерам. Советская власть соединила две русские реки, Москву и Волгу, каналом Москва… … Толковый словарь Ушакова

река — и/, вин.; реку/ и ре/ку; мн. ре/ки, дат. река/м и ре/кам, тв. река/ми и ре/ками, предл. о река/х и в ре/ках; ж. см. тж. рекой, рекою, речка … Словарь многих выражений

река́ — и, вин. реку и реку, мн. реки, дат. рекам и рекам, твор. реками и реками, предл. в реках и в реках, ж. 1. Естественный значительный и непрерывный водный поток, питающийся поверхностным или подземным стоком с площадей своих бассейнов и текущий в… … Малый академический словарь

река — и, вин. реку и реку; мн. реки, дат. рекам и рекам, тв. реками и реками, предл. о реках и в реках; ж. 1. Естественный значительный и непрерывный водный поток, питающийся поверхностным или подземным стоком с площадей своих бассейнов и текущий в… … Энциклопедический словарь

река — безгласная (Бальмонт); безумно гульливая (В.Иванов); бурливая (Фруг); бегучая (Брюсов); быстротечная (Величко); веселая (Сологуб); волнистая (Брюсов); вольная (Некрасов); глухая (Бальмонт); гремучая (Плещеев); голубая (Лермонтов); гульливая… … Словарь эпитетов

Река Заводская Сестра — Сестра «Заводская Сестра» … Википедия

Река Дон — Дон Дон в Воронежской области Протекает по территории России Исток ручей Урванка около Новомосковска Устье … Википедия

Аделаида река в Австралии — судоходная река в Нортернской территории Южной Австралии; составляется из слияния двух рек и впадает в Адамбай; открыта Джоном Мак Дональ Стюартом в 1862 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Судоходная река — Речные суда в Киеве Судоходная река это река, по которой могут плавать суда. Часто так называют реку, имеющую определённый статус, который требует выполнения следующих условий: мосты имеют определённую высоту или имеют разводные секции; при … Википедия

река — реки, вин. реку, мн. реки, рекам–рекам, жен. 1. Постоянный водоем, представляющий собою естественный сток воды от истока вниз до устья, значительный по своим размерам. Советская власть соединила две русские реки, Москву и Волгу, каналом Москва… … Толковый словарь Ушакова

река — и/, вин.; реку/ и ре/ку; мн. ре/ки, дат. река/м и ре/кам, тв. река/ми и ре/ками, предл. о река/х и в ре/ках; ж. см. тж. рекой, рекою, речка … Словарь многих выражений

река́ — и, вин. реку и реку, мн. реки, дат. рекам и рекам, твор. реками и реками, предл. в реках и в реках, ж. 1. Естественный значительный и непрерывный водный поток, питающийся поверхностным или подземным стоком с площадей своих бассейнов и текущий в… … Малый академический словарь

река — и, вин. реку и реку; мн. реки, дат. рекам и рекам, тв. реками и реками, предл. о реках и в реках; ж. 1. Естественный значительный и непрерывный водный поток, питающийся поверхностным или подземным стоком с площадей своих бассейнов и текущий в… … Энциклопедический словарь

река — безгласная (Бальмонт); безумно гульливая (В.Иванов); бурливая (Фруг); бегучая (Брюсов); быстротечная (Величко); веселая (Сологуб); волнистая (Брюсов); вольная (Некрасов); глухая (Бальмонт); гремучая (Плещеев); голубая (Лермонтов); гульливая… … Словарь эпитетов

Река Заводская Сестра — Сестра «Заводская Сестра» … Википедия

Река Дон — Дон Дон в Воронежской области Протекает по территории России Исток ручей Урванка около Новомосковска Устье … Википедия

Аделаида река в Австралии — судоходная река в Нортернской территории Южной Австралии; составляется из слияния двух рек и впадает в Адамбай; открыта Джоном Мак Дональ Стюартом в 1862 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Водоём, например река, канал или озеро, является судоходным, если он достаточно глубок и широк для прохождения судов и не имеет препятствий таких, как скалы, деревья и низкие мосты.

Очень высокая скорость воды может сделать пролив несудоходным. Судоходность также зависит от размера судна: малые реки могут быть несудоходны для грузового судна, но судоходны для небольших судов: плоскодонок, моторных лодок или байдарок.

Воды в верхних широтах могут быть несудоходны зимой в связи с замерзанием воды. Многие реки могут быть судоходными очень короткий период (2-3 недели), во время весеннего паводка. Некоторые реки могут иметь несколько судоходных участков, которые могут быть разделены различными препятствиями, естественными и искусственными (например, Западная Двина (Даугава), судоходная в верхнем (белорусский и российский участки) и нижнем течении (25-км латвийский участок) от плотины Рижской ГЭС до устья; среднее течение также «рассечено» Плявиньским и Кегумским гидроузлами, которые не имеют судопропускных сооружений). Следовательно, водоём считается судоходным или несудоходным в зависимости от контекста.

Следует иметь в виду, что в разные исторические периоды существовали различные критерии «судоходности» рек. Используемый для «сплавного» судоходства в XIX веке верхний участок реки Оки совершенно не используется в наше время.

Мелководные (несудоходные, в своём естественном состоянии) реки могут быть превращены в судоходные путём сооружения системы низконапорных гидроузлов со шлюзом, которые увеличивают и регулируют глубину водоёма.

Этот способ является основным для улучшения судоходных условий на реках.

Практически все судоходные реки Западной Европы шлюзованы.

Связанные понятия

Водный путь — участки водоёмов и водотоков, используемые для судоходства и лесосплава; любой водный судоходный путь, включающий реки, озёра, моря, океаны и каналы.

Водный канал (лат. canal — труба, жёлоб) — искусственный водоток, предназначенный для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.

Судоходный шлюз — гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для обеспечения перехода судов из одного водного бассейна (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон шлюз ограничен затворами (воротами), между которыми располагается камера с регулируемым уровнем воды.

Дноуглубительные работы — разновидность земляных работ, производимых под водой на дне водоёма с целью создания или углубления существующих подходных водных путей к портам, строительства причалов, мостов и других гидротехнических сооружений, прокладывания под водой трубопровода, а также для расширения и увеличения глубины водоемов. При выполнении дноуглубительных работ используются земснаряды, а также грунтоотвозные шаланды. Дноуглубительные работы разделяют на капитальные и эксплуатационные. Капитальные.

Рыбопропускны́е сооруже́ния — сооружения на дамбах и плотинах, служащие для обеспечения естественной миграции рыб по реке.

Упоминания в литературе

Я предполагаю остановиться в гавани Диксона по крайней мере на несколько часов, чтобы сдать почту, в случае если мне не придется встретиться тут, что очень вероятно, с каким-нибудь судном, вышедшим из Енисейска, с которым можно было бы послать домой известия об экспедиции. Наблюдения над гидрографическими условиями между устьем Енисея и мысом Челюскина в настоящее время почти совершенно отсутствуют, ибо, как я уже говорил, ни одно большое судно никогда не посещало этих вод. О русских путешественниках, плававших вдоль этого побережья, известно очень мало, но из их неудачной попытки проникнуть здесь далеко на восток никоим образом нельзя вывести неблагоприятное заключение о судоходности моря в определенное время года. Если знаешь, как в настоящее время снаряжены морские сибирские экспедиции, представляешь себе снаряжение русских экспедиций к северным берегам Сибири в 1734–1743 годах, – экспедиций, посылавшихся в необычайно тяжелых условиях, – то тогда становится понятным изложенное. Но по справедливости можно ожидать, что хорошо снаряженное паровое судно сможет проникнуть гораздо далее места, где эти несчастные повернули назад со своим многочисленным экипажем, но маленьким суденышком, зачастую сшитом вицами, слишком хрупким для борьбы со льдами и непригодным для открытого моря.

Связанные понятия (продолжение)

У́стье — конечный участок реки, место впадения реки в водохранилище, озеро, море, океан или другую реку (по современной терминологии).

Да́мба (от нидерл. dam) — гидротехническое сооружение, представляющее собой грунтовую насыпь трапецеидального сечения для регулирования водных потоков, иногда для защиты от снежных лавин и т. п. Верхняя часть дамбы может использоваться для дорог и других коммуникаций.

Судоходные каналы (искусственные водные пути) - каналы, осуществляющие транспортные функции, например, для доставки грузов или людей.

Тече́ние — движение воды в русле водотока (реки, канала, ручья). Течение водотоков происходит под действием гравитации за счёт перепадов уровней воды.

Во́дность — количество воды, проносимое рекой с её бассейна за отрезок времени (месяц, сезон и т. д.) по сравнению с нормой (средним значением) для данного периода.

Поро́г, поро́ги — каменистый или скалистый участок в русле водотока (реки или ручья) с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды, образовавшийся вследствие ступенчатого размыва русла, если материал его неоднороден.

Во́дный режи́м — изменения во времени расхода воды, уровней воды и объёмов воды в водотоках (реках и других), водоёмах (озёрах, водохранилищах и других) и в других водных объектах (болота и другие).

Аванпорт (фр. avant-port): * внешняя часть порта, защищённая от волнения естественными (мыс, коса) или искусственными (молы, волноломы) укрытиями;

Водослив — перегораживающая поток часть гидротехнического сооружения, через которую происходит перелив жидкости с одного уровня на другой. Водосливы имеют широкое применение в гидротехнике, а также в гидрометрии, где используются для измерения расходов воды. Теория водослива лежит в основе гидравлического расчета плотин и многих видов водоспусков.

Бифурка́ция рек (от лат. Bifurcus — «раздвоенный») — разделение русла реки и речной долины на две ветви, которые в дальнейшем не соединяются, образуют самостоятельные потоки и впадают в различные водоёмы или речные системы.

Судохо́дная река́ — это река, по которой могут плавать суда. Часто так называют реку, имеющую определённый статус, который требует выполнения следующих условий.

Де́льта — сложенная речными наносами низменность в низовьях реки, прорезанная разветвлённой сетью рукавов и протоков. Дельты, как правило, представляют собой особую миниэкосистему как на планете в целом, так и в бассейне конкретной реки в частности.

Зато́н, за́водь — часть акватории реки, защищённая от ледохода и течения. Затоны бывают как естественные, например, превратившееся в залив русло старицы, часть акватории, отгороженная от основной акватории косой или речным островом, так и искусственные, отгороженные от основной акватории реки дамбами.

Водохрани́лище — искусственный (рукотворный) водоём, образованный, как правило, в долине реки водоподпорными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.

Плоти́на — гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток для подъёма уровня воды, также служит для сосредоточения напора в месте расположения сооружения и создания водохранилища. Плотины на небольших водотоках, а также временные, называют также запрудами.

Рука́в — сформировавшееся отдельное русло реки со всеми свойственными речному руслу особенностями морфологического строения, обычно вновь впадающее в ту же реку ниже по течению.

Речной сток — перемещение воды в виде потока по речному руслу. Происходит под действием гравитации. Является важнейшим элементом круговорота воды в природе, с помощью которого происходит перемещение воды с суши в океаны или области внутреннего стока. Количественное значение стока в единицу времени называется расходом воды.

Гидроу́зел — комплекс или группа гидротехнических сооружений, объединённых по расположению, целям и условиям их работы.

Уровень воды — высота поверхности воды, отсчитываемая относительно некоторой постоянной плоскости сравнения (по умолчанию — относительно ординара).

Бьеф (фр. bief) — часть реки, канала, водохранилища или другого водного объекта, примыкающая к гидротехническому сооружению.

Гравитационная плотина — разновидность выполненных из бетона или каменной кладки плотин, для обеспечения устойчивости которых используется только пропорциональная собственному весу плотины сила трения по основанию. Таким образом, в отличие от арочно-гравитационных и арочных плотин, конструкция и структурная целостность которых базируется на использовании арочной геометрии сооружения, и в отличие от контрфорсных плотин, конструкция которых предполагает передачу давления воды в верхнем бьефе через.

Речна́я систе́ма — совокупность рек, изливающих воды одним общим руслом или системой протоков в море, озеро или другой водоём.

Во́дный объе́кт — природный или искусственный водоём, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Лесоспла́в — вид транспортирования леса по воде, при котором используется плавучесть дерева. Лесосплав как технологический процесс входит в состав лесозаготовительных работ (см. Лесозаготовки) и является их заключительной стадией, имеющей целью доставку заготовленных лесоматериалов в пункты потребления или перевалки их на другие виды транспорта. Лесосплав — массовый, наиболее дешёвый, а в некоторых районах и единственный виды транспорта древесины. В СССР ежегодно сплавлялось 105—120 млн м³ древесины.

Гидрографи́ческая сеть — совокупность рек и других постоянно и временно действующих водотоков, а также озёр, болот и водохранилищ на какой-либо территории.

Запру́да — гидротехническое регуляционное сооружение, временная низконапорная плотина, типично выполняемая как грунтовая насыпь. Запрудой также называется запруженный этим сооружением водоём. Запруды устанавливаются на небольших водотоках (второстепенных протоках, рукавах или малых реках) с целью достижения большего расхода воды в основном русле (например, для обеспечения судоходства) в межень или создания подпора для экстенсивного использования водных ресурсов.

Водосброс, водослив — гидротехническое сооружение, предназначенное для сброса излишней (паводковой) воды из водохранилища, а также для полезных пропусков воды в нижний бьеф. Сброс воды осуществляется в случае угрозы переполнения водохранилища из-за паводка, сильных дождей и т. п. Исключение — водосливная плотина, на которой слив воды осуществляется постоянно.

Водото́к — водный объект, характеризуемый постоянным или временным движением воды в русле в направлении общего уклона.

Гидроэне́ргия — энергия, сосредоточенная в потоках водных масс в русловых водотоках и приливных движениях. Чаще всего используется энергия падающей воды. Для повышения разности уровней воды, особенно в нижних течениях рек, сооружаются плотины.

Гидротехническое сооружение — объект для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод.

Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире).

О́зеро — компонент гидросферы, представляющий собой естественно возникший водоём, заполненный в пределах озёрной чаши (озёрного ложа) водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном). Озёра являются предметом изучения науки лимнологии. Всего в мире насчитывается около 5 млн озёр.

Осушение — мероприятия по снижению уровня грунтовых вод и уменьшению влажности верхних слоёв почвы в рамках мелиорации.

Земснаряд — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов.

Излу́чина — участок извилистого русла водотока между двумя смежными точками перегиба его осевой линии.

Та́львег (нем. Talweg, от Tal — «долина» и Weg — «дорога») — линия, соединяющая наиболее пониженные участки дна реки, долины, балки, оврага и других вытянутых форм рельефа.

Полово́дье — одна из фаз водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в один и тот же сезон года, — относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня; обычно сопровождается выходом вод из меженного русла и затоплением поймы.

Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и другим), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, например, затопленных судов, рифов и мин.

Па́водок — фаза водного режима реки, которая может многократно повторяться в различные сезоны года, характеризуется интенсивным (обычно кратковременным) увеличением расходов и уровней воды и вызывается дождями или обильным снеготаянием во время оттепелей.

Плёс речной — глубокий участок русла реки, расположенный между перекатами, обычно образующийся в русле меандрирующей реки у вогнутого участка излучины берега.Перекаты вместе с расположенными между ними плёсами образуют на реках системы плёс — перекат. Плёсы обычно приурочены к участкам русла с наибольшей кривизной, перекаты — к прямым (переходным) участкам русла между смежными излучинами.Плёс обычно образуется там, где в половодье наблюдается местное увеличение скорости течения реки и интенсивно.

По́льдер (нидерл. polder) — осушенный и возделанный низменный участок побережья. Польдеры обычно располагаются на месте низменных заболоченных морских побережий — маршей, часто ниже уровня моря, защищены от моря или других окружающих водоёмов валами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями от затопления морскими и речными водами. Уровень грунтовых вод в польдерах регулируется дренажными устройствами, часто с машинной откачкой воды. Польдеры отличаются высоким плодородием, обычно возделаны.

Ледовая переправа — это переправа (дорога, путь), проложенная по ледяному покрову рек, озер, морей и других водных преград (водных объектов).

Бар — песчаная подводная отмель в устье реки, образовавшаяся в результате осаждения речных и морских наносов. Бар отгораживает устье реки от моря.

Термины и определения движения судов

127. Судно , идущее вверх — судно , осуществляющее движение в направлении:

  • на реках и водохранилищах — от устья к истоку реки, включая участки, где с отливом и приливом направление течения меняется;
  • на каналах:
    • имени Москвы — от г. Москва к п. Большая Волга;
    • Беломорско-Балтийском — от г. Беломорск к г. Павенец;
    • Волго-Балтийском — от г. Череповец к г. Вытегра;
    • Волго-Донском — от р. Дон к р. Волга;
    • на дополнительных судовых ходах, которые отходят от основного и не соединяются с ним, — от основного хода к берегу;
    • на озерах — в соответствии с документами, определяющими особенности движения судов в бассейне.

    128. Под судном, идущим вниз, понимается судно, осуществляющее движение в направлении противоположном, чем указано в пункте 127 настоящих Правил .

    129. Основной судовой ход — судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе;

    • дополнительный судовой ход — судовой ход, отходящий от основного, а затем соединяющийся с ним, а также судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, причалам, затонам и т. п.;
    • основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному судовому ходу реки, в которую этот приток впадает;

    Основной или дополнительный судовой ход может быть определен Особенностями движения и стоянки судов в бассейне и указан на карте реки и на местности знаком «Разделение судового хода». Это же относится к равнозначным судовым ходам.

    • полоса движения — часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой судового хода;
    • ось судового хода — условная линия, проходящая в средней части судового хода, или линия, обозначенная навигационными знаками;

    Ось судового хода обычно совпадает с линией створ или линией осевых буев.

    На участках с двухсторонним движением, где отсутствуют указанные навигационные знаки (в плесовых участках, в вогнутых ярах и т. п.), судоводители могут условно определять полосы движения и ориентировочно ось судового хода по карте водного пути. При этом ось судового хода, изображенная на карте, может смещаться от середины реки в сторону наибольших глубин и более четких ориентиров (мысов, яров и т. п.).

    • кромка судового хода — условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине;

    Если кромка судового хода не обозначена знаками судоходной обстановки, то ее можно определить по навигационной карте. При этом следует иметь в виду, что во Временной инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних судоходных путей, утвержденной в 1996 году, говорится: «препятствия ограждают. когда они находятся в пределах полосы, ширина которой, считая от оси судового хода, на реках I группы равна полуторной гарантированной ширине судового хода, на реках II группы равна одной гарантированной ширине, а на реках III группы 0,75 значения гарантированной ширины судового хода». На основании этой записи можно сделать вывод: если кромочные знаки в указанной полосе не выставляются, т. е. не предусмотрены схемой расстановки знаков, то в пределах этой полосы препятствий нет.

    Гарантированная ширина судового хода устанавливается на несколько лет Бассейновым органом государственного управления на водном транспорте.

    В этой же инструкции говорится: «Берег считается ходовым (приглубым), если ширина примыкающей к нему несудоходной полосы не превышает 10 м — при ширине судового хода до 50 м, 20 м — при ширине судового хода до 150 м и 30 м — при ширине судового хода более 150 м. Здесь ширина судового хода указана в данном месте реки, где расположен ходовой берег. По указанным в этой инструкции расстояниям, с учетом масштаба навигационной карты, можно определить кромку судового хода в местах, где кромочные знаки не предусмотрены. При наличии осевой обстановки левая кромка определяется линией осевых буев.

    • встречное плавание — движение двух судов, двигающихся навстречу друг другу;

    Встречное плавание следует понимать как движение одного судна вверх по течению, другого — вниз или встречное движение на противоположных или почти противоположных курсах в районах с кардинальной системой судоходной обстановки или движение в противоположных направлениях в узкости.

    • расхождение — маневр, связанный с прохождением одного судна относительно другого при встречном плавании ;
    • обгон — приближение обгоняющего судна к другому (обгоняемому) в направлении под углом более 22,5° позади траверза обгоняемого судна и обгон его;

    Обгон начинается с момента согласования и обмена сигналами и заканчивается, когда судно обгоняющее оставит позади судно обгоняемое.

    На участках с кардинальной системой судоходной обстановки обгон считается, когда обгоняющее судно опережает в движении обгоняемое судно, при этом может подходить к нему с любого направления более 22,5° позади траверза обгоняемого судна. См. комментарий к пунктам 152-155, 221 Правил.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: