Как называется одностороннее заимствование одним государством у другого крупных массивов права

Обновлено: 23.04.2024

Гармонизация права - процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Понятно, что гармонизация и унификация - взаимосвязанные процессы. Унификация , предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права , ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация - более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации. В данном параграфе будет идти речь собственно о гармонизации.

Главное отличие гармонизации права от унификации - отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права , его конечный результат.

Гармонизация права - не новое явление. Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права , и получил особую актуальность в наше время.

Гармонизация права осуществляется стихийно и целенаправленно. Суть стихийной гармонизации в том, что в процессе взаимодействия между государствами возникало похожее или единообразное регулирование . Такое взаимодействие могло принимать любые формы, в том числе и насильственные. Например, постоянные войны приводили к распространению права завоевателей на территории покоренных народов (правда, известны случаи, когда завоеватели воспринимали более развитое право покоренных, например, варвары воспринимали право павшей Западной Римской империи). Колонизация сопровождалась принудительным импортом европейского права на колонии. К стихийной гармонизации следует отнести и заимствование опыта других государств, в результате происходило сближение права , хотя такая цель и не ставилась.

Одним из способов гармонизации права является рецепция - одностороннее заимствование одним государством у другого крупных массивов права . Исторически известна крупномасштабная рецепция римского права европейскими государствами, что привело к формированию единой системы (школы) континентального права . Известны заимствования кодексов гражданского права (например, Кодекс Наполеона был введен в Бельгии, еще в советский период Монголия заимствовала ГК Российской Федерации). Подобные случаи следует отнести к стихийной гармонизации, так как при этом не ставилась цель сближения права .

Рецепция широко распространена и в наше время. Причем на рубеже веков она все чаще становится целенаправленным способом гармонизации права . Речь идет прежде всего о бывших социалистических странах, в том числе о России, которые используют рецепцию для перестройки своих правовых систем в соответствии с требованиями рыночной экономики. Особенность этой рецепции заключается в том, что воспринимается не право конкретного государства, а опыт наиболее развитых правовых систем. При этом ставится цель не только перестройки своего права , но и достижения сближения, т.е. гармонизации своего права с правом других государств, так как серьезные расхождения в праве препятствуют успешному взаимодействию между странами.

Гармонизация может быть односторонней или взаимной. При односторонней гармонизации право одного государства адаптируется к праву другого государства. Все перечисленные варианты гармонизации относятся к односторонней. При взаимной гармонизации участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению права .

Выделение взаимной гармонизации связано еще с одной ее классификацией: во-первых, гармонизация, осуществляемая исключительно с использованием национально-правовых средств, и во-вторых, осуществляемая с использованием международных средств, в том числе международно-правовых. Гармонизация на национально-правовой основе всегда односторонняя: государство в свое национальное право вводит отдельные нормы иностранного права , или целые комплексы норм, или целые законы.

Взаимная гармонизация - это относительно новый способ, получивший большое распространение к концу XX в., и осуществляется он преимущественно с помощью механизмов международных, включая межправительственные, организаций. Это характерная черта современного процесса гармонизации права . Она происходит в форме резолюций международных органов и организаций. Успехом пользуется такое средство, как создание модельных или типовых законов. Примером подобной гармонизации на универсальном уровне может быть подготовленный ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже. Он одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1985 г. и рекомендован государствам для принятия соответствующих законов. Ряд государств приняли национальные законы о международном коммерческом арбитраже: Австралия, Болгария, Венгрия, Канада, Украина и др. (см. об этом в гл. 20). К числу этих государств относится и Россия, принявшая соответствующий Закон в 1993 г.

Означают ли рассмотренные факты, что в определенном круге государств произошла унификация норм права , регулирующих международный коммерческий арбитраж ? Следует ответить отрицательно. Типовой закон имеет рекомендательный характер, он используется государствами в качестве основы для своего законодательства. При этом государства адаптируют его нормы к своему национальному праву, внося в него нужные изменения. В результате появляются похожие законы, но не одинаковые. Происходит сближение права разных государств, но не унификация .

Кроме Типового закона о международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ разработал еще несколько типовых законов: "О международных кредитовых переводах" 1992 г., "Об электронной торговле" 1996 г., "О трансграничной несостоятельности" 1997 г.

На региональном уровне необходимо отметить Модельный гражданский кодекс, принятый Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ в 1994-1996 гг. в качестве рекомендательного законодательного акта для СНГ. Он состоит из систематизированных норм, предназначенных для регулирования соответствующих отношений. Этот модельный акт также не является юридически обязательным документом. Он служит лишь основой для национальных правовых актов, что привело к созданию похожих, но не одинаковых законов, т.е. к сближению, гармонизации права , но не унификации (кодексы были приняты в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане). Такой вывод подтверждается Регламентом Межпарламентской Ассамблеи СНГ, ст. 15 которого раскрывает природу модельного акта: под модельным законом понимается рекомендация законопроекта Ассамблеей парламентам стран-участниц, принимаемая в целях согласования правовой политики и сближения законодательства.

Исходя из изложенного можно сделать несколько выводов относительно различий между унификацией и гармонизацией права .

Унификация представляет собой установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, т.е. в форме договора. В них формулируются нормы, которые государства обязаны без всяких изменений применять во внутренней правовой системе. Гармонизация - более простой и более "мягкий" процесс, он не опосредуется твердыми международно-правовыми обязательствами. Чаще всего это односторонний процесс. Но даже взаимная гармонизация, роль которой будет возрастать, осуществляемая с использованием международно-правовых механизмов межправительственных организаций, не сопровождается юридическими обязательствами.

Различие формы приводит к различным результатам. Только унификация ведет к созданию одинаковых норм во внутреннем праве разных государств, а гармонизация - лишь к сближению права, к устранению противоречий: нормы разных государств могут быть похожими, даже словесно совпадающими, но разными.

Природа и место норм в национальной системе, созданных в процессе унификации и гармонизации, также отличны. Унифицированные нормы в национальном праве выступают как специальные, поскольку вся их жизнь, от создания до прекращения, связана с международным договором. Отсюда особый порядок их применения. Напротив, в процессе гармонизации происходит развитие национального права. В него включаются нормы (либо заимствованные у других государств, либо предусмотренные типовыми законами или другими международными актами), адаптированные к национальной правовой системе, принимаемые в форме национальных законодательных актов. Они ничем не отличаются от других норм национального права и применяются в общем порядке. Они получают реальное содержание в контексте национального права. Это может привести к тому, что даже одинаковые по форме нормы будут иметь разное содержание в праве разных государств.

Отсюда и различный механизм применения тех и других норм при регулировании трансграничных частноправовых отношений. Унифицированные материальные нормы снимают коллизионный вопрос и применяются непосредственно. Гармонизированные нормы не снимают коллизионную проблему. Каково бы ни было реальное сближение права разных государств, как обширны бы ни были совпадения в праве (например, Кодекс Наполеона во Франции и в Бельгии; см. об этом в "гл. 1" курса), коллизии между ними возникают: при регулировании частноправовых отношений с международными характеристиками прежде всего необходимо выбрать применимое право.

Иногда международный договор становится основой гармонизации. Речь идет о государствах, не участвующих в договорах. Нет никаких препятствий для неучаствующих государств включить нормы договора в свое национальное право. Но в этом случае договор действует в качестве не юридически обязательного акта, а типовой модели.

Развитие внутреннего права и национальных правовых систем в условиях процессов глобализации происходит как их интернационализация. С усложнением общественных отношений усиливается процесс заимствования государствами опыта друг друга, зарубежного опыта.

Государства заимствуют прежде всего нормы права, институты, отрасли права, отдельные нормативные правовые акты, правовые принципы и т. д. Такое заимствование и сама интернационализация права объясняются в первую очередь необходимостью оптимального развития международного экономического и иного сотрудничества между государствами, форсированным протеканием финансово‑хозяйственных процессов в планетарном масштабе на базе новых информационных технологий.

Интернационализация осуществляется в следующих трех формах: рецепции, гармонизации и унификации.

Рецепция (от лат. receptio – принятие) представляет собой одностороннее заимствование одним государством у другого крупных законодательных массивов, например, кодексов. Классический пример – рецепция римского права и Кодекса Наполеона. Этот процесс был настолько всеохватывающим и глубоким, что привел к проникновению римского права практически во все правовые системы сначала европейских государств, а затем распространился по всему миру. Особый вид рецепции – восприятие иностранной правовой системы в целом. Так обстояло дело с восприятием колониями права метрополии. В наше время рецепция широко используется для перестройки бывшими социалистическими странами своей правовой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики. Специфика этой рецепции состоит в том, что реформируется правовая система государств в целом на основе опыта наиболее развитых правовых систем.

Гармонизация – это процесс целенаправленного сближения правовых систем или отдельных отраслей, установление общих правовых институтов и норм, устранение противоречий. Гармонизация может быть как взаимной, так и односторонней. Примером гармонизации может служить гармонизация таможенного режима нескольких государств.

Унификация означает введение в правовые системы государств единообразных норм. Основное средство унификации – международные договоры. В них содержатся нормы, которые должны быть включены во внутреннее законодательство государств без изменения, например, в договоры о международной купле‑продаже.

Формами гармонизации и унификации правовых систем выступает практика создания модельных законов, которые предусмотрены, в частности, актами Содружества Независимых Государств (СНГ). Модельные законы носят исключительно рекомендательный характер и служат целям создания единого правового пространства и согласования правовой политики в пределах СНГ, а также сближения национального законодательства государств – членов Содружества.

Унификация может осуществляться как на универсальном, так и региональном уровнях. Пример универсального уровня – унификация в области гражданской авиации, на региональном уровне – в рамках СНГ.

В современной России процессы интернационализации и унификации правовых систем ведутся достаточно активно и многопланово. Больших успехов удалось достичь в области прав человека, которые перестали быть чисто внутренним делом каждого государства, а признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Показательно в плане интернационализации права постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». В постановлении подчеркивается необходимость совершенствования судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне. В постановлении указывается также на признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека, на обязательность решений этого Суда для всех органов государственной власти России.

Вместе с тем нельзя не обратить внимание на негативные моменты, сопровождающие процессы интернационализации правовых систем. Эти процессы происходят главным образом в направлении восприятия западной концепции права без должного учета особенностей национальных правовых систем и того положительного, что они могут внести в общий прогресс. Предпочтительным считается такое заимствование, когда определенные правовые ценности, будучи включенными в национальную правовую систему, обрастают национальной спецификой и приобретают относительную самостоятельность.

Для достижения успешного результата унификации правовых систем важно предвидеть потенциально возможные варианты регулируемых отношений, их динамику, тенденции и перспективы их изменений.

Учёные отмечают, что дать определение термину гармонизация довольно сложно.[23] Достаточно распространённым является мнение, что гармонизация наряду с унификацией является одним из методов правовой интеграции. Суть интеграции заключается в преобразовании правовых норм путём приведения к единому знаменателю. Гармонизация законодательства и правоприменительной практики является ведущим инструментом интеграции. Без гармонизации интеграция невозможна.[24]

Гармонизация права – не новое явление. Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как, формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права, и получил особую актуальность в наше время.

Гармонизация права осуществляется стихийно и целенаправленно. Суть стихийной гармонизации в том, что в процессе взаимодействия между государствами возникало похожее или единообразное регулирование. Такое взаимодействие могло принимать любые формы, в том числе и насильственные. Например, постоянные войны приводили к распространению права завоевателей на территории покоренных народов (правда, известны случаи, когда завоеватели воспринимали более развитое право покоренных, например, варвары воспринимали право павшей Западной Римской империи). Колонизация сопровождалась принудительным импортом европейского права на колонии. К стихийной гармонизации следует отнести и заимствование опыта других государств, в результате происходило сближение права, хотя такая цель и не ставилась.

Одним из способов гармонизации права является рецепция — одностороннее заимствование одним государством у другого крупных массивов права. Исторически известна крупномасштабная рецепция римского права европейскими государствами,[25] что привело к формированию единой системы (школы) континентального права.

Когда в 476 г. Рим пал под натиском варваров, действие римского права сохранилось по принципу личного подчинения закону населения бывшей римской империи и духовенства. Варвары-завоеватели не имели системы частного права. При отсутствии римского права они выработали бы какой-то свой Свод, но здесь оказалась в готовом виде система, соответствовавшая возникающим запросам общественной жизни.

Всеобщее применение римского права в Европе официально впервые осуществлено в XII веке по закону Лотаря II, но фактически применение его никогда не прекращалось. Германские императоры, считавшие себя преемниками римских, активно способствовали рецепции римского права.[26]

Известны заимствования кодексов гражданского права (например, Кодекс Наполеона был введен в Бельгии; еще в советский период Монголия заимствовала ГК Российской Федерации). Подобные случаи следует отнести к стихийной гармонизации, так как при этом не ставилась цель сближения права.

Рецепция широко распространена и в наше время. Причем на рубеже веков она все чаше становится целенаправленным способом гармонизации права. Речь идет, прежде всего, о бывших социалистических странах, в том числе о России, которые используют рецепцию для перестройки своих правовых систем в соответствии с требованиями рыночной экономики. Особенность этой рецепции заключается в том, что воспринимается не право конкретного государства, а опыт наиболее развитых правовых систем. При этом ставится цель не только перестройки своего права, но и достижения сближения, т. е. гармонизации своего права с правом других государств, так как серьезные расхождения в праве препятствуют успешному взаимодействию между странами.

Гармонизация может быть односторонней или взаимной. При односторонней гармонизации право одного государства адаптируется к праву другого государства. Все перечисленные варианты гармонизации относятся к односторонней. При взаимной гармонизации участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению права.

Гармонизация может осуществляться с использованием национально-правовых средств или с использованием международных средств, в том числе международно-правовых. Гармонизация на национально-правовой основе всегда односторонняя: государство в свое национальное право вводит отдельные нормы иностранного права, или целые комплексы норм, или целые законы. Взаимная гармонизация – это относительно новый способ, получивший большое распространение к концу XX в., и осуществляется он преимущественно с помощью механизмов международных, вырабатываемых, в том числе межправительственными и неправительственными организациями. Это характерная черта современного процесса гармонизации права. Она происходит в форме резолюций международных органов и организаций.

Примером подобной гармонизации на универсальном уровне может быть подготовленный ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже. Он одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1985 г. и рекомендован государствам для принятия соответствующих законов. Ряд государств приняли национальные законы о международном коммерческом арбитраже: Австралия, Болгария, Венгрия, Канада, Украина и др. К числу этих государств относится и Россия, принявшая соответствующий Закон «О международном коммерческом арбитраже» в 1993 г.[27]

Кроме Типового закона о международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ разработал еще несколько типовых законов: «О международных кредитовых переводах» 1992 г., «Об электронной торговле» 1996 г., «О трансграничной несостоятельности» 1997 г. и др.

Существует, однако, мнение, что модельное законодательство не оправдало себя как средство гармонизации права даже в США, где модельные акты используются как средство унификации с 1892 г.[28]

На региональном уровне необходимо отметить Модельный гражданский кодекс, принятый Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ в 1994—1996 гг. в качестве рекомендательного законодательного акта для СНГ. Этот модельный акт также не является юридически обязательным документом

По мнению А. Маковского, создание модельного Гражданского кодекса для стран СНГ – это самый крупный результат унификации законодательства стран СНГ.[29] Так, на основе Модельного ГК были приняты (с некоторыми отступлениями от модели) Гражданские кодексы в семи государствах – участниках СНГ: Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии, России, Таджикистане и Узбекистане. Во многом модель была использована при создании ГК Украины. Учёные расценивают принятие ГК на основе Модели ГК как самый крупный результат унификации этих стран вообще.

С понятием гармонизации связан вопрос о методах унификации. По вопросу о методах унификации единого мнения в доктрине международного частного права пока не сложилось. Чаще всего называются одним именем и виды унификации, и её методы. Например, по предмету согласования различают метода унификации коллизионных и материально-правовых норм. Однако, называя виды унификации, мы тоже говорили об унификации коллизионных и материально-правовых норм, но уже с позиций методов регулирования.

С позиций проблемы гармонизации представляет интерес выделение методов международно-договорной или конвенционной унификации и метод не конвенционной (не законодательной) унификации, а также метод «прямой» и метод «косвенной» унификации.[30]

Учёные выделяют три случая не конвенционного (не законодательного) метода унификации, что по существу совпадает с тем, что мы называем гармонизацией.

1. В первом случае речь идёт о его использовании международными межправительственными организациями. Происходит согласование тех или иных правил и предписаний, однако они не фиксируются в международных конвенциях, а принимаются в виде Типового или модельного закона. В этой форме был принят, например, Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже. Этот типовой закон обсуждался на конгрессе по международному коммерческому праву в Дели, где присутствовало более 200 экспертов со всего света. Два фактора обусловливают тот факт, что государства используют такие Типовые законы в качестве основы для принятия своего собственного законодательства:

во-первых, разработка таких законов осуществляется на международном уровне с широким привлечением заинтересованных представителей государств и международных организаций;

во-вторых, высокий авторитет организаций, в рамках которых происходит принятие таких законов. Так, на основании Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже 31 государство, включая и Россию, приняло национальные законы о международном коммерческом арбитраже.

2. Во втором случае применения метода не конвенционной унификации международные межправительственные организации разрабатывают различного рода типовые общие условия заключения и исполнения договоров, рекомендаций и практических руководств. В силу высокого авторитета международных организаций, разрабатывавших эти документы, они применяются на основании соглашения сторон соответствующего контракта без какого-либо закрепления в международно-правовых договорах или внутригосударственных актах. В качестве примера таких документов можно назвать Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г., Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по встречной торговле 1994г., Принципы УНИДРУА 1994 (2004) г.

3. Третий случай состоит в разработке неправительственными организациями различного рода документов, используемых в договорной практике. Например, правила и рекомендации Международной торговой палаты (Унифицированные правила для документарного аккредитива 1994 г., Унифицированные правила по инкассо 1995 г, Правила толкования торговых терминов-ИНКОТЕРМС и т.д.).

ВЫВОДЫ:Гармонизация в отличие от унификации представляет собой процесс сближения правовых норм разных государств путём создания похожих, но не одинаковых норм.

Гармонизация как более простой и «мягкий» процесс, не связывающий государства жёсткими юридическими обязательствами, оказывается более предпочтительной и реально способствует процессу сближения международного частного права различных государств.

Унификация права – создание единообразных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального «законодательного» органа, принимающего юридически обязательные «законы» для внутреннего права государств, то единственный способ создания унифицированных норм - сотрудничество государств.

- создание единообразных материальных норм ГП, ТП и СП;

- создание государствами единообразных коллизионных норм путем принятия универсальных и региональных международных договоров;

- создание государствами единообразных коллизионных норм путем принятия договоров о правовой помощи по гражданским и семейным делам.

На международном уровне достигается соглашение между гос-вами по поводу единообразного регулирования определенных отношений, оформляемых международным договором, в котором содержатся правовые нормы. Достижение соглашения и принятие договора с текстом соответствующих норм не означает, что унификация права состоялась.

Гармонизация - процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение/уменьшение различий. Главное отличие гармонизации от унификации - отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

Один из способов гармонизации - рецепция - одностороннее заимствование одним государством у другого крупных массивов права (крупномасштабная рецепция римского права, что привело к формированию единой системы континентального права).

Гармонизация м.б. односторонней или взаимной. При односторонней гармонизации право одного государства адаптируется к праву другого. Все перечисленные варианты гармонизации относятся к односторонней. При взаимной гармонизации участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению.

Выделение взаимной гармонизации связано еще с одной классификацией: во-первых, гармонизация, осуществляемая исключительно с использованием национально-правовых средств, и во-вторых, осуществляемая с использованием международных средств, в т.ч. и международно-правовых. Гармонизация на национально-правовой основе всегда односторонняя: государство в свое национальное право вводит отдельные нормы иностранного права.

Кодификация - Кроме Типового закона о международном коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ разработал еще несколько типовых: «О международных кредитовых переводах» 1992 г., «Об электронной торговле» 1996 г., «О трансграничной несостоятельности» 1997 г. На региональном уровне необходимо отметить Модельный гражданский кодекс, принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 1994-1996 гг. в качестве рекомендательного законодательного акта для СНГ.

Развитие внутреннего права и национальных правовых систем в условиях процессов глобализации происходит как их интернационализация. С усложнением общественных отношений усиливается процесс заимствования государствами опыта друг друга, зарубежного опыта.

Государства заимствуют прежде всего нормы права, институты, отрасли права, отдельные нормативные правовые акты, правовые принципы и т. д. Такое заимствование и сама интернационализация права объясняются в первую очередь необходимостью оптимального развития международного экономического и иного сотрудничества между государствами, форсированным протеканием финансово-хозяйственных процессов в планетарном масштабе на базе новых информационных технологий.

Интернационализация осуществляется в следующих трех формах: рецепции, гармонизации и унификации.

Рецепция (от лат. receptio — принятие) представляет собой одностороннее заимствование одним государством у другого крупных законодательных массивов, например, кодексов. Классический пример — рецепция римского права и Кодекса Наполеона. Этот процесс был настолько всеохватывающим и глубоким, что привел к проникновению римского права практически во все правовые системы сначала европейских государств, а затем распространился по всему миру. Особый вид рецепции — восприятие иностранной правовой системы в целом. Так обстояло дело с восприятием колониями права метрополии. В наше время рецепция широко используется для перестройки бывшими социалистическими странами своей правовой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики. Специфика этой рецепции состоит в том, что реформируется правовая система государств в целом на основе опыта наиболее развитых правовых систем.

Гармонизация — это процесс целенаправленного сближения правовых систем или отдельных отраслей, установление общих правовых институтов и норм, устранение противоречий. Гармонизация может быть как взаимной, так и односторонней. Примером гармонизации может служить гармонизация таможенного режима нескольких государств.

Унификация означает введение в правовые системы государств единообразных норм. Основное средство унификации — международные договоры. В них содержатся нормы, которые должны быть включены во внутреннее законодательство государств без изменения, например, в договоры о международной купле-продаже.

Формами гармонизации и унификации правовых систем выступает практика создания модельных законов, которые предусмотрены, в частности, актами Содружества Независимых Государств (СНГ). Модельные законы носят исключительно рекомендательный характер и служат целям создания единого правового пространства и согласования правовой политики в пределах СНГ, а также сближения национального законодательства государств — членов Содружества.

Унификация может осуществляться как на универсальном, так и региональном уровнях. Пример универсального уровня — унификация в области гражданской авиации, на региональном уровне — в рамках СНГ.

В современной России процессы интернационализации и унификации правовых систем ведутся достаточно активно и многопланово. Больших успехов удалось достичь в области прав человека, которые перестали быть чисто внутренним делом каждого государства, а признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Показательно в плане интернационализации права постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». В постановлении подчеркивается необходимость совершенствования судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне. В постановлении указывается также на признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека, на обязательность решений этого Суда для всех органов государственной власти России.

Вместе с тем нельзя не обратить внимание на негативные моменты, сопровождающие процессы интернационализации правовых систем. Эти процессы происходят главным образом в направлении восприятия западной концепции права без должного учета особенностей национальных правовых систем и того положительного, что они могут внести в общий прогресс. Предпочтительным считается такое заимствование, когда определенные правовые ценности, будучи включенными в национальную правовую систему, обрастают национальной спецификой и приобретают относительную самостоятельность.

Для достижения успешного результата унификации правовых систем важно предвидеть потенциально возможные варианты регулируемых отношений, их динамику, тенденции и перспективы их изменений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 8.1. Понятие и сущность глобализации

§ 8.1. Понятие и сущность глобализации Существует несколько точек зрения появления такого процесса как глобализация.В интерпретации М.Стегера, первый (доисторический) период глобализации охватывает III - V тысячелетие до нашей эры; второй период - пятнадцать столетий после

§ 8.2. Аспекты, определяющие процесс глобализации

§ 8.2. Аспекты, определяющие процесс глобализации Сегодня глобализация как явление рассматривается в нескольких взаимосвязанных аспектах, основными из которых являются:1. Производственно-технический аспект.Здесь понимается резкое возрастание масштабов производства,

§ 8.4. Пути развития права в эпоху глобализации

§ 8.4. Пути развития права в эпоху глобализации Экономические и другие процессы взаимоотношений людей, органов, организаций, государств в целом невозможны в современном глобализированном мире без четкого и развернутою правового регулирования, без детального

Статья 1188. Применение права страны с множественностью правовых систем

Статья 1188. Применение права страны с множественностью правовых систем В случае, когда подлежит применению право страны, в которой действуют несколько правовых систем, применяется правовая система, определяемая в соответствии с правом этой страны. Если невозможно

Статья 10.10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем

Статья 10.10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем 1. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения

СТАТЬЯ 1188. Применение права страны с множественностью правовых систем

СТАТЬЯ 1188. Применение права страны с множественностью правовых систем В случае, когда подлежит применению право страны, в которой действуют несколько правовых систем, применяется правовая система, определяемая в соответствии с правом этой страны. Если невозможно

Статья 1188. Применение права страны с множественностью правовых систем

Статья 1188. Применение права страны с множественностью правовых систем В случае, когда подлежит применению право страны, в которой действуют несколько правовых систем, применяется правовая система, определяемая в соответствии с правом этой страны. Если невозможно

СТАТЬЯ 1188. Применение права страны с множественностью правовых систем

СТАТЬЯ 1188. Применение права страны с множественностью правовых систем В случае, когда подлежит применению право страны, в которой действуют несколько правовых систем, применяется правовая система, определяемая в соответствии с правом этой страны. Если невозможно

Статья 10. 10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем

Статья 10. 10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем 1. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения

Статья 10.10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем

Статья 10.10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем 1. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения

§ 1. Классификация правовых систем

§ 1. Классификация правовых систем Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их

Глава 18. Становление и развитие современных правовых систем

Глава 18. Становление и развитие современных правовых систем Революции XVII–XVIII вв. и их роль в формировании права нового типа. Становление современного права — это длительный исторический процесс, охватывающий несколько столетий и начавшийся еще в раннем средневековье.

6.5 Влияние процессов глобализации на функции государства

6.5 Влияние процессов глобализации на функции государства Понятию «глобализация» придается разное значение. Но чаще всего под глобализацией понимается современный этап мировой интеграции народов, обществ и государств. Он ведет к утверждению нового миропорядка,

16.1 Понятие правовой системы. Типология правовых систем

16.1 Понятие правовой системы. Типология правовых систем В различных странах существуют различные национальные правовые системы. Их особенности определяются конкретным историческим развитием, спецификой культуры, религии, обычаев и традиций, своеобразием юридического

Статья 138 Требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию вентиляционных систем, систем кондиционирования и противодымной защиты

Статья 138 Требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию вентиляционных систем, систем кондиционирования и противодымной защиты 1. Конструкции воздуховодов и каналов систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции и транзитных каналов (в том числе

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: