Как называется место швартовки судов

Обновлено: 15.04.2024

Каждый яхтсмен, прежде чем самостоятельно выйти в море, должен освоить азы мореходной науки. Одним из обязательных навыков, которым должен владеть любой шкипер, является правильная швартовка судна. Вполне понятно, что отточить мастерство швартовки можно только на личном опыте, основанном на индивидуальной практике. Как известно, практика без теории – слепа. Поэтому, чтобы не уподобляться людям, постигающим мореходную науку методом проб и ошибок, не следует пренебрегать теоретическими знаниями. Ошибки в данном случае могут очень дорого обойтись в прямом смысле, учитывая немалую стоимость яхт и катеров.

Швартовые приспособления и принадлежности

Начать изучение правил швартовки судна следует с ознакомления с материальной базой – приспособлениями и принадлежностями, использующимися для данного манёвра. К принадлежностям относятся:

  • Якорь необходимого веса. Для небольших лодок массой порядка 1 т — он должен иметь минимальную массу 10-15 кг. При выборе якоря следует учитывать его модификацию, так как якоря разных типов обладают различной удерживающей силой.
  • Якорный конец – дректов или цепь. Длина конца подбирается таким образом, чтобы он был не менее 5-ти длин вашей яхты.
  • Пара швартовых фалиней (для небольших яхт). Количество швартовых зависит от размера судна. Каждый из них должен иметь диаметр не менее 1,5-2 см для той же лодки, имеющей снаряженную массу в одну тонну. При выборе каната не стоит экономить на толщине, чем выше запас прочности, тем дольше он прослужит вам, а также будет меньше вероятность порыва в сильный шторм. Синтетические швартовые концы долговечнее и прочнее натуральных (растительных) в 2-3 раза, и они требуют меньшего ухода.
  • Кранцы – деревянные или мягкие «амортизаторы», вывешиваемые по бортам судна, и оберегающие их от ударов о пирс или о соседние яхты при швартовке к стоянке. На маломерных лодках следует использовать мягкие кранцы, так как деревянные при ударах могут повредить борта.

швартовка судна

Швартовыми приспособлениями называют устройства, предназначенные для крепления швартовых. Это так называемые утки, или кнехты, которые устанавливаются на оборудованном пирсе и на борту яхты. Сегодня понятия «утка» и «кнехт» часто смешивают, называя кнехтом большие утки, установленные на борту. Изначально кнехтом именовались специальные причальные тумбы, а уткой – крепёжную дельную вещь (от английского слова «deel», а не русского «дело») в широком смысле. Собственно, утка может служить не только для крепления швартова, но и для закрепления любого бегучего такелажа.

Причальные утки (кнехты) располагаются на носу и в корме лодки. На небольших яхтах вполне достаточно одной носовой утки. На корме они должны быть парными, крепясь по разным сторонам корпуса. При швартовке на кнехты накладывается необходимое количество шлагов (петель) с таким расчётом, чтобы их можно было быстро снять при необходимости стравить швартов, либо накинуть дополнительные шлаги, если нужно выбрать фалинь.

Выбор места швартовки

Другой немаловажный аспект – это правильный выбор места, где можно ошвартовать судно. Швартовка к причалу является относительно простым делом. При заходе в марину следует заранее запросить офис начальника порта о месте стоянки. Если в марине нет начальника порта, или харбор-мастера (специального служащего, занимающегося расстановкой яхт у пирса), то выбирайте любое свободное место. Желательно швартоваться подальше от других судов. Если же свободного места у причала нет, то единственным выходом остаётся швартовка лагом к другой лодке.

Морской этикет в этой ситуации предписывает перед подходом — спросить у шкипера пришвартованного судна разрешения пришвартоваться рядом с ним. Когда команды нет на борту, то «разрешением», на швартовку к борту служат кранцы, вывешенные на нём с морской стороны. Переходить со своего судна на берег через чужую лодку следует только спросив на то разрешение команды, желательно через носовую часть. Согласно этому же морскому этикету, заглядывать в чужой кокпит без приглашения считается грубым моветоном.

способы швартовки к причалу

Более сложная задача – это швартовка к необорудованному побережью. Правила швартовки предписывают подходить к незнакомому берегу с максимальной осторожностью, на самом малом ходе, непрестанно промеряя глубину лагом. Халатность при проведении такого манёвра может обернуться большой неприятностью: от посадки на мель до получения пробоины о подводные камни. Для подстраховки следует создать небольшой дифферент на нос, переместив туда свободных членов команды или некий массивный груз. В случае посадки на мель в этой ситуации можно будет сняться, переместив тяжесть груза на корму.

Не нужно швартоваться под обрывистыми берегами, лишёнными сверху растительности, так как существует вероятность оползня или обвала, особенно в дождливую погоду. Лучше отыскать некий защищённый от ветра и волн заливчик, идеально с песчаным дном. Самый же лучший вариант пристать к незнакомому необорудованному берегу, это остановиться на неком удалении от него, встав на якорь. Этим вы избежите многих непредвиденных неприятностей, особенно близ побережья с высокими приливами/отливами. Правда, такой вариант также имеет свои недостатки, для схода на берег потребуется тузик или надувная лодка.

Для надёжности, расчальте судно двумя швартовыми, прикреплёнными к береговым деревьям или палам (вбитым в землю колышкам), под углом не менее 30 градусов относительно друг друга. При постановке лодки на якорь также лучше использовать два якоря, установленных под таким же углом.

Подготовка к швартовке

При работе следует соблюдать технику безопасности. Наденьте обувь с закрытыми носками и рабочие перчатки. Работать с голыми руками и в открытых «шлёпанцах» категорически не рекомендуется. Запретите всем лицам, находящимся на борту, во время швартовки без крайней нужды — совать свои конечности между бортами/кормой лодки и пирсом, или соседними яхтами, даже при наличии вывешенных кранцев.

подготовительные работы для швартовки

В отсутствие на причале принимающего, не следует пытаться прыгать с лодки на берег, забрасывайте швартов на береговой кнехт, затем затягивайте конец обратно при помощи отпорного крюка. Матрос, поскользнувшийся во время прыжка и упавший в воду между яхтой и пирсом, может значительно осложнить произведение манёвра, даже если при этом он не получит никаких травм.

Заранее следует учесть вращение винта судна. От этого зависит заброс кормы при постановке яхты к причальной стенке. При правом вращении винта (по часовой стрелке) корма забрасывается влево, а при левом винте, соответственно, вправо. Данную особенность яхты можно использовать при подходе к причалу в стеснённых условиях, когда необходимо сделать резкий разворот.

Схема швартовки

Существует три способа швартовки:

  • Носом к причалу (берегу).
  • Лагом (бортом).
  • Кормой.

В маринах и портах при выборе схемы швартовки следует исполнять указания харбор-мастера — портового «парковщика», начальника порта или его помощников. В отсутствие перечисленных лиц, вам придётся выбирать способы швартовки исходя из обстоятельств. Последовательность операции зависит от целого ряда факторов: размера и поворотливости судна, направления и скорости ветра и течения, если таковое имеется. Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Швартовка кормой является наиболее распространённым вариант при постановке яхты к причалу в маринах и портах. Среди плюсов такой схемы швартовки является компактность и простота отхода от берега. В маринах с тесными проходами между причалами следует начинать двигаться кормой ещё на чистой воде. Предпочтительнее рассчитывать маневр таким образом, чтобы поворот производился в сторону заброса кормы. В этой ситуации можно заложить поворот под 90 градусов, повернув руль и кратковременно резко прибавив газ. После чего переложить ручку на нейтральное положение, предоставив судну самому плавно «подъехать» к причальной стенке.

Постановка лодки лагом (бортом к причалу) производится реже, хотя данный манёвр проще швартовки кормой. Используется в ситуациях, когда у пирса достаточно свободного места. При выборе такой схемы швартовки следует учитывать интересы других яхтсменов, чтобы ваша лодка, вытянувшаяся вдоль пирса, не создавала им помех при попытке подхода к берегу. Если у берега имеется течение, то заходить к пирсу следует против него. Даже двигаясь вниз по течению, следует пройти причал, затем развернуться и подойти к нему. Таким образом, вы сможете лучше регулировать скорость подхода к побережью, исключив снос судна.

При встречном ветре следует приближаться к берегу под углом порядка 15-20 градусов. При боковом заходить следует с подветренной стороны. В случае сильного ветра — следует досконально рассчитать манёвр, учитывая массу и парусность судна. При сильном отвальном ветре лёгкую лодку с преждевременно отключенным двигателем, попросту отнесёт от берега. А при прижимном ветре вероятна опасность сильного удара о пирс или соседние суда. Поэтому, шкипер должен умело компенсировать ветровые нагрузки на яхту использованием винтов.

Подход носом выполняется примерно по той же схеме, что и при швартовке кормой. Единственное различие состоит в том, что «подход носом в берег» осуществить гораздо проще. А вот с отваливанием от причальной стенки могут возникнуть проблемы в стеснённых условиях марин. Всё дело в конструкции судна, рули у лодки располагаются позади винтов. Поэтому, при движении вперёд создаётся дополнительный напор на руль, улучшающий маневренность. При движении задним ходом поток воды направляется к носу, вследствие чего управляемость яхтой ухудшается. Это одна из причин в пользу применения в тесных маринах кормовой схемы швартовки.

Подходить носом в берег следует и в необорудованных для стоянки местах. Так руль и винты яхты будут защищены от возможного повреждения о грунт. Манёвр по швартовке считается завершённым, когда фалини надёжно закреплены на береговых кнехтах и лодочных утках. Выбор используемых для закрепления швартовых узлов зависит от формы кнехтов и уток. Наиболее простой и надёжный способ крепления за рым – штык с двумя шлагами, а за гак (крюк) крепить фалини лучше специальным гачным узлом.

Под термином «швартовные операции» понимают действия членов экипажа при швартовке и отшвартовке судна. Швартовные операции - ответственный и сложный элемент рейса судна. Для качественного их выполнения необходимо хорошо знать маневренные элементы судна, учитывать обстановку у причала (наличие и расположение судов) и внешние факторы (направление и силу ветра, течение и др.). Все команды с мостика должны выполняться своевременно и четко, действия швартовных партий должны быть умелыми и слаженными.
Для выполнения швартовных операций членов экипажа закрепляют за определенными местами швартовки. Швартовными операциями на баке обычно руководит третий помощник капитана, на корме - второй помощник. Управляют носовыми и кормовыми швартовными механизмами соответственно боцман и старший матрос.

Из опыта швартовки на бочки

Военные корабли стоят на бочках

Военные корабли стоят на бочках


С необходимостью швартовать крупнотоннажные торговые суда на бочки в морской практике сталкиваются не часто. В связи с этим, видимо, в учебной литературе этот вопрос не получил широкого освещения. Развитие в последние годы торговли с Индией, Бирмой, Малазией участило заходы наших торговых судов в.

Состав швартовного устройства

Швартовной устройство на корме судна

Швартовной устройство на корме судна


Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов.
В состав швартовного устройства входят: швартовные тросы;кнехты;швартовные клюзы и направляющие роульсы;киповые планки (с роульсами и без них).

Эксплуатация судовых швартовных устройств

Швартовная лебедка на баке судна

Швартовная лебедка на баке судна


1. Швартовное устройство обеспечивает надежную стоянку судна у пирса или около плавучего сооружения (судна, бочки, дебаркадера). Оно должно содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его постоянную готовность к действию.
2. Кнехты, швартовные клюзы, киповые планки, направляющие роульсы.

Техника безопасности при выполнении швартовных операций

Работа экипажа во время швартовки судна

Работа экипажа во время швартовки судна


1. При подготовке к швартовке капитан должен находиться на ходовом мостике и сам руководить маневрами судна.
2. Перед швартовкой к причалу иллюминаторы со стороны борта швартовки должны быть закрыты.

Принципы выполнения швартовных операций

Швартовка контейнеровоза Glasgow Maersk

Швартовка контейнеровоза Glasgow Maersk


Швартовные операции судна можно классифицировать на следующие:
швартовка/отшвартовка судна к причалу (самостоятельная, с буксирами, в различных условиях);
швартовка/отшвартовка судна к другому судну.

Самостоятельная швартовка судна

Заход судна в порт

Заход судна в порт


Процесс швартовки включает в себя три последовательных операции:
1. Судно разворачивают с основного курса для захода в порт и с целью погашения инерции уменьшают ход.
2. Производят вторичное изменение курса по направлению к причалу.

Швартовка судна левым бортом без отдачи якоря

Суда у причала левым бортом

Суда у причала левым бортом


Для выполнения маневра необходимо следующее:
идти по инерции к причалу под углом 20 − 40° (подход к причалу под острым углом считается наиболее безопасным, так как в случае навала судно получит только скользящий удар.

Подход к причалу левым бортом между стоящими судами

Подход к причалу морского судна левым бортом

Подход к причалу морского судна левым бортом


Для выполнения этого маневра необходимо следующее:
идти к причалу под углом 30 − 40° малым ходом или по инерции;
отдать якорь со стороны «морского» борта, не доходя до причала 75 − 100 м,продолжая идти к нему по инерции и потравливая якорную цепь.

Подход к причалу кормой

Подход кормой к причалу итальянского парома

Подход кормой к причалу итальянского парома


Швартовку кормой производят с отдачей одного или двух якорей тогда, когда невозможна или ненадежна стоянка на рейде, или отсутствует достаточная длина причала.
При выполнении швартовки с отдачей двух якорей необходимо следующее.

Швартовка при прижимном ветре

Швартовка сухогруза при прижимном ветре

Швартовка сухогруза при прижимном ветре


Швартовка при прижимном ветре допустима только для небольших судов и при малой силе ветра.Если свободный дрейф судна с расстояния 1 − 1,5 его длины не вызывает опасения поломки причала или повреждения корпуса и имеется свободное место для маневрирования.

Швартовка при отжимном ветре

Швартовка морского судна к причалу при отжимном ветре

Швартовка морского судна к причалу при отжимном ветре


Швартовка при отжимном ветре относительно безопасна.
Наиболее трудной частью маневрирования является прижимание кормы к причалу.
Способы маневрирования левым и правым бортом не имеют принципиального различия.

Швартовка судна при ветре направленном вдоль причала

Швартовка сухогруза Geneve M при ветре

Швартовка сухогруза Geneve M при ветре


Схема швартовки такая же как и без ветра, но необходимо учитывать следующие особенности:
тормозной путь уменьшается (особенно если судно в балласте);
скорость бокового сближения с причалом больше;.

Швартовка судна бортом к причалу на течении

Швартовка пассажирского судна Восход

Швартовка пассажирского судна Восход


Наиболее безопасной является швартовка носом против течения.
В таком случае нет необходимости давать задний ход продолжительное время, и поэтому работа винта не создает сильного отклоняющего воздействия.
Для выполнения этого маневра необходимо: .

Особенности швартовки двухвинтовых судов

Однопалубный двухвинтовой танкер

Однопалубный двухвинтовой танкер


П ри выполнении маневров на двухвинтовом судне необходимо учитывать следующее.
1. Погашение инерции двухвинтового судна при неработающей машине происходит за счет торможения винтов быстрее, чем у одновинтового.

Швартовка судна с помощью буксиров

Швартовка судна с помощью буксиров

Швартовка судна с помощью буксиров


Существуют следующие способы использования буксиров:
буксировка с помощью буксирных тросов;
буксировка лагом;
буксировка способом «пуш-пул» (push-pull).

Швартовка балкера ELEFTHERIA K

Процесс постановки судна к причалу , швартовным бочкам и другим сооружениям, предназначенным для стоянки судов, а также к другому судну называется швартовкой. Отход судна от объекта, к которому оно было пришвартовано, называется отшвартовкой .

Под термином «швартовные операции» следует понимать все действия членов экипажа при швартовке и отшвартовке судна. Швартовные операции - один из самых ответственных и сложных элементов рейса судна. Для качественного их выполнения необходимо хорошо знать маневренные элементы судна, учитывать обстановку у причала (наличие и расположение судов) и внешние факторы (направление и силу ветра, течение и т. д.).

Все команды с мостика должны выполняться своевременно и четко , действия членов экипажа, участвующих в швартовных операциях, должны быть умелыми и слаженными. Для выполнения швартовных операций члены палубной команды расписываются по местам швартовки. Швартовными операциями на баке обычно руководит третий помощник капитана, на корме - второй помощник. Управляют носовыми и кормовыми швартовными механизмами соответственно боцман и плотник (старший матрос).

Подготовка к швартовке - необходимое условие качественного ее проведения. О предстоящей швартовке заблаговременно предупреждают вахтенного механика, который готовит машину к работе в маневренном режиме. Подается питание на швартовные механизмы.

За 15-20 мин до подхода к причалу подается команда с мостика: «Палубной команде по местам швартовки стоять!» Члены палубной команды, одетые по сезону, в противоударных касках и рукавицах без застежек, занимают свои места согласно расписанию по швартовным операциям.

На ходовой мостик вызывается старший помощник капитана, в машинное отделение - старший механик.

По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии приступают к подготовке швартовного устройства.

До подхода судна к причалу на носу и корме судна необходимо выполнить следующие операции: установить и опробовать связь с мостиком; проверить работу всех швартовных механизмов на холостом ходу, подготовить оба якоря к отдаче; подготовить швартовные тросы к подаче на причал. Для этого надо расчехлить вьюшки, смотать с них достаточное количество стальных швартовных тросов и разнести их по палубе длинными шлагами.

Растительные или синтетические тросы, уложенные бухтами на банкетки, надо разнести по палубе. Огоны (гаши) тросов провести через швартовные клюзы или киповые планки и завести на палубу поверх фальшборта или релингов. Каждый швартов обнести в полшлага вокруг тумб парных кнехтов ниже приливов (через них трос будет потравливаться при подаче на берег, а в случае необходимости - быстро задерживаться креплением на кнехте); подготовить два-три бросательных конца.

Швартовка танкера в Керчи 25.02.2012

Для этого следует смотать, начиная от легости, линь каждого конца ровными шлагами в небольшую бухту так, чтобы легость висела несколько ниже бухты, разделить бухту на две примерно равные части и положить их около огонов тросов; подготовить парусину и маты для предохранения швартовов от трения в местах их прохождения через клюзы и киповые планки; присоединить цепные и растительные стопоры к кнехтам или палубным обухам; подготовить кранцы и разложить их вдоль борта, которым судно будет швартоваться к причалу; подготовить противокрысиные щиты.
Швартовка к причалу лагом осуществляется различными способами в зависимости от направления и силы ветра, течения, ледовой обстановки и т. д., а также возможностей маневрирования, наличия и расположения судов у причала.

Основные способы швартовки лагом: самостоятельно без отдачи или с отдачей якоря и с помощью буксиров. Во всех случаях управление судном и общее руководство швартовкой осуществляет капитан. Рассмотрим действия швартовных партий при самостоятельной швартовке судна к причалу лагом без отдачи якоря (рис. 45). Маневрируя машиной и рулем, капитан приводит судно в положение, примерно параллельное причалу.

По команде с мостика начинают подавать на причал швартовы. Так как при подходе нос судна бывает обычно ближе к причалу, чем корма, и судно продолжает по инерции медленное движение вперед, первыми подают носовые шпринг и продольный. При первой возможности необходимо подать хотя бы один швартовный трос с кормы для ее подтягивания.

рис. 45 Швартовка к причалу лагом

Швартовка к причалу лагом

По команде «Подать носовой шпринг (продольный)!» матрос на баке берет часть бухты бросательного конца с легостью в правую руку, другую часть в левую, удерживая коренной конец за огон рукой или прижав его к палубе ногой. Затем, сделав предостерегающий окрик «Берегись!» , сильным взмахом правой руки снизу вверх бросает на причал бухту с легостью и сбрасывает бухту с левой руки.

Привязав бросательный конец к тросу выбленочным узлом с петлей, начинают травить швартов за борт. Трос следует травить свободно, с небольшой слабиной и без задержек, чтобы береговые матросы могли легко выбрать его на причал за поданный с судна бросательный конец.
После того как береговые матросы закрепят трос на береговом пале, накладывают не менее четырех шлагов троса на турачку брашпиля и выбирают втугую. Швартов переносят на кнехты с помощью стопора (рис. 46). Во избежание обрыва стопора нагрузка на него переносится плавно медленным потравливанием швартова брашпилем.

По окончании швартовки убирают бросательные концы и кранцы, излишнюю часть стальных швартовных тросов наматывают на вьюшки, а растительных и синтетических - укладывают на банкетки. На все швартовы надевают стандартные противокрысиные щиты.

рис. 46 Наложение стопора на швартовный трос

а - растительного; б - цепного

Наложение стопора на швартовный трос

Швартовка лагом с отдачей якоря производится при подходе к причалу в промежуток между судами, при свежем ветре, а также в условиях ограниченной для маневрирования акватории. Отданный якорь позволяет избежать навала судна на причал и ошвартованные к нему суда, способствует развороту судна, а при отшвартовке облегчает отход судна от причала без буксиров. Действия матросов при швартовке в этом случае ничем не отличаются от описанных. Швартовка кормой к причалу осуществляется в случае, если для стоянки судна отведена минимальная длина причальной линии. В зависимости от возможности маневрирования на акватории к причалу подходят либо параллельным, либо перпендикулярным курсами.

рис. 47 Швартовка судна кормой к причалу

а - при параллельном подходе к причалу; б - при перпендикулярном подходе к причалу

Швартовка судна кормой к причалу

В первом случае (рис. 47, а) следуют малым ходом параллельно причалу (положение I) и в положении II отдают якорь с противоположного причалу борта. Переложив руль в сторону от причала, потравливают якорную цепь и продолжают движение. Когда судно сделает поворот на 30-60° и корма окажется напротив места швартовки (положение III), отдают второй якорь на малом заднем ходу.
После этого равномерно потравливают обе якорные цепи и, работая машиной назад, подводят судно кормой к причалу (положение IV). По команде с мостика подают и крепят кормовые швартовы, а затем обтягивают якорные цепи. Во втором случае (рис. 47, б) маневрируют так же, как и в первом, но к моменту отдачи второго якоря судно разворачивают на 120—150° перекладкой руля на борт. В сложных условиях швартовка к причалу кормой осуществляется с помощью портовых буксиров.

Постановка судна на швартовную бочку осуществляется по указанию портовых властей на стесненных рейдах, а также в местах карантинных стоянок. В зависимости от условий и целей стоянки судно может быть пришвартовано к одной, двум, трем или четырем бочкам.
Суда швартуются к нескольким бочкам обычно в тех случаях, когда предстоят грузовые операции с использованием плавсредств и необходимо обеспечить неподвижность судна под воздействием ветра или течения. По команде с мостика «Палубной команде по местам стоять, на бочки становиться!» носовая и кормовая партии готовят швартовное устройство. В огоны тросов, которые будут подаваться на бочки, заводят швартовные скобы.

Завоз тросов осуществляют , как правило, портовые буксиры или рейдовые катера. Когда судно, следуя малым ходом против ветра или течения, приблизится к носовой бочке, буксир принимает пропущенный через скуловой клюз или киповую планку швартовный трос и завозит его на бочку.
Трос крепится к рыму бочки швартовной скобой или заводится дуплинем (ходовой конец троса пропускают через рым сверху и завозят обратно на судно, где он крепится).
Другой конец троса берется за турачку брашпиля, обтягивается втугую и крепится на кнехте. Крепление дуплинем предпочтительнее, чем скобой, так как при съемке с бочки можно будет выбрать трос, не посылая людей на бочку для его отдачи. В любом случае выбирать трос можно только после того, как люди сойдут с бочки.
Аналогично завозят, крепят на бочках, обтягивают и закрепляют на кнехтах другие швартовные тросы. При отсутствии буксира швартовные тросы завозят на судовой рабочей шлюпке. Шлюпка с матросами подходит под клюз, матросы принимают огон швартова со швартовной скобой и укладывают трос с запасом в 2—3 м в носовой части шлюпки.

Швартов проводят на корму шлюпки чисто по борту, набирают и укладывают на корме шлюпки большими шлагами такое количество троса, чтобы его длина была не менее расстояния от судна до бочки.
Затем гребцы направляют шлюпку к бочке, а один матрос, находясь со стороны носа шлюпки по отношению к бухте уложенного троса, по мере движения шлюпки сбрасывает за борт шлаги троса.
Когда шлюпка подойдет к бочке, один из матросов переходит на бочку и крепит трос швартовной скобой к рыму бочки. После того как матрос сойдет с бочки и шлюпка отойдет в сторону, начинают брашпилем выбирать трос. Когда судно будет надежно закреплено за носовую бочку, аналогично завозят на кормовую бочку швартов с кормы.

рис. 48 Отход судна от причала на шпринге

Отход судна от причала на шпринге

При длительной стоянке в плохих погодных условиях иногда прибегают к креплению судна за бочку расклепанной от якоря цепью. При стоянке на бочке судно поднимает днем черный шар, а ночью включает якорные огни.


В мире водного транспорта существует масса терминов, которые не используются в обычной жизни. Швартовка – один из них. Под этим определением понимается процесс крепления судна к причалу. Существует несколько разных способов швартовки, весь процесс осуществляется по определенному алгоритму. Для швартовки судна на нем имеются специальные канаты – швартовы. В следующей статье вы сможете ознакомиться с разновидностями швартовки, а также узнать об особенностях этого процесса.

Швартовка

Что такое швартовка

Швартовка — процесс подхода судна и его крепление к причальной стенке, пирсу или другому судну. Крепление производится с помощью синтетических или стальных тросов, называемых швартовными концами. Для швартовки команда судна должна принять решение о способе таковой и выполнить несколько последовательных манёвров.

Швартовка — процесс подхода судна и его крепление к причальной стенке, пирсу или другому судну

Необходимые манёвры: выбор направления и скорости движения судна для предотвращения навала; подход судна к причалу с разворотом в выбранном направлении; подвод в выбранное положение по отношению к причалу (может использоваться буксир); удержание на месте на время подачи швартовов; подтягивание к причалу (для небольших судов — с помощью тягловой силы, в т. ч. ручной и механической; для крупных — с помощью двигателей самого судна).

Способ швартовки выбирается, исходя из возможностей порта, размеров судна, наличия свободных причалов, продолжительности планируемой стоянки и т д. Во избежание повреждения бортов судна и стационарных причальных приспособлений борта снабжаются мягкими кранцами.

Способы швартовки:

  • швартовка кормой;
  • швартовка носом;
  • швартовка бортом кораблю, стоящему на якоре или лежащему в дрейфе;
  • швартовка к борту или к корме идущего корабля.

Что такое швартовка

Движение и стоянка судов в порту регулируются Правилами плавания судов на каналах и акваториях портов и Правилами технической эксплуатации гидротехнических сооружений и акваторий портов.

Движение судов по искусственным каналам возможно только при достаточном запасе воды под килем и наличии разрешения капитана порта. Скорость движения на каналах и акватории устанавливается приказом начальника порта в зависимости от технического и естественного состояния гидротехнических сооружений и грунта в порту.

Швартовка судна

Что такое швартовка

Швартовка судна — сложный и ответственный процесс. На судне заблаговременно подготовляют швартовные концы, брашпиль, лебедки, бросательные концы, кранцы, судовую связь и другие средства и приспособления. Палубную команду вызывают на палубу по авралу, и каждый член экипажа занимает свое место согласно расписанию.

Швартовка судна — сложный и ответственный процесс

В порту причалы также заранее готовят для приема судна. Причал освобождают для обеспечения работ, связанных со швартовкой. На причале не должно быть никаких выступающих и других частей, которые могут повлечь за собой затруднения при швартовке и даже аварию судна или причала. Причал должен иметь отбойную раму и другие защитные приспособления. Привальные брусья должны быть по всей длине сплошными.

С судна подаются следующие швартовные концы : продольные (носовой и кормовой), шпринги (носовой и кормовой) прижимные, идущие от кормы, носа или через бортовой полуклюз перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Количество швартовных концов, необходимых для крепления судна у причала, зависит от условий стоянки и гидрометеорологической обстановки. При усилении ветра заводятся дополнительные концы.

Крепление швартовных концов за береговой пал, позволяет снять концы в любой последовательности. Огон последующего конца продевается снизу вверх через огоны предыдущих и после этого набрасывается на пал сверху. Подачу швартовного конца на берег производят легким линем с небольшой тяжелой «грушей» на конце, которая служит для забрасывания его на берег. Такой линь с грушей называют бросательным концом, или легостью.

После окончания швартовки на швартовные концы устанавливают специальные щиты, предотвращающие перебегание крыс с берега на судно и обратно. При изменении осадки судна (погрузка, выгрузка) или уровня воды (приливы, отливы) изменяется натяжение швартовных концов, поэтому их подбирают или травят.

Усиление отжимного ветра требует подачи дополнительных концов. При ухудшении погоды в плохо защищенном порту судно должно быть готово к выходу в море. На стоянке у причала нельзя производить швартовные испытания судна, связанные с работой винтов. Струи воды от винтов могут нанести вред гидротехническим сооружениям. Крен в сторону моря при подходе к свайным набережным грозит повреждением последних или самого судна.

Швартовка судов друг к другу в открытом море или на открытом рейде к судну

Швартовка судов друг к другу в открытом море или на открытом рейде к судну, стоящему на якоре, — операция сложна я и ответственная. Все выступающие части (стрелы, трапы, шлюпки, люстры и т. п.) должны быть убраны; все иллюминаторы задраены, особенно с того борта, которым судно швартуется; на отливные шпигаты навешены щиты; вдоль борта развешены кранцы (надувные или из автомобильных шин) — по два-три в носовой и кормовой частях судна, и особенно у выступающих частей.

В рейдовых условиях и в открытом море для швартовки лучше использовать синтетические тросы или стальные с капроновыми амортизаторами. Чаще всего швартуются к правому борту судна, стоящего на якоре, так как на заднем ходу нос швартующегося судна отходит от судна, к которому швартуются.

При швартовке судов друг к другу в открытом море особое значение имеют кранцы. Для этой цели используют кранцы, изготовленные из пакетов автопокрышек, надувные резиновые кранцы, дополнительные кранцы из бревен мягкого дерева длиной 2 м, оклетневанные 8—10-дюймовым растительным тросом.

При швартовке танкеров к китобазам и китобойных судов к танкерам в качестве кранцев используют добытых китов. Три- четыре кита-кранца вдоль корпуса и надувные резиновые кранцы в районе спардека и кормы обеспечивают безопасную швартовку при ветре силой до 6—7 баллов и волнении моря до 4 баллов. Иногда практикуется парное расположение китов-кранцев.

Количество швартовных концов, необходимых для крепления судна у причала, зависит от условий стоянки и гидрометеорологической обстановки. При усилении ветра заводятся дополнительные концы. Крепление швартовных концов за береговой пал, показанное на рис. 185,б, позволяет снять концы в любой последовательности.

Что такое швартовка

Огон последующего конца 2 продевается снизу вверх через огоны предыдущих 1 и после этого набрасывается на пал сверху. Подачу швартовного конца на берег производят легким линем с небольшой тяжелой «грушей» на конце, которая служит для забрасывания его на берег. Такой линь с грушей называют бросательным концом, или легостью.

Швартовка судов друг к другу в открытом море или на открытом рейде к судну, стоящему на якоре, — операция сложна я и ответственная

После окончания швартовки на швартовные концы устанавливают специальные щиты, предотвращающие перебегание крыс с берега на судно и обратно. При изменении осадки судна (погрузка, выгрузка) или уровня воды (приливы, отливы) изменяется натяжение швартовных концов, поэтому их подбирают или травят.

Усиление отжимного ветра требует подачи дополнительных концов. При ухудшении погоды в плохо защищенном порту судно должно быть готово к выходу в море. На стоянке у причала нельзя производить швартовные испытания судна, связанные с работой винтов. Струи воды от винтов могут нанести вред гидротехническим сооружениям. Крен в сторону моря при подходе к свайным набережным грозит повреждением последних или самого судна.

Швартовка судна кормой к причалу

Выполняется с отдачей одного или двух якорей в зависимости от условий стоянки и ее продолжительности. Суда малого тоннажа в тихую погоду или при легком прижимном ветре (до 3—4 баллов) могут ее производить без помощи буксиров. Под действием отжимного или дующего вдоль причала ветра швартовка кормой без помощи буксиров или подру­ливающих устройств невозможна.

Швартовка кормой к причалу требует тщательной подготовки и опыта, так как ошибка в расчетах может привести к навалу на при­чал или же, в лучшем случае, к необходимости повторить маневр подхода и постановки.

Предварительно намечают место стоянки, определяют по карте контрольные пеленги для выхода в точки отда­чи якорей, рассчитывают необходимые для укладки на грунт количество якорных цепей и угол между ними (30—60°). Подход к месту отдачи якорей может быть выполнен движением как вдоль причала, так и под прямым углом к нему.

При швартовке перпендикулярно причалу судно подходит к нему под углом, близким к 90.° Скорость на подходе должна быть минимальной. На расстоянии не менее двух корпусов от причала и, находясь в 50—60 м от расчетной линии швартовки, стопорят двигатель и отдают «внутренний» по отношению к месту швартовки якорь. Продолжая двигаться по инерции, травят якор­ную цепь.

После выхода в воду трех-четырех смычек, руль перекладывают в сторону отданного якоря и дают ход вперед. После поворота кормой к причалу отдают второй якорь, работают двигателем назад, травят и выравнивают якорь-цепи, подводят судно кормой к причалу и подают швартовы. При другом варианте швартовки двигаются на самом малом ходу вдоль причала на расстоянии двух дл.

Основные принципы швартовки яхты

Швартовка морского судна является одним из самых важных элементов в освоении практики управления яхтой, наряду с навигацией или лоцией. Есть несколько объективных факторов, из-за которых швартовка может даваться непросто.

Каждая лодка имеет свои особенности, к которым необходимо привыкнуть, также, как необходимо привыкнуть к управлению авто, за рулем которого вы находитесь впервые. Управление парусной яхтой осложняется ее значительными габаритами, весом и инерцией, за счет чего, время между поворотом руля и реальным движением яхты существенно больше, чем у легкового автомобиля.

В-третьих, судно особенно подвержено внешним факторам, таким как ветер и морское течение, что значительным образом влияет на процесс управления яхтой. И наконец, в-четвёртых, швартовка, так или иначе, представляет собой стрессовую ситуацию, которая активно сопровождается психологическим страхом повредить своё или чужое судно, либо нанести ущерб себе и команде. Несмотря на все кажущиеся трудности в овладении навыками швартовки, овладеть ими можно, а начать надо, конечно же, с теории.

Действия перед швартовкой яхты

Если на борту яхты вы выступаете в роли шкипера, то непосредственно перед швартовкой вам необходимо проделать следующие действия:

  • провести подробный инструктаж команды: каждый член экипажа должен хорошо знать, что, когда и как он должен делать не только в случае швартовки судна, но и вообще в любой ситуации в море, от слаженной работы команды зависит практически все;
  • хорошо изучить схему марины, в которой команда собирается «встать на якорь»: заранее и детально спланировать свой маршрут к пирсу, обратить внимание на мелководные участки акватории и другие, потенциально опасные места, встречающиеся по ходу вашего движения;
  • перед входом в марину (примерно за 300 – 500 м.) поставить дизель на холостой ход и убрать паруса: приближаясь к маякам, кранцы необходимо вывесить по бортам, разобрать кормовые швартовые концы и закрепить их за ближайшие к корме утки по бортам, собрать в бухты и обнести снаружи кормовых релингов. Подготовить к работе якорную лебедку;
  • зайти в марину на малом ходу: (не более 3-х узлов для минимизации влияния ветра) и держаться правой стороны. Начать поиск свободного места для стоянки;
  • не следует торопиться с выбором места: рекомендуется тщательно оценить ситуацию, сделав круг на малом ходу по местной акватории.

Швартовка яхты

Что такое швартовка

После того, как вы нашли подходящие стояночное место необходимо приступить непосредственно к швартовке. Первое, что необходимо сделать – это правильно расставить команду.

После того, как вы нашли подходящие стояночное место необходимо приступить непосредственно к швартовке

Вот классический пример расстановки: шкипер или рулевой стоит за штурвалом, регулируя скорость и направление движения судна, два матроса для подстраховки располагаются по бортам, на носу стоит – «якорный», а на корме – «кормовой» с наветренным швартовым концом. Задача матроса на носу по команде шкипера отдать якорь (или подобрать его), а задача кормового сойти на берег и закрепить швартов за утку.

Для того чтобы начать швартовку необходимо, чтобы рулевой развернул судно кормой перпендикулярно к пирсу, а «якорный» выпустил примерно 4-8 глубин якорной цепи. Кормовой матрос должен спрыгнуть на берег и временно задать кормовые швартовы за кольцо на пирсе, таким образом, чтобы шкипер смог немного отойти назад и выровнять лодку.
Как только яхту удалось выровнять перпендикулярно к пирсу, швартовы крепят окончательно и отдают якорь. Далее необходимо проверить, стоит ли яхта на месте при включённом движении назад. Если да, то все хорошо и положение судна можно подрегулировать швартовыми концами, если же якорь не забрал, придется отходить и бросать его повторно.

Когда якорь взял, необходимо постепенно выпускать якорную цепь, контролируя двигателем расстояние между кормой и пирсом. Когда это расстояние будет примерно полметра, якорь требуется остановить. «Кормовой» должен перейти на пирс и задать наветренный швартовый, вернуть его на борт и закрепить на утку. Таким же образом задается подветренный швартовый, затем подтягивается якорная цепь – до натяжения. Готово, судно пришвартовано!

Что такое швартовы

На каждом судне должно иметься швартовное устройство, обеспечивающее подтягивание судна к береговым или плавучим причальным сооружениям и надежное крепление судна к ним. Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов.

Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы. Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм.

Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание (рис. 6.36). Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.

Киповые планки предназначены для изменения направления швартова (рис. 6.40). На большинстве современных судов устанавливают киповые планки из отдельно стоящих двух-трех роульсов. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса.

Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания. Отводные (палубные) роульсы устанавливают около швартовного механизма, что предотвращает перекос швартова на барабане (турачке). Для подачи швартовов на берег или другое сооружение обычно используется бросательный конец – лёгкий пеньковый трос с песком в тросовой оплетке на конце .

Конец крепят за огон швартова и последний подают через швартовный или буксирный клюз. Выброску укладывают в шлаги и, удерживая за свободный конец, бросают на причал. С помощью этого лёгкого троса на берег вытягиваются сравнительно тяжёлые швартовы. Бросательный конец изготовляют из линя длиной около 25 метров.

Что такое швартовка

На каждом судне должно иметься швартовное устройство, обеспечивающее подтягивание судна к береговым или плавучим причальным сооружениям и надежное крепление судна к ним

Для выбирания швартовов могут быть использованы как специально установленные для этой цели швартовные механизмы (например, швартовные шпили, лебедки и т. д.), так и другие палубные механизмы (например, брашпили, грузовые лебедки и т. д.), имеющие швартовные барабаны.

Для выбирания швартовных тросов на баке используют турачки брашпиля . Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми. Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой .

В перерывах между плаваниями и регатами яхты отдыхают в маринах, прочно закрепленные к причалам швартовыми тросами. Они являются частью целого комплекса механизмов и приспособлений для надежной фиксации судна у пирсов и плавучих причальных объектов. Общее название этого оборудования – швартовые устройства. Их задача – швартовка яхты бортом, кормой или носом, а также буксировка и обмен на ходу топливом и грузами.

c4f8648cfe36193030f3b8ae56f9eed7[1].jpg

Элементы швартового устройства яхты

В состав швартового устройства входят следующие объекты:

  • Швартовые тросы, они же просто швартовы.
  • Швартовые кнехты.
  • Клюзы.
  • Киповые планки.
  • Швартовые лебедки и брашпили.
  • Кранцы.

Познакомимся с ними поближе.

Швартовые тросы

577e4e043e85463c730495da8052dd54[1].jpg

Существуют следующие виды швартовых тросов:

  • Продольные швартовы подаются с носа яхты вперед и с кормы – назад. Они удерживают судно от движения вдоль причала.
  • Шпринги – тросы, чье направление противоположно продольным.
  • Прижимные тросы направлены к причалу под прямым углом и не дают ветру со стороны берега отодвинуть яхту от пирса.

Количество и технические параметры тросов регулируются Правилами судового регистра РФ. Материалами для их изготовления могут быть стальная проволока, синтетические нити и природные волокна растений.

Швартовые кнехты

447496fd64be2f62de71b56f7a3b3a30[1].jpg

Кнехтами называются литые тумбы из чугуна или сварные из стали. Они установлены на палубе и служат для крепления любых видов швартовых тросов. Самые распространенные – двухтумбовые кнехты на общей платформе. Каждая тумба имеет в основании прилив для закрепления нижних витков троса и шляпку, препятствующую соскальзыванию его верхних витков. Все чаще устанавливают кнехты с тумбами, лишенными приливов, и тумбами с крестовиной. Они особенно функциональны в случае, когда край причала выше уровня палубы и швартовый трос направлен вверх. Кнехты монтируют симметрично вдоль бортов на открытой верхней палубе, носу и корме яхты.

Особенно удобны при швартовке кнехты с тумбами на подшипниках со стопорными устройствами.

Клюзы

4184cbbc07e3031aa9bedd96ecfc17ce[1].jpg

Если швартовый трос проходит через отверстие в фальшботе, то его края обязательно окаймляет клюз – стальная или чугунная отливка с округлыми краями. Это приспособление исключает резкие изгибы и изломы швартовых тросов. Для швартования маломерных судов часто используют клюзы с так называемыми утками, то есть приливами для закрепления тонких швартовых тросов.

Если же цельный фальшборт отсутствует и палуба ограждена леерами, то клюзы особой конструкции устанавливают на ней. Мощные буксирные клюзы монтируют на носу и корме, через них заводят буксирные тросы.

Без клюзов тросы быстро изнашиваются. Клюзы замедляют этот процесс, но не ликвидируют его полностью. С недавних пор на яхтах применяются поворотные клюзы. В их конструкции предусмотрены вертикальные и горизонтальные ролики на подшипниках. Трос проходит через них и не трется о неподвижную поверхность. Развитие этой идеи – универсальные клюзы с шарикоподшипниковой обоймой в отверстии.

Киповые планки

1e5ca743d294e29b795e81d77f9715e9[1].jpg

Назначение киповых планок – изменение направления швартовых тросов. Через них, например, подают швартовые тросы на причалы, которые выше уровня палубы яхты. Или протягивают по палубе к швартовой лебедке. Простые киповые планки недостаточно эффективно снижают трение, поэтому их конструкцию дополняют ролики, по-морскому – роульсы.

Кранцы

10b0b790e47e6973cb5d01e62091d8d3[1].jpg

Повреждения корпуса яхты предотвращают кранцы. Чаще всего это парусиновые мешки, наполненные чем-нибудь упругим. В идеале – пробочной крошкой. Перед швартовкой их вывешивают на коротких тросах за борт с таким расчетом, чтобы полностью исключить непосредственный контакт с причалом.

Швартовые механизмы

После того как швартовые тросы заведены на причал, их нужно натянуть. Вручную сделать это очень сложно, поэтому на помощь матросам приходят шпили и швартовые лебедки. Их отличает, в основном, положение оси барабана с тросом. У шпилей она вертикальна, у лебедок – горизонтальна. Барабаны, по-морскому – турачки, имеют вогнутую поверхность. Она может быть гладкой или покрытой скругленными ребрами, так называемыми вельпсами. Они предотвращают скольжение троса по барабану, однако ускоряют его износ.

10bf741cc63b66f4407cb07f6f6d5871[1].jpg

Автоматические швартовые лебедки не только натягивают канаты, но и регулируют силу натяжения в зависимости от приливов, ветра или течения. После окончательной выборки швартовых лебедку переключают в автоматический режим. Любое изменение уровня натяжения швартовов вызывает включение двигателя и возврат к прежнему состоянию.

Автомат контролирует и длину вытравленного троса. Если при большом отливе или приливе на барабане остался только первый ряд троса, то автоматика стопорит его и подает звуковой и световой сигнал. У команды остается время на устранение аварийной ситуации, которая влечет за собой потерю троса или опасный крен яхты.

Правила технической эксплуатации швартового устройства

Предназначение швартового устройства – прочная и надежная фиксация яхты у причала или другого судна. При этом ее корпус должен быть защищен от повреждений. Все швартовое хозяйство находится под неусыпным контролем команды. Еженедельно ответственный член команды выясняет состояние болтовых соединений и сварных швов. Он же проверяет работу швартовых механизмов перед каждой швартовкой, включая их на холостом ходу.

Роульсы киповых планок и палубные роульсы регулярно смазывают. Поверхности клюзов и киповых планок не должны иметь сколов и царапин, способных повредить трос. Раз в год обязательно проводится профилактическое обслуживание с полной разборкой, полировкой и смазыванием.

Особое внимание уделяется швартовым тросам. Стальной трос периодически омывают пресной водой и смазывают. Ржавчину удаляют стальной щеткой. Лопнувшую проволоку обрезают накоротко. Трос, у которого лопнула целая прядь или обнаружилась неустранимая деформация, должен быть полностью заменен. Трос из синтетического волокна должен быть переплетенным из 8 прядей. Он заменяется на новый, если при осмотре обнаружено 15 % порванных нитей.

Запрещено перебрасывать швартовые тросы через острые края палубы или фальшборта без использования клюзов или киповых планок. Подобная эксплуатация неизбежно приводит к излому троса и его обрыву в самый неподходящий момент – резком приливе или волнении у причала. Последствия непредсказуемы, вплоть до опрокидывания яхты. Участок троса, который постоянно трется о клюз, обматывают парусиной для снижения износа. С этой же целью рекомендуется периодически менять местами концы троса.

d4e3ded6c342d28d9b9db2ce63d7e628[1].jpg

При длительной эксплуатации стальные швартовы начинают самопроизвольно скручиваться в пружину. Для предотвращения этого явления при подготовке к швартовке их накручивают на турачку шпиля, вращая ее в разных направлениях.

Работа с синтетическими тросами имеет свою специфику. Их категорически запрещено пропускать в один клюз со стальными даже в одном направлении. Главная опасность синтетики – возможность проскальзывания на турачке при выборке швартовых втугую. При этом трос так сильно нагревается, что может оплавиться и порваться. Поэтому синтетический трос слегка ослабляют, не вытравливая, а вращая барабан швартовой лебедки в обратную сторону.

При погрузке или разгрузке судна его осадка меняется, а следом и натяжение швартовов. Автоматическая швартовая лебедка их подтянет или ослабит, тем не менее ослаблять бдительность нельзя. Все швартовы должны быть равномерно натянуты и обеспечивать устойчивое положение яхты у причала или другого судна. В таких ситуациях рекомендуется использовать синтетические тросы, способные растягиваться.

58d5fd95b377a0b3564a638c57eb9221[1].jpg

Швартовное устройство ежегодно инспектируется комиссией Регистра РФ при продлении документов на право плавания. К этому моменту они должны быть в полном порядке.

Система автоматизированной швартовки

Швартовка яхты относится к сложнейшим маневрам и грозит начинающим судоводителям серьезными авариями, особенно в узких и переполненных маринах. Ради предотвращения подобных ситуаций шведская фирма Volvo Penta предложила систему автоматической швартовки.

461505de37f31cc7d0c43b593ee34634[1].jpg

  • Четыре датчика на причале в месте швартовки.
  • Датчики ветра и течений.
  • GPS-навигатор.
  • Микроконтроллер с датчиками угла поворота руля или приводов IPS.

При входе в зону действия береговых датчиков шкипер получает сигнал о готовности к автоматизированной швартовке. Дальнейшее движение судна происходит под управлением контроллера в соответствии с алгоритмом движения к заданной точке. Скорость реакции на изменения сигнала датчиков измеряется микросекундами. При необходимости система способна даже удерживать яхту в одной точке. Аналогично происходит и выход из марины.

Данная система не работает сама по себе, присутствие шкипера у штурвала обязательно. Но процесс становится значительно безопаснее, что снижает вероятность аварий своего и чужих судов. Планируется внедрение системы во всех европейских маринах, установка береговых датчиков и проводка яхты системой от входа в марину к месту швартовки. Яхтсмены смогут издалека бронировать себе место у причала и без проблем его достигать. Первая система рассчитана на новейшие яхты с движителями IPS, но планируется ее модификация для судов с обычными двигателями и рулями.

Порядок швартовки

При подходе к причалу проверяют состояние тросов и проворачивают швартовые механизмы на холостом ходу. За борт вывешивают кранцы с промежутком до двух метров между ними. Они предохранят от удара о причал или борта других судов. Возможна швартовка лагом, то есть бортом, или кормой к причалу. Носом яхты швартуются только в силу необходимости в необорудованных для этого местах.

9858168689b0f12e4eb0d663787185ac[1].jpg

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: