Как называется изъятие церковной собственности в пользу государства

Обновлено: 23.04.2024

Секуляризация церковных земель это процесс, который впервые был начат в России при правлении Петра 3, а завершен Екатериной 3 В рамках этого процесса церковь лишилась всех земель, которые ранее обрабатывались подневольным трудом. В результате примерно 910 тыс крестьян в монастырских и церковных получили свободу и стали называться «экономическими крестьянами». Церковь сохраняла за собой право на всю недвижимость.

Вопрос секуляризации земель церкви в пользу Российской Империи можно разделить на 3 этапа:

  • 21 марта 1762 года. Император Петр 3 издал Указ «О секуляризации монастырских и церковных земель».
  • Август 1762 года. Екатерина 2 отменяет Указ Петра 3 и отменяет секуляризацию как неподготовленную и несвоевременную.
  • 26 февраля 1764 года. Екатерина 2 вновь издает Указ о секуляризации. На этот раз указ имел практический вес и был актуальным вплоть до 1917 года, до распада Российской Империи.

Подготовка к принятию Манифеста

Примечательно, что подготовку и проведение секуляризации проводили 3 императора, которые известны своим специфическим отношением к религии. Первым из них является Пётр 1. Много раз уже говорилось о том, что Петр Великий всегда рассматривал церковь исключительно как государственный институт и не более. Поэтому как только в период его бесконечных воин государству потребовались деньги, император провел первую частичную секуляризацию церковных земель. Процесс был частичным, поскольку страна не была готова к тому, чтобы ликвидировать все церковные земли, а сам Петр опасался острой реакции духовенства и его влияния на людей.

Петр 1 и церковь

Второй императорам, который продвигал вопросы секуляризации, был Пётр 3. Этот человек правил Российской Империей всего 6 месяцев, но успел наделать много. В частности это касается и вопроса конфискации церковных земель. Напомним, что Петр 3 был католиком, который принял православие перед принятием титула императора российского.

Император Петр 3

Наконец третий император, который и сформировал полную секуляризацию это Екатерина 2. Относительно ее религиозных взглядов мало информации, однако, абсолютно очевидно, что на начальном этапе своего правления, когда Указ и издавался, во главу угла Екатерина ставила вопросы абсолютизма и просвещения. Часть историков видят противоречия в том, что Екатерина 2 сначала отменила Указ Петра 3 о секуляризации, а затем его продублировала через 2 года. Однако в этом никакого противоречия нет. Дело в том, что, вступив на российский престол в 1762 году, Екатерина 2 должна была заручиться поддержкой, чтобы не стать очередной жертвой эпохи Дворцовых переворотов. Именно поэтому императрица сразу же отменила большинство указав своего предшественника, в том числе и касательно церковных земель. Только спустя 2 года, когда позиции Екатерины 2 стали достаточно крепкими, она вновь вернулась к данному вопросу и вновь провела секуляризацию, на этот раз полную.

Екатерина 2

Суть секуляризации и ее причины

Основные причины секуляризации церковных земель в России при Екатерине 2 следующие:

  • Экономические. Государственная казна находилась в плачевном положении: армия не получала зарплату 6 месяцев, военно-морской флот был в очень плохом состоянии, государство было вынуждено продать практически все монополии частным лицам. На этом фоне Российская Империя остро нуждалась в финансах и в новом источнике их пополнения. Церковные земли стали реальной возможностью решить экономические проблемы.
  • Социальные. Екатерина 2 своим указом подчинила церковь государству. Это то, что пытался сделать ещё Пётр 1. До секуляризации церковь обладала всем необходимым для самостоятельного существования. Фактически это было государство в государстве. После 1764 года церковь напрямую экономически зависела от государства.

По условиям указа о секуляризации 910 тыс крестьян, которые ранее относились к церковным землям, переходили под контроль Коллеги экономики. Отсюда и их название - экономические крестьяне. Они получали в распоряжение землю, которая раньше относилась к церкви. За пользование этой землей крестьяне не несли никакой повинности, кроме уплаты налога величиной в 1,5 руб в год. Эти деньги напрямую поступали в государственный бюджет. В совокупности это приносило государству ежегодный доход в размере 1,36 млн руб.

Екатерина 2 поставила церковь в зависимость от государства, лишив церкви и монастыри собственных финансов. Государство брало на себя расходы на обеспечение монастырей, но не всех. Известно, что на момент прихода к власти Екатерины 2 в Российской Империи насчитывалось 954 монастыря. После принятия указа о секуляризации было решено ликвидировать 418 монастырей. Из оставшихся 226 монастырей получали содержание от государства («штатные»), а оставшиеся 310 оказались «заштатными» и могли существовать исключительно на пожертвования. Положение даже тех монастырей, которые оказались на государственном обеспечении, было тяжёлым. По указу императрицы все монастыри были разделены на 3 класса, каждый из которых получал определенную долю содержанию. Чем выше класс, тем выше содержание. В результате основная часть финансирования доставалось монастырям первого класса, к которому относились Киево-Печерская лавра, Александро-Невская лавра, Троице-Сергиева лавра и другие. Эти учреждения получали сравнительно достаточное финансирование, а остальным монастырям денег не хватало катастрофически. Денег не хватало даже на содержание штата. Поэтому уже 1771 году, даже несмотря на практически двукратное сокращение количества монастырей, в действующих монастырях было 527 вакантных мест. Причина в том, что денег монастырям не хватало и они экономили на всём чем только можно. Поэтому шло сокращение штатов, чтобы не требовать дополнительных средств, поскольку монастыри опасались, что государство не даст денег, а решит ликвидировать нерентабельный монастырь. Примеров таких было огромное количество. Самый резонансный случай это закрытие в 1788 году Симонова монастыря в Москве. Это подчеркивает, что государство без какого-либо промедления закрывало любое церковное учреждение.

Разрушенный монастырь и церковь

Значение и результаты

Главный итог церковный секуляризации земель заключался в стремительном обнищание монастырей и стремительном сокращении их количества. Кроме того, церкви и монастыри оказались в полной экономической зависимости от государства. Фактически произошло формирование новых отношений между церковью и государством. При этом очень важно отметить, что именно эта точка была апогеем, после чего отношения между церковью и государством становилось все лучше и положение церкви с каждым последующим императором становилось легче.

Относительно вопросов секуляризации очень часто Екатерину 2 обвиняют в неверии и в отрицательном отношении к религии в целом и к православной церкви в частности. Это не так. Прежде всего Екатерина была абсолютно практичным человеком, который устранял конкурентов. Она видела, что такое Дворцовые перевороты и очень опасалась их против себя. Поэтому церковь она воспринимала не как религиозный объект, а как значимый социальный институт, способный очень сильно влиять на настроение народных масс. Именно поэтому она полагала, что духовенство не должно иметь экономической независимости, а должно находиться в подчинении от государства. Только в этом случае церковь и государство могли выступать единым фронтом.

Аналогичные процессы в Европе

Секуляризация церковных земель не является российским изобретением, поскольку ранее аналогичные процессы проходили в Европе. Они начались в эпоху буржуазных революций в Англии и Нидерландах. Происходило это в 17 веке и также как и в России преследовало целью подчинить церковь государству и увеличить доходы бюджета. Однако если в 17 веке эти процессы носили в целом хаотичный характер, то в 18 веке, в период наполеоновских войн, вся Европа была охвачена процессом секуляризации и все церковные земли были конфискованы государством.

Судьба Манифеста после Екатерины 2

Формально манифест о секуляризации церковных и монастырских земель просуществовал до 1917 года. Однако реально с каждым последующим императором после Екатерины 2 положение церкви становилось заметно легче. Прежде всего это отражается в количестве монастырей, которые работали на территории России. Для демонстрации достаточно привести только следующие цифры:

  • 1808 год - в России 447 монастырей и примерно 5 тыс монахов.
  • 1815 год - в России 478 монастырей и примерно 6,5 тыс монахов.
  • 1917 год - в России 1257 монастырей и примерно 107 тыс монахов.

Здесь очень важно отметить, что численность монастырей достигалась не только за счет открытия новых монастырей, но в основном за счет восстановления старых монастырей, которые были закрыты при Екатерине 2. При этом шел процесс не только увеличение количества монастырей, но и постепенное наделение землёй церквей и монастырей. Например, в 1916 году Николай 2 издал указ, согласно которому церкви было передано 3,6 тысяч десятин пашни.


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Секуляриза́ция (позднелат. saecularis — мирской, светский):

Секуляризация (история) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе секуляризация проводилась в XVI—XVII веках во время Реформации. Ещё более масштабная секуляризация в западной Европе (особенно во Франции, Италии и Германии) произошла после Французской буржуазной революции. В России в основном закончилась в XVIII веке.

СЕКУЛЯРИЗА'ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [от латин. secularis — светский] (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). С. школьного преподавания. || Конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. С. мысли, литературы.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

секуляриза́ция

1. обращение церковной или монастырской собственности в светскую ◆ Екатерина II провела обширную секуляризацию монастырских имений.

2. изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению ◆ С начала XIX века происходила секуляризация европейской системы образования.

3. истор. в Западной Европе — осуществляемый с разрешения церкви переход духовного лица в светское состояние с освобождением от церковной должности и утратой соответствующих прав

4. истор. освобождение от религиозного влияния в общественной деятельности, культуре, искусстве ◆ Секуляризация культурной жизни в городах Италии была связана с возродившимся интересом к античности.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова летник (существительное):

На протяжении всей истории России отношения между государством и церковью часто менялись коренным образом. С одной стороны, РПЦ, особенно в княжеский, царский, имперский периоды всегда поддерживала светскую власть. Она являлась авторитетным идеологическим проводником между государственным аппаратом и народом. С другой стороны, священство с властью нередко противостояли друг другу. В XVIII веке причиной того, что русское духовенство значительно потеряло свое влияние, явилась секуляризация церковных земель.

Секуляризация: суть и возникновение

Секуляризацией называется процесс изъятия церковной собственности в пользу государства. Название происходит от латинского слова «saecularis», что значит «мирской», «светский».

Термин возник в XVII веке, однако страны Европы начали конфискацию имущества церквей и монастырей гораздо раньше: при Реформации, во время первых буржуазных революций. В XVI веке процесс обращения государством церковной земельной собственности в светскую начался в Нидерландах и Англии. По причине Английского переворота середины XVII века вовсе были уничтожены архиепископства, епископства, а их имущество перешло к джентри.

Еще более масштабная секуляризация происходила в XVIII веке. Во Франции земли духовенства были национализированы после окончания Великой французской революции. Наполеоновские войны положили начало всеобщей западноевропейской конфискации храмового имущества в пользу государства.

Что касается Российской империи, то ограничить владения духовенства власть безуспешно пыталась еще с XV века. Но большую часть своих владений РПЦ начала терять из-за реформы, которая была проведена в годы правления Петра I. Он считал, что монастырские земли не используются должным образом, приносят мало пользы. Император уничтожил льготные права обителей, а в 1701 году возобновил деятельность монастырского приказа. С этого времени хозяйство, доходы обителей перешли под контроль светской власти.

Елизавета Петровна, а также ее преемник Петр III подготавливали радикальную церковную реформу, однако секуляризация церковных земель при Екатерине II превзошла все предыдущие проекты.

Секуляризационная реформа Екатерины ІІ

После вступления на престол 28 июня (9 июля) 1762 года Екатерина II объявила святотатством «Манифест о секуляризации церковных земель» покойного супруга Петра III об изъятии владений храмов, монастырей, епархий. Но через несколько месяцев она кардинально изменила свое мнение. Опираясь на указы Петра I, в 1763 году Екатерина II изменила сферу управления церковными вотчинами: средства, получаемые с них, шли на содержание архиерейских домов, учреждение училищ, домов для инвалидов. С этого же времени началась подготовка к широкомасштабной реформе церковного землевладения.

Причины реформы

Секуляризационная реформа церковных земель Екатерины II стремилась к тому, чтобы:

  • сократить площади обширных беломестных (не плативших налог в казну) земель;
  • использовать конфискованные земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Одним из известных противников реформы был митрополит Сибирский Арсений Мациевич. Являясь глубоко верующим человеком, активным проповедником, членом Святейшего Синода, он открыто отстаивал независимость русской церкви от государства, угрожал анафемой. По указу императрицы он был лишен сана, а затем отправлен в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Екатерина II опасалась его влияния на народное сознание, поэтому достаточно часто менялось место заключения Арсения, получившего новое имя «Андрей Враль». Скончался он будучи заключенным Ревельской крепости, с 2000 года почитается как священномученик. Расправившись с оппозицией, Екатерина Великая еще больше укрепила свой авторитет. Решение довести реформу до конца стало ее целью.

Содержание указа

Начался 1764 год. Особая Комиссия, специально созданная для изучения истинного положения дел, предоставила Екатерине II проект изъятия храмовых владений в пользу казны. Он был одобрен императрицей.

Непосредственно издание указа «О разделении духовных имений» относится к 26 февраля (8 марта) 1764г.

Основные положения указа:

  • Все церковные вотчины вместе с 910 тысячами прикрепленных к ним крестьян перешли под контроль Коллегии экономии.
  • Крестьяне стали называться «экономическими» и получили личную свободу.
  • С 1764 года экономические крестьяне платили не прежние оброк и барщину, а подушный оклад, который составлял 1,5 руб. Через Коллегию Экономии он доходил непосредственно до казны.
  • Монастыри, приходы, епархии больше не подчинялись божественным учреждениям. На их содержание выделялась фиксированная сумма денег – 404 тысяч рублей годовых, тогда как до 1780-х годов лишь крестьянский оброк составлял более чем 1300 тысяч.

Нововведения в стране распространялись неравномерно. Только через через 22 года реформа затронула Новгород-Северскую, Черниговскую и Киевскую губернии, а затем – Воронежскую, Курскую, Екатеринославскую. Позднее Коллегия экономии была расформирована, а бывшие земли храмов и обителей окончательно закрепились за казной.

Результаты, последствия

Реформа Екатерины II повлекла за собой огромные перемены в материальной сфере русской православной церкви.

  • казна получила почти 9 млн гектар из числа бывших церковно-монастырских земельных владений;
  • материально духовенство стало полностью зависеть от самодержавия;
  • произошло сокращение количества великорусских монастырей: из 954 были закрыты 418; лишь 226 остались на государственном содержании, остальные храмы объявлялись «заштатными», пожертвования стали единственным источником их дохода;
  • сократились земельные участки и доходы многих соборов, уединенных общин, из-за чего они неизбежно пришли к упадку;
  • весной 1764 года указ был дополнен распоряжением разделить заштатные монастыри на три класса для еще большей экономии распределяемых между ними материальных средств.

Изменилась духовная жизнь церковнослужителей:

  • из-за реформы были изменены монастырские уставы;
  • упал нравственный авторитет духовенства;
  • из-за бедственного положения некоторые монастыри обезлюдели;
  • именно с екатерининской эпохи в Российской империи берут свое начало свобода вероисповедания, некоторые послабления для старообрядцев.

Значение

Таким образом, 26 февраля (8 марта) 1764 года – важная историческая дата, установившая новые материально-правовые отношения между РПЦ и светской властью, которые сохранились практически неизменными вплоть до 1917 года. Императрица умело провела коренной переворот церковного устройства, значительно увеличила доход казны. В 90-е годы XVIII века он составлял почти 4 миллиона рублей, из которых до церкви доходила лишь восьмая часть.

Екатерина Алексеевна не выступала против православной веры, однако считала, что духовенство не должно иметь полную экономическую независимость. Иначе оно имело бы полное право влиять на дела государства, диктовать свои условия во внутри- и даже внешнеполитических вопросах. Несмотря на то, что власть обещала заниматься благотворительностью по отношению к духовенству, делала она это крайне редко. Вырос оброк, что явилось одной из причин восстания под предводительством Емельяна Пугачева.

Русская церковь XIX века

В начале следующего столетия Александр I несколько ослабил контроль за деятельностью духовенства. С позволения государя монастыри получили право покупать пустующие земли. При Николае I улучшилось их материальное положение за счет отведенных под обители лесных участков. Открылись некоторые закрытые, а также были построены новые храмы и обители. К 1896 году было окончено строительство известного Ново-Афонского монастыря.

Важными центрами паломничества до сих пор остаются Оптинская пустынь и Дивеевский монастырь. При Александре II было разрешено строительство без испрашивания воли императора. Благодаря уступкам со стороны государства именно в XIX веке было заложено большое количество новых особножитий.

Сегодня исторический юбилей очень тягостного события, одного из самых серьезных приступов богоборческих сил к разрушению святой Православной церкви в России. В этот день в 1922 году был издан «Декрет об изъятии церковных ценностей». Посмотрим предысторию события. Уже в феврале 1918 года были сделаны необходимые шаги. По сути дела уже так называемый «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» предусматривал национализацию церковного имущества. Декрет этот был абсолютно незаконным даже с точки зрения деклараций советской власти, если вообще можно говорить о какой бы то ни было законности революции, представляющей собой, как любая революция, беззаконие по сути своей, разрушение по сути своей, античеловеческий акт по сути своей. В принципы новой власти входило установление повсеместно общественной собственности на средства производства, на сколько-нибудь крупные имущества.

Думаю, не хватит никакого времени рассказать обо всей непоследовательности мероприятий большевиков как до революции, так и дорвавшихся до власти. Так, например, должна была быть национализирована земля. Для большевиков это было доктринально. Но свой «декрет о земле» они все же не осмелились издать в большевицкой редакции, издали в эсеровской. Земля была формально передана обрабатывающим ее крестьянам. Следующий акт — лишение крестьян, казачества, любых тружеников их земли — затянулся на десяток лет. Сделать это сразу они были просто не готовы. Естественно, издай большевики в 1917 году свои принципы тотального лишения всех людей какой-либо собственности, они остались бы с кучкой своих приверженцев, их даже не смела бы волна всенародного гнева, их походя, не очень заметив, просто вымели бы поганой метлой.

Тем не менее, если с крестьянами пришлось повременить, то временить с церковным имуществом они недолго собирались. Почему я считаю национализацию церковных имуществ беззаконием даже при власти большевиков? А дело все в том, что тогда упраздняли только частные владения. Церковные же имущества никогда ни в чьем частном владении не находились. Это в полном смысле слова была общенародная собственность даже тогда, когда она была частями доверена монастырям, благотворительным учреждениям, епархиям. Это была собственность всего церковного народа, то есть подавляющего большинства населения России. И общенародная собственность, безусловно, даже с большевицкой точки зрения никогда конфискации не подлежала. Таким образом, национализация церковных имуществ в 1918 году была откровенным грабежом, ведь в русском языке нету слова «конфискация», но есть понятие грабеж.

У большевиков были предшественники, у большевиков были предтечи. Лишнее доказательство того, что не было ни «февральской», ни «октябрьской революции», а была одна революция, проходившая различные фазы, походя пожиравшая своих деятелей, но одна и та же. Еще февральский режим, до большевиков, посягнул отнять у церкви школы . Надо сказать, что церковные школы и училища были одной из основных частей системы народного образования в России. Эта система, опередив многие страны мира, самые высокоцивилизованные, с 1908 года была всеобщей и бесплатной. Советская власть только в 1932 году рискнула установить всеобщее бесплатное начальное образование, а Российская империя сделала то на 24 года раньше, на четверть века раньше (на поколение) . И вклад церкви в образование был колоссальный. Таким образом, революция начала со слабых ударов по церкви, потому что февральский режим был еще слабеньким.

С 1918 года большевики продолжили революцию уже более сильными и серьезными ударами по церкви. Все монастыри стали незаконными. Конечно, они оставались, но их в основном терпели. Отныне государство имело дело только с объединениями верующих, то есть с приходами. Все остальное, кроме приходов, не признавалось. Епархия, патриархия, православное братство, союз православных приходов, монастырь, церковная библиотека и так далее — все это было несколько незаконным, ведь это же не приход. Монастыри первыми подверглись ударам. Стоит ли тому изумляться! Любой антихристианин особо лютую ненависть испытывает именно к монашеству как к стержню правоверия.

И все же в 1918 году можно было только декларировать. На деле отобрать удалось немногое. Потребовались особые мероприятия. Было целенаправленное ограбление земледельцев в ходе политики военного коммунизма, в ходе не только «продразверсток», не только, как тогда лицемерно говорили, «изъятия продовольственных излишков», но и в других формах, например, в форме так называемых «комитетов бедноты» («комбедов»), которые были придуманы для ограбления и по возможности истребления наиболее зажиточных крестьян, наиболее зажиточных земледельцев. Совершенно особенной была также волна избиения казачества — тоже земледельческого населения России. В итоге все это, включая гражданскую войну, привело в 1921 году к голоду в Поволжье.

И вот тут мы должны обратить внимание на интересный парадокс. Некоторые наши современники изумляются, почему же люди наиболее враждебные русской, религиозной, культурной, исторической традиции в 1920-е годы выступали под знаменем введения общественной собственности на средства производства, а сейчас в 1990-е годы такие же люди выступают под знаменем немедленного революционного введения частной собственности на средства производства. Нету ли тут внутреннего противоречия? Думается, что его нету. Дело все в том, что целью революции никогда не было введение общественной собственности. Целью революции было разрушение России . И не почему ни будь, не потому, что мы русские такие хорошие и чем-то отличаемся в положительную или отрицательную сторону от всего остального человечества. Вовсе не потому вкладывались колоссальные средства, колоссальный иностранный капитал в революцию в России, а потому, что Россия была последней православной страной, последним государством, смысл существования которого был в сохранении церкви и сохранения христианской культуры.

Обратите внимание. В последние годы много пишут об искусственно созданном государством голоде 1931-32 годов в южных областях России и особенно на Украине. Судя по годам, то было, казалось бы, сталинское злодеяние. А ведь голод 1921 года был столь же искусственным, он тоже был создан государством. И мы ни в коем случае не должны позволять разводить, разделять эти события. Это все одно и то же явление, просто разные фазы разрушения русской культуры, включая хозяйственную, разрушения российского богатства, разрушения по сути стержня русского человека, носителя православия, чтобы он, обнищав, изголодав, стал беспомощным. Потому 1921 год, стоивший стране не менее 2 миллионов жизней, открывал большевикам дополнительные возможности. И 10 (23) февраля 1922 года был издан декрет об изъятии всех церковных ценностей в пользу голодающих.

Помилуйте, а зачем же потребовался такой декрет? Ведь церковные ценности и без того были национализированы еще в 1918 году и только в форме большевицкого лицемерия считались переданными в «безвозмездное пользование верующим». Казалось бы, их можно было и без декрета изымать росчерком пера. Так да не так. Большевики народа побаивались, а самое главное — голод 1921 года придавал некоторую видимую законность происходящему: дескать, вот видите, мы все ценности передали верующим, мы большевики — благодетели, но народ же помирает, и потому необходима мобилизация всех национальных ценностей в пользу голодающих.

Церковное руководство в лице патриарха Московского Тихона и многих архиереев ответствовали на то предельно миролюбиво, с предельным миролюбием, хотя трудно предположить, что Тихон и наши блистательные епископы, впоследствии ставшие святыми мучениками, не понимали подлинной подоплеки ситуации, подлинного смысла происходящего. Но даже в той ситуации они готовы были потратить все, что имели в своем пользовании, для спасения голодающих. Однако было четко декларировано, что могут быть переданы только ценности, не имеющие богослужебного значения. И согласно священным канонам Вселенской церкви то было правильно. Нельзя передавать ни для каких благих дел священные сосуды алтаря. Нельзя переливать в монету или в слиток потир, который связан с совершением бескровной жертвы – таинства таинств христианства. Но можно решиться даже на снятие окладов с икон, ибо они есть благочестивый дар прихожан этой иконе, это металл, который не прикасается с таинством.


Секуляризационная реформа 1764 года — изъятие церковных владений, упразднение части монастырей, и определение содержания для епархий и некоторых обителей, проведенные правительством Российской империи в 1764 году.

Причины и подготовка реформы

Основной причиной секуляризации стало чрезмерное распространение беломестных (свободных от налога) церковных земель, снижавшее доходы казны. «Никакое новое государство не в силах было уже переваривать в своей полицейской и экономической системе то церковное землевладение, которое стало уже уродливым пережитком, оставшимся от древних удельных времён в организме нового централизованного государства», — пересказывал логику государства А. В. Карташёв.

Кроме того, в наследие от XVI и XVII веков Российской империи досталось непомерное количество монастырей, многие из которых к середине XVIII века оказались с минимальным числом монашествующих или совсем обезлюдели.

Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом ещё до времени принятия Русью христианства и перенесённый в Россию вместе с Номоканоном. Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населённую арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: «Церковное богатство — нищих богатство» и на основании него требовала, чтобы монахи не «вступались в села» и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а всё остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность.

О подготовке реформы распорядилась в 1757 году богомольная императрица Елизавета Петровна, а её преемник Пётр III потребовал ускорить подготовку манифеста. За три месяца до своего свержения он успел подписать указ, предусматривавший передачу недвижимых церковных имуществ вместе с Коллегией экономии в ведомство Сената, а также прекращение дотирования монастырей, не способных обеспечить себя самостоятельно. Этот указ предельно обострил отношения императора, вообще не особо уважительно относившегося к православию, с Русской церковью.

Обер-прокурор синода Мелиссино предлагал не ограничивать реформу одними хозяйственными вопросами, но распространить её и на сферу канонического права. «Пункты» Мелиссино (проект наказа законодательной комиссии 1767 года) предполагали своеобразную «реформацию» Русской церкви в соответствии с принципами Просвещения: уничтожение общеобязательных постов, облегчение разводов, разрешение четвёртого брака, упрощение ряда обрядов и т.д. После длительной переписки с Мелиссино императрица забраковала его проект. «Пункты» Мелиссино были изданы Бодянским в «Чтениях Общества Истории и древностей» (1871, кн. 3, смесь).

Секуляризация: суть и возникновение

Секуляризацией называется процесс изъятия церковной собственности в пользу государства. Название происходит от латинского слова «saecularis», что значит «мирской», «светский».

Термин возник в XVII веке, однако страны Европы начали конфискацию имущества церквей и монастырей гораздо раньше: при Реформации, во время первых буржуазных революций. В XVI веке процесс обращения государством церковной земельной собственности в светскую начался в Нидерландах и Англии. По причине Английского переворота середины XVII века вовсе были уничтожены архиепископства, епископства, а их имущество перешло к джентри.

Еще более масштабная секуляризация происходила в XVIII веке. Во Франции земли духовенства были национализированы после окончания Великой французской революции. Наполеоновские войны положили начало всеобщей западноевропейской конфискации храмового имущества в пользу государства.

Что касается Российской империи, то ограничить владения духовенства власть безуспешно пыталась еще с XV века. Но большую часть своих владений РПЦ начала терять из-за реформы, которая была проведена в годы правления Петра I. Он считал, что монастырские земли не используются должным образом, приносят мало пользы. Император уничтожил льготные права обителей, а в 1701 году возобновил деятельность монастырского приказа. С этого времени хозяйство, доходы обителей перешли под контроль светской власти.

Елизавета Петровна, а также ее преемник Петр III подготавливали радикальную церковную реформу, однако секуляризация церковных земель при Екатерине II превзошла все предыдущие проекты.

Предпосылки реформы и историческая обстановка

Инициатором реформы стала императрица Екатерина II. Причиной этого послужило огромное количество беломестных земель — это церковные вотчины, освобожденные от всех налогов. Подобная ситуация не устраивала правительство, так как значительно снижало доходы в государственную казну. Согласно официальным данным во владениях церкви располагалось почти 9 млн. десятин земли и чуть менее 1 млн. крепостных крестьян мужского пола (это без учета женщин и детей).

Ещё в 1757 году императрица Елизавета Петровна издала распоряжение о подготовке реформы. Продолжателем её трудов стал наследник Пётр III. Незадолго до своего свержения им был подписан указ о прекращении выплаты дотаций тем монастырям, которые не могли содержать себя сами и передачи их в собственность Коллегии экономии. Такие решения были восприняты как историческая закономерность среди дворянства, но вызвали волну враждебности от представителей духовенства.

Содержание Манифеста о секуляризации монастырских земель

Манифест был подписан Екатериной II 26 февраля 1764 года. Основные его положениями являются передача церковной недвижимости, земли и материальных ценностей под владение государственного органа под названием «Коллегия экономии». Крестьяне, проживающие и работающие на изъятых территориях, также становились собственностью государства. Оброк и барщина для них отменялись, а вместо этого крепостные обязывались на выплату 1.5 рублей налогов, которые шли в государственную казну. На содержание монастырей выделялись небольшие средства, направленные на удовлетворение самых необходимых потребностей. Произошло деление монастырей на три класса, в зависимости от их материального положения и духовной деятельности. Их называли «штатными» и содержание таких монастырей возлагалось на государственную казну. Остальные же, которые не попали в «штат» должны были жить исключительно за счет пожертвований от прихожан.

Ход реформы

По донесению Святейшего Синода от 1 (12) января 1762 года во всех епархиях Российской Империи на тот момент насчитывалось 954 монастыря, в которых находилось 11 153 монашествующих. «Статистический временник Российской империи» писал в 1887 году о 953 монастырях, из которых 732 были мужскими и 221 — женскими. К 1762 году они владели вотчинами, к которым было приписано 769610 крепостных душ мужского пола. Правительство признало владение такими ресурсами не соответствующим назначению монашеских обителей. После секуляризационной реформы Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся монастырей 226 стали получать денежное содержание от государства. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования.

По штатам 1764 года, штатные (получающие содержание от государства) монастыри, кроме лавр, были разделены на три класса «сообразно богатству и знатности»:

  • 1 класс: 15 мужских, 4 женских
  • 2 класс: 41 мужской, 18 женских
  • 3 класс: 100 мужских, 45 женских

Через два года, 31 марта (11 апреля) 1764 года, вышло следующее дополнительное распоряжение: монастыри за штатом (заштатные) должны быть также разделены на 3 класса:

  • 1 класс — 20 монастырей
  • 2 класс — 56
  • 3 класс — 85

Итого 161 монастырь с 1247 монашествующими. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на добровольные приношения, либо за счёт расположенной около обителей земли, обрабатываемой монахами собственными силами. Таким образом, в Великороссии оставалось всего 387 монастырей.

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии. В 1786 году аналогичная ситуация установилась в Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году — в Курской, Екатеринославской, Харьковской и Воронежской губерниях.

Итоги и результаты церковной реформы Екатерины II

  • Упразднено 567 из 954 монастырей.
  • 9 млн. га земли перестали быть монастырской и церковной собственностью и были переданы Коллегии экономии.
  • Около 1 млн податных душ (здоровое мужское население, вместе с детьми и женщинами — около 2 млн.) больше не принадлежало монастырям и перешло под налогообложение государством в 1,5 рубля оклада — из этих денег и финансировалась церковь, напрямую государством.
  • Ликвидирована способность церкви к самостоятельному существованию.

Церковная реформа Екатерины II поставила окончательную точку в многовековом споре русских патриархов и российских монархов. Последних заботило то, что огромные церковные угодья не облагались налогами и не могли быть использованы для нужд государства. Теперь, после проведения реформы, настоятели заботились о вопросах содержания храмов, а часть земель передавалась в руки крестьян, которые до этого на ней же и работали.

Русская церковь XIX века

В начале следующего столетия Александр I несколько ослабил контроль за деятельностью духовенства. С позволения государя монастыри получили право покупать пустующие земли. При Николае I улучшилось их материальное положение за счет отведенных под обители лесных участков. Открылись некоторые закрытые, а также были построены новые храмы и обители. К 1896 году было окончено строительство известного Ново-Афонского монастыря.

Важными центрами паломничества до сих пор остаются Оптинская пустынь и Дивеевский монастырь. При Александре II было разрешено строительство без испрашивания воли императора. Благодаря уступкам со стороны государства именно в XIX веке было заложено большое количество новых особножитий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: