Как называется должность главы нашего государства

Обновлено: 19.04.2024

Председа́тель Прави́тельства Росси́йской Федера́ции в соответствии со статьёй 24-й Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» [1] возглавляет Правительство России, определяет его основные направления деятельности и организует его работу.

Президент России, в соответствии со статьёй 83-й Конституции, имеет право председательствовать на заседаниях правительства, несмотря на то, что членом правительства не является. Кроме того, Президент России, согласно статье 32-й Закона, руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, хотя руководители некоторых из соответствующих ведомств (как то: МИД, МВД и др.) входят в Правительство.

До 23 декабря 1993 года должность главы правительства России называлась Председатель Совета Министров — Правительства Российской Федерации; после принятия Конституции 1993 года стала именоваться Председатель Правительства Российской Федерации. Неформально она часто называется премьер-министр, хотя в Конституции Российской Федерации такое название отсутствует.

Порядок назначения, полномочия и обязанности Председателя Правительства России определены статьями 110—117 [2] Конституции России.

С 8 мая 2012 года Председателем Правительства является Дмитрий Анатольевич Медведев, в 2008—2012 годах бывший Президентом России.

Содержание

Полномочия

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» и Регламентом Правительства Российской Федерации Председатель Правительства выполняет следующие функции:

  • определяет в соответствии с конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента основные направления деятельности правительства;
  • представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства (вице-премьеров) и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
  • представляет правительство внутри государства и за его пределами;
  • организует работу правительства и ведёт его заседания, обладая правом решающего голоса;
  • систематически проводит совещания с членами Правительства, руководителями федеральных служб и иных федеральных органов исполнительной власти, органов и организаций при Правительстве, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов деятельности Правительства, поручений Президента Российской Федерации Правительству, принимает решения по оперативным вопросам;
  • подписывает нормативные акты Правительства (постановления и распоряжения);
  • распределяет обязанности между членами Правительства;
  • систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства.

Председатель Правительства входит по должности в:

    ;
  • Совет глав правительств Содружества Независимых Государств;
  • Высший Государственный Совет Союзного государства России и Беларуси;
  • Совет глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС);
  • Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС);

Помимо основных обязанностей и функций главы правительства, прописанных в законе, Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев возглавляет следующие координационные и совещательные органы при Правительстве Российской Федерации:

  • Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций;
  • Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве;
  • Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период;
  • Государственную пограничную комиссию;

Также Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев является:

  • Первым заместителем председателя Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов и демографической политике (назначен Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 года);
  • Председателем Наблюдательного совета Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • Председателем Совета Министров Союзного государства России и Беларуси;

Порядок назначения и увольнения

Кандидатом на должность Председателя Правительства может быть исключительно гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Председателя Правительства, либо в течение недели со дня отклонения предыдущей кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Государственная Дума не может быть распущена на этом основании только в последние шесть месяцев нахождения Президента в должности и во время действия военного или чрезвычайного положения во всём государстве, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры импичмента.

Конституция не предусматривает увольнения Президентом одного только Председателя Правительства; Президент принимает решение об отставке всего Правительства [4] .

Председатель Правительства освобождается от должности Президентом Российской Федерации (статья 7-я Закона), что одновременно влечёт отставку всего Правительства:

  • по собственному заявлению об отставке;
  • в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий (в чём именно может заключаться невозможность, закон не уточняет, оставляя возможность толкования Президенту).

Также, согласно статье 35-й Закона, Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 117-й Конституции Российской Федерации, Председатель Правительства имеет право самостоятельно поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней должен принять решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Стоит отметить, что Президент Российской Федерации не может распустить Государственную Думу на этом основании в течение года после её избрания.

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения.

Исполнение обязанностей Президента

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Список

Ниже представлен список председателей Правительства России и исполняющих их обязанности после 1991 года. В скобках указано время работы в этой должности, «и. о.» означает «исполняющий обязанности».

Результаты голосования депутатов Государственной Думы РФ по вопросу о даче Президенту РФ согласия на назначение кандидата Председателем Правительства РФ

Кандидат Дата голосования Всего депутатов «За» «Против» Воздержались Не голосовали Результат Процент проголосовавших
«За»
от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании
Егор Гайдар 9 декабря 1992 1040 467 486 26 [15] 61 Не одобрен 44,90
Виктор Черномырдин 14 декабря 1992 1040 721 172 48 1 Одобрен 69,33
10 августа 1996 449 314 85 3 47 Одобрен 69,93
Сергей Кириенко 10 апреля 1998 444 143 186 5 110 Не одобрен 32,21
17 апреля 1998 443 115 271 11 46 Не одобрен 25,96
24 апреля 1998 445 251 125 39 [16] 30 Одобрен 56,40
Виктор Черномырдин 31 августа 1998 445 94 253 0 98 Не одобрен 21,12
7 сентября 1998 444 138 273 1 32 Не одобрен 31,08
Евгений Примаков 11 сентября 1998 444 317 63 15 49 Одобрен 71,40
Сергей Степашин 19 мая 1999 440 301 55 14 70 Одобрен 68,41
Владимир Путин 16 августа 1999 439 233 84 17 105 Одобрен 53,08
Михаил Касьянов 17 мая 2000 447 325 55 15 52 Одобрен 72,71
Михаил Фрадков 5 марта 2004 447 352 58 24 13 Одобрен 78,75
12 мая 2004 447 356 72 8 11 Одобрен 79,64
Виктор Зубков 14 сентября 2007 445 381 47 8 9 Одобрен 85,61
Владимир Путин 8 мая 2008 448 392 56 0 0 Одобрен 87,50
Дмитрий Медведев 8 мая 2012 443 299 144 0 0 Одобрен 67,49

Резиденции

Примечания

См. также

Источники

Ссылки

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

  • Списки премьер-министров
  • Правительство Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Председатель Правительства Российской Федерации" в других словарях:

Председатель правительства Российской Федерации — Ныне действующий Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии со статьёй 24 й Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»[1] возглавляет… … Википедия

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — (Prime minister of the Russian Federation) руководитель, глава российского правительства. Порядок его назначения его роль, задачи и функции определяет Конституция РФ В соответствии со статьей 111 Председатель Правительства Российской Федерации… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — должностное лицо, определяющее основные направления деятельности Правительства РФ и организующее его работу. В зарубежных странах официальный титул главы правительства именуется премьер министром. В соответствии с Федеральным конституционным… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — одно из высших должностных лиц государства. Возглавляет Правительство РФ. Назначается на должность Президентом РФ с согласия Государственной Думы (ГД). Освобождается от должности Президентом РФ. Может уйти в отставку либо быть отправленным в… … Энциклопедический словарь конституционного права

Президиум Правительства Российской Федерации — В статье приводятся сведения о составе Президиума (в 1991 1992 гг. Коллегии) Правительства Российской Федерации с 1991 г. В правительстве М. М. Касьянова (2000 2004), первом правительстве М. Е. Фрадкова (2004) … Википедия

Механизм смены правительства Российской Федерации — Правовую основу деятельности правительства составляют Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации». Правительство Российской Федерации может подать … Энциклопедия ньюсмейкеров

Аппарат Правительства Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия … Википедия

ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — постоянно действующий орган, образуемый при Правительстве РФ. Состав П.П. РФ определяется персонально с указанием занимаемой должности. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1145 Об образовании Президиума Правительства Российской … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Комиссия Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам — Комиссия Правительства (до 25 декабря 1993 г. – Совета Министров – Правительства) Российской Федерации по оперативным вопросам – постоянно действующий орган Правительства Российской Федерации в 1993 2000 гг. Образована постановлением Совета… … Википедия

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации одна из государственных должностей Российской Федерации. Содержание 1 Статус 2 Наименование … Википедия

И в дореволюционной России, и в советский период традиционно глава государства был Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами. В современной России Президент также обладает полномочиями по руководству Вооружёнными Силами. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооружёнными Силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооружёнными Силами по отражению агрессии. Полномочия Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего изложены в Федеральном законе «Об обороне» (статьи 4 и 13).

Осуществляя политическое руководство Вооружёнными Силами, Президент в качестве Верховного Главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооружённых Сил, мобилизационный план Вооружённых Сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Министр обороны и Начальник Генерального штаба подчинены Президенту непосредственно. Президент ежегодно издаёт указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определённых возрастов, отслуживших в армии, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Конституция наделяет Президента исключительным правом введения военного положения. Правовой режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении». Утверждение Указа Президента о введении военного положения отнесено Конституцией к ведению Совета Федерации. Если Совет Федерации не утвердит такой Указ Президента, то его действие прекращается со следующего дня после принятия такого решения Советом Федерации. Во исполнение международных обязательств Российской Федерации о введении военного положения Президент уведомляет Генерального секретаря ООН и информирует Генерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанном с временным ограничением прав и свобод российских граждан.


В пятницу, 15 июля, президент России Владимир Путин освободил Дмитрия Рогозина от должности генерального директора «Роскосмоса». Новым главой госкорпорации стал Юрий Борисов, ранее занимавший в правительстве России пост вице-премьера, отвечавшего за оборонно-промышленный комплекс.

Рогозин руководил госкорпорацией более четырех лет

Главой «Роскосмоса» Рогозин был назначен в мае 2018 года по указу главы государства. До этого времени он занимал должность зампреда правительства России, отвечая за оборонно-промышленный комплекс. До Рогозина «Роскосмос» возглавлял Игорь Комаров, в настоящее время занимающий должность полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе.

Во время его руководства госкорпорацией среди прочего снизилась за счет бюджетных дотаций финансовая задолженность Центра Хруничева, прекратилась разработка сверхтяжелой ракеты, к Международной космической станции (МКС) были запущены модули «Наука» и «Причал», заработала космическая обсерватория «Спектр-РГ», возобновились летные испытания ракет семейства «Ангара» и состоялось первое летное испытание межконтинентальной ракеты «Сармат».

За этот же период прекратилась продажа Соединенным Штатам мест на космических кораблях «Союз» и ракетных двигателей РД-180 и РД-181, а сотрудничество с западными странами в области космонавтики ограничилось МКС.

Космическая отрасль России станет поджарой и способной гибко и оперативно реагировать на вызовы современной экономики и действий конкурентов

Стоит отметить, что работы по «Науке», «Причалу», «Спектр-РГ» и «Ангаре» начались задолго до того, как Рогозин пришел в «Роскосмос», однако решение об их запуске было принято именно в то время, когда он руководил госкорпорацией.

Рогозин оставил Борисову много нерешенных задач

В настоящее время перед «Роскосмосом» стоит множество нерешенных амбициозных задач. Среди них — завершение летных испытаний ракет «Сармат» и семейства «Ангара», начало развертывания спутниковой группировки «Сфера», решение вопроса о продолжении участия в МКС или развертывание Российской орбитальной служебной станции (РОСС), разработка ракеты «Союз-5», завершение строительства второй очереди космодрома Восточный и создание космического корабля «Орел».

В условиях объявленных санкций «Роскосмос» пересмотрит свои приоритеты и сосредоточится на достижении полной импортонезависимости в вопросах космического приборостроения

Среди важных задач, требующих оперативного рассмотрения, — планируемый на осень запуск миссии «Луна-25».

По мнению Борисова, одной из основных проблем российской гражданской и военной космонавтики стало ограничение доступа к используемой в космосе электронике. Рогозин утверждал, что в госкорпорации приступили к «использованию универсальных технологических и схемотехнических решений», когда, например, вместо выбора «до девяти различных бортовых вычислительных машин» задействуются «два-три универсальных компьютера».

Мы в результате санкций и в гражданской космонавтике, и в военной космонавтике оказались заложниками того, что целый ряд принципиальной номенклатуры радиоэлектронных изделий нам фактически ограничили или прекратили доступ к ним

Борисов имеет большой опыт работы в оборонке

Борисов родился 31 декабря 1956 года в Вышнем Волочке. В 1974 году окончил Калининское суворовское военное училище. В 1978 году — Пушкинское высшее командное училище радиоэлектроники противовоздушной обороны. В 1985 году — завершил обучение на факультете вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета. Занимал должности замглавы Минпромторга и замминистра обороны России.

Губерна́тор (через польск. gubernator из лат. gubernator от др.-греч. κυβερνήτης (kybernētēs) — «кормчий») — глава большой административно-территориальной, федеративной единицы.

В России до 1917 года губернатор — высший правительственный чиновник в губернии.

В некоторых современных государствах (Великобритания, Дания, США и др.) губернатор — высшее должностное лицо административно-территориальной или федеративной единицы, назначаемое центральными органами власти или избираемое населением.

Содержание

Губернатор в Российской империи

В дореволюционной России губернатор — непосредственный начальник губернии (или области), первый блюститель неприкосновенности прав верховной власти, польз государства и повсеместного, точного исполнения законов, уставов, высочайших повелений, указов правительствующего сената и предписаний начальства [1] .

В портовых городах (Николаеве и Кронштадте) и некоторых местностях, населённых казачьими войсками или находящихся на окраинах государства, существовала должность военного губернатора [1] .

Полномочия

Объём власти губернатора зависел от того, введены ли в его губернии судебные уставы, земские учреждения и судебно-административная реформа 1889 г.

Судебные уставы устраняли губернатора от участия в отправлении правосудия.

Земское положение 1864 г. предоставляло губернатору надзор за земским самоуправлением; земское положение 1890 года присоединило к надзору значительную долю вмешательства в земские дела; но оба положения устраняли губернатора от роли непосредственного хозяина, которой он был облечен в неземских губерниях. Положение о земских участковых начальниках 1889 г., увеличивая влияние губернатора на уездное управление, вновь предоставляло ему роль судьи в качестве председателя губернского присутствия [1] .

Власть губернатора значительно была усилена тремя законоположениями:

  • Положение комитета министров 22 июля 1866 г. предоставило губернатору:
  • Положение комитета министров 13 июля 1876 г. давало губернатору право издавать в пределах своего ведомства постановления в видах правильного и успешного исполнения, сообразно с местными условиями, узаконений об общественном благочинии, порядке и безопасности.
  • 3) Положение 1881 года об усиленной охране облекало губернатора в тех местностях, где охрана введена, обширной карательной властью.

С другой стороны, правила 27 марта и 11 мая 1890 г. о взаимных отношениях гражданских и военных властей ставили губернатора значительно ниже начальника дивизии; даже бригадный командир, если он старше губернатора в чине, не представляется ему, а лишь делает визит.

Комиссия для переустройства местного управления под председательством статс-секретаря Каханова полагала возвести должность губернатора в III кл. и этим самым поставить его выше всех местных гражданских и военных властей [1] .

Обязанности

Губернатор являлся председателем следующих местных установлений: губернского правления, губ. статистич. комитета, губернского присутствия (или губ. по крестьян. делам присутствия), губерн. присутствий по земским и городским делам, по питейным делам, по фабричным делам и по воинской повинности. Он председательствовал также в губернских распорядительном и лесоохранительном комитетах, а также в приказах общественного призрения и комиссиях народного продовольствия, где эти учреждения сохранились. Губернатор председательствовал в особом присутствии по портовым делам, если оно образовано в портовом городе, где имеет местопребывание губернатор [1] .

Начиная с 1804 года, губернатор был обязан представлять в Петербург ежегодный отчет, освещающий состояние управляемой территории.

Губернатор в Российской Федерации

В современной России губернатор — это высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (края, области, автономного округа, города), возглавляющее исполнительную власть на территории субъекта Российской Федерации. С 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005 год по 2012 года назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента России.
С 1 июня 2012 года вступил в силу закон [2] Российской Федерации, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц региона.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта Федерации определяется его собственным законодательством и поэтому «губернаторами» во всех случаях называются руководители русских областей и краёв. В национальных республиках губернаторам соответствуют президенты (например, Татарстан) и главы республик (например, Мордовия). В отдельных регионах также применяется наименование «глава администрации области» (например, Волгоградская область).

Франция

Губернаторами (фр. Gouverneurs ) назывались в старой Франции представители королевской власти в провинциях.

Должность эта была учреждена в первой половине XVI века Франциском I, который отдал в управление губернаторам местные войска (королевские, феодальные дружины и муниципальные ополчения), подчинил губернаторам других агентов власти и сделал из губернаторов как своих представителей при провинциальных парламентах, так и председателей провинциальных штатов. Должность эта поручалась обыкновенно знатным дворянам, но Франциск I стремился сделать её зависимой от королевской власти (в 1542 г. он даже сразу сменил всех губернаторов в королевстве).

Во второй половине XVI в., в эпоху религиозных войн, губернаторы сделались независимыми в своих провинциях и мечтали о наследственности своей власти, так что Генриху IV стоило большого труда и немалых денег подчинить их себе и восстановить единство государства.

С начала XVII в. губернаторы получили право выносить смертные приговоры за неисполнение их указаний.

В начале XVII в. губернаторы также не раз проявляли дух своеволия. Ришельё, однако, нанес стремлениям губернаторов сильный удар: оставив за должностью внешний блеск представительства и военное командование во время мира, он сделал настоящими агентами королевской власти в провинциях учрежденных им интендантов [1] .

Во второй половине XVII и в XVIII в. за губернаторской должностью, по-прежнему предоставлявшейся только самым знатным фамилиям и оплачивавшейся большим жалованьем, оставался один внешний почёт, но все столкновения губернаторов с интендантами, назначавшимися из мелкого дворянства или из буржуазии, оканчивались не в их пользу. В таком виде должность просуществовала до революции, когда она была уничтожена.

Украина

На Украине губернаторами неофициально называют глав (председателей) территориальных государственных администраций (голова державної адміністрації), назначаемых Президентом Украины.

В США губернатором называется глава исполнительной власти штата.

См. также

Примечания

Литература

  • Ср. Chéruel, «Hist. de l’administration monarch. en France»; Dareste de la Chavanne, «Histoire de l’administration en France». Во главе Самары. Самара: Самрский дом печати, 1999. История губернаторской власти в России (1708—1917 гг.). Монография. Самара: Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2006. Самарские губернаторы. Самара: Самрский дом печати, 1996.
  • Лысенко Л. М.Губернаторы и генерал-губернаторы Российской империи (XVIII - начало XX века). — М .: Изд. МПГУ, 2001. — 358 с. — ISBN 5-7042-0972-6Издание содержит полный список всех губернаторов и генерал-губернаторов.
  • Должности в России
  • Государственное устройство Российской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Губернатор" в других словарях:

ГУБЕРНАТОР — (лат. gubernator, от gubernare управлять). Начальник губернии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГУБЕРНАТОР лат. gubernator, от gubernare, управлять. Начальник губернии. Объяснение 25000 иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

ГУБЕРНАТОР — ГУБЕРНАТОР, губернатора, муж. (лат. gubernator, букв. кормчий). Начальник губернии в дорев. России. || Начальник колонии (назначаемый колониальной державой). Французский губернатор в Тунисе. || Начальник штата в США. Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова

губернатор — ландгевдинг, дуцзюнь, начальник, иренарх Словарь русских синонимов. губернатор сущ., кол во синонимов: 11 • беглербей (2) • … Словарь синонимов

ГУБЕРНАТОР — (лат. gubernator правитель) высшее административное выборное или назначаемое лицо в территориальных единицах ряда государств. Как правило, Г. возглавляет исполнительную власть штатов и других субъектов федерации, но может стоять и во главе… … Юридический словарь

ГУБЕРНАТОР — (от латинского gubernator правитель), 1) в ряде современных государств (США, Великобритания, Дания и др.) глава администрации штата, области, графства. 2) В дореволюционной России высший правительственный чиновник в губернии. Назначался… … Современная энциклопедия

ГУБЕРНАТОР — (от лат. gubernator правитель) 1) в России до 1917 высший правительственный чиновник в губернии.2) В некоторых современных государствах (США, Великобритания, Дания и др.) высшее должностное лицо административно территориальной или федеративной… … Большой Энциклопедический словарь

ГУБЕРНАТОР — ГУБЕРНАТОР, а, муж. Начальник какой н. большой административно территориальной федеративной единицы (напр. губернии в царской России, штата в США, колониальной области), а также (неофициально) глава исполнительной власти крупного города. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

Губернатор — по действующему русск. праву непосредственный начальниквверенной ему губернии (или области), первый в ней блюстительнеприкосновенности прав верховной власти, польз государства иповсеместного, точного исполнения законов, уставов,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Губернатор — (от лат. gubernator правитель; англ. governor) 1) в России с начала XVIII в. высший правительственный чиновник, возглавляющий управление губернией, осуществлявший административные, полицейские и военные функции. Должность Г. была учреждена Петром … Энциклопедия права

Губернатор — (от латинского gubernator правитель), 1) в ряде современных государств (США, Великобритания, Дания и др.) глава администрации штата, области, графства. 2) В дореволюционной России высший правительственный чиновник в губернии. Назначался… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГУБЕРНАТОР — (лат. gubemator правитель) высшее административное выборное или назначаемое лицо в территориальных единицах ряда государств. Как правило, Г. возглавляет исполнительную власть штатов и других субъектов федерации, но тж. может стоять и во главе… … Юридическая энциклопедия

Президе́нт Росси́йской Федера́ции — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы [2] [3] . Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Содержание

История

Должность президента Российской Федерации (до 25 декабря 1991 года она именовалась: президент РСФСР) [4] [5] учреждена 24 апреля 1991 года на основании результатов Всероссийского референдума, проведенного 17 марта 1991 года. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР — одной из союзных республик СССР.

Утверждая результаты этого референдума, Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» [6] , который регулировал деятельность и полномочия президента, и Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР» [7] , который определял процедуру его избрания. 24 мая 1991 года в Конституцию (Основной Закон) РСФСР были внесены соответствующие изменения и дополнения [8] .

После первых выборов президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 года, потребовалось издать специальный закон о порядке вступления его в должность [9] .

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 104 Конституции РСФСР 1978 года с изменениями от 24 мая 1991 года, определение внутренней и внешней политики РСФСР находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР (учрежден изменением Конституции 27 октября 1989 года), а не президента, поскольку при построении органов государственной власти в виде советов вообще отрицался принцип разделения властей. Президент во многом зависел от законодательной ветви власти, представленной на одном только республиканском уровне (то есть не включая союзные и местные законодательные органы) тремя нормотворческими органами — Съездом народных депутатов, Верховным Советом и Президиумом Верховного Совета. Желание президента Ельцина усилить исполнительную власть и другие факторы (в том числе отказ Съезда одобрить ликвидацию СССР) привели к конституционному кризису 1992—1993 годов, разгону Съезда народных депутатов и Верховного Совета России и установлению режима личной власти президента России в конце 1993 года. 24 декабря 1993 года в связи с принятием Конституции России 12 декабря 1993 года президент издал указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» [10] , а 19 января 1994 года специальное приложение № 2 к нему [11] (отменившее ранее опубликованный текст приложения), которым окончательно признавались не действующими и не подлежащими применению законодательные акты о Верховном Совете, о народных депутатах, о Конституционном суде РСФСР, о местных Советах народных депутатов Российской Федерации, прежние акты о президенте Российской Федерации и другие нормы, противоречащие новой конституции.

Конституция Российской Федерации (см. об истории и проектах конституции России), принятая 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года. В соответствии с ней президент является главой государства и имеет более широкие полномочия, по сравнению с положениями Конституции (основного закона) Российской Федерации — России 1978 года с изменениями, вступившими в силу 16 мая 1992 года.

Правовой статус

Президент России — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.

Правовой статус президента России закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации [12] .

Наряду с полномочиями главы государства Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.

В отличие от конституции Пятой французской республики, где политику государства определяет и проводит правительство, а президент почти всегда председательствует на его заседаниях, президент РФ самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (статья 80 Конституции РФ) и «руководит внешней политикой» (статья 86 Конституции РФ). Правительство же «осуществляет исполнительную власть» (статья 110 Конституции РФ), то есть, определяет оперативные направления внутренней политики и проводит политику, определенную президентом в его указах.

Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в Российской Федерации, являются подзаконными актами. Формально правительство — «коллективный» глава исполнительной власти. Однако, определяя своими указами направления деятельности правительства, других органов исполнительной власти, президент является «фактическим» главой исполнительной власти (это не управление текущей работой, которая характеризуется как аппаратно-управленческая деятельность). Ввиду такой двухступенчатости власти термин «глава исполнительной власти» (председатель правительства не является таковым, так как властными полномочиями обладает президент и правительство), в Конституции РФ (и Франции) отсутствует:

«На основании и во исполнении Конституции Российской Федерации, законов, нормативных указов президента правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.» «Если акты правительства противоречат Конституции, законам РФ или указам президента, то они могут быть отменены президентом.» (статья 115 Конституции РФ).

«Председатель правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу» (статья 113 Конституции РФ).

«Президент Российской Федерации может принять решение об отставке правительства Российской Федерации» (статья 117 Конституции РФ).

Таким образом, выборы президента РФ с его программой можно назвать «выборами исполнительной власти» федерального уровня.

По отношению к законодательной власти президент, как и правительство, имеет право законодательной инициативы. Однако правительство вносит в Думу законопроекты, касающиеся его компетенции (в основном бюджет), а президент вносит законопроекты, касающиеся всех сторон общественной жизни. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях политики государства (статья 84 Конституции РФ), в том числе и законодательной политики (рекомендует принятие определенных законов).

Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит предложение о его освобождении, назначает судей других федеральных судов, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил, назначает и отзывает послов РФ, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации. Считается, что неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.) [1].

Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления », который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Согласно статье 7 Федерального закона «О государственной охране» [13] , в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны». Государственной охране также подлежат члены семьи президента, а после окончания срока полномочий президента государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

Порядок избрания

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [14] .

Согласно этому закону для регистрации кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) минимум 2 миллиона подписей граждан РФ, которые его поддерживают. Закон позволяет приносить их с запасом в 5 %, то есть до 2 миллионов 100 тысяч подписей. ЦИК должен проверить не меньше 20 % из 2 млн подписей. Если количество брака превышает 5 %, то дополнительно проверяется ещё 10 % подписных листов. Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше 2 миллионов.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 81 Конституции РФ).

Порядок вступления в должность

Первый президент России был избран в 1991 году сроком на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). В соответствии с изменением Конституции, вступившим в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года, Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок [15] .

При вступлении в должность президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу (статья 82 Конституции РФ) [16] :

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы и судей Конституционного суда Российской Федерации.

Полномочия Президента Российской Федерации

На основании четвёртой главы Конституции президент России осуществляет следующие полномочия:

В процессе осуществления своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы [19] и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Подчинённые органы

Указом президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 [20] определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых непосредственно осуществляет президент Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:

Деятельностью других федеральных органов исполнительной власти руководит правительство Российской Федерации.

Повседневная деятельность президента обеспечивается его Администрацией. При президенте также действует ряд комиссий и советов.

Регалии президента Российской Федерации

Статьёй 7 Закона РСФСР от 27 июня 1991 года «О вступлении в должность Президента РСФСР» [9] определялось, что президент РСФСР имеет круглую печать с изображением герба РСФСР и надписью «Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»; в ст. 9 того же закона указывалось, что в месте официального пребывания президента РСФСР и вице-президента РСФСР поднимается Государственный флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

После отмены данного закона указами президента Российской Федерации № 319 от 15 февраля 1994 года «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации», № 1138 от 5 августа 1996 года «Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации», и № 906 от 27 июля 1999 года «Об утверждении описания символа президентской власти — Знака Президента Российской Федерации» символами президента были утверждены президентский штандарт, президентский знак и специальный экземпляр Конституции России.

После указа и. о. президента Российской Федерации № 832 от 6 мая 2000 года «О внесении изменений и дополнения в некоторые указы президента Российской Федерации» специальный экземпляр Конституции утратил официальный статус символа президента России.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: