Как называется чаша весов в суде

Обновлено: 28.03.2024

Весы – величественный символ мировой гармонии, равновесия, беспристрастности, справедливости, истины и правосудия .

В религии разных народов чрезвычайно популярной оказалась идея посмертного воздаяния. Зародилась эта идея несколько тысяч лет назад в древнем Египте. В египетской «Книге Мертвых» рассказывается о загробном суде Осириса над душами умерших. В присутствии сонма богов сердце покойного взвешивалось на специальных весах, чаши которых и определяли дальнейшую судьбу человеческой души. Впоследствии идея посмертного воздаяния за людские грехи и добродетели была воспринята маздеизмом, христианством и исламом, вследствие чего весы того или иного божества стали олицетворением Высшего Суда .

В изобразительном искусстве идеи посмертного воздаяния и Высшего Суда обрели свое зримое воплощение. Греческая Фемида, богиня права и законного порядка, в одной руке держит весы – символ правосудия , а в другой сжимает меч – знак неотвратимого возмездия . Глаза богини завязаны, что свидетельствует о ее беспристрастности .

Аллегорическим двойником Фемиды является фигура Справедливости. В сценах Страшного Суда она также держит весы, на чашах которых находятся подсудимые и ангелы. Ангел на правой чаше весов торжественно увенчивает фигурку праведника золотой короной, ангел на левой чаше – готовится отрубить голову грешнику.

Родственная тема представлена в христианской живописи и на полотнах, изображающих архангела Михаила. На чашах его весов тоже сидят два человека – праведник и грешник. Чаша грешника опускается вниз под тяжестью его грехов. Положение несчастного усугубляется тем, что его чашу еще больше оттягивает вниз уцепившийся за нее бес. Смысл этого сюжета достаточно прозрачен: для грешника нет оправдания, его место в геенне огненной, и один из служителей ада уже явился за ним.

Тему суда продолжает один из Всадников Апокалипсиса, бешено мчащийся на вороном коне и размахивающий весами. Однако чаши его весов не уравновешены, а стало быть, они несут людям неправедный суд .

С весами связаны и другие темы живописи. Кайрос, крылатый греческий бог быстротечного благоприятного момента, изображавшийся в виде юноши с локоном волос, упавшим на его бровь, удерживает балансирующие чаши весов на лезвии меча. Человеку, желающему использовать выпавший ему шанс, нужно успеть ухватить юношу за локон, пока зыбкое равновесие не нарушилось. Это олицетворенный миг удачи, которым необходимо воспользоваться, пока не поздно. В ренессансной живописи Кайрос отождествлялся с аллегорической фигурой Удобного Случая (или Шанса).

Атрибутом Логики (одного из Семи Свободных искусств) также были весы. Мудрая и беспристрастная, персонифицированная Логика тщательно взвешивает на своих весах истинные и ложные суждения.

Мантика , представленная в данном случае картой № 8 из пакета Таро, придает эмблеме весов достаточно широкую трактовку. На карте «Правосудие» изображена женская фигура со всеми атрибутами Фемиды, сидящая у входа в храм. Весы в ее руке могут символизировать справедливость, своевременность, гармонию, рассудительность, рациональность, компромисс или самоконтроль .

Карта «Правосудие» тревожно сигнализирует о возникновении неприятных неподконтрольных событий в жизни человека, вызванных его неверной оценкой окружающих и ложной самооценкой. Следствием сложившейся ситуации становится тяжелый моральный ущерб. Чтобы предотвратить дальнейшее развитие событий в этом направлении, карта советует тщательно взвешивать свои слова и поступки, а главное – строго придерживаться общепринятых правил, норм и законов.

В астрологии Весы, как один из 12 знаков Зодиака, занимают очень заметное место. Знак Весов, управляемый Венерой, в астрологии является символом равновесия . Составленный астрологами психологический портрет человека, рожденного под знаком Весов, не лишен достоверности и, следовательно, имеет полное право на то, чтобы быть представленным на обозрение и обсуждение.

Люди знака Весов, многосторонние по натуре, подвержены частым сменам настроения, подобно чутким чашам весов, немедленно реагирующим на малейшее внешнее воздействие. Основу их характера составляют благородство, стремление к идеалу и высокие моральные принципы.

Весы отличаются взвешенностью и рассудительностью во всех делах. Однажды приняв твердое решение, они неуклонно придерживаются избранного пути. Эти люди очень опрятны и аккуратны, они терпеть не могут беспорядка. Однако в неблагоприятных ситуациях Весы легко впадают в меланхолию. Подверженные нервной депрессии, они часто замыкаются в себе.

Люди – Весы очень артистичны, любят музыку и искусство, обладают большим творческим потенциалом и склонны к исследовательской работе. Из них могут получиться талантливые писатели, поэты, музыканты, актеры, ученые и учителя. А могут, конечно, и не получиться: знак-то знаком, но многое зависит и от конкретного индивидуума.

В геральдике эмблема весов – редкое исключение из общего правила. В современной государственной геральдике лишь у Ирана и Камеруна эта эмблема отражает принцип государственной справедливости .

Любопытный факт из истории наглядно свидетельствует о том, как рождаются новые символы. В 387 г. до н.э. галлы разгромили римскую армию при Аллии и, развивая свой успех, захватили почти весь Рим, кроме небольшой крепости на Капитолийском холме. Все попытки варваров овладеть последним оплотом римлян оказались безрезультатными. Между тем среди осажденных начался страшный голод, заставивший их есть собственные сандалии и панцирные ремни. В конце концов, стороны пошли на компромисс: за большой выкуп галлы поклялись уйти из Рима. Во время проведения сделки, когда чаши с гирями и римским золотом уравновесились, вождь галлов Бренн неожиданно бросил свой тяжелый меч на чашу с гирями. Возмущенные римляне возроптали, требуя справедливости, на что свирепый галл лишь мрачно воскликнул: «Горе побежденным!» Золото пришлось досыпать. Так весы Бренна стали символом произвола победителей .

Немногие, слышали, что не только Фемида является олицетворением юриспруденции. Большинство граждан даже и не догадывается, кто же такая на самом деле Фемида. В этой статье мы решили сделать исторический экскурс о ней.

📝 Еще со школьной скамьи мы знаем о том, что символом правосудия является древнегреческая богиня Фемида, стоящая на страже закона и правосудия, рожденная титанами, богом олицетворявшем Небо - Ураном, и Геей, богиней Земли.

📌 Мы привыкли видеть изображение Фемиды с весами и мечом, и повязкой на глазах. Дело в том, что символом справедливости и меры в древности были Весы ⚖️.

✔️ Людские поступки, добро или зло, кладутся на весы , и в зависимости от того, какая чаша перевесит, такой и будет посмертная судьба умершего.

✔️ Символично что меч Фемиды обоюдоострый , находящийся в правой руке, означает «правое дело», не только карает, но и предупреждает преступления.

✔️ А повязка на глазах символизирует беспристрастность суда, опирающегося только на правду и факты.

📝 Изначально Фемида была без повязки на глазах, зато с весами в одной руке и рогом изобилия в другой. Впоследствии римляне «одарили» ее мечом, а с новым атрибутом богиня обрела и новое имя.

✔️ В римской культуре она - Юстиция. Позже, в эпоху Средневековья, на глазах богини появилась повязка, только не как символ слепого возмездия, как многие могут подумать, но как знак беспристрастия, равенства закона, слепоты к положению, богатству и заслугам.

✔️ Еще одну интерпретацию образа, Фемида обрела благодаря скульпторам, создавшим ее статую, размещенную на здании Верховного суда в Москве.

Они изобразили ее почему-то с щитом (якобы как символ защиты) и без повязки на глазах. Оказалось, тем самым создатели пытались донести идею, о том, что правосудие не кровожадно и не действует вслепую. Сей факт, кстати, вызвал бурю критики в сети.

📌 Роль Фемиды на Олимпе была существенной

📝 Согласно мифологии, Фемида была пифией, или предсказательницей . Она фигурирует в мифе о Дельфийском оракуле. Благодаря подарку матери Геи, Фемида, получив оракул стала прорицательницей, впоследствии передав подарок своей сестре, а та — передала его, своему внуку - богу Аполлону.

✔️ Она выступала от имени Зевса и имела большое влияние на богов, кроме того, через нее послания Зевса передавались людям.

✔️ Также заметна роль Фемиды в греческом эпосе, опираясь на ее поддержку и советы, Зевс спровоцировал Троянскую войну.

Многие древние города имели храмы посвященные богине Фемиде, она почиталась народом за то, что не преследовала собственной выгоды, а защищала бедных и простых людей. В современном мире таким эпитетом награждаются суды, а судей величают «слуги Фемиды».

Читайте другие статьи на нашем канале посвященные историческим фактам:

Канал PRAVOBOX.RU в Яндекс.Дзен / Подписывайтесь, читайте, комментируйте, ставьте "лайк", делайте репосты в социальные сети если информация была для вас полезной!

Образ справедливости как женщины с весами возник у человечества в незапамятные времена (уж не по этой ли причине большинство российских судей – женщины?). У древних египтян была богиня Маат, обитательница загробного царства, которая клала на одну чашу весов человеческое сердце, а на другую – пёрышко истины. У античных греков справедливость олицетворяла титанида Темис, она же Фемида. А римский император Тиберий, тот, при котором распяли Христа, учредил культ и храм богини Юстиции. И с тех пор Фемида-Юстиция судит людей по делам их в здешнем, суетливом и преходящем мире.

Весы, меч и повязка

Сложившийся облик Фемиды знаком всем – это атлетического сложения женщина с мечом в правой руке, весами в левой и с повязкой на глазах. Меч и весы – тяжёлые предметы, особенно если столетиями держать весы на весу, поэтому хилая, сутулая и интеллигентная Юстиция не характерна, ни в изобразительных канонах, ни в жизни. Судье нужно много здоровья. А уж правоохранителям, что и говорить.

Ну, весы – самый древний атрибут правосудия, это соревновательность сторон и справедливость как категория судебного процесса. Уж чья чашка перетянет, не обессудьте.

Меч трактуется как быстрота, неотвратимость и окончательность судебных постановлений. Быстрота, ха-ха.

А вот проблема повязки на глазах существует до сих пор. В античные времена никакой повязки не было. И гений Возрождения Рафаэль, изображая свою цветущую Юстицию, ничего не знал о повязках.

Повязка на глазах Фемиды возникла в XVI веке и откуда она взялась – дело тёмное. Повязка олицетворяет беспристрастность правосудия. Можно предположить, что у электората того времени возникли существенные сомнения в беспристрастности судейского корпуса и пришлось завязать Фемиде-Юстиции глаза, для пущего пиар-эффекта.

И однако же как раз в мнении электората, от эпохи Ренессанса и до наших дней, повязка на глазах больше ассоциируется не с беспристрастностью, а с лукавством, обманом. В староанглийском языке понятия «обман» и «повязка, капюшон» обозначались одним и тем же словом, hoodwink.

Поэтому в каноническом изображении Фемиды возник раскол, у некоторых скульпторов и художников справедливость продолжает смотреть на мир широко открытыми глазами.

Например, всем известна безповязочная Фемида на фронтоне Верховного суда РФ, на Поварской улице. Дмитрий Медведев, будучи президентом России, даже дискутировал с депутатами Госдумы на тему – не завязать ли глаза девушке с фронтона. Глаза не завязали. Что означает прямой и строгий взгляд верховной российской Фемиды – каждый решает сам.

По всей планете

Фемида заполнила суды всего мира и не только на условном Западе. Женщина-правосудие очень популярна в бывшем СССР, в Японии и, как ни странно, в мусульманских странах, например, в Иране и Ираке. Правда, вот в Бангладеш статую юстиции недавно снесли по требованиям верующих.

Весы - инструмент правосудия и меры.


Простейшие весы, изобретенные человеком в древние времена, были возведены в ранг инструмента Верховного судьи, беспристрастно вершившего суд. Для одних приговором был вечный рай, для других - страдания и муки вечные. С течением времени произошло преобразование инструмента правосудия в инструмент меры. Интереснейшие факты о весах далее в обзоре.

«Аллегория справедливости». Автор: Пьєр Сюблейра. | Фото: uk.wikipedia.org/wiki.


Баланс от французского balance в буквальном смысле — весы, а от латинского bilanx — имеющий две весовые чаши. Во многих сферах деятельности человека баланс используется для определения соотношения и равновесия между чем-либо.

 Рычажные весы. | Фото: uk.wikipedia.org.

Самым простейшим приспособлением для того, чтобы определить вес, с пятого тысячелетия до нашей эры являлись рычажные весы. Конструкция которых состояла с длинной балки, имеющей в центре опору. К концам прикрепляли две чаши, на одну из которых клали взвешиваемый предмет, на другую - грузы соответствующего веса.

Страшный суд в Древнем Египте. Чаши весов и перышко Правды

Страшный суд в Древнем Египте во главе с царем загробного мира - Осирисом. Фото: artchive.ru.

Когда египтянин завершал свой жизненный путь, он попадал в чертог Обеих истин: место последних испытаний. Посредине чертога на троне восседал Осирис - царь загробного мира, окруженный 42-я богами. Правился Страшный суд.

Залогом правосудия и справедливости в Древнем Египте считались весы, которые невозможно было обмануть. Эти рисунки свидетельствует о том, как бог правосудия и искусства письма Тот с головой ибиса уравновешивал перышко Правды богини Маат и сердце умершего человека. Рядом сидело в ожидании своей жертвы ужасное чудовище Аметит.

Взвешивание перышка Правды богини Маат и сердца усопшего. Фото: livejournal.com

Лишь сердце праведника было легче пера. Об этом свидетельствовала стрелка на весах. И тогда умерший сам произносил оправдательную речь перед лицом богов: «Я не делал зла, не совершал насилия, не крал, не убивал, не лгал. не прелюбодействовал. не гневался до ярости. Я никого не заставлял плакать. не отнимал молока у грудного младенца. не принуждал людей работать сверх сил. Я питал алчущих, поил жаждущих, одевал нагих. Я чист! Я чист! Я чист! Я чист!» . На что Осирис предлагал умершему войти в танственную дверь, за которой происходило воскрешение.

Грешники, сердца которых перевешивали перо Правды, отдавались на пожирание чудовищу, которое имело тело гиены и бегемота, львиную гриву и пасть крокодила.

Весы - атрибут Страшного суда в христианстве.

Сцена Страшного суда на фресках храма. | Фото: artchive.ru.

Весы являлись древнейшим символом меры и справедливости, которыми взвешивалось добро и зло, совершенное человеком при жизни. И от того какова чаша перевешивала - такова и была судьба человека после смерти. Это наиболее распространенный сюжет картины Страшного суда не только в христианстве, а и в иудаизме и мусульманстве.

Весы Страшного суда. | Фото: artchive.ru.

Для христианской иконографии эту символику позаимствовали у Древних Египтян. Мозаика на кафедральном Соборе острова Торчелло, датируемая 639 годом нашей эры, - тому подтверждение. На ней изображена процедура взвешивания души, во время которой черти длинными шестами пытаются перевесить чашу весов в свою сторону.

 Взвешивание душ архангелом Михаилом. (1490). Национальный музей искусства Каталонии. | Фото: artchive.ru.

В христианстве главным «весовщиком» посмертных судеб в библейских заветах считался Архангел Михаил - один из самых почитаемых Архангелов как в христианстве, так и в иудаизме, и в исламе.

Религиозные каноны стали приписывать Михаилу не только победу над дьяволом и нечистыми силами, но и роль главного судьи Страшного суда, на который души умерших призывались его трубным гласом.

Архангел Михаил, взвешивающий души на Страшном суде. Автор: Рогира ван Вейден. | Фото: artchive.ru.

Этот сюжет, ставший традиционным мотивом иконографии Страшного суда, очень распространен в церковных росписях. А сам Архангел Михаил приобрел роль покровителя усопших.

Весы - символ голода и недостатка в иудаизме

«Всадники апокалипсиса». Гравюра. Автор: Альбрехт Дюрер. | Фото: artchive.ru.

Гравюра «Всадники апокалипсиса» отразила ужасную сцену конца света, о котором оповещают скачущие всадники. Весы в древней Иудее — символ голода, недостатка. Потому как, чтобы делить по совести малые запасы необходим был точный вес. Но, как видим, чаши весов в руках несущегося всадника не уравновешены - они несут людям несправедливый суд.

Все в меру. Весы в эпоху Возрождения.

«Святой Элигий». (1449). Автор: Петрус Кристус. | Фото: artchive.ru.

С эпохи Возрождения изображение весов появились не только как религиозный инструмент присущий сценам Страшного суда, но и в качестве мерила в быту.

 «Женщина, держащая весы.» Автор: Ян Вермеер. | Фото: artchive.ru.

Женщина в задумчивости держит в руках пустые весы. По-видимому, она мысленно положила на их чаши свои совершенные поступки: хорошие и плохие. На это действие ее натолкнула висящая за ее спиной сюжетная картина "Страшный суд".

 «Кредитор с женой». (1514). Королевский музей изобразительных искусств Бельгии. Автор: Квентин Массейс.| Фото: artchive.ru.

«Расплата» (Мезальянс). (1532). Автор: Лукас Кранах. | Фото: artchive.ru.

Длительное время каждая из Соединенных Провинций Нидерландов имела в обиходе не только свою монету, но и свои меры веса. И лишь взвесив монетку, можно было узнать, сколько же она стоит на самом деле. На картине видим, как юная девица пленяет богатого старика, назначая выверенную себе цену.

 «The Grocer’s Shop.» (1647). Автор: Геррит Доу. | Фото: artchive.ru.


В жанровых сценах голландских живописцев весы - как атрибут процветания торговли, без которых уж никак не обойтись.

Вес истины

«Меланхолия». (1514). Гравюра. Автор: Альбрехт Дюрер. | Фото: artchive.ru.

На гравюре видим женский образ, изображенный в глубокой задумчивости. Это мудрая и беспристрастная Логика, тщательно взвешивающая на своих весах истинные и ложные суждения.

Ведьмины весы

«Ведьмины весы». Гравюра. XIX век. | Фото: elitereaders.com.

А вот еще один удивительный исторический факт, связанный с весами: в 17 веке в западной Европе инквизицией была распространена охота на ведьм. Обвиняемые в колдовстве женщины взвешивались на огромных весах. Считалось, что метла ведьмы могла выдерживать вес до 50 килограмм. При взвешивании подозреваемой это служило полным доказательством причастности к нечистой силе или же ее невиновности.

Весы Жиля де Роберваля

Весы Жиля де Роберваля.| Фото: livejournal.com


Из века в век народы перенимали друг у друга это судьбоносное средство, как в религиозном так и в бытовом пане, которое и стало впоследствии торговым оборудованием.
Жиль де Роберваль - французский математик и физик изобрел несколько астрономических инструментов и так называемые весы Роберваля, которые продемонстрировал в 1669 году в Академии наук в Париже.

 Весы Жиля де Роберваля. Автор: Антонио Диаза. | Фото: livejournal.com

Весы системы Жозефа Беранже

Весы системы Беранже. | Фото: livejournal.com

В 1849 году французский изобретатель Жозеф Беранже (Joseph Beranger) улучшил устройство для взвешивания вспомогательными рычагами, что увеличило чувствительность устройства. Но весы новой конструкции запустили в массовое производство только лишь в начале двадцатого века.

Автор: Г.М.Коржев-Чувелев. | Фото: livejournal.com.

Кинто. Автор: В.Джованни. | Фото: liveinternet.ru.

Весы. Автор: В.Грачев. | Фото: pinterest.com.

После ряда усовершенствований весы этой конструкции стали одними из самых распространенных, и вплоть до сегодняшнего дня они достаточно широко используются в торговле, особенно на рынках.

Об увлекательном факте взвешивания животных можно прочесть в обзоре: Как узнают вес животных в зоопарках.

Что означает статуэтка Фемиды и кому можно подарить?

Статуэтка является не только красивым элементом декора в любом интерьере, она несет определенную информацию о ее обладателе. Эти небольшие конструкции имеют разное значение и определенный смысл. Древнегреческая история появления знаменитой статуэтки Фемиды, олицетворяющей защитницу закона, актуальна и по сей день.


Что означает?

Богиня правосудия Фемида является покровительницей правопорядка. Считается, что она придает силы, храбрость тому, кто столкнулся с трудностями.

Согласно мифологии родителями Фемиды были богиня земли Гея и бог неба Уран. Она была второй женой, советницей бога Зевса. У нее было много детей.


В древнегреческих мифах Фемида описывается как стойкая красивая женщина, наделенная даром предвидения. У нее был непоколебимый характер, сильная воля. Первое упоминание о богине можно встретить в знаменитой «Одиссее», написанной Гомером.

В римской мифологии Фемиду называют Юстицией.

У всех элементов уникальной статуэтки есть свой смысл.


Закрытые повязкой глаза символизируют равное отношение ко всем людям, к их особенностям. Существует мнение, что закрытые веки говорят о неподкупности богини. А также есть версия, что богиня обладает внутренним зрением, которое позволяет видеть самую суть происходящего. В этом случае закрытые глаза позволяют лучше сосредоточиться на проблеме.


В руках богиня держит меч и весы. Острые края меча в правой руке, повернутые вверх, предупреждают о карательной силе закона, о возмездии за совершенное зло. Острие же меча, направленное вниз, символизирует победу, стремление к миру.


Весы в левой руке являются символом меры, справедливого решения вопроса. Путем перевешивания в ту или иную сторону чаши определяют степень вины, тяжесть совершенного деяния.


Мантия представляет ритуальную одежду, облачение в которую характеризует переход к особому состоянию духа, что царит во время судебного спора.


Следует отметить, что окончательный образ богини сформировался чуть позже. Изначально у богини были открыты глаза, а вместо меча был рог изобилия, который символизировал награду за добрые дела.


Какие бывают статуэтки?

Для изготовления декорированной конструкции используются различные материалы, например:




При выборе материала руководствуются такими характеристиками, как:


При выборе серебра отдают предпочтение материалу с наивысшей пробой. Если берется пластик, то принимается во внимание экологичность, безопасность, износостойкость материала. Бронзовая модель отличается презентабельным видом, имеет больший вес в отличие, например, от пластика.

Большое внимание уделяется обработке подставки. У любой модели она имеет гладкую поверхность, которая исключает какое-либо повреждение или стирание.

Следует отметить, что вид материала, технология изготовления влияют не только на качество исполнения, долговечность, но и на ценообразование. Чем дороже материал, техника выполнения, тем выше цена.


Так, антикварная модель из серебра высшей пробы, из кости или из бронзы будет иметь более презентабельный, изысканный вид, нежели конструкция, например, из пластика. Ее по достоинству оценят ценители дорогих вещей.

Однако современные технологии позволяют достигать достойное качество, которое ничуть не умаляет значение богини.


Дизайн, цвета, размеры статуэток также различаются.

Маленькая модель весит меньше, ее легче разместить.

Крупногабаритные конструкции тяжелее, заметнее, поэтому для них следует более тщательно подбирать место для размещения.


Элемент декора может быть однотонного цвета, а может содержать вкрапления позолоты или серебра.

Несмотря на то что дизайн украшения определяется фантазией художника, статуэтка всегда содержит значимые элементы, которые несут смысловую нагрузку.


Кому можно подарить?

Статуэтка станет ценным подарком для тех, кто работает в сфере юстиции или же только готовится стать специалистом в юриспруденции. Это универсальный подарок для коллеги, друга или родственника. Подойдет как мужчине, так и женщине.

Юристы, судьи, их помощники, преподаватели юридических дисциплин, студенты будут рады видеть такой элемент декора на своем рабочем столе в офисе или дома.


Статуэтку богини Фемиды также можно подарить человеку, по роду деятельности не связанному с юстицией, однако нуждающемуся в поддержке, определении правильности поступков.


Украшение актуально, идеально сочетается с любым типом дизайна. Будь то классический стиль, модерн или лофт. Статуэтку можно разместить в гостиной, на кухне, в спальне. Традиционно символичное украшение размещают на стеллажах, полках, столиках. Однако современные виды дизайна позволяют использовать различные места, которые могут быть ограничены только фантазией владельца.

Ведь статуэтка имеет красивый внешний вид, ценный смысл и всегда напоминает о важности справедливости, непредвзятом отношении и ответственности за свои поступки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: