Как назвать адвокатский кабинет

Обновлено: 19.04.2024

Состоялось очередное заседание Совета АП Калининградской области. Члены Совета торжественно приняли в состав палаты новых адвокатов, решили спорный вопрос о названии адвокатского кабинета, рассмотрели дисциплинарное производство и утвердили учебный план курсов повышения квалификации.

В начале заседания по традиции была принята присяга у адвокатов, которым недавно присвоен статус. Новых коллег – А.С. Михеева, Э.Ю. Аскерова, В.А. Завгороднего и С.В. Дударева – с присвоением статуса поздравил вице-президент АП Калининградской области Алексей Созвариев, вручив им нагрудные знаки адвоката и пожелав успехов в работе. Коллеги были приглашены на курсы повышения квалификации, которые начнутся в палате 5 октября.

Далее Совет рассмотрел вопросы о приостановлении адвокатского статуса в связи с болезнью и об исключении из числа стажеров, которые успешно сдали экзамен и получили статус, а также уведомления об учреждении адвокатских кабинетов и заявления о включении адвокатов в график дежурств для участия в судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

Члены Совета также ознакомились с обращением адвоката, уведомлявшего об изменении наименования его адвокатского кабинета на «Юридическая компания “Защита Вашего Права”». Рассмотрев обращение, Совет отказал адвокату в регистрации изменения наименования, так как это противоречит действующему законодательству. При этом Совет АП Калининградской области руководствовался следующими нормами. Согласно ст. 123.16-2 ГК РФ адвокатскими образованиями, являющимися юридическими лицами, признаются некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности. Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, создаются в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусмотрено, что адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет и принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, вправе учредить адвокатский кабинет. Пунктами 3 и 4 вышеназванной статьи закреплено, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

Таким образом, положения главы 4 ГК РФ на адвокатский кабинет не распространяются.

Статьей 17 Кодекса профессиональной этики адвоката предусмотрено, что информация об адвокатском образовании допустима, если она не содержит заявлений, намеков, двусмысленностей, способных ввести в заблуждение потенциальных доверителей. Словосочетание «юридическая компания» подразумевает некую группу людей, объединившихся для единой цели, поэтому подобное название адвокатского кабинета противоречит требованиям законодательства, в которых есть прямое указание на индивидуальный характер деятельности адвоката.

Ранее, решением Совета Адвокатской палаты Калининградской области от 28 ноября 2018 г. указанный адвокат был привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение требований ст. 17 КПЭА. В ходе проверки выяснилось, что в сети «Интернет» функционировал сайт, содержащий информацию о деятельности «Юридической компании “Защита Вашего Права”», а также о том, что «в компанию объединились опытные адвокаты и юристы, в том числе кандидат юридических наук», а руководителем «Юридической компании “Защита Вашего Права”» был указан данный адвокат. Адвокату был предоставлен срок на приведение информации в соответствие с требованиями законодательства, однако адвокат не устранил нарушения. В объяснении он указал, что термин «юридическая компания» «не поименован в Законе как конкретная организационно-правовая форма», а «информирование в СМИ о деятельности адвоката в такой редакции (а не в редакции «Адвокатский кабинет») направлено на правильное и свободное восприятие гражданами, не владеющими тонкостями юридической терминологии, сведений о деятельности адвоката». В связи с тем, что адвокат проигнорировал повторное предложение об устранении выявленных нарушений, было возбуждено дисциплинарное производство, по результатам рассмотрения которого адвокату объявлено предупреждение.

Указанное решение Совета АП Калининградской области по инициативе адвоката стало предметом судебной проверки и 9 апреля 2019 г. Центральный районный суд г. Калининграда согласился с выводами Квалификационной комиссии и Совета АП, сочтя, что дисциплинарное наказание не является произвольным и соответствует тяжести проступка. 24 июля 2019 г. решение было оставлено апелляционной инстанцией без изменения. Таким образом, дисциплинарное взыскание является действующим, в связи с чем Совет посчитал необходимым предостеречь адвоката от повторного нарушения и предложил привести название адвокатского кабинета в соответствие с требованиями законодательства.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре адвокат обязан соблюдать КПЭА и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта РФ, Федеральной палаты адвокатов РФ, принятые в пределах их компетенции.

В дальнейшем на заседании было рассмотрено дисциплинарное производство в отношении адвоката, который допустил задолженность по уплате взносов в АП Калининградской области. После возбуждения процедуры привлечения к ответственности адвокат погасил часть задолженности, и по результатам рассмотрения дисциплинарного производства ему было объявлено предупреждение.

Кроме того, в ходе очередного заседания Совет АП Калининградской области утвердил учебный план и список слушателей курсов повышения квалификации адвокатов АП Калининградской области в октябре 2019 г. Занятия будут проводить члены Совета и Квалификационной комиссии АП Калининградской области, а также судьи Калининградского областного суда.

В завершение был положительно разрешен вопрос о выделении денежных средств из бюджета АП Калининградской области неработающим ветеранам адвокатуры ко Дню пожилого человека, который отмечается 1 октября 2019 г. Выплату получат 19 коллег.

Согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) юрист, получивший статус адвоката, вправе самостоятельно выбрать форму адвокатского образования (адвокатский кабинет, коллегию адвокатов или адвокатское бюро) и место своей деятельности, руководствуясь собственными целями. О своем выборе адвокат обязан уведомить Совет адвокатской палаты. С помощью вице-президента Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Михаила Толчеева редакция онлайн-журнала «Сфера» составила краткий обзор адвокатских образований с особенностями их организации.

«Закон предусматривает три организационно-правовых формы, в которых адвокатом может осуществляться профессиональная деятельность, – пояснил Михаил Толчеев. – Две коллективные и одна индивидуальная – адвокатский кабинет. Первыми двумя являются коллегия адвокатов и адвокатское бюро. Адвокат обязан избрать одну из названных форм, при этом адвокатская деятельность может осуществляться только в одном адвокатском образовании».

Адвокатский кабинет – прием на дому

Кто может учредить: Адвокат, чей стаж в качестве защитника составляет не менее трех лет. Согласно ст. 21 Закона об адвокатуре эта организационно-правовая форма подходит для тех, кто решил осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально.

Налогообложение: Статус адвокатского кабинета представляет собой форму, близкую по организации и налогообложению к индивидуальному предпринимателю. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» защитники обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а налоговая ставка в отношении доходов от профессиональной адвокатской деятельности составляет 13%. Адвокат, открывший свой кабинет, вправе не вести бухгалтерский учет и не сдавать отчетность. Деятельность защитников (аналогично для коллегий адвокатов и адвокатских бюро) не облагается НДС. Кроме того, защитники имеют право на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Адвокаты на данный момент не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Однако в ФПА РФ сейчас разрабатывают поправки в действующее законодательство, которые направлены на устранение дискриминации адвокатов в сфере налогообложения.

Процедуры: Адвокат ставит в известность Совет адвокатской палаты, который ведет реестр образований, заказным письмом. Отправленный документ должен содержать сведения о самом защитнике, адрес кабинета, контакты (телефон, почта). Учредитель кабинета открывает счета в банках в соответствии с законодательством, приобретает печать, штампы и официальные бланки. Последние должны содержать адрес, наименование и регион, где учредили кабинет. Вольности в названиях пресекаются Советами палат субъектов РФ. Например, недопустимо включать в наименование кабинета словосочетание «юридическая компания». Дело в том, что это подразумевает некую группу людей, объединенную одной целью, что противоречит прямому указанию в законе об индивидуальном характере деятельности адвоката (адвокатский кабинет).

Место: У индивидуально работающего адвоката есть право вести практику, не арендуя офис для своей работы. Зарегистрировать кабинет можно по закону в жилом помещении, принадлежащем самому адвокату или членам его семьи на правах собственности (с согласия последних). Подойдет для этих целей и жилье, которое защитник арендует по договору найма (с согласия наймодателя и всех совершеннолетних, проживающих на жилой площади).

Отношения с клиентом: Адвокатский кабинет в силу своей правовой природы устанавливает с клиентом наиболее простые отношения по сравнению с иными организационно-правовыми формами. Соглашение об оказании юридической помощи заключается здесь между адвокатом и доверителем, что регистрируется в документации кабинета. Несмотря на то что защитник работает индивидуально, у него могут быть помощники и стажеры. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката учредитель обязан предупредить этих сотрудников о необходимости сохранять адвокатскую тайну и взять с них подписку о неразглашении.

Коллегия адвокатов – классика

Кто может учредить: Два или более защитника вправе основать коллегию адвокатов. Среди учредителей должно быть не менее двух специалистов со стажем более трех лет. Сведения об учредителях этого образования должны быть внесены в один региональный реестр. Руководители обязаны проследить, чтобы члены коллегии выполняли свои обязанности по оказанию бесплатной юридической помощи и участию в делах по назначению. Зона ответственности учредителей также распространяется на контроль отчислений на общие нужды адвокатской палаты и выполнение решений органов ФПА.

Налогообложение: Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ адвокатские образования – это налоговые агенты, которые представляют адвокатов-участников. Коллегия ведет бухгалтерский учет, переводит страховые взносы, а также уплачивает налог на прибыль организации (аналогично для адвокатских бюро и юридических консультаций). Возможны иные налоги: например, если коллегия владеет имуществом – налог на имущество организации. Налоговая ставка для коллегий адвокатов (как и для адвокатских бюро) составляет 24%. Отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов или адвокатского бюро не входят в налоговую базу на прибыль.

Процедуры: Адвокаты-учредители заключают договор. Он должен определять порядок совместной деятельности по учреждению коллегии и условия передачи основателями их имущества в пользу образования. Определяющим документом является устав коллегии адвокатов, который описывает место нахождения организации, предмет и цели деятельности, управление, условия приема новых членов и выхода учредителей и т.д. Полный перечень содержится в ст. 22 Закона об адвокатуре. Однако устав может содержать также положения, которые не перечислены в законе, но не противоречат ему или иным федеральным законам. Коллегия адвокатов и ее учредители должны следовать требованиям этого устава.

Отношения с клиентом: Коллегия (как и адвокатское бюро) представляет собой способ коллективной организации адвокатской деятельности. Каждый адвокат в коллегии при этом работает самостоятельно, но аренда помещений, бухгалтерский учет деятельности и т.д. – это общие организационные механизмы. Защитник не может переуступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению без специального согласия на то доверителя. Члены коллегии не отвечают по обязательствам данного адвокатского образования и наоборот.

Соглашения об оказании юридической помощи, как в случае с адвокатским кабинетом, в коллегии заключаются между защитником и доверителем. Средства, которые адвокату выплатили, например, в качестве вознаграждения, вносятся в общую кассу или на расчетный счет. Отношения между адвокатом и клиентом регулируются соглашением с доверителем, где, в том числе, прописан размер и характер ответственности адвоката по принятому к исполнению поручению.

Адвокатское бюро – во главе угла партнерский договор

Кто может учредить: Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Возникшие отношения в связи с учреждением и деятельностью бюро регулируются так же, как и в отношении коллегии адвокатов, Законом об адвокатуре. Однако бюро предполагает гораздо более значительную интеграцию процессов оказания юридической помощи. Основой документ, определяющий взаимодействие между адвокатами внутри образования, – партнерский договор.

Налогообложение: Адвокатское бюро – некоммерческая организация, которая выступает налоговым агентом для партнеров. Таким образом, налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается адвокатским бюро. Вознаграждения и компенсации расходов, связанных с исполнением поручения, вносятся в кассу или на расчетный счет бюро. Адвокатское образование должно для этого оформить кассовые операции в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, прием наличных денег в кассу производится по приходным кассовым ордерам. Бюро является плательщиком налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, налоговая ставка, как и для коллегий адвокатов, составляет 24%.

Процедуры: Адвокаты еще до учреждения бюро по закону должны заключить между собой партнерский договор. Все защитники, которые заключили такой договор и присоединились к нему впоследствии, признаются партнерами бюро. В процессе государственной регистрации этот документ не представляется. Однако партнерский договор определяет такие важные моменты, как порядок и условия оказания юридической помощи от имени всех партнеров: каким образом принимаются решения, компетенцию общего собрания, порядок избрания управляющего партнера (и его полномочия), прием в состав новых партнеров и исключение из числа членов бюро.

Закон предусматривает возможность для партнеров прописывать в договоре разные условия работы. Например, определить равное или различное количество голосов для партнеров при принятии решений общим собранием. Дифференцированный подход возможен и к распределению вознаграждения. Размер выплат может быть установлен как в фиксированной форме, так и в «плавающей» в зависимости от предусмотренных партнерским договором условий.

Отношения с клиентом: Ведет общие дела адвокатского бюро управляющий партнер, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается также им или иным партнером, но обязательно от имени всех партнеров. Оформить такие документы позволяют выданные доверенности адвокатов, где прописаны ограничения компетенции партнера в отношении соглашений с доверителями и иных сделок с третьими лицами. Клиентов в обязательном порядке необходимо уведомить об этих ограничениях.

Участники несут с момента прекращения партнерского договора солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам. Если один из партнеров вышел из договора, то он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката партнеры, осуществляющие профессиональную деятельность совместно, должны придерживаться правила о распространении тайны на всех членов бюро при оказании юридической помощи.

Как кабинет вы назовете, так на нем и напишите… Просматривая сайты юридической тематики, не раз встречал весьма необычные наименования адвокатских кабинетов.

Манойлов Сергей

Вот лишь малая часть из них: «Филин», «Щит и Меч», «Фортуна», «ЭВЕНТУС», «Форсети», «Паллада», «Аспект» и т.д. и т.п. Заинтересовавшись данной темой, решил чуть подробнее изучить вопрос.

Итак, смотрим самый главный документ – Федеральный закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре):

Статья 21. Адвокатский кабинет

1. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет.

2. Об учреждении адвокатского кабинета адвокат направляет в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об адвокате, место нахождения адвокатского кабинета, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом.

3. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

4. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

Пункт 4 ст. 21 Закона об адвокатуре в качестве обязательного реквизита наименования адвокатского кабинета указывает только на принадлежность адвокатского кабинета к субъекту РФ.

Допустимо ли назвать в данном случае адвокатский кабинет, скажем, «Ромашкой»?

Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой определяет слово «наименование» следующим образом:

1. То же, что название (в 1 знач.) (офиц.). Официальное н. Точное н.

2. Вид, разновидность (спец.). В продаже более тридцати наименований детских игр.

Вспоминаем п. 1 и п. 3 ст. 21 Закона об адвокатуре – адвокат осуществляет свою деятельность индивидуально, и адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

К примеру, если провести аналогию с индивидуальным предпринимателем (а п. 4 ст. 2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и приравнивает индивидуальных предпринимателей к адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты) – может ли быть наименование у физического лица? Нет.

Вы представляете себе индивидуального предпринимателя «Кузнечика» или «Звездочку»? Естественно нет. Впрочем, где-нибудь на югах (не в нашем районе (с)) встречаются атавизмы типа ПБОЮЛ «Шашлычная», но это явно не связано с углубленным изучением предмета.

Применительно к человеку синонимом слова «наименование» будет, конечно же, «имя».

Таким образом, учитывая, что адвокатский кабинет связан только с единственным, конкретным лицом и никем иным, иного наименования как связанного с именем адвоката типа «Адвокатский кабинет Иванова Ивана Ивановича» у адвокатского кабинета быть не может. Более того, это будет дисциплинирующим фактором для самого адвоката, так как доброе имя – это то, что никто не может отнять у человека, и то, что может создать только сам человек своими делами.

Журавлев Евгений

Для многих коллег далеко не праздными остаются вопросы: как учредить адвокатский кабинет и с чего начать деятельность? Каким критериям должен соответствовать адвокат, чтобы иметь возможность учредить кабинет? Как оптимизировать налогообложение в адвокатском кабинете? Что нужно сделать и как, чтобы сэкономить время?

Начать стоит с того, что адвокату, решившему учредить адвокатский кабинет, необходимо иметь пятилетний стаж адвокатской деятельности. На это прямо указывает п. 1 ст. 21 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Также адвокату стоит обратить внимание, что перед направлением уведомления в Совет адвокатской палаты об учреждении адвокатского кабинета необходимо решить вопрос о выходе из состава коллегии адвокатов (бюро). Порядок выхода определяется учредительными документами этого адвокатского образования (п. 4 ст. 22 Закона об адвокатуре).

После этого адвокат должен получить сведения из адвокатской палаты об избранной форме адвокатского образования и в кратчайшие сроки встать на учет в территориальных органах ФНС России, Пенсионного фонда РФ и Росстата, получив там необходимые документы о государственной регистрации и постановке на учет.

Только после осуществления государственной регистрации адвокатского образования можно приступать к адвокатской деятельности.

Но тут перед адвокатом встают другие вопросы: какие документы нужны для полноценного занятия адвокатской деятельностью и какую отчетность необходимо сдавать?

Перечень этих документов совсем небольшой: книга учета доходов и расходов адвоката, квитанция адвоката, являющаяся бланком строгой отчетности адвокатского кабинета, налоговые декларации по формам 3-НДФЛ и 4-НДФЛ. Вот и весь перечень, если не считать ежегодный статистический отчет в адвокатскую палату.

Стоит помнить, что книгу учета доходов и расходов адвокат, учредивший адвокатский кабинет, может вести в электронном виде, а декларация по форме 3-НДФЛ подается в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарным годом).

Эти прописные истины адвокату, учредившему адвокатский кабинет, необходимо не только знать, но и правильно использовать в повседневной деятельности.

Обычно появляются насущные вопросы: где взять перечисленные документы? Как они должны выглядеть и какой нормативно-правовой документацией следует руководствоваться для их правильного заполнения?

У многих адвокатов, учредивших кабинет, на первых порах возникают трудности с правильным заполнением деклараций. Я всегда использую для этого программу «Декларация» с официального сайта ФНС России, находящуюся в разделе «Программные средства – Декларация»: Программа подготовки сведений по формам № 3-НДФЛ и № 4-НДФЛ за 2014–2017 гг.

Мало кто использует право на ежегодную подачу декларации по форме 4-НДФЛ (подается вместе с декларацией по форме 3-НДФЛ), которой можно корректировать авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц, значительно их минимизируя.

И уж совсем откровением является «новость», что компенсация расходов адвоката, понесенных им в связи с адвокатской деятельностью, должна включаться в доходы адвоката, но при этом сумма компенсации расходов уменьшает налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Экземпляры книги учета доходов и расходов и квитанций новоиспеченные адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, обычно заказывают после начала адвокатской деятельности, а не до, как следовало бы делать.

Помимо этого, не все коллеги, учредившие адвокатский кабинет, сразу приходят к идее, что можно не только арендовать нежилое помещение для занятия адвокатской деятельностью, но и занимать его по договору безвозмездного пользования со своим родственником, или вовсе осуществлять адвокатскую деятельность в собственном жилом помещении.

Как правило, недопонимание всего этого массива информации заканчивается длительной перепиской с налоговой инспекцией, что отнимает у адвоката много времени и сил.

На ранних этапах деятельности адвокатам довольно сложно во всем разобраться, учитывая колоссальное количество разъяснений фискальных органов, которые к тому же часто противоречат друг другу.

27 июля 2018 г. вышла в свет моя книга «Налогообложение адвокатов, учредивших адвокатский кабинет: Пособие для адвокатов» с образцами документов, необходимых адвокату. В нее вошли также решения судов, письма Минфина России и ФНС России, разъяснения ФПА РФ и адвокатских палат, моя переписка с налоговой инспекцией и т.д. Все эти документы мной были добавлены в книгу неспроста. Они призваны помочь адвокату, учредившему адвокатский кабинет, не наделать ошибок на начальном этапе деятельности и предотвратить их в будущем. Для тех же, кто осуществляет свою деятельность в адвокатском кабинете не первый год, она, надеюсь, окажется неплохим справочником по вопросам налогообложения.

Книга разбита на главы по количеству документов, которые должны быть на столе у адвоката, учредившего кабинет. В частности, особое внимание уделено книге учета доходов и расходов, образец которой был мной разработан и согласован с налоговой инспекцией.

Идея написать эту книгу пришла ко мне давно, но воплотить ее в жизнь получилось только в этом году. На ее написание меня сподвигло прежде всего отсутствие литературы по данной теме.

Однако коллегам, у которых эта книга окажется в руках, не следует воспринимать ее как руководство к действию и наспех покидать свои коллегии и бюро. Она призвана помочь сделать такой выбор осознанно, взвесив все «за» и «против».

Для тех коллег, которые уже приняли решение об учреждении адвокатского кабинета, в отдельной главе я поместил памятку об учреждении адвокатского кабинета с образцами документов, которые адвокату, прежде чем начать заниматься деятельностью в кабинете, необходимо получить в ФНС России, адвокатской палате и Пенсионном фонде РФ.

То, что на первый взгляд кажется довольно сложным, на самом деле серьезных трудностей не представляет, и проблемы, которые возникают у адвоката, учредившего кабинет, после прочтения книги просто должны сойти на нет.


Дискуссия, посвященная проблеме создания и функционирования адвокатских кабинетов, развернувшаяся на страницах «Новой адвокатской газеты» со всей очевидностью показала, насколько может быть широк раскол между «рядовыми» адвокатами и руководителями региональных адвокатских палат.

Лично у меня позиция президентов адвокатских палат, чья позиция, ярко представленная на страницах «Новой адвокатской газеты» не оставляет никаких иллюзий, относительно положения адвокатов, являющихся членами этих адвокатских палат и адвокатуры в целом, если выраженная ими точка зрения приобретет превалирующий характер и войдет, скажем, в Государственную программу «Юстиция».

Прежде всего, резануло слух, упоминание о неких «мэтрах адвокатуры», по мнению президентов адвокатских палат, имеющих право на первоочередное учреждение адвокатских кабинетов.

В связи этим меня возникает вопрос – «мэтры адвокатуры» — кто они? Какие критерии существуют для определения «мэтража»?
Частотой появления на телевизионном экране, участием в различных квазиюридических шоу, организованных тем же телевидением, или (не хочется об этом думать), толщина кошелька?

Надеюсь, что под «мэтрами» президенты палат, все же, имеют в виду не себя лично…
Одним из упреков, высказанных в адрес кабинетчиков, является отсутствие помещений, существование которых, по мнению ряда президентов палат (да и не только их, к сожалению), является одним из составляющих показателей успешности адвоката.

Но так ли необходим адвокату, осуществляющему свою деятельность в рамках адвокатского кабинета офис? Большую часть времени, в силу специфики своей профессии, мы проводим в различных присутственных местах – от залов суда, до следственных изоляторов. Время, проведенное в офисе, как правило, составляет примерно, от 10 до 20% общего времени занятости адвоката.

Поэтому, содержание своего офиса адвокату, практикующему в рамках адвокатского кабинета, не всегда оправдано с финансовой точки зрения, тем более, в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, где стоимость аренды одного квадратного метра не зависит от вида деятельности арендатора – торгует ли он импортной тушенкой или осуществляет конституционно значимую деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи, в том числе, и бесплатно.

При все более получающим развитии услуги «офис на час», краткосрочная аренда, зачастую, является вполне разумной альтернативой содержанию офисного помещения, которое не используется на 100%.

А вот для коллегий адвокатов такие помещения действительно необходимы. Хотя бы для того, чтобы начинающие адвокаты могли осуществлять в них дежурство, принимая граждан нуждающихся в юридической помощи и, тем самым, создавая себе клиентскую базу.

Кстати, далеко не все коллегии адвокатов могут позволить себе обеспечить рабочим местом каждого адвоката, и, тогда получается следующая картина: при определении времени для встречи адвоката и доверителя, приходится еще учитывать и занятость помещения; пока один адвокат ведет переговоры со своим доверителем, двое или трое адвокатов со своими доверителями топчутся в коридоре, ожидая, когда освободится место для переговоров. Право, в этом случае, встреча в кафе ничем не хуже…

Следующий упрек адрес кабинетчиков – несоблюдение ими принципа корпоративности. Причем, слово «корпоративность», повторяясь с удручающей частотой мантры, в устах отдельных президентов адвокатских палат приобретает смысл, близкий к определению принципа «демократического централизма», на котором строилась деятельность ВЛКСМ.

Так в чем же должно проявляться стремление «кабинетчиков» к следованию принципа корпоративности?

По мнению отдельных президентов адвокатских палат, это стремление должно проявляться, в частности, в участии в общественной жизни палаты. Т.е., партийно-комсомольский дух в толковании принципа корпоративности и здесь неистребим.
При этом вопрос – а что, собственно, такое – общественная жизнь палаты (участие в художественной самодеятельности, добровольной народной дружине, редколлегии стенгазеты) – остается без ответа.

Не думаю, что сделаю открытие – адвокаты, для которых сам факт принадлежности к корпорации, является предметом гордости, а, потому, и стремление к постоянному самосовершенствованию себя в избранной профессии, воспринимается, как собой разумеющееся, и те, кто попал в адвокатуру неведомыми путями и своими поступками дискредитирует звание адвоката, встречаются не только в адвокатских кабинетах, но и в других адвокатских образованиях.

Впрочем, сравнительную статистику нарушений адвокатской этики можно легко почерпнуть из дисциплинарной практики Советов адвокатских палат.
Приводится и такой аргумент, как недоступность адвоката вследствие отсутствия с ним связи, при этом, почему-то, в качестве обязательного связующего звена между адвокатом и Советом адвокатской палаты, называется секретарь.

Специально для сторонников данной позиции цитирую: «Об учреждении адвокатского кабинета адвокат направляет в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об адвокате, место нахождения адвокатского кабинета, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом» (ч.2 ст.12 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Т.е., если Совет палаты не может связаться с адвокатом по предоставленным им реквизитам при учреждении адвокатского кабинета, никакой секретарь тут не поможет, а вот к адвокату возникает много вопросов.
Нельзя всерьез рассматривать и аргумент о, якобы, дороговизне отсылки корреспонденции адвокату по почте. Ага – содержание секретаря для адвоката, наверное, дешевле.

Ой, лукавят президенты – если сопоставить доходную и расходную части бюджета палаты, которые, кстати, подлежат утверждению на ежегодной конференции адвокатов данной палаты, что-то не верится, что именно почтовые расходы пробивают не заделываемую финансовую брешь в бюджете, как непредвиденные расходы.

Ну, и, наконец, о наболевшем – об оказании «кабинетчиками» бесплатной юридической помощи, в том числе, юридической помощи, оказываемой по назначению следствия и суда.

В тех адвокатских палатах, где, действительно озабочены этой проблемой, например, в Адвокатской палате Московской области, эта проблема решена просто и изящно: представитель АПМО в судебном округе ежегодно собирает председателей коллегий адвокатов и адвокатов, осуществляющих свою деятельность в адвокатских кабинетах для оставления графика дежурств. При этом «кабинетчики», как правило, объединяются с адвокатами какой-нибудь из коллегий. Все. Вопрос закрыт.

А вот такой экзотический подход к осуществлению защиты по назначению, как это делается в Адвокатской палате Воронежской области, когда в качестве адвокатов по назначению выступают молодые адвокаты, честно говоря, пугает; что же, если у человека нет средств на оплату труда адвоката, он должен выступать в виде подопытного для начинающего адвоката, который на нем оттачивает свое мастерство? Жутковатая картина получается…

Вообще же, за многоречивостью президентов адвокатских палат, лично мне, слышится раздражение против «кабинетчиков», которые, по их мнению, слишком независимы, слишком малоуправляемы.

По моему же мнению, управляемый адвокат теряет право называться адвокатом, как управляемый художник перестает быть художником, превращаясь в ремесленника.
Самая основная проблема, этих людей, как мне кажется, заключается в том, что администраторы в них победили адвокатов, которыми они были когда-то; адвокат, прежде всего, не статус, а состояние души, которой чужды административные рамки.

Соответственно, желание подогнать слишком вольнолюбивых «кабинетчиков» под общий «ранжир» и порождает проявление такие явления, как дополнительный финансовый прессинг, введение некий стандартов и прочих результатов, как говоривал классик, «административного восторга».

О совершенно безнравственном требовании уплаты повышенных взносов на содержание палат в ряде регионов с адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты уже сказано моими коллегами на страницах «Новой адвокатской газеты» — под коллегами я имею ввиду действующих адвокатов, не обремененных участием в составе руководства палат.

Остановимся на т.н., «стандартах» для адвокатских образований. При попытке введения или введении таких «стандартов» очевидна подмена формой содержания; во-первых, респектабельный офис и наличие прочих внешних атрибутов успешности, еще не гарантия профессионализма и высоких нравственных качеств работающего в нем адвоката; во-вторых, членами адвокатских палат являются адвокаты, а не создаваемые ими адвокатские образования, следовательно, предъявление каких-либо требований именно к адвокатскому образованию вызывает большие сомнения с точки зрения законности; в третьих, каким образом, не нарушая конституционный принцип неприкосновенности жилища, будут проводиться проверки адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты по месту жительства?

Подытоживая сказанное, позволю себе сделать неутешительный прогноз: отношение отдельный президентов адвокатских палат к адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, желание подогнать адвокатов под общий «ранжир» введением мер, направленных на удушение самостоятельности, независимости адвокатов, ставит под угрозу существования адвокатуры, как единственного независимого института по исполнению конституционно значимой функции правовой защиты граждан.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: