Как наше государство заботится о своих гражданах 2 класс

Обновлено: 22.04.2024

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации “Мы – граждане России” и “Права ребенка”, таблицы, карточки.

1. Оргмомент ( презентация “С чего начинается Родина, муз. сопровождение).

Как вы думаете, почему сегодняшний урок мы начинаем с этой презентации?

На предыдущем уроке мы знакомились с прошлым нашей Родины.

Чем запомнились вам эти уроки?

Я бы хотела проверить ваши знания. Проведем небольшую проверочную работу.

Ответы записывайте в столбик.

2. Актуализация знаний.

1. Кто был первым русским князем? Рюрик.

2. Имя женщины княгини Ольга.

3. Предки русских людей Славяне.

4. Как звали сына княгини Ольги? Святослав.

5. Князь, которого убили древляне за жадность. Игорь.

6. Князь, получивший прозвище “Мудрый” Ярослав.

Проверьте свои ответы, (слайд 2) у кого все правильно возьмите красные кружочки. Кто допустил 1 или 2 ошибки – синие.

Прочитайте первые буквы слов, какое слово получили?

- Что такое Россия? (Государство) (слайд 3)

- В какой стране мы живем?

- Как называется главный город Российской Федерации?

- Кто стоит во главе государства?

- Кто знает, как зовут президента нашей страны?

- У нас есть и малая Родина. Как называется наш край? Кто является губернатором нашего края? (Виктор Толоконский) (слайд 4 пустой)

3. Введение в тему урока.

- Ребята, возьмите фломастеры и на листочках нарисуйте круг и прямую линию. Теперь сидящих за первыми партами ребят я попрошу выйти с рисунками к доске. Посмотрите, рисунки получились разные, и люди тоже все разные, непохожие друг на друга. Хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране. Каждый человек живет в какой то стране. На 152 странице учебника вы найдете ответ на вопрос “как называют человека, который живет в той или иной стране?”

А вы являетесь гражданином нашей страны?

Как это можно доказать? (Свидетельство о рождении, паспорт). Иметь просто документ, удостоверяющий наше гражданство мало, надо стать настоящим гражданином. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов писал:

А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

А что значит “достойный сын”?

4. Совместное открытие знаний.

Молодцы, вы умницы, хорошо умеете работать. А любите ли вы играть?

Тогда поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (Капитанам раздаю разное количество карандашей)

- Игра началась! (Дети в замешательстве. Через некоторое время учитель удивляется, что ученики не умеют играть. Затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету)

- Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать через левое плечо)

- Снова играем! (Снова останавливается игра и, по своему усмотрению учитель называет победителя)

- Вам понравилась игра?

- Что не понравилось в ходе игры?

- Почему вам показалась игра нечестной?

- Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно? (В игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными, они не должны меняться по ходу игры)

- Наша жизнь тоже схожа с игрой, в ней есть правила по которым должны жить все граждане – ЗАКОНЫ. (слайд 5) Кто знает, как называется главный закон каждого государства? (Конституция) (слайд 6) Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году 12 декабря.

Цель: Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, за родной край и людей, проживающих в нашей республике.

ХОД УРОКА

  1. А кто мы – жители этой планеты? (Земляне)
  2. Как называется наша страна? (Россия)
  3. А какой город в нашей стране самый главный? (Москва) (Презентация. Слайд № 2)

Учитель: Москва – главный город нашей огромной Родины. В Москве красивые и широкие проспекты. По земле, по воде и по воздуху стремятся гости в Москву на Красную площадь. В Москве много музеев, театров, учебных заведений.

О Москве народ слагает песни, пословицы, поговорки.

- Какие пословицы о Москве вы знаете?

Дети: “Кто в Москве не бывал – красоты не видал”, “Москвой – столицей весь мир гордится”, “Москва – всем городам мать”.

Учитель: Много на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Эта наша страна – Россия. У каждой страны свой флаг и свой герб (слайд № 3).

- Из каких цветов состоит влаг России? (Ответ детей)

Учитель: Герб – это тоже символ государства. А где можно увидеть эти символы? (Ответ детей)

Учитель: Эти символы можно увидеть в городах, селах, на границе нашей Родины, на форме защитников Отечества, на российских космических кораблях, на скафандрах космонавтов, на костюмах сборной.

- Кто знает слова современного гимна?

Слово “гимн” в переводе с греческого языка означает “хвалебная, торжественная песня”. Ее исполняют в особых наиболее торжественных случаях: во время открытия парада на Красной площади в Москве, во время встречи президента с представителями других стран, в Новый год, когда один год сменяет другой. И как истинные патриоты и граждане своего государства, мы должны знать слова главной песни своей страны.

Учитель: Очень богата и красива наша Родина Лебедев – Кумач писал:

Широка страна моя родная,
Много в ней полей, лесов и рек,
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.

Мы должны гордится тем, что нашей Родиной является огромная и богатая страна Россия.

Вы являетесь россиянами, гражданами страны.

- А кто такой гражданин? (Ответы детей)

Учитель: Гражданин – это житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости.

Гражданин старается сделать свою страну сильной и богатой.

Вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. А раз вы являетесь гражданами России, у вас есть права и обязанности.

- Какие права вы знаете? (Ответы детей)

Учитель: Все граждане России имеют право на образование.

Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны.

Главная задача школьников – старательно учиться. Кроме права на учебу у учащихся есть и обязанности.

Каждый гражданин обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество. Вы должны бережно относится к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были чистыми и красивыми.

Школьники должны соблюдать правила поведения в школе, на уроках и переменах.

Учитель: Званием гражданин России следует гордиться.

- А что же нас всех объединяет, делает гражданами одной страны? (Ответы детей)

Учитель: Нас объединяет общая территория, на которой мы живем, единый язык, законы и государственные символы: флаг, герб, гимн.

Как вы видите у всех у нас один дом: планета земля, страна Россия.

Учитель: У каждого человека есть своя малая Родина там, где он родился, живет.

Если скажут слово Родина.
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

Наша Родина – республика Калмыкия – это часть огромной страны России. (Cлайд № 4)

- Какой главный город Калмыкии? (Элиста)

- Кто из вас был в этом городе?

- Что вы можете рассказать об этом городе? (Ответ детей)

Учитель: Элиста – столица Калмыкии. Молодой город стоит в степи. Особенно прекрасна столица весной. Весь город утопает в зелени, степной воздух наполняет кварталы. В Элисте есть музеи, театры, учебные заведения.

Наша столица с каждым годом растет и становится краше благодаря нашему президенту.

- А кто знает как зовут нашего президента? (Кирсан Николаевич Илюмжинов). (Слайд №5)

Учитель: К.Н. Илюмжинов молодой президент Калмыкии работает с 1993 г. Он же является и президентам ФИДЕ. Сегодня нет ни одной страны в мире, где бы о нас не знали.

Над зданием правительства республики развивается флаг ФИДЕ, объединяющий 162 страны мира. В республики была проведена Всемирная шахматная олимпиада, в которой приняли участие спортсмены из 129 стран.

Калмыцкий народ интересной и сложной судьбы, истоки которой, уходят в глубь веков, древней культурой.

- А знаете ли вы, символы Калмыкии? (Флаг, герб, слайд № 6)

(Учитель показывает символы Калмыкии)

Государственный герб Республики Калмыкия Сюльде - представляющий собой “улан зала” (красная кисточка на головном уборе – отличительный знак калмыков) и “хадак” (белая ткань в виде шарфа символ мира, добра) в круге золотисто-желтого цвета (цвет вероисповедания народа), в обрамлении национального орнамента “зег” (для кочевников – калмыков – символ светлого пути процветания) на голубом фоне (вечность), в основании которого лепестки лотоса белого цвета (символ чистоты, духовного возрождения). В верхней части герба изображение древнего символа Дербен Ойратов четыре скрепленных между собой круга.

Государственный флаг Республики Калмыкия представляет собой полотнище золотисто-желтого цвета, в середине которого изображен голубой круг с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков. Верхние пять лепестков лотоса олицетворяют пять континентов земного шара, четыре нижних лепестка – четыре стороны света, символизирующие стремление народов Калмыкии к дружбе со всеми народами.

Калмыкия многонациональная республика. С давних времен здесь живут рядом с калмыками, русские, украинцы, даргинцы, чеченцы, живут как добрые соседи, как хорошие друзья.

Красив наш край! Прекрасна калмыцкая степь весной, покрытая ковром цветущих тюльпанов. (Слайд № 7). Для калмыков они всегда были олицетворением весеннего возрождения природы, символом счастья. “Бамб цецг” - “цветок счастья”, - говорят о них в народе. (Стихотворение).

Гордость наших степей – сайгак (антилопа). (Слайд № 8)

Эти животные занесены в Красную книгу как и степные тюльпаны.

Трудолюбивые люди живут на нашей земле. Они разводят овец, коров калмыцкой породы. (Слайд № 9). А это – лучшая шерсть, первоклассное “мраморное” мясо, которое ценится во всем мире. На территории Калмыкии находится 7 заповедников. Гордость нашего края старейший заповедник на озере Маныч-Гудило. Там можно встретить розовых пеликанов, краснозобых казарок, фламинго.

Природные богатства Калмыкии велики и разнообразны. В земных недрах найдены нефть и газ. В озерах и каспийском море много рыбы.

Село Малые Дербеты, где мы живем и учимся, этот маленький уголок земли – тоже Родина, часть большой и необъятной нашей страны.

В селе есть две школы, детские сады, библиотека, кинотеатр, молодежный центр “Тюльпан”, магазины, почта, больница.

В этом году Калмыкия отмечает большой праздник – 400-летие добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России. 20 августа 1609 года был подписан указ о вхождении ойратов в состав России.

1 ученик: Здесь калмыки обосновались неспроста.

В степи стал город ясноликий –
Столица наша Элиста.

2 ученик:

Калмыкия страна просторов,
Ты велика и широка.
Тобой дивятся с юга горы,
Соседствуешь ты с тихим Доном
И древним Манычем – рекой.

3 ученик:

Все что природою дано нам,
Умножим собственной рукой
Здесь обрели простор широкий
Те кочевые племена,
Что из Монголии далекой
Пришли в седые времена.

4 ученик:

Когда они пришли впервые
Им отдала свои поля
Гостеприимная Россия
Обетованная земля.

В связи с 400-летием добровольного вхождения Калмыкии в состав России этим праздником наш край преобразился, стал еще краше.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации “Мы – граждане России” и “Права ребенка”, таблицы, карточки.

1. Оргмомент (презентация “С чего начинается Родина, муз. сопровождение).

Как вы думаете, почему сегодняшний урок мы начинаем с этой презентации?

На предыдущем уроке мы знакомились с прошлым нашей Родины.

Чем запомнились вам эти уроки?

Я бы хотела проверить ваши знания. Проведем небольшую проверочную работу.

Ответы записывайте в столбик.

2. Актуализация знаний.

1. Кто был первым русским князем? Рюрик.

2. Имя женщины княгини Ольга.

3. Предки русских людей Славяне.

4. Как звали сына княгини Ольги? Святослав.

5. Князь, которого убили древляне за жадность. Игорь.

6. Князь, получивший прозвище “Мудрый” Ярослав.

Проверьте свои ответы, (слайд 2) у кого все правильно возьмите красные кружочки. Кто допустил 1 или 2 ошибки – синие.

Прочитайте первые буквы слов, какое слово получили?

- Что такое Россия? (Государство) (слайд 3)

- В какой стране мы живем?

- Как называется главный город Российской Федерации?

- Кто стоит во главе государства?

- Кто знает, как зовут президента нашей страны?

- У нас есть и малая Родина. Как называется наша республика? Кто является президентом республики Башкортостан? (слайд 4 пустой)

3. Введение в тему урока.

- Ребята, возьмите фломастеры и на листочках нарисуйте круг и прямую линию. Теперь сидящих за первыми партами ребят я попрошу выйти с рисунками к доске. Посмотрите, рисунки получились разные, и люди тоже все разные, непохожие друг на друга. Хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране. Каждый человек живет в какой то стране. На 112 странице учебника вы найдете ответ на вопрос “как называют человека, который живет в той или иной стране?”

А вы являетесь гражданином нашей страны?

Как это можно доказать? (Свидетельство о рождении, паспорт). Иметь просто документ, удостоверяющий наше гражданство мало, надо стать настоящим гражданином. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов писал:

А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

А что значит “достойный сын”?

4. Совместное открытие знаний.

Молодцы, вы умницы, хорошо умеете работать. А любите ли вы играть?

Тогда поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (Капитанам раздаю разное количество карандашей)

- Игра началась! (Дети в замешательстве. Через некоторое время учитель удивляется, что ученики не умеют играть. Затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету)

- Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать через левое плечо)

- Снова играем! (Снова останавливается игра и, по своему усмотрению учитель называет победителя)

- Вам понравилась игра?

- Что не понравилось в ходе игры?

- Почему вам показалась игра нечестной?

- Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно? (В игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными, они не должны меняться по ходу игры)

- Наша жизнь тоже схожа с игрой, в ней есть правила по которым должны жить все граждане – ЗАКОНЫ. (слайд 5) Кто знает, как называется главный закон каждого государства? (Конституция) (слайд 6) Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году 12 декабря.

Как вы думаете, есть ли Конституция Республики Башкортостан? (слайд 7)

Конституция Республики Башкортостан созвучна с конституцией РФ. Она была принята 24 декабря. 1993 года.

Права

  • На жизнь и свободу
  • На мед.
  • Обслуживание
  • На образование
  • На труд
  • На отдых

Обязанности

  • Соблюдать законы
  • Защищать свою Родину
  • Беречь природу
  • Платить налоги
  • Заботиться о своих близких,
    стариках и детях

5. Физминутка (слайд 8).

У оленя дом большой,
Он сидит, глядит в окно.
Зайка по полю бежит
В дверь к нему стучит.
Тук, тук, дверь открой
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка, забегай
Лапу мне давай.

- О каком праве оленя говорится в первых строках физминутки? (Право на жилище и на отдых)

- Какие права зайки нарушаются? (Право на жизнь)

- Какова обязанность оленя по отношению к зайке? (Забота и защита слабых) (пустой слайд)

Государство заботится не только о взрослых гражданах, но и о детях. Выберите из данных прав те, которые можно отнести и к маленьким гражданам.

- Дополните список, на с. 114 учебника вы узнаете еще какими правами обладают дети.

- В нашей республике разработаны программы в поддержку детей “Одаренные дети” и “Дети сироты”, которые защищают права данной категории детей.

А есть еще международная организация, которая приняла “Конвенцию о правах ребенка”. Какое слово вам непонятно? Что оно обозначает? (Договор)

Игра “Заперщается, разрешается” (слайды 10-13).

Групповая работа (по 4 человека) карточки с заданиями.

- Сейчас мы с вами поработаем группами. Помните, что каждого надо уметь выслушать, потому что в группах должны соблюдаться равные права. (Каждая группа получает карточку с заданием, 1 минуту работают, обсуждают и 1 представительгруппы выходит к доске отвечать)

1 группа

Прочитайте отрывок из сказик и определите, какое право нарушает сказочный герои:

Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Аленушку.

2 группа. Каким правом решили воспользоваться дети?

Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда выросли, дети собрались искать своих родителей.

3 группа. Каким правом могут воспользоваться животные?

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,
И жучок и червячок, и медведица…

4 группа. О каком праве идёт речь в следующих строчках?

Каким правом воспользовалась Золушка, когда решила пойти на бал?

Какое право дало возможность Балде устроиться на работу к попу!

7 группа. Каким правом могут воспользоваться насекомые?

Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.

Взаимооценка (оцените работу соседа по парте символом)

А теперь проверим вашу память. Какие новые термины вы узнали?

- Граждане

- Конституция

- Права

- Обязанности

- Конвенция (слайд 14)

Что они обозначают?

- Помогите мне сделать вывод:

Все люди имеют одинаковые… (права), независимо от того:

- ребенок это или … (взрослый)

- мальчик или….(девочка)

- говорит на русском языке или …(на любом другом)

- живет на севере или…(юге)

Оцените свою работу символом.

Встаньте те, у кого 3 красных кружочка

Вы, ребята, хорошо поработали. Думаю вы всегда будете помнить о своих правах и обязанностях и о том, что и другие имеют такие же права и обязанности.

  • дома еще раз все повторить, поработать с учебником на с. 112–114;
  • ваш класс это тоже маленькое государство, чтобы жить в нем было всем хорошо, разработайте в группах законы класса.

А ещё я вам предлагаю нарисовать свой паспорт. На одной странице нарисуйте свой портрет, а на другой изобразите пиктограмму “Мои права”.

Цель: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно- нравственном смысле понятия “гражданин”.

Форма: классный час – размышление.

Информация к размышлению:

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего занятия “ Мы- граждане России!” Я предлагаю Вам поразмышлять о том, кто такой “гражданин”, что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества.

Каждый из нас, живущих в обществе играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д.И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами - граждане великой России!

2.обмен мнениями:

В каких случаях мы слышим слово “гражданин”?

Ково можно назвать настоящим сыном своего Отечества?

3.Ребята, понятие “ гражданин”имеет юридическое и нравственное толкование.

В юридическом смысле “гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации.

Какие важнейшие права вы можете назвать?( Приложение)

(право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.)

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

  • соблюдать Конституцию и законы России.
  • Уважать права и свободы других людей.
  • Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании. Образовании, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
  • В полном обьёме гражданин России может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: “ Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства”.

4. знакомство с законом о гражданстве.

В законе говориться: ( ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того ме6ста. Где он появился на свет.

По общему правилу гражданство детей, не достигших 14 лет, следует гражданству родителей, т.е. при изменении гражданства родителей изменится и гражданство детей. А вот у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах? (ответы детей)

5.А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия “ гражданин”?

Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение “ гражданин”, сколько его духовно- нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: “ Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”.

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а годы суровых испытаний, не задумываясь отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам “ загадочную русскую душу”.

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в Октябре 2002 года.

В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей.

Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна девочка, выходя из здания. Прижимала к себе плюшевую игрушку. Ее мама в тот момент оставалась в плену.

Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.

Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной “горячей точке” и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: “ Бандиты разговаривали жестко, очень жестко. У человека перитониальные боли в животе- надо делать операцию, иначе умрет.” Ну и что, - говорит один. Я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер”. И что это так показала жизнь.

Душное помещение, все время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться, спорить. На них нацелены автоматы, и женщины_ террористки в любую секунду готовы нажать на кнопку. Вот то, что увидел Л. Рошаль, когда вошел в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нем. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл стал последним.

“Я вообще ничего не боюсь”,- повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда после его 6 часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненого в кисть боевика”.

“Когда они не отдавали наших детей, и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских”.-“ как чеченских?”-“ Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас”

Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М.А. Школьникова,Ф. Шахова, А. Панов, В.Пономарев и погибший после штурма О. Маргеламов. Их доктор Рошаль настоящими героями. А о себе профессор, доктор медициских наук, хирург с мировым именем сказал так: “ Я не герой, таких как я, сотни”.

После “Норд –Оста” Рошалю была вручена премия “Национальный герой”. Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тыс.операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. Леонид Рошаль был и в Беслане в сентябре 2004г, все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями.

Террористы появились как из под земли. Около школы остановился военный грузовик, из кузова посыпались люди, стрелявшие в воздух и кричавшие “ Аллах Акбар!”. Террористы согнали перепуганную толпу людей на задний двор, из которого не было выхода, а затем в спортзал. “ Это захват. Вы взяты в заложники! Всем молчать”- сказал один из террористов.

Двое других начали доставать из рюкзаков провода и тросы, бомбы разных размеров. Подвешивать заряды террористы заставили самых высоких среди заложников. Систему подвесов разработали с зловещей изобретательностью: между баскетбольными кольцами были натянуты тросы, а уже к ним были на крюках привешены бомбы.

В зале стоял детский плач. “ Заткните их, или я их сам успокою”- сказал один из бандитов, направляя автомат на младенцев.

Одна из женщин попросила у них воды и бинтов для раненого мужчины. “Для вас ничего нет, ни воды, ни еды. Сядь на место и заткнись”- ответил боевик. Тянулись страшные, вечные часы плена. Леонид Рошаль переговаривая с боевиками по телефону говорил: “Пустите меня, я врач мне нужно посмотреть в каком состоянии дети. Я приду с лекарствами, чтобы помочь! Но террористы бросали трубку, надо было снова звонить. Всю ночь 2 сентября доктор вел переговоры с террористами, однако бандиты отказывались принять воду и медикаменты. “ Горцы так не поступают!”- сказал террористам детский врач. На следующий день удалось освободить 26 женщин и детей.

Эта трагедия шокировала весь мир. Она оборвала 333 жизни, в основном детей, сломала судьбы тысяч людей. Леонид Рошаль взывал к мудрости осетинского, ингушского и чеченского народов, чтобы не допустить войны между братскими народами на Кавказе.

6.Размышление.

Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим гражданином своего Отечества? Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать? .

Конечно ребята, в нашей жизни и в истории нашего отечества мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать, только того, кто защищал детей, женщин, стариков в чрезвычайных ситуациях?

Можно ли в повседневной жизни проявить свою гражданскую позицию? Как?

7.Тренинг.

Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Возникла необходимость съездить за лекарствами постороннему человеку…

8.Можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками? .

Ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зеленым островкам своего города.

Молодые люди участвуют в восстановлении храма.

Ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

9.Размышление о Родине.

Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина ?

Цветущие сады и ласковое море? Но вокруг и незасеянные поля и мусор по обочинам дорого встречается. Одни живут в покосившихся хатах и тесных “ хрущебах”, а другие строят особняки- дворцы. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же… все это Родина? И гражданин должен все это любить и понимать? Очень сложные вопросы. Невозможно любить помойки, понимать тяжелое положение стариков и огромную разницу в доходах.

Но гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему.

Но знать и хотеть мало. Гражданин действует.

Он понимает, что без его действий ничего не изменится. А что, скажете вы, может сделать школьник, во всем зависящий от родителей? Оказывается много!

10.Приведите примеры гражданского поведения.

Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть как гибнет природа его родного края- он работает в экологическом отряде и сажает деревья. Он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Вечером в парке он не сидит с ногами на скамейке и не разламывает ее перед уходом.

Гражданин хранит прошлое своей страны и участвует в восстановлении памятников старины

Гражданин понимает, что люди никогда не были равны и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.

11.Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?

( Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки ит.д.)

Вывод.

Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности. И я уверенна, что вы станете настоящими гражданами России.

Цель: создать условия для ознакомления с правами и обязанностями граждан России, уточнения знаний о том, почему человек должен соблюдать права и обязанности.

Планируемые результаты образования:

Предметные : научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России, презентация.

Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные : общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентации “Мы – граждане России” и “Права ребенка”, таблицы, карточки. Учебник Окружающий мир , часть первая, автор Н.В. Виноградова, рабочая тетрадь Окружающий мир, автор Н.В. Виноградова.

Ход урока.

I. Организационный момент. Готовность детей к уроку

– Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.

Я желаю вам сегодня добра.
Вы желаете мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.

– Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.

( слайд 1 ) Тема урока: «Мы - граждане России».

Вместе- целая страна.

Вместе – дружная семья,

В слове «МЫ» – сто тысяч «Я».

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах!

Над тобою солнце светит,

Ты прекрасней всех на свете,

---Как вы думаете, почему сегодняшний урок мы начинаем с этого стихотворения?

На предыдущем уроке мы знакомились с прошлым нашей Родины.

Чем запомнились вам эти уроки?

Я бы хотела проверить ваши знания. Проведем небольшую проверочную работу.

Ответы записывайте в столбик.

2. Актуализация знаний.

1. Кто был первым русским князем? (Рюрик).

2. Имя женщины княгини (Ольга).

3. Предки русских людей (Славяне).

4. Как звали сына княгини Ольги? (Святослав).

5. Князь, которого убили древляне за жадность. (Игорь).

6. Князь, получивший прозвище “Мудрый” (Ярослав).

- Прочитайте первые буквы слов, какое слово получили?

(Работа по диску и с интерактивной доской)

- Что такое Россия? (Государство) (слайд 3)

- В какой стране мы живем? (Российская ФЕДЕРАЦИЯ) (слайд 4)

(слайд 5) …Символы России - наши главные слова,

Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,

Президент, Конституция, Кремль и Москва,

Все это связано с нашей Отчизною!

Геннадий Горшков

- Как называется главный город Российской Федерации? (Москва) (слайд 10)

- Кто стоит во главе государства? (президент)

- Кто знает, как зовут президента нашей страны? (Путин В.В.) (слайд 11)

- У нас есть и малая Родина.

3. Введение в тему урока.

- Ребята, возьмите фломастеры и на листочках нарисуйте круг и прямую линию. Теперь сидящих за первыми партами ребят я попрошу выйти с рисунками к доске. Посмотрите, рисунки получились разные, и люди тоже все разные, непохожие друг на друга. Хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране. Каждый человек живет в какой то стране. На 152 странице учебника вы найдете ответ на вопрос “как называют человека, который живет в той или иной стране?”

А вы являетесь гражданином нашей страны?

Как это можно доказать? (Свидетельство о рождении, паспорт). (слайд 12)

---- Мы с вами – россияне, ГРАЖДАНЕ России.

4. Совместное открытие знаний.

Молодцы, вы умницы, хорошо умеете работать.

- А любите ли вы играть?

- Что надо знать, чтобы игра прошла успешно? (В игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными, они не должны меняться по ходу игры)

- Наша жизнь тоже схожа с игрой, в ней есть правила по которым должны жить все граждане – ЗАКОНЫ. -Кто знает, как называется главный закон каждого государства? (Конституция) (слайд 13)

--Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году 12 декабря.

---Как должен жить гражданин в своей стране? (слайд 14)

Каждый человек, живущий в каком либо государстве, является его гражданином, и государство предоставляет своему гражданину ПРАВА

На жизнь и свободу

На мед. обслуживание

Обязанности

Защищать свою Родину

Заботиться о своих близких,

стариках и детях

5. Физминутка (слайд 15).

У оленя дом большой,

Он сидит, глядит в окно.

Зайка по полю бежит

В двери он к нему стучит.

Тук, тук, дверь мне открой

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка, забегай

Лапу мне свою давай.

- О каком праве оленя говорится в первых строках физминутки? (Право на жилище и на отдых)

- Какие права зайки нарушаются? (Право на жизнь)

- Какова обязанность оленя по отношению к зайке? (Забота и защита слабых) (слайд 16)

Государство заботится не только о взрослых гражданах, но и о детях. Выберите из данных прав те, которые можно отнести и к маленьким гражданам.

А есть еще международная организация, которая приняла “Конвенцию о правах ребенка”. Какое слово вам непонятно? Что оно обозначает? (Договор)

В нашем районе разработаны программы в поддержку детей “Одаренные дети”, «Дети инвалиды» и “Дети сироты”, которые защищают права данной категории детей.

6. Закрепление.

Игра “Запрещается, разрешается” (слайды 19-28).

Групповая работа (по 4 человека) карточки с заданиями.

- Сейчас мы с вами поработаем группами. Помните, что каждого надо уметь выслушать, потому что в группах должны соблюдаться равные права. (Каждая группа получает карточку с заданием, 1 минуту работают, обсуждают и 1 представитель группы выходит к доске отвечать)

1 группа Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герои:

В бочку с сыном посадили,

И пустили в Окиян –

Так велел-де царь Салтан.

Материнство и детство – под защитой государства.

Главное право каждого человека – право на жизнь.

И маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить.

2 группа. Каким правом могут воспользоваться животные? (слайд 21)

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица…

Каждый человек имеет право на медицинское обслуживание.

3 группа. Каким правом могут воспользоваться насекомые? (слайд 23)

Как-то летом на лужайке

Господин учитель Жук

Основал для насекомых

Школу чтенья и наук.

Каждый ребенок имеет право на образование в зависимости от возраста: посещать детский сад, школу, техникум, университет.

В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки!

Значит, когда ты ходишь в школу, то помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

4 группа. Каким правом воспользовалась Золушка, когда решила пойти на бал? (слайд 25)

- Матушка, сестры, можно и мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце?

Каждый имеет право на отдых и участие в культурной жизни

Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться.

5 группа. О каком праве идёт речь в следующих строчках? (слайд 27)

Все работы хороши, выбирай на вкус!

Каждый имеет право на свободный труд по своему желанию.

Принудительный труд – запрещен.

Взаимооценка (оцените работу соседа по парте символом)

7. Итог.

А теперь проверим вашу память. Какие новые термины вы узнали?

- Конвенция (слайд 29)

Что они обозначают?

- Помогите мне сделать вывод:

Все люди имеют одинаковые… (права), независимо от того:

- ребенок это или … (взрослый)

- говорит на русском языке или …(на любом другом)

- живет на севере или…(юге)

Вы, ребята, хорошо поработали. Думаю, вы всегда будете помнить о своих правах и обязанностях и о том, что и другие имеют такие же права и обязанности.

8. Домашнее задание:

Дома еще раз все повторить, поработать с учебником на с. 152–159;

ваш класс это тоже маленькое государство, чтобы жить в нем было всем хорошо, разработайте в группах законы класса.

А ещё я вам предлагаю нарисовать свой паспорт. На одной странице нарисуйте свой портрет, а на другой изобразите пиктограмму “Мои права”.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: