Как написать характеристику на человека для суда в свободной форме

Обновлено: 25.04.2024

Здрав­ствуй­те. Сего­дня мы пого­во­рим о том, какую роль игра­ют харак­те­ри­сти­ки в суде, как соста­вить харак­те­ри­сти­ку с места рабо­ты и с места житель­ства, кото­рые предо­став­ля­ют в суд.

Что такое характеристика?

Поня­тие «харак­те­ри­сти­ка» мно­гим извест­но еще со шко­лы. Харак­те­ри­сти­ка — это доку­мент, в кото­ром люди, хоро­шо зна­ко­мые с чело­ве­ком по рабо­те или уче­бе, опи­сы­ва­ют его лич­ные и дело­вые качества.

Для чего нужна характеристика?

Харак­те­ри­сти­ка может вам пона­до­бить­ся как по граж­дан­ско­му делу — в спо­ре по опре­де­ле­нию поряд­ка обще­ния с ребен­ком или при опре­де­ле­нии места житель­ства ребен­ка. Либо допу­стим по уго­лов­но­му делу для рас­кры­тия качеств лица, при­вле­ка­е­мо­го к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти для полу­че­ния допол­ни­тель­но­го смяг­ча­ю­ще­го вину обсто­я­тель­ства.
При этом к харак­те­ри­сти­кам в суд нель­зя отно­сить­ся как к оче­ред­ной фор­маль­но­сти. По ним у суда скла­ды­ва­ет­ся образ чело­ве­ка, вывод о лич­но­сти и харак­те­ре ист­ца, ответ­чи­ка, под­су­ди­мо­го. Я счи­таю, что поло­жи­тель­ный харак­те­ри­зу­ю­щий мате­ри­ал нико­му еще не поме­шал и поло­жи­тель­ных харак­те­ри­стик мно­го не быва­ет. Поэто­му реко­мен­дую соби­рать харак­те­ри­сти­ки из всех воз­мож­ных мест.

Откуда брать характеристики?

Это может быть как место житель­ства насто­я­щее или про­шлое, место рабо­ты как насто­я­щее, так и про­шлое. Мож­но брать харак­те­ри­сти­ки из спор­тив­ных сек­ций и круж­ков в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств дела и лич­но­сти чело­ве­ка, в отно­ше­нии кото­ро­го берет­ся харак­те­ри­сти­ка.
Так же рас­про­стра­не­ны харак­те­ри­сти­ки с места уче­бы и с мест допол­ни­тель­но­го образования.

Как написать характеристику?

Итак. Харак­те­ри­сти­ка с места житель­ства состав­ля­ет­ся сосе­дя­ми, либо стар­ши­ми по дому или ТСЖ. Она состав­ля­ет­ся в сво­бод­ной фор­ме. Обра­зец такой бума­ги не закреп­лён ни одним из нор­ма­тив­но-пра­во­вых актов и его напи­са­ние не кон­тро­ли­ру­ет­ся.
Как пра­ви­ло, в ней содер­жит­ся сле­ду­ю­щая инфор­ма­ция: обя­за­тель­но ука­зы­ва­ет­ся орган, кото­рый запро­сил харак­те­ри­сти­ку (для кого она пишет­ся) любо мож­но напи­сать, что харак­те­ри­сти­ка предо­став­ля­ет­ся по месту требования.

Далее ука­зы­ва­ет­ся ФИО чело­ве­ка, о кото­ром пой­дет речь, пол­ный адрес про­жи­ва­ния, дата рож­де­ния и дру­гие дан­ные для опре­де­ле­ния на кого кон­крет­но выда­на харак­те­ри­сти­ка.
Про­пи­сы­ва­ет­ся инфор­ма­ция, харак­те­ри­зу­ю­щая дан­но­го чело­ве­ка, а имен­но: как харак­те­ри­зу­ет­ся в быту дан­ное лицо, участ­ву­ет ли в жиз­ни жиль­цов дан­но­го дома, испол­ня­ет ли обя­зан­ность по упла­те ком­му­наль­ных услуг, есть ли жало­бы от жиль­цов на нару­ше­ние им пра­вил про­жи­ва­ния в доме. Важ­но опи­сать вза­и­мо­от­но­ше­ния с сосе­дя­ми, были ли кон­флик­ты. Отно­ше­ние к алко­го­лю и наркотикам.

Как заверять характеристику?

В кон­це доку­мен­та ста­вит­ся под­пись лица (лиц), соста­вив­ших харак­те­ри­сти­ку. Чем боль­ше сосе­дей под­пи­шут харак­те­ри­сти­ку, тем весо­мее доку­мент. Сосе­ди долж­ны про­пи­сы­вать пол­ный адрес про­жи­ва­ния. Без сокра­ще­ний. Что­бы без вопро­сов было понят­но о ком идёт речь и кто под­пи­сал доку­мент.
В иде­а­ле харак­те­ри­сти­ка от сосе­дей заве­ря­ет­ся нота­ри­аль­но или в управ­ля­ю­щей ком­па­нии. Если част­ный дом, то улич­ком или адми­ни­стра­ция. В этом слу­чае заве­ря­ет­ся не содер­жи­мое харак­те­ри­сти­ки, а то, что ее под­пи­са­ли имен­но ваши соседи.

Характеристика с места работы

Харак­те­ри­сти­ку с места рабо­ты состав­ля­ет рабо­то­да­тель на фир­мен­ном блан­ке орга­ни­за­ции с ука­за­ни­ем рек­ви­зи­тов орга­ни­за­ции (наиме­но­ва­ние ком­па­нии, ИНН, ОГРН, юри­ди­че­ский адрес), а так же кон­такт­ных дан­ных орга­ни­за­ции, дан­ных лица, на кото­ро­го она состав­ле­на и даты и места состав­ле­ния доку­мен­та. Для суда име­ет зна­че­ние выяс­не­ние качеств чело­ве­ка в рам­ках рабо­че­го про­цес­са, поэто­му в этой харак­те­ри­сти­ке необ­хо­ди­мо отра­зить дело­вые каче­ства чело­ве­ка, его отно­ше­ние к тру­до­вым обя­зан­но­стям. Упор обыч­но дела­ет­ся на роль лица в кол­лек­ти­ве и его тру­до­вую репутацию.

Совет адвоката по характеристике

Я же сове­тую не увле­кать­ся и не опи­сы­вать в харак­те­ри­сти­ке, допу­стим, с места рабо­ты, где чело­век про­ра­бо­тал пару меся­цев, какой он заме­ча­тель­ный семья­нин и вся рабо­та ком­па­нии дер­жа­лась толь­ко на нем. Судьи в боль­шин­стве сво­ем умные люди и сра­зу пони­ма­ют, когда им при­но­сят доку­мен­ты, не отра­жа­ю­щие дей­стви­тель­ность. Такая харак­те­ри­сти­ка может толь­ко навре­дить. Пиши­те в них объ­ек­тив­ные вещи, силь­но не пре­уве­ли­чи­вая и не при­укра­ши­вая. На сего­дня все. До свидания.

Характеристика, это важный документ, где указывают информацию о человеке и описывают его личные и профессиональные качества. Документ составляют в соответствии с требованиями и организацией, куда его необходимо предоставить. Из характеристики делают вывод о личных качествах и о том, на сколько компетентен человек в той или иной сфере.

Как правильно написать характеристику образец

Характеристики различаются в зависимости от целей и предназначены для руководства внутри предприятия либо для внешних организаций. Подобные деловые документы составляют по общепринятым правилам. Обязательно описывают достижения, личностные и трудовые. Так же указывают конфликтность, стрессоустойчивость, компетентность, отношение в коллективе, вредные привычки, семейное положение.

Место требования этого документа может быть любым:

  1. Для будущего трудоустройства.
  2. В органы правопорядка, если совершенно правонарушение противоречащее закону.
  3. В судебные инстанции, чтобы показать хорошие качества подсудимого и помочь ему получить шанс для исправления.
  4. В консульство другой страны для открытия визы.
  5. В военкомат.
  6. В банк для получения кредита.
  7. В наркологический диспансер.

Написанное в характеристике формирует правильное мнение и помогает создать образ личности человека.

Приступая к написанию характеристики, пишите от третьего лица и следуйте следующим правилам:

  • составляйте документ на бумаге хорошего качества формата А4;
  • лучше, если характеристика будет напечатана на компьютере;
  • пишите от третьего лица;
  • слова пишите полностью, не сокращайте;
  • узнайте у коллег какое у них мнение о человеке, на которого составляется характеристика;
  • поставьте дату составления;
  • в характеристике должна стоять подпись одного лица или нескольких (руководителя, специалиста по кадрам).

В обязательном порядке указывается ФИО, желательно дата рождения. В зависимости от места предоставления — личные и профессиональные качества; трудовые и другие достижения.



Как написать положительную характеристику

Положительная характеристика может сыграть большую роль при устройстве на работу, так же в других жизненных обстоятельствах. При ее составлении необходимо руководствоваться объективными данными.

В зависимости от того, куда будет предоставлен документ, содержание будет разным. Например, если работник планирует найти новую работу, можно указать такие качества, как ответственность, целеустремленность, инициативность, профессионализм. Для суда — честность, хорошие отношения с сослуживцами. В органы опеки (при усыновлении) — заботливость, доброжелательность, аккуратность (чистоплотность), хорошие манеры.


Наиболее востребованы положительные характеристики, например, можно охарактеризовать работника таким образом:


В случае если характеризуемый имеет какие-либо награды, при составлении положительной характеристики, это необходимо указать.


Слова характеризующие хорошего человека, список

Подбирая слова и фразы, необходимо руководствоваться качествами человека, которые сыграют большую роль в тех или иных обстоятельствах.

  1. Трудолюбие и ответственность.
  2. Коммуникабельность, умение находить общий язык в коллективе.
  3. Инициативность и творческий подход.
  4. Добросовестность и честность.
  5. Чуткость и отзывчивость.
  6. Аккуратность и скрупулезность.
  7. Вежливость, дружелюбие.
  8. Дисциплинированность и пунктуальность.
  9. Творческий подход к делу.
  10. Моральная устойчивость.
  11. Внимательность к людям и жизненным обстоятельствам.
  12. Дипломатичность, обладание чувством такта.
  13. Жизнерадостность и оптимистичность.
  14. Требовательность к себе и к окружающим.
  15. Профессионализм в своем деле.
  16. Любовь к детям.
  17. Организаторские способности.
  18. Исполнительность и усидчивость.
  19. Искренность и справедливость.
  20. Настойчивость и упорство.

Как писать характеристику с места работы образец


Если работник запрашивает характеристику с места работы, срок предоставления документа, согласно статьи 62 ТК РФ, три рабочих дня. Такая просьба может инициироваться самим работником (не зависимо от того, продолжает он работать в данной организации или ищет новую работу), государственными органами, руководителями предприятий.

В характеристике необходимо отразить правдивую информацию. В законодательстве нет четкого определения, что должно содержаться в подобном документе. Руководство организации предоставляет данные на свое усмотрение. Стиль изложения информации должен быть сдержанным, не допускается слишком эмоциональный стиль, изложение ненормативной лексики.

В характеристике необходимо указать:

  1. Персональную информацию, в том числе факты из биографии, например, прохождение военной службы.
  2. Характеристики личности.
  3. Отношения в коллективе.
  4. Наличие выговоров, нарушение трудовой дисциплины.
  5. Профессиональные качества.
  6. Заслуги, награды, благодарности.

Структура документа «характеристика»:

  1. Заголовок.
  2. Данные анкеты (ФИО, дата рождения, адрес проживания, образование).
  3. Профессиональная деятельность, успехи в карьере.
  4. Личные качества.
  5. Заключение , возможно, рекомендации.
  6. Дата составления и подписи ответственных лиц.




Срока давности характеристика с работы не имеет. Но, информация на дату предоставления должна быть актуальной.

Как написать характеристику на ребенка образец


Причины составления характеристики на ребенка могут быть разные. Например, при выпуске из детского сада или при переводе в другую школу. Необходимо охватить все аспекты личности ребенка.

В первую очередь необходимо отобразить:

  • общие сведения, указать ФИО, дату рождения, состав семьи;
  • информацию о родителях;
  • материальное положение семьи;
  • описать физическое развитие, имеющиеся заболевания;
  • увлечение видами спорта, хобби;
  • усвоение материала, уровень интеллектуального развития, какие предметы легче даются;
  • отношения с другими детьми;
  • обобщение и выводы.

Чтобы составить правильную и объективную характеристику на ребенка, необходимо продолжительное наблюдение.




Как написать характеристику от соседей образец


Личность каждого человека тщательно рассматривается, когда необходимо решить юридические вопросы. Люди, которые проживают по соседству, могут предоставить дополнительную информацию, что поможет принять правильное решение.

Оценка соседей способна повлиять на судьбу человека не только в лучшую, но и в худшую сторону. Это актуально при решении вопросов о воспитании детей и о выборе меры пресечения подозреваемого, совершившего преступление.

Ситуации, когда может быть востребована характеристика от соседей:

  1. Судебный процесс, когда необходима полная картина личности истца, ответчика или подсудимого.
  2. Усыновление или лишение родительских прав.
  3. Получение на разрешение ношения оружия.
  4. Трудоустройство в органы ФСБ, МВД, охранные структуры.
  5. Поступление в учебные заведения.

Часто характеристика составляется человеком, которому она необходима. Соседи только ставят подписи. При чем, количество подписей может повлиять на принятие решения.

Данный вид характеристики составляется в свободной форме. Обязательно указывается дата, когда жилец поселился в квартире.




Как написать характеристику в суд образец


Основное требования предоставления характеристики для суда, это объективность и достоверность. Важно не отталкиваться от того обстоятельства, что гражданин стал участником судебного процесса. Если документ составляется по месту работы, его заверяет руководитель организации и ставится круглая печать. Цель предоставления — в суд либо по месту требования. При чем, необходимо сделать копию документа и оставить второй экземпляр в отделе кадров.

Искажение фактов при составлении характеристики для суда влечет за собой ответственность должностного лица, подписывающего характеристику.

Администрация может оставить за собой право отметить награды и достижения работника, например:

Достаточно часто в организациях появляется необходимость составить характеристику с места работы в суд. Характеристика представляет собой определенный документ, в котором изложено чье-либо мнение о человеке. В рассматриваемом нами случае это мнение работодателя. Несмотря на то что в характеристике указываются впечатления о работнике в целом, она должна носить максимально объективный характер.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец характеристики с места работы в суд

«____» _____________ 2019 года

Характеристика

Иванов Иван Иванович, «__» ________ 19__ года рождения, образование: высшее, от несения воинской обязанности освобожден (военный билет №_____) в настоящее время занимает в ООО «_________» должность менеджера по продажам (трудовой договор №_____ от «___»______ 201_ года. На данную должность Иванов И.И. был принят «___»______201_ года в соответствии с Приказом №___ 201__ года.

За время своей трудовой деятельности Иванов И.И. всегда добросовестно относился к исполнению своих трудовых обязанностей, выполнял все требования руководства. Энергичен, стрессоустойчив, ответственен. В трудовом коллективе со всеми имеет ровные отношения, коллеги его уважают, ценят опыт и профессионализм.

За время работы со стороны руководства нареканий и замечаний не имел, зарекомендовал себя как добросовестный работник. К дисциплинарной ответственности не привлекался.

Документ выдан по месту требования

Что должна отражать характеристика?

Характеристика с места работы является одним из видов данного документа. Наряду с ней судебными органами также обычно запрашивается характеристика по месту жительства. Для суда имеет значение выяснение качеств человека, замеченных за ним в рамках рабочего процесса. Именно поэтому в характеристике не должно содержаться информации относительно жилищных условий, семейных отношений, материального положения лица. Как правило, частично данные аспекты отражаются в иных видах характеристик.

При составлении документа работники кадровых служб должны отразить деловые качества человека, его отношение к трудовым обязанностям. Упор обычно делается на роль лица в коллективе и его трудовую репутацию. При оформлении документа не рекомендуется использовать оценочные суждения и отдавать предпочтение конкретным фактам.

Даже если на момент составления характеристики работодателю известно о деталях судебного процесса, в рамках которого представляется документ, это не должно оказывать влияния на его содержание. При составлении формы не следует давать свою субъективную оценку фактическим действиями лица вне зависимости от его процессуального статуса.

По своему содержанию характеристика с места работы может являться:

  • отрицательной;
  • положительной;
  • нейтральной.

Каким образом должна быть составлена характеристика?

В настоящее время единая форма для составления характеристики отсутствует, в связи с чем работодатель может составить документ по удобному для него шаблону. Однако, поскольку характеристика относится к официальным документам, необходимо соблюдать ряд требований к ее составлению:

  • расположение на фирменном бланке организации;
  • указание идентификационных реквизитов организации (наименование, ИНН, ОГРН, юридический адрес);
  • указание контактных данных организации;
  • указание адресата (характеристика может быть затребована непосредственно самим работником для дальнейшего предъявления в судебные органы, либо быть истребованной непосредственно судом)
  • указание данных лица, на которого составлена характеристика;
  • дата и место составления документа.

Важно! Документ следует подписать руководителю организации. Также его необходимо будет скрепить печатью. Характеристика составляется в двух экземплярах: один из них остается у работодателя, а второй выдается лицу, которое запрашивало соответствующую информацию.

Несмотря на отсутствие типовой формы характеристики, можно выделить несколько смысловых блоков данного документа:

  1. Вводная часть. В данном блоке следует указать общую информацию о лице, на которое составлена характеристика (Ф.И.О., занимаемая в организации должность, опыт работы). Также можно отметить сведения об образовании и прохождении военной службы, если таковые известны работодателю.
  2. Информация о работе в организации. В данной части обычно указывается «трудовой путь» лица (когда оно было принято на работу, его должность, карьерный рост). Если на момент составления документа лицо уже уволено из организации, необходимо отразить дату и причину увольнения со ссылкой на положения нормативного акта. Также в данном блоке может содержаться информация о прохождении работником дополнительных курсов, участии в профессиональных мероприятиях.
  3. Информация о деловых и личных качествах. В данном блоке следует отразить присущие лицу профессиональные качества, отмеченные работодателем. Также может содержаться информация о личных качествах, которые оказывали позитивное либо негативное влияние на выполнение лицом своих должностных обязанностей. Следует отметить роль сотрудника в коллективе.

В конце характеристики обычно содержится информация о дисциплинарных взысканиях либо о его профессиональных достижениях.

Эта важная бумага может быть составлена по просьбе самого сотрудника, по инициативе руководителя или по внешнему запросу, в зависимости от места и цели предполагаемого предъявления. Характеристика на сотрудника может быть внутренним документом и предназначенной для предоставления по любому месту требования. Ниже приведён пример характеристики на работника. Скачайте и отредактируйте под себя.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец написания универсальной характеристики

«____» _____________ 201_ года

Характеристика

на Аверину Веру Владимировну, старшего экономиста ООО «_____________»

Аверина В.В., «__» ________ 19__ года рождения, образование высшее (окончила в 2000 г. Московский Государственный Университет по специальности «Экономика и управление»).

Работает в ООО «_____________» на должности экономиста с 18 апреля 2007 г., в 2009 году переведена на должность «старший экономист». За время работы направлялась на курсы повышения квалификации, которые успешно окончила, получив сертификаты по программам: «Отчетность-2016», «Финансовая аналитика», «Современный экономический прогноз».

За время работы показала комплексное владение знаниями и умениями по своей специальности. Обладает отличными навыками ведения деловых переговоров, коммуникабельна, стремится к активному самосовершенствованию. Интересуется последними информационными новшествами в экономической области, посещает тренинги и семинары по специальности.

Зарекомендовала себя как надежный, ответственный работник, не нарушающий сроки выполнения заданий и предоставляющий исчерпывающую отчетность. В трудных ситуациях быстро принимает оптимальное решение. Стрессоустойчива и спокойно воспринимает критические замечания. В коллективе пользуется уважением и хорошим отношением коллег, в конфликтных ситуациях не замечена.

Дисциплинарных взысканий за время работы не получала.

Характеристика выдана для предъявления по месту требования.

Внутренние характеристики

Вышестоящий руководитель может затребовать непосредственное руководство дать оценку личностным и профессиональным качествам сотрудника в различных ситуациях. Эти ситуации могут быть такие, как:

  • принятие решения о переводе на определенную должность;
  • оценка способности выполнить то или иное поручение;
  • возможность ответственной командировки;
  • найти оптимальный способ воздействия на сотрудника, чтобы повысить его профессионализм или нивелировать отрицательные качества;
  • определение возможности доверия (допуски к служебной информации, коммерческой тайне и т.п.);
  • чтобы оценить стрессоустойчивость и профпригодность к опасным работам и критическим ситуациям;
  • принять меры для снижения напряженности в коллективе и др.

В составлении этого документа может принимать участие не только начальник структурного подразделения, где работает характеризуемый сотрудник, но и работники отдела кадров, а также, при необходимости, руководитель службы безопасности.

К СВЕДЕНИЮ! Основания для составления внутренних характеристик должны быть прописаны в локальных нормативных актах предприятия.

Внешние характеристики

Официальные документы, которые будут предоставляться в инстанции помимо предприятия, могут быть оформлены по запросу самого сотрудника или непосредственно по требованию самих инстанций.

    Характеристика составляется по просьбе сотрудника
    Работнику предприятия может понадобиться отзыв о нем от руководства для таких целей:

  • поступление в высшее учебное заведение;
  • выдача разрешительных документов;
  • взятие кредита;
  • прохождение воинской службы;
  • различные отношения с правоохранительными, муниципальными и другими государственными органами.

ВНИМАНИЕ! Когда точно известна цель написания характеристики и место ее предоставления, легче сделать акцент на информации определенного рода. Например, для получения кредита не так важны производственные показатели, как дисциплинированность, ответственность, обязательность работника и т.п. На практике чаще всего в характеристике указывают «Для предъявления по месту требования», а значит, она должна носить универсальный характер.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В стороннем запросе далеко не всегда четко определено, какого рода информация о работнике требуется. Поэтому лучше составлять характеристику по базовым шаблонам, рекомендуемым для подобных документов.

Правильно оформленная характеристика

Любой документ требует правильного оформления и наличия соответствующих реквизитов. Основные моменты, важные для оформления характеристики, заключаются в следующем.

  1. Для написания этого документа используют официальный бланк организации либо лист стандартного формата А4. Для внешних характеристик предпочтительнее бланк, но если его нет, то реквизиты организации должны быть указаны в обязательном порядке.
  2. Текст излагается от третьего лица, при этом используется настоящее или прошедшее время (например, «работник соответствует…, обладает» или «сотрудник имел…, выполнял).
  3. Первым словом документа является его название «Характеристика», далее следует написать, на кого она дается (полное ФИО без сокращений и должность сотрудника).
  4. Объем текста не ограничивается, на практике редко превышает одну печатную страницу.
  5. В конце текста пишется стандартная информация о месте предоставления, либо указывается, что предъявить характеристику можно по месту требования.
  6. Ответственность за достоверность сведений в характеристике несут подписавшиеся. Достаточно подписи руководителя организации, желательна виза руководителя отдела кадров и непосредственного начальника характеризуемого. Подписи должны быть расшифрованы (фамилия и инициалы).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чтобы характеристика набрала силу юридического документа, она должна быть датирована, завизирована руководством и заверена круглой печатью предприятия.

Содержание характеристики: необходимость и достаточность

Различие в написании внутренней и внешней характеристик базируется на том, что в первом случае изначально известно, где именно работает сотрудник, и куда будет предоставляться характеристика. Поэтому в документе «для внутреннего пользования» эти сведения можно опустить, зато полнее раскрыть рабочий и творческий потенциал работника.

Во внешней же характеристике нужно как можно полнее указать все личные данные сотрудника, причем только с письменного его согласия на их обработку и использование, как того требует закон (ст.88 ТК РФ).

Прежде чем составлять текст характеристики, определите цель ее предоставления: это поможет правильно отобрать факты для изложения.

Обычно характеристику содержательно можно разделить на несколько блоков:

  1. Заголовок,
  2. Анкета,
  3. Трудовая деятельность,
  4. Личные качества,
  5. Заключение.

Заголовок и заключение относятся к оформлению характеристики. Остальные пункты рассмотрим подробнее.

Анкета

В первом абзаце нужно коротко описать официальные данные о человеке: указать его год рождения, перечислить оконченные им учебные заведения, уточнить специальность, а также, если есть ученые степени и звания. В этом абзаце достаточно употреблять только фамилию с инициалами, так как полное имя уже было указано в заголовочной части.

Трудовая деятельность

Описание трудового пути работника может быть как полным, так и ограниченным работой в данной организации. При этом важно указать:

  • на какую должность был принят на работу;
  • показатели карьерного роста (в каком году, какие должности последовательно занимал);
  • сведения о получении дополнительного образования, повышении квалификации, прохождении курсов и пр.;
  • оценка результатов работы (в каких проектах принимал участие, чем руководил, что удалось выполнить самостоятельно и т.п.);
  • достижения (успехи и поощрения либо, наоборот, провалы и порицания);
  • стоит перечислить все награды и взыскания.

Личные качества

Один из самых важных разделов документа, ведь если трудовую деятельность можно оценить объективно (по наличию результатов, отсутствию дисциплинарных взысканий и т.п.), то характеристика личности всецело зависит от способа ее подачи. Особенно этот раздел имеет значение для внешних характеристик, ведь сторонние организации интересует, в первую очередь, «психологический портрет» человека, а не его трудовые достижения. Приведем план развернутой характеристики личности сотрудника, при необходимости можно выбрать нужные пункты и ограничиться ими.

Это информация, оформленная в виде документа, о личных и профессиональных качествах человека.

Для чего и где требуется предоставление характеристики?


Для изучения качеств человека:

  • при приеме на работу;
  • при переводе на другую работу;
  • при поступлении в учебное заведение;
  • в МИД;
  • в органы МВД;
  • в военкомат;
  • в ГИБДД;
  • в банк (в отдел кредитования);
  • в органы опеки;
  • в суд и др.

Характеристика предоставляется с целью объективного изучения личностных качеств человек и его профессиональных особенностей, как работника.

ст. 62 ТК РФ – «По письменному заявлению работника (в течение 3-х рабочих дней) работодатель обязан выдать работнику характеристику для предоставления ее по месту требования».

Оформление характеристики


В качестве бумажного носителя информации служит лист бумаги стандарта А4, который может быть оформлен в произвольной форме, либо на фирменном бланке предприятия с указанием его юридического названия, места расположения и контактных данных. Текст характеристики должен предоставлять объективные данные о работнике (сотруднике) и отражать его личностные и профессиональные качества, как человека, так и работника.

  • В конце документа обязательно ставится: число, дата, год.
  • Документ подписывается руководителем (нанимателем) и заверяется печатью.

Выдача характеристики фиксируется в специальном журнале по выдаче документации, где получатель расписывается в ее получении.

Образцы характеристик, составленные юристами


Перед вами примеры (образцы) наиболее часто используемых характеристик. В каждом разделе имеются шаблоны для самостоятельного заполнения документа и приведены особенности его оформления.

Переход по ссылке откроет следующие положительные характеристики с работы на:

  1. Рабочего (производственная).
  2. Менеджера (в торговом центре).
  3. Водителя (для предоставления по месту требования).
  4. Главного бухгалтера предприятия.
  5. Бухгалтера-кассира.
  6. Юриста и юрисконсульта.
  7. Учителя (преподавателя среднеобразовательной школы).
  8. Врача (медработника).
  9. Уборщицу.
  10. Дворника.
  11. Лаборанта.
  12. Повара.
  13. Воспитателя детского сада.
  14. Журналиста из газеты.
  15. Охранника в частной фирме.
  16. Начальника отдела кадров.
  17. В полицию по уголовному делу.

Также в разделе имеются формы для самостоятельного оформления характеристик и шаблоны для их заполнения.

Переход по следующей ссылке откроет следующие положительные характеристики с работы на:

  1. Рабочего (производственная).
  2. Водителя категории «В».
  3. Главного бухгалтера ООО.
  4. Бухгалтера-кассира на предприятии.
  5. Юриста или юрисконсульта.
  6. Учителя в средней школе.
  7. Врача городской больницы.
  8. Воспитателя детского сада.
  9. Повара в средней школе.
  10. На работника в полицию (по уголовному делу).

В конце раздела имеются формы для самостоятельного оформления характеристик и шаблоны для их заполнения.

Характеристика на руководителя

В разделе следующие характеристики:

  1. Общий пример.
  2. Руководителя практики (проекта) от организации.
  3. Классного руководителя.
  4. Руководителя отдела продаж.
  5. На руководителя коллективного кружка и учебной практики.
  6. Руководителя по физическому воспитанию.

Формы и шаблоны для заполнения.

Характеристика в ГАИ

  • Характеристики в ГИБДД (ГАИ)
  1. На работника в ГИБДД.
  2. С работы в ГИБДД.
  3. С места жительства в ГИБДД.
  4. О не лишении прав.

Также: различная дополнительная информация по теме раздела.


  1. Почетной грамотой.
  2. На звание лучшего социального работника.
  3. Награждение грамотой работника культуры.
  4. Залуженного медработника почетной грамотой.
  5. Почетным работником работника Департамента образования и культуры.
  6. Грамотой работника ЖКХ.


В разделе следующие характеристики:

  1. Школьника для трудоустройства.
  2. Призывника из школы, колледжа, ВУЗа для военкомата.
  3. Студента из университета для устройства на госслужбу.
  4. С места обучения для работы в полиции МВД.


Список документов в разделе:

  1. На мальчика из школы.
  2. На девочку из школы.
  3. На ученика с низким уровнем знаний и успеваемости.
  4. На ученика со средними способностями.
  5. На ученика из неблагоприятной семьи с плохим поведением.
  6. На трудного подростка в полицию от классного руководителя.
  7. Для военкомата.

В разделе образцы:

  1. От соседей.
  2. В полицию с места жительства.
  3. От участкового инспектора в суд по уголовному делу.
  4. На ребенка (подростка) в опеку.
  5. С места жительства в военкомат.

В разделе имеется информация о том, как правильно написать и заверить эти документы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: