Как на взгляд автора связаны судебная и законодательная власти

Обновлено: 22.04.2024

В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти. На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.


Признаки законодательной власти

  1. Системность
  2. Набор фукнций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей
  3. Коллегиальность
  4. Представительство интересов, выборность

Особенности законодательной власти

Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями. Можно выделить несколько особенностей, присущих законодательной ветви власти:

  • законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения;
  • по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом;
  • кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции законодательной власти

1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.

2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;

4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.

Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.

Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации

Федеральное собрание По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Исправление ошибок подробнее .

Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее . Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Федеральное собрание Российской Федерации подробнее . Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума РФ подробнее определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума Российской Федерации подробнее также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве ( Центральный банк России По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Центральный банк России подробнее , Счетная палата, Уполномоченный по правам человека По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Комитет по правам человека подробнее ). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Депутат подробнее – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.

Совет Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее . Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.

Опираясь на мнение автора приведенное в тексте, а также на знание курса обществоведения объясните какую ключевую функцию выполняет каждая из ветвей?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Уже давно выделяют три ветви государственной власти. Зачем необходимо данное разделение? Суть в том, что слишком большие полномочия не должны находиться в руках одних людей. В качестве примера можно назвать то, что один орган не должен создавать законы, при помощи которых в дальнейшем будет влиять на поведение людей. Законодательная власть практически во всех цивилизованных странах считается властью народной. Как это понять? Считается, что единственный источник власти – народ. Почему тогда новые НПА принимают конкретные люди и органы? Все дело в представительстве. Считается, что народ выбирает тех, кому доверяет создание новых законов.

Да, законодательная ветвь власти сильна, так как ей принадлежит исключительное право принятия законов. Законы, принятые в парламенте, могут быть не одобрены органами исполнительной власти, однако законодательная власть на исполнительную тоже определенное воздействие оказывать может. Здесь все строится на так называемой системе «сдержек и противовесов», благодаря которой ветви власти всегда находятся в равном положении и ни в коем случае не могут влиять на решения друг друга. Законодательная власть – это власть независимая. Законопроекты должны разрабатываться не с учетом интересов конкретных личностей, а именно с учетом интересов всех людей, проживающих в стране. Исполнительная власть, конечно же, не связана с разработкой законопроектов. Ее органы принимают непосредственное участие в управлении государством. Высший ее орган – Правительство. Какое отношение к исполнительной власти имеет Президент нашей страны? Данный вопрос не так-то прост. Дело в том, что Конституция не относит его к конкретной ветви власти, однако по логике вещей ему все-таки достается власть исполнительная. Правительством непосредственно управляет Премьер-министр (Россия – президентско-парламентская республика). Президент РФ имеет влияние на Правительство, однако о степени этого влияния ничего конкретного сказать нельзя. Многие знаменитые юристы уже давно ведут споры по этому поводу. Исполнительная ветвь власти действует на основании законов, принятых парламентом, органами местного самоуправления и так далее. Можно сказать, что она реализует эти законы. Также она обеспечивает их исполнение. Данная ветвь власти действует на всей территории страны, а действие ее является непрерывным. Да, она независима, но действия людей, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями, не должны выходить за рамки принятых законов. Незаконные действия не допустимы при любых обстоятельствах. Ветви власти три. Какая третья? Судебная. Многие известные юристы считают ее самой независимой. Она призвана охранять право и выступать в качестве арбитра в спорах, которые возникают по поводу него. Судебная власть находится в руках судей, то есть тех людей, которые, опираясь на закон, должны вершить правосудие. Судьи неприкосновенны, независимы, несменяемы, назначаемы, однако в своих решениях по конкретным делам они могут опираться только на действующее законодательство. Любые попытки хоть как-то повлиять на судебные решения жестоко пресекаются. Преступления против судей считаются очень серьезными. Разделение властей существует в мире уже достаточно давно. Что можно сказать относительно нашей страны? В первую очередь стоит отметить, что советские власти не признавали три ветви власти и считали, что все должно быть сосредоточено в одних руках. Разделение властей они считали плохой идеей, которая могла родиться только в умах буржуазных мыслителей других стран. СССР распался – появились три независимые ветви власти.

Во все времена важнейшими задачами государства являлись обеспечение внутренней безопасности, охрана общественного правопорядка, борьба с преступностью.

Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценность. Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество.

В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решить стоящие перед обществом задачи, как то: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий; четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц; борьба с преступность, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом; обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане управленческого процесса; формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.


Задания Д22 C3 № 8747

Задание №6437.
Поиск социальной информации. ЕГЭ по обществознанию

Прочитайте текст и выполните задание.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных выборов. Законодательные органы и другие органы власти подконтрольны избирателям посредством системы народного представительства и демократических выборов. В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент, который бывает двухпалатным и однопалатным. В ряде стран действует так называемая простая двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая — на основе территориальной пропорциональности.

Исполнительная власть отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительно-распорядительная власть должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона. Её сдерживание достигается посредством регулярной отчётности и ответственности перед народным представительством.

Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. В отличие от других ветвей власти судебная власть имеет неизменную функцию — обеспечивает соблюдение юридически установленного политического порядка. Из этого следует, что она не является элементом, определяющим весь политический режим, ибо не участвует непосредственно в осуществлении законодательного акта. Поэтому в основе классификации политических режимов лежит структура отношений между законодательной и исполнительной властями.

Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь не идёт об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременно тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.

Каковы тенденции развития государства в современном мире? Отмечают две взаимосвязанные и в то же время противоположные тенденции. Первая состоит в усилении роли и значимости государства в обществе. Вторая прямо противоположна первой и связана с ограничением государственной власти, уходом власти от государства к другим социальным структурам.

В чём отличие судебной власти от других ветвей власти? Как, на взгляд автора, связаны судебная и законодательная власти?

Пояснение:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: в отличие от двух других ветвей власти судебная власть не является элементом, определяющим политический режим, т.к. имеет одну неизменную функцию;
2) ответ на второй вопрос: законодательная власть контролируется через систему судов.

Источник: Обществознание, ЕГЭ. 30 типовых вариантов. А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль. 2020
Сообщить об ошибке

Взаимодействие властей - это координирование различных совместных вопросов, а также, осуществление определенного влияния друг на друга рассматриваемых ветвей власти.

Анализируя нормы Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и действующего законодательства можно понять, что судебная власть зачастую контактирует с остальными ветвями власти государства. Действующая схема взаимодействия выглядит следующим образом:

  • законодательная власть определяет систему судебных органов государства, правовой уровень судей, процессуальные стороны разрешения дел, реализует контроль за бюджетом;
  • власть исполнительная подготавливает кадры для судебных органов, формирует материальную базу для судов, обеспечивает судебные органы финансированием;
  • Президент РФ определяет к назначению судей высших судов, самостоятельно определяет судей федерального уровня нижестоящих судов, реализует право на помилование, принимает участие в реализации законодательной и исполнительной властей и не вправе вмешиваться в деятельность судебной власти;
  • судебная власть наделена правом в установленном законом порядке проверять нормативные и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти разрешать конфликты между государственными органами, субъектами Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее , рассматривать жалобы граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной властями

Органы законодательной власти воздействуют на работу судебных органов. Они формируют для них нормативно-правовую основу, охватывающую вопросы организации судебной системы.

Также, законодательная власть, посредством применения процессуального права, устанавливает режим деятельности судьи.

Законодательство принимается во взаимосвязи с правовыми предложениями, которые инициируют органы исполнительной и судебной власти.

Деятельность судебной власти в процессе взаимодействия с остальными ветвями власти выражается в том, что с ее стороны предоставляются различные материалы правоприменительной практики.

Также, судебная власть улучшает законодательную и исполнительную деятельность остальных ветвей власти, акцентирует внимание на правовых и моральных нормах, принципах конституции, которые подлежат обязательному соблюдению.

Существует некоторое противостояние между законодательной и судебной властями, которые выражается в периодических попытках законодательной власти изменить статус, компетенции либо отдельные полномочия конституционных и уставных судов. Причем, направлены данные действия в сторону их ослабления.

Например, за весь период осуществления деятельности Конституционного Суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее в адрес Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее поступило приблизительно около 50 предложений по изменению его компетенций.

Авторитет судебной власти в большей мере зависит от того, законодательство какого содержания принимается со стороны законодательной власти.

Исполнительная власть принимает участие в процессе формирования корпуса судебного состава, готовит и создает требуемые условия для осуществления деятельности судебных органов и реализации принятых решений.

Особенностью взаимодействия исполнительной и судебной ветвей власти между собой можно считать тот факт, что данный процесс несбалансирован.

Ветвь судебной власти в своем положении неоднозначна. Это сильная власть, поскольку, только в ее компетенции осуществление таких мер, которые не могут предпринять ни законодательная, ни исполнительная власти. Одновременно с этим, она и относительно слабая, поскольку она не опирается на поддержку непосредственно избирателей.

Принцип разделения властей – это основополагающий принцип организации публичной власти, предусматривающий ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, с целью обеспечения системы сдержек и противовесов, а также контроля действий субъектов власти.

Сущность принципа разделения властей в системе государственного и муниципального управления

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную выступает в качестве важнейшего принципа функционирования государственного и муниципального управления Российской Федерации. Россия в качестве правового государства закрепляет этот принцип декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации». Также этот принцип закреплен в российской Конституции.

Принцип разделения властей подразумевает осуществление законодательной деятельности в форме принятия законов и иных нормативно-правовых актов, реализуемую представительными органами власти; исполнение законов, осуществление исполнительно-распорядительной деятельности органами государственного и муниципального управления исполнительного характера; осуществление судебной власти возлагается на независимые судебные органы.

Все ветви власти обладают самостоятельностью и относительной независимостью друг от друга. Относительность независимости проявляется в наличие взаимосвязи и взаимодействия между ветвями власти.

Конкретным воплощением разделения властей является разграничение компетенции между органами, представляющими ту или иную ветвь власти, наличии взаимного контроля.

Сущность и роль законодательной власти в государственном и муниципальном управлении

Задача законодательной власти состоит формирование нормативно-правовой базы по всем направлениям жизнедеятельности общества, государственного и муниципального управления.

Готовые работы на аналогичную тему

В Российской Федерации законодательная ветвь власти представлена на уровне государства двухпалатным Федеральным Собранием. Верхней палатой Федерального Собрания является Совет Федерации, нижней палатой – Государственная Дума. На уровне субъектов Российской Федерации законодательная власть представлена государственными собраниями, законодательными собраниями, областными думами, парламентами и так далее. Наименование данного органа закрепляется конституцией или уставом региона. На уровне муниципалитетов представительные органы власти могут именоваться городскими думами, городскими собраниями, городскими парламентами и так далее, в зависимости от содержания устава муниципального образования.

Формирование органов исполнительной власти как на государственном, как на муниципальном уровне обеспечивает принцип выборности, реализуемый в форме всеобщего избирательного права. Единственным исключением является Совет Федерации, формирование которого осуществляется иным способом.

Полномочия законодательной ветви власти заключаются в праве принятия законов, бюджетов, осуществления парламентского контроля за действиями органов исполнительной власти.

Особое место в системе законодательной власти российской Конституцией отводится Федеральному Собранию.

Федеральное Собрание – это парламент Российской Федерации, включающий в свой состав две палаты. Федеральное Собрание является представительным органом власти, функционирующим на постоянной основе. По отношению к данному органу применяется особый порядок избрания и формирования.

Верхняя палата парламента включает по два представителя от всех субъектов Российской Федерации, один из которых является представителем законодательного органа власти, второй – исполнительных органов власти.

Государственная Дума включает в свой состав 450 депутатов, избрание которых осуществляется на пятилетний срок.

В ведении Федерального Собрания находится решение таких вопросов как принятие законодательства, утверждение федерального бюджета, установление федеральных налогов и сборов, одобрение кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации, решение вопросов доверия или недоверия российскому Правительству, назначение руководителя Центрального Банка, Счетной Палаты, ее аудиторов и так далее.

Сущность и роль исполнительной власти в государственном муниципальном управлении

Исполнительная ветвь власти призвана осуществлять практическое государственное и муниципальное управление.

На уровне государства субъектами исполнительной власти являются российское Правительство, федеральные органы исполнительной власти в лице министерств, федеральных служб, комитетов и так далее. На уровне регионов субъектами исполнительной власти выступают главы регионов, их правительства, министерства, администрации, департаменты и так далее. На уровне муниципальной власти исполнительная власть представлена муниципальной администрацией.

Формирование исполнительных органов власти осуществляется посредством назначения.

Исполнительные органы власти наделены правом организации исполнения законодательства, осуществления управления различными отраслями и сферами государственного и муниципального хозяйства, реализации контрольных полномочий в отношении других ветвей власти.

Сущность и роль судебной власти в государственном и муниципальном управлении

Судебная власть представлена различными видами судов на всех уровнях государственного и муниципального управления. Важнейшую роль в судебной системе играют Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный Суды Российской Федерации, а также федеральные суды.

Основу формирования заставило судебных органов составляет конкурс.

Судьи высших судов назначаются Советом Федерации на основании представления российского Президента, назначение мировых судей или их избрание осуществляется представительными органами власти регионов или населением судебного участка.

Судебные органы наделены правом осуществления гражданского, уголовного, административного, конституционного судопроизводства.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 02.03.2022

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: