Как можно потратить государственную субсидию

Обновлено: 24.04.2024

1. Кто может претендовать на получение субсидии из городского бюджета?

На субсидию для приобретения или строительства жилья могут претендовать те, кто стоит на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий (то есть все, кто встал на жилищный учет до 1 марта 2005 года), и кому направлено уведомление Департамента городского имущества города Москвы о возможности получения субсидии.

2. Как рассчитывается субсидия?

Размер жилищной субсидии определяется следующим образом:

Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра площади жилья в крупнопанельных домах типовых серий умножается на среднюю площадь жилого помещения, исходя из следующих нормативов:

  • 18 квадратных метров на одного человека;
  • 36 квадратных метров на одиноко проживающего в занимаемом жилом помещении человека или единственного человека, состоящего на учете;
  • 50 квадратных метров на 2 человек;
  • 70 квадратных метров на 3 человек;
  • 85 квадратных метров на 4 человек;
  • по 18 квадратных метров на 5 и более человек.

При этом, если у вас или членов вашей семьи есть право самостоятельного пользования жилым помещением или частью жилого помещения, его размер вычитается из нормы предоставления.

Полученная в результате сумма называется нормативной стоимостью.

Итоговая сумма субсидии вычисляется как доля от нормативной стоимости. Доля эта зависит от срока, в течение которого семья состояла на жилищном учете. Если с момента постановки на учет прошел 1 год, доля составляет 5%; 2 года — 12%, 3 года — 20%, 4 года — 30%, 5 лет — 40%, 6 лет — 51%, 7 лет — 60%, 8 лет — 64%, 9 лет — 67%, 10 лет и более — 70%.

Исключение составляют многодетные семьи (семьи, имеющие 3 и более несовершеннолетних детей). Им предоставляется социальная выплата из московского бюджета в размере полной нормативной стоимости жилья.

Вы можете приобрести жилье (дом, квартиру или комнату) как с использованием субсидии, так и с использованием субсидии и личных или заемных средств. Если стоимость жилья будет меньше размера жилищной субсидии, можно использовать только ту ее часть, которая соответствует стоимости жилья.

3. На что можно потратить субсидию?

Субсидия может быть потрачена:

  • на приобретение отдельной квартиры или жилого дома высокой степени технической готовности (более 70%) по договору долевого участия в строительстве;
  • на приобретение отдельной квартиры (жилого дома) на рынке недвижимости;
  • на покупку освобожденной комнаты в коммунальной квартире в дополнение к своей. Условие — в результате выкупа на каждого из членов семьи должно приходиться не менее 18 квадратных метров жилья. При этом комната, даже если она находится в муниципальной собственности, продается по рыночной стоимости.

Субсидия не может быть потрачена на жилье:

  • не отвечающее стандартам благоустройства в Москве;
  • находящееся под арестом, обремененное чьими-либо правами на проживание в нем;
  • на которое у продавца отсутствуют необходимые документы для государственной регистрации договора и перехода права собственности;
  • площадь которого, в том числе с учетом площади занимаемого помещения, меньше нормы предоставления (18 квадратных метров на одного человека).

4. Каким требованиям должно отвечать жилье?

Вы можете купить жилье в любом регионе России (не обязательно в Москве).

Общий размер приобретаемой вами жилплощади не должен быть меньше нормы предоставления — 18 квадратных метров на каждого человека, указанного в учетном деле.

При этом, если в семье есть больной, страдающий тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в квартире (или доме) должна быть отдельная изолированная комната.

Также важно помнить, что заселение разнополых членов семьи (за исключением супругов) в одну комнату допускается только с их письменного согласия.

5. Как получить субсидию?

  1. Подайте заявление и документы на внесениеизменений в учетное дело. В заявлении вам нужно выбрать способ (форму) обеспечения жилыми помещениями — приобретение жилья с использованием субсидии из городского бюджета. Подписать его должны все заявители и члены их семьи .
  2. При необходимости представьте документы дляперерегистрации. Эта процедура проводится не реже чем раз в пять лет. Также ее обязательно проводят не менее чем за год до принятия решения о приобретении в собственность жилых помещений с помощью города и непосредственно перед принятием такого решения. Это нужно, чтобы удостовериться, что у вас сохранились основания состоять на жилищном учете. Обычно процедура проводится без участия очередников. Но в случае необходимости вас могут попросить представить недостающие документы.
  3. Получите свидетельство о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений. Как только подойдет ваша очередь на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, при сохранении оснований, позволяющих вам претендовать на улучшение жилищных условий, Департамент городского имущества направит в адрес вашей семьи уведомление с предложением субсидии. В случае вашего согласия на данный способ улучшения жилищных условий вам нужно подать заявление и пакет документов в центр госуслуг «Мои документы». Далее Департамент выпустит соответствующее распоряжение. Вас об этом оповестят по почте или по телефону. Затем на личном приеме в назначенном Департаментом месте, вам выдадут свидетельство о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, в котором будет указана сумма, которой вы можете располагать. В свидетельстве будут указаны ФИО одного из заявителей. Остальные состоящие на учете будут считаться членами семьи заявителя. Срок действия свидетельства — 6 месяцев со дня вынесения решения о предоставлении субсидии. Если вы не воспользуетесь субсидией в этот срок, субсидия будет возвращена в бюджет города, а вы останетесь на жилищном учете с сохранением года постановки на учет.
  4. Откройте индивидуальный блокированный целевой счет. После того как вы получите свидетельство о предоставлении субсидии, члену семьи, на имя которого будет выдано свидетельство о предоставлении субсидии, необходимо будет открыть индивидуальный блокированный целевой счет в банке-партнере (какие банки являются партнерами, вам сообщат на личном приеме во время вручения свидетельства о предоставлении субсидии) и проинформировать об этом Департамент. На этот счет будет перечислена субсидия. Снять средства со счета самостоятельно невозможно. После перечисления денежных средств семья снимается с жилищного учета.
  5. Выберите жилье и заключите договор. Вам необходимо будет самостоятельно найти жилье и представить документы на покупку жилого помещения.
  6. Подайте заявление и документы на перечисление субсидии с вашего индивидуального блокированного целевого счета на счет продавцав центр госуслуг «Мои документы». После предоставления вами договора и полного пакета документов Департамент городского имущества перечислит субсидию с вашего индивидуального блокированного целевого счета на счет продавца. Вам останется лишь прийти в банк и забрать документ, подтверждающий проведение операции. . Все состоящие на учете в одном учетном деле члены семьи должны иметь равные доли.

6. Можно ли оставить за собой старое жилое помещение?

Жилье в Москве предоставляется:

  • в дополнение к имеющейся жилплощади (если при определении размера субсидии учитывается имеющееся у вас жилье);
  • с освобождением ранее занимаемой жилплощади (если при определении размера субсидии занимаемая вами жилплощадь не учитывается).

В первом случае вы можете продолжать жить в своем старом доме или квартире. Во втором — вам нужно освободить занимаемое вами до получения субсидии жилье в течение месяца после оформления права собственности на приобретенную недвижимость. В противном случае решение о предоставлении субсидии подлежит отмене, а средства, перечисленные в виде субсидии, — возврату в бюджет Москвы.

7. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Инструкция носит справочный характер и ориентирована на большинство пользователей. Для того чтобы узнать, что делать именно в вашей ситуации, обратитесь за консультацией:

Утверждена новая субсидия для малого и среднего бизнеса: кто и как может ее получить

Малый и средний бизнес, который работает там, где с 1 августа 2021 года введены «коронавирусные» ограничения, получит безвозмездную субсидию от государства. Правила предоставления утверждены постановлением Правительства от 07.09.21 № 1513. Кроме бизнеса субсидию смогут получить социально ориентированные некоммерческие организации.

Кому дадут субсидию

Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий.

1. Организация или предприниматель включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июля 2021 года.

2. Основной вид деятельности получателя субсидии относится к одной из отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавируса.

Перечень пострадавших отраслей приведен в приложении № 3 к постановлению. В него вошли, в частности, такие сферы деятельности, как торговля, обшепит, транспорт, культура и проч. Получателя субсидии определят по основному виду экономической деятельности (коду ОКВЭД), информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП по состоянию на 10 июля 2021 года.

3. Организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ (ИП не прекратил деятельность).

4. У получателя субсидии по состоянию на 1 июля 2021 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении на дату направления заявления.

5. Место нахождения (место жительства и (или) место осуществления деятельности в связи с применением ПСН) получателя субсидии, его обособленных подразделений находится в регионе, где введены «коронавирусные» ограничения.

Размер субсидии

Размер компенсации за две недели простоя будет рассчитываться как произведение 0,5 МРОТ (6 396 руб.) на:

  • количество работников в июне 2021 года — для организаций;
  • количество работников в июне 2021 года, увеличенное на единицу, — для индивидуальных предпринимателей.

Если ограничительные меры продлятся четыре недели, то субсидия составит один МРОТ (12 792 руб.) в расчете на каждого работника.

Рассчитайте взносы «за себя» и работников при совмещении УСН и ПСН Рассчитать бесплатно

Предприниматели без наемных работников смогут получить субсидию в размере:

  • 0,5 МРОТ (6 396 руб.) — если ограничения продлятся две недели;
  • 1 МРОТ (12 992 руб.) — если ограничения продлятся четыре недели.

В документе сказано, что количество работников определяется налоговым органом на основании заявления получателя субсидии. Но оно не может превышать число сотрудников за июнь, указанных:

  • в РСВ за полугодие 2021 года (раздел 3);
  • или в расчете 6-НДФЛ за полугодие (раздел 2 по ставке 13%), если часть обособленных подразделений (либо головная организация) или место осуществления деятельности ИП на ПСН находится вне пределов одного муниципального образования.

Как получить деньги

Для получения субсидии организации или ИП нужно подать заявление в налоговую инспекцию. Сделать это следует в течение двух месяцев со дня, когда введены ограничения в регионе.

В течение пяти рабочих дней со дня направления заявления налоговый орган рассчитает субсидию или направит налогоплательщику отказ в ее выплате. При положительном решении налоговики направят расчет в Федеральное казначейство, которое должно перечислить налогоплательщику деньги не позднее следующих 3-х рабочих дней.

Наше государство раздает деньги малому и среднему бизнесу. Не всем, конечно, а только пострадавшим отраслям. И денег не сказать, чтобы много — всего по 12130 рублей на работника в апреле-мае. Но хоть что-то.

Субсидии за апрель уже начали поступать организациям и ИП. И тут же появилось много вопросов о том, как учитывать эти доходы и расходы, произведенные за счет субсидии. Самые частые вопросы собраны в этой статье.

Должны ли мы выплатить эту субсидию работникам?

Нет. Эта субсидия хоть и рассчитывается от количества работников, дается самому работодателю. На покрытие его расходов.

Надо ли платить налоги с полученной субсидии?

Так что налог на прибыль, так же как налоги по УСН или ЕСХН платить с неё не надо. ИП на ОСНО, являющийся плательщиком НДФЛ, тоже налог с субсидии не уплачивает. И тем более этот доход не облагается НДС, ведь никакой реализации государству не производилось. Деньги получены безвозмездно.

Как провести субсидию в бухгалтерском учете?

Учет государственной помощи (а обсуждаемая субсидия таковой является) ведется в соответствии с ПБУ 13/2000. При получении субсидии делается проводка Д51-к86. Если вы считаете, что вам компенсировали уже понесенные расходы, то можно сразу сделать проводку д86-к 91.1 на всю полученную сумму.

Если вы считаете, что субсидию надо потратить на определенные цели, то проводка д86-к91.1 делается тогда, когда эти затраты будут произведены.

Некоторые эксперты предлагают задействовать еще и счет 98 Доходы будущих периодов. Но ввиду незначительности сумм и того, что субсидия вряд ли будет потрачена на покупку какого-либо актива, автор статьи считает это излишним.

Примеры:

Получена субсидия в размере 121300 рублей 19 мая. Организация компенсирует ею расходы на зарплату за апрель.

Проводки:

19 мая д51-к86 — 121300 руб.

19 мая д86-к91.1 — 121300 руб.

Если организация часть потратит на оплату аренды за май, а частью закроет зарплату за апрель, то проводки:

19 мая д51-к86 — 121300 руб.

19 мая д86-к91.1 — 21300 руб. — сумма зарплаты за апрель

31 мая д86-к91.1 — 100000 руб. — сумма аренды за май.

Как провести субсидию в налоговом учете?

Как выше уже указывалось, доходом субсидия не является. Поэтому отражается в налоговом учете как необлагаемый доход. В декларациях по налогу на прибыль, УСН и ЕСХН в доходы не включается. А при ЕНВД доходы по определению вменные, а не реальные.

ИП на ОСНО, являющийся плательщиком НДФЛ, также не включает в свою декларацию эту субсидию и налог с неё не уплачивает. Не показывает он её и в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

При УСН и ЕСХН в книгу учета доходов и расходов, а также в книгу учета доходов по ПСН, полученная субсидия не включается.

С расходами сложнее. Законом 121-ФЗ в статью 270 НК внесены изменения, туда добавлен пункт 48.26, согласно которому в расходы нельзя поставить затраты, произведенные за счет субсидии. Из этой ситуации можно выйти обходным путем. У организации (ИП) могут быть затраты, которые в принципе не включаются в расходы при расчете налогооблагаемой базы. Например, уплата того же налога по УСН. Субсидия ведь может быть потрачена на любые цели.

В любом случае, налогоплательщик сам решает, на что потратил субсидию, налоговики не в праве ему указывать.

Если субсидия потрачена на расходы с НДС, то НДС можно взять к вычету как обычно. По мнению ФНС, положения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ к обсуждаемой субсидии не применяются.

Мы за счет субсидии выплачиваем работникам зарплату. Надо ли удерживать с неё НДФЛ и начислять страховые взносы?

Субсидия дается не для выплаты работникам зарплаты, а просто на покрытие расходов организации (ИП). Заработная плата облагается НДФЛ и страховыми взносами как обычно.

Надо ли отчитываться о том, куда потратили субсидию?

Я ИП. Могу я просто взять и положить в карман полученную субсидию?

Да, можете. Это ваши деньги, и вы можете потратить их на любые цели, в том числе и личные. Только если у вас есть работники, не забывайте, что им нужно платить зарплату.

При выполнении государственного (муниципального) задания у учреждения может образоваться остаток субсидии. Является ли это свидетельством того, что с заданием учреждение не справилось? Попробуем разобраться в этом вопросе. А также рассмотрим, за счет каких мероприятий может образоваться экономия по субсидии и каковы особенности ее расходования.

Нормативная база

Финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета, в т. ч. на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) согласно государственному (муниципальному) заданию (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ), п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ)).

Согласно ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее -Закон № 83-ФЗ), ч. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии используются в очередном финансовом году учреждением для достижения целей, ради которых оно создано.

Порядок взыскания неиспользованных остатков средств при отсутствии потребности в направлении их на те цели устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, установленных Минфином России (ч. 19 ст. 30 Закона №83-ФЗ).

Экономия по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания может образоваться в результате:

  • оптимизации затрат на производство и оказание услуг;
  • тендерного снижения при проведение госзакупок;
  • мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению;
  • мероприятий, проводимых в целях эффективного использования государственного (муниципального) имущества (например, в результате установления норм расходов материальных запасов: мягкого инвентаря, бумаги, моющих средств и т. д.);
  • оптимизации кадрового потенциала учреждения (сокращение работников в случае отсутствия потребности в содержании конкретной штатной единицы ввиду ее незначительной нагрузки);
  • передачи функции по ведению учета и составлению отчетности централизованной бухгалтерии;
  • заключения договора с транспортной компанией на оказание транспортных услуг взамен содержания собственного автопарка и т. п.

Порядок составления соглашения о предоставлении субсидии законодательством не урегулирован, поэтому учредитель, используя утвержденные типовые формы, вправе их уточнять и дополнять с учетом отраслевых особенностей, если дополнительные условия не противоречат действующему законодательству.

Такой вывод следует из п. 10 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее - Постановление № 182), п. 2.2.1 Приложения, утв. приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 № 423 «Об утверждении типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ)» (далее -Приказ № 423). Несмотря на то, что такие положения установлены в отношении автономных учреждений, учредитель вправе применять их в аналогичном порядке и в отношении бюджетных учреждений.

Таким образом, при составлении соглашения учредитель может преду смотреть особенности расходования остатка субсидии как в очередном финансовом году, так и в текущем периоде. Например, целесообразно закрепить право учреждения на самостоятельное перераспределение средств субсидии в случае выявления экономии при выполнении государственного (муниципального) задания в текущем финансовом году на цели, ради которого оно создано.

Условие о сокращении, частичном (полном) возврате субсидии, использованной не по целевому назначению при невыполнении задания федеральным автономным учреждением, в частности, предусмотрено п. 2.2.4 Типового соглашения, утв. Приказом № 423. Аналогичное условие учредитель вправе установить и при заключении соглашений с бюджетными учреждениями.

Кроме того, в соглашении целесообразно закреплять порядок распоряжения средствами субсидии в случае установления учредителем в текущем году спада спроса на государственные (муниципальные) услуги либо отсутствия потребности в них (см. п. 3.3. Соглашения, утв. постановлением Администрации г. Новоал-тайск от 27.06.2011 № 1141 «Об утверждении формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии муниципальному бюджетному (автономному) учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)»).

Направления использования

Документом, определяющим направления использования бюджетными и автономными учреждениями субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, является план финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД). Порядок его составления утвержден приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее - Приказ № 81н).

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением государственного

(муниципального) задания, формируются учреждением с учетом утвержденных учредителем нормативных затрат (п. 4 ст. 69.2 БК РФ, п. 6 ч. 9.2 Закона № 7-ФЗ, п. 12 Приказа № 81н).

Законы № 83-ФЗ, 174-ФЗ не устанавливают запрета на направление средств субсидии на выполнение госзадания на иные выплаты в зависимости от потребности учреждения.

В свою очередь, в Приказе № 81 н отсутствует требование о соответствии плановых показателей по выплатам в Плане ФХД объему и назначениям, утвержденным учредителем нормативным затратам. Аналогичные разъяснения в отношении бюджетных учреждений приведены в письмах Минфина России от 08.10.2012 № 02-13-06/4132 и от 12.07.2012 № 02-13-06/2703. Для внесения изменений в План ФХД в случае необходимости его уточнения получать согласие учредителя не нужно (п. 19 Приказа № 81н).

В случае достижения экономии в ходе выполнения государственного (муниципального) задания средства субсидии могут быть направлены на иные выплаты учреждения, не противоречащие целям его создания, в т. ч. на выплату зарплаты сотрудникам, командировочные расходы и т. д. Однако такое перераспределение не должно повлиять на выполнение показателей объема и качества услуг, утвержденных в задании. Об этом сказано в письмах Минфина России от 08.10.2012 № 02-13-06/4132 и от 12.07.2012 № 02-13-06/2703.

Критерий выполнения

В соответствии с п. 4 Комплексных рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 16.05.2011 № 12-0822/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"» (далее - Комплексные реко

мендации), объем задания - это переменная величина, зависящая от планируемых результатов деятельности учреждения, качества оказываемых услуг, иных факторов, установленных учредителем. Таким образом, объем услуги (работы) определяется как количественный показатель, который необходим для определения нормативных затрат на ее оказание (п. 10.1 Комплексных рекомендаций).

Госзадание для федеральных учреждений устанавливает показатели, характеризующие в т. ч. объем госуслуги, а также порядок ее оказания (абз. 1 п. 2 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее -Постановление № 671), абз. 2 п. 3 Положения, утв. Постановлением № 182).

Таким образом, задание признается выполненным при оказании учреждением определенного учредителем объема услуги.

В соглашении о выделении субсидии из бюджета учредитель может предусмотреть допустимые отклонения показателей объема услуг, а также финансового обеспечения, в пределах которых задание считается выполненным, а также условия досрочного прекращения выполнения задания (абз. 2 п. 15 Положения, утв. Постановлением № 671, абз. 3 п. 3 Положения, утв. Постановлением № 182).

Ковалева Наталья, начальник отдела нормативного обеспечения Департамента бюджетного процесса, учета и отчетности Минобрнауки России, аттестованный консультант по налогам и сборам

Государственная программа «Молодой семье — доступное жилье» стартовала практически недавно и направлена на то, чтобы облегчить молодежи жилищные условия. Программа является федеральной и на ее основе в регионах разработаны свои программы.

Несмотря на известный афоризм: «ничто так не разделяет людей, как общее жилье», молодые семьи стараются жить отдельно от родителей, в благоустроенной квартире. Многие семьи мечтают жить в собственном доме, чтобы не стать героями анекдота: «после выключения телевизора вы убеждаетесь, что слушали телевизор соседа».

Мечта о собственном жилье может стать реальностью благодаря действию федеральной программы улучшения жилищных условий. Такая программа утверждена постановлением Правительства от 17.12.2010 г. № 1050. Сама федеральная программы включает в себя несколько подпрограмм.Одна из них предполагает ипотечное кредитование под льготную ставку, другая — получение безвозмездной субсидии молодым семьям.

Обозначим наиболее популярные из них.

  • Федеральный проект «Ипотека». Цель программы — обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов. Программа рассчитана до 2024 года.
  • Федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей». Цель программы — предоставление ипотечных кредитов, займов семьям, имеющим двух и более детей, по ставке 6 процентов годовых. Программа рассчитана до 2024 года.

Например, с 2020 года для молодых семей, проживающих на Дальнем Востоке, реализуется новая программа — льготный ипотечный кредит по ставке 6%. Кроме того, семья может получить на каждого члена по 1 га земли.

Кто может претендовать на участие в программе получения субсидии?

Участником целевой программы является молодая семья. Молодая семья может быть с детьми и без детей. Но один из родителей должен являться гражданином РФ. Участником программы может стать и неполная молодая семья, в которой только один родитель, имеющий одного ребенка и более.

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз.

Чтобы не было случаев злоупотребления субсидиями, установлено, что государственная субсидия не может использоваться при покупке жилья у близких родственников.

Таким образом, нельзя купить жилье у супруга, супруги, дедушки, бабушки, внуков, родителей, детей, полнородных и неполнородных братьев и сестер.

Чтобы претендовать на деньги от государства, молодая семья должна соответствовать определенным критериям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет.

В Госдуме рассматривались инициативы увеличить возраст «молодости» до 40 лет, но пока предельный возраст так и остался на уровне 35 лет.

Это означает, что если одному из супругов — 20 лет, а другому — больше 35 лет, то они не смогут стать участниками данной программы.

б) молодая семья должна нуждаться в жилье.

Как это определить на практике? Ведь «кому щи пустые, а кому жемчуг мелкий».

При расчете уровня обеспеченности жильем учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для жилья помещений, которые занимает молодая семья. Жилье может быть по договору социального найма или в собственности супругов.

Чтобы определить нуждаемость в жилье, рассчитывается учетная норма площади (ст.51 ЖК РФ). Она определяется так: суммируются все жилые площади и делятся на количество членов семьи. Затем полученное значение сравнивается с учетной нормой. Значение нормы устанавливается местными властями и в каждом регионе он свой (ст.50 ЖК РФ).

Например, в Краснодаре — 10 кв.м на человека, в Омске — 12 кв.м на человека. Для Москвы норма установлена в размере 10 кв.м — для отдельных квартир и 15 кв.м — для квартир, жилые помещения в которых предоставлены разным семьям (ст.9 Закона от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья.

Еще одним условием является платежеспособность членов молодой семьи. Ведь определенную часть суммы за жилье семье придется заплатить. А на оставшуюся сумму семья берет ипотеку.

Остановимся подробнее на порядке и размере предоставления субсидии.

Куда можно потратить субсидию?

Сразу отметим, что субсидия не перечисляется на карту молодой семье, не выдается наличными деньгами. Приобретение жилья осуществляется через банки.

Программа предусматривает использование субсидии на:

  • покупку квартиры в новостройке;
  • покупку «вторички» — готовой квартиры;
  • вложение в строительство дома;
  • осуществление последнего платежа в счет уплаты паевого взноса, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива;
  • внесение в качестве обязательного платежа по ипотечному кредиту.

Размер предоставляемой субсидии

Субсидия предоставляется в размере не менее:

  • 30 процентов расчетной стоимости жилья — для молодых семей, не имеющих детей;
  • 35 процентов расчетной стоимости жилья — для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.

То есть 30 процентов стоимости жилья семья без детей может бесплатно получить от государства. Речь идет о расчетной стоимости жилья. Как определяется эта стоимость?

Расчетная стоимость жилья, используемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:

Н — норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья;

Этот норматив устанавливается местными властями и не может быть выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья по данному субъекту.

РЖ — размер общей площади жилого помещения.

Размер общей площади жилого помещения составляет:

  • для семьи, состоящей из 2 человек: молодые супруги или один молодой родитель и ребенок, — 42 кв. метра;
  • для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов одного ребенка или более либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 или более детей, — по 18 кв. метров на одного человека.

Понятно, что расчетная стоимость жилья будет сильно отличаться по регионам, ведь стоимость 1 кв. метра жилья в Москве несопоставима со стоимостью жилья в провинции.

Например, норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Челябинской области составляет 33 070 рублей, в Краснодарском крае — 46 811 рублей. В Московской области — 110 087 рублей (Приказ Минстроительства и ЖКХ РФ от 29.06.2020 г. № 351/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ на 2 полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на III квартал 2020 года»).

Как мы видим, нормативная стоимость жилья намного ниже ее реальной рыночной стоимости, что в конечном итоге, приводит к тому, что семья сама доплачивает разницу между рыночной и нормативной стоимостью квадратного метра.

Как оформить документы для участия в программе?

Оформление документов для участия в программе — дело трудоемкое и состоит из нескольких шагов.

1 шаг. Молодая семья подает в органы местного самоуправления по месту жительства или в МФЦ следующие документы:

  • заявление о включении семьи в состав участников мероприятия ведомственной целевой программы; заявление заполняется по установленной форме.
  • копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
  • копию свидетельства о браке, за исключением неполной семьи;
  • документ, подтверждающий признание молодой семьи, нуждающейся в жилых помещениях;
  • документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты стоимости жилья в части сверх предоставляемой социальной выплаты; например, выписку из лицевого банковского счета, справку по форме 2-НДФЛ.
  • копии СНИЛС каждого члена семьи.

Если кредит уже получен, а полученная субсидия направляется на его гашение, то копия кредитного договора, справку кредитора об оставшемся долге по жилищному кредиту.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Точный пакет документов нужно уточнить в местной администрации.

Далее в 10-дневный срок со дня сдачи документов принимается решение о признании либо об отказе в участии в программе. Затем молодая семья в 5-дневный срок письменно уведомляется о принятом решении.

3 шаг. Полученное свидетельство семья должна в течение месяца сдать в банк.

4 шаг. Банк в течение пяти рабочих дней со дня получения документов проверяет их и затем направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств, а также копии указанных документов.

Орган местного самоуправления в течение 14 рабочих дней со дня получения заявки проверяет ее и перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве субсидии. А далее — в течение 5 рабочих дней со дня поступления на банковский счет указанных средств они перечисляются лицу, в пользу которого осуществляется платеж, например, продавцу жилья.

Как написано на сайте Счетной палаты — «Семьи без детей, с одним и двумя детьми зачастую не могут воспользоваться правом на получение господдержки, так как выплаты идут преимущественно многодетным семьям». Да и то, таким семья приходится ждать своей очереди. Срок ожидания в очереди зависит от региона, в котором реализуется программа и может исчисляться годами. По отзывам некоторых семей из Уральского региона, срок ожидания составил 3 года.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: