Как можно назвать проверку судом законности нормативно правового акта

Обновлено: 24.04.2024

Правовая экспертиза документов — это выполняемый профессиональными юристами анализ бумаг (разнообразных договоров, коммерческих соглашений, приказов, распоряжений, уставов, положений и других), в рамках которого должно быть определено соответствие или несоответствие документа нормам законодательства. Благодаря экспертизе удаётся подтвердить или опровергнуть легитимность документа

Особенности проверки

Проведение экспертизы целесообразно во всех случаях, когда имеет место подписание каких-либо бумаг, порождающих или прекращающих взаимоотношения между сторонами. Проверке на предмет юридической чистоты, правильности оформления и соответствия законодательным требованиям может быть подвергнут абсолютно любой документ. Инициировать экспертизу могут лица, составившие или подписавшие бумагу, а также граждане, на которых возложена обязанность выполнять положения, закреплённые в документе.

Направления проверки

Профессиональные эксперты выполняют проверку документации в следующих направлениях:

  • выявление в исследуемом документе конкретного нарушения требований того или иного нормативного акта;
  • анализ положений документа, которые касаются порядка проведения взаиморасчетов между участниками соглашения, обязанностей и прав каждой стороны, схемы действий в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы и других пунктов;
  • детализация отдельных пунктов документа.

Цель проверки

Юридическая экспертиза выполняется для выявления в документации положений, которые не отвечают законодательным нормам, а также ошибок, допущенных при его оформлении из-за недостатка компетенции лиц, занимавшихся подготовкой документов, по неосторожности или преднамеренно.

Проверяемые документы

Наиболее часто проверка проводится в отношении:

  • коммерческих соглашений;
  • договоров кредитования, предоставления ссуды или займа;
  • договоров на покупку или обмен объектов недвижимости;
  • брачных контрактов;
  • учредительных документов.

Также экспертной оценке на предмет соблюдения гарантированных законом прав и свобод работников могут быть подвергнуты распоряжения и приказы топ-менеджеров предприятий.

На соответствие нормам федеральных законов могут быть проверены акты, принятые региональными администрациями и муниципалитетами.

Когда проводится проверка

Правовая оценка документации может быть целесообразной при проведении претензионной работы, в ходе судебной тяжбы или различных разбирательств, когда одна из сторон полагает, что положения документа не соответствуют законодательным нормам.

Проведение экспертизы рекомендуется перед подписанием документов. Проверка покажет наличие в документах «подводных камней», положений, которые можно толковать двояко, а также пунктов, имеющих завуалированный юридический смысл. Это поможет избежать финансовых потерь и минимизировать риски.

Этапы экспертизы

Правовая экспертиза документов предполагает несколько этапов:

  1. Определение задач. Эксперты совместно с лицом, инициировавшим проверку документа, определяют вопросы, на которые при проведении исследования должны быть получены ответы. На данном этапе эксперты могут отсечь вопросы, не входящие в их компетенцию.
  2. Проверка соблюдения формальных требований при оформлении документа. Ошибки, допущенные в процессе составления документа, могут рассматриваться как основание для признания его недействительным по формальным признакам.
  3. Исследование документа на предмет соответствия положений, зафиксированных в документе, законодательным нормам. При выявлении положений, которые противоречат нормативным актам, документ признаётся недействительным.
  4. Анализ документа на наличие конкретных нарушений или ошибок, допущенных при его составлении.
  5. Написание заключения по итогам работы, в котором должны присутствовать ответы на все вопросы лица, заказавшего выполнение экспертизы.

Законодательная база

В России правом проводить экспертные исследования документов наделены специалисты и негосударственные организации. Главное требование к экспертам - наличие должного уровня профессиональной компетенции и специальных знаний. Данная норма регламентирована ст. 41 Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05.2001 г., регулирующим экспертную деятельность в РФ.

Признать сделку недействительной позволяют ст. 168 и 169 ГК РФ, в которых говорится о том, что сделка не является законной, если её положения не соответствуют предписаниям нормативных актов, базовым принципам нравственности или правовым основам законодательства.

Документация

Для исследования требуется документ со всеми дополнениями и приложениями. Инициатор правовой экспертизы может предоставить оригинал документа или его копию, а также документ в электронном виде.

Результат проверки

После завершения правовой экспертизы юрист предоставляет заказчику письменное заключение, которое включает:

  1. анализ предоставленных документов;
  2. исследовательский раздел;
  3. выводы, полученные на основании результатов проверки;
  4. возможные пути решения.

Что дает экспертиза

Юридическая проверка документа позволяет получить ответ на вопрос — соответствует или нет документ (целиком или его какая-то часть) требованиям действующего в России законодательства.

В ситуации, кода при составлении документа были выявлены нарушения или установлено, что документ был подписан лицами, которые не имели на это полномочий, документ признается недействительным. Результаты экспертизы могут стать основанием для принятия судебным органом решения о недействительности сделки или отмены каких-либо других обязательств, которые возникли на основании документа.

Если вы заинтересованы в проверке легитимности документов, обращайтесь! Мы имеем большой опыт проведения экспертиз различных документов и быстро определим, соответствует ли документ нормативным требованиям или нет. Штат нашей компании укомплектован высококлассными юристами, которые знают, как защитить интересы клиента.

Стоимость, а также сроки проверки зависят от объёма работы и её направленности и определяются в индивидуальном порядке.

  • провёдем полный анализ потенциальных рисков, связанных с условиями договора;
  • проверим документ на соответствие действующему законодательству;
  • оценим правильность оформления с точки зрения юридической техники;
  • выработаем рекомендации по составлению документов;
  • разъясним юридический смысл положений;
  • исправим опечатки и неточности.

Какие документы могут понадобиться

  • Юридический документ
  • Внутренние регламенты и положения
  • Список обязательных условий, подлежащих закреплению
  • Локальные нормативные акты компании

Схема нашей работы

Встреча

Определение необходимого объёма юридической помощи

Оценка

Расчёт стоимости услуг с учётом индивидуальной потребности и поставленой задачи

Договор

Подписание договора юридического сопровождения

Работа

Исполнение поставленных задач, отчёт о проделанной работе

Оплата

Получение вознаграждения по истечении отчётного периода

Copyright © 2022 Все права защищены. Персональные данные

Спасибо!

Ваше обращение отправленно и наши юристы свяжутся с Вами в ближайшее время

Ежегодно органами местного самоуправления принимается значительное количество нормативных правовых актов, при этом не все из них отвечают требованиям закона. Надзор за законностью таких актов – одно из основных направлений деятельности органов прокуратуры в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Основными возложенными на прокуроров задачами в указанной сфере являются своевременное выявление противоречащих федеральному законодательству нормативных правовых актов и безотлагательное их оспаривание в целях приведения в соответствие с законом.

Выявление незаконных нормативных правовых актов обеспечивается прокуратурой путем их изучения в течение 30 дней со дня принятия или внесения в них изменений. В течение месяца с момента изменения федерального законодательства проводятся сверки действующих актов.

При выявлении правого акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, прокурором на основании ст. 23, 28 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на такой акт приносится протест. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании.

При несогласии органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивании вопроса приведения опротестованного акта в соответствие с законом направляется заявление в суд о признании акта недействующим полностью или в части.

В случаях, когда органом государственной власти (должностным лицом) субъекта Российской Федерации, органом (должностным лицом) муниципального образования в установленные сроки не приняты меры к приведению в соответствие с федеральным законодательством изданного (принятого) им нормативного правового акта, признанного судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральным законам либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, прокурор вправе инициировать перед уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации вопрос о возможности применения правовой ответственности на основании положений ст. 9, 19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 73, 74 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, в целях недопущения принятия незаконных региональных, муниципальных нормативных правовых актов органами прокуратуры принимаются меры превентивного характера: изучаются проекты данных актов, при наличии в них нарушений разработчикам направляются соответствующие замечания и предложения; обеспечивается участие в работе комитетов, комиссий, рабочих групп указанных органов.

Наращивание объемов нормотворчества на всех уровнях публичной власти требует от прокуроров повышенного внимания к тому, чтобы уже изданные или только принимаемые поднадзорными органами нормативные акты не вступали в противоречие с действующими законами.​​​​​

Прокуратура
Республики Коми

Прокуратура Республики Коми

13 февраля 2019, 14:30

Работа прокурора в сфере приведения нормативных правовых актов в соответствие с законом

Ежегодно органами местного самоуправления принимается значительное количество нормативных правовых актов, при этом не все из них отвечают требованиям закона. Надзор за законностью таких актов – одно из основных направлений деятельности органов прокуратуры в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Основными возложенными на прокуроров задачами в указанной сфере являются своевременное выявление противоречащих федеральному законодательству нормативных правовых актов и безотлагательное их оспаривание в целях приведения в соответствие с законом.

Выявление незаконных нормативных правовых актов обеспечивается прокуратурой путем их изучения в течение 30 дней со дня принятия или внесения в них изменений. В течение месяца с момента изменения федерального законодательства проводятся сверки действующих актов.

При выявлении правого акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, прокурором на основании ст. 23, 28 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на такой акт приносится протест. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании.

При несогласии органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивании вопроса приведения опротестованного акта в соответствие с законом направляется заявление в суд о признании акта недействующим полностью или в части.

В случаях, когда органом государственной власти (должностным лицом) субъекта Российской Федерации, органом (должностным лицом) муниципального образования в установленные сроки не приняты меры к приведению в соответствие с федеральным законодательством изданного (принятого) им нормативного правового акта, признанного судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральным законам либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, прокурор вправе инициировать перед уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации вопрос о возможности применения правовой ответственности на основании положений ст. 9, 19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 73, 74 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, в целях недопущения принятия незаконных региональных, муниципальных нормативных правовых актов органами прокуратуры принимаются меры превентивного характера: изучаются проекты данных актов, при наличии в них нарушений разработчикам направляются соответствующие замечания и предложения; обеспечивается участие в работе комитетов, комиссий, рабочих групп указанных органов.

Наращивание объемов нормотворчества на всех уровнях публичной власти требует от прокуроров повышенного внимания к тому, чтобы уже изданные или только принимаемые поднадзорными органами нормативные акты не вступали в противоречие с действующими законами.​​​​​


Действующее процессуальное законодательство, базирующееся на конституционных принципах верховенства закона, равенства, судебной защиты прав и свобод, предусматривает такой самостоятельный вид деятельности судебных органов, как контроль за законностью актов органов власти. Наличие данной судебной функции позволяет заинтересованным лицам обратиться в суд с требованием о признании нормативно-правового акта недействующим.

Оценка законности нормативно-правового акта представляет собой нетривиальную процедуру, требующую высокого уровня юридической квалификации и подготовки. Данный тезис наглядно демонстрирует судебная практика. Несмотря на значительное количество вынесенных решений по спорам о признании нормативно-правовых актов недействующими по мотиву неопределенности их положений, на сегодняшний день невозможно констатировать наличие единообразного подхода к оценке правовых актов.

В каких случаях суды считают формулировки неопределенными и допускающими множественность толкования? Рассуждения по данному вопросу, проиллюстрированные примерами судебной практики, — в обзоре юристов группы по разрешению споров компании Deloitte Legal.

Особенность проверки законности как предмета судебной деятельности связана с вмешательством судебной власти в компетенцию законодательных и исполнительных органов. Именно поэтому основания для признания незаконности нормативно-правовых актов строго ограничены и включают в себя:

  • нарушение порядка принятия НПА (в том числе порядка опубликования);
  • противоречие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
  • нарушение оспариваемым нормативным правовым актом компетенции другого органа власти;
  • неопределенность содержания.

Из всех указанных вариантов особое внимание на себя обращает неопределенность содержания нормативного акта.

Оценка ясности и определенности нормативного текста – наиболее нетривиальная задача, представляющая собой интеллектуальную деятельность, направленную на выявление смысла положений нормативно-правового акта посредством использования различных способов толкования (телеологического, филологического, систематического, логического, исторического и др.). Необходимость соответствия нормативного текста указанным требованиям неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации (далее – КС РФ), придавший данным критериям общеправовое значение[1]. Европейский Суд по правам человека указывает на необходимость ясности нормативных источников и их точности до той степени, чтобы позволить лицу вести себя соответствующим образом[2].

Верховный Суд Российской Федерации (далее – ВС РФ) в принятом 25 декабря 2018 года Постановлении Пленума № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – ПП ВС № 50) также предписывает решать вопрос об определенности нормативного акта в процессе проверки его содержания. Последствием оценки нормативного акта как неоднозначного является признание его недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения (п. 35).

Таким образом, требование тождественного понимания текста нормативно-правовых источников исходит как от правотворческих органов (в нормах закона), так и от правоприменительных (в постановлениях КС РФ, решениях ЕСПЧ, постановлениях Пленума ВС РФ, решениях по конкретным делам).

Необходимость соблюдения требований ясности и определенности обусловлена в том числе утилитарными соображениями противодействия коррупции. Действующее законодательство прямо относит к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, отсутствие или неполноту административных процедур, а также юридико-лингвистическую неопределенность[3].

Сложность процедуры оценки законности нормативно-правовых актов наглядно демонстрирует судебная практика, в которой на сегодняшний день выделяется самостоятельная категория споров, связанных с признанием нормативно-правовых актов недействующими по мотиву неопределенности их положений.

В рассматриваемой разновидности споров выделяются несколько групп оснований для квалификации нормативного акта как неясного и неопределенного.

1. Нарушение системности законодательства

Дело о максимальном годовом доходе

Архангельское областное собрание приняло закон, по которому в случае превышения годового дохода индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, над установленным в этом законе максимальным размером налоговая база признается равной установленному законом максимальному размеру потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода.

Заявительница, оказывавшая услуги по присмотру и уходу за детьми и больными на основе патента, потребовала признать указанное правило регионального закона недействующим, ссылаясь на его противоречие гл. 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Использованный в НК РФ термин «потенциально возможный к получению годовой доход», не совпадал с определением «годовой доход», содержавшимся в оспариваемой норме. Суд пришел к выводу о противоречии нормы регионального законодательства положениям НК РФ, мотивировав его тем, что использование в тексте оспариваемой нормы понятия «годовой доход» вместо содержащегося в ст. 346.47 НК РФ понятия «потенциально возможный к получению годовой доход» дает правоприменителю основания для применения этой нормы к более широкому кругу отношений вопреки воле законодателя и не обеспечивает ее единообразного толкования.

2. Неопределенность формулировок

Неопределенность требований к конкурсу

Административный истец оспаривал положения правил проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с использованием имущества, находящегося в муниципальной собственности. Неясность и двусмысленность формулировок, по мнению заявителя, была связана с отсутствием указания на конкретные критерии архитектурно-художественного оформления места размещения рекламной конструкции и праздничного оформления.

Удовлетворяя требования заявителя, ВС РФ указал, что отсутствие конкретных параметров архитектурно-художественного оформления места размещения рекламной конструкции и праздничного оформления допускает необоснованно широкие пределы дискреции конкурсной комиссии при принятии решения по результатам конкурса.

Сложные формулы и коэффициенты расчета

Акционерное общество «Русские краски» оспаривало принятые региональным правительством Порядок взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный залповый сброс загрязняющих веществ. Формулы и применяемые в этих документах коэффициенты носили сложный и запутанный характер, в связи с чем хозяйствующие субъекты не могли точно рассчитать сумму, подлежащую уплате. Кроме того, заявитель отмечал, что оспариваемые документы не соответствуют вышестоящему акту – постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».

Признавая недействующим отдельные положения постановления Правительства Ярославской области, ВС РФ подчеркнул, что «механизм действия закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений прежде всего из содержания конкретного нормативного положения».

3. Неопределенность содержания

Несоблюдение требования формальной определенности

В данном решении Верховный Суд РФ пришел к выводу, что отдельное положение постановления правительства Самарской области не соответствует требованиям формальной определенности, поскольку оно не позволяет определить, в каких случаях при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка проводится его осмотр (во всех или выборочно), каковы критерии выбора для осмотра участка, каков порядок проведения такого осмотра уполномоченным органом. Также установлены такие цели осмотра, как «установление фактического использования испрашиваемого земельного участка», не предусмотренные земельным законодательством в качестве условий их предоставления гражданам. На этих основаниях оспариваемое положение было признано недействующим.

Проблемы в процедуре оспаривания

Детальный анализ решений судов позволяет почувствовать некоторые отрицательные моменты в текущем состоянии процедуры оспаривания нормативных актов.

1. Отсутствие алгоритма оценки

Актуальная судебная практика обнаруживает проблему отсутствия четкого и последовательного алгоритма оценки законности, что может являться причиной принятия судами диаметрально противоположных решений при наличии одних и тех же либо схожих посылок.

Например, Конституционный суд Республики Карелия в постановлении от 17 декабря 2008 года, оценивая Методику определения размера арендной платы за муниципальное имущество, указал, что использованное в ней словосочетание «как правило»[4] влечет возможность неоднозначного толкования этого пункта и допускает неопределенность в правовом регулировании.

Однако иную оценку тому же выражению дал ВС РФ в решении от 27 июля 2011 года по делу № ВКГПИ11-50, анализируя формулировки, содержащиеся в порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих – граждан РФ по контракту. Использованная в указанном акте фраза «военнослужащие проходят профессиональную переподготовку, как правило, с таким расчетом, чтобы она заканчивалась до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части», по мнению суда, направлена на детализацию установленного для военнослужащих права, а потому является допустимой юридической техникой, не создающей неопределенность.

2. Сложности применения филологического (грамматического) толкования

Отдельные затруднения испытывают суды, прибегая к филологическому (грамматическому) способу толкования нормативных актов.

Решение Хабаровского краевого суда от 3 июня 2014 г. по делу 3-32/2014

Признано неопределенным использование терминов «на переправах и наплавных мостах» в Правилах охраны жизни людей на водных объектах Хабаровского края. Данные термины с позиции суда являются общими понятиями, под которые подпадает множество объектов, а в Правилах, в свою очередь, не раскрывается их содержание и не описывается, что они означают «для целей настоящего нормативного правового акта».

Дело касалось оспаривания Закона Брянской области от 11 мая 2006 года № 29-З «Об отходах производства и потребления». Суд указал, что термины «сортировка» и «переработка» отходов отсутствуют в федеральном законодательстве, а потому «оспариваемая норма не соответствует требованиям формальной определенности, что недопустимо, поскольку неопределенность содержания законодательного регулирования порождает ее неоднозначное толкование и, следовательно, произвольное применение».

Арбитражный суд Ивановской области от 17 мая 2012 г. по делу А17-121/2012

В указанном решении суд, напротив, пришел к выводу, что термин «взвешенное вещество», содержащийся в правилах приема сточных вод абонентов в систему коммунальной канализации города, является определенным, поскольку он «не является правовой нормой и, следовательно, не порождает неопределенность его правового понимания. Понятие указанного словосочетания содержится в толковых словарях и должно применяться в соответствии с правилами русского языка».

Вывод

Таким образом, в настоящее время отсутствует единая методология при проведении оценки определенности формулировок, составляющих текст нормативно-правовых актов. В одних случаях суды жестко придерживаются позиции о необходимости раскрытия терминов, используемых в тексте нормативного источника, – либо в самом акте, либо в вышестоящих источниках (как правило, федеральном законе). Однако в других аналогичных ситуациях суды полагают достаточным для ясности и определенности нормативного акта наличия описания терминов, содержащихся в нем, в толковых словарях.

Такая разница в подходах не согласуется с требованием единообразия судебной практики и правовой определенности, в связи с чем на сегодняшний день мы можем говорить о недостаточной реализации возложенной на суды задачи по осуществлению нормоконтроля для сглаживания противоречий между нормативными источниками и создания стройной и ясной системы нормативно-правовых актов.

Процедура оспаривания ― в нескольких слайдах

Юристы Deloitte Legal подготовили наглядную презентацию, описывающую основные этапы процедуры оспаривания нормативных правовых актов. Вы можете их скачать ― они приложены в виде презентации к этой заметке.

[2] Постановление ЕСПЧ от 28 октября 2003 года "Дело "Ракевич (Rakevich) против Российской Федерации" (жалоба N 58973/00), см. также: постановление Европейского суда по делу "Санди Таймс" против Соединенного Королевства (N 1)" (Sunday Times v. United Kingdom (N 1)) от 26 апреля 1979 г., Series A, N 30, § 49.

[3] См.: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

[4] Словосочетание «как правило» использовалось в следующем контексте: «площади, сдаваемые Арендатором с согласия Арендодателя в субаренду или для осуществления совместной деятельности с иным юридическим и физическим лицом, как правило, не могут превышать 70% площадей Арендатора».

По общему правилу в случае признания нормативного акта противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу суд признаёт этот нормативный акт не действующим полностью или в части со дня его принятия (статья 215 КАС РФ). Хотя и с этим можно поспорить поскольку пункт 4 статьи 215 КАС РФ, предусматривает, что в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании нормативного акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.

Аналогичное правило применяется к актам, обладающим нормативными свойствами, содержащим разъяснения, не соответствующие смыслу разъясняемых положений, которые признаются судом не действующими полностью или в части со дня их принятия, на что прямо указано в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Однако закон прямо не регулирует вопрос о том с какого момента считать недействительным ненормативный правовой акт, признанный таковым судом. Отсутствие прямого указания в законе даёт повод административным органам в досудебных спорах с предпринимателями утверждать, что недействительными их решения становятся со дня вступления в силу решения суда.

Опыт общения с государственными органами в подобной ситуации и необходимость каким-либо образом возражать против доводов: «в законе же не написано», привели к построению аргументации через обращение к судебной практике. Подборкой судебных актов делюсь в настоящей публикации.

Результат изучения судебной практики показал, что арбитражные суды придерживаются той позиции, что ненормативный правовой акт, не отвечающий требованиям закона, является незаконным (ничтожным) с момента его принятия, а не с момента вступления в силу решения суда о признании его недействительным, в частности изложенная позиция поддержана в следующих судебных актах:

Пленум ВС разъяснил, как оспорить законы и постановления

«Пошаговая инструкция для судов» – так на заседании Пленума Верховного суда назвали новые разъяснения по делам об оспаривании нормативных правовых актов и законодательства. В числе прочего ВС назвал критерии таких документов и разъяснил последствия их успешного оспаривания.

Разъяснения по этой категории дел Верховный суд уже давал в 2007 году, а Высший арбитражный суд – в 2013 году. Но с тех пор законодательство сильно изменилось. Например, в 2015 году вступил в силу Кодекс административного судопроизводства, а в 2016 году элементом судебного контроля стали акты с разъяснениями законодательства, обладающие нормативными свойствами.

В связи с этим появилась необходимость актуализировать уже устаревшие разъяснения. «Обсуждаемый проект постановления – это не только актуализированная редакция постановлений ВС и ВАС. Он взял из них лучшее, стал практически пошаговой инструкцией для судов. Такой документ нужен судам и нужен прямо сейчас», – рассказал Михаил Сорокин из Нижегородского областного суда.

Признаки нормативно-правовых актов

Пленум ВС выделил существенные признаки, которые характеризуют нормативный правовой акт. Первый – издание его в установленном порядке управомоченным органом госвласти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом. Второй – наличие в нем правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В административном иске об оспаривании НПА необходимо указать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения. В противном случае суд оставит его без рассмотрения. А если истец оспаривает документ, который со всей очевидностью не может затрагивать его права, – судья откажет в принятии заявления к производству.

«Административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями», – подчеркивает Пленум ВС.

Разъяснения законодательства — что это?

Акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, – это акты органов госвласти, органов местного самоуправления и иных органов, которые включают в себя результаты толкования норм права, которые используются в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно определить и привлечь к участию в деле.

При оспаривании разъяснений суд должен установить смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта. Пленум отмечает: если разъяснения не соответствуют смыслу разъясняемых им положений – суд должен признать документ недействующим и указать на это в решении.

Итоги оспаривания

Пленум ВС дает судам право возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт взамен успешно оспоренного. Но только в случае, если суд выявит «недостаточную правовую урегулированность» административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Эта норма подлежит применению лишь в случаях, когда обязанность по принятию акта предусмотрена НПА с большей юридической силой.

Оспоренный акт или его часть могут быть признаны недействующими, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. А если они были приняты раньше, чем более «сильный» НПА, – со дня вступления последнего в силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о необходимости признания акта или его части недействующими, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Содержащиеся в решении выводы о несоответствии оспоренного акта закону или иному нормативному правовому акту могут иметь преюдициальное значение при рассмотрении других дел – в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.

Даны разъяснения и по поводу судебных расходов: поскольку нормы КАС и АПК не устанавливают каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или разъяснений, то распределять их нужно по общим положениям этих кодексов.

Юридическое образование и штрафы для чиновников

Ст. 208 КАС устанавливает, что заявители без высшего юридического образования ведут дела через своих представителей, которые такое образование имеют. Но при этом, подчеркивает ВС, закон не устанавливает требование к высшему образованию у лица, которое подписывает административный иск. То есть подписать заявление может административный истец без высшего юридического образования – но в суде его все равно должен представлять юрист с дипломом. И его нужно указать прямо в иске – с приложением копии диплома.

Разъяснения даны не только по поводу статуса административного истца: судам также предложено обращать внимание на факты уклонения представителей принявшего НПА от явки на судебное заседание. «В случае неявки на судебное заседание без уважительных причин лиц, явка которых признана судом обязательной, необходимо обсуждать вопрос о возможности наложения штрафа», – подчеркивает Пленум.

Орган госвласти, который должен проводить обязательную регистрацию нормативных правовых актов (например, Минюст), принимает участие в рассмотрении таких дел в качестве заинтересованного лица.

Постановление Пленума пока не принято – по итогам обсуждения председатель ВС Вячеслав Лебедев отправил его на доработку, по итогам которой некоторые разъяснения могут измениться.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: