Как избежать столкновения судов

Обновлено: 24.04.2024

Мы продолжаем рубрику «Это должен знать каждый судовладелец и судоводитель». Сегодня мы обсудим вопрос безопасного расхождения с судами при плавании по рекам, крупным озерам, внутренним морским водам и территориальном море РФ.

При плавании по рекам, входящим в систему ВВП Российской Федерации, судоводитель должен строго руководствоваться правилами плавания по ВВП: следовать за правой кромкой (по ходу) судового хода, либо по судовому ходу (по правой стороне) не далее 10 м. от кромки. Маломерное судно на ВВП уступает дорогу всем крупнотоннажным судам, идущим по судовому ходу.

Гребные маломерные суда могут выходить на судовой ход, только для его пересечения, соблюдая правила.

Категорически запрещается маломерным судам становиться на якорь на судовом ходу для осуществления любительского рыболовства, так как в данном случае они создают препятствие движению крупнотоннажных судов.

Моторное судно на ходу должно уступать дорогу всем крупнотоннажным судам, не моторным судам, парусным судам не зависимо от стороны движения, маломерные не моторные суда должны уступать дорогу парусным судам, идущим под парусом.

При плавании маломерного судна на акватории крупного озера расхождение с встречными судами осуществляется следующим образом:

-если суда идут встречными курсами, то для безопасного расхождения им нужно на расстоянии, дающим свободу маневра, изменить курс вправо не менее чем на 20 градусов, что бы следующее встречным курсом судно заметило этот маневр;

-если суда идут пересекающимися курсами, то судно, у которого помеха справа, должно изменить курс под корму судна, которое идет на пересечение курса справа;

-если расстояние не позволяет совершить маневр изменением курса, то для предотвращения столкновения необходимо сбросить ход вплоть до полной остановки.

Если судов много, и они следуют разными курсами, необходимо из них выделить суда, курс которых ведет к столкновению:

-если пеленг на судно не меняется, а дистанция сокращается;

-если линия относительного движения на экране РЛС идет в центр экрана;

-если характеристика ходовых огней не меняется, а дистанция сокращается. (Пример: Мы видим красный бортовой и топовый огни и другие огни не появляются, а дистанция сокращается.

После определения наиболее опасных судов, необходимо произвести расхождение с ними изменением курса или скорости, либо того и другого одновременно.

Даже если вы определили опасные в плане расхождения суда и рассчитали курсы расхождения с ними, не стоит успокаиваться и упускать из вида суда, которые по правилам должны уступить дорогу вашему судну, ибо их нужно тоже держать под контролем.

Если у судоводителя имеются сомнения, существует ли опасность столкновения с другим судном, нужно считать, что она существует и принять все меры для предотвращения столкновения.

a. Любое действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должно быть уверенным, своевременным и соответствовать хорошей морской практике.

b. Любое изменение курса и (или) скорости, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должно быть достаточно большим, с тем чтобы оно могло быть легко обнаружено другим судном, наблюдающим его визуально или с помощью радиолокатора; следует избегать ряда последовательных небольших изменений курса и (или) скорости.

c. Если имеется достаточное водное пространство, то изменение только курса может быть наиболее эффективным действием для предупреждения чрезмерного сближения при условии, что изменение сделано заблаговременно, является существенным и не вызывает чрезмерного сближения с другими судами.

d. Действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения с другим судном, должно быть таким, чтобы привести к расхождению на безопасном расстоянии. Эффективность этого действия должна тщательно контролироваться до тех пор, пока другое судно не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

e. Если необходимо предотвратить столкновение или иметь больше времени для оценки ситуации, судно должно уменьшить ход или остановиться, застопорив свои движители или дав задний ход.

i. Судно, обязанное согласно какому-либо из настоящих Правил, не затруднять движение или безопасный проход другого судна, должно, когда этого требуют обстоятельства, предпринять заблаговременные действия с тем, чтобы оставить достаточное водное пространство для безопасного прохода другого судна;

ii. Судно, обязанное не затруднять движение или безопасный проход другого судна, не освобождается от этой обязанности при приближении к другому судну, так что возникает опасность столкновения, и должно, предпринимая свои действия, полностью учитывать те действия, которые могут потребоваться согласно Правилам настоящей Части;

iii. Когда два судна приближаются друг к другу так, что возникает опасность столкновения, судно, движение которого не должно затрудняться, обязано полностью соблюдать Правила настоящей Части.

Избежать столкновения

Избежать столкновения У побережья риск столкновения с другой лодкой временами очень больой, потому что в странах третьего мира мириады лодок плавают в прибрежной зоне и часто не имеют огней.Раз у побережья Индии мы оказались в окружении сотен невидимых лодок. Ветер был

93. Приемы предупреждения формирования установки на ложь

93. Приемы предупреждения формирования установки на ложь Конкретные тактические приемы. Демонстрация осведомленности о биографии, жизни допрашиваемого лица. Если человек чего-то не говорит, ему нужно продемонстрировать, что следователь обладает информацией.

Для предупреждения образования камней

Для предупреждения образования камней Для того чтобы избавиться от последствий застоя мочи, который возникает результате затрудненного мочеиспускания (воспаление, образование камней) следует воздействовать на точки Хуан-шу и Хэн-гу на

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ "КРАСНОЙ КАПЕЛЛЫ"

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ "КРАСНОЙ КАПЕЛЛЫ" "При расследовании дела "Красной капеллы" мы увидели, что с 1933 года враги засели повсюду", — сказал Гитлер 26 июня 1943 года.В 1941 году немецкую радиоразведку крайне беспокоила возросшая активность непонятных радиоосетей, явно не

6.3. Осведомленность и опыт столкновения с мошенничеством по банковским картам

6.3. Осведомленность и опыт столкновения с мошенничеством по банковским картам Большинство опрошенных россиян осведомлены о существовании мошенничества с банковскими картами — 24 % хорошо осведомлены о видах и способах обмана владельцев карт и еще 57 % что-то слышали о

22. СТОЛКНОВЕНИЯ В РАЗНЫХ МЕСТАХ

22. СТОЛКНОВЕНИЯ В РАЗНЫХ МЕСТАХ «ДАВАЙ ВЫЙДЕМ!» Воевать прямо в зале начинают либо совсем отпитые субъекты, либо «отмороженные» (хотя сегодня хватает и тех, и других). Более разумные, более трезвые личности предпочитают традиционное: «давай, выйдем». Надо заметить, что

Правило 7. ОПАСНОСТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ

Правило 7. ОПАСНОСТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ a. Каждое судно должно использовать все имеющиеся средства в соответствии с преобладающими обстоятельствами и условиями для определения наличия опасности столкновения. Если имеются сомнения в отношении наличия опасности столкновения,

Правило 16. ДЕЙСТВИЯ СУДНА, УСТУПАЮЩЕГО ДОРОГУ

Правило 16. ДЕЙСТВИЯ СУДНА, УСТУПАЮЩЕГО ДОРОГУ Каждое судно, которое обязано уступить дорогу другому судну, должно, насколько это возможно, предпринять заблаговременное и решительное действие с тем, чтобы "чисто" разойтись с другим

Правило 17. ДЕЙСТВИЯ СУДНА, КОТОРОМУ УСТУПАЮТ ДОРОГУ

Правило 17. ДЕЙСТВИЯ СУДНА, КОТОРОМУ УСТУПАЮТ ДОРОГУ i. Когда одно судно из двух судов должно уступить дорогу другому, то это другое судно должно сохранять курс и скорость. ii. Однако это другое судно, когда для него становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу,

Правило 34. СИГНАЛЫ МАНЕВРОУКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Правило 34. СИГНАЛЫ МАНЕВРОУКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ a. Когда суда находятся на виду друг у друга, то судно с механическим двигателем на ходу, маневрируя так, как это разрешается настоящими Правилами, должно показать свой маневр сигналами, подаваемыми свистком, следующим

ГЛАВА 4 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ГЛАВА 4 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВИДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ «В случае, кода при движении поезда, маневрового состава необходимо обеспечить особые условия его следования, машинисту должно даваться письменное ели устное предупреждение» (п. 18.31 Правил технической

Столкновения

Столкновения Столкновения бывают попутные, встречные, боковые. Попутные столкновения — это, говоря языком более простым, въезды в заднюю часть впередиидущего транспортного средства. Боковыми считаются столкновения с различной степенью взаимных повреждений кузова с

a. Каждое судно должно использовать все имеющиеся средства в соответствии с преобладающими обстоятельствами и условиями для определения наличия опасности столкновения. Если имеются сомнения в отношении наличия опасности столкновения, то следует считать, что она существует.

b. Установленное на судне исправное радиолокационное оборудование должно использоваться надлежащим образом, включая наблюдение на шкалах дальнего обзора с целью получения заблаговременного предупреждения об опасности столкновения, а также радиолокационную прокладку или равноценное систематическое наблюдение за обнаруженными объектами.

c. Предположения не должны делаться на основании неполной информации, и особенно радиолокационной.

d. При определении наличия опасности столкновения необходимо прежде всего учитывать следующее:

i. опасность столкновения должна считаться существующей, если пеленг приближающегося судна заметно не изменяется;

ii. опасность столкновения может иногда существовать даже при заметном изменении пеленга, в частности при сближении с очень большим судном или буксиром или при сближении судов на малое расстояние.

Опасность алкоголя

Опасность алкоголя Наиболее частыми причинами происшествий являются: превышение скорости, несоблюдение дистанции, очередности проезда, невнимательность, а также состояние опьянения. Не пейте за рулем! Даже великолепного мастера вождения алкоголь превращает в опасную

Избежать столкновения

Избежать столкновения У побережья риск столкновения с другой лодкой временами очень больой, потому что в странах третьего мира мириады лодок плавают в прибрежной зоне и часто не имеют огней.Раз у побережья Индии мы оказались в окружении сотен невидимых лодок. Ветер был

Опасность

Опасность Как в повседневной психиатрической практике, так и в судебно-психиатрической деятельности психиатру нередко приходится оценивать опасность определенного субъекта. В повседневной практике опасными могут оказаться и амбулаторные, и стационарные пациенты, и

Общественная опасность

Общественная опасность ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ — в уголовном праве объективный признак состава преступления, выражающий его социальное (материальное) свойство, наличие или отсутствие которого не зависит от воли законодателя и правоприменителя. Вместе с тем данный

6.3. Осведомленность и опыт столкновения с мошенничеством по банковским картам

6.3. Осведомленность и опыт столкновения с мошенничеством по банковским картам Большинство опрошенных россиян осведомлены о существовании мошенничества с банковскими картами — 24 % хорошо осведомлены о видах и способах обмана владельцев карт и еще 57 % что-то слышали о

22. СТОЛКНОВЕНИЯ В РАЗНЫХ МЕСТАХ

22. СТОЛКНОВЕНИЯ В РАЗНЫХ МЕСТАХ «ДАВАЙ ВЫЙДЕМ!» Воевать прямо в зале начинают либо совсем отпитые субъекты, либо «отмороженные» (хотя сегодня хватает и тех, и других). Более разумные, более трезвые личности предпочитают традиционное: «давай, выйдем». Надо заметить, что

Желтая опасность

Желтая опасность Автор этого выражения французский публицист Поль Леруа Болье (1843—?). Так он выразил свои опасения по поводу «пробуждения Востока» — усиления Китая и Японии.Впоследствии это выражение часто повторял германский император Вильгельм II, благодаря которому

Красная опасность

Красная опасность С французского: Le spectre rouge. Буквально: Красный призрак.Из названия политического памфлета «Красный призрак 1852 г.» (1851) французского журналиста Огюста Ромье (1800—1855), который предупреждал об угрозе революции и гражданской войны. Они, по мнению журналиста,

Правило 8. ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ

Правило 8. ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ a. Любое действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должно быть уверенным, своевременным и соответствовать хорошей морской практике. b. Любое изменение курса и (или)

Столкновения

Столкновения Столкновения бывают попутные, встречные, боковые. Попутные столкновения — это, говоря языком более простым, въезды в заднюю часть впередиидущего транспортного средства. Боковыми считаются столкновения с различной степенью взаимных повреждений кузова с

В погоне за острыми ощущениями и адреналином мы, водномоторники, иногда забываем о безопасности и рулим по принципу «куда глаза глядят». Как говорится: на воде пробок нет! — Пробок, конечно, нет, а вот столкновения лодок и катеров, к сожалению, иногда случаются. Особенно в местах массовой доступности и популярности (например, на Ладожском озере).

В помощь шкиперу приводим несколько важных разделов из Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации для маломерных судов, среди которых нас, разумеется, интересуют прежде всего моторные лодки.

Раздел 135. В случае, когда по условиям пути или каким-либо другим причинам расхождение затруднено, судно, идущее вверх, с момента обнаружения судна, идущего вниз, должно регулировать своё движение таким образом, чтобы встреча произошла в наиболее удобном месте. При этом оно должно заблаговременно уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, убавить ход или остановиться и осуществить пропуск встречного судна по левому борту.

Раздел 136. Если два судна идут встречными курсами таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то каждое судно должно изменить курс вправо с тем, чтобы они могли разойтись левыми бортами.

Раздел 140. Скоростные суда при движении не должны следовать в кильватер другим судам.

Раздел 141. Скоростные суда при встречном плавании должны расходиться между собой только левыми бортами; при этом отмашку первым подает судно, идущее вверх.

Раздел 142. Обгон одного скоростного судна другим должен осуществляться только по левому борту обгоняемого судна; при этом обгоняемое судно, получив запрос и разрешив обгон, должно незамедлительно уменьшить скорость и следовать с минимальной скоростью до окончания обгона.

Раздел 143. Сторону обгона и расхождения с другими судами, кроме плотоводов, определяет и показывает именно скоростное судно. При этом, как правило, расхождение должно осуществляться левыми бортами, а обгон – по левому борту обгоняемого судна. Встречные и обгоняемые суда должны подтвердить отмашкой указанную сторону и не допускать отклонения от своего пути до окончания расхождения или обгона.

Раздел 144. Движение скоростных судов в не водоизмещающем положении разрешается только в светлое время суток, когда не менее чем за 1 км невооруженным глазом видны и отчетливо опознаются навигационные знаки.

Раздел 146. Если два маломерных судна идут курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то применяются следующие правила:

— маломерные моторные суда должны уступать дорогу всем другим маломерным не моторным судам;

— маломерные не моторные суда и суда, не идущие под парусом, должны уступать дорогу парусным судам.

Раздел 149. Маломерным и парусным судам запрещается:

— маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

— останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса), а также у плавучих навигационных знаков;

— выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам, кроме того, и ночью.

Раздел 152. Обгон может производиться лишь тогда, когда обгоняющее и обгоняемое суда удостоверились в том, что обгон не представляет опасности и подтвердили согласие на обгон по радиотелефонной связи и световыми сигналами. Обгоняемое судно должно по требованию обгоняющего судна уменьшить скорость и предпринять другие действия для обеспечения безопасности обгона.

Раздел 153. Обгоняющее судно должно обходить обгоняемое судно по левому борту. Обгон по правому борту допускается как исключение, когда обгон по левому борту затруднен из-за путевых, метеорологических или других условий.

Раздел 156. Суда могут произвести оборот лишь после того, как они удостоверились в том, что движение других судов дает возможность это сделать без риска и что другие суда не будут вынуждены внезапно изменить свой курс или скорость.

Раздел 160. Суда могут пересекать судовой ход, входить в подходы к портам в притоки, выходить из них после того, как они удостоверились, что эти маневры могут производиться безопасно и что другие суда не будут вынуждены внезапно изменять свой курс или скорость.

Раздел 161. Суда, идущие от берега, причала или дополнительного судового хода, должны беспрепятственно пропускать суда, следующие по основному судовому ходу.

Раздел 162. Судно на участках с ограниченными габаритами судового хода, в затонах, при приближении к откосу канала, берегу, при проходе вблизи земснарядов, стоящих судов, пляжей и мест отдыха, а также на участках пути, где скорость движения ограничена документами, определяющими особенности движения судов в бассейне, предписывающими знаками или обозначена на карте, должно осуществлять движение на пониженной скорости (вплоть до минимальной), чтобы не создавать опасного волнения.

Раздел 224. Когда два судна идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить ему дорогу. При этом оно не должно пересекать курс другого судна по носу. Судно, которому уступают дорогу, должно сохранить свой курс и скорость. Однако когда для него становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу, не принимает для этого соответствующих действий, оно должно предпринять меры для избегания столкновения только собственным маневром.

Раздел 227. Использование водных лыж и гидроциклов или аналогичных средств разрешается только днем при хорошей видимости и в установленных зонах БОГУ на ВВТ.

Раздел 230. Лов рыбы неводом с помощью нескольких судов, идущих фронтом, на судовом ходу не разрешается.

Раздел 231. Всем судам запрещается проходить на близком расстоянии позади судна, занятого ловом рыбы и несущего сигналы, предусмотренные настоящими Правилами.

Раздел 232. Суда, занятые ловом рыбы, не должны затруднять движение судов, следующих установленными полосами движения или рекомендованными курсами.

Мы привели не все разделы, а только основу, костяк правил. Лучше всего ознакомиться с ними в полном объёме. В знании — сила!

В заключение хочется отметить: самое главное при движении по воде — внимательно оценивать окружающую обстановку, не терять контроль над ситуацией и учитывать, что на реке, как правило, вы находитесь не в гордом одиночестве, рядом с вами также присутствуют другие рыбаки и отдыхающие.

Лобовое столкновение на большой скорости практически не оставляет шансов на выживание. Именно такие ДТП считаются самыми опасными. Ситуация усугубляется в зимний период, когда на дорогах гололедица и снег. Чтобы не растеряться и снизить риск столкновения со встречным автомобилем, нужно рассмотреть несколько способов решения данной проблемы.

Остановиться

Остановка транспортного средства предупредит столкновение, но только при соблюдении нескольких условий:

  • Встречная машина едет на небольшой скорости и начинает торможение.
  • Дорога сухая.
  • Сзади отсутствуют машины.

Резкое торможение актуально не всегда. Во-первых, можно спровоцировать занос и самому вылететь на встречку, во-вторых, избежав лобового столкновения, можно получить удар в кормовую часть.

Вильнуть вправо

Самый надежный способ уйти от лобового столкновения — прижаться к правой обочине или совсем сойти с дороги, если такая возможность есть. Если обочина занесена снегом, уходите в сторону аккуратно, чтобы машину не "засосало".

Итак, если есть возможность уйти вправо, включайте правый поворотник, чтобы водитель автомобиля со встречной полосы увидел ваши намерения, бросайте газ и максимально прижимайтесь к обочине. После этого начинайте снижать скорость. Обязательно контролируйте ситуацию — если встречный автомобиль упрямо движется на вас, постарайтесь рассчитать расстояние до него и возможность ухода от столкновения по обочине.

Вильнуть влево

Если уйти к правой обочине невозможно по определенной причине (например, полоса занята, стоит автомобиль и т.д.), можно вывернуть влево, на встречную полосу. Такое необходимо в ситуации, когда встречная машина упрямо движется на вас. Помните, что уходить влево можно при условии отсутствия машин на встречной полосе.

Уходя влево, не забудьте включить левый поворотник. Не бойтесь нарушить правила дорожного движения — жизнь намного важнее, да и наказания получится избежать, поскольку маневр был необходим для предупреждения ДТП.

Как действовать на дороге? Общие советы

Если на вас "летит" встречка, главное не паниковать. Здесь требуется спокойствие и хладнокровие. Ддействуйте уверенно и быстро, на раздумье отводится всего пара секунд. И еще несколько правил:

  • Крепко держите руль — при маневре легко потерять контроль над машиной.
  • Обратите внимание на траекторию движения встречного автомобиля и рассчитайте, в какую сторону он направляется, чтобы "объехать" его.
  • Если избежать столкновения не получается, постарайтесь сделать так, чтобы удар пришелся по касательной в бок, а не в лоб. Так меньше риска получить серьезные травмы.

Многие водители при плотном потоке на встречной полосе сразу прижимаются к правой обочине, чтобы в случае "вылета" автомобиля на встречку избежать столкновения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: