Как исполнить решение суда в узбекистане

Обновлено: 18.04.2024

Решение Арбитражного суда РФ мне присужден долг, но должник находится в Республике Узбекистан.

1. Как правильно составить документ на обращения в компетентный суд?

2.В какой компетентный суд обращаться?

3.Пошаговая инструкция моих действий.

Порядок приведения в исполнения решения иностранных арбитражных судов в Республике Узбекистан урегулирован положениями Экономического процессуального кодекса.К исполнению принимаются вступившие в законную силу судебные акты
В силу ст. 278 кодекса решения иностранных судов и арбитражей, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим в экономической сфере, признаются и приводятся в исполнение экономическими судами Республики Узбекистан, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено соответствующими международными договорами и законодательством Республики Узбекистан.
Россия и Республика Узбекистан являются участниками

Соглашение стран СНГ от 20.03.1992
«О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности»

Сведения, которые нужно указать в заявлении
1) наименование экономического суда, в который подается ходатайство;
2) наименование и место нахождения иностранного суда или арбитража и его состав;
3) наименования (фамилия, имя, отчество) лиц, участвующих в деле, их местонахождение (почтовый адрес) или местожительство;
4) сведения о решении иностранного суда или арбитража, о признании и приведении в исполнение которых ходатайствует заявитель;
5) ходатайство заявителя о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или арбитража;
6) перечень прилагаемых документов.
В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, электронный адрес заявителя или его представителя.

Данное заявление рассматривается в судебном заседании в срок, не превышающий шести месяцев со дня его поступления в экономический суд.

По результатам рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или арбитража экономический суд Республики Узбекистан выносит определение.Также суд выдаст исполнительный лист, который впоследствии можно будет предъявить на территории иностранного государства.

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов самоуправления граждан или должностных лиц нарушены его права и свободы.

Иностранные граждане вправе обратиться с жалобой в суд в порядке, установленном настоящим Законом, если международными договорами и соглашениями Республики Узбекистан не предусмотрено иное.

Лица без гражданства имеют право на обращение в суд с жалобой в соответствии с настоящим Законом.

Статья 2. Действия (решения), которые

могут быть обжалованы в суд

К действиям (решениям) государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов самоуправления граждан и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

Статья 3. Пределы действия настоящего Закона

В соответствии с настоящим Законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного суда Республики Узбекистан;

действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Статья 4. Подача жалобы

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо к должностному лицу.

Вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответ в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права и свободы которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественного объединения, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина в суд по месту его жительства или в суд по месту нахождения органа либо по месту работы должностного лица, чьи действия (решения) обжалуются.

Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы, а также к вышестоящему должностному лицу.

Статья 5. Действия суда по жалобе

Приняв жалобу к рассмотрению, суд:

истребует необходимые материалы от соответствующих органов и должностных лиц;

по просьбе гражданина или по своей инициативе разрешает вопрос о приостановлении исполнения обжалуемого действия (решения).

Статья 6. Сроки обращения в суд с жалобой

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, должностного лица в удовлетворении жалобы;

один месяц со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Статья 7. Порядок рассмотрения жалобы

Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов самоуправления граждан, должностных лиц рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Статья 8. Решение суда по жалобе

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке, установленном законодательством.

Статья 9. Исполнение решения суда

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, органов самоуправления граждан, должностных лиц, граждан и подлежит исполнению.

Решение суда направляется органу или должностному лицу, действия (решения) которых были обжалованы, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем в месячный срок со дня получения решения

суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством.

Статья 10. Возложение судебных издержек, связанных

с рассмотрением жалобы

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, или на орган либо должностное лицо, если установит, что их действия (решения) являются незаконными.


Принятый Экономический процессуальный кодекс (утв. Законом от 24.01.2018 г. № ЗРУ-461 , вступает силу 1.04.2018 г., далее – ЭПК) отличается от действующего ХПК . В частности, в него включена отдельная глава о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и арбитражей[1].

В ней определяется порядок признания и исполнения решений, принятых по спорам между участниками внешнеэкономической деятельности, т.е. субъектов, находящихся в разных государствах. В отечественном ЭПК определяется порядок признания и исполнения решений зарубежных судебных органов, в которых узбекская организация фигурирует в качестве должника, а иностранная компания – взыскатель намерена исполнить его в Узбекистане.

В обратной ситуации (отечественное предприятие – взыскатель, иностранное – должник) применяется законодательство той страны, в которой будет исполняться решение. Например, если должник находится в России и в этой стране истребуется признание и исполнение решения, принятого нашим экономическим судом, руководствоваться следует главой 31 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Прописанный в ЭПК порядок имеет ряд особенностей и действует при определенных условиях.

Во-первых, решения иностранных судов и арбитражей признаются и исполняются в Узбекистане, если это предусмотрено соответствующими международными договорами и законодательством нашей страны. Например, государства – участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов (см. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности ). Также взаимно признаются и исполняются арбитражные решения, принятые в странах-участницах Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (по состоянию на 2017 год участниками являются 156 государств).

Для справки: под судом понимается компетентный иностранный госорган, разрешающий спор между сторонами, под иностранным арбитражем – иностранная негосударственная организация, действующая на постоянной или временной основе, для разрешения спора между сторонами (например, третейский суд, международный коммерческий арбитраж и т.д.).

Во-вторых, решение иностранного суда или арбитража может быть предъявлено для признания и приведения в исполнение в течение 3-х лет с даты вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено международным договором. Если указанный срок истек или решение еще не вступило в силу – в его признании и приведении в исполнение будет отказано.

В-третьих, соответствующее заявление подается в экономический суд Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента по месту нахождения или месту жительства должника (если оно неизвестно – по месту госрегистрации должника). Т.е. межрайонные, районные (городские) экономические суды дела данной категории не рассматривают.

В-четвертых, форма и содержание заявления должны строго соблюдаться, иначе документы вернут заявителю для устранения недостатков. Заявление подается в письменной форме, подписанное заявителем или его представителем. В нем необходимо указать:

  • наименование экономического суда, в который оно подается;
  • наименование и место нахождения иностранного суда или арбитража и его состав;
  • наименования (ФИО) лиц, участвующих в деле, их местонахождение (почтовый адрес) или местожительство;
  • сведения о решении иностранного суда или арбитража, о признании и приведении в исполнение которых ходатайствует заявитель;
  • ходатайство заявителя о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или арбитража;
  • перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагается соответствующий пакет документов (ст.ст. 251, 252 ЭПК). Кроме того, отдельные бумаги подаются с заверенным переводом на узбекский язык (например, само решение, документ о том, что оно вступило в законную силу, о частичном исполнении решения и др.).

В-пятых, заявление рассматривается в судебном заседании, максимальный срок – 6 месяцев со дня поступления документов в экономический суд. Участники процесса извещаются о времени и месте его проведения, но дело может быть рассмотрено и в их отсутствие. По результатам рассмотрения экономический суд выносит определение и выдает исполнительный лист для осуществления исполнительных действий в установленном порядке .

С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в ближайшее время в информационно-поисковой системе « Законодательство Республики Узбекистан ».

Олег Заманов.

[1] На уровне кодекса данные вопросы не регламентировались, но отдельные аспекты разъяснил Пленум Высшего хозяйственного суда (в 2017 году объединен с Верховным судом – ред.) в своем постановлении от 24.05.2013 г. № 248 «О некоторых вопросах применения законодательных актов при рассмотрении хозяйственными судами дел о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства или арбитража, а также об исполнении поручения суда иностранного государства».


В 2001 году при Министерстве юстиции был организован Департамент по исполнению судебных решений организационному, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов (далее - Департамент), и его отделения на местах.

О деятельности Департамента рассказывает Боходыр ЮСУПОВ, заместитель директора этого органа.

- Баходыр Кодиржонович, расскажите о деятельности вашего департамента.

- Постановление главы государства “О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан” от 29 декабря 2012 года стимулировало дальнейшее обеспечение неукоснительного исполнения судебных актов и актов иных органов. Этот документ повлек за собой повышение эффективности деятельности Департамента, укрепление его кадрового потенциала, формирование более совершенной системы материального стимулирования труда судебных исполнителей.

Несколько лет уже работает система, ограничивающая перемещение за пределы страны должников или лиц, не исполнивших решения судов. К сожалению, она не всегда функционирует безупречно и эффективно: долг уже погашен, но сведения пограничникам о том, что гражданин уже «выездной» еще не пришли. Скоро эта система будет работать в режиме «он-лайн», что позволит не только сотрудникам Департамента, Комитета по охране госграницы, налоговых служб, органов внутренних дел, но и самому гражданину проконтролировать это процесс. Мы предполагаем, что уже в первом квартале следующего система “E-ijro” будет опробована в тестовом режиме.


В итоге достигнута необходимая открытость и доступность нашей службы. Для предотвращения злоупотреблений внедрен новый порядок продажи конфискованных автотранспортных средств и недвижимости на биржах через аукционные торги, механизм отбора на конкурсной основе оценщиков и торговых организаций, осуществляющих продажу такого имущества, и это тоже будет видно на сайте.

Одновременно с этим, Департамент осуществляет материально-техническое оснащение судов общей юрисдикции, укрепляет ресурсную базу собственных подразделений в регионах страны. Канули в Лету времена, когда в судах было холодно, темно и тесно.

- Можно выразить вашу деятельность в цифрах?

- За три квартала этого года судебными исполнителями по 1 млн 804 тысячам документов взыскано 5 трлн. 587 млрд. сумов, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 80%. За указанное время в доход государства взыскано налоговой задолженности на 1 трлн. 725 млрд. 899 млн. сумов.

Департаментом проведена работа в “Год здорового ребенка” по делам, связанным с бездействием в отношении привлечения к труду несовершеннолетних, неисполнению родительских обязанностей, обеспечению недвижимостью выпускников домов “Мехрибонлик”, незаконным использованием переданного в залог имущества.

- Существуют ли проблемы?

- Да, конечно, так как объем работы и загруженность достаточно высока. В наших обязанностях принудительное взыскание налоговой задолженности за счет имущества должника, уничтожение или продажа имущества, направленного в доход государства, взыскание штрафов от субъектов предпринимательства см.Малое предприятие:учет, налоги, право . Это привело к резкому повышению объема работы судебных исполнителей. Проблемы связаны в большей степени с тем, что не всегда оперативно можно найти реального владельца имущества потому, что своевременно не были осуществлены правоимущественные акты.

Иногда необходимо взыскать средства, которые в разы меньше затрат на проведение судебного исполнения, оценки имущества. Думается, что нормотворцам есть о чем задуматься.

Часто сложно найти лиц, уклоняющихся от алиментов своим детям или престарелым родителям. Бывает, что предприятие, на котором работник получил травму, всячески не выплачивает полагающегося пособия. В этом случае велика роль органов самоуправления граждан, профсоюзов и других гражданских институтов, которые могут повысить ответственность причастных лиц в отношении социально-уязвимых членов общества.

Мы активно сотрудничаем с МВД и для решения проблем ежемесячно передаем в его Информационный центр электронную базу по нарушениям, связанным с неисполнением судебных решений, а также административным правонарушениям.

- Как ведется работа с кадрами вашей службы?

- В приоритетах Департамента остается работа по подбору и расстановке на местах кадров см.Кадровый консультант , повышение их квалификации, осуществление превентивной деятельности по предотвращению правонарушений среди судебных исполнителей.


За 9 месяцев этого года из 317 кандидатур, отобранных в резерв сотрудников системы Департамента, было отобрано и принято на работу 184 молодых специалиста. 70 сотрудников повысили свой профессиональный уровень в Центре повышения квалификации юристов в Ташкенте. В этом Центре уже несколько лет организованы курсы подготовки и переподготовки судебных исполнителей, а для подготовки специалистов этой сферы в учебные программы высших юридических образовательных учреждений включен предмет "Ведение исполнительного дела". Надо сказать, что сотрудники Департамента каждые 3 года повышают свою квалификацию в различном формате на базе учебных и специальных заведений.

- Как работате с населением, предпринимателями?

- Мы проводим разъяснительные мероприятия для представителей субъектов предпринимательства. На особом контроле исполнение решения судов по защите материальных и имущественных интересов представителй бизнес-сообщества. Органы Департамента совместно с субъектами предпринимательства объективно разбираются по каждому случаю, стараясь оказывать практическую помощь. Совместно со СМИ и другими институтами гражданского общества в этом году проведено свыше 300 информационных мероприятий. При этом используем печатные и электронные средства массовой информации.

Департамент всегда открыт для диалога с госорганами, кредитными организациями, гражданами для обеспечения верховенства закона, как главной составляющей правового демократического государства.

Беседовал Маъруф Усманов.

Публикации по теме:

* Необходимую информацию можно найти в программных продуктах «Norma»: Законодательство Республики Узбекистан и других, а так же ознакомиться с интересными примерами, связанными с тематикой правоприменения в соответствующих разделах Справочной службы "Мы отвечаем!"

Взыскание задолженности в СНГ

В России трудно взыскивать долги. Но еще труднее, когда кредитор и должник находятся в разных странах СНГ или Таможенного Союза. Конвенции и международные договоры только в общих чертах определяют порядок взыскания подобной задолженности. К тому же данная процедура зачастую осложняется политическими, экономическими, национальными и даже психологическими факторами. Тем не менее даже с такими долгами можно успешно работать.

I. Нормативная база

Нормативная база, регламентирующая порядок взыскания задолженности в СНГ и Таможенном Союзе, включает в себя международные договоры и внутренние законы государств. Прежде всего, это Нью — Йоркская Конвенция 1958 года о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, затем «Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», подписанная странами СНГ в Киеве, а также две «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Они приняты в Минске и Кишиневе в 1993 и 2002 годах.

Кроме международных актов процесс взимания долгов в интересах зарубежных субъектов регулируется внутригосударственными Кодексами и законами. Так, в России исполнение иностранных судебных решений достаточно подробно описано в АПК и ГПК РФ, в Казахстане — в ГПК РК, а в Белоруссии данный вопрос раскрывается в ХПК РБ (Хозяйственном процессуальном Кодексе). Наряду с вышеуказанными нормативными актами, судебные инстанции каждой страны руководствуются ещё и разъяснениями своих Верховных Судов.

II. Порядок взыскания задолженности

Признание решения и выдача исполнительных документов

В СНГ существует принцип экзекватуры. Он состоит во взаимном признании судебных решений, принятых в странах, входящих в содружество. Исключением из этого правила является процесс реализации решений, существующий между Россией и Белоруссией. О нем мы расскажем чуть ниже. Пока же рассмотрим экзекватуру. Её суть заключается в том, что взыскатель подает обычный иск к зарубежному ответчику в своей стране, получает решение, а затем направляет данный акт, в судебный орган зарубежного государства по местонахождению (или регистрации) должника.

Стоит также помнить, что истец направляет в зарубежный суд не только решение о взыскании долга, но и прикладывает к нему целый пакет документов. Прежде всего — это ходатайство (или заявление) о разрешении принудительного взыскания. Кроме него в пакет входит оригинал либо копия решения, бумаги, подтверждающие извещение ответчика о заседаниях и вызове его (либо представителей) в суд, платежные поручения, указывающие на частичное исполнение (если оно, конечно, было), а также документы, свидетельствующие о согласии контрагентов на применение договорной подсудности.

Далее, заявитель должен уплатить ещё и госпошлину. Она перечисляется в национальной валюте страны, куда направляются документы. Реквизиты можно узнать через интернет на сайте соответствующего суда. Прежде чем перечислять пошлину, рубли надо будет конвертировать в другую валюту. А это дополнительные затраты.

Следует также знать, что ошибки и небрежность в подготовке документов недопустимы. Ведь бумаги направляются в зарубежную инстанцию, и она будет, словно под лупой, рассматривать решение своих коллег. И те недочеты на которые снисходительно смотрит национальный суд будут рассматриваться за рубежом в качестве грубейших ошибок. Поэтому кроме международных соглашений следует изучить еще законы и кодексы зарубежного государства, регламентирующие порядок подтверждения решений иностранных судов. Они зачастую более подробно описывают данный процесс, чем международные конвенции. А если у кредитора нет такой возможности, то он должен найти представителя в стране должника, либо обратиться в специализированную компанию у себя на родине.

Зарубежный суд по местонахождению (или регистрации) должника рассматривает документы и выносит определение о выдаче или об отказе в выдаче исполнительного листа.

Если суд решил удовлетворить заявление, то он выдает исполнительный лист. Последний направляется представителем кредитора или сами судом (если истец ходатайствовал об этом) в местный исполнительный орган. В России — это отдел судебных приставов, а в Казахстане, например, подобные решения исполняют частные судебные исполнители.

Процесс исполнения решений в бывшем СССР в принципе идентичен. Исполнители списывают деньги со счетов должника, ограничивают выезд из страны, накладывают аресты на собственность и средства в кредитных организациях.

Это довольно распространенный вариант взыскания задолженности. Истец оформляет доверенность на юриста, живущего в государстве, где находится дебитор, и доверенное лицо отстаивает в национальном суде интересы кредитора. Проблем здесь нет. Тем более, что доверенности, оформленные на территории стран СНГ, не требуют консульской легализации. Единственным минусом подобного взыскания может быть высокая стоимость таких услуг. Они по карману далеко не всем истцам. Поэтому многие взыскатели предпочитают подавать заявления у себя на родине.

Взыскание задолженности в досудебном порядке с помощью специализированных коллекторских и юридических агентств

Этот вид взыскания задолженности получил свое распространение в последние 10 — 15 лет. В основном им занимаются юридические и коллекторские агентства, имеющие сеть представительств в странах СНГ, либо целенаправленно занимающиеся сбором долгов в интересах зарубежных клиентов. В своей работе они используют два способа — непосредственные переговоры с должником, а также судебное взыскание в местных судах. Полномочия таких агентств подтверждаются доверенностями, выданными кредитором.

Проблемы

Например, российская фирма в ноябре 2018 г. взыскала в арбитраже крупный долг с казахстанского контрагента. Затем решение вступило в силу. Далее организация отправила его в Казахстан. Там судебный акт подтвердил Межрайонный специализированный суд города Шикмента и выдал исполнительный лист. В итоге частные приставы возбудили производство лишь в конце апреля 2019 г. И это вполне приемлемый результат. Бывает и гораздо дольше. Особенно, когда должник выражает свое несогласие или начинает процедуру обжалования. Тогда у кредитора резко возрастают ещё и расходы на местных юристов и адвокатов.

Вторая сложность, встающая перед взыскателем — это незнание нюансов хозяйственного или арбитражного законодательства страны куда направляется заявление. Человек, закончивший юридический факультет в России чаще всего не знает всех тонкостей процессуального законодательства в Казахстане или Киргизии. А украинский юрист вряд ли знаком с аспектами российского гражданско — процессуального или арбитражного права. В результате российские, украинские, казахские и другие юридические форумы стран СНГ просто переполнены просьбами юристов к своим коллегам о помощи в подтверждении решений. Чаще всего затруднения вызывает подсудность направления материалов, оплата госпошлины, а также оформление документов. В результате юристы месяцами (а то и годами) подтверждают решения в бывших «братских» республиках. Так, в 2013 году российская фирма более полугода пыталась подтвердить решение о взыскании долга на Украине, получив два отказа от судов этой страны по причине нарушения подсудности и неверной суммы госпошлины. В итоге юрист Санкт-Петербургской компании всё-таки подтвердил злосчастный судебный акт, но потерял на этом 7 месяцев.

Впрочем, данная проблема, как раз и решается проще всего. Если у взыскателя есть деньги, то он может нанять представителя в стране нахождения должника, привлечь юриста, знающего законодательство страны исполнения решения, либо просто обратиться за помощью в специализированную фирму, оказывающую подобные услуги в его государстве.

Следующая проблема тесно связана с политикой. Она проявляется в период ухудшения отношений между странами. Чем они хуже — тем сложнее добиться признания судебного решения на территории страны должника. Яркий пример тому — Россия и Украина. Суды двух стран сегодня неохотно признают решения своих коллег. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что это касается в основном знаковых компаний. Мелкий, средний и даже крупный бизнес по-прежнему подтверждает решения судов своих стран на территории России и Украины. Так, в 2016 году Московский арбитражный суд подтвердил взыскание долга с Когалымавиа в пользу украинского предприятия, а совсем недавно один из хозяйственных судов Украины взыскал деньги с украинского же завода в пользу корпорации МиГ. Другой вопрос, что подобные случаи стали встречаться гораздо реже чем раньше и это негативно сказывается на украинском и российском бизнесе.

А это говорит нам ещё и о слабом знании судьями международного права и законов страны должника. Подобная проблема свойственна всем судам бывшего Советского Союза. Судьи, как правило, хорошо знают законодательство своей страны, но имеют слабое представление о нормах, действующих в государстве должника. В результате вынесенные решения не могут быть вообще подтверждены, а кредитор несет дополнительные затраты и терпит колоссальные убытки.

Выводы

Итак, порядок взыскания задолженности за рубежом регулируется не только международными конвенциями и договорами, но и законодательством страны должника. В силу своего суверенитета, государства не признают решения, вынесенные зарубежными судами. Такие акты, в обязательном порядке, подтверждаются судом той страны, где проживает или находится должник. А это существенно усложняет и замедляет процедуру взыскания.

Поэтому есть только два пути для работы с подобными долгами. Первый заключается в том, что кредитор подаёт иск в национальный суд, а затем направляет решение в зарубежный для подтверждения. Далее взыскание идет по правилам страны пребывания должника. Второй вариант выглядит немного проще. Кредитор обращается через своего представителя в суд, страны должника и взыскивает долг по её законам.

Какой из вариантов выбрать? Решать только кредитору. Первый вариант кажется менее затратным, но он занимает много времени. К тому же всегда существует опасность что иностранный суд не подтвердит решение. А если и подтвердит, то потом всё-равно придется платить зарубежным представителям для сопровождения взыскания. Так, что придётся нести дополнительные затраты.

Второй путь быстрее. Но он дороже, так как необходимо платить иностранным юристам за работу в зарубежном суде. А у них, как правило, по таким делам очень высокая стоимость услуг. И такие расходы под силу только крупным компаниям или очень богатым людям. Поэтому взыскание долга за рубежом, в любом случае, является дорогостоящей и сложной процедурой с непредсказуемым результатом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: