Как гринев отреагировал на приказ пугачева признать его государем

Обновлено: 27.03.2024

Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.

Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь Микула Селянинович, выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.

Святогор уступает по популярности в культуре и искусстве другим богатырям. Герой упоминается в легендарной сказке «Илья Муромец», снятой режиссером Александром Птушко в 1956 году. В ленте, созданной по мотивам былин, а также произведений Александра Пушкина, главенствующий богатырь получает в дар меч великана.

Размер - Четырехстопный хорей.
Тропы - метафоры, эпитеты, аллегории. (блаженные две тени, тайна скромного челна)
Стихотворение скрывает в себе переживания автора. Образ реки для поэта является роковым.

1) Талантливый писатель- это вдохновленный писатель, писатель от природы.Талант писать стихи или др. произведения есть дар природы.
*** Я обожаю Достоевского, на мой взгляд это самый талантливый писатель.

2) Талантливый читатель - ценитель литературы, творческий читатель, это тот читатель, который не просто много читает, а тот, кто умеет ценить литературу, писателей, поэтов, умеет анализировать их произведения, видит талант автора.
*** Я читаю много, но не могу отнести себя к талантливым читателям.

3) Творческое воображение - богатое воображение, фантазия, это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи.
*** У моего брата творческое воображение: читаю книгу, он по ходу придумывает ситуации и потом сверяет их с авторским замыслом.

4) читать вдумчиво - читать, вникая в содержание и смысл, это значит, понимать смысл и идею прочитанного, по ходу чтения оценивать и авторское умение, и содержание произведения.
*** Мама говорит, что самое главное, это научиться читать вдумчиво, тогда и пересказывать будет легко.

5) найти точные слова - выразить свою мысль ясно и четко.
*** Когда ты нервничаешь, невозможно найти точные слова, все время сбиваешься с одной мысли на другую.

6) стремление к лучшему - влечение к лучшему, это значит, совершенствоваться, много учиться, достигать все новых и новых вершин в своем развитии и жизни.
*** Мама говорит, что у Сашки всегда есть стремление к лучшему, но лень вперед него родилась.

ы и Петербурга. Замечательно нарисованы картины русской природы.

Сюжетную основу «Евгения Онегина» составляет любовная тема, взаимоотноше­ния Евгения и Татьяны. Оба они — люди исключительные. Татьяна и Онегин воспи­таны в той высокой культуре чувств и форм их выражения, которая была результа­том столетнего развития России в тесном общении с европейской культурой. Их образы соотносятся не в противопоставлении добродетели и порока, а как две духовно рав­ные величины, которые выглядят чужими в окружающей среде и должны были бы быть вместе. Почему этого не случилось? Почему любовь пришла к Онегину тогда, когда Татьяна уже не смогла ее принять, так как к тому времени «была другому от­дана» и будет «век ему верна»?В эпоху декабристского движения, определенных гражданских требований к лич­ности Пушкин задумал Онегина как человека противоречивого, сложного, высмеива­ющего невежество и предрассудки окружающего общества. Но в самом Онегине этих предрассудков среды, против которых он восставал, предостаточно. Он вел рассеян­ный светский образ жизни, убил на поединке друга, берег свою свободу. А зачем? Пуш­кин разглядел в этом образе современного ему молодого человека не только черты бун­таря Чацкого, но и черты еще не созданного Обломова.

Образ Акулины Ивановны помогает лучше понять главного героя. Алеша очень любил свою бабушку. Эта женщина заменила ему мать и обогрела своей любовью. Акулина Ивановна изображается как полная противоположность своего мужа – добрая, ласковая, сопереживающая. Особую душевную боль ей приносили ссоры сыновей и побои мужа. Она была недовольна порядками, царящими в доме, но оказалась не в силах что-либо изменить. То, что бабушка была добрым человеком, подтверждали и ее глаза, излучающие теплый свет. На ее долю выпало множество испытаний. Одно из самых суровых – гибель пятнадцати детей. Только трое выжили. Акулина Ивановна стала для Алеши самым важным человеком, добрым ангелом, наставляющим на путь истинный. Она всеми силами старалась уберечь внука от жестокостей жизни и злых людей. Некоторые использовали доброту бабушки в корыстных целях, но она ни на кого не могла долго обижаться. Материальные блага не играли важной роли в жизни Акулины Ивановны. Бабушка очень страдала, когда погиб Цыганок. Но она считала, что все события, даже самые печальные, происходят по воле Божьей. Когда произошел пожар, Акулина Ивановна открылась Алеше с другой стороны. Она оказалась решительной, смелой, умеющей отдавать четкие распоряжения. После этой трагедии мальчик был вынужден побираться. Бабушка плакала все чаще, беспокоясь о будущем внука. Образ бабушки был настолько светлым, искренним, настоящим, что сохранился в душе главного героя на долгие годы. Она стала олицетворением силы духа, неугомонности. Акулина Ивановна никогда не сидела без дела, постоянно хлопотала по хозяйству, не жалея себя. В этом был смысл ее жизни – быть полезной окружающим, несмотря на то, что они не понимали такой жертвенности. На пожаре у Акулины Ивановны обгорели руки. Несмотря на это, она не отказала в помощи и приняла роды, превозмогая боль. А когда пятеро мещан набросились на мужика, она, не раздумывая, бросилась к дерущимся с коромыслом, чтобы остановить жестокую несправедливость. Бабушка была человеком с твердой жизненной позицией. Неожиданные повороты судьбы не изменили ее моральных принципов. В радости и горе, в богатстве и бедности она была доброй и отзывчивой, достойной безусловного уважения.

Помогите пожалуйста. Прочитайте что Мери Баркер говорит о своей школе и расскажи о своей.Мне нужно примерно 10-14 строк

Петруша Гринев молодой парень попал по воле судьбы в пугачевский бунт. Он служил под Оренбургом в Белогорской крепости.

Во время взятия крепости войском Пугачева Гринев отказался служить ему, он давал присягу и офицерская честь не давала ему право служить врагу. Даже у Пугачева это убеждение молодого человека вызвало уважение, он оставил его в живых. Гринев проявил мужество и верность отчизне, он в отличии от Швабрина, настоящий дворянин и офицер, который с риском для жизни сохранил свою честь и достоинство. Так же он был честен по отношению к своей невесте Маши Мироновой, сделал все для сохранения жизни и чести девушки.

Естественно, что для Петра Гринёва, героя произведения "Капитанская дочка", Александра Сергеевича Пушкина, верность воинскому долну, верность царю, родине и своей присяге, это не пустой звук, а образ жизни.

Пётр Гринёв так воспитан с детства. Его принципы верности проявляются совершенно чётко при взятии крепости Пугачёвым, когда Гринёв отказывается служить бунтовщикам даже под угрозой смерти.


В отличие от другого персонажа повести, Швабрина Пётр Гринёв не приемлет предательства даже под угрозой своей жизни.


Несомненно, Пётр Гринёв- образец верности Родине.


Хотя Гринёв и понимает причины бунта Пугачёва и во многом сочуствует самому Пугачёву, но верность присяге не велит ему поступить иначе и он сражается с восставшими.

Гринев не рвался служить, по крайней мере не рвался служить в такой глуши, как Оренбургская степь.

Но приняв присягу, став воином, он начал честно выполнять свои обязанности. Он рос в семье отставного военного, много лет служившего Родине и это не могло не отразится на характере и образе мыслей самого Гринева. Он точно также видело высшую честь человека в верности долгу, Родине и присяге.

Когда Пугачев, еще не узнавая Гринева, приказывает его повесить, Гринев готов твердо встретить свою смерть. Когда Пугачев милует Гринева, тот отказывается признавать в мятежнике государя и вставать на его сторону. Он честно признается, что если ему прикажут идти на Пугачева, он не колеблясь выполнит этот приказ.

Далее Гринев дает дельные советы генералу, коменданту Оренбурга, но к его мнению не прислушиваются. Гринев нарушает свой долг во имя любви, отправляясь в Белогорскую крепость самовольно, но он не становится изменником и снова повторяет свой отказ служить Пугачеву.

Молодой Петр Гринев проявил завидную твердость духа и мужество, он с честью служил Родине и ни разу не запятнал эту честь. его совесть была спокойна даже во время суда, потому что Гринев знал, что ему нечего стыдиться своих поступков, Родине он не изменил.

Пугачев в этом известном романе не показан как однозначный злодей. Как доброта и жестокость могут уживаться в одном человеке, что писать в сочинении, какие примеры можно привести, какая характеристика добрых и жестоких качеств характера у Пугачева из романа "Капитанская дочка"?

Все мы от природы наделены определенными качествами, в том числе добротой и жестокостью. Но человек живет не в вакууме, и каждое событие в его жизни тем или иным образом откладывает отпечаток на его характер. Мне кажется только добрых или только жестоких людей не существует.

Что такое доброта? Это отзывчивость, человеколюбие, добросердечность, которые проявляются в помощи другим людям, желании сделать что-то хорошее, умении поставить интересы других людей выше своих собственных, способности простить и так далее.

Жестокость находит выход в грубом отношении ко всему живому, в причинении боли и ущерба здоровью и жизни, и, даже, просто в равнодушии.

Любой, даже самый добрый человек при определенных обстоятельствах может быть жестоким.

Вернемся к образу Пугачева в повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка". Чего в нем больше: жестокости или доброты?

Наверное, каждый читатель на этот вопрос ответит для себя сам.

Давайте вспомним эпизоды из повести, в которых проявлялась доброта Пугачева.

Он помог рассказчику повести Петру Гриневу, сопровождавшему его Савельичу и ямщику во время страшного бурана добраться до человеческого жилья. Пугачев не бросил их в метели на произвол судьбы, можно сказать, спас. Это, безусловно, добрый поступок. За этот поступок Гринев отблагодарил вожатого своим заячьим тулупом. Тогда он еще не знал, с кем свела его судьба во время бурана.

Во время второй встречи Пугачева и Гринева, после захвата мятежниками крепости, в которой служил Гринев, Гринева должны были повесить по указанию главаря мятежников, коим оказался давешний вожатый, уже один раз спасший Петру Гриневу жизнь. К счастью, Савельич напомнил Пугачеву о подаренном заячьем тулупе, и тот отменил свой приказ, хотя Гринев так и не признал его государем.

Наконец, именно к мятежнику и разбойнику Пугачеву, дворянин Петр Гринев обращается за помощью, когда его заклятый "друг" Швабрин собирается силой жениться на дочке погибшего от рук мятежников мятежников коменданта крепости Марье. И Пугачев не отказывает ему в помощи, сам лично вместе с Гриневым едет к Швабрину разбираться в ситуации и защищать сироту.

Это примеры добрых поступков, характеризующих Пугачева, как человека благодарного, справедливого и по-своему доброго, но.

При взятии каждой крепости он, не задумываясь, отдает приказы убивать всех, кто не то, что выступает против него, а даже просто людей, не признающих его государем. Вспомним жуткую сцену повешения коменданта Белогорской крепости Ивана Кузмича. Его жена Василиса Егоровна просто кинулась с телу мертвого мужа, но приказу Пугачева ее зарубили.

Пугачева также мало волновало, что в осажденном им Оренбурге гибнут от голода люди.

В разговоре с Гриневым на его вопрос, зачем ему этот бунт, Пугачев отвечает, что ему очень хочется добраться до столицы и побыть владыкой, как Григорию Распутину. Мне представляется, что Пугачевым двигало не столько желание добиться лучшей доли для крестьян, сколько стремление побыть у власти.

То есть жизни людей, ставших безвинными жертвами бунта, его не интересовали. И все эти жертвы нельзя объяснить или оправдать какой-то великой целью.

Все мы люди, добры к кому-то, жестоки с кем-то. Чуть ли не каждый день нам приходится выбирать между добром и злом, добротой и жестокостью. Порою наша доброта к одному человеку оборачивается жестокостью для другого. Пугачеву также были не чужды такие человеческие качества, как доброта и благородство.

Но с моей точки зрения, он - человек в большей степени жестокий, чем добрый.

Не все так просто и даже Пугачев, казалось бы - злодей отъявленный, все равно для него человеческое явно не чуждо - он готов ответить на добро аналогичным образом. Произведение доносит до нас тот факт, что в каждом в общем-то человеке есть одновременно и доброта, и жестокость. Тут только соотношения разные. Ведь подарок тулупа он запомнил (хотя он и был благодарностью за то, что подвез когда пурга была), поскольку сделан он был искренне, и ведь отплатил такой же доброй монетой, причем многократно превышающей по значимости. Так что Гринев, можно сказать - несколько раздул едва тлевшие угольки доброты в Пугачеве и он откликнулся. Вот именно это и следует делать всем нам и тогда жестокий мир, окружающий нас, станет хоть немного, но добрее и жестокости в нем поубавится.

Капитанская дочка. Повесть Александра Сергеевича Пушкина.

Доброта и жестокость. Направление итогового сочинения ЕГЭ 2018\2019 по русскому языку и литературе. Попытаемся понять, чего больше в Пугачёве, доброты или жестокости.

По моему мнению ответ очевиден. Пугачёв имел далеко идущие цели и достичь их он мог только жестокостью к своим противникам и добротой к своим сторонникам.

В частности, он беспощадно расправляется с защитниками Белогорской крепости, но в то же время отностся по хорошему к людям, которые ему присягают и даже просто прощает Гринёва за то, что он когда-то помог Пугачёву, отдав свой тулупчик.

Но Пугачёв, всё-таки больше жестокий, ведь он типичный представитель русского бунта, который Пушкин характеризует в повести как бессмысленный и беспощадный.



Безусловно в таком герое, как Емельян Пугачёв соединены воедино такие кажется не совместимые качества, как доброта и жестокость.

Жестокость Пугачева проявляется в его бунте, он не щадит ни кого, следуя к своей цели, Пугачев казнит Мироновых, не жалеет на своем пути ни кого.

Но, повстречав в буран Гринева, помог ему и, как кажется проникся к нему. Петр Гринев благодарен ему за помощь и поэтому дарит с барского плеча свой заячий тулуп. Пугачёв благодарен ему в ответ за его щедрость, ведь именно это и спасает потом Гринева от казни вместе с другими жителями крепости.

Но на этом доброта Пугачева не заканчивается, он помогает освободить Машу, он следует по велению своей души, которая скорее всего не доконца погрязла в злости и жестокости.

Герой произведения "Капитанская дочка"Емельян Пугачев - личность неоднозначная, он вызывает, как положительные эмоции, так и отрицательные.

С одной стороны - это жестокий человек, который готов на все ради достижения своей цели, Пугачев беспощаден и грубый.

Но как ни странно, этому человеку не чуждо и такое понятие, как доброта. Если человек к нему человек идет с добром, то и он отвечает добром. Пример такой ситуации - это когда Пугачев выручает Гринева, он запомнил, как тот ему дал теплый тулуп. То есть, в Пугачеве есть и доброта.

Чего же больше в Пугачеве доброты или жестокости? На мой взгляд, все-таки жестокости, но и доброта в нем тоже присутствует.

Прочитав роман "Капитанская дочка" я тоже задумалась каким представлен Пугачев читателям.

С одной стороны он добр к Гриневу, проявляет к нему милосердие за когда-то сделанный им поступок. Хотя многим знакома поговорка - на войне, как на войне. Такой милосердный поступок характеризует Пугачева как человека долга.

Но с другой стороны в нем очень много жестокости, так как убийства, которые он совершал ничем не оправдать.

Все же жестокости в Пугачеве больше.

На мой взгляд реально доброты в Пугачеве намного больше, чем жестокости. прежде всего он сам был простой человек и уважал труд и себя не щадил. Он даже, как выражаются коммунисты, пощадил классового врага Гринева. Да и еще и помогал ему. Естественно что именно доброта к русскому народу толкнула его на то что он совершил. Ну а жестокость это просто необходимость. В то время и тем более в борьбе с угнетателями народа иначе и нельзя.

"Капитанская дочка" - одно из самых значительных по глубине сюжетной линии, по вопросам морали и нравственности произведений. Одной из прекрасно раскрытых тем является тема о "доброте и жестокости", в том числе это относится к показанному автором образу Емельяна Пугачева. Этот самозванец, претендующий на власть, у Пушкина показан двояко, противоречиво. С одной стороны не может быть добрым виновник кровопролития, бунта русского народа. С другой стороны - это человек, не лишенный представления о доброте, великодушный в порывах, умеющий помнить хорошее отношение.

Впервые автор знакомит с одним из главных героев в тот момент, когда Петр Гринев направляется в Оренбург и останавливается посреди дороги, застигнутый метелью. Тогда Емельян Пугачев, имени которого пока сюжет не раскрывает, помогает Петру Андреевичу, показав путь к жилищу, чтобы переночевать и переждать непогоду. За это молодой человек снимает с себя практический новый заячий тулуп, жертвуя вещь бедному мужичку, который на себя натягивает одеяние, заставляя трещать нитки.

Во второй раз Гринев встречается с самозванцем, когда тот уже предводитель бунтарей, которые захватывают одну крепость за другой. Но вспомнив барского сына, которого просит пощадить старый слуга Савельич, прося за хозяина, Емельян Пугачев прислушивается, не трогает ни самого офицера, ни его сопровождающего. Более того, он не трогает Савельича, даже когда тот предъявляет список с расхищенным имуществом, отворачиваясь, словами Петра Андреевича, - "в порыве великодушия". А на другой день позволяет уехать, не сомневаясь, что офицер достигнет своих частей и будет воевать против него же, Пугачева. Но все равно отпускает, да еще дает лошадь, овчинный тулуп и денежное вознаграждение (которое, правда, осталось никак не выданным).

Доброта проявляется не только при первой встрече к Гриневу. Во второй раз тоже щадит дворянина, когда тот пытается проехать незамеченным мимо постовых, а потом доставляется на суд Пугачева и его окружения. Более того, Пугачев слышит о девушке, которую принуждают к замужеству, лично намереваясь ехать, чтобы наказать Швабрина. Впрочем, того он тоже отпускает с увещеванием не попадаться на глаза. Даже узнав, кто есть Маша, - дочь Ивана Кузьмича, а не дочь попа, - тоже Пугачев ее щадит ради Гринева, отпуская ехать, куда угодно.

Даже при последней встрече при трагических для Пуачева обстоятельствах, бунтарь видит в толпе Петра Андреевича и вежливо кивает, что говорит о силе душевной, об умении помнить добрые поступки, поступать благородно, тактично, запоминать хорошее, быть великодушным.

Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью- качествами, которые присущи отцу. Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Присягнув Пугачёву- убийце Машиных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку Пугачёва- значило предать все жизненные идеалы, предать честь. Гринёв не мог преступить морального кодекса и жить подлой жизнью предателя. Лучше было умереть, но умереть героем.

Потому что он - человек высоконравственных убеждений и не мог нарушить свою клятву императрице, человек чести!

Никогда человек не может предугадать, как сложится его жизнь, однако предположить, какие действия и поступки он совершит в той или иной ситуации, — возможно. Нравственные и моральные нормы и законы, которые человек усваивает в детстве, очень сильно влияют на его поведение и во взрослом возрасте.

Петр Гринев воспитывался, не зная строгих запретов и наказаний. Однако глубоко порядочные родители и честный дядька Савельич, приставленный к маленькому Петруше, посеяли в душе мальчика многие положительные качества: доброту и щедрость, честность и порядочность, стремление к справедливости и развитое чувство долга.

Впервые встретившись с Пугачевым, Гринев и не подозревал, что судьба свела его с вожаком крестьянского восстания. Петр искренне хотел отблагодарить неожиданного помощника, невзирая на возмущение Савельича. Однако наступило время, когда Пугачев пришел к стенам Белогорской крепости как враг, убийца и разбойник. Много бед принес этот человек защитникам крепости. Крестьяне не слишком церемонились с теми, кто оказывал им сопротивление. У защитников Белогорской выбор был небогатым: либо достойно принять смерть, как капитан Миронов и его жена, либо стать предателем и перейти на сторону врагов, признав Пугачева царем, как Швабрин. Второй вариант, конечно же, был абсолютно неприемлемым для Петра Гринева. Приготовившись к смерти, он не боялся за себя. Когда оказалось, что Пугачев — его старый знакомый, Петр вел себя с честью и достоинством. Верный своему слову и долгу, Гринев отказался присягать новоявленному «государю» . Не стал он и обещать, что не выступит против повстанцев, если Пугачев подарит ему свободу: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу» . Подобная смелость могла обернуться трагедией. Но Гринев предпочел бы честную смерть подлому существованию предателя. Так Петр выполнил завет отца: «Береги честь смолоду».

ГрИнев отказался служить Пугачеву, потому что выполнял наказ отца :"Служи верно, кому присягнешь, за лаской начальства не гоняйся, от службы не бегай. Береги честь смолоду".

Какие свойства личности Гринёва проявились в приведённом эпизоде романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Как понять выражение «свойства личности»? Черты характера. Значит, читая текст, мы сразу обратим внимание на слова или словосочетания, характеризующие Гринева.

Несколько минут продолжалось обоюдное наше молчание. Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такою непритворной весёлостию, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему.

– Что, ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось. А покачался бы на перекладине, если б не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, – продолжал он, –но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов. То ли ещё увидишь! Так ли ещё тебя пожалую, когда получу своё государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?

– Чему ты усмехаешься? – спросил он меня нахмурясь. – Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо.

Я смутился: признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком – было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостию. Я колебался. Пугачёв мрачно ждал моего ответа. Наконец (и ещё ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою. Я отвечал Пугачёву: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышлёный: ты сам увидел бы, что я лукавствую».

чтоб я был государь Пётр Фёдорович? Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька. Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы, и в князья. Как ты думаешь?»

– Нет, – отвечал я с твёрдостию. – Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург.

Пугачёв задумался. «А коли отпущу, –сказал он, – так обещаешься ли по крайней мере, против меня не служить?»

– Как могу тебе в этом обещаться? – отвечал я. – Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник, сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь –Бог тебе судья; а я сказал тебе правду.

Моя искренность поразила Пугачёва. «Так и быть, –сказал он, ударя меня по плечу. –Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Завтра приходи со мною проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уж дрёма клонит». (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

Отвечая на вопросы, которые можно сформулировать, чтобы проанализировать эпизод, мы сможем определить, какие черты характера Гринева проявляется в этой сцене.

О чем свидетельствует смех и усмешка Гринева в самом начале? (Он не боится Пугачева, несмотря на то что только-только избежал казни)

Обратите внимание на следующий момент: «Я смутился…» Почему именно это чувство испытывает? Как объяснить раздумья Гринева, его колебания? Как долго эти колебания продолжались? (Герой недолго колеблется, принимая правильное решение, собственно, и размышления его связаны не со страхом за жизнь. Дело не в трусости или малодушии – скорее всего, в данный момент Гринев просто подбирает правильные слова, чтобы смелость была смелостью, а не «бесполезной хвастливостию»)

Какой глагол использует Гринев, чтобы передать свое состояние, когда принимает окончательное решение? Как это его характеризует? («Чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою». Герой – человек чести, он в точности исполняет завет отца: «Береги честь смолоду». Это подтверждает и эпитет, который передает состояние Петруши, когда он отказывается служить Пугачеву: «Нет, – отвечал я с твёрдостию»)

Как вы думаете, только ли из-за тулупчика пощадил Пугачев Гринева? Ведь самозванец не просто не казнил героя – он его отпустил. Почему? Перечитайте последний абзац. Какое еще свойство личности Гринева надо отметить? (Его искренность. Петр обо всем говорит правдиво и искренне, не скрывая даже то, что ему самому невыгодно: «Не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего». Он и с разбойником честен, отказывается от незаслуженных наград)

Подведем итог. Какие черты характера Гринева раскрываются в предложенном отрывке?

Главный герой Пушкина – искренний, смелый человек, для которого самое главное – честь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: